Научная статья на тему 'Российское социологическое образование: от истории к современности'

Российское социологическое образование: от истории к современности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
829
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Буланова Марина Борисовна

In the article the author analyses the most actual problems of sociological education in modern Russia. This article consists of three parts. The first part is devoted to the history and trends of sociological education from 1860. The second part of the article disclose matters and contradictions of renovations of social knowledge as the most important field of sociological education connected with the process of modernization of the second part of the 20th century. The third part describes different forms of risks in sociological education in modern Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Sociological Education in Russia

In the article the author analyses the most actual problems of sociological education in modern Russia. This article consists of three parts. The first part is devoted to the history and trends of sociological education from 1860. The second part of the article disclose matters and contradictions of renovations of social knowledge as the most important field of sociological education connected with the process of modernization of the second part of the 20th century. The third part describes different forms of risks in sociological education in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Российское социологическое образование: от истории к современности»

История социологии

М.Б. Буланова

РОССИЙСКОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

История социологического образования

В процессе развития российского общества социология как наука вообще и социологическое образование в частности прошли несколько трудных этапов в своем становлении и развитии.

Социологическое образование в России начиналось в 1860-1880-е гг. с включения в университетские курсы по другим дисциплинам социологического материала - от отдельных фрагментов до целых лекций. Так, Н.И. Кареев отмечал, что к концу 1870-х профессора Московского университета настойчиво прививали своим слушателям вкус к социологическим знаниям. Активно вводили социологический материал профессор М.М. Ковалевский (в лекциях об эволюции общественных форм), профессор Н.М. Коркунов (в курсе энциклопедии права). К 1890-м гг. спорадически читались курсы и спецкурсы по «социологии» (в виде факультативов) в Москве, Петербурге, Харькове1. К сожалению, сам термин «социология» не принято было использовать в преподавании этой дисциплины, поэтому подыскивались различного рода синонимы - «Философия истории», «Введение в общую теорию права», «Социальные основы экономики», «Социальная психология» и др.2 Необходимо отметить тот факт, что монографии Н. Кареева, М. Ковалевского, а позднее - П. Сорокина служили как первые учебники по социологии.

Как отмечают исследователи, недолгий опыт Высшей русской школы общественных наук в Париже (1900-1905), организаторами которой были М. Ковалевский и Е. де Роберти, продемонстрировал первую модель российского социологического образования. Вернувшись в 1905 г. в Россию, М. Ковалевский и П. Лесгафт создали в Петербурге Высшую вольную школу, в которой впервые в России было введено преподавание социологии

как обязательного предмета. Это продолжалось недолго: царское правительство вскоре поспешило закрыть это частное учебное заведение. И только в 1908 г. с разрешения властей в Петербурге был открыт частный Психоневрологический институт во главе с академиком В. Бехтеревым. В 1911 г. в нем была учреждена первая кафедра социологии, которую первые два года возглавлял М. Ковалевский, затем - Е. де Роберти, П. Сорокин и К. Тахта-рев. С момента своего создания кафедра развернула большую работу по созданию программ социологических дисциплин, учебников по социологии.

В последнее десятилетие перед революцией 1917 г. лекции по социологии читались: в Психоневрологическом институте (М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, К.М. Тахтарев); на Высших женских курсах (где лектором и первым директором был М. Ковалевский); в биологической лаборатории П.Ф. Лесгафта (М. Ковалевский, К. Тахтарев), а также некоторыми профессорами в высших коммерческих институтах и одно полугодие (1916) в Народном университете им. А.И. Лагутина. В дореволюционной России это были единственные систематические лекционные курсы по социологии. До Февральской революции 1917 г. в государственных университетах не были созданы кафедры социологии и не читались обязательные дисциплины3.

В 1917 г. вводится ученая степень по социологии, а с 1919 г. в рамках факультетов общественных наук учреждаются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском государственных университетах4.

Особенно активно в 1918 - начале 1920-х гг. над созданием системы социологического образования в России работает П. Сорокин. Наряду с большой организационной работой (в июне 1918 г. им была составлена «Записка об учреждении Института социальных наук») П. Сорокин занимается составлением учебников по социологии для учебных заведений страны, работает над составлением программ. Вместе с ним активно трудятся, читая социологические курсы, профессора К. Тахтарев, Н. Кареев, Н. Гредескул, В. Святловский, А. Кони.

