Научная статья на тему 'Русский социальный либерализм начала ХХ века: общее и особенное'

Русский социальный либерализм начала ХХ века: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1328
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВО / ВЛ. СОЛОВЬЕВ / SOCIAL LIBERALISM / STATE / VLADIMIR SOLOVIEV

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусев К. А.

Автор, используя обширную библиографию, исследует генезис социального либерализма, основоположником которого он считает Вл. Соловьева, и делает вывод: подлинный либерализм не имеет ничего общего с активно утверждающимися в реальности принципами «волчьей» борьбы за выживание и с примитивнолиберальными концепциями, провозглашаемыми нынешними «большевиками от либерализма»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian social liberalism in the beginning of the XXth century: general and particular

The author examines genesis of social liberalism. He considers Vladimir Soloviev as a founder of the doctrine and comes to the conclusion that the real liberalism doesn"t have anything in common with todays radical interpretation of its main principles

Текст научной работы на тему «Русский социальный либерализм начала ХХ века: общее и особенное»

Русский социальный либерализм начала ХХ века: общее и особенное

К.А. Гусев

Новая Россия сталкивается во многом с теми же проблемами, на которых «споткнулись» реформаторы начала ХХ в. При всей противоречивости оценок, даваемых двум политико-правовым и социально-экономическим реформам, между которыми более ста лет, невозможно отрицать либеральную направленность преобразований. Догоняющая отечественная модернизация имела и имеет своей целью создание современной конкурентной рыночной экономики, утверждение норм конституционализма и представительной демократии в политико-правовой сфере. Сохраняют научную и практическую актуальность два ключевых положения нового русского либерализма: естественно-правовая философия и концепция социальных прав лица, выраженная в принципе — «Право на достойное существование».

Теория правовой государственности русского либерализма являлась объектом серьезного внимания отечественной социогуманитарной науки не только в постсоветский период. В семидесятые-восьмидесятые годы ушедшего века появились труды В.Д. Зорькина, В.С. Нерсесянца, А.В. Полякова, С.А. Пяткиной,

В.А. Туманова, Э.В. Кузнецова, В.В. Шелохаева, А.И. Экимова1, других авторов, в которых исследуются политико-правовая теория и социально-историческая практика русского либерально-освободительного движения. Философия и политическая теория, разработанные русскими либералами, стали предметом научного интереса западных исследователей — Т. Андерсона, Дж. Фишера, Ш. Га-лая, Дж. Патнэма, Р. Пайпса, А. Валицкого и др.

Согласившись с И.К. Пантиным, отметим имманентную социальную проблему либерализма — его противостояние демократии, сиюминутным интересам подданных. «Либеральная система ценностей, — говорит этот известный отечественный политолог, — нигде и никогда (кроме США, может быть) была не принадлежностью народных масс (“простолюдинов”), а, как правило, культурной установкой “верхних”, образованных классов общества. Поэтому и практически, и исторически либерализм оказывался не чем иным, как идеологией прежде всего буржуазии (или дворянства) или буржуазной (дворянской) интеллигенции»2.

1 См., напр.: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России / В.Д. Зорькин. М., 1978; Кузнецов Э.В. Философия права в России / Э.В. Кузнецов. М., 1989.

2 Пантин И.К. Историческая драма русского либерализма / И.К. Пантин // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999. С. 99.

Существуют многообразные определения либерализма. В.В. Шелохаев и

С.С. Секиринский выделяют два понимания этого термина. Широкое понимание характеризует сложившийся тип политической культуры с присущим ему стремлением к обеспечению индивидуальной свободы на основе и в рамках законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей людей. В узком значении либерализм — это теория и практика максимального ограничения вмешательства государства в сферу экономики и социальных отношений. Политико-юридическим выражением либерализма в его зрелых формах выступает конституционализм — система конституционных правовых условий, необходимых для обеспечения в государстве свободы личности3. По мнению Секиринского и Шелохаева, либерализм, являясь выражением терпимости, уважения к традициям, этики компромисса, «не противостоит консерватизму, а скорее может рассматриваться как его второе лицо, обращенное к будущему, а не к прошлому». Не менее распространен и взгляд, противополагающий либерализм и традиционализм. Например, по словам А.Н. Медушевского, «либерализм — это философское и социально-политическое течение, выражающее стремление к реформам (в отличие от консерватизма, стремящегося сохранить существующий порядок)»4.

