Научная статья на тему '2017. 01. 034. Судьба белорусской провинции: социологический анализ / Смирнова Р. А. , Кузьменко Т. В. , Смирнов В. Э. , Балакирева Т. С. ; под общ. Ред. Смирновой Р. А. - Минск: Беларуская навука, 2015. - 435 с'

2017. 01. 034. Судьба белорусской провинции: социологический анализ / Смирнова Р. А. , Кузьменко Т. В. , Смирнов В. Э. , Балакирева Т. С. ; под общ. Ред. Смирновой Р. А. - Минск: Беларуская навука, 2015. - 435 с Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
155
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛАРУСЬ / ПРОВИНЦИЯ / ПРОВИНЦИАЛЬНОСТЬ И СОЦИУМ / ПРОВИНЦИАЛЬНОСТЬ И КУЛЬТУРА / ПРОЦЕССЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 034. Судьба белорусской провинции: социологический анализ / Смирнова Р. А. , Кузьменко Т. В. , Смирнов В. Э. , Балакирева Т. С. ; под общ. Ред. Смирновой Р. А. - Минск: Беларуская навука, 2015. - 435 с»

АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ

2017.01.034. СУДЬБА БЕЛОРУССКОЙ ПРОВИНЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / Смирнова Р.А., Кузьменко ТВ., Смирнов В.Э., Балакирева Т.С.; под общ. ред. Смирновой Р.А. - Минск: Беларуская навука, 2015. - 435 с.

Ключевые слова: Беларусь; провинция; провинциальность и социум; провинциальность и культура; процессы территориальной идентификации населения.

Коллективная монография сотрудников Ин-та социологии НАН Беларуси посвящена дискуссионной теме о роли провинции и провинциальности в культуре и социуме. В Беларуси исторически сложились специфические взаимоотношения центра (столицы) и периферии (провинции), отличные от российских и связанные с местом страны в геополитическом пространстве. В отличие от столичных Москвы и Санкт-Петербурга, которые были непререкаемыми образцами для других городов России, Минск не играл такой роли не только для областных городов Могилева, Витебска, Гродно, Бреста, но и для меньших - Борисова, Мозыря, Несвижа, Вол-ковыска, Лиды. С середины XX в. роль и значимость малых городов Беларуси радикально изменились. Их экономическое развитие сводилось к моноэкономике, ориентированной на обслуживание отраслей аграрной сферы, и в результате - к потере качества субъ-ектности местными сообществами (городами). Вместе с этим происходило стирание культурных особенностей в менталитете, способах деятельности и духовной жизни горожан. Отсюда -снижение человеческого потенциала, потеря провинциальным городом социокультурного своеобразия. Подобные процессы наблюдаются во всех развитых странах мира. По данным на 2013 г., в белорусских городах проживают 82% всего населения страны, в российских - 74% всего населения РФ, в США - 75% (с. 7).

Приоритетной целью исследования стало выявление основных формирующихся на мезо- и микроуровнях факторов, определяющих региональную специфику социальных ресурсов местных сообществ белорусской провинции, процессы территориальной идентификации населения, возможности самореализации и повышения социального статуса. Методология изучения провинции в

данной книге опирается на два наиболее приемлемых, как считают авторы, подхода: социокультурный и региональный (регионологи-ческий). Для решения поставленной задачи нельзя обойтись только социологическими методами. Необходимы пока слабо разработанные в отечественной социологии методы и методики из различных культурсоциологических теорий, практикуемых в мировой культурологи и социологии. В качестве важнейшего источника использовались результаты социологических исследований, проведенных авторским коллективом в 2009, 2011-2014 гг., а также эмпирические данные, полученные сектором социологии села Института социологии НАН Беларуси в 2014 г., которые приведены в «Приложении». Работа состоит из введения, семи глав, заключения и приложений.

В главе первой «Белорусская провинция в условиях глобализации и регионализации социальных процессов» провинциальное сообщество характеризуется как социальный ресурс развития с присущим ему образом жизни и анализируются факторы, обусловливающие региональную специфику местных сообществ - малых городов и сел - в белорусской провинции. Факторами региональной специфики на макроуровне являются место и роль Беларуси в глобальном разделении труда, макроэкономические процессы в обществе, обусловленные социально-экономической стратегией государства. Специфика провинциальных сообществ обусловливается также активно формирующейся тенденцией к мирсистемным образованиям, с наличием разнообразных технологических зон, обладающих собственным хозяйственным укладом, институциями, мотивациями и потребностями. «Такой технологической зоной для нашей страны является объединение с Россией и Казахстаном, где разделение труда не так жестко, а в аграрной сфере сохраняются относительные самостоятельность и универсализм видов, а также возможность разнообразия организационных форм хозяйственной деятельности от крупных предприятий, среднего и малого бизнеса до фермерства и домашних хозяйств товарного типа» (с. 58).