Период расцвета социологии длился недолго. К середине 20-х гг. созданные социологические институты постепенно уходят из сферы научной жизни и к концу десятилетия исчезают вместе со словом «социология». Переломным считается 1922 г., когда В. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержания курсов по общественным наукам. Многим профессорам (в связи с их враждебным отношением к марксизму) была запрещена преподавательская деятельность.

В конце 1922 г. во всех центральных университетах закрылись кафедры общей социологии5.

С середины 20-х гг. началось стремительное развитие марксистской социологии. Издается социологическая литература теоретико-методологического характера, посвященная определению предмета марксистской социологии, истории становления социологии марксизма, ее противостоянию буржуазной социологии, определению места марксистской социологии в ряду других общественных наук. В вузах приступают к преподаванию исторического материализма как самостоятельного учебного предмета. В 1936 г. в печати появилась принципиально важная статья, где разъяснялось, что марксистская общественная наука и есть социология.

До конца 1950-х гг. социология развивалась как «советская социология». Феномены «советской социологии» и «советского социологического образования» еще нуждаются в детальном исследовании. Но без анализа данных феноменов нельзя полностью разобраться в вопросе о состоянии современного социологического образования6.

Вопрос о социологии как самостоятельной дисциплине вновь открыто обсуждается в конце 1950 - начале 1960-х гг. В это время в социологию устремилось много философов, историков и экономистов, склонных к творческому мышлению и конкретному анализу социальных проблем общества. В 1960 г. на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова создается межкафедральная социологическая лаборатория. Ее первым руководителем был Р.И. Косолапов. В 1968 г. на философском факультете МГУ открывается кафедра методики конкретных социальных исследований. Организатором и первым заведующим кафедрой была Г.М. Андреева. Кульминацией этого периода следует считать 1968 г., когда был создан Институт конкретных социальных исследований АН СССР.

В 1977 г. на философском факультете МГУ (на отделении научного коммунизма) введена специальность «прикладная социология»; созданы социологические факультеты в вечерних университетах марксизма-ленинизма при многих городских комитетах КПСС. В этот период в рамках АН СССР существовало уже более 40 научных подразделений социологического профиля. В вузах число социологических лабораторий и секторов, увеличившись за 1972-1977 гг. в четыре раза, достигает 200; вузовская социология выполняет значительный объем работ по заказам предприятий и других организаций.

Определенный перелом в становлении социологического образования, в подготовке профессиональных социологов произошел в 1984 г., когда были открыты отделения прикладной социологии в МГУ на философском факультете, в Ленинградском государственном университете на экономическом факультете. До этого периода, начиная с 1968 г., подготовка по курсу социологических дисциплин велась факультативно - в форме спецкурсов и спецсеминаров на кафедрах. В 1986 г. было открыто отделение социологии на философском факультете Киевского университета. Развернулась специализация по социологии в Белорусском университете, Московском институте управления, Ленинградском финансово-экономическом институте, Уральском, Новосибирском, Харьковском и других университетах7.

Новый период начинается в конце 80-х гг. и по времени совпадает с началом перестройки российского общества. Во всех учебниках по социологии оценивается принятие в июне 1988 г. программного постановления Политбюро ЦК КПСС «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении ключевых проблем советского общества». Социология была отделена от философских и экономических наук и получила долгожданное право на самостоятельное место в официальной структуре научных специальностей. Социологи вновь получили возможность защищать кандидатские и докторские диссертации по социологическим наукам.

Официальное признание ценности социологической науки сразу отразилась на реальном процессе организации социологического образования: в университетах открывались социологические факультеты и кафедры, подготовка социологических кадров включалась теперь в систему государственного планирования и распределения. Особый раздел в постановлении был посвящен развитию заводской социологии, которая была объявлена важным элементом управления предприятиями.

Вслед за постановлением в августе 1988 г. был издан приказ Госкомитета СССР по народному образованию «О формировании системы подготовки социологических кадров в стране», согласно которому специальность «Прикладная социология» преобразовывалась в специальность «Социология», принимались предложения вузов об открытии социологических факультетов и отделений, решался вопрос о социологической подготовке студентов всех специальностей через систему обязательных и факультативных спецкурсов.

