Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина - старейшее высшее учебное заведение региона, основанное в 1915 г. как первый в России женский учительский институт.
С первых лет своего существования институт отличался высоким профессионализмом преподавателей, многие из которых плодотворно трудились в Рязанском женском епархиальном училище - одном из лучших учебных заведений подобного типа в России. Именно тогда были заложены гуманитарные, демократические корни, питающие вуз по сей день.
Путь, пройденный вузом от педагогического института (РГПИ) до классического университета (РГУ), очень важен и принципиален сам по себе. На этом пути набирался опыт, приходило понимание того, что без сохранения и развития гуманитарных традиций в высшей школе полноценное образование невозможно. Вуз много лет готовил педагогические кадры, а это особая ответственность. Поэтому присвоение РГПИ в 1993 г. (одному из первых в стране) статуса педагогического университета было естественным продолжением его истории. Статус классического университета, полученный им в 2005 г, - это логичная ступень в организационном развитии вуза.
Рязанский государственный университет им. Сергея Есенина сегодня - это динамично развивающийся современный вуз, органично сочетающий инновационные образовательные технологии и лучшие традиции российской высшей школы. В РГУ обучается свыше 10 тыс. студентов, в том числе около 5,5 тыс. - по очной форме. Подготовка ведется по 48 специальностям и специализациям на десяти факультетах (истории и международных отношений; педагогики и психологии; естественно-географическом; иностранных языков; физико-математическом; русской филологии и национальной культуры; юриспруденции и политологии; социологии и управления; экономики; физической культуры и спорта).
В настоящее время в РГУ имеются 52 кафедры, где успешно трудятся более 500 преподавателей, из них свыше 100 являются докторами наук и профессорами, более 300 - кандидатами наук и доцентами. В университете работают три действительных члена Российской академии образования, 20 человек имеют почётные звания.
Огромную роль в сохранении традиций университета, памяти о его людях и достижениях, а также в повышении эффективности воспитательного воздействия вузовской среды на нынешнее поколение студентов играют четыре музея: истории РГУ, краеведения, творчества С.А. Есенина и совсем недавно открытый музей нашего земляка, первого российского ученого-слависта академика И.И. Срезневского. При университете действует возведенная на пожертвования студентов, преподавателей, сотрудников РГУ и рязанских благотворителей церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Святой Мученицы Татианы. В июне 2002 г. её посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Сегодня храм стал подлинным центром духовно-нравственного воспитания рязанского студенчества.
От основателей Рязанского учительского института до сегодняшнего классического университета выстраивается непрерываемая цепочка гуманитарных ценностей, которая дает уверенность в правильности выбранного направления, помогает в определении стратегии образовательного процесса.
В Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина ведется планомерная работа по внедрению инновационных программ обучения. Управлением инновационного развития и факультетом дополнительного образования на базе внутривузовского Центра повышения квалификации профессорско-преподавательского состава реализуются следующие инновационные курсы:
• «Инновационные образовательные технологии в высшей школе»;
• «Дистанционное обучение в программной среде "Виртуальный университет" »;
• «Основы инновационно-проектного менеджмента в научно-образовательной сфере ».
Осуществляется программно-методическое обеспечение двух новых программ повышения квалификации: «Бизнес-проектирование » и «Основы социального проектирования». Ежегодно проводятся конкурсы инновационных проектов профессорско-преподавательского и студенческого состава, итоги подводятся с участием Правительства Рязанской области, Рязанской областной Думы, Торгово-промышленной палаты, Ассоциации работодателей региона.
В РГУ разработана и активно применяется методика диагностики современных потребностей регионального рынка труда. Партнерами университета в этой работе являются органы государственной власти, Торгово-промышленная палата, крупнейшие бизнес-структуры, а также наиболее значимые предприятия и организации Рязанской области. На основе опросов целевых групп реального сектора экономики региона, проводимых НИИ социологии (при факультете социологии и управления), формулируются рекомендации, делаются прогнозы возможных изменений на рынке труда. Прием абитуриентов регулируется в зависимости от востребованности тех или иных специальностей.
