УДК 930
Фролова Элла Владимировна
кандидат исторических наук
krivoy-bor@yandex.ru
Ella V. Frolova
candidate of historical sciences
krivoy-bor@yandex.ru
ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРЕСЛАВСКОЙ ЕПАРХИИ И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЕЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ АРХИЕПИСКОПЕ АРСЕНИИ
(МОГИЛЯНСКОМ) (1744-1752)
EDUCATION PERESLAVL DIOCESE AND THE FORMATION OF THE SYSTEM OF MANAGEMENT UNDER ARCHBISHOP ARSENY
(MOHYLA) (1744-1752)
Аннотация. В статье исследуются особенности процесса образования Переславской епархии в синодальный период. Высшим должностным лицом в системе епархиального управления синодального периода являлся архиерей. В пределах своей епархии он обладал административной, судебной и хозяйственной властью над вверенным ему духовенством. Полномочия владык были весьма обширны и касались всех сторон епархиальной жизни. Статья написана на основе обширного круга исторических документов и краеведческой литературы.
Ключевые слова: Переславль, история, епархия, Синод, Русская православная церковь, власть, архиерей, полномочия, деятельность
Annotation. In the article the features of the process of formation of the Pereslavl diocese in the synodical period. Bishop was the highest official in the system of diocesan administration during the synodical period. Within his diocese, he had administrative, judicial and economic power over his church. Bishops had rather extensive powers which concern all sides of diocesan life. The article is written on the basis of an extensive range of historical documents and local literature.
Keywords: Pereslavl, history, diocese, Synod, Russian orthodox church, power, bishop, authority, activity
В начале XVIII в. после кончины Патриарха Адриана и учреждения Св. Синода столичные города Москва и Петербург оказались без своих архиереев. Из-за частой смены власти в Российской империи во второй четверти XVIII в. на эту проблему обратили внимание лишь в начале царствования императрицы Елизаветы Петровны.
В 1742 г., по предложению членов Св. Синода архиепископа Амвросия (Юшкевича) и митрополита Арсения (Мацеевича), была восстановлена Московская епархия, а ее архиепископом был определен занимавший Могилевскую кафедру епископ Иосиф Волчанский. В состав новой епархии вошли Москва и
еще 46 городов, в том числе Переславль-Залесский. В последнем вместе с ближайшей округой состояло 165 церквей. Всего же в Московскую и Владимирскую епархию поступило 4 285 церквей и при них 294 537 приходских дворов, а также 205 мужских и 59 женских монастырей [5, с. 368].
После учреждения огромной Московской епархии многие члены Синода были недовольны столь исключительным положением архиепископа Иосифа. Они утверждали, что столь обширной епархией нельзя эффективно управлять. Вследствие этого размножился раскол, и «чинились волокита и многое продолжение в делах челобитчиков и в поставлении во священство и церковный причет» [7, с. 159-161].
Для того, чтобы исправить сложившееся положение, Св. Синод предложил в «знатных» городах Московской епархии учредить самостоятельных епископов: во Владимире - с титулом Владимирского и Арзамасского; в Костроме - Костромского и Галицкого; в Переславле-Залесском - Переславского и Дмитровского; в Тамбове - Тамбовского и Пензенского. Епархия с наименованием Переславская и Дмитровская была учреждена 18 июня 1744 г. с архиерейской кафедрой в городе Переславле-Залесском. В нее, кроме Переславля-Залесского, вошли города Верея, Волоколамск, Гжатск, Дмитров, Можайск и Александрова слобода с соответствующими округами. В тогдашнем Переславль-Залесском уезде насчитывалось 253 церкви, а всего в епархии состояло 605 храмов, 15 мужских и 10 женских монастырей» [7, с. 141-142, 176-178, 231-232].
Архиереем этой новой епархии был назначен архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Арсений (Могилянский). 25 июля 1744 г. архимандрит Арсений был хиротонисан в архиепископа (сразу в архиепископа!) Переславского и Дмитровского с оставлением в сане лаврского священноархимандрита и с назначением членом Св. Синода. Его резиденцией стал Переславский Горицкий монастырь. Успенский собор монастыря определен был кафедральным [1, с. 16].
То, что первый переславский владыка был хиротонисан сразу в сан архиепископа, свидетельствует о неординарной личности архиерея и его исключительном положении среди высшего духовенства. Архиепископ Арсений (в миру Алексей Могилянский) родился 17 марта 1704 г. в местечке Решетиловке Полтавской губернии (по тогдашнему административно-территориальному делению - в Полтавском полку). До 17-летнего возраста он воспитывался в семье деда по матери священника Феодора Могилы. В 1721 г. будущий архиерей поступил в Киевскую духовную академию (бывшую до 1700 г. Киево-Могилянской коллегией), откуда в 1727 г. перешел в Харьковский коллегиум.