Мезоуровень в системе факторов специфики провинциальных сообществ составляют климатические, пространственно-территориальные, отраслевые и социокультурные особенности, формирующие их региональный профиль. Недооценка в общественном мнении населения страны сельского образа жизни и важно-

сти труда аграриев в обеспечении продовольственной безопасности страны также ослабляет хозяйственные и духовные связи провинциальных сообществ. Это приводит наиболее мобильную часть населения, в первую очередь молодежь, к маргинальности, неукорененности, склонности к миграционной модели поведения.

На микроуровне, т.е. с точки зрения конкретного человека, вся эта система социального воспроизводства обусловливает его поведение и социальное самоопределение.

Глава вторая «Ценностные ориентации и социальные установки как основа самоидентификации, социальной адаптации и интеграции местных сообществ» выявляет основные факторы специфики провинциального менталитета, в первую очередь, наличие (или отсутствие) в нем концентрированного культурно-исторического опыта населения. Практическая задача - актуализация этого опыта в гражданской деятельности населения.

Второй фактор связан с влиянием степени урбанизации и социализации городского социального пространства. Вследствие необходимости совмещать как сельский, так и городской образ жизни, возникает феномен средовой маргинальности - «ситуация несовпадения локусов личного бытия и объективных характеристик среды, несовпадение личных и средовых структур - ситуация, когда личностные параметры (мотивы, установки, смыслы) не совпадают с параметрами среды (ландшафтом, архитектоникой, функциональным назначением, символическим содержанием)» (с. 64). Средовая маргинальность может приводить как к пространственной, так и к территориальной деградации городов и, как следствие, к ослаблению инновационного характера городской среды.

Исследование специфики менталитета основывается на понимании его как сложного комплекса потребностей, мотивов и ценностных ориентаций личности. Современная исследовательская традиция рассматривает систему ценностей как универсальную устойчивую структуру приоритетов, определяющую желаемый жизненный проект и систему ориентаций индивида.

В системе жизненных ценностей жителей малых городов и сел (агрогородков) Беларуси доминирующими оказались ценности человеческой жизни (93,6%), здоровья (52,1%), семьи (77,1%) и детей (81,3%). Вместе с ними в группу предпочитаемых ценностей вошли любовь (39,4%), материально обеспеченная жизнь (31,4%),

работа (31,4%), самореализация (30,6%), душевный покой (30,3%) и благополучие страны (24,8%). К ценностям, имеющим среднюю по уровню значимость, респонденты отнесли образование, знания (21,8%), помощь людям (19,3%), самоуважение (18,7%), дружбу (17,4%). Низший статус - менее 15% - получили такие ценности, как вера (14,9%), свобода и независимость поступков, суждений (10,5%), карьера, высокое положение в обществе (7,2%), возможность получать удовольствие, развлекаться (5,8%), творчество (5,5%), богатство (3,6%), общественное признание, известность, репутация (3,6%). Структура важнейших ценностей незначительно коррелирует с полом и возрастом респондентов (с. 67-68).

Полученные результаты согласуются с данными социологических исследований по всем регионам, что свидетельствует об общих для страны тенденциях в сфере ценностных ориентаций. Происходит движение ценностной структуры «простого человека» в сторону преобладания ценностей личной жизни и физической выживаемости над всеми остальными, что свидетельствует о трансформации менталитета жителей малых городов Беларуси в сторону индивидуализации.

Появилась и расширяет свое влияние «мораль успеха», ранее не характерная для белорусов: так, 83,4% опрошенных считают, что они стали такими, какие они есть, главным образом благодаря собственным усилиям; 60,6 утверждают, что главное - это инициатива, предприимчивость, поиск нового в работе и жизни; хотели бы заняться предпринимательской деятельностью 14,3% респондентов. Однако практическую реализацию эта установка получает не столь явно: только 2,5% опрошенных уже занимаются бизнесом, 0,3% - фермерством и столько же агротуризмом.