В июне 1989 г. были открыты социологические факультеты в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносо-

ва и в Ленинградском государственном университете, с чем связано развертывание полноценного профессионального социологического образования.

1990-е гг. - годы новой институционализации, расцвета социологии как науки в условиях благоприятствования со стороны власти и поддержки со стороны общества. Этот период развития социологии как науки благоприятно сказался и на социологическом образовании. Выросло число кафедр и факультетов социологии в российских вузах, появились первые выпуски социологов-профессионалов, увеличилось число преподавателей социологии в вузах, издана масса учебников и учебных пособий по социологии - не только западных, но и российских авторов.

Министерство образования РФ в образовательных стандартах придает дисциплине «социология» обязательный статус, вводит ее преподавание в блоке общегуманитарных дисциплин на всех факультетах и специальностях высшей школы. Многие авторы начинают говорить о создании системы социологического образования в России.

Конец 90-х - начало 2000-х гг. - «победное шествие» социологического образования. К 2000 г. в России насчитывалось 105 социологических факультетов, отделений и кафедр. За годы, прошедшие после образования первых социологических факультетов, более 20 000 выпускников получили социологическую специальность8.

С особой остротой в это время стоял вопрос об обновлении корпуса социальных знаний в социологическом образовании. Речь идет о феномене обновленного социологического теоретического и методологического знания. Социологическое знание существенно зависит от исторического, идеологического и экзистенциального контекстов его построения.

Исторический контекст построения обновленного социологического знания связан с процессом институционализации социологии как науки. Новая социальная реальность постсоветского пространства активно востребует социологическое знание, но в обновленном виде. Связано это с тем, что российская реальность находится в процессе «познания самое себя», саморефлексии. Поставленная рядом российских социологов проблема производства, обработки, анализа достоверной социологической информации делает особенно актуальной разработку теоретических концепций, объясняющих специфику нового этапа развития российского общества. Социологическое знание сегодня представлено совокупностью самых разнообразных (западных и отечественных) концепций и теорий. В социологическом образовании этот момент нужда-

ется в дополнительном объяснении. Дело в том, что плюрализм в социологическом знании возможен, неизбежен и даже желателен. Важно в процессе образования социологов сформировать у них умение выбирать из многих теоретических подходов и парадигм те, которые применимы в том или ином конкретном случае для анализа того или иного социального процесса. Владея методикой, техникой и методологией получения социологического знания, в основе которых лежит позитивное конструктивно-критическое восприятие действительности, специалисты-социологи получают объективную информацию о российском обществе.

Идеологический контекст построения обновленного социологического знания связан с разработкой нового социального идеала. В этом ключе для обновленного социологического знания важно избавление от социальной мифологии. Следует подчеркнуть тот факт, что социальное знание под влиянием социальной мифологии утрачивает связь с реальной действительностью. Разработка социального идеала в новой российской реальности связана с признанием ценности сохранения человеческой жизни и целостности общества.

Экзистенциальный контекст построения обновленного социологического знания связан с выработкой новой культуры социологического мышления исследователей. Эта культура прививается студентам-социологам в процессе обучения. Она включает не только умение собрать, четко зафиксировать и проанализировать реальную социальную информацию, но и потребность выстроить диалог с другими профессионалами в области социального знания.

Таким образом, обновление социологического знания неизбежно связано с изменением содержания и методик социологического образования.

Массовое распространение социологического образования поставило вопрос о востребованности профессии социолога в реалиях современного российского общества.

Траектории риска в социологическом образовании

В рамках существующей в социологической науке концепции «общества всеобщего риска» представляется интересным выделить своеобразные «траектории риска» в социологическом образовании и профессии социолога.

С одной стороны, в социологическом образовании вообще и профессии социолога в частности существуют так называемые неизбежные риски - это первая траектория.

К числу этих неизбежных рисков относятся, в первую очередь, риск выбора самой профессии социолога и учебного заведения, дающего профессиональное социологическое образование.

