маркетингу услуг, основанный на разделении услуг на типы в соответствии с двумя основными критериями, может стать основой для выяснения тех неясных моментов, которые были упомянуты в начале статьи. На основе предлагаемого деления можно создать единую модель маркетинга услуг, учитывающую специфику каждого типа услуг. Конечно, данный подход к маркетингу услуг нуждается в дальнейших исследованиях, которые в первую очередь должны касаться принципов разделения услуг на типы и тщательной проработки теории маркетинга услуг для каждого типа, образованного в соответствии с данной классификацией.
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
2. Борисов Б. Услуги. Правовой режим реализации. М., 1997.
3. Кляйнальтенкамп М. // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1.
4. Ворачек X // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1.
5. Новаторов Э. // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 4.
6. Стандартизация и сертификация в сфере услуг / под ред. А. Ракова. М., 2002.
7. Котлер Ф. Маркетинг, гостеприимство, туризм. М., 1998.
8. Новаторов Э. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 3.
9. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика. СПб., 2002.
10. Стаханов В. Маркетинг сферы услуг. М., 2001.
11. Статистика рынка товаров и услуг / под ред. И. Беляевского. М., 1997.
Поступила в редакцию 10.07.2006 г.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА
О.Н. Горбунова
Gorbunova O.N. Ways for improvement the formation of labour resources of the region. The article concerns with the problems of the formation of labour resources of the region under the modern social-economical conditions, introduces an approach to the formation of labour resources on the regional level. The suggested approach is implemented in the social-economical space of the region by ways of foundation and development of the integrated investment and information field, which includes the subjects participating in the formation of regional labour resources and having an interest for the formation of qualitative labour resources of the region. This field is characterized by the integrity of economical subjects functioning as a communicative system securing the correspondence of the forming labour resources with the needs of the region.
Социально-экономическое развитие в последней четверти XX в. отмечено возрастающей ролью человеческого фактора. В современной экономической системе человеческие трудовые ресурсы играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ, в обеспечении качественных параметров экономического роста. Именно эти ресурсы, по мнению ученых-экономистов и руководителей бизнеса, будут определять перспективы развития экономики в наступившем веке. Меняется структура занятого населения: растет доля работников более высокого уровня квалификации и интеллекту-
ального труда. Повышение качественных характеристик рабочей силы становится обязательным условием не только для успешной деятельности отдельных фирм, но и для общества в целом.
Изменение роли человеческих трудовых ресурсов находит отражение, с одной стороны, в высоком уровне требований к рабочей силе, с другой - в росте затрат со стороны государства, частного бизнеса и самого населения на развитие человеческих ресурсов.
Трансформация трудового ресурса на всех уровнях управления экономикой (федеральном, региональном, муниципальном, ло-
кальном) приводит к значительному изменению деятельности по его формированию и включению в трудовую деятельность. XXI в. ставит перед системой профессионального образования принципиально новые задачи. В первую очередь, это связано с тем, что человеческая цивилизация еще с конца прошлого века начала переход в качественно новое состояние, в совершенно новую эпоху, в условия экономики знаний.
В современном мире образование является одним из основных факторов, определяющих экономический рост страны, ее социокультурное развитие. Для личности образование выступает одновременно экономическим и социальным благом, основой развития человека. «Общепризнано, что человеческие ресурсы, ..., накопленные знания, информация и опыт образуют основной материал, закладываемый в фундамент экономического процветания ведущих стран мира» [1]. Таким образом, усиление роли знаний, информации в общественном развитии, постепенное превращение знаний в основной капитал принципиально изменяют роль сферы образования в структуре общественной жизни современного мира, воспроизводстве трудового ресурса.
Особое значение имеет формирование человеческого потенциала, его уровень и качество, профессиональная подготовка, обеспечивающая мобильность и конкурентоспособность трудовых ресурсов. В условиях экономики знаний, развертывания высоких технологий, упомянутые качества требуют не просто формирования, но и постоянного обновления знаний большинства специалистов, что в сочетании с преобразованиями в политической, экономической и социальной сферах жизни российского общества за последние годы привело к возникновению серьезных противоречий в профессиональной ориентации и подготовке трудовых ресурсов.
