Научная статья на тему 'Русский духовный поэт XIX В. Иеромонах Виктор Минервин: биография и творческий путь'

Русский духовный поэт XIX В. Иеромонах Виктор Минервин: биография и творческий путь Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
215
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / РУССКАЯ ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ / СТИХОТВОРНЫЕ ПЕРЕЛОЖЕНИЯ ПСАЛМОВ / СТИХОТВОРНЫЕ МИНЕИ ЧЕТЬИ / RUSSIAN LITERATURE OF THE 19TH CENTURY / HISTORY OF THE RUSSIAN LITERATURE / RUSSIAN SPIRITUAL POETRY / VERIFICATION OF PSALMS / POETICAL MINEI CHETII

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кочетова Мария Олеговна

Статья посвящена исследованию жизненного и творческого пути русского духовного поэта XIX в. иеромонаха Виктора Минервина, творчество которого долгое время находилось в забвении. Привлечение значительного количества архивных документов позволило пролить свет на личность и творчество незаурядного русского поэта, человека энциклопедических знаний, автора уникального памятника русской литературы стихотворных Миней Четьих, а также множества иных, не менее выдающихся произведений, таких, как «Псалтирь в стихах», «Священная история в стихах», поэм «Александр Благословенный», «Сотворение мира», «Потерянный рай» и ряда других сочинений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian spiritual poet of the 19th century monk Victor Minervin: biography and creativity

This article is dedicated to investigation of life and creativity of Russian spiritual poet of the 19th century monk Victor Minervin. His creation has been forgotten for a long time. Due to numerous archive documents we can learn about his personality and creativity. He was a very erudite and outstanding man and author of a unique Russian literary monument poetical Minei Chetii and of many other remarkable literary works: poetical «Psalter in Verse», «Sacred History in Verse», poems «World Creation», «Paradise Lost», «Alexander the Blessed» and others.

Текст научной работы на тему «Русский духовный поэт XIX В. Иеромонах Виктор Минервин: биография и творческий путь»

РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ ПОЭТ XIX в. ИЕРОМОНАХ ВИКТОР МИНЕРВИН: БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

М.О. Кочетова

Статья посвящена исследованию жизненного и творческого пути русского духовного поэта XIX в. иеромонаха Виктора Минервина, творчество которого долгое время находилось в забвении. Привлечение значительного количества архивных документов позволило пролить свет на личность и творчество незаурядного русского поэта, человека энциклопедических знаний, автора уникального памятника русской литературы - стихотворных Миней Четьих, а также множества иных, не менее выдающихся произведений, таких, как «Псалтирь в стихах», «Священная история в стихах», поэм «Александр Благословенный», «Сотворение мира», «Потерянный рай» и ряда других сочинений.

Ключевые слова: русская литература XIX в., история русской литературы, русская духовная поэзия, стихотворные переложения псалмов, стихотворные Минеи Четьи.

Девятнадцатый век - время расцвета русской литературы, ее «золотой век». Помимо прославленных классиков, чьи произведения вошли в сокровищницу мировой литературы, существуют имена, которые до сих пор неизвестны широкой научной общественности. Одно из них - имя русского духовного поэта второй половины XIX в. иеромонаха Виктора Минервина. Отметим основные этапы жизненного и творческого пути поэта и писателя, внесшего свой вклад в развитие русской духовной лирики и богословской мысли.

Иеромонах Виктор Минервин (мирское имя - священник Василий Федорович Минервин), 1801 г.р., происходил из духовного сословия. Будучи сыном диакона, он с юных лет готовил себя к духовной карьере. Окончив Владимирскую духовную семинарию, он в 1824 г. был назначен священником Благовещенского собора г. Гороховца, где и продолжал свое служение в течение 8 лет [1]. В 1828 и 1829 гг. священник Василий - преподаватель городского приходского училища, удостоившийся архипастырской признательности и награжденный набедренником за «успешное прохождение должности учителя приходскаго градскаго училища». Овдовев, он в 1838 г. принимает постриг в Переслав-ском Троице-Даниловом монастыре с наречением имени Виктор и одновременно становится учителем 2 класса Переславского духовного приходского училища [2]. Видимо, тогда же он начинает заниматься литературной деятельностью. Однако его произведениям была уготована нелегкая судьба.