По данным проведенного автором в 1998 г. экспертного опроса, востребованность профессии социолога для российского общества в то время не являлась главным критерием выбора этой специальности при поступлении в вуз. Большинство из тех, кто выбирал социологию, ориентировались на такие общие критерии, как «иметь интересную, нужную профессию», «иметь хорошее образование», «обладать достоверной информацией о современном обществе»10. Подобная «размытая» ориентация абитуриентов латентно формировала соответствующий общий «заказ» системе социологического образования. Неслучайно некоторые эксперты отмечали, что подготовка социологов-профессионалов меньше всего ориентирована на потребности российского рынка труда11.

Процесс институционализации российского социологического образования в целом достаточно успешен. По данным, приводимым на первом Всероссийском социологическом конгрессе в 2000 г., почти 60 вузов вели подготовку социологов, их ежегодный выпуск составлял 1000 специалистов-социологов в год12. Сейчас эти цифры гораздо выше.

На третьем Всероссийском социологическом конгрессе в 2006 г. отмечалось, что в настоящее время насчитывается более 130 подразделений, ведущих подготовку социологов и преподавателей социологии для непрофильных специальностей, в том числе 40 социологических факультетов и отделений, 65 кафедр социологии.

Таким образом, за прошедшее с 1989 г. время произошел значительный рост числа социологических подразделений: их число умножилось в 20 раз, примерно так же выросла и численность выпускников, получивших социологическую специальность13.

Вместе с тем проблема выбора того вуза, в котором человек хотел бы получить профессиональное социологическое образование, остается. Это связано, во-первых, с особенностями социологической подготовки - «социологической ориентацией» вузов. Так, например, в МГУ им. М.В. Ломоносова на социологическом факультете преобладает академическая подготовка, ориентированная на выпуск специалистов в области теоретической социологии. В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) на социологическом факультете акцент делается на прикладную подготовку, выпуск социологов-практиков. Во-вторых, во всех вузах сложилась своя система

специализаций. Например, в РГГУ на базе специальности «Социология» открыты две специализации: «Политический PR, бизнес PR и реклама», «Социальный маркетинг».

В числе неизбежных рисков, на наш взгляд, и соответствие заявленной вузом профессиональной подготовки сложившемуся реальному качеству обучения социологов и соответствие этого качества потребностям рынка труда. Не секрет, что, стремясь повысить конкурс на специальность, в частности социологию, некоторые вузы охотно открывают платную подготовку на «модные», пользующиеся высоким спросом специализации, не всегда заботясь о качестве обучения и подготовки конечного «продукта» такого образования - конкретного специалиста. Причем «на бумаге» все всегда в порядке - высшие инстанции довольны. А «горе-специалисты» потом не могут найти применения на практике такому полученному в вузе «социологическому» образованию.

Еще одна составляющая риска - разрыв уровня и качества социологического образования в столичных вузах (Москвы и Санкт-Петербурга) и региональных. Возможности столичных вузов с точки зрения материальной, культурной, инновационной, кадровой составляющей образовательного процесса отличаются от объективных возможностей региональных вузов. Тем не менее становление региональной социологии в России происходит очень активно, а подготовленные в регионах специалисты могут быть вполне востребованы на российском рынке труда.

Конечно, рынок в достаточной степени непредсказуем, но хороший специалист-социолог всегда «в цене»: он способен адаптироваться к конкретным запросам российских заказчиков.

Итак, первая траектория риска в социологическом образовании очевидна: она рождает такую модель поведения социолога-профессионала в обществе, которую можно было бы назвать адекватной. Приспособление к запросам общества идет на основе доверия к себе как специалисту, получившему реальную профессиональную социологическую подготовку и, в целом, на доверии к обществу как заказчику на специальность «социология».

С другой стороны, «общество всеобщего риска» порождает ряд специфических рисков в самой профессии социолога - это вторая траектория. Например, риск пополнить армию безработных не в связи с неадекватной специальной социологической подготовкой (как в случае первой траектории риска), а в связи с наблюдающимся в российском обществе нарушением процесса институционализации социологического образования и разрушением соответствующих структур-заказчиков.

Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что отношения социологии как науки и социологов как специалистов с властью всегда были напряженными. Даже в то время, когда на социологию как науку со стороны власти возлагались особые надежды (период начала «перестройки»), уже звучала критика, что социологи мало содействуют реформаторским усилиям Горбачева14.

