Научная статья на тему 'Русский марксизм и массовое правосознание в России: встреча философии и права в контексте системных кризисов государства и общества'

Русский марксизм и массовое правосознание в России: встреча философии и права в контексте системных кризисов государства и общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
578
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский марксизм и массовое правосознание в России: встреча философии и права в контексте системных кризисов государства и общества»

общность через рациональный компромисс, а не через безусловное доминирование. Целью социального права является не просто интеграция, но также и справедливость, которая достигается в результате реализации на эмпирическом уровне жизни общества цивилизационных ценностей путем многостороннего императивно-атрибутивного регулирования социального развития, основанного на неразрывной связи между правопритязаниями и обязанностями.

Универсального метода построения цивилизационных типов социального права, по-видимому, не существует в силу исторической уникальности самих цивилизаций. Каждая цивилизация должна создать свой тип социального права, обеспечивающий социокультурное единство и перспективу развития.

Марченя Павел Петрович, кандидат исторических наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

Стрелкова Нина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Русский марксизм и массовое правосознание в России: встреча философии и права в контексте системных кризисов государства и общества

В 2018 году наложились друг на друга два больших исторических юбилея, связанных между собой не только хронологически: это наступившее 200-летие со дня рождения К. Маркса и продолжающееся 100-летие событий, и сегодня имеющих для нас огромную значимость в контексте проблем социальной стабильности и безопасности, за которыми в современной научной и учебной литературе официально закреплено наименование «Великой российской революции 19171922 гг.»1. Идеологической основой победы этой революции как раз и стал адаптированный под российские реалии марксизм, который, несмотря на свое европейское происхождение и западо-центристский характер, парадоксальным образом вступил в резонанс с искавшей самобытного пути и традиционно обзываемой на Западе «азиатской» Российской империей. И именно этим резонансом оказалась вызвана к жизни Советская империя, противостоянием которой с породившим марксизм, но не принявшим его Западом во многом и определялся весь XX век.

Еще в самом начале такого таинственного воссоединения Запада и Востока через «русский марксизм» отечественной мыслью делались попытки объяснить этот феномен (например, В.В. Розановым) через особенности «брачного» взаимодействия «мужественного» европейского и «женственного» русского начала2. Еще более жесткий подход удивительным образом можно обнаружить в философских трудах русских философов, изданных (разумеется, на другую тему) уже после «победы социализма». Так, в работе А.Ф. Лосева с внешне безобидным названием «Очерки античного символизма и мифологии» (впервые изданной в 1930 г.) можно найти запрятанное от цензоров ближе к концу огромной по объему книги следующее заключение автора: «Католицизм извращается в истерию, казуистику, формализм и инквизицию. Православие, развращаясь, дает хулиганство, разбойничество, анархизм и бандитизм. Только в своем извращении и развращении они могут сойтись, в особенности если их синтезировать при помощи протестанско-возрожденско-го иудаизма, который умеет истерию и формализм, неврастению и римское право объединять с разбойничеством, кровавым сладострастием и сатанизмом при помощи холодного и сухого блуда политико-экономических теорий»3.

1 См.: Столетие Русской революции в контексте проблем социальной стабильности и безопасности: материалы Всероссийского круглого стола // Философские исследования и современность. Вып. 6. М.: ИПЛ, 2017. С. 292-322.

2 См., напр.: Кочеров С.Н., Парилов О.В., Кондратьев В.Ю. Философия русской идеи. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. 288 с. URL: https://publications.hse.rU/mirror/pubs/share//direct/218372320 (дата обращения: 05.11.2018); Парилов О.В., Треушников И.А. Проблема «Запад - Восток» в русской религиозной философии. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2002. 198 с.

