Научная статья на тему 'Духовно-нравственное значение русской религиозно-философской традиции в формировании правосознания сотрудника органов внутренних дел России'

Духовно-нравственное значение русской религиозно-философской традиции в формировании правосознания сотрудника органов внутренних дел России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
858
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Аблеев С.Р., Марченя П.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное значение русской религиозно-философской традиции в формировании правосознания сотрудника органов внутренних дел России»

вославии владеют не только ученые-богословы, так как она подвластна не столько соображениям разума, сколько «духовному зрению, приобретенному цельностью бытия»1. Отсюда — второе необходимое условие истинного познания — чистая цельная жизнь. Таким образом, И. Киреевский явился выразителем тезиса о взаимосвязи способности к познанию и нравственного состояния человека.

Итак, православная философия славянофилов способна сыграть большую роль в становлении мировоззренческих основ курсантов специализированного вуза.

С.Р. Аблеев, начальник кафедры философии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, доктор философских наук, доцент;

П.П. Марченя, заместитель начальника кафедры философии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат исторических наук, доцент

Духовно-нравственное значение русской религиозно-философской традиции в формировании правосознания сотрудника органов внутренних дел России

Уже около тысячи лет, начиная со «Слова о Законе и Благодати», отечественной религиозно-философской мысли особое социально-значимое напряжение придает противопоставление земных законов и высшей истины, требующее нравственного оправдания права (и тех, кто ему служит) в традиционном религиозном сознании русского человека, обостряющее проблему поиска «духовных оснований права»2 (и, соответственно, всей правоохранительной деятельности). Уже тогда была сформулирована тема, актуальность которой лишь возросла в современной ситуации обострения информационно-психологического противостояния цивилизаций3, когда битва за состояние массового сознания, в «смутные времена» выступающего доминантой политической истории России4, определяющей результаты взаимодействия ее «гражданского общества» и «имперской государственности»5, выступает главным фактором защиты права на суверенитет и выбор собственного пути6.

Антипозитивизм православной традиции осмысления права отнюдь не может служить обоснованием представлений о якобы присущем ей «правовом нигилизме», которые основаны на европоцентристском мифе о существовании абстрактно-образцового — «нормального» — правосознания, соответствующего исключительно западным ценностям, выдаваемым за «общечеловеческие»7. Однако в русской религиозной мысли ставится задача развития науки права как «права самобытного, самостоятельного, носящего в себе свои собственные начала и законы своего определения»8, не как формальной дисциплины, а как способа познания человеком и народом своей исторической судьбы9, ибо «сама религия как осуществление "царства Божия" невозможна вне права и его признания, то есть вне правосознания»10. По поводу же обвинений нашего народа в «правовом нигилизме» со стороны западных и прозападных авторов уместно вспомнить мнение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна о том, что русский народ, по версии отдельных историков, «склонный к анархии и произволу», ленивый, «равнодушный к личной свободе, к право-

1 Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский. М., 1995. С. 290.

2 Медушевская Н.Ф. Духовные основания современного российского права. М., 2008.

3 Общественное правовое сознание и отечественная философская традиция в контексте проблем духовного суверенитета России. М., 2016. URL: http://users4496447.socionet.ru/files/ops.pdf (дата обращения: 10.12.2016).

4 Марченя П.П. Массы и партии в 1917 г.: массовое сознание как доминанта русской революции // Новый исторический вестник. 2008. № 2 (18). С. 64—78.

5 Марченя П.П. Российская многопартийность: колыбель гражданского общества или могила имперской государственности? // Полис. Политические исследования. 2017. № 1. С. 41—52. URL: https://doi.org/10.17976/ jpps/ (дата обращения: 01.05.2017).

6 Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Манипуляции массовым сознанием: политическая мифология и стратегия демонизации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5. С. 172—176.

7 Марченя П.П. Парадоксы мифологии «правового нигилизма» в России // Закон и право. 2006. № 2. С. 20—22.

8 Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988. С. 92.

