Научная статья на тему 'Рязанский государственный университет: традиции, современность, устремленность в будущее'

Рязанский государственный университет: традиции, современность, устремленность в будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рязанский государственный университет: традиции, современность, устремленность в будущее»

А.П. Лиферов

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОСТЬ, УСТРЕМЛЕННОСТЬ В БУДУЩЕЕ

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина сегодня — это динамично развивающийся, имеющий современное учебное, научное и информационно-ресурсное оснащение крупный университетский комплекс. Его многотысячный коллектив направляет все свои усилия на приумножение лучших традиций отечественной высшей школы, активную интеграцию вуза в мировое образовательное пространство, наиболее полное и эффективное решение задач, которые ставят перед сферой высшего образования российское общество и государство в условиях быстро меняющихся реалий XXI столетия.

Университет — старейшее высшее учебное заведение на рязанской земле. Свою историю он ведет с сентября 1915 года, когда после многолетних ходатайств губернского правления, земства и городской Думы по распоряжению министра народного просвещения Российской империи графа П.Н. Игнатьева в Рязани был открыт первый в стране женский учительский институт.

По рекомендации попечителя Московского учебного округа институт возглавила Мария Александровна Александрова — выпускница знаменитых Бестужевских курсов, занимавшая перед этим должность директора Хабаровской гимназии. Видный общественный деятель и организатор образования, автор многочисленных работ по истории русской и мировой культуры, она внесла значительный личный вклад в становление института, формирование в нем лучших традиций, характерных для российской системы подготовки педагогических кадров. О ее многогранной деятельности повествует сегодня один из стендов музея истории Рязанского государственного университета.

Несмотря на тяготы и нужды военного времени, вновь образованному институту за счет средств государственного бюджета Российской империи было практически сразу приобретено отдельное здание в центре Рязани. Кроме того, по общему решению гласных Рязанской городской Думы был безвозмездно передан в собственность земельный участок в хорошо известной рязанцам Рюминой роще площадью в одну квадратную десятину для строительства в будущем крупного учебного корпуса. Очевидно, что появление в Рязани женского учительского института в суровые годы Первой мировой войны лишний раз доказывает неуклонное стремление власти и общества предреволюционной России к существенному повышению образовательного ценза населения страны, активному развитию системы подготовки педагогических кадров.

С первых лет своего существования институт отличался высокой квалификацией и профессионализмом преподавателей, многие из которых плодотворно трудились в Рязанском женском епархиальном училище — одном из лучших учебных заведений подобного типа в России. Достаточно сказать, что среди первых преподавателей учительского института было немало выпускников таких известных в России и Европе университетов, как Московский, Петербургский, Юрьевский (Тартутский), Венский, Геттингенский.

В числе тех, кто стоял у истоков сегодняшнего Рязанского государственного университета, особенно выделялась профессор Л.Н. Запольская, ученица известного немецкого математика профессора Гильберта, одна из первых в России женщин — доктор математических наук, прозванная современниками рязанской Софьей Ковалевской.

В 1918 году учительский институт был преобразован в педагогический, который разместился в здании закрытого к тому времени Рязанского женского епархиального училища. В этом замечательном памятнике архитектуры, построенном в конце 70-х — начале 80-х годов XIX века на пожертвования прихожан рязанских храмов по проекту губернского чертежника С.А.

Стопычева, сегодня располагается главный корпус университета.

Первым ректором педагогического института стал Павел Иванович Процеров — известный в Рязани общественный деятель, многое сделавший для организации учебного процесса в вузе, сохранения его кадрового потенциала и материально-технической базы в тяжелые годы Гражданской войны. В 1922 году его сменил кандидат физико-математических наук Яков Васильевич Кеткович, стремившийся к активизации научной деятельности

профессорско-преподавательского состава, усилению роли института в ликвидации неграмотности на рязанской земле.

Изменение приоритетов в социально-экономической и культурной политике государства в первые годы нэпа, а также хронический недостаток бюджетного финансирования привели к тому, что осенью 1923 года по решению местных властей институт был реорганизован в педагогический техникум, который в сентябре 1930 года по распоряжению Народного комиссариата РСФСР по просвещению вновь стал высшим учебным заведением. Его директором был назначен обществовед Иван Михайлович Бочкин, сумевший в короткие сроки организовать работу четырех отделений (физико-техническое, химико-биологическое, общественно-литературное и агрономическое), укрепить преподавательский состав, придать стабильность деятельности коллектива. Эта линия была успешно продолжена и следующим руководителем института — Алексеем Александровичем Чудотворцевым. В 1934—1938 годах вуз возглавлял Лев Васильевич Арбатский — талантливый руководитель, человек высокой образованности и большой личной культуры, пытавшийся отвести от преподавателей и студентов удар захлестнувшей страну волны массовых арестов. В 1938 году он был незаконно репрессирован.

