Научная статья на тему 'Рынки труда и учебных услуг: вопросы госрегулирования'

Рынки труда и учебных услуг: вопросы госрегулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
42
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев О. В.

The article dwells on labor and educational services markets adapting to the new conditions of economic development, to transition to innovative economy in particular. The development of regional labor force balances is suggested as a means of offsetting professional labor supply-demand, and balancing educational services demand and supply on the part of federal and regional educational base.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Николаев О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor Markets and Markets for Educational Services: State Regulation

The article dwells on labor and educational services markets adapting to the new conditions of economic development, to transition to innovative economy in particular. The development of regional labor force balances is suggested as a means of offsetting professional labor supply-demand, and balancing educational services demand and supply on the part of federal and regional educational base.

Текст научной работы на тему «Рынки труда и учебных услуг: вопросы госрегулирования»

РЫНКИ ТРУДА И УЧЕБНЫХ УСЛУГ: ВОПРОСЫ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ

О.В. Николаев

Подготовка и закрепление квалифицированных

кадров, специалистов высшего и среднего звена на предприятиях - ключевой вопрос инновационного развития страны. К сожалению, сегодня государственные органы управления практически выпустили его из-под контроля, перестали заниматься проблемами подготовки специалистов, их увязкой с реальными потребностями экономики. Последствия этого известны: из-за того что государство ушло с рынка образования, предприятия потеряли целое поколение специалистов. Полностью перестала функционировать система среднего профессионально-технического образования, которая готовила техников, лаборантов, токарей, слесарей, фрезеровщиков. Реальная картина состояния кадрового обеспечения в промышленности значительно отличается от требуемой. Отмечаются существенное снижение уровня квалификации кадров, особенно молодых, потеря интереса людей к эффективной работе, ослабление социальной защищенности, утрата жизненных перспектив. Критическое положение сложилось с квалификацией руководителей и специалистов верхнего звена управления предприятиями, а также рабочих-станочников, наладчиков, макетчиков и т. д. Практические меры, принимаемые в этом направлении, носят зачастую бессистемный характер и не дают ожидаемых результатов.

Понимая, что, не обеспечив подготовку и закрепление кадров, трудно рассчитывать на эффективную работу, многие предприятия и институты начали самостоятельно решать эту проблему, исходя из своих реальных условий и экономических возможностей. Вместе с тем реальность такова, что произошедшие в российском обществе глубокие экономические и политические преобразования не могли не привести к крупным изменениям в российской системе образования. Они затронули практически все ее компоненты - содержание образования, методы и формы

О.В. Николаев

обучения, управленческие структуры, финансирование и т. д. Суть происходивших изменений сводилась к двум основным задачам - сохранить и приумножить те положительные моменты, которые были характерны для советской образовательной системы, с одной стороны, и, с другой - ориентировать общую и профессиональную подготовку на потребности, вытекающие из перехода к рыночной экономике.

Ключевыми тенденциями развития образования в прошедшее десятилетие явились его децентрализация и адаптация к новым требованиям рынка труда. При этом сложные и противоречивые процессы, происходящие в стране, прежде всего быстрая и масштабная социальная и региональная дифференциация, ставят перед образовательной системой ряд новых проблем, в том числе связанных с переходом к инновационной экономике. Результативность реформы в этой сфере сегодня следует измерять показателями качества образования, его доступности и соответствия потребностям рынка труда.

В то же время высшее образование испытало на себе серьезные структурные сдвиги российской промышленности в сторону сырьевых отраслей и сферы услуг. Так, при общем росте спроса на высшее образование снижается количество студентов в технических вузах, при этом растет приток студентов на экономические, правовые и гуманитарные специальности, в высшие учебные заведения культуры и искусства. В этих условиях большинство российских вузов, в том числе инженерного профиля, открыли набор на экономические и правовые факультеты. Однако в целом этот эксперимент пока не слишком удачен, так как спросом эти профессии пользуются в основном у выпускников нескольких престижных высших учебных заведений.

