ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010
Формирование системы менеджмента качества классического университета: пути и перспективы
В статье рассмотрены проблемы формирования системы менеджмента качества высшего образовательного учреждения на примере Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. Проанализированы механизмы выделения и совершенствования процессов в деятельности вуза, формы и методы взаимодействия с потребителями и местным сообществом, сделан вывод о возможностях менеджмента качества для реального повышения качества управления и качества образования.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, система менеджмента качества, процессный подход, ориентация на потребителя, постоянное улучшение, местное сообщество.
Успешная мировая практика лучших компаний и учреждений демонстрирует необходимость выстраивания эффективно функционирующей системы управления [1-5]. Наличие в вузе системы менеджмента качества стало одним из значимых показателей при проведении государственной аттестации и аккредитации [6]. Ориентируясь на это, Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина в 2009 г. осуществил сертификацию системы менеджмента качества (далее СМК) на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008 (сертификат «Quality Austria» № 08556/0 от 13 ноября 2009 г., сертификат «IQNet»). Большая предварительная работа, накопленный управленческий опыт и система жизнедеятельности позволили разработать, спроектировать и организовать внедрение СМК в университете.
Приоритетные задачи дальнейшего совершенствования СМК и деятельности вуза в целом определены в миссии, политике университета в области качества [7]. РГУ им. С. А. Есенина видит свою миссию в региональном лидерстве в сфере классического образования на основе современных стандартов качества с целью активного влияния на развитие научно-инновационного и социокультурного потенциала региона в условиях динамично развивающейся, эффективной, многопрофильной модели университета.
В университете на основе аналитических данных структурных подразделений, деканатов факультетов/ дирекций институтов, анализа высшим руководством на каждый учебный год формулируются цели в области качества (на основе политики и стратегии университета), утверждаемые на заседаниях (совещаниях) структурных подразделений [8].
Е. А. Кирьянова,
д. и. н., профессор, начальник управления качества образования ГОУ ВПО «Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина»
e-mail: [email protected], [email protected]
В университете разработана и внедрена процессная модель СМК, функционирующая на основных принципах менеджмента: процессном подходе; принятии решений, основанных на фактах; постоянном улучшении.
Были определены следующие ключевые процессы: учебный (образовательная деятельность), воспитательный, научно-исследовательский, процесс непрерывного образования. Выделение именно таких процессов обосновано типом учреждения, необходимостью реализации стратегии и политики университета на основе анализа СМК высшим руководством. Кроме того, основополагающими условиями для организации всех процессов является анализ требований потребителей и заинтересованных сторон. Взаимосвязь и взаимодействие всех процессов осуществляется через описание их в документированных процедурах (ДП) и книге процессов (например, СМК-ДП-ОД-09/02.07: «Организация учебного процесса», СМК-КП «Книга процессов» и др.). Разделение на процессы было продумано таким образом, чтобы обеспечить качество на всех этапах деятельности университета, оптимизировать организационную структуру вуза; эффективно накапливать и рационально распределять ресурсы (материальные, финансовые, людские); осуществлять инновационную, международную деятельность вуза и т. д. В главном документе СМК «Руководстве по качеству» прописана ответственность за ключевые процессы, возложенная на руководителей высшего уровня.
Все документированные процедуры содержат критерии оценки: мониторинг, измерение и оценка процесса с прописанными показателями. В результа-
тивности процесса учитываются аккредитационные показатели. Внутри процессов, для удобства деятельности, выделены подпроцессы. Так, учебный процесс включает в себя подпроцессы: проектирование и разработка образовательных программ, организация учебного процесса, реализация учебного процесса; процесс непрерывного образования включает: довузовскую подготовку, проектирование и реализацию программ дополнительного образования для студентов, проектирование и реализацию программ дополнительного профессионального образования.
РГУ им. С. А. Есенина организует деятельность в вузе таким образом, чтобы взаимодействие проходило как по горизонтали: между сотрудниками, коллегами по работе (например, в учебной деятельности: заседания методических объединений, расширенные заседания Совета по качеству с приглашением заведующих кафедрами и заместителей деканов по развитию/ директоров по качеству), так и по вертикали (ректор -проректоры - деканы факультетов/директора институтов - заведующие кафедрами - преподаватели). Планы и решения доводятся до персонала университета через различные информационные каналы (электронная рассылка, сайт университета и т. д.).