«Великая правда индивидуалистических предпосылок раннелиберальных теорий (не отрефлектированная самими их творцами), — пишет о создателях новоевропейского либерализма Б.Г. Капустин, — заключалась в том, что индивид, будучи, несомненно, продуктом общества, обретал свободу самоопределения по отношению к данному обществу»5. По мнению Б.Г. Капустина, сущностной проблемой человеческой экзистенции в Новое время стала и поныне остается проблема осуществимости «общественного порядка, общежития вообще, если в их основу кладется индивидуальная свобода, понимаемая как право (т. е. способность и возможность) человека действовать по своему усмотрению (курсив автора — К.Г.)»6.

Преодолев упомянутую Б.Г. Капустиным «неотрефлексированность» либерально-индивидуалистической классики, современный либерализм отстаивает следующий тезис: «Либералы одни стоят на позиции, пусть неопределенной, неустойчивой и необоснованной; но которая утверждает возможность свободы в настоящем — возможность индивидуальной свободы для таких людей, как мы с вами, в хорошо известном нам социальном мире. Не отягощенный мистифицирующим наследием традиции, не обольщенный обещанием, что свобода наступит для всех в исторически назначенное ей время, человек для либерала уже сейчас противостоит общественному строю и требует уважения к имеющимся у него возможностям автономии, разума и деятельности»7.

3 Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX - начало ХХ веков) / Секиринский С.С., Шелохаев В.В. М.: Памятники ист. мысли, 1995. С. 4.

4 Медушевский А.Н. Политическая философия русского конституционализма. Автореф... д.ф.н. / А.Н. Медушевский. М., 1994. С. 17.

5 Капустин Б.Г. Три рассуждения о либерализме и либералах / Б.Г. Капустин // Полис, 1994. № 3. С. 14.

6 Там же. С. 13-14.

7 Уолдрон Дж. Теоретические основания либерализма / Дж. Уолдрон // Современный либерализм: Роулз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон / Пер. с англ. Л.Б. Макеевой. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. С. 137.

«На наш взгляд, — пишет И.Д. Осипов, — сложность научной идентификации либерализма во всем многообразии идейных проявлений состоит в том, что он существует в нескольких духовно-интеллектуальных уровнях. За понятием «либерализм» скрывается целый комплекс идей, концепций и ценностей, делающих его в значительной степени метафилософией — сплавом мировоззрения, философии и научной социологии»8. На мировоззренческом уровне либерализм проявляется в духовно-религиозной интенции свободы. Свобода мысли, совести, чувства и действия, свобода личная и социальная, является в либерализме ценностью и идеей, условием бытия человеческого духа и социальным идеалом. На философском уровне либеральная парадигма определяется как совокупность рационально-философских концепций, ставящих и решающих ряд теоретических проблем, способ решения которых и позволяет идентифицировать ту или иную философскую теорию как либеральную. Важнейшей в либерализме является философия субъективного и объективного права, что отличает его как от социализма, не учитывающего субъективные права личности, так и от анархизма, отрицающего правоограниченность действий человека. Выделив из приведенных определений либерализма политическую составляющую, подчеркнем, что либерализм — это теоретическое обоснование сочетания для каждого лица комплекса прав и свобод со всей полнотой этической и правовой ответственности, а также концепция эволюционного превращения государства в правомерно действующий институт, стоящий (в идеале) на страже прав и интересов каждого гражданина.

Рассмотрение мировоззренческих истоков отечественного либерализма, теоретических оснований русского либерального правоведения, а также социально-психологического взгляда на государство позволяет осуществить углубленный и всесторонний анализ особенностей политической теории российского либерализма. Критика концепции естественного права, изложенная в трудах виднейших представителей русской и немецкой школ юридического позитивизма, Г.Ф. Шершеневича, Ф.Ф. Кокошкина, Г. Еллинека, направлена главным образом против недостатков классического новоевропейского контрактуализма и юснатурализма, преодоленных школой возрожденного естественного права (Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, Е.Н. Трубецкой и др.).

Исток кризиса либерального сознания на рубеже Х1Х-ХХ вв. — его изначальная теоретическая противоречивость. Новоевропейский либерализм XVII - начало Х1Х вв. рассматривал доктрину народного суверенитета, наиболее ярко сформулированную Ж.-Ж. Руссо, и концепцию прав лица, ограничения всевластия государства посредством провозглашения незыблемости прав и свобод человека и гражданина, а также последовательное проведение в жизнь принципа разделения властей как составные части антиабсолютист-ской и антифеодальной программ. Теоретические противоречия классического юснатурализма и контрактуализма, мировоззренческая слабость философской концепции естественных прав человека стали в значительной мере причинами

8 Осипов И.Д. Либеральная парадигма русской философии / И.Д. Осипов // Вестник СПбУ, 1997. Сер. 6, вып. 1 (№ 6). С. 22.