Проблема подготовки кадров неоднократно затрагивалась президентом России В.В. Путиным. В частности, он отмечал: «Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят себе работу по специальности. Массовый охват высшим образованием сопровождается снижением уровня его преподавания. При этом по сравнению с советским периодом почти утроился прием в вузы. При таком количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране». По его мнению, следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников учебных заведений работало по специальности. Речь, разумеется, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании

Рынки труда и учебных услуг: вопросы госрегулирования

потребностей государства в необходимых ему специалистах. При этом возможно заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок либо вернуть деньги, затраченные государством на его обучение.

Современный рынок труда выдвигает высокие требования к качеству подготовки специалистов. Чтобы быстро адаптироваться к новым условиям, выпускник должен обладать широким спектром знаний и умений в различных сферах: работа на компьютере, умение пользоваться современными технологиями, знание иностранных языков, навыки менеджмента и экономического анализа, а также специализироваться в какой-либо конкретной области и иметь опыт работы. Всеми из перечисленных качеств выпускники высших учебных заведений зачастую не обладают в должном объеме. Кроме того, как показывает анализ рынка труда, у работодателя нет особых проблем с подбором специалистов с высшим профессиональным образованием - рынок труда трудоизбыточен, и сегодня мало специальностей, по которым спрос превышает предложение.

Невозможность трудоустройства по полученной в вузе специальности снижает эффективность высшего образования. Главной причиной сложившейся ситуации является отсутствие механизма, способного регулировать процессы подготовки и трудоустройства молодых специалистов в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы.

В результате ликвидации государственного распределения выпускников учебных заведений молодой специалист оказался в двойственном положении. С одной стороны, не связанный договором с работодателем, он может свободно распоряжаться собой, с другой - в условиях растущей безработицы проблема трудоустройства усложняется. Нередко, чтобы занять соответствующую вакансию, выпускнику приходится пройти переподготовку. В рыночной экономике лучшая гарантия не остаться без работы - непрерывное образование, повышение квалификации в сочетании с потенциальной готовностью к профессиональным перемещениям, смене характера труда, конкретного рабочего места.

Следует сказать, что кризисные явления во многих специальностях инженерной профессии, подготовке специалистов в системе высшего образования накапливались давно. Наибольший урон престижу этих специальностей и инженерного образования в целом наносило постепенное выхолащивание сути этой

О.В. Николаев

профессии. Все большая доля инженерного корпуса и научно-технических кадров использовалась в сфере управленческого труда, в работе конторского характера. По данным социологических исследований, собственно инженерным трудом было занято лишь 30% дипломированных инженеров, а сложным умственным трудом - не более 10%.

Другим негативным фактором стала неоправданная массовость выпуска инженеров, бесхозяйственность в приеме на работу специалистов по завышенным штатным расписаниям, отсутствие экономического регулирования численности штатов, стремление количеством инженеров компенсировать их безынициативность и некомпетентность. Окончательный приговор престижу инженерного труда был вынесен укоренением практически самого низкого уровня оплаты труда на должностях, занимаемых дипломированными инженерами, который не имел аналогов во всем промышленно развитом мире.

Сложившиеся в стране в период проведения радикальных реформ социально-экономические условия не только усугубили эти явления, но и породили новые причины кризиса в этой сфере. Регресс промышленного производства, уменьшение объемов отраслевых НИОКР, изменение экономической конъюнктуры привели к осложнению ситуации на рынке интеллектуального труда, снизилась потребность в инженерных и научных кадрах, идет значительное их сокращение. Условия трудоустройства молодых специалистов по специальности крайне ухудшились. Договорные связи между вузами и предприятиями, НИИ и КБ на подготовку специалистов - единственный реальный механизм - работает с весьма низким результатом. Заключенные договоры нарушаются, оплата недостаточна и нестабильна, не обеспечивается социальная защита выпускников. Отсутствуют приемлемые именно сегодня нормативные акты, регулирующие договорные отношения вуза, выпускника и предприятия по подготовке и трудоустройству молодых специалистов.