Успех институционализации социологии в вузах и массовое распространение социологического образования в 1990-е гг. уже в начале 2000 г. сменяются спадом интереса власти к развитию социологии. Так, в 2000-2002 гг. происходит заметное сокращение дисциплин, а также кафедр социологического профиля15. В новых государственных образовательных стандартах социология оказалась исключенной из числа обязательных фундаментальных учебных дисциплин. Необязательность изучения социологии сказалась, в первую очередь, на рейтинге данной науки в технических вузах, а также на престиже профессии социолога. Власть по-прежнему «играет в социологию», публикуя по поводу и без повода данные новых социологических исследований, но прежнего доверия к этим данным у общественности нет. Так, исследование, проведенное социологическим центром РГГУ к всероссийской конференции «ХХ лет перестройке» в 2005 г., выявило единодушное мнение опрошенных студентов вуза и учащихся московских лицеев, школ, техникумов относительно реальной ценности социологии как науки и предмета преподавания. Большинство из них считают, что социологию нужно изучать в вузе, но более половины сомневаются в том, что эти знания пригодятся, так как используемая в СМИ социологическая информация не всегда согласуется с наблюдаемой действительностью.

Кроме того, следует учитывать и тот факт, что безработный социолог сам втягивается в процесс воспроизводства социальных рисков (например, в рамках теневых и криминальных структур) и фактически разрушает ту реальность, которую, в рамках профессии, должен был бы укреплять. Эта вторая траектория риска в профессии социолога неизбежно рождает такую модель поведения в обществе, которая имеет защитный характер. Приспособление социолога к запросам общества идет на основе недоверия к себе как профессионалу (так нужна или не нужна твоя специальность?) и обществу как заказчику (не знаешь, что ждет тебя завтра).

Специфика и ценность социологического образования состоит, прежде всего, в формировании социологической культуры личности, основой которой является способность субъекта-специалиста принимать действительность такой, какая она есть (а

не с позиций как должно и как не должно быть), находить конкретные способы решения реальных проблем.

В настоящее время в России наблюдается парадоксальная ситуация относительно ценности социологического образования и профессии социолога. По мнению эксперта Б. Грушина, в российском обществе существуют три сферы приложения сил для социологов-профессионалов: внесение социологической составляющей в теоретический анализ социальных процессов; разработка методов и техник, исследовательского инструментария для сбора и интерпретации эмпирических данных, адекватных изучаемой реальности; расширенное воспроизводство достоверной социологической информации об обществе16.

Итак, в современных условиях процесс институционализа-ции российского социологического образования отличают следующие черты: востребованность со стороны личности, неоднозначное отношение со стороны властных структур и неопределенность будущего.

Примечания

1 См.: Кукушкина Е.И. Социологическое образование в России XIX - начала XX в. М., 1994.

2 Голосенко И.А. Основоположник русской традиции историко-критического анализа социологических знаний // Социологические исследования. 1985. № 3. С. 59.

3 Добреньков В.И., Зборовский Г.Е., Нечаев В.Я. Социологическое образование в России. М., 2003. С. 34-35.

4 См. подробнее: Буланова М.Б. Первая кафедра социологии в Ярославском госуниверситете // Социологические исследования. 2006. № 11.

5 Добреньков В.И., Зборовский Г.Е., Нечаев В.Я. Указ. соч. С. 40-41.

6 См.: Алексеев А.Н. Драматическая социология / Институт социологии РАН (СПб. фил.) СПб., 1997. Кн. 1.

Добреньков В.И., Зборовский Г.Е., Нечаев В.Я. Указ. соч. С. 46-47.

8 Там же. С. 67.

9 Яницкий О.Н. Россия как общество всеобщего риска // Социология и общество. Тезисы Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 4-5.

10 Буланова М.Б. Социологическое образование в российских вузах: современная ситуация // Социология и общество. Тезисы Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 608-609.

11 Там же.

7

12 Бороноев А.О. Социологическое образование и проблемы социального сознания // Социология и общество. Тезисы Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 604.

13 Становление социологии и социологической ассоциации / Под ред. В.И. Добренькова. М., 2006. С. 20-21.

14 См.: Заславская Т. Российское общество на социальном изломе: взгляд изнутри. М., 1997.

15 Становление социологии и социологической ассоциации. С. 22-23.

16 См.: Грушин С.А. На пути к самосознанию. Злоключения социологии времен перестройки // Независимая газета. 2000. 28 сент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.