Научная статья на тему 'Russian language and speech standards as a significant component in educational program of Technical University'

Russian language and speech standards as a significant component in educational program of Technical University Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / LIBERAL EDUCATION / LIBERALIZATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Zmazneva O.

Article is devoted to the significance of the course "Russian language and culture of speech" in the educational program of the Technical University. The author uses material from the new research devoted to modern higher education in Russia. The article also presents the student surveys. The author concludes: the better young professionals speak the native speech, the better they meet the requirements of modern society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Russian language and speech standards as a significant component in educational program of Technical University»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования лирование), которое дает качественно новый результат в обучении, способствуя развитию профессионально-творческой деятельности. В рамках такой модели обучения возможны постановка и реализация учебно-исследовательских задач, когда на фоне активизации познавательной деятельности студентов решается и важный дидактический принцип - получение новых инструментальных знаний о способах деятельности. Рассматриваемая технология обучения в большей степени соответствует целям высшего профессионального образования.

Важно подчеркнуть, что реализация такого подхода требует большой подготовительной работы преподавателя, пересмотра содержания лабораторного практикума с выделением дополнительных часов на работы, в которых предусмотрен раздел по моделированию, а также и более четкой организации учебных занятий.

Как показывает опыт, лабораторный практикум с включением моделирования разнообразных физико-химических процессов обеспечивает развивающее обучение и повышает эффективность учебного процесса по дисциплине. В заключении следует отметить, что основные положения теории кинетики гетерогенных процессов нашли широкое применение в практике, из чего следует, что глубокое изучение учебного материла, умение грамотно и обоснованно производить технические расчеты с использованием компьютерных программных продуктов является важным этапом в обучении студентов, что позволяет будущему инженеру составить достойную конкуренцию на рынке труда. Обучение студентов с учетом изложенных положений позволит подготовить специалиста, умеющего на высоком техническом уровне решать сложные производственные процессы.

Таким образом, использование систем компьютерной обработки эксперимента несет в себе новое качество: тесную интеграцию теоретического описания и реальной наглядности процессов. Как показано в данной статье, дополнить традиционные методы качественно новым содержанием позволяет компьютерное моделирование, основа которого базируется на математических моделях, позволяющих изучать достаточно сложные химические процессы без существенных упрощений, с учетом системного анализа эмпирических данных, расчета основных параметров процесса и его модельного описания, демонстрирующего механизм и возможность управления им, при варьировании различных заданных параметров, что является перспективным направлением в развитии инженерного образования.

Дисциплина «русский язык и культура речи» как важнейшая гуманитарная составляющая образовательной программы технического вуза

к.ф.н. доц. О.А. Змазнева МГТУ «МАМИ» 8 (495) 223-05-23, доб. 1505 Ключевые слова: гуманитарное образование, гуманитаризация, социализация.

Современное общество - это общество, где главную роль играют различные коммуникации. Общение в начале 21 века имеет множество новых видов и функций. Изменились некоторые основы делового общения - оно движется в сторону упрощения и лаконичности, новым для нас стало общение в Интернете - здесь представлены все сферы и соответственно все стили. Всё это диктует новые коммуникативные правила. Язык и речь впитывают в себя все новые и новые явления. Что касается современного общения, то здесь на сегодняшний день мы встречаемся с двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, мы имеем безграничные возможности для коммуникации, с другой стороны - и причина тому в первую очередь влияние Интернета - мы теряем способность общаться «вживую». Задача высшего образования не только дать специальные знания, но и научить будущих специалистов свободно ориентироваться во всех сферах сформированного под влиянием глобализации и компьютеризации коммуникативного пространства.

В настоящее время в учебных планах технических вузов под общеобразовательные гуманитарные дисциплины отводится менее 30 % часов. В связи с продвижением Болонской 258 Известия МГТУ «МАМИ» № 1(9), 2010.

