УДК 378 ББК 74.58
DOI 10.22394/1682-2358-2017-6-113-118
S.A. Prokhotskaya, Candidate of Sciences (Pedagogies), Do-cent of the Economic and Civil Service Psychology Department, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
FORMATION
OF LANGUAGE
CULTURE
OF STUDENTS
OF HIGHER
EDUcATIONAL
INSTITUTIONS
(by the Example of the
Discipline "The Russian
Language and the
Culture of Speech")
The role of the discipline "The Russian Language and the Culture of Speech" in the system of higher education of modern Russian society is considered. Possibilities of effective increase of the level of student communicative literacy in conditions of the general decline in the speech culture of the younger generation are analyzed.
Key words and word-combinations: the Russian language, language culture, communication, formation and improvement of speech culture, rhetoric.
С.А. Прохоцкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической психологии и психологии государственной службы Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: sprokhotskaia@ mail. ru )
ФОРМИРОВАНИЕ
языковой культуры
ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (на примере преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи»)
Аннотация. Рассматривается роль дисциплины «Русский язык и культура речи» в системе высшего образования современного российского общества. Анализируются возможности эффективного повышения уровня коммуникативной грамотности обучающихся в условиях общего снижения речевой культуры молодого поколения.
Ключевые слова и словосочетания: русский язык, языковая культура, коммуникация, формирование и совершенствование речевой культуры, риторика.
Фо
' ормирование языковой культуры обучающихся — основная задача не только высшего образования. Это продолжение многолетней и кропотливой работы общеобразовательных учебных заведений по формированию и совершенствованию речевой культуры обучающихся на разных ступенях образовательной системы. Необходимость
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 6
113
включения дисциплины «Русский язык и культура речи» в систему высшего образования (нефилологического профиля) с 2000 г. в качестве обязательной в государственный стандарт высшего профессионального образования согласно Федеральной целевой программе «Русский язык» явилось результатом снижения общей языковой культуры молодого поколения и одной из важнейших задач языковой политики государства по сохранению русского языка и русской культуры как обязанности каждого гражданина Российской Федерации.
Известно, что язык — это форма отражения реальной действительности в сознании человека, которая проявляется в естественной, исторически сложившейся и развивающейся в человеческом обществе системе звуковых, лексических (словесных) и грамматических средств, предназначенных для общения (коммуникации). Язык раскрывает функциональные потребности личности в обществе: формирует сознание, хранит и передает опыт поколений, объединяет людей в их практической деятельности [1, с. 6—7].
Культура и язык существуют в диалоге между собой. Данная ситуация напрямую связана с ключевой идеей современной лингвистики, идеей ант-ропоцентричности языка, основным условием которой выступает понимание языка как продукта культуры. Социальные изменения неизбежно сказываются на состоянии речи и языка. Переломные времена всегда вызывают сдвиги в языке. Последние десятилетия ХХ в. соединили в себе несколько кризисных моментов: конец века, эпоха перестройки и постперестройки, смена идеологических ориентиров, культурные сдвиги — все это по своим последствиям подобно революции [2].
Анализ опыта преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» на протяжении почти двадцати лет подтверждает рост значимости и необходимости данной дисциплины в среде высшего образования для продолжения формирования уважительного и ответственного отношения к государственному языку, заботе о его чистоте, сохранении и развитии. Практика показала, что курс «Русский язык и культура речи» занял достойное место в системе высшего образования, так как речевая культура становится существенным признаком как деловой квалификации современного выпускника вуза, так и его языковой культуры в целом. Именно речь студентов вузов, ссузов, школьников выпускных классов дает возможность констатировать современное состояние языковой культуры молодежи, находящейся на достаточно низкой ступени своего речевого развития. Продолжение совершенствования речевой культуры обучающихся вузов, ссузов (нефилологического профиля) при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» должно быть направлено прежде всего на формирование таких общекультурных компетенций, как умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; обладание навыками публичной и научной речи; владение письменной и устной речью на русском языке; способность использовать профессионально ориентированную риторику; продуцирование текстов разных стилей, а также свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения [2; 3].
114 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 6
К основополагающим целям дисциплины «Русский язык и культура речи», учитывая мнение известных исследователей в области культуры речевого общения и повышения ее эффективности (Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева), можно отнести следующее. Во-первых, формирование способности к осуществлению коммуникации в устной и письменной формах на государственном и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия и повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у студентов нефилологического профиля в разных сферах функционирования русского языка в письменной и устной его разновидностях. Во-вторых, овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся вместе с углублением понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации. В-третьих, расширение общегуманитарного кругозора, связанного с богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка [4].