3 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. С. 891-892.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2019, № 1 (45) 289

Так или иначе, но на изломе «старой» и «новой» Российской империи, в условиях системного кризиса государства и общества, «русскому марксизму» действительно удалось объединить на время и Восток, и Запад и послужить квазирелигиозной идейно-ценностной базой для осуществленной большевиками беспрецедентной модернизации, почти на целое столетие задав основные ориентиры, цель и смысл жизни огромному обществу и тем самым объективно восстановив чуть было не распавшуюся «связь времен» и утраченную цельность бытия Империи и народа с помощью новых тоталитарных символов. И, анализируя причины превращения учения Маркса в советскую квазирелигию, нельзя не заметить неслучайность марксизма и большевизма в нашей истории. А для постижения этой закономерности представляется необходимым отказ от бездумного воспроизводства популярного русофобского мифа о якобы имманентном для русского сознания «правовом нигилизме»1 и философское переосмысление онтологически обусловленной значимости Права и Правды в специфическом для России формате Империи - как особой, адекватной массовому сознанию формы единения власти и масс2.

Подлинной доминантой всех революционных событий в России было массовое сознание3 (и прежде всего - правосознание)4, с которым (причем и с его лучшими, и с худшими чертами) основные интенции русского марксизма оказались парадоксальным образом созвучны5. Поэтому именно «русский марксизм» и стал формой разрешения конфликта между обществом и государством, интеллигенцией и властью, интеллигенцией и народом, «верхами» и «низами», богатыми и бедными, городом и деревней, центром и периферией... Так, марксизм, оказавшийся утопией для западного общества, в котором и для которого он был создан, на практике оказался наименее утопическим (по сравнению с альтернативными ценностными системами) в теоретически несвойственных ему условиях российской истории. На наш взгляд, это убедительно свидетельствует и о том, насколько практичной бывает якобы «абстрактная» философия, и насколько важным является своевременное и адекватное философское обоснование всей правовой системы6.

Поляков Михаил Петрович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России

Несколько философских штрихов к портрету уголовного процесса

Обычно «первый зов философии» случается с исследователями уголовно-процессуальных проблем после успешного преодоления какого-нибудь важного интеллектуального рубежа. Лично мною подмечено, что о философии уголовного процесса любят заговаривать молодые кандидаты наук. Вероятно, публично подтвержденная вера в себя и науку непроизвольно включает особый взгляд на судопроизводство, обостряет любопытство к тайнам и парадоксам, открывающимся только философскому зрению. Весьма азартно окрыляет и добровольная работа над докторской диссертацией. Усердным докторантам непреодолимо хочется вымолвить мудрое слово, указывающее на проблемы, которые в обычном научном контексте обсуждать не принято. Однако после

1 См.: Общественное правовое сознание и отечественная философская традиция в контексте проблем духовного суверенитета России. М.: Соционет, 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://users4496447.socionet. ru/files/ops.pdf (дата обращения: 05.11.2018).

2 Марченя П.П. Российская многопартийность: колыбель гражданского общества или могила имперской государственности? // Полис. Политические исследования. 2017. № 1. С. 41-52. DOI: 10.17976/jpps/2017.01.05.

3 Марченя П.П. Массы и партии в 1917 г.: массовое сознание как доминанта русской революции // Новый исторический вестник. 2008. № 2. С. 64-78. URL: http://users4496447.socionet.ru/files/niv2.pdf (дата обращения: 05.11.2018).

4 Марченя П.П. Массовое правосознание как фактор русской революции 1917 г. // История государства и права. 2010. № 19. С. 20-22. URL: http://www.docme.ru/doc/89090/iTiarchenya-p.p.-iTiassovoe-pravosozname-kak-faktor (дата обращения: 05.11.2018).

5 Подробнее см.: Марченя П.П. Крестьянин и Империя: есть ли смысл у «русского бунта»? // История в подробностях. 2010. № 6. С. 88-96. URL: http://users4496447.socionet.ru/files/krest.pdf (дата обращения: 05.11.2018).

6 См.: Треушников И.А. К вопросу о философском обосновании функционирования правовой системы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 1 (41). С. 283-286. DOI: 10.24411/2078-5356-2018-00046.

290

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.