Для этого существуют и объективные причины, касающиеся в первую очередь молодежи до 30 лет. Данная категория респондентов отмечает малый выбор профессий на рынках труда малых городов и сел. Кроме того, сельские профессии не обладают достаточным социальным престижем, чтобы привлечь выпускников школ, а затем и вузов, и молодые специалисты, получив нужные городу профессии, остаются там, а временная миграция на время учебы имеет все шансы превратиться в постоянную.

В третьей главе «Материальные ресурсы и система жизнеобеспечения местных сообществ малых городов и сельских поселе-

ний» анализируется соотношение объективных (количественных -заработная плата, доступные товары и услуги) и субъективных (степень удовлетворенности материальным достатком, условиями труда и быта) показателей уровня и качества жизни. Ежегодные данные мониторинга общественного мнения Института социологии НАН Беларуси свидетельствуют, что с 2002 по 2014 г. в 4-5 раз (с 2,4 до 13,2%) увеличилось число респондентов, отметивших хорошее материальное состояние. В полтора раза увеличилось число опрошенных со средним достатком - с 35,3 до 56-58% и более чем в два раза уменьшилось количество респондентов с плохим материальным состоянием - с 58,6 до 25-24%. Однако резкого улучшения ситуации после 2005 г., для которого был характерен позитивный сдвиг, не произошло (с. 120-121).

Согласно опросу 2006 г. 82% участвующих считали, что государство должно гарантировать такой уровень жизни, чтобы не было бедных. Население провинции продолжает мыслить в парадигме «жить как все», с патерналистскими надеждами на справедливое государство. Вместе с тем открытость современных стран для связей с мировым сообществом обусловливает рост потоков потребительских товаров, а также возникновение новых стандартов потребления, формирование иных материальных символов социального статуса. Представления о «нормальной жизни» связаны с представлениями о достатке. Это количественно-качественная категория, объединяющая в себе такие понятия, как мера, избыток и недостаток, ценность.

В 2007 г. был проведен качественный анализ этой категории в понимании населения Беларуси с использованием методов case-study и глубинных интервью с жителями села. Выяснилось, что превышение субъективно нормального дохода над действительным характерно для большинства людей. Такая ситуация свидетельствует о росте потребностей и выступает импульсом к развитию определенной экономической жизненной стратегии: человеку свойственно ставить перед собой новые цели.

К числу базовых характеристик достатка в первую очередь относятся жилищные условия с высоким уровнем коммунального благоустройства, возможность обеспечения семьи качественными продуктами питания, а также наличие развитой социальной инфраструктуры - транспорт, образование, здравоохранение.

К социальным ресурсам развития провинциальных территорий (глава четвертая) в контексте данного исследования автор относит социальные структуры, т.е. сами сообщества жителей; социальные субъекты - органы самоуправления и общественные организации; социальные технологии - программно-целевое управление, включая Интернет и медиапространство. Системы жизнеобеспечения и социального самочувствия провинциальных сообществ Беларуси, как показывают результаты сравнительного исследования, имеют региональные особенности (глава пятая).

В главе шестой «Социально-профессиональная структура белорусской провинции» предлагается новый взгляд на критерии классообразования в современном обществе. Данный подход позволяет рассмотреть не только состояние и функции в обществе так называемых непопулярных классов (рабочих и крестьян), но и процессы самоидентификации, классового самосознания и соответственно их социальной субъектности (с. 196).

Утверждение о том, что крестьянство как класс уже не существует и что его уход с исторической арены есть результат «бесчеловечной политики» советской власти в сфере сельского хозяйства, является если не лукавством, то по меньшей мере подменой научного анализа современного положения дел в социальной структуре общества штампами обыденного мышления, считает авторский коллектив. В то же время принятое в современном обществоведении отнесение всех жителей села к крестьянам не позволяет изучать проблему крестьянства ни в количественном, ни в качественном отношении. «Перевод и ориентация в наше время высокотехнологичного сельскохозяйственного производства на мелкотоварное частное хозяйство, основанное, как правило, на полуавтоматизированном и ручном труде, является не только шагом назад в деле обеспечения продовольственной безопасности страны, но и фактором, снижающим человеческий, культурный, экологический и экономический потенциал сельского сообщества», - отмечается в работе (с. 234).