Для достижения названных целей необходимо решение следующих задач в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»:
— формирование у студентов необходимых знаний о функциональных разновидностях русского языка, законов композиции и стиля, видах речи, правил речевого этикета ведения диалога;
— выработка умений для успешной коммуникации в самых различных сферах — бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной в устной и письменной форме;
— освоение навыков продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
— введение в личную практику навыков для участия в диалогических и полилогических ситуациях общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, который связан с говорящими различными социальными отношениями;
— получение представления о современном русском литературном языке, его функциях и тенденциях развития, а также понятия о нормах литературного языка [5].
Таким образом, необходимость дисциплины «Русский язык и культура речи» для подготовки будущих специалистов в любой профессиональной деятельности очевидна не только с точки зрения практического владения русским литературным языком, но и для осознания его роли в жизни общества, во взаимосвязи с другими формами существования русского национального языка (диалектами, жаргонами, просторечием) [6].
На изучение данной дисциплины, как правило, отводится один семестр — это обычно первый год (реже второй) обучения студентов в высших учебных заведениях независимо от формы обучения. Количество часов, отведенных на аудиторное изучение дисциплины, в основном не превышает 50 часов. В рамках такого временного ограничения, даже с учетом часов для самостоятельной работы, можно сделать вывод, что совершенствование языковой культуры у
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 6
обучаемых становится весьма сложной задачей. Остается надеяться, что сформированные компетенции найдут свою реализацию и дальнейшее совершенствование в изучении последующих дисциплин, таких как психология, педагогика, социология, философия, история.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» в основном направлена на формирование знаний о русском национальном языке, литературном языке (как высшей форме его существования), его функциональных разновидностях, понятии о норме литературного языка и ее видах, способах отражения в словарях и справочниках, а также грамотном продуцировании текстов в зависимости от коммуникативной направленности. Вместе с тем на изучение раздела «Ораторское искусство» или «Риторика» отводится мало времени. Как показывает многолетняя практика преподавания, к этому разделу необходимо подготовить студентов, то есть довести до необходимого уровня восприятия материала, что связано с отсутствием у многих студентов базового языкового фона или его присутствием на очень низком уровне.
Вследствие этого повысить практическое владение литературным языком, особенно в устной форме, за время изучения дисциплины не получается в полной мере. Познакомить за два часа (!) с основами ораторского искусства, конечно, можно, но быть убежденным в сформированности у студентов необходимых компетенций на должном уровне сложно. Именно поэтому для качественного изучения проблем ораторского искусства, исследования характера контакта оратора и аудитории, умения воздействовать словом, убеждать людей, а также овладения определенным уровнем собственного мастерства публичного выступления необходимо большее количество не только лекционных, но и практических занятий. При этом раздел «Риторика» или «Ораторское искусство» целесообразно выделить в отдельную дисциплину, а в «Русском языке и культура речи» больше часов уделить освоению базовых тем «Нормы литературного языка» и «Формы существования русского национального языка», которые с первых занятий вызывают у студентов трудности в восприятии. Объем изучения дисциплины «Риторика», по нашему мнению, должен быть не менее 50 часов.
Нельзя не согласиться с мнением педагогов о том, что обучающиеся приходят в вуз с ложным пониманием самой сути сочетания «литературный язык» [2]. Большая часть студентов (85%) считают, что литературный язык — это «язык художественной литературы». Понятие «просторечие» определяется студентами как «простая речь» или смешение данного понятия с диалектной речью. В связи с этим задача преподавателя по дисциплине «Русский язык и культура речи» в первую очередь сводится к необходимости формирования научного представления о русском национальном языке, его социально обусловленных подсистемах — формах существования — и правильного толкования каждой из этих форм (диалекты, жаргон, просторечия, литературный язык). На основе анализа лексических групп каждой формы существования русского национального языка, их распространения среди носителей языка студенты приходят к пониманию системы русского языка, роли и места литературного языка в ней и выводу о том, что литературный язык — это высшая
116
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 6
форма существования русского национального языка, а его носителями являются образованные слои населения.
