Научная статья на тему 'Русский язык для будущих дипломатов: традиции и новации'

Русский язык для будущих дипломатов: традиции и новации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
798
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ельникова С. И.

Статья посвящена разработке учебно-методического комплекса для студентов гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The russian language for the future diplomats: traditions and the innovations

Article is dedicated to the development of educational methods complex for the students of the humanitarian specialties.

Текст научной работы на тему «Русский язык для будущих дипломатов: традиции и новации»

РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ БУДУЩИХ ДИПЛОМАТОВ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ*

С.И. Ельникова

Кафедра русского языка и методики его преподавания Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена разработке учебно-методического комплекса для студентов гуманитарных специальностей.

Целью данного комплекса является выработка у студентов практических умений и навыков владения русским языком. Курс предназначен для студентов гуманитарных специальностей «Международные отношения. История. Политология». Материал курса ориентирован на овладение научным стилем речи при использовании аутентичного материала. Грамматические и лексические задания, включенные в практическую часть курса, разработаны на основе текстового материала.

Курс предполагает практические занятия по русскому языку как иностранному, индивидуальные консультации по вопросам научного стиля речи и подготовки к написанию научных студенческих работ, активную самостоятельную работу студентов и представляет собой специальным образом подобранный и структурированный учебный материал (сборник текстов и заданий разных типов), призванный решить целый комплекс задач, стоящих как перед преподавателями, так и перед студентами.

Новые подходы к формированию мировоззрения, развитию культуры, образования, международных отношений, применение в этих областях новых информационных технологий, технологий СМИ обусловили нестандартный подход к выбору тем, отбор учебного материала, структуру его построения и расположения, а также систему заданий, позволяющую использовать учебно-методический комплекс (УМК) как полностью, так и выборочно в зависимости от целей обучения.

УМК состоит из двенадцати разделов, содержащих текстовой материал в соответствии с предложенными темами. В каждый раздел входят учебные тексты с предтекстовыми и послетекстовыми заданиями, небольшие тексты под рубрикой «Это интересно», а также исторические справки, помогающие расширить знания студентов по изучаемой теме, и обобщающие задания к ним. Тексты предназначены для изучающего и ознакомительного чтения, а также для выработки навыков передачи содержания в форме реферата. Среди заданий, включенных в УМК, представлены как языковые, способствующие совершенствованию изучения структуры языка, так и речевые, развивающие систему выбора речевых средств. Работа над лексикой и грамматикой ведется в связи с работой над текстом.

1-й круг тем актуален для говорящего с профессиональной точки зрения: «Дипломатия как искусство переговоров», «Внешняя политика России», «Дип-

* Статья написана в рамках ИОП РУДН.

ломаты и дипломатия», «Министерство иностранных дел», «Протокол и процедура», «Дипломатический корпус», «Дипломатическое старшинство», «Дипломатический церемониал», «Дипломатическая атрибутика», «Дипломатический этикет», «Дипломатические церемонии», «Дипломат и средства массовой информации», «Дипломат и телевидение».

2-й круг тем имеет социально-культурный характер: «Из истории дипломатии», « Из истории посольского церемониала», «Посольские дары».

3-й круг тем связан с общегуманистической проблематикой — «СМИ и власть: партнеры или противники», «Права человека — это твои и мои права», «Национализм и ксенофобия», «Все различны — все равны», «Имидж политика или кого мы выбираем».

В каждом разделе изучается словообразование. Кроме того, в конце УМК предлагаются материалы для самостоятельной работы студентов.

ОБРАЗЕЦ УРОКА I неделя

Лексическая тема: Дипломатия как искусство ведения переговоров Грамматический материал: выражение причинных отношений, следствия, целевых отношений, задания лексико-стилистического аспекта и коммуникативные задания.

Задание 1. Прочитайте следующие словосочетания. Объясните их значение. В случае затруднения обратитесь к словарю:

войти в обиход, на рубеже веков, двор монарха, официальные сношения, характер и формы дипломатической деятельности, внешняя политика, искусство переговоров, взаимные интересы, официальная деятельность, ведомство иностранных дел международный конфликт

Задание 2. Прочитайте следующие словосочетания, объясните их значение. Найдите в тексте и приведите примеры их употребления:

внешняя политика, официальная деятельность, искусство ведения переговоров, внешнеполитическая деятельность, цели и задачи внешней политики Задание 3. Найдите общие суффиксы в следующих словах. Какие понятия выражают слова, образованные таким способом? Приведите свои примеры:

осуществление, предотвращение, обобщение, расширение, углубление, ограничение.

