Научная статья на тему 'РЯД ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ФПС МЧС РОССИИ'

РЯД ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ФПС МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
436
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / DUTY DISCIPLINE / ОБЯЗАННОСТИ / ЗАПРЕТ / PROHIBITION / НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ / IMPROPER PERFORMANCE / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / DISCIPLINARY RESPONSIBILITY / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанов Роман Александрович, Шелепенькин Алексей Александрович

В статье авторами рассмотрены общие понятия дисциплинарной ответственности, сравнение нормативных правовых актов о привлечении к ней; особенности привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России; вопросы практики применения норм дисциплины труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Several features of disciplining employees of the department of emergency situations of Russia

In the article the authors consider the general concepts of disciplinary responsibility, comparison of regulatory legal acts for bringing to disciplinary responsibility; practice of application of norms for labor discipline are considered in the article.

Текст научной работы на тему «РЯД ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ФПС МЧС РОССИИ»

32.Якуб М. Л. О понятии процессуальной функции в советском уголовном судопроизводстве // Правоведение. 1973. № 5. С. 83-89.

33.Якубович Н. А. Теоретические основы предварительного следствия. М.: НИирИО ВШ МВД СССр, 1971. 142 ^

34. Якубович Н. А. Процессуальные функции следователя // Проблемы предварительного следствия в уголовном судопроизводстве. М., 1980.

УДК 347.92

Р. А. Степанов, А. А. Шелепенькин

ряд особенностей привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников ФПС мчС россии

R. A. Stepanov, A. A. Shelepen'kin. Several features of disciplining employees of the department of emergency situations of Russia

В статье авторами рассмотрены общие понятия дисциплинарной ответственности, сравнение нормативных правовых актов о привлечении к ней; особенности привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС россии; вопросы практики применения норм дисциплины труда.

Ключевые слова: служебная дисциплина; обязанности; запрет; ненадлежащее исполнение; дисциплинарная ответственность.

Контактные данные: 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149А; (812) 369-69-76; tp_spbu_gps@mail.ru.

In the article the authors consider the general concepts of disciplinary responsibility, comparison of regulatory legal acts for bringing to disciplinary responsibility; practice of application of norms for labor discipline are considered in the article.

Keywords: duty discipline; functions, prohibition; improper performance; disciplinary responsibility.

Contact details: Moskovskiy Ave 149A, St. Petersburg, Russian Federation, 196105; (812) 369-69-76; tp_spbu_gps@mail.ru.

Дисциплинарная ответственность является одним из важных способов правового воздействия на сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС россии (ФПС), цель которого — добиться от них надлежащего выполнения возложенных на них служебных обязанностей. Дисциплинарная ответственность является одним из видов юридической ответственности, которая предусмотрена законодательством за неправомерное поведение. Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность сотрудника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей.

Дисциплинарная ответственность работников, как известно, регулируется нормами Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 192-195). В то же время

Роман Александрович Степанов — заместитель начальника кафедры трудового права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС россии, кандидат педагогических наук.

Алексей Александрович Шелепенькин — доцент кафедры трудового права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС россии, кандидат педагогических наук, доцент. © Р. А. Степанов, А. А. Шелепенькин, 2015

в отношении отдельных категорий работников, например государственных служащих, законодатель устанавливает и дополнительные нормы о дисциплинарной ответственности. В частности, это касается и сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России.

На сегодняшний день трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц:

• военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;

• членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

• лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;

• других лиц, если это установлено федеральным законом.

Более подробно особенности дисциплинарной ответственности сотрудников ФПС устанавливаются в гл. 4 Положения о службе в органах внутренних дел (Положение о службе), в которой дается определение служебной дисциплины, устанавливаются поощрения и взыскания, применяемые к сотрудникам органов внутренних дел, а также рассматриваются вопросы их наложения и снятия [8].

В рамках настоящей статьи можно остановиться только на узком аспекте оснований дисциплинарной ответственности сотрудников ФПС, так как, в рамках действующего законодательства, с нашей точки зрения, в этой сфере имеются определенные вопросы не только теоретического, но и практического характера.

Основанием дисциплинарной ответственности вообще является, как известно, дисциплинарный проступок [1]. Законодательство о службе в органах внутренних дел, в отличие от трудового законодательства, не содержит понятия дисциплинарного проступка. В то же время ст. 34 Положения о службе устанавливает, что дисциплинарные взыскания налагаются на сотрудников ФПС за нарушение служебной дисциплины. При этом служебная дисциплина означает соблюдение сотрудниками ФПС установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий [8].