Еще одним «камнем преткновения» к успешному освоению дисциплины «Русский язык и культура речи», в частности раздела «Нормы». являются орфографические, лексические, орфоэпические, пунктуационные и синтаксические нормы. Здесь особое внимание стоит уделять орфоэпической культуре студентов, то есть нормам ударения и произношения в устной речи. Школьный курс русского языка больше направлен на грамотность письменной речи, поэтому остаточные знания студентов по правильному произношению устной речи после обучения в школе оставляют желать лучшего. Как показывает практика, бесконечные словарные диктанты, в которых часто встречаются слова с незнакомым для обучаемых значением, из-за недостатка времени на уроке преподавателем не разбираются. Занятия в большинстве случаев сводятся к выбору верного ответа в тесте. Отсюда и результат: устная речь обделена вниманием и на уроке русского языка, и на литературе. Между тем развитие орфоэпического слуха — основная задача при изучении темы «Орфоэпические нормы». На данную тему недостаточно даже целого практического занятия, как хотелось бы в рамках простого повторения. Необходим целый комплекс мер и приемов, чтобы обучающийся мог, во-первых, ознакомиться с актуальными современными орфоэпическими словарями, научился ими пользоваться по мере необходимости; во-вторых, приобрел навык анализировать не только свою звучащую речь, но и чужую с точки зрения орфоэпической правильности / неправильности, а также подражать образцовой речи. Для большинства студентов такая работа очень интересна. У них начинает формироваться орфоэпическая зоркость. Ведь иногда неправильное произношение становится причиной нарушения не только орфографической, но и лексической нормы. Для некоторых студентов нередко является открытием, что верное написание слова может зависеть от его правильного произношения.
Сформированное в процессе занятий осознанное отношение к единицам языка разных уровней в дальнейшем помогает преподавателю подводить студентов ко все более сложным темам: неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая избыточность и недостаточность в соответствии с коммуникативными качествами речи (точность, логичность, понятность, информативность, чистота и т.д.). Примеров для тренировки и отработки такого материала более чем достаточно, особенно в текстах СМИ. Позже студенты уже сами находят ошибки в языковом материале как устной речи, так и письменной, приобретают больше уверенности в своей языковой компетентности, повышая тем самым собственный уровень речевой культуры — одного из важнейших качеств профессиональной деятельности [5].
Таким образом, наряду с другими речеведческими дисциплинами, такими как «Риторика», «Стилистика научной речи», «Деловой русский язык», в которых в системе высшего образования рассматриваются отдельные стороны современного русского языка, дисциплина «Русский язык и культура речи» является базовой, основополагающей, выступает в качестве связующего звена общего образования и высшей школы. Этот курс способствует повышению
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 6 117
уровня языковой культуры обучающихся, обогащению представлений о языке как средстве общения и важнейшей составляющей духовного богатства народа, он направлен на развитие коммуникативных способностей, формирование умений оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения, а также ориентирован на расширение не только общекультурного кругозора, но и повышение уровня гуманитарной образованности и гуманитарного мышления [7; 8].
Дисциплина «Русский язык и культура речи» формирует верное представление о языке как о форме отражения реальной действительности, вызывает интерес к совершенствованию языковой компетентности, а также вносит существенный вклад в формирование и совершенствование языковой культуры студентов, обучающихся на разных профессиональных направлениях.
Библиографический список
1. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов вузов. Сер.: Cogito ergo sum. М., 2011.
2. Федотова Т.В. Формирование языковой культуры студентов при изучении курса «Русский язык и культура речи» // Научный вестник ЮИМ. 2015. № 1. С. 93-98.
3. Прохоцкая С.А. Взаимосвязь языка и культуры // Риторика в системе коммуникативных дисциплин: сборник научных трудов: материалы IX Международной научно-методической конференции / Санкт-Петербургский горный институт им. Г.В. Плеханова. СПб., 2005. Вып. 160-2. С. 129-132.
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи // Там же. С. 174-175.
5. Прохоцкая С.А. Повышение речевой культуры личности как одного из важнейших качеств профессиональной деятельности // Молодые ученые - агропромышленному комплексу Поволжского региона: сборник научных работ. Саратов, 2004. Вып. 3. С. 171-177.
6. Арефьева С.А. Воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык и культура речи» // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 9-12.
7. Евтюгина А.А. Риторика и культура речи в системе речеведческих дисциплин // Риторика в системе коммуникативных дисциплин: сборник научных трудов: материалы IX Международной научно-методической конференции / Санкт-Петербургский горный институт им. Г.В. Плеханова. СПб., 2005. Вып. 160-2. С. 22-24.
8. Горовая В.И., Григорова Л.В. Культура речи как компонент коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности языковой личности // Наука и школа. 2016. № 5. С. 153-157.
118
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 6