Научная статья на тему 'Храм прп. Сергия Радонежского Спасо-Яковлевского монастыря'

Храм прп. Сергия Радонежского Спасо-Яковлевского монастыря Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOUNDATION OF THE TEM­PLE / A MONASTERY / A TEMPLE / A CONSISTORY / THE PRIOR / THE SENIOR BROTHERHOOD / DECENT / HONORING SACRED / AN ICONOSTASIS / A THRONE / A SIDE-ALTAR / GROUND FLOOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Виденеева Алла Евгеньевна

В работе изложены обстоятельства основания в Спасо-Яковлевском монастыре храма прп. Сергия Радонежского, кото­рый стал первым и оставался единственным храмом Ростова, посвященным прославленнейшему святому Древней Руси. Он был основан в последней четверти XIX в. архимандритом Иларионом и упразднен в начале ХХ столетия при архимандрите Иакове.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

St. Sergius of Radonezh Temple of Spaso-Jakovlevsky Monastery

In the work circumstances of foundation St. Sergius of Radonezh Temple in Spaso-Jakovlevsky monastery are stated which be­came the first and remained to be the unique temple of Rostov devoted to the most famous saint of Ancient Russia. It was founded in the last quarter of the XIX century by archimandrite Ilarion and abolished in the beginning of the ХХ century at archimandrite James' rein.

Текст научной работы на тему «Храм прп. Сергия Радонежского Спасо-Яковлевского монастыря»

УДК 94(470)"16/18"

А. Е. Виденеева

Храм прп. Сергия Радонежского Спасо-Яковлевского монастыря

В работе изложены обстоятельства основания в Спасо-Яковлевском монастыре храма прп. Сергия Радонежского, который стал первым и оставался единственным храмом Ростова, посвященным прославленнейшему святому Древней Руси. Он был основан в последней четверти XIX в. архимандритом Иларионом и упразднен в начале ХХ столетия при архимандрите Иакове.

Ключевые слова: монастырь, храм, консистория, настоятель, старшая братия, благочинный, почитание святого, основание храма, иконостас, престол, придел, подклет.

А. Е. Videneeva

St. Sergius of Radonezh Temple of Spaso-Jakovlevsky Monastery

In the work circumstances of foundation St. Sergius of Radonezh Temple in Spaso-Jakovlevsky monastery are stated which became the first and remained to be the unique temple of Rostov devoted to the most famous saint of Ancient Russia. It was founded in the last quarter of the XIX century by archimandrite Ilarion and abolished in the beginning of the ХХ century at archimandrite James' rein.

Keywords: a monastery, a temple, a consistory, the prior, the senior brotherhood, decent, honoring sacred, foundation of the temple, an iconostasis, a throne, a side-altar, ground floor.

В 80-х гг. XIX столетия в Ростове появился первый храм, посвященный преподобному Сергию Радонежскому. Он был основан в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре по желанию его настоятеля архимандрита Илариона.

Отдельные упоминания о Сергиевском храме встречаются в работах А. А. Титова. Так, при описании Спасо-Яковлевского монастыря автор фиксирует наличие этой церкви, указывает место ее расположения, отмечает, что она устроена на средства ростовского крестьянина И. А. Рулева, а также свидетельствует о захоронении в Сергиевской церкви архимандрита Амфилохия [1].

На основе документальных материалов монастырского архива нам удалось прояснить некоторые обстоятельства основания, устроения и истории бытования Сергиевского храма Спасо-Яковлевского монастыря.

Основание церкви преподобного Сергия относится к концу 70-х гг. XIX в. Идея устроения храма, посвященного самому почитаемому святому Древней Руси, принадлежала настоятелю Спасо-Яковлевского монастыря архимандриту Илариону. По его собственному признанию, «мысль устроить эту церковь явилась потому, что в Ростове - родине преподобного Сергия нет не

только во имя его отдельного храма, но даже и придельного» [2].

Местом для расположения Сергиевской церкви был выбран нижний этаж Спасо-Преображенского храма Спасский храм, построенный в конце XVII в., являлся монастырским собором Спасо-Песоцкого монастыря, который в 1765 г. был присоединен к Яковлевскому монастырю. Таким образом, новый храм предполагалось основать в подклете древнейшей церкви Спасо-Яковлевского монастыря [3].