В мае 1840 г. иеромонах Виктор представляет обер-прокурору Св. Синода графу

Н.А. Протасову «Практическую геометрию», но тот, отрицая ее научную ценность, возвращает автору через правление Владимирской духовной семинарии. Несмотря на отказ, иеромонах Виктор в 1842 г. вторично направляет исправленный вариант «Геометрии» в Конференцию Санкт-Петербургской духовной академии, которая, однако, также не нашла возможность использовать ее как учебное пособие [3].

В 1841 и повторно в 1842 гг. Минервин представляет на рассмотрение через Духовное учебное управление в Конференцию Санкт-Петербургской духовной академии свои работы «Сокращение догматического богословия», «Философию» и «Поучительные слова» с целью получения академической степени. Конференция перенаправила вышеупомянутые произведения в Конференцию Московской духовной академии. Последняя признала их неудовлетворительными и возвратила автору.

9 марта 1842 г. иеромонах Виктор представил свои вышеназванные труды на «благоусмотрение» митрополита московского Филарета (Дроздова) с пояснением, что он недоволен решением академической Конференции относительно данных сочинений. Последовавшая от митрополита Филарета резолюция предписывала иеромонаху Виктору воздерживаться от «порывов предосудительного любочестия» [4].

25 сентября 1844 г. Святейший Синод возвращает Виктору Минервину сочиненную им басню «Орел и ястреб», посвященную

наследнику цесаревичу Александру II [5], обязав автора подпиской не подносить высокопоставленным особам свои сочинения.

По случаю открывшейся в Переславских духовных училищах вакансии смотрителя, иеромонах Виктор просит определить его на эту должность. Проверка переславских духовных училищ показала, что: «ученики 2-го класса, занимаемые иеромонахом Виктором, при испытании оказались достаточно наставленными в Русской грамматике, Кратком Катехизисе и Священной истории, но в Арифметике и Нотном пении недостаточно, а равно и чистописание в классе не совершенствуется» [6]. Правление семинарии постановило уволить Минервина, причем в выдаче свидетельства о работе учителем ему было отказано по причине того, что он «...утруждал многих знатных особ посвящением своих сочинений [7].

В 1844 г. указом Св. Синода от 23 ноября иеромонах Виктор согласно собственному прошению переводится из Переславского Троице-Данилова монастыря в Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Послужной список иеромонаха Виктора этого же года характеризует его как человека нрава «доброго, чреду священнослужений исполняющего без опущений» [8]. Именно здесь Минервин задумал написать один из своих главных трудов - «Жит1я святыхъ, сокращенно въ стихотворенш описанныя за весь годъ въ двухъ частяхъ» - и создал первую редакцию этого памятника.

В 1847 г. иеромонах Виктор подал в Конференцию Московской духовной академии на соискание ученой степени магистра богословия поэму «Потерянный и возвращенный рай», «Поучительные слова» и «Сокращенное последование о старообрядцах». Конференция определила: «. не подвергнувшись устному испытанию в предметах Академическаго учения, за сочинения он не может быть удостоен ученой степени.» [9].

Провинциальным священникам в XIX в. приходилось, кроме исполнения своих прямых обязанностей, как-то: совершение богослужений, отправление треб, обучение детей, - оказывать прихожанам и медицинскую помощь. Зачастую священник оказывался единственным грамотным человеком в том или ином населенном пункте. Иеромонах Виктор обобщил свой фельдшерский опыт в опусе

«Простонародный лечебник», в котором в алфавитном порядке описаны 54 болезни и способы их лечения. Медицинский факультет Московского государственного университета, рассматривавший рукопись, заключил, что это произведение неверно объясняет сущность болезней, и возвратил рукопись автору [10].

В письме архимандриту Поликарпу от Духовно-учебного управления при Святейшем Синоде от 24 ноября 1852 г. говорится о возвращении иеромонаху Виктору «конкурсных материалов, представленных в 1849 г. под названием: «простонародный лечебник, или практическое руководство к лечению болезней простыми домашними средствами, с допущением некоторых аптечных, сельским священникам для врачевания прихожан посвященный, по руководству древних врачей и новейших докторов медицины составленный I. В. М. 1848 г.».

Однако сам иеромонах Виктор в письме в Синод от 9 июня 1864 г. сообщает, что «Простонародный лечебник мною с помо-щию Московскаго книгопродавца Минухина уже отпечатан» [11].