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования декларации и связанной с ней унификацией образовательного процесса в России и ведущих мировых государствах, эта цифра может уменьшиться вдвое. Если гуманитарную составляющую образовательных программ продолжать сокращать, то по окончании вузов выпускники будут представлять собой некую безликую массу рабочей силы, обладающую алгоритмическим мозаичным мышлением, натасканную на выполнение определенных, зачастую элементарных технологических функций в рамках производственного процесса. Если к тому же учесть, что гуманитарные дисциплины выполняют помимо просветительской еще и воспитательную роль, то можно говорить и о будущей духовной деградации общества.

Можно ли в принципе подготовить специалиста в вузе? Может ли выпускник называться специалистом, не имея опыта работы по специальности? Нет. Специалистом выпускник становится только через практику, а задача вуза - снабдить его необходимыми знаниями, умениями и навыками. На этапе становления специалиста одной из основных для выпускника станет способность к эффективной социализации. Курс «Русский язык и культура речи» призван решить несколько основных задач, среди которых отметим лишь некоторые - познакомить с основными аспектами культуры речи - нормативным, коммуникативным и этическим, научить пользоваться эффективными принципами сотрудничества говорящего и слушающего, воспитать мыслящую и говорящую личность. Сверхзадачей можно назвать формирование интеллектуальной элиты нового поколения - эрудированных и грамотных молодых людей, в которых гуманитарный кругозор соединялся бы с гибкостью в освоении профессиональных знаний и умений. Надо отметить, что задачи эти вполне выполнимые, но в настоящих условиях, когда курс «Русский язык и культура речи» читается всего лишь 1 семестр, достаточно сложные.

В октябре 2009 года в рамках подготовки к международной научной конференции, посвященной 50-летию кафедры «Русский язык» мы проводили выборочный опрос студентов 2 курса. В опросе приняло участие 500 человек. В анкете участников опроса было 4 вопроса:

1. Каково, на ваш взгляд, значение курса «русский язык и культура речи» в программе обучения в МГТУ МАМИ»?

2. Хотели бы вы, чтобы курс, который сейчас читается только 1 семестр, длился дольше?

3. Где, по вашему мнению, вы сможете применить полученные знания?

4. Считаете ли вы необходимым создание дополнительных спецкурсов?

Результаты опроса превзошли все наши ожидания. Не могло не порадовать нас то, что студенты отнеслись к вопросам очень ответственно и отвечали на них подробно. Так, студенты групп 3 МК-3, 3 МИО-6, 3 АС-7, 3 ДИП-7, 3МУК-11, 3 МС-10, 3 АЭ-8, 3 МЛн-5, 3 МЛХ-2, 3 АТП-1, 3 АСА-11. 3 ЭСТк-12 не просто ответили на вопросы, но и попытались свои ответы аргументировать. Более 97 % (!) опрошенных студентов понимают важность умения владеть грамотной речью и называют это умение важнейшим для дальнейшей работы. Так, студентка А.К. Цимбалистова (группа 3МУК-11) отмечает, что курс «помогает студентам развить умение оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении».

В ответах на второй вопрос мы увидели, что более 60 % студентов хотели бы увеличения объема часов дисциплины. Более того, среди желающих слушать курс «Русский язык и культура речи» более 30% студентов отметили, что на курс надо отвести более 3 (!) семестров. Некоторые студенты также написали нам в анкетах, что необходимо вводить наш предмет уже в первом семестре. Кстати, не обошлось и без курьезов. Так, одна из студенток, ответив на второй вопрос отрицательно (более 1 семестра не нужно), свою позицию объясняет тем, что русский язык - «непрофеллирующий предмет». Надо ли пояснять, что мы не сразу поняли, что так было написано слово «непрофилирующий».

Третий вопрос не принес нам неожиданных ответов - все студенты отмечают, что полученные знания они смогут применить в работе. Именно наш курс помогает учащимся ориентироваться в деловом и научном стилях, в работе с документами, учит основам риторики и

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования правилам аргументации - тем умениям, которые так необходимы человеку для успешной социализации.

Отвечая на четвертый вопрос - о спецкурсах - студенты называли также те спецкурсы, на которые они хотели бы записаться сами: более 90% студентов считают необходимым создание спецкурса «Деловое общение». Далее следуют (в порядке убывания) «Оформление документов», «Риторика», «Корректировочный курс повышения грамотности». Важно, что более 30% студентов отметили, что хотели бы видеть эти разделы не в программе спецкурсов, а в основном курсе «Русский язык и культура речи» при условии, что курс будет длиться 4 семестра.