Один из принципов концепции СМК — это ориентация на потребителя. Вооружившись стандартами в области качества, вузы начинают уделять большое внимание обратной связи: следят за карьерой выпускников, удовлетворяют текущие запросы работодателей и стараются предсказывать их будущие нужды. Это открывает новые горизонты сотрудничества с корпоративными заказчиками за счет целевой контрактной подготовки.
Реализация этого принципа предполагает создание системы потребительского мониторинга удовлетворенности образовательными услугами различных групп потребителей. Под системой потребительского мониторинга (ПМ) РГУ им. С. А. Есенина понимается постоянное отслеживание состояния удовлетворенности потребителей образовательных услуг, соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их изменений. Сформированная система ПМ РГУ им. С. А. Есенина максимально ориентирована на достижение основной цели университета: «обеспечение высокой конкурентоспособности и долгосрочной социально-экономической устойчивости вуза на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг за счет высокого уровня подготовки профессионалов, активно востребованных в реальном секторе экономики и социокультурной сфере региона» (миссия, видение, политика и главная цель РГУ им. С. А. Есенина). Анализ удовлетворенности потребителей является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.
В РГУ им. С. А. Есенина выделено два типа потребителей:
• внешние потребители — Министерство образования и науки РФ, образовательные учреждения различных уровней и ступеней, работодатели, заказчики, заинтересованные лица;
• внутренние потребители — потребители различных услуг, предоставляемых университетом
(обучение, библиотека, редакционно-издательская деятельность, инфраструктура и т. д.), т. е. студенты, сотрудники, профессорско-преподавательский состав и др.
С целью оценки вузом удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов подразделения университета (Управление качества образования, Управление инвестиций, развития и маркетинга, Центр социологических исследований) проводят анкетирование работодателей: представителей муниципальных и государственных учреждений города и области, образовательных учреждений, СМИ (для специальности «Журналистика»). Сопоставление предъявляемых работодателями к молодым специалистам требований и результатов анкетирования свидетельствует, что теоретическая подготовка выпускников университета, например, оценивается на 7,04 балла (из 10 возможных), практическая подготовка — 6,5 балла, способность выпускников к адаптации в организации — 7,42 балла, коммуникативные качества — 7,71 балла, дисциплина и исполнительность — 7,34 балла, способность и стремление к самообразованию — 7,32 балла и т. д. Ряд работодателей намерены принимать на работу выпускников университета в будущем и в настоящее время. Так, об этом высказались 68,75% руководителей образовательных учреждений Рязанского региона, 100% представителей СМИ (для специальности «Журналистика») и т. д.
О привлекательности РГУ им. С. А. Есенина говорит то, что в дальнейшем 82% работодателей (по результатам анкетирования) хотели бы развивать деловые связи и сотрудничать с вузом. Работодатели готовы принимать студентов на практику, а выпускников — на работу, проводить исследования, анкетные опросы, информировать о вакансиях, развивать профессиональное персонифицированное наставничество.
В связи с запросами работодателей РГУ им. С. А. Есенина осуществляет целевой прием по договорам с органами государственной власти и местного самоуправления на ряд специальностей. На педагогические специальности прием учащихся сельских педагогических классов ведется по договору с Министерством образования Рязанской области. Всего целевой прием в
2009 г. составил 81 человек (в 2008 г. — 61).
Анализ рекомендаций от долговременных заказчиков выпускников вуза (Министерство образования Рязанской области, Управление образования Рязани, Правительство Рязанской области, Рязанская областная Дума, правоохранительные органы и т. д.) позволяет своевременно вносить изменения в перечень специальностей и направлений подготовки, расширять перечень специализаций, обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей предприятий и организаций в специалистах нужной квалификации и уровня компетентности.
