Научная статья на тему 'Русский язык и культура речи в техническом вузе'

Русский язык и культура речи в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1455
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артамонов Владимир Николаевич

Обобщается опыт преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» кафедрой русского языка Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г. В. Плеханова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский язык и культура речи в техническом вузе»

инженера др.), а они в свою очередь, получив диплом, обязуются работать в компании, оплатившую их обучение. Баланс прямых интересов субъектов договора очевиден.

В рамках рыночной экономики в настоящее время обсуждается проблема формирования договорных и контрактных отношениях между бизнесом, студентом и вузом, но это ни в коем случае не является «обязаловкой», то есть осуществляется по желанию студента.

Можно пойти по пути образовательного кредита или просто по пути возврата средств. В этом случае молодёжь получает гарантированные и высокооплачиваемые места. Эта форма перспективного будущего и нормального социального старта молодых.

При обеспечении участия бизнеса в соучредительстве можно говорить не о спонсорстве, а заинтересованном партнёрстве. С этим предложением согласны и предприниматели, которые обоснованно считают сведение их роли в образовательной сфере именно к партнёрству, но не к благотворительности.

Что касается развития государственного образовательного кредитования, то Министерство образования и науки в своё время направило в Правительство на утверждение концепцию о сотрудничестве государства и бизнеса в выдаче образовательных кредитов. Как ни странно, соответствующие документы подписаны, и эксперимент этой концепции начат. В 2008

году студентам выданы кредиты, а дальше пошли обещания.

Вовлечение бизнеса в равноправное партнёрство потянет за собой налоговые преференции, льготы для работодателей и т. д. В предлагаемом законопроекте предусмотрены налоговые льготы для предпринимателей, оказывающих серьёзную финансовую помощь вузам в деле подготовки квалифицированных кадров.

В настоящее время необходимо совместными усилиями бизнеса и образовательного сообщества искать компромисс в решении комплекса существующих вопросов. Это поможет более рационально распределить бюджетные средства и реально укрепить трудовые ресурсы страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Социальное партнёрство как механизм формирования социальной политики // Материалы IX всероссийской конференции по дополнительному образованию. - Казань : Изд-во «Центр инновационных технологий», 2008. - С. 354-356.

Ефимов Владимир Васильевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Управление качеством» УлГТУ.

УДК 378 : 808.2 В. Н. АРТАМОНОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

V.

Обобщается опыт преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» кафедрой русского языка Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г. В. Плеханова.

Ключевые понятия: гуманитаризация образования в техническом вузе, русский язык и культура речи.

Говоря о развитии гуманитарного образования в технических вузах России в перестроечное и постсоветское время, доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного технического университета В. И. Максимов выделяет три этапа. На 1 -м этапе (со 2-й половины 80-х гг. XX в.) произошло изменение содержания общественно-политических

© В. Н. Артамонов, 2009

дисциплин в плане отхода от политизации, очевидной идеологизированности, в результате чего историю КПСС заменила история России, марксистско-ленинскую философию - философия, основы научного коммунизма - политология. На втором этапе (с начала 90-х гг. XX в.) расширился реестр гуманитарных дисциплин за счёт появления таких элективных курсов (спецкурсов), как история религии, живописи, архитектуры, культура делового общения, ораторская речь и искусство слова, язык делового общения, культура русской речи, русский язык и

делопроизводство и т. д. На 3-м этапе (с середины 90-х гг. XX в.) появляются новые специальности (социальный менеджмент, юриспруденция, связи с общественностью и т. п.) и новые кафедры, обслуживающие эти специальности, создаются гуманитарные факультеты, реализующие государственные стандарты образования в гуманитарной сфере. Дальнейшее углубление гуманитаризации обучения в технических вузах, по мнению В. И. Максимова, «должно иметь в перспективе цель - подготовку специалистов, разносторонне мыслящих, умеющих увязывать технические потребности наступающего века с повседневными жизненными интересами людей, понимающих, что неизбежный технический прогресс должен стать не помехой, а союзником в деле формирования человеческой личности, совмещающей глубокое знание своей профессии и высокую культуру поведения в семье и обществе» [1].