В качестве одной из гипотез процесса классообразования в современном сельском обществе можно выделить значение индустриализации современного аграрного производства и определить основные категории сельских жителей, занимающихся физическим трудом: 1) живущие в сельской местности, но работающие на про-

изводстве в городе и ведущие городской образ жизни; 2) работающие в индустриализованной аграрной сфере, но живущие по нормам сельской жизни; 3) работающие на собственном подворье и ведущие товарное хозяйство при сохранении крестьянского уклада. Именно последние и образуют собственно крестьянство. Крестьяне составляют около 15% от числа опрошенных, сельскохозяйственные рабочие - 85%.

Работу заключает глава седьмая «Человеческий потенциал трудовых ресурсов АПК». Понятие «человеческий потенциал» в отличие от понятий «человеческий капитал» и «трудовые ресурсы» отражает сущность не только экономических явлений, но выступает методологической основой для объяснения и прогнозирования общественного развития, подчеркивают авторы.

Осуществить социологический анализ состояния кадрового потенциала агросферы, а также учесть степень удовлетворенности трудом и условиями его осуществления позволил опрос работников этой сферы в феврале 2014 г. Выборочная совокупность составила 800 человек, среди которых были представлены респонденты всех регионов Беларуси. Данные опроса показали, что уровень заработной платы является определяющим не только для степени удовлетворенности трудом, но и выработки аграриями своих трудовых и жизненных стратегий. Подобные ответы обусловлены объективными причинами: зарплата у аграриев остается одной из самых низких в республике. Второй причиной низкой привлекательности труда в сельхозпроизводстве являются тяжелые условия работы.

При этом в общем объеме продукции сельского хозяйства на долю личных хозяйств населения приходится 80,2% картофеля, 68 других овощей, 29,5% яиц, тогда как в крупных хозяйствах производятся зерновые, сахарная свекла, технические культуры (с. 318). В личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) хозяйство ведется семей-но-родственным коллективом на арендуемых участках с целью получения продуктов питания и дополнительных доходов. Данный сектор сельхозпроизводства постоянно сокращается. Тем не менее с точки зрения доступности и близости к привычному образу жизни сельского населения ведение личного подсобного хозяйства является наиболее приемлемым и испытанным способом замещения и компенсации материальных и денежных поступлений из общественного производства. Подсобное хозяйство обеспечивает его вла-

дельцу в большей степени не материальную поддержку, а психологическую уверенность в наличии источника выживания в тяжелой жизненной ситуации. Предпосылкой к переходу части ЛПХ натурально-потребительского типа к мелкотоварному производству могло бы стать стимулирование производства экологически чистых продуктов питания. Однако ее производителям необходима помощь в изучении спроса населения, маркетинговом сопровождении и продвижении произведенной продукции.

Т.Б. Уварова

2017.01.035. ПЛОХИЙ С. РУССКИЙ ВАВИЛОН: ДОМОДЕРНЫЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В РОССИИ, УКРАИНЕ И БЕЛАРУСИ ПЛАХ1Й С. Русю Вавшон: Дамадэрныя вдентичнасщ у' Раси, Украше 1 Беларуси - 2-е выд., папрауленае. - Смаленск: 1нбел-культ, 2014 г. - 300 с.

Ключевые слова: Россия, Украина, Беларусь; современные восточнославянские идентичности; межгосударственные отношения.

В предисловии, обращенном к белорусскому читателю, автор, профессор Гарвардского университета, занимающийся новейшей историей Центральноевропейского региона, объясняет, почему он принял предложение о переводе книги, написанной на английском языке и опубликованной в США1, на белорусский язык. Это уже второе издание авторизированного перевода, оно опубликовано в России, а первое было издано в Польше и Литве при участии Литовского института белорусистики2. Проблемы современных восточнославянских идентичностей в контексте взаимоотношений с соседними государствами относятся к числу востребованных и остродискуссионных. Попытки найти истоки этнического и гражданского самосознания населения постсоветских России, Украины

1 Plokhy S. The origin of the Slavic natiojns: Premorden identities in Russia, Ukraine and Belarus. - Cambridge univ. press, 2006. - XIX, 379 p.

Плахий С. Русю Вавшон: Дамадэрныя вдентичнасщ у' Расп, Украше i Беларусг - Беласток: Беларускае пстаричнае таварыства; Вильня: 1нстытут беларусютыю, 2012. - 300 с. - (Научная и популярная литература о ранней славянской истории в Республике Беларусь издается на русском языке как наиболее широко используемом. - Прим. реф.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.