25 июня 1848 г. Минервин пытается поднести императору Николаю I через обер-прокурора Священного Синода графа Н.А. Протасова сочиненную им эпическую поэму «Александр Благословенный». Н.А. Протасов передал этот опус управляющему Министерством народного просвещения С.С. Уварову. Последний препроводил ее к директору Главного педагогического института действительному статскому советнику И.И. Давыдову, который дал следующий отзыв на это сочинение: «Эта эпическая поэма представляет повествование слишком знакомых каждому русскому событий.» [12]. Впрочем, позднее Цензурный комитет одобрил эту поэму к печати [13]. Этому труду иеромонах Виктор предпослал следующее посвящение:

«Ваше императорское Величество! Августейший монарх! В любви к Тебе быв обращенный, / Тебе свой труд принесть посмел, / В россиянах чтоб плоды имел; / Не древня-го вождя Лизандра, / Воспел царя я Александра, / Кой храбростью всех удивил, / Известна вся о сем Европа, / Вещает песнь в том Каллиопа, / Как Бог Его благословил!» [14].

5 ноября 1852 г. Московская синодальная контора посылает в Спасо-Яковлевский

монастырь указ следующего содержания: «.внушить ему [Виктору Минервину. -М. Л".], что монашествующему надлежит найти для себя более сообразное с его званием и полезное занятие, нежели сочинение и исправление Поэмы» [15].

В 1854 г. Вязниковское духовное правление начинает расследование относительно опеки имущества Виктора Минервина: иеромонаха пристрастно допрашивают о том, в каком виде поступил в опекунское управление его дом в Гороховце, во сколько он был оценен; требует отчета об имуществе.

Иеромонах Виктор вкратце упомянул о своих злоключениях во «всенижайшем представлении» в Святейший Синод: «.со стороны противной я находил большия препятствия; . подвергался . гонению настоятелей, что будто я занимаюсь не приличным себе делом; но повинуясь паче Богу, нежели человеку, побеждая козни вражии, я привел . сочинения по моим силам в возможное совершенство во славу Божию и в честь Его святых угодников .» [16].

18 января 1855 г. в Московскую Синодальную контору от архимандрита Поликарпа поступает донесение с просьбой о переводе иеромонаха Виктора из Спасо-Яковлев-ского монастыря «по причине его страсти к сочинительству и стремлению к известности, несовместимых с монашескими добродетелями»; «. покорнейше просим, не благово-лено ли будет для пресечения дальнейших затруднений и неприятностей и для успокоения Братства нашего удалить его из здешней обители» [17].

Указом из Московской Синодальной конторы от 25 января 1855 г. иеромонах Виктор «за ослушание начальству, требовавшему от него не утруждать Высочайших особ представлением своих сочинений» [18] переводится из Спасо-Яковлевского монастыря во Владимирскую епархию [19].

Николо-Шартомский мужской монастырь, известный с 1425 г. и расположенный в восьми верстах от Шуи, в XIX в. переживал далеко не лучшие времена. Отнесенный к третьему классу, «малый и бедный» [20], он являлся рядовой обителью Владимирской епархии. Сюда, на «больничную вакансию» [21], с годовым окладом жалованья в тридцать рублей, и был направлен в 1855 г. иеромонах Виктор.

Здесь Минервин «сверх чаяния» нашел «больше спокойствия» и возможностей для занятия литературной деятельностью. Он создает новую редакцию «Простонародного Лечебника» (1859 г.), «Исторический учебник о царстве Польском для западных губерний Российской империи» (1868 г.), «Священную Историю Ветхого и Нового Завета и Разные Духовные Стихотворения» (1869 г.), «Псалтирь Святого Пророка и Царя Давида» (1869 г.).

Однако, несмотря на отсутствие открытых гонений со стороны монастырских властей, Виктор Минервин не нашел в Николо-Шартомском монастыре и столь необходимой ему поддержки. Начальство обители предоставило общение с неординарным автором епархиальному и высшему церковному начальству.

Пребывая в Николо-Шартомском монастыре, иеромонах Виктор строил, видимо, и карьерные планы. Согласно Указу Синода от 5 сентября 1859 г.а, он подавал прошение на имя обер-прокурора относительно определения себя настоятелем в Муромский Спасский монастырь с возведением в сан архимандрита. Это прошение, как и следовало ожидать, было оставлено без удовлетворения, более того, Духовная консистория не разрешила Минервину отправиться на два месяца на богомолье в Ростов.