В соответствии с вышесказанным сотрудник ФПС может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушения порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий. Поэтому можно сделать вывод, что основания дисциплинарной ответственности сотрудников ФПС связывается с нарушениями, допущенными ими при исполнении служебных обязанностей и реализации возложенных на них прав. Таким образом, безусловным основанием привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудника ФПС может выступать, например, опоздание или прогул, невыполнение приказа, разглашение служебной тайны и т. п., т. е. деяния, непосредственно связанные с его должностным положением.

Практика свидетельствует, что именно ненадлежащее выполнение возложенных на сотрудников ФПС должностных обязанностей чаще всего является основанием привлечения их к дисциплинарной ответственности.

Так, в ходе проверки установлено, что сотрудники Южного регионального центра ненадлежащим образом осуществляли полномочия по выявлению нарушений законодательства о пожарной безопасности, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В ряде случаев сотрудники Регионального центра недобросовестно исполняли функцию по лицензированию деятельности в области обеспечения пожарной

безопасности. Так, лицензии выдавались организациям без проверки наличия у них необходимого оборудования и документального подтверждения соответствующего образования и уровня квалификации их работников.

По результатам проверки заместитель Генерального прокурора Российской Федерации С. Воробьев внес представление об устранении выявленных нарушений руководителю Южного регионального центра Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

По итогам его рассмотрения за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей два руководителя структурных подразделений Регионального центра привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, ведомством проведены занятия в системе служебной подготовки, приняты меры по усилению контроля за организацией деятельности органов государственного пожарного надзора и за соблюдением требований пожарной безопасности региональными органами власти в округе [11].

Другой пример. Статья 58 Положения о службе предусматривает основания для увольнения из органов внутренних дел, такие как: по собственному желанию, по достижению предельного возраста, по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, и др.

В п. 8 контракта о службе в Государственной противопожарной службы (ГПС) не предусмотрено одним из оснований досрочного расторжения — «по собственному желанию», однако п. 8.10 контракта предусматривает иные основания досрочного расторжения, предусмотренные законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [9].

По мнению суда, к отношениям с участием сотрудников ГПС применяются нормы как Трудового законодательства Российской Федерации, так и ведомственные правовые акты.

Таким образом, ни один из указанных нормативных актов не содержит указания на то, что подача рапорта об увольнении по собственному желанию до окончания срока действия контракта является нарушением условий контракта по вине сотрудника ГПС. Срок действия контракта о службе в органах внутренних дел (написание рапорта об увольнении по собственному желанию в течение срока действия контракта) не является условием, нарушение которого влечет увольнение сотрудника по основанию «нарушений условий контракта». И его увольнение в таких обстоятельствах должно быть с формулировкой «по собственному желанию» [12].

Однако, помимо этого, следует помнить, что на сотрудников ФПС действующим законодательством возложен также целый ряд обязанностей общего характера (не зависящих от их должностного положения). Так, на всех сотрудников ФПС распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», нарушение и невыполнение которых является основание для привлечения к юридической ответственности [2].

К примеру, прокуратура Костромской области провела проверку исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской

обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области.

Установлено, что сотрудники ведомства, в том числе занимающие руководящие должности, не исполняют установленные законом обязанности и не соблюдают запреты и ограничения в соответствии с федеральным законодательством.

Так, заместитель начальника Главного управления МЧС россии по Костромской области, начальник отдела государственного пожарного надзора и еще семь сотрудников ведомства получили от ООО «Кроностар» денежные вознаграждения в размере от 5 до 15 тыс. руб. за исполнение своих служебных обязанностей (тушение пожара). Полученные доходы они скрыли, не указав в соответствующих декларациях.

В представленных сведениях о доходах за 2010 г. 13 сотрудников МЧС России не отразили доходы, полученные от педагогической деятельности, 28 работников не указали данные об объектах недвижимости, находящихся в пользовании. Начальник отделения территориального отдела надзорной деятельности г. Костромы скрыл доход, полученный от продажи автомашины.

В связи с прохождением службы государственному служащему запрещается законом осуществлять предпринимательскую деятельность. В то же время согласно сведениям налоговых органов двое сотрудников МЧС являются учредителями ООО «Леспром К» и ООО «Вохмаагротранс». При этом сведения о своем участии в деятельности коммерческих организаций в предоставляемых ими сведениях они не отразили.

В связи с выявленными нарушениями прокурор Костромской области внес в адрес начальника Главного управления МЧС россии по Костромской области представление с требованием привлечь виновных к ответственности.

По результатам рассмотрения представления нарушения устранены, семь должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, по остальным сотрудникам государственного органа проводятся заседания комиссии по соблюдению служебного положения [13].

