РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ ПОЭТ XIX в. ИЕРОМОНАХ ВИКТОР МИНЕРВИН: БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
М.О. Кочетова
Статья посвящена исследованию жизненного и творческого пути русского духовного поэта XIX в. иеромонаха Виктора Минервина, творчество которого долгое время находилось в забвении. Привлечение значительного количества архивных документов позволило пролить свет на личность и творчество незаурядного русского поэта, человека энциклопедических знаний, автора уникального памятника русской литературы - стихотворных Миней Четьих, а также множества иных, не менее выдающихся произведений, таких, как «Псалтирь в стихах», «Священная история в стихах», поэм «Александр Благословенный», «Сотворение мира», «Потерянный рай» и ряда других сочинений.
Ключевые слова: русская литература XIX в., история русской литературы, русская духовная поэзия, стихотворные переложения псалмов, стихотворные Минеи Четьи.
Девятнадцатый век - время расцвета русской литературы, ее «золотой век». Помимо прославленных классиков, чьи произведения вошли в сокровищницу мировой литературы, существуют имена, которые до сих пор неизвестны широкой научной общественности. Одно из них - имя русского духовного поэта второй половины XIX в. иеромонаха Виктора Минервина. Отметим основные этапы жизненного и творческого пути поэта и писателя, внесшего свой вклад в развитие русской духовной лирики и богословской мысли.
Иеромонах Виктор Минервин (мирское имя - священник Василий Федорович Минервин), 1801 г.р., происходил из духовного сословия. Будучи сыном диакона, он с юных лет готовил себя к духовной карьере. Окончив Владимирскую духовную семинарию, он в 1824 г. был назначен священником Благовещенского собора г. Гороховца, где и продолжал свое служение в течение 8 лет [1]. В 1828 и 1829 гг. священник Василий - преподаватель городского приходского училища, удостоившийся архипастырской признательности и награжденный набедренником за «успешное прохождение должности учителя приходскаго градскаго училища». Овдовев, он в 1838 г. принимает постриг в Переслав-ском Троице-Даниловом монастыре с наречением имени Виктор и одновременно становится учителем 2 класса Переславского духовного приходского училища [2]. Видимо, тогда же он начинает заниматься литературной деятельностью. Однако его произведениям была уготована нелегкая судьба.
В мае 1840 г. иеромонах Виктор представляет обер-прокурору Св. Синода графу
Н.А. Протасову «Практическую геометрию», но тот, отрицая ее научную ценность, возвращает автору через правление Владимирской духовной семинарии. Несмотря на отказ, иеромонах Виктор в 1842 г. вторично направляет исправленный вариант «Геометрии» в Конференцию Санкт-Петербургской духовной академии, которая, однако, также не нашла возможность использовать ее как учебное пособие [3].
В 1841 и повторно в 1842 гг. Минервин представляет на рассмотрение через Духовное учебное управление в Конференцию Санкт-Петербургской духовной академии свои работы «Сокращение догматического богословия», «Философию» и «Поучительные слова» с целью получения академической степени. Конференция перенаправила вышеупомянутые произведения в Конференцию Московской духовной академии. Последняя признала их неудовлетворительными и возвратила автору.
9 марта 1842 г. иеромонах Виктор представил свои вышеназванные труды на «благоусмотрение» митрополита московского Филарета (Дроздова) с пояснением, что он недоволен решением академической Конференции относительно данных сочинений. Последовавшая от митрополита Филарета резолюция предписывала иеромонаху Виктору воздерживаться от «порывов предосудительного любочестия» [4].
25 сентября 1844 г. Святейший Синод возвращает Виктору Минервину сочиненную им басню «Орел и ястреб», посвященную
наследнику цесаревичу Александру II [5], обязав автора подпиской не подносить высокопоставленным особам свои сочинения.