Прежде нижний этаж Спасского храма использовался в качестве кладовой, был занят складом старой рухляди, рабочих инструментов, стройматериалов и содержался «без особого соблюдения чистоты и опрятности, приличной помещению церкви». 22 апреля 1879 г. состояние подклета Спасского храма было освидетельствовано губернским архитектором Яровицким, который пришел к выводу, что «к устройству трех-придельной церкви в нижнем этаже храма при оказавшейся прочности частей и удобного помещения препятствий не представляется и для сего только требуются внутренние работы и устройство иконостаса». С самого начала предусматривалось, что Сергиевский храм будет иметь при-

© Виденеева А. Е., 2011

делы, однако их престолы так и остались неосвященными [4].

28 апреля 1879 г. архимандрит Иларион направил в Московскую синодальную контору до-ношение, в котором ходатайствовал о разрешении основать в монастыре церковь преподобного Сергия Радонежского, устроение которой предполагалось произвести за счет собственных средств настоятеля. Определением синодальной конторы, изложенном в указе от 4 июня 1879 г., прошение настоятеля было удовлетворено [5].

При устроении Сергиевской церкви в подкле-те Спасского храма определенное удобство состояло в том, что помещение для церкви не нужно было строить. Следовало лишь очистить под-клет, отремонтировать его и соответствующим образом обустроить его интерьер. Правда, ремонт требовался серьезный. Так, средняя арка, поддерживавшая свод подклета, была покрыта трещинами, косяки дверей, подоконники и железные решетки в окнах пришли в совершенную негодность.

Поначалу темпы ремонтных работ были достаточно высоки. Уже к середине лета 1879 г. под-клет был приведен в порядок. Он был очищен от мусора и щебня, при этом уровень пола оказался несколько понижен. Покрывшаяся трещинами арка была переложена, двери и окна отремонтированы; кирпичная кладка выровнена, стены отштукатурены.

Судя по свидетельству, заверенному архитектором Яровицким, были произведены следующие работы:

- очистка помещения от мусора и щебня с понижением основания пола,

- вычинка обопревшей кирпичной кладки как внутри, так и снаружи здания,

- переделка средней арки,

- исправление и починка оконных и дверных пролетов «как в деревянной, так и в кирпичной работе»,

- производство всех внутренних штукатурных работ [6].

Столярные и плотницкие работы выполнял крестьянин деревни Полянки Суздальского уезда Игнатий Григорьевич Румянцев. Он же по договору поставлял в монастырь лес для строительства. Каменные работы производились крестьянином деревни Долунова Ярославского уезда Иваном Артемьевичем Комаровым. Такие виды строительных материалов, как известь, алебастр, цемент, мел, железо, гвозди, краска и масло, закупались в лавке ростовских купцов братьев Ры-

куниных. Песок и глину в монастырь доставлял крестьянин села Пужбол Ростовского уезда Карп Федоров [7]. Основной объем строительно-ремонтных работ в подклете Спасской церкви был произведен в течение летнего сезона 1879 г.

Вероятно, основание нового храма сопровождалось определенными трудностями, так как преобразование подклета в храмовое пространство затянулось на годы, и его освящение произошло только в 1887 г. Вообще, устройство новой церкви в нижнем этаже древнего храма и связанные с этим ремонтные работы воспринимались в Ростове неоднозначно. Так, пожелавший остаться неизвестным корреспондент из Ростова опубликовал в газете «Современные известия» заметку под названием «Варварская реставрация», в которой ремонт подклета Спасского храма был охарактеризован как «святотатственное поднятие руки на древнюю святыню», «разрушительная, ради обогащения, деятельность деморализованных настоятелей». В ответ архимандрит Иларион направил начальнику Ярославского губернского жандармского управления донесение с требованием «не оставить этих заметок без должного преследования» [9].

Архимандрит Иларион в своих донесениях в Московскую контору Синода неоднократно упоминал, что Сергиевский храм в монастыре устраивается на его собственные средства. В декабре 1882 г. настоятель пожертвовал в монастырь 1000 руб. с тем, чтобы проценты с этого капитала «употреблять на поддержание... отделываемого храма преподобного Сергия». В работе А. А. Титова «Спасо-Иаковлевский Дмитриев монастырь», между тем, утверждается, что Сергиевская церковь устраивалась на средства крестьянина деревни Кустер Ростовского уезда Ивана Алексеевича Рулева. По всей вероятности, устроение Сергиевского храма финансировалось как архимандритом Иларионом, так и прочими «доброхотными подателями», в числе которых, безусловно, находился и И. А. Рулев [10].