Существенный вклад в 1938—1941 годах в развитие вуза внес его директор кандидат исторических наук доцент Владимир Иванович Попов. Именно в предвоенный период в институте окончательно складывается факультетская система организации образовательного процесса, значительно возрастает контингент студентов дневного и заочного отделений, открывается ряд новых кафедр, существенно повышается уровень научно-исследовательской работы, о чем, в частности, свидетельствовало издание в 1939 году первого тома «Ученых записок Рязанского государственного педагогического института».

В суровые годы Великой Отечественной войны РГПИ, находившийся в эвакуации, возглавляла кандидат педагогических наук доцент Любовь Соломоновна Фрид. Во многом благодаря ее личным усилиям и высоким организаторским способностям в невероятно тяжелых условиях институт продолжал вести подготовку учителей, а его коллектив — делать все возможное, чтобы помочь Красной Армии быстрее разгромить ненавистного врага.

Славная страница истории вуза связана с именем почетного гражданина города Рязани кандидата исторических наук доцента Петра Павловича Кирьянова, который являлся ректором с 1945 по 1970 год. Под руководством этого скромного, отзывчивого и вместе с тем чрезвычайно энергичного и целеустремленного человека вуз добился значительных успехов, многократно усилил свой образовательный, научный, кадровый и материально-технический потенциал.

В 1970—1986 годах РГПИ возглавлял кандидат педагогических наук профессор Владимир Иванович Клейменов. Благодаря его инициативе и настойчивости в вузе были созданы два новых факультета (начальных классов и физической культуры), открыт совет по защите диссертаций, получили развитие международные научные связи, возведены многоэтажные корпуса студенческих общежитий, улучшены жилищные условия десятков семей преподавателей и сотрудников. Впоследствии, за значительный личный вклад в развитие вуза Владимир Иванович был удостоен высокого звания почетного профессора нашего университета.

В октябре 1985 года институту было присвоено имя крупнейшего русского поэта XX столетия, уроженца Рязанского края Сергея Александровича Есенина.

В 1993 году вуз получил новый статус, став одним из первых в стране педагогическим университетом.

Большим и радостным событием в жизни нашего вуза, Рязани и Рязанской области является придание университету в канун его 90-летнего юбилея статуса классического.

Верный традициям, заложенным в начале прошлого века, университет сегодня — круп-

«Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина» • 2005 • № 2

нейший образовательный и научный центр Рязанской области, который вносит весомый и постоянно возрастающий вклад в разработку и реализацию инновационных программ и проектов, развитие социально-экономического комплекса региона, ускорение интеграции реального сектора экономики, высшего профессионального образования и науки. Вуз играет ведущую роль в научно-методическом обеспечении модернизации образовательного пространства региона, комплектовании учреждений дошкольного, среднего, начального и среднего профессионального образования педагогическими кадрами (свыше 80 % из них являются выпускниками или студентами университета), разработке и внедрении современных образовательных технологий и педагогических инноваций, высокоэффективных частных

методик для различных категорий обучающихся, информационно-ресурсном сопровождении и научном руководстве прикладными исследованиями, реализуемыми педагогическими работниками региона.

За время своего существования в стенах вуза подготовлено свыше 60 тысяч высококвалифицированных специалистов педагогического, гуманитарного, правового и экономического профиля. Тысячи выпускников университета успешно трудятся не только в Рязанской области, но и во многих других регионах нашей Родины.

Университет по праву гордится своими выпускниками. Среди них: А.В. Перышкин — один из основоположников методики преподавания физики, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, лауреат Государственной премии СССР; Н.И. Боголюбов — лауреат шести Сталинских премий, народный артист РСФСР; А.Г. Кузьмин — известный специалист в области древнерусского летописания; Л.Л. Любимов — ученый-экономист, автор многочисленных монографий и учебников по экономической теории; Э.М. Щагин — видный ученый по аграрной истории России, заслуженный деятель науки Российской Федерации; Г.А. Богатова и В.Г. Руделев — крупные специалисты в области русской филологии; Е.В. Осипов — замечательный рязанский поэт, член Союза писателей СССР; Н.И. Булаев — председатель Комитета по образованию и науке Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации и многие другие.