По случаю открывшейся в Переславских духовных училищах вакансии смотрителя, иеромонах Виктор просит определить его на эту должность. Проверка переславских духовных училищ показала, что: «ученики 2-го класса, занимаемые иеромонахом Виктором, при испытании оказались достаточно наставленными в Русской грамматике, Кратком Катехизисе и Священной истории, но в Арифметике и Нотном пении недостаточно, а равно и чистописание в классе не совершенствуется» [6]. Правление семинарии постановило уволить Минервина, причем в выдаче свидетельства о работе учителем ему было отказано по причине того, что он «...утруждал многих знатных особ посвящением своих сочинений [7].
В 1844 г. указом Св. Синода от 23 ноября иеромонах Виктор согласно собственному прошению переводится из Переславского Троице-Данилова монастыря в Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Послужной список иеромонаха Виктора этого же года характеризует его как человека нрава «доброго, чреду священнослужений исполняющего без опущений» [8]. Именно здесь Минервин задумал написать один из своих главных трудов - «Жит1я святыхъ, сокращенно въ стихотворенш описанныя за весь годъ въ двухъ частяхъ» - и создал первую редакцию этого памятника.
В 1847 г. иеромонах Виктор подал в Конференцию Московской духовной академии на соискание ученой степени магистра богословия поэму «Потерянный и возвращенный рай», «Поучительные слова» и «Сокращенное последование о старообрядцах». Конференция определила: «. не подвергнувшись устному испытанию в предметах Академическаго учения, за сочинения он не может быть удостоен ученой степени.» [9].
Провинциальным священникам в XIX в. приходилось, кроме исполнения своих прямых обязанностей, как-то: совершение богослужений, отправление треб, обучение детей, - оказывать прихожанам и медицинскую помощь. Зачастую священник оказывался единственным грамотным человеком в том или ином населенном пункте. Иеромонах Виктор обобщил свой фельдшерский опыт в опусе
«Простонародный лечебник», в котором в алфавитном порядке описаны 54 болезни и способы их лечения. Медицинский факультет Московского государственного университета, рассматривавший рукопись, заключил, что это произведение неверно объясняет сущность болезней, и возвратил рукопись автору [10].
В письме архимандриту Поликарпу от Духовно-учебного управления при Святейшем Синоде от 24 ноября 1852 г. говорится о возвращении иеромонаху Виктору «конкурсных материалов, представленных в 1849 г. под названием: «простонародный лечебник, или практическое руководство к лечению болезней простыми домашними средствами, с допущением некоторых аптечных, сельским священникам для врачевания прихожан посвященный, по руководству древних врачей и новейших докторов медицины составленный I. В. М. 1848 г.».
Однако сам иеромонах Виктор в письме в Синод от 9 июня 1864 г. сообщает, что «Простонародный лечебник мною с помо-щию Московскаго книгопродавца Минухина уже отпечатан» [11].
25 июня 1848 г. Минервин пытается поднести императору Николаю I через обер-прокурора Священного Синода графа Н.А. Протасова сочиненную им эпическую поэму «Александр Благословенный». Н.А. Протасов передал этот опус управляющему Министерством народного просвещения С.С. Уварову. Последний препроводил ее к директору Главного педагогического института действительному статскому советнику И.И. Давыдову, который дал следующий отзыв на это сочинение: «Эта эпическая поэма представляет повествование слишком знакомых каждому русскому событий.» [12]. Впрочем, позднее Цензурный комитет одобрил эту поэму к печати [13]. Этому труду иеромонах Виктор предпослал следующее посвящение:
«Ваше императорское Величество! Августейший монарх! В любви к Тебе быв обращенный, / Тебе свой труд принесть посмел, / В россиянах чтоб плоды имел; / Не древня-го вождя Лизандра, / Воспел царя я Александра, / Кой храбростью всех удивил, / Известна вся о сем Европа, / Вещает песнь в том Каллиопа, / Как Бог Его благословил!» [14].
5 ноября 1852 г. Московская синодальная контора посылает в Спасо-Яковлевский
монастырь указ следующего содержания: «.внушить ему [Виктору Минервину. -М. Л".], что монашествующему надлежит найти для себя более сообразное с его званием и полезное занятие, нежели сочинение и исправление Поэмы» [15].
