Медийность процесса. И успешность его. Здесь надо учиться. Впервые Россия побеждает информационным оружием. Образование помогает нам выстоять и победить. А боевики повели себя как обезьяна с гранатой. Фактически итогом их деятельности стало, то что называется сейчас «выстрелили себе в ногу».
Интернационализм и соединение народов России, преодоление «кавказофобии».
Взаимодействие народа и полиции. После многих лет претензий к полиции, какого-то отторжения, общество начинает понимать важность и необходимость взаимодействия. Как в Италии. Когда общество и полиция едины — приходит успех. Масса терактов предотвращена благодаря бдительности людей и самоотверженным действиям правоохранителей.
Необходимо входить в прорыв, развивать успех.
Как? Например, сейчас, по некоторым сведениям, учреждена Всероссийская премия «Работайте, братья!» имени М. Нурбагандова. Не совсем ясно, кем и за что она будет вручаться? Я бы пошел дальше: учредил медаль Нурбагандова. Но надо продумать ее статус. За что ее можно вручать? За верность присяге? Но сотрудники МВД и все военнослужащие и так должны быть верны присяге, по умолчанию. Скорее за достойное поведение, за совершение героических поступков во внеслужебное время.
Н.Ф. Медушевская, профессор кафедры философии Московского университета МВД России им. В.Я. Кико-тя, доктор юридических наук, доцент
Духовно-нравственный потенциал исихастской православной традиции и профессиональное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД
В настоящее время в России отмечается релятивизация абсолютных ценностей, падение нравственности, девальвация традиционных представлений о приоритете национальной культуры, что приводит к потере самоидентичности и непониманию векторов цивилизационного развития страны1. Обращение сотрудников правоохранительных органов к многовековой православной культуре с ее смысложизненными ориентирами с учетом положительного опыта других традиционных религиозных конфессий может служить совершенствованию правового сознания и патриотизма, стремлению к человекоразмерному правопониманию, преодолению антропологического кризиса, осмысленной личной позиции, нацеленной на достижение всеобщего блага2.
На формирование православной культуры огромное влияние оказал византийский исихазм с его аскетическим миропониманием, который проложил путь индивиду к освобождению от скованности страстями и низменными побуждениями, овладению навыками самоанализа и самонаблюдения, выработав установки, необходимые для контроля духовного мира человека. Нил Сорский, Максим Грек, Феодосий Косой, Вассиан Патрикеев, Матвей Башкин, Игнатий Брянчанинов, Паисий Величковский, Феофан Затворник и многие другие исихасты утверждали идею бескорыстной жизни, отказа от мирских соблазнов и материального благополучия, бесконечного самоусовершенствования. Они проповедовали идеалы духовности, противостоящие рационалистическому интеллектуализму Запада. Личностное обращение к Богу, безмолвная молитва, диалог с сакральным составили основу новой антропологии. Христианская аскеза основывается на упорных усилиях, направленных во внутренний мир индивида с целью выработать в нем стойкое воздержание, самоотверженность, мужественность, целомудрие плоти и духа, смиренность, умеренность вплоть до самоотречения, отказ от соблазнов вещного мира, сердечность. Чтобы возвыситься до успешной реализации этих целей, требовалось подвижничество, искренность помыслов, раскаяние и покаяние, без которых спасение оставалось только пустой надеждой3.
В соборном единении исихасты возвеличивают добро и правду, способствуя воспитанию в духе патриотизма. Идеи исихазма проникли в душу народную, превратились в архетипы коллективного бессознательного россиянина, созидающего свою культуру в духе братства и ответ-
1 Цивилизационный суверенитет России: проблемы и перспективы. М., 2016. URL: http://users4496447.socionet. ru/files/civil.pdf (дата обращения: 10.12.2016).
2 Общественное правовое сознание и отечественная философская традиция в контексте проблем духовного суверенитета России. М., 2016. URL: http://users4496447.socionet.ru/files/ops.pdf (дата обращения: 10.12.2016).
3 Медушевская Н.Ф. Интеллектуально-духовные основания российского права. М., 2011. С. 88—108.
310
Юридическая наука и практика
ственности. Целью человеческой жизни является обожение, то есть озарение человека Божественным светом, непосредственное богообщение, когда воля человека свободно сливается с Божественной волей. Но чтобы стать по-настоящему свободным, следует принять на себя груз ответственности за деяния, мысли и устремления. Человек наполняется Божественной энергией в испытании любовью к Богу и ближнему. Исихазм не нацеливает личность только на собственное спасение и достижение личного благополучия. Путем умного делания и открытия себя Богу в безмолвной молитве человек может подняться до нравственных высот в «симфонии» с Церквью и государством.
Идеи исихазма актуальны, прежде всего, благодаря проповеди бескорыстия, праведного образа жизни, чистоты, ответственности и направленности личности на духовное развитие, требующее личных усилий. Нил Сорский подчеркивал, что человек несвободный, зависимый от чужой воли и мнения, не умеющий отвечать за себя, свои помыслы и поступки, руководствующийся корыстью, завистью и духом стяжательства, материального благополучия, не испытывающий ответственность за содеянное, не может стать по-настоящему свободным, но смирение не означает подчинения чужой воле, поскольку мешает человеку осуществлять осознанный выбор между добром и злом.
Благодаря духовным традициям исихазма, слушатели и курсанты могут приобщаться к высшим ценностям справедливости, внутренней свободы, общего блага, бескорыстного служения1.
В.В. Неганов, старший преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат философских наук;
К.С. Щелоков, преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;
А.А. Васечко, преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук
Духовно-нравственное воспитание в контексте традиционных христианских ценностей как базовый критерий формирования положительного имиджа сотрудника полиции
Среди сфер профессиональной деятельности человека существуют такие, которые наделяются обществом повышенной социальной ответственностью. Врач, судья, учитель, священник, спасатель, сотрудник правоохранительных органов — что объединяет эти профессии? Почему практически любой изъян в деле каждого их представителя становится поводом для эмоциональной реакции общества? Их объединяет феномен «служения». Служение в метафизическом смысле, выходящем за рамки ситуативных явлений. Служение людям, обществу, государству, Богу2. С представителями этих профессий невозможно строить товарно-денежные отношения. Человек обращается к ним в момент своей незащищенности. Врачу мы доверяем свое здоровье, учителю — воспитание своего ребенка, от судьи мы ожидаем справедливости, от священника — святости, от военных — защиты от внешних врагов общества, а от полицейских — защиты от посягательств преступного мира. Повышенные требования общества связаны с тем, что оно наделяет представителей этих профессий доверием. Тем больнее переживается цинизм, безразличие, халатность, корыстность и другие пороки некоторых из них. Это воспринимается не столько в качестве личного проступка, сколько в качестве предательства идеалов, которым они призваны служить.
Вопрос о возможности и необходимости нравственного совершенствования человека на протяжении всей истории является одним из основополагающих3. Христианство полагает, что делание
1 Медушевская Н.Ф. Византийский исихазм в контексте правовой культуры России // Проблемы развития государства и права в современном российском обществе. Вып. V. Современная правовая жизнь: культурно-цивилизационный фактор. М., 2004. С. 45—56.
2 Общественное правовое сознание и отечественная философская традиция в контексте проблем духовного суверенитета России. М., 2016. URL: http://users4496447.socionet.ru/files/ops.pdf (дата обращения: 10.12.2016).
3 Неганов В.В. Проблема нравственного совершенствования в философской традиции каппадокийской школы // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Философские науки. 2012. № 2. С. 56.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 4 (40)
311