Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание в контексте традиционных христианских ценностей как базовый критерий формирования положительного имиджа сотрудника полиции'

Духовно-нравственное воспитание в контексте традиционных христианских ценностей как базовый критерий формирования положительного имиджа сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Неганов В.В., Щелоков К.С., Васечко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание в контексте традиционных христианских ценностей как базовый критерий формирования положительного имиджа сотрудника полиции»

ственности. Целью человеческой жизни является обожение, то есть озарение человека Божественным светом, непосредственное богообщение, когда воля человека свободно сливается с Божественной волей. Но чтобы стать по-настоящему свободным, следует принять на себя груз ответственности за деяния, мысли и устремления. Человек наполняется Божественной энергией в испытании любовью к Богу и ближнему. Исихазм не нацеливает личность только на собственное спасение и достижение личного благополучия. Путем умного делания и открытия себя Богу в безмолвной молитве человек может подняться до нравственных высот в «симфонии» с Церквью и государством.

Идеи исихазма актуальны, прежде всего, благодаря проповеди бескорыстия, праведного образа жизни, чистоты, ответственности и направленности личности на духовное развитие, требующее личных усилий. Нил Сорский подчеркивал, что человек несвободный, зависимый от чужой воли и мнения, не умеющий отвечать за себя, свои помыслы и поступки, руководствующийся корыстью, завистью и духом стяжательства, материального благополучия, не испытывающий ответственность за содеянное, не может стать по-настоящему свободным, но смирение не означает подчинения чужой воле, поскольку мешает человеку осуществлять осознанный выбор между добром и злом.

Благодаря духовным традициям исихазма, слушатели и курсанты могут приобщаться к высшим ценностям справедливости, внутренней свободы, общего блага, бескорыстного служения1.

В.В. Неганов, старший преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат философских наук;

К.С. Щелоков, преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

А.А. Васечко, преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

Духовно-нравственное воспитание в контексте традиционных христианских ценностей как базовый критерий формирования положительного имиджа сотрудника полиции

Среди сфер профессиональной деятельности человека существуют такие, которые наделяются обществом повышенной социальной ответственностью. Врач, судья, учитель, священник, спасатель, сотрудник правоохранительных органов — что объединяет эти профессии? Почему практически любой изъян в деле каждого их представителя становится поводом для эмоциональной реакции общества? Их объединяет феномен «служения». Служение в метафизическом смысле, выходящем за рамки ситуативных явлений. Служение людям, обществу, государству, Богу2. С представителями этих профессий невозможно строить товарно-денежные отношения. Человек обращается к ним в момент своей незащищенности. Врачу мы доверяем свое здоровье, учителю — воспитание своего ребенка, от судьи мы ожидаем справедливости, от священника — святости, от военных — защиты от внешних врагов общества, а от полицейских — защиты от посягательств преступного мира. Повышенные требования общества связаны с тем, что оно наделяет представителей этих профессий доверием. Тем больнее переживается цинизм, безразличие, халатность, корыстность и другие пороки некоторых из них. Это воспринимается не столько в качестве личного проступка, сколько в качестве предательства идеалов, которым они призваны служить.

Вопрос о возможности и необходимости нравственного совершенствования человека на протяжении всей истории является одним из основополагающих3. Христианство полагает, что делание

1 Медушевская Н.Ф. Византийский исихазм в контексте правовой культуры России // Проблемы развития государства и права в современном российском обществе. Вып. V. Современная правовая жизнь: культурно-цивилизационный фактор. М., 2004. С. 45—56.

2 Общественное правовое сознание и отечественная философская традиция в контексте проблем духовного суверенитета России. М., 2016. URL: http://users4496447.socionet.ru/files/ops.pdf (дата обращения: 10.12.2016).

3 Неганов В.В. Проблема нравственного совершенствования в философской традиции каппадокийской школы // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Философские науки. 2012. № 2. С. 56.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 4 (40)

311

созидательное, направленное к благу человека ради Бога, — есть прославление Бога, и служение Богу является подвижничеством. Служение Добру есть противостояние злу. Всякий, разделяющий христианские ценности, уподобляется воину, противостоящему злу. Война эта не закончится, пока зло не истребится. И сотрудник правоохранительных органов призван искоренять зло.

Проблема формирования положительного имиджа актуальна для всех видов служения: врачей, учителей, священнослужителей, сотрудников ОВД. Сотрудник полиции — это «лицо власти», но и ему без определенной подготовки злу противостоять трудно1. Закон, не основанный на духовно-нравственных ценностях, душа человека не принимает инстинктивно, интуитивно отвергая ей противное2. Наделенный свободной волей человек всегда самостоятельно делает свой выбор в пользу зла или добра. Именно «совместная направленность интеллекта и воли»3 является основой духовного выбора.

Насаждаемому повсеместно примату самости, не только определяющей систему допустимого для себя, но зачастую навязывающей это «допустимое» другим4, противостоят традиционные ценности, только благодаря которым возможно существование законодательства, защищающего человека. И важно, чтобы принимающий присягу опирался на такие ценности, что позволит изменить нравственное состояние не только в правоохранительных органах, но и всем обществе. Тогда проблема «имиджа» сотрудника будет решена по существу, потому что главное — не казаться кем-то, а быть, в том числе, быть нравственно зрелым профессионалом, не наносящим зла, не дискредитирующим власть, а стоящим на страже интересов человека.

А.М. Хамидулин, магистр богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии

Потенциал православия в нравственном воспитании гражданина

Границы рождают мою самость. Если моя свобода не сталкивается ни с какими границами, я превращаюсь в ничто. Благодаря ограничениям, я вытаскиваю себя из забвения и привожу в существование.

Карл Ясперс

В СССР кроме запретительных предписаний (таких как, например, Уголовный кодекс) существовали также и предписания положительные, ориентирующие жизненную позицию гражданина, имеется в виду Моральный кодекс строителя коммунизма. Что же может сегодня предложить в качестве положительной программы нравственности православие?

В любой религии можно выделить специфическую иерархию религиозных ценностей, в которой самый высокий уровень занимает мистический опыт, на втором месте идет религиозная практика большинства активных верующих, на третьем месте сфера религиозной морали. Именно последняя ступень морали, часто воспринимающаяся, не специфически религиозно, но общекультурно, является приемлемой для большинства граждан.

Следует помнить, что только при наличии у человека свободы возможен выбор между добром и злом, и поэтому без постулирования свободы нет смысла в рассуждениях о нравственном выборе. Такие понятия, как «этика», «мораль», «нравственность» представляют собой, хотя и разные по происхождению, но по смыслу синонимичные термины, однако после Г.В.Ф. Гегеля принято разводить мораль как внешнее требование по отношению к поведению индивида и нравственность как внутреннюю поведенческую установку человека.

Таким внутренним ориентиром и проявлением естественного нравственного закона является совесть. Замечательно, когда человек руководствуется «голосом совести», не забывает его и не пропускает мимо своего внутреннего слуха его советы, однако человек не подчиняется совести

1 Стрелкова Н.В., Грядовой Д.И. Комплексное воспитание кадров правоохранительных органов (организационно-управленческие вопросы) // Философские исследования и современность. Вып. 5. М., 2016. С. 144—155.

2 Васечко А.А. Некоторые вопросы взаимодействия правовой культуры и правовой системы // Философские исследования и современность. Вып. 2. М., 2013. С. 30—41.

3 Байдакова М.Ю. Проблема воли в христианской антропологии // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Философские науки. 2008. № 1. С. 7.

4 Щелоков К.С. Человек — это многомерная система // Психология и психотехника. 2016. № 5. С. 420—426.

312

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.