В последние годы попытки государственных органов управления на федеральном, а чаще региональном уровнях по регулированию рынка труда (РТ) и рынка учебных услуг (РУУ) оказались, за редким исключением, низкорезультативными. Сложная социально-экономическая ситуация в стране, кризисное состояние наукоемких отраслей промышленности требуют усиления централизованного регулирования спроса и предложения на рынке труда, а нестабильная ситуация, наличие большого количества естественных монополий, искаженный спрос

Рынки труда и учебных услуг: вопросы госрегулирования

работодателей и другие факторы не позволяют рассчитывать на саморегулирование в сфере труда и занятости. Как показали исследования, это регулирование наиболее эффективно на уровне региона, где существует сложившийся народно-хозяйственный комплекс, определенный уровень потребностей у работодателей в рабочей силе различного уровня квалификации и сеть учебных заведений, обеспечивающих эти потребности. На уровне региона возможно проследить и спрогнозировать перспективы его развития, сбалансировать рынок профессий и рынок учебных услуг, регулирование которых является довольно сложным процессом. На наш взгляд, в современных условиях эта деятельность должна носить упреждающий характер, быть в значительной мере централизованой и опираться на уже сложившиеся структуры управления занятостью, образовательной сферой, сферой подготовки и переподготовки кадров и т. п. В дальнейшем при стабилизации ситуации в промышленности возможно появление других механизмов регулирования и усиление саморегулирования в этой сфере.

Обобщение практики регулирования рынка труда и рынка учебных услуг в ряде регионов позволяет выбрать наиболее эффективные организационные решения и технологию совместной деятельности региональных органов управления и специализированных структур. В состав участников этой деятельности должны входить:

органы по труду и образованию в составе региональной и местной администраций;

территориальные отделения федеральной службы занятости населения;

кадровые подразделения предприятий; общественные объединения и организации (совет ректоров вузов, колледжей, союз работодателей, профсоюзы и т. п.);

научно-аналитические подразделения и лаборатории, занимающиеся этими проблемами.

Координировать усилия всех участников, разрабатывать основные критерии оценки деятельности, прогнозировать ситуацию в этой сфере и принимать упреждающие меры должна администрация региона. Основными целями координационной деятельности являются:

достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы за счет регулирования подготовки кадров, модернизации и создания новых рабочих мест;

О.В. Николаев

обеспечение эффективного использования кадрового потенциала региона и возможностей образовательных учреждений;

обеспечение гибкости системы подготовки кадров, учет текущих и перспективных запросов рынка труда;

обеспечение действенного мониторинга рынка профессий и рынка учебных услуг;

минимизация средств, необходимых для осуществления процессов регулирования.

Необходимо подчеркнуть, что приоритет в этой деятельности должен быть отдан перспективному регулированию, поскольку удовлетворение текущего кратковременного спроса возможно в большей степени с использованием механизма саморегулирования рынка. На наш взгляд, текущий спрос не в полной мере отражает тенденции развития экономики региона и ситуации на рынке труда в первую очередь из-за кризисного состояния обрабатывающей промышленности и неблагоприятного инвестиционного климата. Поэтому основным подходом к регулированию должно стать максимальное использование прогнозной информации, опирающейся на существующие программы перспективного развития региона и отдельных секторов экономики на региональном и федеральном уровнях.

Важно также обеспечить принцип системности в регулировании рынков труда и учебных услуг, что означает обеспечение эффективных обратных связей и взаимообусловленной деятельности всех участников. Принципиально важным является и то, что эта работа должна начинаться с определения текущих и перспективных целей развития профессиональных рынков труда и рынка учебных услуг, в увязке с программами развития региона.