Сегодня стало обычной практикой, когда предприятия и бизнес-структуры выбирают для себя на старших курсах будущих сотрудников. Это и прохождение производственной практики, и выполнение курсовых и дипломных работ по це-
левому заказу. В составе Государственной аттестационной комиссии (ГАК) обязательно присутствуют представители работодателей. Таким образом, в вузе выстраивается системная работа по профессиональной ориентации студентов, начиная от школьной скамьи и заканчивая защитой дипломов.
Особое место занимает работа по повышению квалификации педагогических кадров. Накопленный многолетний опыт воспитания педагогов сегодня находит воплощение в специальных программах, разработанных совместно с городским и областным Управлениями образования, науки и молодежной политики. В настоящий момент реализуется девять программ, ориентированных на педагогические кадры общего среднего и среднего профессионального образования.
По уровню научного потенциала РГУ им. С.А. Есенина входит в число ведущих классических университетов. Многие научно-исследовательские работы ведутся по международным, федеральным и региональным грантам. Спектр исследований широк и включает в себя практически все направления научных знаний. Сложившиеся научные школы, ряд видных ученых с мировым именем делают Рязанский государственный университет крупным научным центром общефедерального значения. На сегодняшний день в вузе сложилось более 30 научных и научно-методических школ, хорошо известных как в России, так и за рубежом. В настоящее время профессорско-преподавательский состав РГУ работает над 90 актуальными и перспективными научными темами. Среди них - «Педагогические аспекты международного сотрудничества в сфере образования », «Качественная теория дифференциальных уравнений», «Научно-методические основы совершенствования пунктуационных навыков », «Кинетические эффекты и механизмы релаксации электронов в наноструктурах », «Европа в системе международных отношений в новое и новейшее время », «Когнитивно-коммуникационный метод обучения иностранным языкам », «Метаконцептуальный подход к образованию ».
РГУ поддерживает постоянные научные связи с университетами Германии, Швейцарии, США, Великобритании, Канады, Франции, Японии, Беларуси, Украины, Армении, с Международным Союзом охраны природы, Европейским сообществом эволюционной биологии, Европейской ассоциацией психотерапевтов. Международная деятельность - одно из важнейших направлений сегодняшней жизни вуза, при этом вектор его интересов направлен не только на Европу и Америку, но и на Восток. Свидетельство тому - совместные образовательные проекты с крупнейшими японскими и китайскими университетскими центрами.
Интеграция в мировое образовательное и научно-культурное пространство, взаимовыгодное сотрудничество с крупнейшими научными и образовательными центрами позволяют студентам и сотрудникам университета уверенно ориентироваться в современном многополярном мире.
Новый учебный год сулит всем работникам сферы образования новые заботы. Повсеместное и обязательное введение единого государственного экзамена, двухуровневое высшее образование, создание университетских комплексов -все эти непростые и неоднозначные процессы должны в короткий срок значительно изменить вузовскую жизнь. Да и не только вузовскую... Ведь высшее образование - важнейшее звено в общекультурной жизни общества. О том, как будет складываться этот учебный год в старейшем вузе рязанского региона, мы беседуем с ректором РГУ им. С.А. Есенина, кандидатом филологических наук, доцентом Ириной Михайловной Шеиной.
- Ирина Михайловна, новый учебный год, очевидно, принесет серьезные изменения в учебную и организационную жизнь университета?
- Я думаю, правильнее было бы сказать так: в новом учебном году мы будем развивать и конкретизировать уже разработанные планы. И прежде всего - работать над внедрением двухступенчатой системы образования и созданием университетского комплекса.
- То есть время споров и размышлений закончено?
- Мы государственное учебное заведение и в первую очередь должны проводить в жизнь государственную политику в области высшего образования. Этим и определяется стратегия нашего развития на ближайшие годы. С 1 сентября 2009 г. студенты Рязанского государственного университета, как и их европейские сверстники будут учиться по системе «четыре плюс два» - в четырехлетнем бакалавриате и еще два года в магистратуре. Зато в итоге полученный ими диплом будет «признаваться» практически во всех европейских странах. И не только диплом... Соотносимость учебных программ дает возможность их выбора как внутри вуза, так и во всем образовательном пространстве. Поступив в РГУ, студент, по сути дела, сможет продолжить свое образование не только в России, но и в любом вузе Европы. Для большинства европейских стран это уже давно привычная практика.