Одна из важных проблем связана с формированием трудового ресурса, с уровнем образования рабочей силы и ее квалификационно-профессиональной подготовки. Ранее существовавшее отраслевое финансирование образовательной подготовки по принципу кадров вступило в противоречие с рыночным принципом, который отражает разнообразные запросы новой формирующейся
в регионах инфраструктуры. Каждое Министерство было единственным государственным заказчиком кадров. А в современных условиях этот заказчик потерял свою приоритетность в конкурентной среде и уступил место множеству работодателей. В связи с этим роль централизованных методов управления системой образования, в том числе профессионального, заметно изменилась в сторону их ограничения. Одновременно с этим возросли полномочия региональных образовательных систем, а также самостоятельность самих учебных заведений.
Социально-экономический кризис, затянувшийся в стране и затронувший все ее регионы, объективно затрудняет формирование новых механизмов включения системы общего среднего и профессионального образования, ориентированной на рыночного заказчика, неизбежна ее трансформация в гибкую и пластичную систему, ориентированную не на абстрактный общественный интерес, а на реального потребителя услуг образования, тонко реагирующую на все изменения регионального рынка труда и экономики в целом.
Для характеристики трудовых способностей в экономической литературе наряду с термином человеческий капитал используется целый ряд понятий: рабочая сила, трудовые ресурсы, трудовой потенциал, человеческий ресурс. С нашей точки зрения самым общим понятием в этом ряду является «человеческий ресурс», который, наряду с природными, производственными, информационными, финансовыми и прочими ресурсами является элементом производства общественных благ. Конкретное выражение человеческий ресурс получает в трудовых ресурсах и трудовом потенциале.
Трудовые ресурсы - трудоспособная часть населения (совокупность людей, живущих на определенной территории - в районе, городе, регионе, стране), обладающая физическими и интеллектуальными способностями, способная производить материальные блага или оказывать услуги. Как подчеркивает А.И. Рофе, «часть населения страны, представленная физическими лицами, которые обладают необходимыми физическими и умственными способностями, профессиональной подготовкой и квалификацией для работы в общественном производстве» [2]. Мы определяем трудовой ресурс региона на-
личием высококачественного человеческого ресурса, занятого в экономике региона, удовлетворяющего ее потребности и в процессе своего воспроизводства связанного с развитостью институциональных структур образования и социальной инфраструктуры.
Трудовые ресурсы включают людей как занятых деятельностью в различных отраслях экономики, так и не занятых, но которые могут трудиться. Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда, которой в данный момент располагает общество. Экономически активное население - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.
Трудовые ресурсы, рассматриваемые в качественном измерении, представляют собой трудовой потенциал. Трудовой потенциал - обобщающая характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду, которыми располагает индивидуум, их группы, трудоспособное население при данном уровне и состояния экономики, развития науки и техники и образования. Б.А. Райзберг в Современном экономическом словаре отмечает, что «трудовой потенциал . региона . - располагаемые в настоящее
время и предвидимые в будущем трудовые возможности, характеризуемые... профессионально-образовательным уровнем».
Трудовой потенциал общества - это совокупные возможности его трудовых ресурсов. Человеческие ресурсы в экономике отождествляются с ресурсами труда, который является важнейшим фактором производства. Рабочая сила, предлагаемая ее собственниками на рынке, рассматривается в качестве человеческого ресурса в том случае, если речь идет об их взаимозависимости и взаимозаменяемости с другими видами ресурсов (землей, капиталом, предпринимательством) и их конкурентном использовании на рынке факторов производства.
Ухудшение здоровья и беспрецедентный рост смертности населения, особенно трудоспособного возраста, стремительное снижение рождаемости, уменьшение ожидаемой продолжительности жизни, высокая младенческая смертность, рост общей заболеваемости на фоне абсолютного сокращения численности населения - такова общая характеристика демографической ситуации в стране
за последнее десятилетие. При сохранении такой тенденции создается реальная угроза депопуляции и «вымирания» населения. Формирование неблагоприятной возрастной структуры населения проявляется в том, что численность и доля детей и подростков сокращается, а лиц пенсионного возраста -растет. По расчетам социологов, до 2005 г. численность населения в трудоспособном возрасте останется стабильной, но затем пойдет на спад.
Регионализация страны еще больше усугубляет негативные социально-экономические тенденции. Многие субъекты Российской Федерации попали в «демографическую яму»: население там неизбежно стареет
вследствие миграции и отрицательного естественного прироста. Рабочие высокой квалификации, молодые специалисты ищут достойный заработок, поэтому стремятся в города, столицы территориальных образований. Низовые районы испытывают, с одной стороны, высокую безработицу, с другой -дефицит профессиональных кадров.