Основными этапами деятельности по регулированию РТ и РУУ, требующими централизованного регулирования, являются:

выбор приоритетов развития РТ и РУУ; методическое обеспечение и организация сбора необходимой информации для организации мониторинга РТ и РУУ; анализ и оценка ситуации на РТ и РУУ; разработка прогнозов развития РТ и РУУ (прогноз спроса на рабочую силу по профессиям для всех категорий работников, предложения рабочей силы, спроса на учебные услуги и их предложение со стороны региональной учебной базы);

разработка проектов решений по проблемам регулирования и развития РТ и РУУ (частным случаем таких решений может быть разработка проектов целевых программ);

Рынки труда и учебных услуг: вопросы госрегулирования

согласование этих проектов с компетентными органами управления и с субъектами РТ и РУУ;

организация и контроль выполнения решений (определение исполнителей, сроков, всех видов обеспечения, оценочных показателей).

Основной критерий, наиболее часто употребляемый для оценки планов и программ развития рынка труда, - минимизация разрыва между спросом на рабочую силу по профессиям и ее предложением - необходимо использовать для оценки эффективности текущего регулирования рынка.

Перспективное регулирование должно опираться на выбранные приоритеты социально-экономического развития региона. На практике это означает постоянную работу по достижению баланса спроса и предложения по ограниченному перечню наиболее важных для региона профессиональных групп, содействие формированию прогрессивной профессионально-квалификационной структуры, характерной для каждого региона, достижение динамического равновесия между потребностями приоритетных отраслей в кадрах и возможностями их подготовки на всех уровнях.

Необходимо подчеркнуть, что обеспечение сбалансированности требует постоянных усилий по регулированию РТ и РУУ на различных уровнях со стороны всех структур, поскольку рынок труда очень подвижен и представляет собой сложную многоуровневую систему. Поэтому очень важна координационная работа, позволяющая сконцентрировать усилия всех участников на выбранных приоритетных направлениях деятельности. В этих условиях большое значение для организации системы регулирования РТ и РУУ имеет деятельность администрации региона, которая должна обеспечить эффективную координацию усилий системы подготовки кадров, служб занятости и работодателей. В первую очередь необходима увязка деятельности Управления образования и Департамента занятости населения региона, поскольку первые руководят уже сложившейся сетью учебных заведений, а последние собирают данные о рынке труда и являются потребителями учебных услуг по переподготовке и повышению квалификации кадров. Кроме того, они имеют подразделения по профориентации и адаптации безработных и молодежи.

Увязку их деятельности необходимо осуществлять на основе договора о сотрудничестве как долговременной программы

О.В. Николаев

развития системы профессионального обучения незанятого населения. В договоре определяются направления совместной деятельности и обязательства сторон, конкретизированные планом мероприятий. Приоритетными направлениями этой совместной деятельности данных региональных органов являются:

отработка перечня профессий и специальностей для организации профобучения и повышения квалификации взрослого населения на основе прогноза состояния рынка труда региона;

создание совместной справочно-информационной базы данных о возможностях профессиональной подготовки незанятого населения региона;

разработка системы мер по переподготовке кадров при массовом высвобождении молодежи, инвалидов и других социально слабо защищенных категорий населения.

Эффективна также разработка специального соглашения между администрацией региона, профсоюзными структурами и работодателями, которое должно предусматривать определенные мероприятия по формированию и регулированию РТ и РУУ, осуществляемые участниками по предотвращению безработицы. Возможно подписание и локальных договоров, например между предприятиями и службами занятости, о гарантированном предоставлении рабочих мест по направлениям последней. Осуществление совместной деятельности требует создания новых исполнительных структур и привлечения уже существующих организаций. Одним из эффективных решений может быть развертывание постоянно действующей сети профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации безработных и незанятого населения.

Для управления РТ и РУУ необходимо обеспечение сбора информации о состоянии рынков (мониторинг), ее анализ, обеспечение доступа к ней всех заинтересованных структур. Система мониторинга предполагает расчет оценочных и контрольных показателей функционирования РТ и РУУ с установленной периодичностью. Данные расчета необходимо сравнить с нормативными показателями как для региона в целом, так и по отдельным отраслям и сферам деятельности. Особенно это важно для отраслей, численность и структура занятых в которых регулируется государственными органами. Анализ и оценка спроса и предложения на рынке профессий может вестись с применением следующей формы (форма 1).