В 1860 г. Виктор Минервин подавал прошение об увольнении его в СвятоТроицкую Сергиеву Лавру и г. Ростов для поклонения святым угодникам сроком на два месяца. Духовная Консистория разрешила ему уволиться только в Троицкую Лавру.

Церковное начальство не ограничивалось предупреждениями; в адрес стихотворца поступали и угрозы. Указ Владимирской Духовной Консистории от 21 мая 1860 г. гласит: «.как иеромонах Виктор уже был обязан подпискою, чтобы не утруждать высшее начальство своими неуместными прошениями, но при всем том от этого не удерживается и только // беспокоит начальство, то обязать его в <.> последний раз подпискою в том же с тем, что если и за тем будет беспокоить начальство домогательством степени магистра, в чем ему уже было отказано, то епархиальное начальство примет строгие меры к удержанию его от немыслимых требований» [22].

В 1863 г. Минервин представил в Св. Синод на рассмотрение 2-ю редакцию стихотворных Миней Четьих. Синод, не рассматривая это произведение, передал его во Владимирскую Духовную Консисторию, которая была намерена возвратить их автору, «.но ... епископ Иустин, <...> удержал оные по своей деспотической власти с угрозами заточить [Минервина. - М. А-.] в Спасскую крепость» [23].

Из Указа Владимирской духовной консистории от 14 марта 1867 г. следует, что иеромонах Виктор обращался к обер-прокурору Св. Синода с просьбой о поднесении императору своего сочинения «Героические поэмы Александр Благословенный, Николай I и Александр II», а также о награждении его наперсным крестом и о назначении пенсии. Эти притязания были отвергнуты.

23 апреля 1868 года, отсылая в ДуховноУчебный комитет Св. Синода 3-ю редакцию своего сочинения «Стихотворные Минеи Четьи», иеромонах Виктор во вступительном слове обосновывает свои претензии на занятие литературной деятельностью и представляет некоторые небезынтересные факты своей биографии: «. Употребляя свободные

часы от должности <. >, я сократил Четьи-Минеи, которые суть исполинский труд святого Димитрия, Ростовского чудотворца, и жития святых угодников Божиих за весь год описал // стихами сокращенно; побудительная причина к сему сочинению была та, что когда я был в городе Гороховце 14 лет соборным священником и приходским учите -лем, то предлагал некоторым своим почтенным прихожанам заниматься для душевного назидания чтением Четьих-Миней, то многие из них отзывались неимением столь больших и дорогих книг, а другие даже неумением читать славянской печати. Итак, дабы сделать доступными для многих, ищущих душевного спасения, я сократил сии Четь-Минеи, и для приятного чтения изобразил стихами» [24]. Автор уверен, что «сии сочинения должны быть известны свету, почему при всей своей старости и болезни глаз и недостаточному своему состоянию, побеждая козни вражии, . переписал слабой своей рукой сии сочинения» [25].

16 мая 1869 г. Виктор Минервин окончил редактирование своей рукописи «Священная Историю Ветхого и Нового Завета и

Разные Духовные Стихотворения». Во вступительном слове он отмечал: «. в случае моей кончины по старости лет моих, если буду удостоен какой-либо премии, то и прошу выдать оную той же [Владимирской. -М. К.] губернии Юрьевской округи зятю моему села Варварина священнику Ивану Кал-листову» [26].

1 декабря 1870 г. иеромонах Виктор представил на конкурс в Учебный комитет Святейшего Синода стихотворную «Священную Историю» и «Псалтирь, переложенный в стихи». Это последнее известное свидетельство о монахе-писателе. В наиболее ранней из сохранившихся ведомостей о братии Ни-коло-Шартомского монастыря, относящейся к 1877 г., его имя уже не упоминается [27].

Несмотря на сложную судьбу русского поэта-инока и его творений, он, несомненно, предстает перед нами человеком энциклопедических знаний и обширных литературных интересов. Его творчество явилось важной вехой на пути развития русской духовной литературы Нового времени и стало отражением индивидуального подхода к духовной поэзии.

1. Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль (далее ГМЗРК). Ф. 289. Оп. 13. Д. 141. Л. 287об.-288.

2. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 141. Л. 287об.-288.

3. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 144. Л. 313.

4. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 144. Л. 314.

5. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 141. Л. 288.

6. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 144. Л. 315-316.

7. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 144. Л. 316об.-317об.

8. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 141. Л. 288.

9. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 161. Л. 100.

10. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 152. Л. 39-40.

11. Владимирская областная универсальная научная библиотека им. Горького (далее ВОУНБ). Ф. 18. № 20. л. 1об.

12. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 160. Л. 222-223.

13. ГМЗРК. Р-810. Л. 1об.

14. ГМЗРК. Р-810. Л. 2.

15. ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 179. Л. 246.

16. ВОУНБ. Ф. 18. № 20. Л. 2.

17. ГМЗРК. Р-990. л. 4-4об.

18. ГМЗРК. Ф. Р-990. л. 30.

19. ГМЗРК. Р-990. л. 30-30об.

20. Государственный архив Ивановской области (далее ГАИО). Ф. 22. Оп. 1. Д. 103. Л. 2об.

21. Там же.

22. ГАИО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 69. Л. 360-360об.

23. ГАИО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 103. Л. 2об.

24. ГАИО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 103. Л. 1-2.

25. Там же.

26. ГАИО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 104. Л. 1.

27. Иванов Ю.А. Под «девизом И. В. М.» - монах-стихотворец Виктор Минервин // История в лицах: выдающиеся уроженцы и деятели Владимирского края. Ковров, 2004. Рождественский сборник. Вып. XI. С. 48.

Поступила в редакцию 4.i2.2007 г.

Kochetova M.O. Russian spiritual poet of the 19th century monk Victor Minervin: biography and creativity. This article is dedicated to investigation of life and creativity of Russian spiritual poet of the 19th century monk Victor Minervin. His creation has been forgotten for a long time. Due to numerous archive documents we can learn about his personality and creativity. He was a very erudite and outstanding man and author of a unique Russian literary monument - poetical Minei Chetii and of many other remarkable literary works: poetical «Psalter in Verse», «Sacred History in Verse», poems «World Creation», «Paradise Lost», «Alexander the Blessed» and others.

Key words: Russian literature of the 19th century, history of the Russian literature, Russian spiritual poetry, verification of psalms, poetical Minei Chetii.

ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Г.И. УСПЕНСКОГО

Е.Г. Чеботарева

Статья посвящена рассмотрению фольклорно-этнографических элементов в художественной системе произведений Г.И. Успенского. Фольклорно-этнографические материалы широко включаются им и глубоко осмысливаются в его произведениях, используясь в разных художественных функциях. Художественные очерки писателя наполнены цифрами, фактами, этнографическими и культурологическими элементами, публицистическими выступлениями, социологическими выводами и оценками. В произведениях Успенского преобладает этнография, что делает его своеобразным, оригинальным художником в русской литературе XIX века.

Ключевые слова: фольклор, этнография, Г.И. Успенский.

Этнографические тенденции в беллетристике Г. Успенского еще были отмечены современной ему критикой и отечественным литературоведением. М. Горький среди фигур писателей, повторяющих В. Даля в русской литературе, называл и Г. Успенского. Его творчество 1860-1870-х гг. близко к шестидесятникам по тематике, идейно-художественному своеобразию и структуре, жанрам, общности изображения явлений и героев. В ранних произведениях Г. Успенского заметно влияние далевских традиций, натуральной школы, особое отношение к этнографии и фольклору. Успенский собирает, записывает жанры устного народного творчества, внимательно изучает экономическую и социальную жизнь различных слоев русского общества, разъезжая по разным губерниям России, и приходит к заключению: «Работать для этого бедного народа, служить ему и сердцем, и (даже) мечом, а если нет меча, то и умом - вот была нянькина сказка,

колыбельная песня всего, что носило в груди не кирпич, а сердце» [1].

Фольклорно-этнографические материалы широко включаются им и глубоко осмысливаются в его произведениях с разными художественными функциями. Изучение фольклора вместе с социально-экономическими условиями жизни и этнографии давало объективное представление писателю о жизни и быте народа. Без досконального, всестороннего изучения русской деревни и традиционного крестьянского творчества Успенский не пришел бы к главному своему открытию - к объяснению мировоззрения мужика, его нравственной силы, эстетики и моральных устоев через стихийную «власть земли», которая определяет, формирует как весь жизненный уклад земледельца, так и его духовную культуру [2].

Этнографические элементы входят в раннее творчество писателя: описываются различные типы столичной нищеты, улицы Москвы, праздничные балаганы. Однако уже

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.