Научная статья на тему 'Подвиг Магомеда Нурбагандова в медийном освещении и его значение'

Подвиг Магомеда Нурбагандова в медийном освещении и его значение Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
298
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дорофеев Ф.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подвиг Магомеда Нурбагандова в медийном освещении и его значение»

Ф.А. Дорофеев, доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, кандидат исторических наук

Подвиг Магомеда Нурбагандова в медийном освещении и его значение

Подвиг Магомеда Нурбагандова, о котором сейчас уже многие знают, как-то незаметно вошел в нашу жизнь, делая ее лучше и чище.

Первый раз о герое я узнал, находясь на дежурстве в информационном агентстве «Красная весна» 12 сентября 2016 года. Небольшая заметка на сайте «ЦентрАзия» сразу привлекла мое внимание, и я, переписав ее, незамедлительно дал новость в ленту1. Суть ее состояла в том, что в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий по поимке боевиков несколько из них были ликвидированы, двое — задержаны. При осмотре тел уничтоженных боевиков был найден телефонный аппарат, на который велась цифровая видеосъемка. На мутном ролике, снятом боевиками, ничего толком было не разглядеть, но что-то цепляло. Как раз в это же время позвонил мой товарищ из органов, часто бывающий на Кавказе, и я рассказал ему о новом герое. Он отреагировал быстро, добавив подробностей, которых не было в источнике новости, то есть боевые товарищи уже знали о ликвидации банды, убившей Магомеда, и обсуждали детали.

Было ясно, что под угрозой смерти взятый в плен молодой сотрудник полиции не согласился призвать на камеру своих сослуживцев уйти с правоохранительной работы, а, напротив, говорит: «Работайте, братья!». Вроде бы в этой фразе нет ничего особенного, но она стала знаковой. Как стала знаковой фраза Гагарина «Поехали!», также сказанная в свое время без ложного пафоса и от души. Слова Армстронга, ступившего на Луну, «Маленький шаг для меня и большой шаг для всего человечества» не стали такими же, может быть, и потому, что были написаны и срежиссированы заранее.

Уже 21 сентября лейтенанту полиции Магомеду Нурбагандову Указом Президента РФ № 486 было посмертно присвоено звание Героя России2. Опять же на первый взгляд — несоразмерно. Ну, Орден Мужества, еще что-либо подобное. А тут — герой. Но справедливо! За эти дни лейтенант (как и Гагарин) стал уже народным героем. Сразу в нескольких регионах России прошли акции памяти Магомеда Нурбагандова. Во многих из них принимала участие молодежь. Мужество и стойкость дагестанского полицейского всколыхнули российский интернет, показав, что далеко не все российское общество погрязло в безразличии, и оно еще способно отличить подлинный героизм от тех стандартов, которые ему навязывает потребительский образ жизни. К 27 сентября акции шли уже во многих городах России. В Краснодаре жители даже брали отгулы, чтобы прийти на площадь, где проходила акция. Опять же, это напоминает 1960-е, когда под лозунгом «Космос — наш» выходили поделиться чувствами прямо в рабочий день. Не остались в стороне и СМИ: практически по всем телеканалам, включая центральные, прошли сюжеты о Магомеде. Широко был показан сюжет о встрече Президента РФ с родителями героя. На этой встрече Владимир Путин назвал погибшего «настоящим героем, настоящим мужчиной, который под угрозой смерти остался верен присяге, долгу и своему народу».

Итогом и кульминацией гражданского чувства, пожалуй, стала народная акция «Работаем, брат». Узнал я о ней не из СМИ, а выйдя с лекции и увидев припаркованный у тротуара УАЗик полиции с круглой наклейкой на борту. Под узнаваемым портретом Нурбагандова была надпись «Работаем, брат». Пробило основательно. А затем я уже прочитал, что так поступают многие полицейские, и даже в Соединенных Штатах. Так, 8 октября 2016 года акцию «Работайте, братья!» поддержал нью-йоркский полицейский Крэйг Поттер. Офицер американской полиции пояснил, что восхищен поступком Магомеда Нурбагандова, о котором узнал из СМИ. «Поступок Магомеда не имеет границ — независимо от того, в какой стране мы находимся, нас сплачивает наше братство, борьба с единым врагом. Храбрость Магомеда является источником вдохновения для всех полицейских мира», — написал нью-йоркский полицейский на своей странице в соцсети.

Подводя итоги, огласим выводы, к каким важно прийти.