Рынки труда и учебных услуг: вопросы госрегулирования

Форма 1

Форма учета спроса на рабочие места в профессиональном разрезе

Наиме- Числен- Размер Размер Дополни-

нование ность за- заработной притяза- тельная

профессии нятых (по платы по ний по квали-

методике последне- оплате фикация,

МОТ) му месту труда подтверж-

работы денная

докумен-

тально

1 2 3 4 5

Основой оценки фактического регионального спроса и предложения рабочей силы является построение профессионально-квалификационной структуры сложившегося хозяйственного комплекса с учетом намеченных перспектив его развития, передового отечественного и зарубежного опыта. Шкала оценки должна строиться исходя из выявленного расхождения между запланированными и фактическими величинами и определения минимального размера этого расхождения, превышение которого рассматривается как фактор снижения эффективности деятельности по регулированию РТ и РУУ.

Анализ и оценка ситуации на РТ и РУУ основываются на данных мониторинга и результатах составления баланса трудовых ресурсов региона, включающего данные о спросе и возможностях обеспечения дополнительной потребности в рабочей силе по источникам его удовлетворения. Основным информационным источником для анализа рынка профессий должен являться региональный баланс трудовых ресурсов. Практика его составления в последние годы свидетельствует о неполном его заполнении: практически отсутствуют данные об источниках покрытия дополнительных потребностей в кадрах. Анализ предложения на рынке учебных услуг можно вести по следующей форме (форма 2).

О.В. Николаев

Форма 2

Анализ потребности в учебных услугах по профессиональным группам и специальностям

Наименование профессиональной группы и отдельной специальности (по необходимости) Объем выпуска Дополнительная потребность Отклонение

1 2 3 4 5 6

Анализ спроса и предложения по профессиям проводится путем определения профессионально-квалификационной структуры потребности и наличия незанятой рабочей силы, построения динамических рядов, индексов изменения долей отдельных профессиональных групп в общем объеме спроса и предложения, сопоставления выявленных тенденций с изменением экономического (в первую очередь налогового и монетарного) характера в пределах рассматриваемого периода времени. Следует также рассчитывать коэффициенты корреляции отобранных факторов, определяя их влияние на изменения в профессионально-квалификационной структуре спроса и предложения рабочей силы. Полученные данные рекомендуется рассматривать в качестве первоначальных ориентиров при прогнозировании изменений на РТ и РУУ.

При проведении анализа необходимо также привлекать данные научных и социологических исследований по изучению тенденций изменения спроса на профессии, их общественного престижа и изменения спроса на учебные услуги по этим профессиям. По результатам анализа определяется перечень профессий (специальностей), по которым возможно обучение безработных граждан с последующим трудоустройством или самозанятостью. На основе этого заключаются соглашения с органами профессионального образования.

Создание перечня рыночных специальностей позволит иметь инструмент для планирования переподготовки кадров. Создавать его следует под эгидой службы занятости, так как он отражает текущие потребности региона в рабочей силе. К его созданию должны активно привлекаться потенциальные потребители - работодатели. Однако кроме общего перечня профессий необходимо иметь определенную унифицирован-

Рынки труда и учебных услуг: вопросы госрегулирования

ную систему требований к каждой специальности, поскольку требования ЕТКС слишком общие и не учитывают особенности рыночной экономики и региональной компоненты. Имея систему нормативных требований, возможно с использованием специальных тестов определять уровень подготовки по данной специальности конкретных работников и составлять программу доучивания, а также обеспечивать подготовку специалистов, отвечающую запросам работодателей, что позволит правильно планировать подготовку и переподготовку кадров, обеспечить качество подготовки. Кроме текущего перечня необходима разработка и перспективного, основанного на прогнозах и планах развития региона.

Таким образом, проблема государственного регулирования рынков труда и учебных услуг является весьма важной в современных условиях госрегулирования экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.