Естественно, что процесс гуманитаризации технического образования не мог не найти своего отражения в ГОС (Государственном образовательном стандарте). Так, например, в квалификационной характеристике выпускника технического направления, например, по специальности «Электроэнергетика», в частности, сказано, что такой выпускник «разрабатывает методические и нормативные материалы, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ», «участвует в рассмотрении технической документации, подготавливает необходимые обзоры, отзывы, заключения». Все названные навыки и умения напрямую связаны с такой гуманитарной дисциплиной, как «Русский язык и культура речи» (РЯ и КР), о которой и пойдёт речь в дальнейшем.

Дело в том, что включение в учебный план того или иного технического факультета дисциплины федерального компонента ГОС РЯ и КР, программа-минимум которой направлена на обучение студентов культуре общения в разных сферах человеческого общения и в разных его формах: устной и письменной, - зависит от администрации конкретного технического вуза. Не секрет, что многие факультеты многих технических вузов по разным причинам «тормозят» введение этой дисциплины. Не является исключением и УлГТУ, где РЯ и КР читается только студентам гуманитарного факультета.

Хотя важность поднятия речевой культуры выпускников - будущих дипломированных инженеров никем в нашем вузе в общем-то не оспаривается, позволю себе несколько пространных цитат.

«Культура речи - неотъемлемая часть личностной характеристики. А для людей, чья деятельность непосредственно связана с речевым

общением, она, кроме того, является немаловажным условием их профессионального успеха.

Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг делового человека, а его речевые оплошности нередко становятся мишеныо для насмешек. Как показывает жизнь, это может пагубно сказаться и на оценке профессиональной деятельности человека» [2].

«Стало очевидным, что подготовка высококвалифицированных специалистов без обстоятельного обучения их русскому языку малопродуктивна. Инженер, обладающий необходимыми техническими знаниями, но имеющий скудный словарный запас, не способный подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняющийся грамотно изложить полученную информацию, бесспорно, проигрывает перед коллегами, которые получили серьёзную языковую подготовку» [3].

Следует отметить, что многие технические вузы России это понимают. Мне посчастливилось в этом (2009) году быть слушателем ФГ1К «Речевая компетенция преподавателя и научного работника технического вуза: культура русской речи и профессионально ориентированная риторика» в старейшем техническом вузе России Санкт-Петербургском государствен ном горном институте (техническом университете) им. Г. В. Плеханова (основан в 1773 г. Екатериной II). Хотелось бы поделиться опытом этого университета по введению и преподаванию РЯ и КР.

Кафедра русского языка, которая организовала ФГЖ, основана в 1956 г. До 90-х гг. XX в. русский язык на кафедре преподавался для иностранцев, получающих высшее образование в отечественном вузе. Санкт-Петербургский государственный горный институт был в числе первых технических вузов, которые начали преподавание РЯ и КР для специалистов-нефилологов (кстати, члены кафедры уверяют, что для западного высшего образования, на которое сегодня принято ориентироваться, преподавание родного языка давно уже является обязательным).

Программа РЯ и КР рассчитана на студентов первого курса, которые обучаются в течение двух семестров (68 часов). В содержание программы включены, согласно ГОС, такие разделы, как: 1) нормы современного русского языка, 2) функциональные стили современного русского литературного языка (научный и официально-деловой), 3) риторика. Кроме того, в вузе проводятся следующие виды внеаудиторной работы: в 1-м семестре - поэтический конкурс и музы кап ь-но-литературный вечер, во 2-м семестре в рамках студенческой научной конференции - олимпиада по РЯ и КР и конкурс ораторов. В вузе работает Гуманитарный клуб.

Кроме того, для аспирантов читается дисциплина «Культура речи и письменная риторика» (40 часов), где в 1-м семестре аспиранты углубленно изучают научный стиль, а во 2-м семестре знакомятся с основами научного спора и получают рекомендации по написанию текста диссертации.

