Научная статья на тему 'Философские основания взаимодействия РПЦ и ОВД по формированию стратегии воспитательной работы'

Философские основания взаимодействия РПЦ и ОВД по формированию стратегии воспитательной работы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Золкин А. Л., Галанина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философские основания взаимодействия РПЦ и ОВД по формированию стратегии воспитательной работы»

вым нормам общежития», однако сумел «построить величайшую в мире Державу», выступающую стабилизатором евразийского геополитического пространства и «создать богатейшую культуру»1.

В этой связи следует подчеркнуть незаменимость изучения отечественной религиозно-философской мысли и духовного наследия традиционных конфессий как идейной базы в формировании профессиональных ценностных установок сотрудников ОВД России. В сфере духовно-нравственного воспитания молодого поколения (тем более воспитания правового и морального сознания курсантов и формирования положительного образа сотрудника отечественной правоохранительной системы), в условиях противоречий секулярной эпохи2, взаимодействие с традиционными конфессиями необходимо во имя сохранения цивилизационного суверенитета России3 и противостояния агрессивной медийной обработке постмодернистской культурой Запада4, требующей растворения цивилизационной идентичности и признания национального сознания — в том числе правового — «отсталым» и «деформированным» (что означало бы победу мифа о «русском нигилизме» как инструмента информационной войны против России5. И единственной реальной альтернативой может служить верность национальной традиции6.

А.Л. Золкин, профессор кафедры философии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, доктор философских наук, доцент;

Н.В. Галанина, доцент кафедры философии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат философских наук

Философские основания взаимодействия РПЦ и ОВД по формированию стратегии воспитательной работы

Русская православная церковь (РПЦ) уже давно выступила с инициативой сотрудничества Церкви, Вооруженных сил и органов правопорядка в деле морально-нравственного и патриотического воспитания. Всестороннему сотрудничеству подчинена деятельность созданного в 1995 году отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. С тех пор подобные инициативы стали носить регулярный характер. Накопленный опыт был обобщен в утвержденной приказом министра внутренних дел от 1 января 2009 года № 1 Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы МВД со СМИ, религиозными и иными общественными объединениями на 2009—2014 годы. Поставленные задачи осуществляются посредством взаимодействия в реализации общественно значимых программ, предупреждения социальной, религиозной и межнациональной напряженности.

Дискуссия по проблеме места религии в современной жизни в последнее время заметно активизировались как в связи с инициативами РПЦ, так и в связи с ростом религиозности среди населения и заинтересованностью государственной власти в союзе с Церковью в решении вопросов культурной политики7. Однако недоверие к социальным институтам, порожденное кризисным характером развития общества, существенно усложняет проведение воспитательной работы. В стабильном обществе воспитание является составной частью процесса социализации индивида, который, усваивая общепринятые нормы, достигает тем самым состояния социальной зрело-

1 См.: Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (Снычев И.М.). Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб., 2001. С. 394—395.

2 Чистякова О.В. Общество и религия в секулярную эпоху: теоретические подходы и эмпирическое взаимодействие // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. 2016. № 2. С. 43—51.

3 Цивилизационный суверенитет России: проблемы и перспективы. М., 2016. URL: http://users4496447.socionet. ru/files/civil.pdf (дата обращения: 10.12.2016).

4 Chistyakova O. Philosophical-Anthropological Meanings of Postmodernism: «Mediatizing» Human // Proceedings of the 2016 International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2016). Paris, 2016. P. 637—642. URL: https://doi.org/10.2991/ICCESSH-16.2016.159 (WOS:000384459400159).

5 Марченя П.П. Правовой нигилизм в России: мифы и реалии // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 28—31.

6 Парилов О.В., Треушников И.А., Ротанова М.Б. Утверждение черт постмодерна в современном российском государстве // Успехи современной науки и образования: в 2 т. 2017. № 1. Т. 2. С. 21—24.

7 Общественное правовое сознание и отечественная философская традиция в контексте проблем духовного суверенитета России. М., 2016. URL: http://users4496447.socionet.ru/files/ops.pdf (дата обращения: 10.12.2016).