Задание 4. К словам из правого столбца подберите близкие по значению слова из левого:

рубеж многообразный

неотделимым единство

совокупность внешняя политика

невоенный граница

разносторонним неотъемлемый

дипломатия мирный

Задание 5. Обратите внимание на употребление частицы -ся, -сь и их значение. Употребите глаголы с данной частицей или без нее:

определять — определяться, ограничивать — ограничиваться, осуществлять — осуществляться, связывать — связываться, защищать — защищаться.

Задание 6. Прочитайте текст. Познакомьтесь с новой информацией.

Дипломатия как особый вид государственной деятельности вошла в обиход на рубеже XVI—XVII веков, когда при дворе монархов появились постоянные дипломатические представительства, а в системе государственных органов — специальные ведомства, занимавшиеся перепиской между государями, приемами делегаций и послов и переговорами. Характер и формы дипломатической деятельности государств в тот период позволили некоторым ученым и дипломатам определять дипломатию как «применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств» (Э. Сатоу), как «науку о внешних сношениях или иностранных делах государства, а в более узком смысле — науку или искусство переговоров» (Г. Мартенс), как «науку о взаимных интересах и отношениях государств или искусство взаимно согласовывать интересы народов, а в более точном смысле — науку или искусство переговоров» (Гарден).

Очевидно, что дипломатия как неотделимая часть внешней политики не ограничивается лишь переговорами. Согласно определению «Дипломатического словаря», «дипломатия — средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей. С понятием «дипломатия» связывают искусство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, а также расширения и углубления международного сотрудничества».

Следовательно, понятие «дипломатия» охватывает всю разностороннюю внешнеполитическую деятельность руководителей государств и высших органов государственной власти, а также органов внешний сношений. Используя переговоры и другие мирные средства, дипломатия добивается осуществления целей и задач внешней политики, защищает интересы своих стран на международной арене. Методы и средства дипломатии менялись вместе с изменениями целей и задач внешней политики государств на различных этапах развития общества.

Послетекстовые задания

Задание 1. Опираясь на текст, закончите предложения подходящими по смыслу словосочетаниями.

1. Дипломатия представляет собой ..

2. Дипломатия это средство.....

3. Понятие «дипломатия» охватывает

осуществления внешней политики государства

внешнеполитическая деятельность руководителей государств и высших органов государственной власти неотделимая часть внешней политики

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1. Когда понятие «дипломатия» стало обозначить особый вид государственной деятельности?

2. Как определял дипломатию Э. Сатоу?

3. Что входит в понятие «дипломатия»?

4. Какие средства использует современная дипломатия для достижения своих целей?

Задание 3. Опираясь на материал текста, дайте ваше определение понятия «дипломатия».

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Напишите реферат по материалам текстов

В Москве открыт памятник известному дипломату и ученому

Памятник известному дипломату и ученому из Словении Сигизмунду Гербер-штейну (1486—1566) открыт сегодня в Москве у здания Библиотеки иностранной литературы. Это бронзовый бюст на гранитном основании, поставленный по инициативе словенского общества имени Франца Прешерна. Автор этой работы — московский скульптор Григорий Потоцкий.

Нынешнее внимание к личности Герберштейна не случайно — в этом году исполняется 450 лет со дня издания им «Записок о Московии», в которых автор рассказал о своих впечатлениях, полученных во время дипломатических миссий в Россию в 1517 и 1526 гг. Его называют «Колумбом России», первооткрывателем Руси XVI века. В его «Записках» впервые дана разносторонняя картина прошлого народов Восточной и Центральной Европы. С. Герберштейн создал панораму политической, экономической и культурной жизни России, описал внешний вид городов, придворные нравы и церемонии, великокняжеские пиры, охоту, русские свадьбы, отношение к религии, жизнь монастырей. Автор во всем, даже в деталях, стремился к объективности, точности, скрупулезности. Особую ценность, по мнению специалистов, представляет изложение им первого общероссийского свода законов — Судебника 1497 г.

Известные дипломаты

ГЕРБЕРШТЕЙН Сигизмунд (1486-1566)

Барон, немецкий дипломат. В составе имперских посольств посетил Данию, Чехию, Нидерланды, Испанию, итальянские государства, Турцию, Польшу, Венгрию, Великое княжество Московское. Активно способствовал продлению перемирия между Русским государством и Польшей (1526). В 1549 году опубликовал книгу «Записки о Московитских делах». Полстолетия Сигизмунд Герберштейн верой и правдой служил четырем королям (это четыре Габсбурга — Максимилиан I, Карл V, Фердинанд I и Максимилиан II), о чем сообщает и надпись, высеченная на его надгробном памятнике. Родился он в 1486 году. Здесь, в горах, Сигизмунд Герберштейн провел свое детство, что дало основание одному из исследователей назвать его «пограничным немцем». Общение с коренным населением — славянами — наложило известный отпечаток на формирование отпрыска обедневшего, но очень древнего рода немецкой Штирии. В отличие от большинства своих сверстников, Герберштейн уже в отрочестве наряду с латынью учил и словенский язык, чем вызывал насмешки своих сверстников. Будущий дипломат познакомился с обычаями, верованиями и жизнью славянской общины. В 1499 году он поступил в Венский университет, переживавший эпоху расцвета. В 20 лет будущий дипломат покинул университет, чтобы обеспечить семью, оставшуюся на его попечении. В 1506 году он поступил на службу к Габсбургам. Герберштейн участвовал в походе против Венгрии, предпринятом Максимилианом, тогда еще носившим титул римского короля, ради заключения брака одного из его внуков — Фердинанда с Анной, дочерью венгерского короля Владислава Ягеллона. Герберштейн отличился в ряде сражений.