Трудовой потенциал региона характеризуется сложной системой взаимосвязанных отношений в обществе.
Интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта. Чем выше интеллектуальный капитал, тем больше трудовые способности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. «Образование сегодня превратилось в один из факторов развития региональной экономики, поэтому финансирование этой сферы - не бюджетное бремя, а выгодная инвестиция» - мнение одного из губернаторов России.
Согласно тенденциям развития экономики знаний, уточним место образования как экономической подсистемы воспроизводства трудового ресурса, напрямую связанной с рынком труда, производственным сектором экономики и научно-техническим прогрессом. В современном социально-экономическом пространстве необходимо расширить понимание процесса формирования трудового ресурса, в качестве неотъемлемых элементов добавить общее образование и повышение квалификации работника. В логике развития экономики знаний базовые элементы трудового ресурса формируются в результате обу-
чения, которое начинается задолго до включения индивида в общественное производство, формирование трудового ресурса в части его бытия в форме человеческого капитала начинается не с высшего профессионального образования: азы закладываются с начала обучения индивида.
Роль образования в воспроизводстве трудовых ресурсов зависит от точности социального заказа и гибкости системы образования. В условиях развивающейся экономики ожидать математически точного прогноза по количеству и качеству востребованных специальностей трудно, но в сложившихся реалиях школа или учреждения профессионального образования должны гибко реагировать на быстроменяющуюся ситуацию на рынке труда.
Рынок труда, возникший как важнейший компонент структуры занятости в годы реформ, до сих пор функционирует неэффективно в большинстве регионов нашей страны. Выплата пособий не помогает безработным, а повышение квалификации и переобучение не носят системный характер, поскольку в большинстве случаев нет мониторинга ситуации на рынке труда.
В общем виде мониторинг представляет собой процесс отслеживания состояния какого-либо объекта, процесса с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных на основе определенных ключевых показателей. Мониторинг - это форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Он позволяет лучше понять ход протекания процесса, своевременно обнаружить его отклонения, оперативно внести коррективы.
Цели мониторинга трудовых ресурсов на региональном уровне: получать регулярную информацию о состоянии трудовых ресурсов региона, выявлять тенденции в изменении состояния и качества трудового регионального потенциала, определять факторы,
влияющие на ситуацию на рынке труда региона и т. д.
Региональные требования к трудовым ресурсам, их профессиональному образованию могут быть представлены в количественном и качественном выражении. Количе-
ственно они фиксируют потребность в кадрах всей экономической сферы региона. Качественная характеристика содержит квалификационные требования к профилю и уровню подготовки кадров. Определение этой потребности и реальных путей ее удовлетворения путем организации оптимальной системы профессионального образования позволяет обоснованно определить структуру кадров, необходимых для развития региона, содержание профессиональной подготовки, типы и виды профессиональных образовательных учреждений, сроки и форму подготовки.
Для решения этой задачи, с одной стороны, необходимо на научной основе сделать глубокий анализ потребности в кадрах со стороны промышленных предприятий и непроизводственной сферы, планируемого прироста или снижения численности рабочих и специалистов, а также возмещения естественной и другой планируемой убыли кадров, выражающейся в «текучести кадров». С другой стороны, необходимо выявить соответствие реформы профессионального образования социально-экономическим изменениям, происходящим в регионе, иметь развернутые сведения о существующей системе профессионального образования и профессиональной подготовки кадров и их способности удовлетворить потребности региона в кадрах в перспективе.
Актуальность и сложность выработки направлений развития общего и профессионального образования в регионе объясняется тем, что в образовательной сфере невозможно ограничиться разовыми прогностическими выводами. Прогнозирование в сфере образования - это непрерывный процесс, поскольку изменения в экономической, производственно-технологической, научно-технической и социальной сферах носят перманентный характер и требуют постоянной реконструкции образовательной системы, перестройки системы образования не только исходя из потребностей существующего положения дел, но и на близкую и отдаленную перспективу.
В настоящее время идет работа по введению профильного обучения в школе третьей ступени. Но чтобы сформировать содержательную линию этих профилей, школа должна владеть информацией о перспектив-
ном развитии города, области, региона и о потребностях в кадрах. Нам видится решение этой проблемы в создании прочной связи между центрами по трудоустройству населения, статистическими центрами, отделами исполнительной власти, планирующими развитие промышленности в регионе, управлениями образования.