Таким образом, мы смогли убедиться, что сами студенты понимают необходимость владения основами речевой коммуникации. Как оказалось, данные нашего опроса перекликаются с данными различных исследований. Как показывает выборочный анализ статистики карьер - успех молодого специалиста в той или иной сфере деятельности практически не зависит от специальности, обозначенной в вузовском дипломе [1] (здесь и далее [2] приведены данные из аналитического доклада «Высшее образование в России», подготовленного коллективом авторов под руководством профессора В. Л. Глазычева). К тому же, ежегодно в России и в мире появляются новые специальности и система высшего образования в принципе не в состоянии угнаться за этим процессом. С этой статистикой перекликаются результаты исследований, проведенных в американском технологическом институте Карнеги. Исследователи института пришли к выводу, что если специалист в области промышленного производства достиг крупных успехов, то своими достижениями он обязан на 15 % специальным знаниям, а на остальные 85% - своей способностью владеть речью, говорить четко и грамотно, уметь убеждать. Итак, у нас опять есть информация к размышлению о роли гуманитарного образования в вузах.

Среди ключевых жизненных компетенций специалисты ЮНЕСКО называют социальные, межкультурные, коммуникативные, императивные компетенции, а также способность человека учиться всю жизнь. Отметим, что в настоящее время последняя компетенция становится все более актуальной: по данным популярных рекрутерских сайтов hh.ru и job.ru, на современном рынке труда требуются люди, которые готовы менять специальность каждые 5 лет и даже чаще. Таким образом, перечисленные компетенции имеют прямое отношение к проблеме качества образования, поскольку качество в них и через них проявляется.

В каждом обществе система образования исполняет три важнейшие функции. Во-первых, она обучает нормам жизни в обществе и предоставляет первичные квалификации. Во-вторых, она формирует профессиональные элиты - те 3 или 5 процентов работников, которые преодолевают стереотипы, делают открытия и предлагают новые предпринимательские комбинации. И наконец, она «перемешивает» выходцев из разных слоев общества по их склонностям и талантам и тем самым хотя бы отчасти задает условия «равного старта» [2]. И здесь опять велика роль дисциплин гуманитарного блока. Зачастую преподавание технических дисциплин сводится к заучиванию алгоритмов, а это не способствует развитию творческого мышления, так как развивает лишь навыки работы с четко структурированным материалом. При увеличении объема технических дисциплин за счет сокращения гуманитарных мы можем столкнуться с целым рядом проблем, в частности, выпускники могут стать специалистами, о которых писал философ Ортега-и-Гассет в эссе «Восстание масс»: «Специалист» служит нам как яркий, конкретный пример «нового человека» и позволяет нам разглядеть весь радикализм его новизны... Его нельзя назвать образованным, так как он полный невежда во всем, что не входит в его специальность; он и не невежда, так как он все-таки «человек науки» и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной... Как раз эти люди символизируют и в значительной степени осуществляют современное господство масс, а их варварство - непосредственная причина деморализации Европы».

Для того чтобы развивать креативное личностное начало - эрудированную дееспособ-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ность (термин профессора В.Л. Глазычева) - в студентах, необходимы увеличение блока гуманитарных дисциплин, расширение курса «Русский язык и культура речи», а также переход от педагогики монолога и объяснения к педагогике диалога, смысла, понимания. Для активного включения в социум молодому специалисту необходимо знание основ делового общения, владение коммуникативными и ораторскими навыками. Гуманитарные дисциплины способствуют систематизации знаний за счет установления междисциплинарных связей, а также развитию гибкости мышления студентов. Без умения мыслить, думать и говорить полученные знания превратятся в разрозненный набор сведений и студент станет человеком массы - полуобразованным, наполненным сведениями, нужными для выполнения контролируемых операций. Специалист по СМИ А.Моль часто использует термин «мозаичная культура» - «культура, где знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или по ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает «экрану знаний» определенную плотность...». Насколько верно это определение, можно судить по многим примерам. Как часто студенты приходят на кафедру русского языка для того, чтобы сдать культурологию - чем не знания по созвучию? Хотя слово «знание» здесь неуместно.