В 1854 г. Вязниковское духовное правление начинает расследование относительно опеки имущества Виктора Минервина: иеромонаха пристрастно допрашивают о том, в каком виде поступил в опекунское управление его дом в Гороховце, во сколько он был оценен; требует отчета об имуществе.
Иеромонах Виктор вкратце упомянул о своих злоключениях во «всенижайшем представлении» в Святейший Синод: «.со стороны противной я находил большия препятствия; . подвергался . гонению настоятелей, что будто я занимаюсь не приличным себе делом; но повинуясь паче Богу, нежели человеку, побеждая козни вражии, я привел . сочинения по моим силам в возможное совершенство во славу Божию и в честь Его святых угодников .» [16].
18 января 1855 г. в Московскую Синодальную контору от архимандрита Поликарпа поступает донесение с просьбой о переводе иеромонаха Виктора из Спасо-Яковлев-ского монастыря «по причине его страсти к сочинительству и стремлению к известности, несовместимых с монашескими добродетелями»; «. покорнейше просим, не благово-лено ли будет для пресечения дальнейших затруднений и неприятностей и для успокоения Братства нашего удалить его из здешней обители» [17].
Указом из Московской Синодальной конторы от 25 января 1855 г. иеромонах Виктор «за ослушание начальству, требовавшему от него не утруждать Высочайших особ представлением своих сочинений» [18] переводится из Спасо-Яковлевского монастыря во Владимирскую епархию [19].
Николо-Шартомский мужской монастырь, известный с 1425 г. и расположенный в восьми верстах от Шуи, в XIX в. переживал далеко не лучшие времена. Отнесенный к третьему классу, «малый и бедный» [20], он являлся рядовой обителью Владимирской епархии. Сюда, на «больничную вакансию» [21], с годовым окладом жалованья в тридцать рублей, и был направлен в 1855 г. иеромонах Виктор.
Здесь Минервин «сверх чаяния» нашел «больше спокойствия» и возможностей для занятия литературной деятельностью. Он создает новую редакцию «Простонародного Лечебника» (1859 г.), «Исторический учебник о царстве Польском для западных губерний Российской империи» (1868 г.), «Священную Историю Ветхого и Нового Завета и Разные Духовные Стихотворения» (1869 г.), «Псалтирь Святого Пророка и Царя Давида» (1869 г.).
Однако, несмотря на отсутствие открытых гонений со стороны монастырских властей, Виктор Минервин не нашел в Николо-Шартомском монастыре и столь необходимой ему поддержки. Начальство обители предоставило общение с неординарным автором епархиальному и высшему церковному начальству.
Пребывая в Николо-Шартомском монастыре, иеромонах Виктор строил, видимо, и карьерные планы. Согласно Указу Синода от 5 сентября 1859 г.а, он подавал прошение на имя обер-прокурора относительно определения себя настоятелем в Муромский Спасский монастырь с возведением в сан архимандрита. Это прошение, как и следовало ожидать, было оставлено без удовлетворения, более того, Духовная консистория не разрешила Минервину отправиться на два месяца на богомолье в Ростов.
В 1860 г. Виктор Минервин подавал прошение об увольнении его в СвятоТроицкую Сергиеву Лавру и г. Ростов для поклонения святым угодникам сроком на два месяца. Духовная Консистория разрешила ему уволиться только в Троицкую Лавру.
Церковное начальство не ограничивалось предупреждениями; в адрес стихотворца поступали и угрозы. Указ Владимирской Духовной Консистории от 21 мая 1860 г. гласит: «.как иеромонах Виктор уже был обязан подпискою, чтобы не утруждать высшее начальство своими неуместными прошениями, но при всем том от этого не удерживается и только // беспокоит начальство, то обязать его в <.> последний раз подпискою в том же с тем, что если и за тем будет беспокоить начальство домогательством степени магистра, в чем ему уже было отказано, то епархиальное начальство примет строгие меры к удержанию его от немыслимых требований» [22].