После окончания курса Алексея в начале 1738 г. взял в Великий Устюг определенный туда епископ Лука (Коношевич). Там Алексей Могилянский, помимо прочего, экзаменовал ставленников - кандидатов на священнические и диаконские места. Но 9 марта 1738 г. Преосвященный Лука был переведен на Казанскую кафедру, и Могилянский уехал вместе с ним. Затем в начале 1739 г. Алексея взял к себе бывший ректор Харьковского коллегиума Митрофан (Слотвинский), рукоположенный в декабре 1738 г. епископом в Тверь. Там
Алексей Могилянский поступил учителем в только что открывшуюся Тверскую духовную семинарию.
Оттуда он был вызван в 1741 г. и определен в Московскую Славяно-Греко-Латинскую академию учителем грамматики и инфимы. Тогда же Алексей Могилянский принял иночество с именем Арсений. Вскоре иеродиакона Арсения перевели учителем и катехизатором в Троицкую семинарию, расположенную в Троице-Сергиевом монастыре (лавре). 10 октября 1741 г. императрица Елизавета Петровна повелела рукоположить о. Арсения в иеромонаха.
В 1743 г., как выдающийся проповедник и оратор, иеромонах Арсений был назначен придворным проповедником [6, с. 217]. На этом посту о. Арсений пользовался большим расположением императрицы Елизаветы Петровны, которая часто посещала лавру. Близость к императрице обусловила его духовную карьеру. 29 января 1744 г. он был назначен архимандритом Троице-Сергиевой лавры и ректором семинарии [3, с. 161-163], а еще через месяц - архиепископом Переславским с оставлением в сане лаврского священноархимандрита и назначением членом Св. Синода. В ноябре 1744 г. владыка Арсений уже подписывал синодальные определения в качестве члена Св. Синода. В этом качестве он прибыл в Петербург в конце 1744 г. с огромной даже по тому времени свитой из 52-х человек.
С учреждением Переславской епархии была создана и Переславская духовная консистория. Ее деятельность и взаимоотношения членов консистории с правящим архиереем подробно освещены в специальном труде владимирского краеведа Неофита Владимировича Малицкого [2, 407 с.]. В основу данной работы положены документы Переславской духовной консистории, которые были выявлены автором во время разборки ее архива на рубеже XIX-XX вв. Труд Н.В. Малицкого для современных историков во многом является первоисточником, так как многие из анализируемых автором документов к настоящему времени утрачены.
Уже 8 ноября 1744 г. архиепископ Арсений своим указом назначил членами консистории наместника Переславского Горицкого монастыря архимандрита Авраамия (Галицкого), соборного иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Геннадия, настоятеля Переславского Николаевского монастыря игумена Иакова и протопопа Василия Федорова. Первое заседание консистории состоялось 13 ноября 1744 г. Так как консисторское помещение еще не было оборудовано, заседать пришлось проводить в покоях владыки Арсения. Впоследствии для консистории было оборудовано помещение при церкви Всех Святых. Состав членов консистории не был постоянным и менялся с течением времени.
Кроме консистории, в Переславле-Залесском существовали подчиненные ей духовные правления в городах епархии: Дмитрове, Рузе, Верее, Александровской слободе, Гжатске, Можайске и Волоколамске. В состав духовного правления входил управитель духовных дел или присутствующий. Звание это обычно доверялось настоятелю какого-нибудь крупного монастыря. Например, в Александровском духовном правлении присутствующим состоял настоятель Лукиановой пустыни. Управитель назначался епархиальным архиереем и кон-
систорией, а иногда выбирался духовенством. Такие выборы, например, состоялись в Дмитровском духовном правлении в 1745 и 1748 гг. [4, ст. 32, 266-267].
20 февраля 1746 г. архиепископ Арсений распорядился все дела по епархии о посвящении в сан священника или диакона предоставлять ему лично на утверждение. Однако за последующий год консистория не представила владыке ни одного подобного дела. Преосвященный навел справки, и оказалось, что за это время 10 человек «были в производстве». Когда владыка потребовал объяснений, консистория два раза посылала своему архиерею отписки, как выразился сам Преосвященный Арсений, давала «непотребныя и затемненыя оговорки».
Выведенный из терпения владыка распорядился наказать провинившихся: присутствующих членов консистории игумена Никольского монастыря Якова Певницкого и переславского протопопа Василия Федорова отправить на месяц на послушение в монастыри епархии. Секретаря владыка повелел от должности отрешить и перевести в копиисты, «дабы впредь другим таким ложных пред-ставлениев сочинять было неповадно». Однако архиепископ Арсений оказался отходчивым, и уже через месяц опальные члены консистории вновь заняли прежние места. Через полгода вернулся к своей должности и бывший секретарь. Впрочем, это был единственный случай нарушения Переславской духовной консисторией указов своего епархиального архиерея.