- И чтобы все эти заманчивые перспективы стали реальностью, необходимы серьезные организационные изменения.
- Они уже происходят. В текущем году в университете открыт бакалавриат по пяти направлениям. Наши студенты уже сегодня смогут начать обучение по новой системе.
- А почему направлений только пять?
- Дело в том, что процесс перехода на двухступенчатую модель требует тщательной и скрупулезной подготовки. В принципе, все направления, по которым сегодня в РГУ ведется учебный процесс, имеют государственную лицензию, и никаких организационных препятствий к переходу не существует. Но, на наш взгляд, будет разумнее осуществлять его постепенно, заранее просчитывая все возможные препятствия и сложности.
- Ирина Михайловна, до сих пор мы говорили о внутриуниверситетской политике. Но ведь грядущая реформа предполагает изменение отношения к высшему образованию и со стороны общества?
- Да, и этот процесс, возможно, еще более сложный, связанный с перестройкой сложившихся представлений о высшем образовании. К сожалению, до сих пор бытует мнение, что диплом «бакалавра » - это справка о неоконченном высшем образовании. Это совершенно неверно. Отучившись четыре года и успешно выполнив учебную программу, наш студент получает полноценное высшее образование первой ступени.
- То есть его диплом будет соответствовать сегодняшнему диплому «специалиста»?
- С известной долей допущения можно сказать и так. Диплом «бакалавра» дает право занимать любую должность, требующую вузовской подготовки. Хотя, повторюсь, есть довольно сложные проблемы, связанные с изменением распространенного взгляда многих работодателей на «бакалавров» как на недоучек. Сегодня мы ведем большую работу в этом направлении.
- Между тем прошедшая абитуриентская кампания вызвала немало волнений...
- Чтобы серьезно оценить результаты минувшего абитуриентского лета, нужно время. Однако некоторые выводы можно сделать уже сегодня. Первое и, наверное, главное: ЕГЭ, вопреки многим скептическим прогнозам, не внес организационную неразбериху в работу приемной комиссии. Более того, вступительные экзамены уходящего года прошли заметно спокойней как для самих абитуриентов, так и для сотрудников университета. Не было той двойной нервотрепки, когда сначала выпускники и соответственно родители глотают валидол во время школьных экзаменов, а потом практически без перерыва испытывают повторный стресс на вступительных испытаниях в вузе. В этом году ребята имели возможность спокойно сделать выбор.
С 2009 г. все вступительные экзамены, кроме творческих направлений, требующих особых навыков, проводятся в форме ЕГЭ. Уверена, что в будущем году все споры вокруг ЕГЭ окончательно утихнут. Практика показала: эта форма действительно уравнивает возможности абитуриентов.
- Какое из направлений вузовской реформы на сегодняшний день Вам кажется наиболее проблемным?
- Сложности есть везде. И, думаю, это вполне закономерно. Переход к общеевропейским стандартам образования -процесс многомерный и затратный. Сегодня мы серьезно работаем над созданием на базе РГУ им. Сергея Есенина университетского комплекса.
- Университетский комплекс - это возможность непрерывного образования от начальной школы и до докторской степени?
- Возможен и такой вариант. Но было бы ошибочным рассматривать этот проект только лишь как образовательную вер-
тикаль. Как раз главный смысл заключается в его многомерности. В возможности выбора индивидуальной образовательной траектории. Университетский комплекс включает в себя среднюю школу, учреждения начального профессионального образования, среднего и, наконец, высшего образования. У нас действует Институт непрерывного образования, предлагающий широкий спектр курсов повышения квалификации. В текущем учебном году в составе университета организованы Институт иностранных языков на базе факультета иностранных языков и Институт психологии, педагогики и социальной работы на базе факультета педагогики и психологии. Университетский комплекс - это единая образовательная система, формирующая не только квалифицированных специалистов в самых различных областях знаний, но и общекультурную среду региона. Причем совсем не обязательно получать степень магистра или доктора. Цель в другом... Чтобы на каждой ступени, на каждом образовательном «участке» личность могла получить возможность профессиональной, творческой и социальной реализации. Бакалавр, магистр или квалифицированный рабочий в равной степени получают широкое гуманитарное образование, воспитываются в гуманитарных традициях, присущих российской высшей школе.