В разные годы в вузе учились Борис Ротов (митрополит Никодим), один из выдающихся иерархов Русской православной церкви советского периода, член Священного Синода, Патриарший экзарх Западной Европы; Герои Советского Союза П.И. Дейнекин и И.М. Огнев; Герой России, заслуженный летчик-испытатель СССР, участник Великой Отечественной войны, генерал-полковник А.П. Андреев, который является желанным гостем сегодняшних студентов; Евгений Маркин — самобытный поэт, певец Рязанского края, член Союза писателей СССР.

Именно в стенах вуза началось профессиональное становление будущего академика Академии наук СССР, одного из лучших отечественных специалистов по истории русского Средневековья Л.В. Черепнина, столетний юбилей со дня рождения которого недавно широко отмечался в университете.

Среди выпускников Рязанского государственного университета десятки заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, неоднократные чемпионы мира, Европы и России. Студентка университета Ирина Симагина стала серебряным призером по легкой атлетике Олимпийских игр 2004 года в Афинах.

Начиная с 1991 года учителя Рязанской области, выпускники университета, успешно участвуют во Всероссийском конкурсе «Учитель года России», а в 1995 и 1996 годах двое из них — З.В. Клементовская и Е.А. Филиппова — стали победителями этого престижного конкурса и обладателями «Хрустального Пеликана». Примечательно, что Рязанский государственный университет — это единственный вуз страны, выпускники которого два года подряд завоевывали звание «Учитель года России».

Подготовка специалистов в университете сегодня осуществляется на 9 факультетах: истории и международных отношений; педагогики и психологии; естественно-географическом; иностранных языков; физико-математическом; русской филологии и национальной культуры; юриспруденции и политологии; социологии, экономики и управления; физической культуры и спорта. Кроме того, различные программы дополнительного образования реализуются в рамках специальных факультетов — довузовской подготовки и дополнительного образования.

Об образовательной деятельности вуза лучше всего свидетельствуют следующие данные: здесь реализуются 44 специальности высшего профессионального образования, относящиеся к 8 профилям профессиональных образовательных программ, обучается свыше 10 тысяч студентов, в том числе около 5,5 тысячи — по очной форме.

Только в последние годы, исходя из потребностей регионального рынка труда и прогнозов его развития, в университете были открыты и обеспечены всем необходимым в соответствии с лицензионными нормативами такие перспективные специальности, как «Управление персоналом», «Связи с общественностью», «Реклама», «Международные отношения», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Журналистика», «Экология», «Государственное и муниципальное управление», «Социокультурный сервис и туризм», «Теология», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и др.

Ежегодно на первый курс зачисляются свыше двух тысяч абитуриентов. Показателем высокого общественного рейтинга университета является, в частности, постоянно растущий конкурс среди поступающих в вуз. На дневном отделении он составляет в среднем почти три человека на место, а по отдельным специальностям достигает 8—10 человек.

Авторитет Рязанского государственного университета обусловлен прежде всего высоким качеством образования, которое обеспечивает вуз своим выпускникам. Отличительной чертой образовательной деятельности университета является фундаментальность подготовки, успешно сочетающаяся с практической направленностью процесса обучения. В вузе разработана и активно функционирует инновационная по своему характеру система управления качеством образования. Важным элементом данной системы является деятельность Центра мониторинга качества образования, имеющего в своем распоряжении современное компьютерное и программное оснащение, необходимое для проведения глубокой и всесторонней экспертной оценки качества преподавания и остаточных знаний студентов.

Вот лишь несколько фактов, которые, на наш взгляд, позволяют судить о качестве образования, которое дает университет свои выпускникам. В 2004 году на специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация» осуществлен первый выпуск переводчиков с японского языка, уровень подготовки которых, по оценкам посольства Японии в России, соответствует самым высоким международным стандартам. К сказанному добавим, что в настоящее время в рамках указанной специальности, помимо традиционных англо-романских языков, ведется также подготовка специалистов по китайскому языку, а со следующего учебного года студенты будут обучаться и арабскому языку.

Показательным является и то, что главной базой проведения учебных и производственных практик студентов, обучающихся по специальности «Международные отношения», являются различные подразделения Министерства иностранных дел Российской Федерации. Итоги этих практик, точнее отзывы принимающей стороны, свидетельствуют не только о высоком уровне подготовки студентов, особенно по иностранным языкам, но и о готовности Министерства иностранных дел РФ принять многих из них на работу после окончания вуза.

В настоящее время в университете имеются 52 кафедры, где успешно трудятся более 500 преподавателей, свыше 100 из которых являются докторами наук и профессорами, более 300 — кандидатами наук и доцентами. В университете работают 3 действительных члена Российской академии образования, более 30 академиков и членов-корреспондентов международных и различных общественных академий России. Свыше 20 человек имеют почетные звания Российской Федерации (заслуженный работник высшей школы, заслуженный деятель науки, заслуженный работник физической культуры, заслуженный учитель, заслуженный изобретатель).