11 сентября 1887 г. архимандрит Иларион рапортовал в Московскую контору Синода о том, что новый монастырский храм «окончательно устроен и совершенно готов к освящению», просил разрешения освятить его и выдать для этого антиминс [11].

Освящение Сергиевской церкви было произведено архиепископом Ярославским и Ростовским Ионафаном 4 октября 1887 г. По свидетельству Ярославских епархиальных ведомостей, «Его Высокопреосвященством, Архиепископом

Ионафаном совершено освящение храма вновь устроеннаго, во имя преподобнаго Сергия игумена Радонежскаго чудотворца, в первоначальной Спасской церкви Ростовскаго ставропиги-альнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго монастыря, в нижнем ярусе, и потом совершена Божественная литургия в сем храме. Архипастырю сослужили на освящении и литургии настоятель Спасо-Яковлевскаго монастыря, архимандрит Иларион, ключарь Ярославскаго кафедраль-наго собора, протоиерей М. Дубровский, настоятель Ростовскаго Белогостицкаго монастыря, игумен Геронтий, Спасо-Яковлевскаго монастыря наместник, иеромонах Пахомий, ризничий иеромонах Гавриил и иеромонах Елпидифор» [12].

Итак, в преддверии празднования 500-летия преставления преп. Сергия Радонежского в Ростове появился первый престол, освященный в его честь.

Иконостас Сергиевского храма был резным и позолоченным. Иконы в нем размещались в два яруса. В первом ярусе, по обе стороны от царских врат, располагались иконы Спасителя, Богоматери, архидиакона Лаврентия, архидиакона Стефана, св. мученицы Капитолины, а также икона, изображающая Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Над святыми вратами находилась икона Троицы. Во втором ярусе иконостаса помещались иконы с изображением апостолов Петра, Павла, Иоанна Богослова, Иакова, Филиппа, Симона и Фомы.

Полный перечень икон, входящих в состав как главного, так и придельных иконостасов, был представлен в Московскую Синодальную конто -ру, вместе с доношением архимандрита Иларио-на о разрешении освящения нового храма. Приводим текст этого документа:

«Описание святых икон, находящихся в иконостасах нижняго храма Спасскаго храма, где устроена церковь, предполагаемая освятиться во имя Преподобнаго Сергия Радонежскаго Чудотворца.

В среднем иконостасе иконы в первом ярусе:

1. Спасителя, вышиной оной 1 аршин 3% вершка, ширина 14 вершков.

2. Божией Матери, одной меры с предыдущей.

3. Архидиакона Лаврентия, одной меры с предыдущей.

4. Архидиакона Стефана, одной меры с предыдущей.

5. Посещение Божиею Материю Преподобного Сергия, вышиною 1 аршин 3% вершка, шириною 15% вершка.

6. Св. Мученицы Капитолины, одной меры с предыдущею.

Над царскими вратами:

7. Святыя Троицы, вышиной 13% вершков, шириною 12 вершков.

В верхнем ярусе:

8-15. Святых Апостолов Петра, Павла, Иоанна Богослова, Андрея, Иакова, Филиппа, Симона Зелота и Фомы. Все одной меры 6% вершков вышиною и 11 вершков шириной.

В царских вратах:

16. Благовещения Пресвятыя Богородицы и 4-х Евангелистов. Все одинаковой величины, 6% вершков вышиной, 4 вершка шириной.

Иконы в правом приделе, в первом ярусе

1. Спасителя, вышиною 1 аршин 3% вершков, шириною 7 вершков.

2. Божией Матери, той же меры.

3. Архангела Михаила, вышиной 1 аршин 3% вершков, 9% вершков ширины.

4. Архангела Гавриила, той же меры.

5. Господа Саваофа и Иисуса Христа, над царскими вратами, 1 аршин 2 вершка вышины, 14 вершков ширины.

В верхнем ярусе

6. Пророка Давида, 8% вершка вышины, 7 вершков ширины.

7. Пророка Исайи, той же меры.

8. Икона Благовещения.