В 1863 г. Минервин представил в Св. Синод на рассмотрение 2-ю редакцию стихотворных Миней Четьих. Синод, не рассматривая это произведение, передал его во Владимирскую Духовную Консисторию, которая была намерена возвратить их автору, «.но ... епископ Иустин, <...> удержал оные по своей деспотической власти с угрозами заточить [Минервина. - М. А-.] в Спасскую крепость» [23].
Из Указа Владимирской духовной консистории от 14 марта 1867 г. следует, что иеромонах Виктор обращался к обер-прокурору Св. Синода с просьбой о поднесении императору своего сочинения «Героические поэмы Александр Благословенный, Николай I и Александр II», а также о награждении его наперсным крестом и о назначении пенсии. Эти притязания были отвергнуты.
23 апреля 1868 года, отсылая в ДуховноУчебный комитет Св. Синода 3-ю редакцию своего сочинения «Стихотворные Минеи Четьи», иеромонах Виктор во вступительном слове обосновывает свои претензии на занятие литературной деятельностью и представляет некоторые небезынтересные факты своей биографии: «. Употребляя свободные
часы от должности <. >, я сократил Четьи-Минеи, которые суть исполинский труд святого Димитрия, Ростовского чудотворца, и жития святых угодников Божиих за весь год описал // стихами сокращенно; побудительная причина к сему сочинению была та, что когда я был в городе Гороховце 14 лет соборным священником и приходским учите -лем, то предлагал некоторым своим почтенным прихожанам заниматься для душевного назидания чтением Четьих-Миней, то многие из них отзывались неимением столь больших и дорогих книг, а другие даже неумением читать славянской печати. Итак, дабы сделать доступными для многих, ищущих душевного спасения, я сократил сии Четь-Минеи, и для приятного чтения изобразил стихами» [24]. Автор уверен, что «сии сочинения должны быть известны свету, почему при всей своей старости и болезни глаз и недостаточному своему состоянию, побеждая козни вражии, . переписал слабой своей рукой сии сочинения» [25].
16 мая 1869 г. Виктор Минервин окончил редактирование своей рукописи «Священная Историю Ветхого и Нового Завета и
Разные Духовные Стихотворения». Во вступительном слове он отмечал: «. в случае моей кончины по старости лет моих, если буду удостоен какой-либо премии, то и прошу выдать оную той же [Владимирской. -М. К.] губернии Юрьевской округи зятю моему села Варварина священнику Ивану Кал-листову» [26].
1 декабря 1870 г. иеромонах Виктор представил на конкурс в Учебный комитет Святейшего Синода стихотворную «Священную Историю» и «Псалтирь, переложенный в стихи». Это последнее известное свидетельство о монахе-писателе. В наиболее ранней из сохранившихся ведомостей о братии Ни-коло-Шартомского монастыря, относящейся к 1877 г., его имя уже не упоминается [27].
Несмотря на сложную судьбу русского поэта-инока и его творений, он, несомненно, предстает перед нами человеком энциклопедических знаний и обширных литературных интересов. Его творчество явилось важной вехой на пути развития русской духовной литературы Нового времени и стало отражением индивидуального подхода к духовной поэзии.
1. Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль (далее ГМЗРК). Ф. 289. Оп. 13. Д. 141. Л. 287об.-288.
2. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 141. Л. 287об.-288.
3. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 144. Л. 313.
4. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 144. Л. 314.
5. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 141. Л. 288.
6. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 144. Л. 315-316.
7. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 144. Л. 316об.-317об.
8. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 141. Л. 288.
9. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 161. Л. 100.
10. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 152. Л. 39-40.
11. Владимирская областная универсальная научная библиотека им. Горького (далее ВОУНБ). Ф. 18. № 20. л. 1об.
12. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 160. Л. 222-223.
13. ГМЗРК. Р-810. Л. 1об.