В университете осуществляется тестирование студентов по внутреннему банку тестовых заданий (БТЗ), разработанных преподавателями университета. Периодически проводится их экспертиза, что позволяет повышать качество тестовых материалов. Вуз является участником восьми этапов Федерального
ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010
ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010
Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Это позволяет оценить качество подготовки в сравнении с другими вузами России. Результаты итоговой государственной аттестации выпускников показывают, что уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым государственными образовательными стандартами, и компетенциям, востребованным потенциальными работодателями. По заказам работодателей выполняют ВКР студенты специальностей «Психология», «Логопедия», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Налоги и налогообложение», «Национальная экономика» и др. Работодатели привлекаются к проведению учебных занятий и организации практик, к рецензированию и руководству выпускными квалификационными работами студентов, к оценке качества подготовки выпускников в качестве членов и председателей ГАК.
Оценка удовлетворенности потребителей была бы неполной без включения в нее такой группы респондентов, как преподаватели и студенты. Профессорско-преподавательский коллектив РГУ им. С. А. Есенина является ключевым элементом высшей школы и от их квалификации, педагогической компетентности, условий труда, моральных качеств, общей культуры зависит и качество подготовки специалистов, и результативность деятельности вуза. В связи с этим, одним из показателей качества образовательных услуг может служить удовлетворенность преподавателей.
В РГУ им. С. А. Есенина регулярно проводится опрос преподавателей вуза по уровню удовлетворенности. В 2009 г. в результате анализа 451 анкеты установлено, что средний балл удовлетворенности преподавателей по университету составил 4 (из 5). Самый низкий показатель (2,4 балла) получила оценка уровня оплаты труда. Оценку от 3,2 до 3,7 получили показатели: место работы (помещение, рабочее место и т. п.) (3,6), место работы (аудитория для занятий) (3,5), наличие оборудования (3,2), работа оборудования (3,4), перспективы профессионального роста (3,7), дорога на работу (3,7). От 4 до 4,6 были оценены показатели: режим работы (4), профессионализм и компетенция непосредственного руководителя (4,4), взаимоотношения с непосредственным руководителем (4,5) и с коллегами по работе (4,6), отношение сотрудников к делу (4,3), взаимопомощь в коллективе университета (4,1) и в коллективе подразделения (4,3), психологический климат в коллективе (4,2), занимаемая должность (4), содержание работы (4).
В октябре 2009 г. среди студентов РГУ им. С. А. Есенина проводилось анкетирование «Оценка удовлетворенности студентов организацией учебно-воспитательного процесса в университете». Результаты анкетирования позволили выявить уровень удовлетворенности качеством образования, содержанием учебно-воспитательного процесса, организацией практик, условиями для занятий научной деятельностью, спортом, проведением досуга, студенческой жизнью, обеспеченности и доступности литературы в библиотеке, компьютерной техники, учебно-научного оборудования, специализированных аудиторий и лабораторий.
Это анкетирование позволило вузу получить информацию о соответствии реального образовательного процесса (с точки зрения студентов) требованиям современного рынка труда. Наиболее важны для студентов по окончании университета следующие качества: набор профессиональных знаний, умений и навыков (41%), способность к дальнейшему обучению (10%), документ об образовании (диплом) (11%), повышение культурного уровня (12%), новый круг знакомых, интересных в профессиональном и личном плане (14%) и т. д. По результатам анкетирования, 66% студентов в настоящее время совмещают работу с учебой, в том числе у 57% работа связана с получаемой специальностью. О высоком уровне удовлетворенности студентов говорит то, что 74% студентов поступили бы вновь в РГУ им. С. А. Есенина, у 76% респондентов нет предложений по совершенствованию учебного процесса, 82% опрашиваемых оценивают свои теоретические знания как «отличные» и «хорошие», профессиональный уровень преподавателей университета 36% студентов характеризуют как «высокий» и 46% как «хороший».
В рамках формирования СМК руководство вуза большое внимание уделяет признанию заслуг отдельных работников, групп и обучающихся. Так, в университете были установлены три премии, связанных с именами широко известных в научном мире Заслуженных деятелей науки Российской Федерации
B. И. Селиванова, И. П. Макарова, Г. Н. Приступы. Присуждение премий преподавателям вуза проводится по итогам НИР за календарный год. С 1998 по 2010 г. было присуждено 36 премий за различные достижения в научно-исследовательской деятельности. За деятельность в области воспитательной и внеучебной работы присуждается премия «Лучший куратор». За отличные успехи в учебной деятельности, активное участие в научно-исследовательской и общественной работе студентам ежегодно присуждается 10 стипендий Ученого совета университета, 10 стипендий Советов факультета. В вузе введена именная стипендия — стипендия им.