конфликтного, кризисного, а временами и прямо революционного социальноисторического воплощения этих идей.

Социальный либерализм выделяется из всего многообразия либеральных концепций через противопоставление с крайним экономическим либерализмом, принимающим во второй половине ХХ в. форму либертаризма. Истоки многочисленных кризисов открытого общества социальные либералы справедливо увидели не только в духовно-нравственном катастрофизме «железного века», но и в обыденной социально-экономической неустроенности. Миллионы обездоленных людей бесполезно призывать к высотам духа. Им надо помочь выбраться из полуживотного состояния, приобрести общие и профессиональные знания. В предреволюционной России, с ее обостренными социальными противоречиями, это было особенно необходимо.

Именно в России совершен первый шаг к преодолению классической либеральной парадигмы. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в России, как и на Западе, формируется новый или социальный либерализм. Истоком политической теории нового (социального) либерализма начала ХХ в. стали две классические отечественные политико-философские системы, созданные Вл. Соловьевым и Б.Н. Чичериным.

Идею сочетания несомненной ценности права и свободы с неотрицани-ем равенства сформулировал еще Вл. Соловьев, рассматривавший право как синтез равенства и свободы. Человек, по словам основоположника концепции Богочеловечества, должен иметь не только средства к существованию, достаточный физический отдых, но и возможность пользоваться досугом для своего духовного совершенствования9, т.е. комплекс не только политических и гражданских, но и социальных прав, который П.И. Новгородцев назовет правом на достойное человека существование.

«Истина либерализма, — писал в работе эмигрантского периода Е.В. Спек-торский, — состоит, во-первых, в том, что нельзя от среднего человека требовать самозабвения и жертвенности, во-вторых, в том, что всякому человеку на известном уровне культуры независимость так же необходима, как рыбе — вода, а птице — воздух, наконец, в-третьих, в том, что без инициативы отдельных личностей слишком оскудевает общественная жизнь»1. По мнению Спекторского, требуется не искоренение свободы, а уравновешивание ее другими началами. Право, «свобода в пределах законности», и служит достижению подобного равновесия.

Еще накануне революции С.А. Котляревский признал, что либеральная теория в своих философских основаниях, т.е. идеях народного суверенитета, разделения властей, прав человека и гражданина, а также логической стройности их изложения не всегда убедительна. Но, по словам Котляревского, «возрождается опасная иллюзия», которая заключается в убежденности, что «достаточно разоблачить логические слабости и несовершенства теорий и систем», исходящих из либеральных начал, и «потребность, создавшая последние, перестанет существовать для людей». Постановка вопроса о неотъемлемых правах каждого лица,

9 См.: Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия / В.С. Соловьев. М.: Республика, 1996. С. 308.

вопреки многократно отмечаемым в истории кризисам либеральной идеологии, неколебимо возрождает убеждение: государство должно стать правовым.

Поэтому теория «возрожденного естественного права», дополнившая классический юснатурализм социал-либеральными идеями, — феномен опережающего интеллектуального развития. Причины того, почему идеи отечественного либерализма не были актуализированы, многообразны. Эти факторы превращения русского либерализма в «философию проигравших» (А. Янов) — предмет не только нашей работы. Но, возможно, правильнее говорить об опережающем сознании, явлением которого и были концепции отечественных «философов свободы». «Русские либералы-интеллектуалы», по словам известного отечественного историка В.В. Шелохаева, «создали открытую (курсив автора — К.Г.) теоретическую модель для будущего открытого гражданского общества», позволяющего личности реализовать свои потенциальные возможности. Целостная либеральная модель рационалистического переустройства России «сводилась к созданию правового государства и гражданского общества, формированию системы рыночных отношений, разработке механизмов социального партнерства, цивилизованных методов разрешения международных конфликтов»10.

По словам профессора Л.В. Селезневой, русский либерализм Х1Х-ХХ вв. располагал теорией заимствования. Это позволяет решительно опровергнуть утверждение о слепом копировании русскими либеральными авторами западного опыта. А взгляды русских новых либералов, преодолевающие доктрину «позволять действовать», концепцию минимального государства, государства — «ночного сторожа», стали общепризнанным достоянием современного западного социального либерализма11.