Авторы доклада о состоянии высшего образования в России отмечают снижение уровня знаний современных старшеклассников. В связи с этим первые два курса обучения в вузах затрачиваются преимущественно на компенсацию дефицита знаний, представлений и навыков вчерашних школьников. Курс «Русский язык и культура речи» не является ни дублем, ни продолжением школьного курса. Курс изучает нормы русского языка и коммуникации в целом, а также основы риторики. Нам видится необходимым (и как мы уже говорили выше, студенты тоже отмечают эту необходимость) внедрение дополнительных курсов, в частности, корректировочного курса по орфографии и пунктуации, курса делового общения, оформления документов. Причин тому несколько: во-первых, старшеклассники сейчас переориентированы на сдачу ЕГЭ - и этот экзамен никак не способствует ни росту грамотности, ни развитию мышления будущих студентов. Отметим, что по данным Рособрнадзора, (по состоянию на 6 июня 2009 г http://www.proforientator.ru/ucheba/results_ege2009_rus.html) из 976 тысяч выпускников 47 тысяч человек получили за экзамен по русскому языку оценку неудовлетворительно, и это при том, что пороговый уровень был очень низким - 37 %. Около трети выпускников даже не приступали в выполнению части С - а именно там нужно написать связный текст - рассуждение. Во-вторых, сами студенты, по результатам проведенного кафедрой опроса, понимают необходимость повышения уровня своей грамотности, а эту необходимость им диктуют работодатели, которые среди прочих требований при приеме на работу все чаще и чаще упоминают «грамотность и коммуникабельность». Необходимо вводить новые формы работы со студентами, подобные тем, о которым упоминается в докладе В.С.Порохни о состоянии гуманитарного образования в технических вузах. В ряде вузов, как отмечает автор доклада, зафиксированы интересные формы работы. Например, в Ивановском энергетическом институте студенты составляют родословные своих семей, пишут рецензии и самостоятельно разрабатывают обучающие тесты. Бауманский технический университет культивирует научные исследования преподавателей гуманитарных кафедр и уделяет особое внимание написанию самостоятельных рефератов всеми студентами. Ряд вузов (Кубанский технологический, Пермский технический, Санкт-Петербургский институт низкотемпературных и пищевых технологий и другие) достаточным образом финансирует деятельность гуманитарных кафедр.

Потребность современного общества в «говорящем» специалисте сейчас как никогда высока. Пункт «грамотность и владение речью» становится одним из основных в списке требований работодателей к соискателям. Как показывает наша работа со студентами на Олимпиадах и ежегодных студенческих конференциях, наши студенты готовы работать, готовы

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования учиться основам речевой коммуникации. Вопрос «Зачем нам нужен этот курс?» мы иногда слышим на первом занятии, но никогда - на последнем. Становление эрудированного специалиста невозможно без расширения гуманитарной составляющей в программах вузов. Развитие личности невозможно без владения словом - это понимаем мы и, что отрадно, наши студенты.

Джанни Родари писал: «Свободное владение словом - всем. Не для того, чтобы человек стал художником, а для того, чтобы никто не был рабом». И эти слова как нельзя лучше отражают современную потребность - потребность в мыслящем человеке, умеющем выражать свои мысли.

Выводы

Современное общество требует от выпускника не только специальных знаний, но и коммуникативных навыков. В связи с этим возникает необходимость в расширении блока гуманитарных дисциплин, в частности, увеличения объема часов курса «Русский язык и культура речи». Данные аналитического доклада «Высшее образование в России» подтверждает этот тезис.

Литература

1. Высшее образование в России. Аналитический доклад. Коллектив авторов под руководством проф. Глазычева В.Л. www.glazychev.ru

2. Морозов И. Л. Перспективы гуманитарных дисциплин в техническом вузе в рамках реформы высшей школы. www.morozov.vlz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.