И иконы 4-х Евангелистов, 5% вершка вышины, 4% вершка ширины (на царских вратах).

Иконы в левом приделе

В первом ярусе:

1. Спасителя, 1 аршин 3% вершка вышины, 7 вершков ширины.

2. Божией Матери, той же меры.

3. Св. Георгия Победоносца, 1 аршин 3% вершка вышины, 9% вершков ширины.

4. Великомученика Пантелеймона, той же меры.

5. Преображения Господня, 1 аршин 2 вершка вышины, 14 вершков ширины.

В верхнем ярусе:

6. Св. Пророков Даниила и Изекииля, вышина 8 вершков, ширина 7 вершков.

7. Иконы Благовещения, Пресвятой Богородицы и 4-х Евангелистов на царских вратах. Вышина 5% вершков, ширина 4% вершка.

8-9. Две иконы в киотах святителя Феофана, Суздальского чудотворца и Преподобнаго Сергия Радонежскаго Чудотворца» [13].

Как следует из данного документа, ко времени освящения главного престола были готовы и иконостасы для двух приделов. Судя по наименованию храмовых икон в придельных иконостасах, правый придел посвящался Архангелу Михаилу, левый - Великомученику Георгию. Оба эти посвящения вряд ли были случайны. Церковь Михаила Архангела, по преданию, в XIX в. была основана епископом Леонтием на дальней окраине Ростова, именно там, где впоследствии возник Яковлевский монастырь [14]. Церковь Великомученика Георгия принадлежала Спасскому монастырю во время его самостоятельного существования, но после присоединения Спасской обители к Яковлевскому монастырю - была упразднена и разобрана [15]. Вероятно, в честь храмов, когда-то существовавших рядом с Яков-левской обителью, были названы приделы новой монастырской церкви. Однако они так и остались неосвященными [16].

В храме прп. Сергия, согласно собственному завещанию, был похоронен настоятель Спасо-Яковлевского монастыря епископ Угличский Амфилохий, известный археограф и палеограф, скончавшийся 20 июля 1893 г. [17]. Надгробная плита, обозначавшая место его погребения, сохранилась до наших дней.

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Спасо-Яковлевском монастыре просуществовала совсем недолго. Подвальный этаж Спасского храма оказался не лучшим местом для ее устройства. Из-за сильной сырости богослужение там было затруднено. Так, в монастырской ведомости за 1902 г. отмечено, что Сергиевская церковь «вся обветшавшая от всегдашней сырости и неудобная для богослужения» [18].

3 июля 1905 г. архимандрит Иаков уведомил Ярославскую духовную консисторию о плачевном состоянии Сергиевского храма и затруднительности изыскания средств на его восстановление. Настоятель писал, что «храм, не обеспеченный ничем для поддержания онаго в исправности, вследствие постоянной сырости, на другой же год по устройстве его начал постепенно портиться, и с того времени остается без всякого ремонта, за неимением лишних средств, и без совершения в нем когда-нибудь службы, а в верхнюю Спасскую церковь, хотя и переносится служение ранней обедни, но только на короткое время, со дня Преображения Господня и до отда-

ния этого праздника, так как по отдаленности от главных монастырских церквей и расположения вне главной ограды церковь сия представляет для посещения немалыя затруднения, особенно для богомольцев неместных». Решение о дальнейшей судьбе церкви архимандрит Иаков предоставил правящему архиерею [19].

По требованию консистории, благочинный настоятель Авраамиевского монастыря архимандрит Герман обследовал Сергиевский храм и рапортом от 21 июня 1905 г. подтвердил, что он действительно требует неотложного ремонта [20].

В октябре 1905 г. дело о Сергиевском храме рассматривалось в Синоде, после чего в начале 1906 г. Ярославская консистория уведомила монастырские власти о решении, принятом в Петербурге и утвержденном ярославским архиепископом Иаковом, согласно которому предлагалось создать комиссию из настоятеля, старшей братии и ростовских благочинных, с приглашением специалистов - историка и архитектора, и «обсудить о мерах к поддержанию ветхой церкви и о способах к изысканию средств на ремонт» [21].