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 4 (40)

305

сти. В кризисном же обществе процессы социализации затруднены, и, как следствие, заметной становится тенденция «бегства» в частную жизнь1. Сегодня ситуация существенно изменилась благодаря патриотическому подъему, вызванному во многом последовательным отстаиванием суверенитета России2. Этот факт предоставляет шанс для более глубокого осмысления стратегии воспитательной работы в рамках системы МВД, поскольку от ее сотрудников требуется не только высокий профессионализм, но и устойчивые морально-нравственные качества.

Если процесс воспитания в XX веке был детерминирован формированием научной картины мира и лояльности к имеющимся социальным институтам, а в кризисные периоды принятием альтернативных социальных моделей, опирающихся на совокупность абстрактно понятых идеалов, претендовавших на статус научных истин3, то в настоящее время воспитательная работа получает иное ценностное основание. Им является перспективное видение развития России в единстве ее прошлого, настоящего и будущего, в контексте фундаментальных ценностей ее цивилизации, ее многовековой духовной традиции, во многом сформированной православием и другими традиционными конфессиями4.

С.Л. Ивашевский, профессор кафедры философии Нижегородской академии МВД России, доктор философских наук, профессор

Религиозная культура и профессиональное образование

Современное профессиональное образование, преимущественно, опирается на научное мировоззрение и направлено на освоение учащимися масштабного комплекса научных знаний. Наука является универсальным достижением мировой цивилизации, определяющим динамику общественного развития, в том числе в духовно-нравственной области. И если вполне очевиден факт определяющей роли научного знания в процессе обучения профессии, то достаточно проблематично уловить воспитательный потенциал научного знания, взятого как самодостаточный феномен. Духовно-нравственная сторона научного знания может раскрыться для обучающего только при насыщении определенным ценностным смыслом, имеющим укорененность в национальной культуре конкретного общества.

Само по себе научное знание универсально, оно ориентируемо на достижение истины, которая по природе своей объективна. Механическая передача знаний в процессе профессиональной подготовки во многом опустошает их, не определяя личностный смысл и значимость для обучающихся. В этой связи, если общество заинтересовано в формировании цельной, духовно развитой личности, способной к нравственному освоению мира с помощью науки, актуализируется в процессе образования роль тех элементов национальной культуры, которые способны наделить научное знание национально-культурным смыслом. Такую роль в российском образовании может сыграть православная культура. Ее позитивная миссия не допускает навязывание и давление на устоявшиеся традиции, цели и ценности светского образования, а предполагает гармоничное с ними взаимодействие, в качестве хранителя основ русской национальной культуры, ценности и смыслы которой должны наполнять научную подготовку будущих профессионалов, граждан страны.

На эту способность религиозной культуры обратил внимание еще А.С. Хомяков. Он утверждал, что российское просвещение не аналогично европейскому и опирается не на рационализацию мышления и жизни, а на духовные основания культуры, берущей свои истоки в православии. «Наука, — писал А.С. Хомяков, — должна расширять область человеческого знания, обогащать его данными и выводами, но она должна помнить, что ей самой приходится многому и многому учиться у жизни. Без жизни она так же скудна, как жизнь без нее, может быть, еще скуднее»5. Наука и ре-

1 Кризис как фактор социального развития. М., 2016. URL: http://users4496447.socionet.ru/files/crisis.pdf (дата обращения: 10.12.2016).

2 См.: Золкин А.Л. Цивилизационный суверенитет России как философская проблема // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 24—27; Треушников И.А. Смысл истории: государство и церковь в философии всеединства // Вестник Нижегородской правовой академии. 2015. № 6 (6). С. 46—47.

3 Галанина Н.В. Понимание детерминации в философском анализе // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 21—23.

4 Цивилизационный суверенитет России: проблемы и перспективы. М., 2016. URL: http://users4496447.socionet. ru/files/civil.pdf (дата обращения: 10.12.2016).

5 Цит. по: Антология мировой философии: в 4 т. М., 1972. Т. 4. С. 119.

306

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.