Предшественником и социального, и христианского либерализма является, на наш взгляд, политико-правовая концепция великого русского философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900 гг.). Для Вл. Соловьева характерен политический идеализм — проповедь нравственной политики, основанной на христианской этике. При этом выдающийся русский мыслитель и социолог считает, что каждое лицо наделено не только негативными (собственность и неприкосновенность частной жизни), но и позитивными правами на «некоторые положительные услуги» (формула принадлежит не Вл. Соловьеву, а видному немецкому юристу Г. Еллинеку) со стороны общества и государства. Вл. Соловьев высказал эту мысль в этико-христианской форме: всякий человек как образ и подобие Божества имеет право на достойное существование. Отвергая социализм и анархизм, революционные радикализм и утопизм, Вл. Соловьев одновременно с создателями западного социал-либерализма (Г. Самюэль,

10 См.: Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России / В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 1996. С. 32; см. также: Либерализм в России: Очерки истории (середина Х1Х - начало ХХ веков) / С.С. Секиринский, В.В. Шелохаев. М.: Памятники ист. мысли, 1995. С. 230.

11 См.: Селезнева Л.В. Российский либерализм и европейская политическая традиция: созвучия и диссонансы / Л.В. Селезнева // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: материалы международной научной конференции. М.: РОССПЭН, 1999. С.121-129. С.123, 128; о взаимосвязи нового русского либерализма и современного западного социального либерализма см. также: Новый либерализм в России / И.Н. Сиземская, Л.И. Новикова // Общественные науки и современность. 1993, № 5. С. 132-140; Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России / И.Н. Сиземская, Л.И. Новикова // Свободная мысль. 1993, № 15. С. 67-80.

Э. Дюркгейм, Л. Дюги, Л. Буржуа, Ж. Клемансо, Д. Ллойд-Джордж, фабианцы, катедер-социалисты) и независимо от них формулирует основную для нового либерализма мысль: право на определенный, законом гарантированный минимум благ — неотчуждаемое право каждого лица.

Итак, в социально-христианской этико-правовой доктрине Вл. Соловьева мы выделим принцип права каждого лица на достойное существование, т.е. право не только иметь минимум средств для физического выживания, но и пользоваться досугом для своего духовного совершенствования. Это положение Вл. Соловьева получило глубокое развитие в теории социального либерализма, разработанной создателями концепции возрожденного естественного права — П.И. Новгородцевым, Е.Н. Трубецким, Б.А. Кистяковским, И.А. Покровским, В.М. Гессеном, С.И. Гессеном.

Другое ключевое положение Вл. Соловьева — рассмотрение государства не только как властного института и единственного создателя правовых норм, но и сообщества граждан, объединенных нравственной солидарностью, состраданием, милосердием, «организованной жалостью» к ближнему. Это положение станет отправной точкой тезиса о неполитическом государстве, который можно найти в работах П.И. Новгородцева, Е.Н. Трубецкого и Б.А. Кистяковского. Рассмотрение Соловьевым неправомерного закона как фактически «неправа» станет основой доктрины возрожденного естественного права. Отечественные сторонники возрождения юснатурализма в начале ХХ в. станут рассматривать — в отличие от новоевропейского юснатурализма — естественно-правовые нормы не как внеисторический источник права, а как незыблемый критерий для оценки действующего права и ориентир для правомерного совершенствования объективных (позитивных) норм.

Делая выводы, отметим оставшуюся новой России в наследство и от самодержавного, и от коммунистического режимов неразвитость именно правового сознания. Подлинный либерализм не имеет ничего общего с активно утверждающимися в реальности принципами «волчьей» борьбы за выживание. В условиях многочисленных неудач модернизации, воспринимаемых нередко как крах либерализма, приобретают популярность для миллионов потерявших надежду на свое достойное существование людей бессодержательно-эклектические доктрины, цинично отвергающие основные общечеловеческие ценности. И сохраняет поэтому актуальность безусловно логичная и безупречно корректная критика идеологами кадетизма марксистских, анархических, равно как и праворадикальных, течений. Методологии критической оценки П. Новгородце-вым, Е. Трубецким, Б. Кистяковским, С. Франком антилиберальных доктрин не мешало бы поучиться некоторым сегодняшним «записным либералам». И, разумеется, вполне современна критика Новгородцевым, Кистяковским, Трубецким, Гессеном утилитаристских, релятивистских примитивно-либеральных концепций, также нередко провозглашаемых нынешними «большевиками от либерализма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.