Мониторинг в сфере образования имеет свою специфику, связанную с характером «продукта» системы образования - образовательными услугами. Они имеют опосредованную материальную ценность, отсроченный эффект получения «прибыли», неотделимы от носителя знаний - специалиста.
Исходя из сказанного, можно отметить, что разработка экономических, научнопедагогических основ формирования региональной модели профессионального образования связана в первую очередь с исследованием трех научных направлений:
- состоянием трудовых ресурсов регио-
на, включающим состояние здоровья, демографическую составляющую, возрастные особенности и т. д., а так же и трудовой потенциал, «как предвидимые в будущем трудовые возможности, характеризуемые . профессионально-образовательным уровнем» [3]
субъектов рынка труда;
- обоснованием научных прогнозов изменения потребности регионального рынка труда в кадрах с учетом их количественных и качественных характеристик;
- научным проектированием основных параметров системы профессионального образования, способной к саморазвитию на основе согласования своих задач с постоянно изменяющимися экономическими и социальными потребностями региона.
Исходя из вышесказанного, цель мониторинга - на основе выборочного анализа получение данных о реальном состоянии рынка труда; трудовых ресурсов; рынка образовательных услуг. Этой цели должны быть подчинены выбор объектов мониторинга, показателей, характеризующих действительное состояние данных объектов, выбор диагностического материала, установление периодичности, сроков сбора информации. После этапа сбора информации должны быть составлены соответствующие базы данных, уточнены критерии и показатели действительного состояния выбранных объектов. На
следующем этапе происходит систематизация и анализ информации, даются выводы и рекомендации.
Для создания наиболее эффективной методики мониторинга рынка труда следует выделить прогнозирование объемов и структуры подготовки кадров на региональном и муниципальном уровнях. В нем должны быть отражены показатели, характеризующие территориальные и отраслевые особенности рынка труда в регионе, даны рекомендации по формированию прогноза потребности регионального рынка труда в подготовке квалифицированной рабочей силы в учреждениях начального профессионального образования [4].
Основополагающий принцип функционирования современной профессиональной школы - необходимость ее ориентации на рынок труда. Отрыв профессиональной школы от потребностей экономики превращает ее в закрытую самодостаточную систему воспроизводства обезличенной рабочей силы, не находящей спроса на рынке труда. Об этом свидетельствуют показатели высвобождения рабочей силы, занятости молодежи, ее профессиональной интеграции в рынок, особенности мотивации труда, которая выступает индикатором направленности воспроизводственных процессов. В службе занятости Тамбовской области в качестве безработных ежегодно регистрируется 10 процентов выпуска дневных отделений всех учебных заведений. Данная цифра не уменьшается с годами. Но и она не отражает реального состояния трудоустройства молодежи. Все это связано с отставанием сферы образовательных услуг от потребностей регионального рынка труда, углублением диспропорции между спросом на высококачественную рабочую силу со стороны работодателей, профессиональным статусом рабочей силы и изменяющимися требованиями к ней.
Дефицит специалистов по отдельным профессиям осложняется тем, что внимание органов государственного управления, работодателей, аналитиков и общественности сосредоточено, главным образом, на проблеме занятости населения и состоянии дел на рынке труда. Воспроизводству собственного трудового потенциала, с учетом анализа профессиональной структуры занятого населения и тенденциям ее изменения, уделяется явно недостаточно внимания.
В такой работе фактически не принимают участия представители производственной сферы. Результатом стала недостаточная проработка комплекса мероприятий по удовлетворению потребностей в специалистах предприятий и, прежде всего, в базовых отраслях материального производства, повышению роли предприятий в формировании профессиональной структуры трудоспособного населения, расширению подготовки специалистов по заказам предприятий на контрактной основе.
В данной ситуации важной задачей становится мониторинг рынка труда, в результате которого выявляются колебания спроса на те или иные виды образовательных услуг, формирующихся в сочетании с проблемами многоканального финансирования, поиска нетрадиционных источников инвестиций, не устоявшихся отношений собственности. Недооценка мониторинга рынка труда уже привела к существенным перекосам в структуре подготовки кадров системой профессионального образования России.
Мониторинг рынка труда предполагает оценку экономической ситуации региона: отбор предприятий, функционирующих на территории конкретного территориального образования, изучение кадровой политики, оценку состояния занятости населения и дефицита рабочей силы. В этой связи возникает потребность создания инструментария государственного регулирования процессов профессиональной подготовки: приема, трудоустройства и занятости выпускников, подготовки рабочих в разрезе отраслей и т. п.