С 2005 г. кафедра русского языка проводит ФПК (в 2005 г. - «Русский язык и культура речи. Риторика», в 2008 г. - «Русский язык в техническом вузе: культура русской речи и основы ораторского мастерства», в 2009 г., как уже говорилось, - «Речевая компетенция преподавателя и научного работника технического вуза: культура русской речи и профессионально ориентированная риторика».

Программа ФПК 2009 г. включала в себя следующие модули: 1) инновации и реформы в системе высшего образования России, 2) теория коммуникации и речевая компетенция преподавателя и научного работника технического вуза, 3) нормативность и динамика в современной речевой ситуации, 4) профессионально ориентированная риторика: современное академическое красноречие, основные концепции, стратегии и тактики делового общения.

В 2009 г. среди слушателей ФПК были представители таких технических вузов России, как: Южно-Российский государственный технический университет, Ивановский государственный химико-технологический университет, Ивановский государственный энергетический университет, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, Северо-Западный государственный заочный технический университет, Ростовская государственная академия сельскохозяйственного машиностроения, Казанский государственный технологический университет, Рязанский государственный радиотехнический университет, Московский государственный университет геодезии и картографии. Во всех названных вузах РЯ и КР читается на всех без исключения факультетах (кстати, мне удалось побывать ещё в Санкт-Петербургском политехническом институте и в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана, где также на всех факультетах давно читается РЯ и КР). Хочется отметить, что среди слушателей были не только преподаватели русского языка и культуры речи, но и представители технических специальностей, которые приехали повысить свои ораторские качества и проявили искреннюю озабоченность слабым владением языковыми нормами своих студентов. И прежде всего - ужасающей орфографической и пунктуационной безграмотностью. Предлагалось ввести дополнительные курсы по изучению (или повторению, закреплению) орфографических и пунктуационных норм.

К сожалению, и для нашего вуза эта проблема является не менее актуальной.

Думаю, что опыт Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г. В. Плеханова не следует оставлять без внимания и нашему вузу. Тем более, что в УлГТУ есть кафедра «Филология, издательское дело и редактирование» и цикл «Современный русский язык и русский язык как иностранный», способные обеспечить преподавание РЯ и КР для наших студентов на высоком уровне. На кафедре и цикле разработаны УМК по РЯ и КР, правда, пока для специальностей гуманитарного факультета. Готовится программа по РЯ и КР для аспирантов. Действует литературно-поэтический клуб «ПОЭТЕХ». Потенциал кафедры и цикла в этом направлении необходимо использовать. В противном случае, по словам В. И. Максимова, профессионализм наших выпускников «может сомкнуться с культурной серостью». Хотелось бы завершить статью цитатой из предисловия к одному из лучших на сегодняшний день учебных пособий по РЯ и КР: «Владение русским языком и культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Изучение дисциплины „Русский язык и культура речи" должно стать обязательным элементом профессиональной подготовки» [4].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Максимов, В. И. Избранные труды (к 80-летию со дня рождения) / В. И. Максимов; под ред. проф. А. В. Хохлова, Н. Т. Свидинской. -СПб. : Изд-во политехи, ун-та, 2006. - С. 236-237.

2. Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник. Практикум. - 2-е изд. - М.: Флинта, Наука, 1998. - С. 3^4.

4 3. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А. А. Данцев, Н. В. Нефедова. - Ростов н/Д.: Феникс. 2001. - С. 3-5.

X 9 • '* '

4. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е. В. Ганапольская, Т. Ю. Волошинова, Н. В. Анисина, Ю. А. Ермолаева, Я. В. Лукина, Т. А. Потапенко, Л. В. Степанова; под ред. Е. В. Ганапольской, А. В. Хохлова. - СПб.: Питер, 2005. - С. 9.

©®@®@©©©©®®©®®©в©®®®

Артамонов Владимир Николаевич, доктор филологических наук, профессор цикла «Современный русский язык и русский язык как иностранный» кафедры ФИДР УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.