Все кафедры университета оснащены современным учебным и научным оборудованием, разнообразными средствами телекоммуникации и оргтехники, учебно-методическими и учебноинформационными ресурсами. Уже на протяжении 8 лет университет обеспечивает свободное пользование Интернетом всех преподавателей, аспирантов и докторантов, а также занимающихся наукой студентов.

Важную роль в обеспечении высокого качества образовательного процесса и постоянного расширения научно-исследовательской деятельности университета играет его научная библиотека, имеющая более 800 тысяч томов и занимающая второе место в регионе по объему книжного фонда. Ежегодно она пополняется различными учебными, научными, методическими и периодическими изданиями на сумму в несколько миллионов рублей. Особую ценность представляют хранящиеся в библиотеке свыше 5 тысяч российских и зарубежных изданий XVШ — начала XX века. Среди раритетов фонда редких книг своеобразными «жемчужинами» являются

«Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина» • 2005 • № 2

первое издание на русском языке речей великого древнеримского оратора Цицерона, указы императрицы Елизаветы Петровны, первое издание Полного собрания законов Российской империи, первое издание знаменитых «Очерков русской культуры» П.Н. Милюкова с автографом автора, полное собрание «Журнала Министерства народного просвещения» — ведущего педагогического издания царской России, а также другие книги и журналы по отечественной и всеобщей истории, педагогике, юриспруденции, филологии,

литературоведению, физико-математическим и естественным наукам. Многие уникальные издания, хранящиеся в вузовской библиотеке, перенесены на цифровые носители и доступны через Интернет отдаленным пользователям.

Университет обладает крупным научным потенциалом в фундаментальных и прикладных отраслях. Его основа была заложена еще в 1930—1950-е годы. Важную роль в становлении и развитии научно-исследовательской работы в вузе сыграли в свое время профессора: В.И. Селиванов, основатель известной научной школы психологии воли; Н.М. Шанский, крупный ученый-филолог, академик РАО, почетный профессор нашего университета; М.А. Мельников, видный ученый в области методики начального образования, действительный член Академии педагогических наук СССР; В.И. Лыткин, крупный специалист в области финно-угорской филологии, академик Академии наук Финляндии; И.П. Макаров, основоположник вузовской школы в области математического анализа; В.И. Курышев, автор трудов по астрономии и астрофизике, создатель вузовской астрономической обсерватории; В.Е. Робинсон

— основатель кафедры физиологии и анатомии, научной школы физиологов; В.П. Орехов — автор многочисленных работ по методике преподавания физики; Л.В. Шапошников, В.Ф. Овсянников, Н.И. Антипов — известные специалисты-биологи; Г.Н. Приступа и В.М. Никитин

— известные ученые в области русского языка и методики его преподавания, основоположники активно развивающейся научной школы; В.Н. Розенталь, К.А. Малафеев, И.П. Попов, Н.Г. Соколов — видные специалистыисторики, а также многие другие ученые, память о которых всегда будет жить в университете.

Современное научное «лицо» Рязанского государственного университета во многом определяется наличием значительного числа видных в своих областях науки ученых и сложившихся научных школ, а также постоянным развитием, главным образом за счет внебюджетных поступлений, научно-исследовательской базы (приборы, оборудование, реактивы, расходные материалы и т.д.). По уровню развития своего научного потенциала Рязанский государственный университет входит в число ведущих региональных классических университетов центра России.

Научные исследования проводятся в вузе по широкому спектру наук в рамках 90 актуальных и перспективных научных тем. Здесь сложилось свыше 30 научных и научно-методических школ, ряд из которых хорошо известны не только в России, но и за рубежом. Среди них: «Педагогические аспекты международного сотрудничества в сфере образования», «Качественная теория дифференциальных уравнений», «Кинетические эффекты и механизмы релаксации электронов в наноструктурах», «Координация хиральных аминофосфитов», «Европа в системе международных отношений в Новое и Новейшее время», «Научно-методические основы совершенствования пунктуационных навыков», «Текстовая обусловленность синтаксических единиц» и др. Кафедры вуза поддерживают устойчивые научные связи и проводят совместные исследования с ведущими научными центрами и университетами Германии, Швейцарии, США, Великобритании, Канады, Франции, Беларуси, Украины, Литвы, Международным союзом охраны природы, Европейским сообществом эволюционной биологии, Европейской ассоциацией психотерапевтов, а также с различными научно-исследовательскими институтами Российской академии наук, Российской академией образования, многими ведущими отечественными вузами.