9 Золкин А.Л. Эволюция философских воззрений И.А. Ильина и проблема методологии теории права // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5. С. 183—186.

10 Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 214.

304

Юридическая наука и практика

вым нормам общежития», однако сумел «построить величайшую в мире Державу», выступающую стабилизатором евразийского геополитического пространства и «создать богатейшую культуру»1.

В этой связи следует подчеркнуть незаменимость изучения отечественной религиозно-философской мысли и духовного наследия традиционных конфессий как идейной базы в формировании профессиональных ценностных установок сотрудников ОВД России. В сфере духовно-нравственного воспитания молодого поколения (тем более воспитания правового и морального сознания курсантов и формирования положительного образа сотрудника отечественной правоохранительной системы), в условиях противоречий секулярной эпохи2, взаимодействие с традиционными конфессиями необходимо во имя сохранения цивилизационного суверенитета России3 и противостояния агрессивной медийной обработке постмодернистской культурой Запада4, требующей растворения цивилизационной идентичности и признания национального сознания — в том числе правового — «отсталым» и «деформированным» (что означало бы победу мифа о «русском нигилизме» как инструмента информационной войны против России5. И единственной реальной альтернативой может служить верность национальной традиции6.

А.Л. Золкин, профессор кафедры философии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, доктор философских наук, доцент;

Н.В. Галанина, доцент кафедры философии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат философских наук

Философские основания взаимодействия РПЦ и ОВД по формированию стратегии воспитательной работы

Русская православная церковь (РПЦ) уже давно выступила с инициативой сотрудничества Церкви, Вооруженных сил и органов правопорядка в деле морально-нравственного и патриотического воспитания. Всестороннему сотрудничеству подчинена деятельность созданного в 1995 году отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. С тех пор подобные инициативы стали носить регулярный характер. Накопленный опыт был обобщен в утвержденной приказом министра внутренних дел от 1 января 2009 года № 1 Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы МВД со СМИ, религиозными и иными общественными объединениями на 2009—2014 годы. Поставленные задачи осуществляются посредством взаимодействия в реализации общественно значимых программ, предупреждения социальной, религиозной и межнациональной напряженности.

Дискуссия по проблеме места религии в современной жизни в последнее время заметно активизировались как в связи с инициативами РПЦ, так и в связи с ростом религиозности среди населения и заинтересованностью государственной власти в союзе с Церковью в решении вопросов культурной политики7. Однако недоверие к социальным институтам, порожденное кризисным характером развития общества, существенно усложняет проведение воспитательной работы. В стабильном обществе воспитание является составной частью процесса социализации индивида, который, усваивая общепринятые нормы, достигает тем самым состояния социальной зрело-

1 См.: Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (Снычев И.М.). Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб., 2001. С. 394—395.

2 Чистякова О.В. Общество и религия в секулярную эпоху: теоретические подходы и эмпирическое взаимодействие // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. 2016. № 2. С. 43—51.

3 Цивилизационный суверенитет России: проблемы и перспективы. М., 2016. URL: http://users4496447.socionet. ru/files/civil.pdf (дата обращения: 10.12.2016).

4 Chistyakova O. Philosophical-Anthropological Meanings of Postmodernism: «Mediatizing» Human // Proceedings of the 2016 International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2016). Paris, 2016. P. 637—642. URL: https://doi.org/10.2991/ICCESSH-16.2016.159 (WOS:000384459400159).

5 Марченя П.П. Правовой нигилизм в России: мифы и реалии // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 28—31.

6 Парилов О.В., Треушников И.А., Ротанова М.Б. Утверждение черт постмодерна в современном российском государстве // Успехи современной науки и образования: в 2 т. 2017. № 1. Т. 2. С. 21—24.

7 Общественное правовое сознание и отечественная философская традиция в контексте проблем духовного суверенитета России. М., 2016. URL: http://users4496447.socionet.ru/files/ops.pdf (дата обращения: 10.12.2016).

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 4 (40)

305

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.