C. А. Есенина; отличившиеся студенты-спортсмены вуза получают стипендию «За достижения в спорте».
Внедрение СМК способствовало перенесению акцента деятельности как руководства университета, так и его работников, на местные проблемы, позиционирование вуза в регионе. В сознании регионального сообщества РГУ им. С. А. Есенина позиционируется как лидер социально-гуманитарной, классической направленности образования, ведущий поставщик кадров для образовательной отрасли региона. Расширение спектра специальностей и направлений подготовки, осуществляемое с учетом потребностей регионального рынка труда и запросов населения, позволяет вузу удерживать конкурентные преимущества по параметрам качества образования, квалификационного уровня ППС, комфортности психологической и социально-бытовой среды. Престижность академического статуса старейшего университета региона, его информационная открытость по отношению к обществу являются факторами, способствующими тому, что Правительство Рязанской области, отраслевые министерства и ведомства чаще других вузов выбирают именно РГУ им. С. А. Есенина в качестве базы
для проведения научно-практических конференций и семинаров, деловых встреч. Избирательная кампания
2010 г. по выборам в региональные представительные органы показала, что политики федерального уровня рассматривают именно наш университет в качестве наиболее активного политического ресурса региона и самой масштабной площадки диалога с региональным электоратом.
Экспертное сообщество региона для оценки различных региональных целевых программ, проектов, проведения конкурсных и аттестационных мероприятий формируется прежде всего из числа авторитетных ученых РГУ им. С. А. Есенина ввиду как его особой многопрофильности, так и уровня профессиональной квалификации работающих в нем специалистов. Активная политика вуза в сфере формирования общественных связей способствовала складыванию партнерских отношений с государственными и муниципальными структурами, бюджетными, коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями региона, с Правительством Рязанской области и администрацией Рязани на различных уровнях: региональном, общероссийском, международном.
РГУ им. С. А. Есенина вносит активный вклад в развитие научного и инновационного потенциала региона. С 2008 г. по настоящее время вуз проводит ежегодную региональную научно-практическую конференцию «Научный потенциал РГУ им. С. А. Есенина — инновационный ресурс региона» с участием представителей региональных структур. Основными целями форума являются презентация актуальных инновационных разработок, анализ практик взаимодействия и сотрудничества университета с государственными и коммерческими предприятиями, развитие бизнес-партнерства [9]. Аналогичная работа проводится и среди студентов: с 2006 г. проводятся ежегодные конкурсы студенческих инновационных проектов «Взгляд в будущее: моя инициатива» [10]. Многие из предлагаемых студентами проектов носят социально-ориентированный характер.
В качестве классического университета РГУ им. С. А. Есенина оказывает действенное влияние на культурную политику региона. Вуз выступает инициатором, организатором, соучредителем ежегодных Международных есенинских студенческих научных конференций совместно с академическим и музейным сообществом России, реализует региональный образовательный проект «Тропа к Есенину», с 2004 г. является учредителем научно-методического журнала «Современное есениноведение» с всероссийской подпиской и международным составом авторов (за 5 лет в журнале опубликовали свои статьи ученые из 20 стран мира).
Стали традицией проводимые по инициативе РГУ им. С. А. Есенина Международные научные конференции, посвященные наследию акад. И. И. Срезневского, Я. П. Полонского, П. С. Семенова-Тян-Шанского, К. Г. Паустовского, А. И. Солженицына и других выдающихся деятелей науки и культуры, связанных с Рязанским краем. Тем самым вуз способствует укреплению позитивного имиджа Рязанского региона
в отечественном и международном культурном пространстве.