Нельзя не отметить, что эта норма была введена в Положение о службе в рамках борьбы с коррупцией Федеральным законом российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

Именно распространение на сотрудников ФПС указанных ограничений, запретов и обязанностей может породить, с нашей точки зрения, определенные вопросы по поводу оснований их дисциплинарной ответственности. Вполне очевидно, что установление в отношении субъекта права какой-либо обязанности, ограничения или запрета должно подкрепляться возможностью применения к нему определенных мер ответственности в случае их несоблюдения. Можно ли применить дисциплинарные взыскания к сотруднику ФПС, нарушившему указанные выше обязанности, ограничения или запреты? Ответ на этот вопрос, как нам кажется, достаточно неоднозначен.

Так, невыполнение сотрудником ФПС обязанности, указанной в Приказе МЧС России от 22 марта 2011 г. № 135, подготовленном в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 (предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера), безусловно, подпадает под определение нарушения служебной дисциплины, приведенное выше.

Статья 18 Федерального закона о государственной гражданской службе закрепляет требования к служебному поведению служащих (исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа; не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам и др.). В принципе невыполнение их (например, оказание сотрудником ФПС при исполнении своих служебных обязанностей предпочтения какому-либо объединению) также могло бы быть основанием дисциплинарной ответственности. Но так как сотрудники ФПС не относятся к категории государственных гражданских служащих, то данная норма права на них не распространяется.

Наконец, с нашей точки зрения, не подкрепленными мерами дисциплинарной ответственности являются в настоящее время установленные в отношении сотрудников ФПС Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ запреты. Дело в том, что запреты в большинстве своем никак не связаны со служебной деятельностью государственного служащего и представляют собой, по сути, «права, входящие в статус гражданина, которых он лишается, пока состоит на государственной службе» [3, с. 17]. Действительно, запрет на занятие предпринимательской деятельностью ограничивает конституционное право на предпринимательскую деятельность, запрет на замещение выборных должностей — избирательное право.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии определенного пробела в законодательстве о службе в органах ФПС МЧС России, который требует, на наш взгляд, вмешательства законодателя.

Литература

1. Дубровин А. В. Дисциплинарная ответственность в трудовых отношениях как вид юридической ответственности // Трудовое право. 2008. № 8.

2. Густова Л. В. Некоторые вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников милиции // Трудовое право. 2010. № 1.

3. Козбаненко В. А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. № 1.

4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

7. Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

8. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

9. Приказ МЧС России от 30 июня 2008 г. № 351 «О порядке и условиях заключения контракта о службе в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и форме контракта».

10. Приказ МЧС России от 22 марта 2011 г. № 135 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

11. По материалам, опубликованным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://genproc.gov.ru/news/ news-74479/ (дата обращения: 04.03.2015).

12. По материалам, опубликованным на консультационном сайте по финансовым и правовым вопросам МЧС России [Электронный ресурс]. URL: http://fin.igps.ru/vlibrary/ detail.php?book_id=425 (дата обращения: 04.03.2015).

13. По материалам, опубликованным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://genproc.gov.ru/news/ news-75224/ (дата обращения: 04.03.2015).

УДК 67.411

А. К. Шавлохов

Административное расследование — самостоятельная стадия административно-юрисдикционного процесса

A. K. Shavlokhov. Administrative investigation is an independent stage of the administrative-jurisdictional process

Статья посвящена анализу понятия, содержания и особенностей административного расследования как самостоятельной и важной стадии административно-юрисдикци-онного процесса, на основе которого осуществляется государственно-управленческая деятельность и разрешаются возникающие в данном процессе нарушения, проблемы и противоречия.

Ключевые слова: государственно-управленческая деятельность; административная юрисдикция; административная ответственность; административное правонарушение; административное расследование; административный процесс; производство по делам об административном правонарушении.

Контактные данные: 119606, Москва, пр. Вернадского, д. 84, стр. 2; (499) 95606-23; yourfac@ranepa.ru.

The article is devoted to the analysis of concepts, content and features of regulatory investigations as an independent and important stage of the administrative-jurisdictio-nal process through which the state-management activities and resolved problems arising in this process violations, problems and contradictions.

Keywords: state-management activities; administrative jurisdiction; administrative responsibility; administrative offences; administrative investigations; administrative proceedings; proceedings on an administrative offence.

Contact details: Vernadskogo Ave 84/2, Moscow, Russian Federation, 119606; (499) 95606-23; yourfac@ranepa.ru.

Алан Карлович Шавлохов — доцент российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации (Москва), кандидат юридических наук.

© А. К. Шавлохов, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.