Прогнозирование рынка труда проводится местными органами по труду и занятости населения при содействии органов статистики, миграционных служб и органов управления профессиональным образованием на основе комплексного решения следующих задач:
- определение численности различных категорий граждан, попадающих на рынок труда;
- оценка потребности экономики региона в работниках определенных профессий и квалификаций;
- оценка степени напряженности на рынке труда по различным профессиям и специальностям [5].
В качестве субъектов мониторинга рассматриваются :
- органы управления образованием, учреждения профессионального образования всех видов, организационно-правовых форм, организация службы занятости населения, органы статистики, заинтересованные субъекты хозяйствования, а также иные государственные, общественные, коммерческие организации федерального, регионального или муниципального уровня, между которыми в процессе реализации конечных задач формируется определенная система отношений с учетом их общих и индивидуальных интересов [4].
Решение всего спектра задач невозможно без ясного понимания современного состояния трудовых ресурсов, которое лишь частично отражено в статистических справочниках. Отсутствуют или недостаточно полно фиксируются данные по трудоустройству молодежи, особенно окончившей учебные заведения. Считается, например, что если учащийся прибыл на учебу по направлению предприятия и затем направлен по окончании на то же предприятие, то, следовательно, он трудоустроен. И, напротив, если выпускник образовательного учреждения сразу после окончания учебы призван в ряды Вооруженных сил, он записывается в общую графу нетрудоустроенных. Полностью отсутствует статистика числа молодых людей, работающих после окончания учебного заведения, после службы в армии по полученной ранее профессии. Интересна статистика трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений России за 1999 г.: «50,5 % направлены на работу, 8,5 % - поступили в высшие и средние профессиональные учебные заведения, 13,5 % - призваны в армию, однако 17 % - не трудоустроились» [6]. Еще более обращает внимание то, что и сейчас структура отчетности по трудоустройству выпускников ни чем не отличается от той, что была представлена ранее. Показатели занятости выпускников учреждений начального профессионального образования Тамбовской области за 2004 г. таковы: выпуск -4261 человек, трудоустроены - 274 выпускника, поступили в вузы - 712, призваны в ряды Российской армии - 1152, свободное трудоустройство - 323 человека [7]. Органы управления образованием и службы занятости населения рапортуют о подготовке кадров «валовыми» показателями, структура отчетности носит формальный характер.
Для того чтобы эффективно прогнозировать и управлять системой профессионального образования как единым целым, необходимо совершенствование механизма взаимодействия звеньев производственной, управленческой, образовательной и общественной структур. Сфера компетенции регионов впервые включает в себя планирование и развитие образования, координацию и разработку образовательной политики региона с учетом его национальной специфики, задач и инфраструктуры в рамках общенациональной стратегии, заданной на федеральном уровне. Как и федеральный центр для регионов, так и региональный центр для муниципалитетов должен стать информационно-координирующей инстанцией, трибуной для обсуждения муниципальных проблем, обмена опытом и выработки эффективных управленческих решений. Важной задачей регионального центра становится обеспечение подготовки и переподготовки преподавательских и управленческих кадров для региона. Новой задачей регионального управления образованием являются развитие и поддержание горизонтальных связей с другими региональными центрами, обмен опытом и информацией о динамике регионального развития с целью взаимокорреляции. Для этого жизненно необходимо существенное усовершенствование информационной системы в регионах, работающей как по горизонтали, так и по вертикали. Разработка прогноза подготовки кадров помогает осознать, что профессиональное образование является инвестицией, которая дает результаты, а не просто расходом, потребляющим ресурсы.
«Модные» либо «пользующиеся спросом» у населения специальности переводятся на коммерческую основу. Какой-либо координации или информации по перспективной потребности кадров этих специальностей также нет. В условиях такой «видимой плановости» результатом становится перекос в структуре подготовки кадров, пополнение армии безработных.
Следует отметить, что ряд образовательных учреждений в последние годы взяли ориентир на новые и перспективные специальности, востребуемые на рынке труда. Учебные заведения пытаются адаптировать свои программы к потребностям рынка тру-
да, вводят дополнительные к основному курсу программы, расширяющие базовую подготовку кадров, активно привлекая средства работодателей. Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов требует проведения кадровой политики с учетом перспектив структурной перестройки экономики, занятости населения в тех или иных отраслях производства, возможностей учреждений сферы профессионального образования в подготовке и переподготовке кадров на различной образовательной базе. Эти принципы должны быть заложены при структурной перестройке образовательного пространства области.