14. ГМЗРК. Р-810. Л. 2.
15. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 179. Л. 246.
16. ВОУНБ. Ф. 18. № 20. Л. 2.
17. ГМЗРК. Р-990. л. 4-4об.
18. ГМЗРК. Ф. Р-990. л. 30.
19. ГМЗРК. Р-990. л. 30-30об.
20. Государственный архив Ивановской области (далее ГАИО). Ф. 22. Оп. 1. Д. 103. Л. 2об.
21. Там же.
22. ГАИО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 69. Л. 360-360об.
23. ГАИО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 103. Л. 2об.
24. ГАИО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 103. Л. 1-2.
25. Там же.
26. ГАИО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 104. Л. 1.
27. Иванов Ю.А. Под «девизом И. В. М.» - монах-стихотворец Виктор Минервин // История в лицах: выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. Ковров, 2004. Рождественский сборник. Вып. XI. С. 48.
Поступила в редакцию 4.i2.2007 г.
Kochetova M.O. Russian spiritual poet of the 19th century monk Victor Minervin: biography and creativity. This article is dedicated to investigation of life and creativity of Russian spiritual poet of the 19th century monk Victor Minervin. His creation has been forgotten for a long time. Due to numerous archive documents we can learn about his personality and creativity. He was a very erudite and outstanding man and author of a unique Russian literary monument - poetical Minei Chetii and of many other remarkable literary works: poetical «Psalter in Verse», «Sacred History in Verse», poems «World Creation», «Paradise Lost», «Alexander the Blessed» and others.
Key words: Russian literature of the 19th century, history of the Russian literature, Russian spiritual poetry, verification of psalms, poetical Minei Chetii.
ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Г.И. УСПЕНСКОГО
Е.Г. Чеботарева
Статья посвящена рассмотрению фольклорно-этнографических элементов в художественной системе произведений Г.И. Успенского. Фольклорно-этнографические материалы широко включаются им и глубоко осмысливаются в его произведениях, используясь в разных художественных функциях. Художественные очерки писателя наполнены цифрами, фактами, этнографическими и культурологическими элементами, публицистическими выступлениями, социологическими выводами и оценками. В произведениях Успенского преобладает этнография, что делает его своеобразным, оригинальным художником в русской литературе XIX века.
Ключевые слова: фольклор, этнография, Г.И. Успенский.
Этнографические тенденции в беллетристике Г. Успенского еще были отмечены современной ему критикой и отечественным литературоведением. М. Горький среди фигур писателей, повторяющих В. Даля в русской литературе, называл и Г. Успенского. Его творчество 1860-1870-х гг. близко к шестидесятникам по тематике, идейно-художественному своеобразию и структуре, жанрам, общности изображения явлений и героев. В ранних произведениях Г. Успенского заметно влияние далевских традиций, натуральной школы, особое отношение к этнографии и фольклору. Успенский собирает, записывает жанры устного народного творчества, внимательно изучает экономическую и социальную жизнь различных слоев русского общества, разъезжая по разным губерниям России, и приходит к заключению: «Работать для этого бедного народа, служить ему и сердцем, и (даже) мечом, а если нет меча, то и умом - вот была нянькина сказка,
колыбельная песня всего, что носило в груди не кирпич, а сердце» [1].
Фольклорно-этнографические материалы широко включаются им и глубоко осмысливаются в его произведениях с разными художественными функциями. Изучение фольклора вместе с социально-экономическими условиями жизни и этнографии давало объективное представление писателю о жизни и быте народа. Без досконального, всестороннего изучения русской деревни и традиционного крестьянского творчества Успенский не пришел бы к главному своему открытию - к объяснению мировоззрения мужика, его нравственной силы, эстетики и моральных устоев через стихийную «власть земли», которая определяет, формирует как весь жизненный уклад земледельца, так и его духовную культуру [2].
Этнографические элементы входят в раннее творчество писателя: описываются различные типы столичной нищеты, улицы Москвы, праздничные балаганы. Однако уже