1 Мужество дагестанского офицера // Красная весна. 2016. 12 сентября. URL: http://rossaprimavera.ru/ muzhestvo-dagestanskogo-oficera (дата обращения: 10.10.2016).

2 Лейтенанту полиции Магомеду Нурбагандову присвоено звание Героя России посмертно. URL: http:// rossaprimavera.ru/leytenantu-policii-magomedu-nurbagandovu-prisvoeno-zvanie-geroya-rossii-posmertno (дата обращения: 10.10.2016).

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 4 (40)

309

Медийность процесса. И успешность его. Здесь надо учиться. Впервые Россия побеждает информационным оружием. Образование помогает нам выстоять и победить. А боевики повели себя как обезьяна с гранатой. Фактически итогом их деятельности стало, то что называется сейчас «выстрелили себе в ногу».

Интернационализм и соединение народов России, преодоление «кавказофобии».

Взаимодействие народа и полиции. После многих лет претензий к полиции, какого-то отторжения, общество начинает понимать важность и необходимость взаимодействия. Как в Италии. Когда общество и полиция едины — приходит успех. Масса терактов предотвращена благодаря бдительности людей и самоотверженным действиям правоохранителей.

Необходимо входить в прорыв, развивать успех.

Как? Например, сейчас, по некоторым сведениям, учреждена Всероссийская премия «Работайте, братья!» имени М. Нурбагандова. Не совсем ясно, кем и за что она будет вручаться? Я бы пошел дальше: учредил медаль Нурбагандова. Но надо продумать ее статус. За что ее можно вручать? За верность присяге? Но сотрудники МВД и все военнослужащие и так должны быть верны присяге, по умолчанию. Скорее за достойное поведение, за совершение героических поступков во внеслужебное время.

Н.Ф. Медушевская, профессор кафедры философии Московского университета МВД России им. В.Я. Кико-тя, доктор юридических наук, доцент

Духовно-нравственный потенциал исихастской православной традиции и профессиональное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД

В настоящее время в России отмечается релятивизация абсолютных ценностей, падение нравственности, девальвация традиционных представлений о приоритете национальной культуры, что приводит к потере самоидентичности и непониманию векторов цивилизационного развития страны1. Обращение сотрудников правоохранительных органов к многовековой православной культуре с ее смысложизненными ориентирами с учетом положительного опыта других традиционных религиозных конфессий может служить совершенствованию правового сознания и патриотизма, стремлению к человекоразмерному правопониманию, преодолению антропологического кризиса, осмысленной личной позиции, нацеленной на достижение всеобщего блага2.

На формирование православной культуры огромное влияние оказал византийский исихазм с его аскетическим миропониманием, который проложил путь индивиду к освобождению от скованности страстями и низменными побуждениями, овладению навыками самоанализа и самонаблюдения, выработав установки, необходимые для контроля духовного мира человека. Нил Сорский, Максим Грек, Феодосий Косой, Вассиан Патрикеев, Матвей Башкин, Игнатий Брянчанинов, Паисий Величковский, Феофан Затворник и многие другие исихасты утверждали идею бескорыстной жизни, отказа от мирских соблазнов и материального благополучия, бесконечного самоусовершенствования. Они проповедовали идеалы духовности, противостоящие рационалистическому интеллектуализму Запада. Личностное обращение к Богу, безмолвная молитва, диалог с сакральным составили основу новой антропологии. Христианская аскеза основывается на упорных усилиях, направленных во внутренний мир индивида с целью выработать в нем стойкое воздержание, самоотверженность, мужественность, целомудрие плоти и духа, смиренность, умеренность вплоть до самоотречения, отказ от соблазнов вещного мира, сердечность. Чтобы возвыситься до успешной реализации этих целей, требовалось подвижничество, искренность помыслов, раскаяние и покаяние, без которых спасение оставалось только пустой надеждой3.

В соборном единении исихасты возвеличивают добро и правду, способствуя воспитанию в духе патриотизма. Идеи исихазма проникли в душу народную, превратились в архетипы коллективного бессознательного россиянина, созидающего свою культуру в духе братства и ответ-

1 Цивилизационный суверенитет России: проблемы и перспективы. М., 2016. URL: http://users4496447.socionet. ru/files/civil.pdf (дата обращения: 10.12.2016).

2 Общественное правовое сознание и отечественная философская традиция в контексте проблем духовного суверенитета России. М., 2016. URL: http://users4496447.socionet.ru/files/ops.pdf (дата обращения: 10.12.2016).

3 Медушевская Н.Ф. Интеллектуально-духовные основания российского права. М., 2011. С. 88—108.

310

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.