Научный анализ предпосылок реформы системы требует внимательного изучения вопросов, связанных с изменением структуры профессий и специальностей, определяющих как формы безработицы в регионе, так и структуру занятости трудоспособного населения.
В современных условиях постоянного обновления и развития рыночных отношений рынок труда взамен прежних плановых методов взял на себя функции механизма распределения и перераспределения рабочих и специалистов по сферам экономики, отраслям хозяйства, видам и формам деятельности на основе критериев эффективности их использования в соответствии со структурой общественных потребностей. Основной элемент этой системы - спрос и предложение кадров.
Спрос отражает объем и структуру общественных потребностей. Предложение характеризует численность и состав экономически активного населения, способного к труду. В условиях рыночной экономики, стремящейся к удешевлению себестоимости конечного продукта и его высокому, конкурентоспособному качеству, предложение рабочей силы всегда превышает ее спрос.
Если условно представить отношение спроса к предложению в виде дроби, то ее результат в рыночных условиях будет всегда меньшее единицы. В числителе данной дроби будет находиться функция, которая зависит не только от количества востребованных работников, их возраста и пола, а в настоящее время во многом зависящая от уровня квалификации, мотивации, мобильности, умения совмещать профессии, умения обу-
чаться и т. д. Если числитель дроби напрямую зависит от прогноза спроса на трудовые ресурсы, их состав и структуру, то знаменатель дроби отражает демографическую ситуацию в регионе, уровень и квалификацию выпускников профессиональных заведений всех уровней, состав высвобождающейся рабочей силы, т. е. все то, что можно назвать образовательной составляющей трудовых ресурсов. Экономика, основанная на знаниях, отторгает массовый неквалифицированный труд, создает дисбаланс на рынке труда и высокое психологическое напряжение в обществе за счет трудности нахождения соответствующей желанию человека работы. Баланс между спросом и предложением достигается при помощи профессионального образования молодежи и переподготовки незанятого населения.
Мы предлагаем создать единое инвестиционно-информационное поле субъектов, участвующих в формировании регионального трудового ресурса, заинтересованных в формировании качественного трудового ресурса региона, и координационный центр по подготовке и переподготовке трудового ресурса региона, который будет информировать о результатах мониторинга, регулировать принимаемые решения и деятельность в этой области. В его состав должны входить представители органов управления региона, управления образованием всех уровней. В финансировании подготовки по наиболее востребованным специальностям должны участвовать городские и областные органы власти, службы занятости населения и заинтересованные работодатели, все ведущие промышленные предприятия. Серьезной реорганизации должна подвергнуться и сама схема обучения: восстанавливается система ступенчатой непрерывной подготовки, обучения смежным профессиям; вводится обяза-
тельная промежуточная аттестация студентов на рабочие разряды, что повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Необходимо создать механизм включения выпускников в сферу производства.
Нами предложен подход к формированию трудовых ресурсов на региональном уровне, реализуемый в социально-экономическом пространстве региона через создание и развитие единого инвестиционно-информационного поля. Оно включает в себя региональные управленческие структуры, органы управления образованием, работодателей, всех заинтересованных в формировании качественного трудового ресурса региона и характеризуется единством экономических субъектов, функционирующих как коммуникативная система, обеспечивающая соответствие формируемого трудового ресурса потребностям региона.
1. Аширова Г.Т. II Вопросы статистики. 2003. № 3. С. 26-31.
2. Рофе А.И. II Человек и труд. 1997. № 3. С. 1420, 35-41.
3. Кузнецов С.Г. II Вопр. статистики. 2003. № 3. С. 35-41.
4. Методика прогнозирования объемов и структуры подготовки кадров на региональном и муниципальном уровнях I А. Н. Лейбович, Е.А. Рыкова, И.В. Греквина, B.C. Гринько. M., 2000. С. S.
5. Ниворожкина Л.И., Ниворожкин А.М. II Вопр. статистики. 2003. № 6. С. 39-45.
6. Болотов В.А. II Профессиональное образование. 2000. № 9. С. 2.
7. Начальное профессиональное образование Тамбовской области в цифрах и фактах. Тамбов, 2005. С. 23.
Поступила в редакцию 2S.06.2006 г.