Рязанский государственный университет — один из немногих российских вузов, который имеет астрономическую обсерваторию. На протяжении почти полувека здесь активно проводятся разнообразные исследования. Ведущее направление научной деятельности обсерватории сегодня — изучение экологии околоземного космического пространства.

Ученые университета являются победителями многочисленных научных конкурсов, ежегодно получают гранты Федерального агентства по образованию, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда и других учреждений и научных фондов. О масштабах научной деятельности РГУ ярко свидетельствует и тот факт, что за последние десять лет вуз и его ученые стали обладателями грантов различных международных фондов на общую сумму свыше 2 миллионов американских долларов.

Особо хотелось бы сказать об эффективно функционирующей в университете на протяжении многих десятилетий системе подготовки научно-педагогических и научных кадров, которая начинается еще со студенческой скамьи, когда происходит выявление и привлечение к активной научной деятельности талантливой молодежи. В вузе работает студенческое научное общество, различные научные кружки и исследовательские группы. Многие студенты

университета являются победителями международных, всероссийских и региональных конкурсов и олимпиад. Практически ежегодно среди выпускников есть имеющие в своем «арсенале» по 10—15 научных публикаций. В частности, студент естественно-географического факультета 2005 года Э. Бенецкий к моменту окончания учебы был автором (соавтором) 9

научных публикаций в зарубежных реферируемых изданиях.

Студенты, проявившие интерес к научной деятельности и добившиеся весомых результатов, рекомендуются Ученым советом для поступления в аспирантуру при университете, которая осуществляет подготовку кадров высшей квалификации по 30 специальностям, а также при ведущих столичных вузах и научно-исследовательских институтах. В РГУ функционирует и докторантура по пяти направлениям. В пяти специализированных советах вуза ежегодно защищается около 30 докторских и кандидатских диссертаций.

По инициативе ректората, научной части и кафедр ежегодно в университете проводятся 4—5 международных и свыше 40 республиканских, межрегиональных и межвузовских конференций.

Результаты научных исследований ученых университета представлены в многочисленных тематических научных сборниках, а также в шести вузовских периодических научных и научно-методических журналах. Среди них — «Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина», «Рязанский историк», «Иностранные языки в высшей школе», «Психолого-педагогический поиск». Большую известность в России и за рубежом приобрел единственный в стране по своей проблематике журнал «Современное есениноведение». Достижения молодых ученых публикуются в научном журнале «Аспирантский вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина».

Огромную роль в сохранении традиций университета, памяти о его людях и достижениях, а также в повышении эффективности воспитательного воздействия вузовской среды на нынешнее поколение студентов играют три наших музея — истории РГУ, краеведения, творчества С.А. Есенина. Здесь постоянно проходят тематические и комплексные выставки. Среди частых посетителей университетских музеев не только студенты и преподаватели, но и учащиеся различных образовательных учреждений Рязани и Рязанской области, выпускники и гости вуза. Сегодня в университете активно идет работа по созданию музея крупного отечественного слависта, действительного члена Императорской академии наук, уроженца Рязанского края И.И. Срезневского.

Рязанский государственный университет, его успехи, достижения ученых, студентов, спортсменов, творческих коллективов постоянно находятся в центре внимания региональных и федеральных средств массовой информации.

Нас радует, что сотни наших студентов являются активными сторонниками волонтерского движения. Участие в этом движении дает возможность будущим выпускникам приобрести хорошую практику служения обществу, оказания посильной помощи тем, кто нуждается в поддержке окружающих.

На протяжении многих лет большой популярностью у молодых рязанцев пользуются детские праздники, организуемые университетом, выступления вузовской и факультетских команд КВН. Широкую известность приобрел в последние годы и студенческий народный театр, являющийся победителем ряда престижных российских и международных конкурсов.

При университете действует возведенная на пожертвования членов коллектива РГУ и рязанских благотворителей Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Мученицы Татианы. В июне 2002 года ее посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Сегодня храм стал подлинным центром духовно-нравственного воспитания рязанского студенчества.

Большое внимание в университете уделяется повышению социальной защищенности работников, студентов и аспирантов. В 2004 году вуз приступил к реализации долгосрочной программы улучшения жилищных условий профессорско-преподавательского состава.

На живописном берегу Селезневского озера в мещерском лесу, окруженный сказочными по своей красоте елями и могучими соснами, расположен студенческий оздоровительно-спортивный лагерь «Полянка». Здесь студенты имеют хорошие возможности повысить свое спортивное мастерство, укрепить здоровье, активно и весело отдохнуть.

Устремленность в будущее — это, без преувеличения, суть сегодняшнего дня университета, то, чем живет его большой и дружный коллектив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.