2 марта 1906 г. состояние Сергиевской церкви было освидетельствовано комиссией в составе архимандрита Иакова и наместника иеромонаха Неофита, ризничего иеромонаха Никона, казначея иеромонаха Сергия и благочинного протоиерея Успенского собора Александра Пречистенского, действительного члена Археологического общества Ивана Александровича Шлякова и гражданского инженера Григория Васильевича Саренко. Судя по их отчету, «разрушающее действие постоянной сырости» имело следующие последствия: «бетонный пол вспучило и прорвало, стены по низу облупились, местами на иконостасе левкас и позолота осыпались». Храм нуждался в капитальном ремонте. Прежде всего, путем дренажа требовалось осушить почву и устроить новое бетонное основание пола, а после этого следовало приступить к реставрации иконостаса и стенных росписей. Между тем, «ввиду отсутствия каких бы то ни было средств на означенный ремонт, комиссия постановила оставить церковь в ее теперешнем состоянии впредь до более благоприятного времени по изысканию средств» [22].

Итоги деятельности комиссии - акты осмотра, отзывы и рекомендации, вместе с доношением архимандрита Иакова от 6 марта 1906 г. были представлены в консисторию, откуда 5 мая по-

следовал указ «предписать настоятелю со старшею братиею об изыскании средств к предназначенному ремонту Спасо-Преображенской и Сергиевской церкви и по изыскании к разрешению производства работ средств, взойти к Его Высокопреосвященству с особым прошением» [23].

К сожалению, «благоприятные времена» для Сергиевской церкви так и не настали. Известно, что в 1909 г. при устроении в Спасо-Яковлевском монастыре новой церкви Толгской иконы Богоматери по распоряжению настоятеля епископа Иосифа из помещения Сергиевского храма были вынесены два неосвященных иконостаса, прежде предназначавшиеся для его приделов. По данным описи 1919 г., Сергиевская церковь числилась «совершенно упраздненной». О месте ее расположения - подклете Спасского храма - сказано, что «внизу, по упразднении бывшей здесь церкви, ничего сколько-нибудь ценнаго не имеется»

[24].

Судьба первого и поныне единственного храма преподобного Сергия Радонежского в Ростове оказалась недолговечной, он просуществовал всего лишь около двух десятилетий. В настоящее время Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь намерен его возродить.

Примечания

1. Титов А. А. Описание Ростова Великого [Текст]. - М. , 1891. - С. 88-89; Он же. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь в городе Ростове Ярославской губ. [Текст]. - М. , 1900. - С. 14-15.

2. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 658. - Л. 1 об.; Мельник А. Г. Ансамбль ростовского Спасского монастыря [Текст] // Труды Ростовского музея. - Ростов , 1991. - С. 112, 115.

3. Титов А. А. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь... - С. 14.

4. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 658. - Л. 3; ГМЗРК. А-1035. - Л. 107 об.

5. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 1222. - Л. 1.

6. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 658. - Л. 7-7 об. - Д. 592. - Л. 5 об.

7. ГМЗРК. А-841. - Л. 61; А-875. - Л. 81-82, 64, 78, 90.

8. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 658. - Л. 1-1 об.

9. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 1222. - Л. 1; Титов А. А. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь... - С. 15.

10. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 1222. - Л. 1.

11. Освящение храма преподобного Сергия Радонежского Спасо-Яковлевского монастыря [Текст] // Ярославские епархиальные ведомости. 1887. Неофиц. часть. - С. 331.

12. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 1222. - Л. 2-3

об.

13. Летописец о ростовских архиереях [Текст] / публ. и примеч. А. А. Титова. - СПб. , 1890. - С. 1. Примечания. - С. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Селецкий Д. С. Описание Ростовскаго ставро-пигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго-Димитриева монастыря и приписнаго к нему Спасска-го, что на Песках [Текст]. - СПб. , 1849. - С. 36.

15. ГМЗРК. А-1035. - Л. 32, 35.

16. Титов А. А. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь... - С. 15.

17. ГМЗРК. - Ф. 289. - Оп. 13. - Д. 380. - Л. 3.

18. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 321. - Л. 4 об.

19. Там же.

20. Там же. - Л. 4-5.

21. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 570. - Л. 6-7; ГМЗРК. А-690. - Л. 3.

22. РГАДА. - Ф. 1407. - Оп. 1. - Д. 321. - Л. 21-21

об.

23. ГМЗРК. А-1035. - Л. 32, 35, 107 об., 116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.