РГУ им. С. А. Есенина обладает уникальным просветительским потенциалом. Реализуемый с сентября 2009 г. проект «Университет выходного дня» раскрывает просветительскую функцию университета, направленную на образование для взрослых для их личного развития. К чтению лекций привлекаются наиболее опытные и авторитетные преподаватели нашего вуза; тематика публичных лекций предлагается всеми факультетами и институтами университета. Так, в «Университете выходного дня» в 2009/10 уч. г. были прочитаны такие лекции, как «Давайте говорить по-русски правильно», «Что такое стресс и как с ним бороться», «Как управлять своим временем», «Глобальные экологические проблемы: мифы и реальность», «Житие мое... Культура повседневности», «Моя родословная: исторический поиск и его возможности». Лекции посетило более 500 жителей города. Проект активно освещается местными СМИ и способствует формированию положительного имиджа нашего университета как центра распространения знаний в регионе.
Преподаватели, сотрудники, студенты РГУ им.
С. А. Есенина занимают активную гражданскую позицию, участвуют в различных общественных организациях. РГУ им. С. А. Есенина демонстрирует информационную открытость по отношению к обществу. Регулярно обновляется официальный сайт вуза, где размещаются электронные учебные пособия [11] и учебно-методические комплексы [12], авторами которых являются преподаватели университета.
Ежемесячная газета «Рязанский университет» публикует информацию о важнейших событиях жизни университета, об истории вуза, о научных исследованиях студентов и преподавателей вуза, о творческих коллективах и спортивных достижениях студентов, о выдающихся выпускниках разных лет, об участии университета в жизни региона. В сети доступна электронная версия газеты [13]. Медийный статус вуза поддерживается постоянным активным вниманием региональных СМИ к его деятельности.
Опыт РГУ им. С. А. Есенина ясно показывает, что разработка и внедрение СМК в вузе способствуют оптимизации системы управления образовательным процессом и вузом в целом, росту удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон путем постоянного повышения эффективности деятельности университета, содействуют профессиональному росту профессорско-преподавательского состава, укреплению престижа вуза и его конкурентоспособности.
Список использованных источников
1. Менеджмент качества в вузе/Под ред. Ю. П. Похолкова, А. И. Чучалина. М., 2005.
2. Е. Н. Ищенко. Комплексный анализ качества образования (социологический мониторинг). Воронеж, 2008.
3. Болонский процесс и качество образования. Опыт вузов. Нижний Новгород, 2005.
ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010
4. Материалы международного форума «Современное образование: содержание, технологии, качество». 21-22 апреля. СПб., 2010.
5. Т. Лыкова, А. Шадрин. Некоторые особенности процессного подхода в СМК вуза//Стандарты и качество, № 1, 2010.
6. Перечень показателей государственной аккредитации высшего учебного заведения: Приложение № 1 к приказу министра образования Российской Федерации № 1965 от 29 июня 2000 г.
7. http://www.rsu.edu.ru/index.php ?зесйоп=874.
8. Цели в области качества РГУ им. С. А. Есенина на 2009/2010 уч. год. http://www.rsu.edu.ru/index.php?section=943.
9. Инновационно-проектная деятельность в научнообразовательной сфере//Материалы конкурса инновационных проектов преподавателей и сотрудников РГУ им. С. А. Есенина. Вып. 1. Рязань, 2007; Вып. 2. Рязань, 2009.
10. Взгляд в будущее: моя инициатива//Материалы конкурса студенческих инновационных идей и проектов РГУ им. С. А. Есенина. Вып. 1. Рязань, 2008; Вып. 2. Рязань, 2009.
11. http://www.rsu.edu.ru/index.php ?section=592.
12. http://www.rsu.edu.ru/index.php ?section= 1036.
13. http://www.rsu.edu.ru/index.php ?section=247.
Classical state university quality management system formation: means and future plans E. A. Kiryanova, Head of Education Quality Ryazan State University named after S. Yesenin, doctor of historical sciences, professor.
In the article we address the issues on quality management system organization in higher educational institutions using the experience of Ryazan state university named after S. A. Yesenin. We analyzed the mechanisms of identification and improvement of processes of university activities, ways and methods of interaction with consumers and local community and therefore we could draw conclusions about the quality management potential in improvement of educational and administrative spheres.
Keywords: higher professional education; quality management system; operational/processing approach; consumer-oriented approach; constant improvement; local community.