Во время войны с Венгрией Герберштейн удостоился посвящения в рыцари самим Максимилианом, разглядевшим в нем не только отважного воина, но и разумного и осторожного политика. Рыцарь по воле римского короля превратился в дипломата.

В конце 1516 года из Вены в Вильно и Москву отправилось посольство барона Сигизмунда Герберштейна.

Итог первой миссии Герберштейна в Москву не принес желаемого результата. Тем не менее, отношения Московии с империей, прерванные после Венского конгресса, были возобновлены.

Осенью того же года австрийский посол возвратился в Вену. Видимо, здесь, в столице империи, в кружке венских гуманистов, внимавших его рассказам о далекой и необычной Московии, у Герберштейна впервые возникла мысль написать книгу о своем путешествии. Немаловажную роль могли сыграть и дневники, которые вел Герберштейн во время путешествия. Но прошло еще много лет, прежде чем эта идея осуществилась.

В 20—30-е годы XVI века Герберштейн был одним из руководителей делегации, посланной для приглашения Карла V на престол империи; он возглавлял посольство на Балканы, вел переговоры с венецианским дожем, турецким султаном, посещал почти все страны континентальной Европы. А в 1526 году Герберштейн вновь был послан в Московию, с той же целью, что и в первый раз. Второе посольство оказалось удачливее, чем первое.

Наряду с дипломатическими поручениями Герберштейн преуспевал и во внутриполитической жизни страны. После смерти Максимилиана I он в составе посольства отправился в 1519 году к будущему императору Карлу V. А при Фердинанде, австрийском эрцгерцоге, Герберштейн защищал не только государственные интересы, но и представлял интересы родной Штирии. В начале 1521 года он стал членом Высшего Государственного совета Штирии, в 1527 году — членом Нижнеавстрийской камеры, в 1537 году — членом Высшего военного совета, в 1539 году — президентом Нижнеавстрийской камеры. В 1532 году Герберштейн был возведен в баронское звание.

Вершиной своей дипломатической деятельности Герберштейн считал встречу с Сулейманом Великолепным, когда ему удалось говорить не распростертым ниц перед султаном, как было принято при османском дворе, но стоя на одном колене. Недаром позднее с разрешения императора Герберштейн пополнил родовой герб изображением «московита» и «турка», имея в виду две важнейшие дипломатические миссии своей жизни.

Герберштейн выполнял многие поручения австрийской короны и к концу жизни (он умер 28 марта 1566 года) заслужил славу одного из опытных и деятельных дипломатов империи. Не меньшую известность принесла ему книга «Записки о моско-витских делах». Труд Герберштейна издавался неоднократно и, безусловно, содержал информацию о России, интересную не только для европейских читателей, но и для русских.

Природный ум, наблюдательность, всестороннее образование, полученное во время поездок по Европе, возможность непосредственного общения с населением — все это обусловило достоинства «Записок о Московитских делах». Западная Европа впервые получила более или менее достоверный очерк о русском государстве, точное описание придворных обычаев, приема послов, религиозных обрядов и быта.

Успешное прохождение обучения по данному курсу свидетельствует о достаточно высоком уровне коммуникативной компетенции во всех сферах общения. Этот уровень позволяет студенту вести профессиональную деятельность на русском языке в качестве специалиста гуманитарного профиля. Курс позволяет студентам более уверенно ориентироваться в сфере научного стиля речи. Студенты получают теоретические знания и практические навыки и умения по овладению различными лексическими, грамматическими категориями языка, которые могут быть использованы в дальнейшем при подготовке рефератов, выпускных и дипломных работ, а также в своей практической деятельности.

THE RUSSIAN LANGUAGE FOR THE FUTURE DIPLOMATS: TRADITIONS AND THE INNOVATIONS

S.I. Elnikova

Faculty of Russian and a technique of its teaching Russian university of friendship of people

Mikhluho-Makhlaja str., 6, Moscow, Russia, 117198

Article is dedicated to the development of educational methods complex for the students of the humanitarian specialties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.