8 ноября 1744 г. архиепископ Арсений велел проверять поставляемых кандидатов во священники и диаконы в священнослужении. Для школьного обучения ставленников владыка предписал посылать их в Москву к иеромонаху Гавриилу (Вицовскому). В июле 1747 г. Преосвященный Арсений, ратуя о повышении образовательного уровня духовенства, просил Синод направить в Пе-реславскую епархию церковно-служебные и учительные книги. После обращения архиерея епархия незамедлительно получила 800 книг.
30 мая 1752 г. неожиданно для многих архиепископ Переславский и Дмитровский был уволен по причине расстроенного здоровья на покой в Нов-город-Северский Спасо-Преображенский монастырь. Отставку Арсения Пере-славского, возможно, вызвали определенные столкновения его с членами Синода и обер-прокурором князем Я.П. Шаховским, однако обставлена она была со всевозможным почетом. Особо оговаривалось, что архиепископа Арсения нельзя впредь утруждать «кроме монастыря никаким другим посторонним делом без указу Государыни», «а черниговскому епархиальному архиерею ничем того монастыря не ведать».
Почти пять с половиной лет ушедший на покой архипастырь управлял Спасо-Преображенской обителью в городке Новгороде-Северском. За это время владыка Арсений скорее не столько поправился сам, сколько поправил свои дела. В 1757 г. он попросил государыню об определении его на епархию. 22 октября 1757 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны Синод определил архиепископа Арсения на старейшую и почетнейшую Киевскую кафедру с возведением в сан «Малыя России митрополита Киевского и Галицкого».
Деятельность митрополита Арсения в Киеве выходит за рамки рассматриваемой темы. Вместе с тем, можно отметить, что у императрицы Екатерины II Высокопреосвященный Киевский, похоже, был не в чести. 29 марта 1766 г.
указом Синода, который, без сомнения, был инспирирован самой императрицей, митрополиту Арсению «воспретили» «присваивать себе неподлежащий титул митрополита «Малыя России», который он носил к тому времени почти 10 лет. Подобный указ был весьма оскорбителен для престарелого архиерея. Впрочем, это было в русле политики Екатерины II, уничтожившей и гетманство в Малороссии.
Митрополит Арсений скончался после продолжительной болезни 8 июня 1770 г. в Киеве в возрасте 66-ти лет и был погребен в Киевском Софийском соборе. А Переславская и Дмитровская епархия, ставшая первым местом архиерейского служения Преосвященного Арсения, просуществовала всего лишь 40 лет. По указу, принятому Екатериной II 6 мая 1786 г., епархиальные границы должны были соответствовать границам губернским. Вследствие этого, Переславская епархия, чей кафедральный центр находился тогда во Владимирской губернии, была упразднена в 1788 г. Город Переславль-Залесский с большей частью епархии вошел в состав Суздальско-Владимирской епархии.
Литература:
1. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Сост. В. Добронравов. Вып.2. Владимир, 1895.
2. Малицкий Н.В. История Переславской епархии (1744-1788). Вып.1. Владимир, 1913.
3. Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992-1892. Т.1. М., 2002.
4. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т.XXVIII (1748 ). Пг., 1916.
5. Покровский И. Русские епархии в XVI—XIX вв., их открытие, состав и пределы. Т.2. Казань, 1897.
6. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. ТЛа. (25 ноября 1741—1743). СПб., 1899.
7. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. T.II. 1744—1745. СПб., 1907.
Literature:
1. Historical and statistical description of churches and parishes of the Vladimir diocese. Comp. V. Dobronravov. V.2. Vladimir, 1895.
2. Malitsky N.V. History of Pereslavl diocese (1744—1788). V.1. Vladimir,
1913.
3. Metropolitan Manuil (Lemeshevsky). Russian Orthodox hierarchs. 992— 1892. Vol.I. M, 2002.
4. Description of records stored in the archive of the Holy governing Synod. T.XXVIII (1748). Petrograd, 1916.
5. Pokrovsky, I. Russian diocese in the XVI-XIX centuries, their discovery, composition and limits. Vol.2. Kazan, 1897.
6. Complete collection of decisions and orders of the Department of Orthodox confession of the Russian Empire. Vol. (25 November 1741—1743). SPb., 1899.
7. Complete collection of decisions and orders of the Department of Orthodox confession of the Russian Empire. Vol. II. 1744-1745). SPb., 1907.