МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
УДК 78.071.1
С. П. Вавилов
РУССКИЙ БАС ИВАН БЕРЕЗНЕГОВСКИЙ
изнь этого прекрасного человека, великолепного певца, режиссера и педагога была наполнена интересными событиями, неожиданными поворотами судьбы и, к сожалению, закончилась трагической нотой. Творческий и жизненный путь Ивана Ивановича Березнеговского практически не освещен в отечественном музыкознании, а, между тем, как певец, режиссер и педагог Иван Иванович внес весомый вклад в отечественную музыкальную культуру. Более десяти лет его жизни были связаны с Сибирью. В настоящей публикации собран разрозненный и малоизвестный материал о жизни певца, дополняющий работы [1-5].
1.Тамбовская губерния
Иван Иванович Березнеговский (илл. 1) родился в январе 1880 года в деревне Кореан-Воронцовка Тамбовской губернии в семье сельского священника. По семейным преданиям, род Березне-говских происходил из семьи крепостных крестьян графа Воронцова. Прадед обладал хорошим голосом, пел в церковном хоре.
Когда будущему певцу едва исполнился один год, умерла его мать, и все хлопоты по воспитанию малолетних дочерей и сыновей легли на плечи отца-священника и старшей дочери Апполи-нарии, которая стала для младших заботливой матерью. Приход был
© С. П. Вавилов, 2016
небольшим, и семья жила в большой нужде. Только мальчики получили среднее образование в Тамбовской семинарии, а девочкам было дано «домашнее» образование: учили читать, писать и считать в пределах семейного бюджета.
Стремление сыновей получить «светское» образование глава семьи осуждал и никакой материальной помощи не оказывал. Старший сын Василий избрал путь священнослужителя, однако младшие сыновья Николай и Иван решили по-своему: Николай, который был на пять лет старше Ивана, после окончания семинарии уехал в Томск и поступил в первый сибирский университет.
В 1901 году младший сын Иван закончил семинарию и решил поступать в Московскую консерваторию. У него был очень красивый голос, и он часто пел в хоре отцовской церквушки.
2. Москва Добравшись на перекладных до Москвы, Иван предстал перед приемной комиссией. Знаменитый профессор пения Умберто Мазетти (илл. 2), увидев перед собой парня высокого роста в стоптанной обуви и семинарской куртке, едва прикрывавшей локти своего владельца, сжалился над ним и соблаговолил послушать пение. Когда Иван запел своим бархатистым высоким басом, Мазетти заявил, что берет «этот бедный юноша на свой стипендия». Так Иван Березнеговский начал свой путь в искусстве.
•ш*
Лг
Илл. 1. Иван Иванович Березнеговский (1880-1942)
Илл. 2. Класс учеников профессора У. Мазетти (И. Березнеговский стоит второй справа)
Молодой тамбовчанин с увлечением посещал все занятия, и не только класс знаменитого, боготворимого всеми учениками, Мазетти, но и классы общего фортепиано, сценического искусства. Подготовка певцов для оперного театра была основной в методике маэстро.
В памяти молодого провинциала осталось воспоминание об ученическом спектакле 4 апреля 1902 года, который проходил не где-нибудь, а в Большом театре [6]. Была поставлена опера В. Моцарта «Похищение из сераля». В заглавной роли Констанцы выступила А. Нежданова, для которой начинался ее выдающийся путь в искусстве. А Ваня Березнеговский стоял в хоре среди своих сверстников и внимательно слушал восходящую звезду Антонину Нежданову, которой уже в студенчестве пророчили большое будущее.
На первом году обучения Мазетти выхлопотал своему ученику небольшую стипендию, учрежденную одним московским меценатом. Эти деньги явились существенным подспорьем для Ивана -ведь на помощь от семьи рассчитывать было нельзя.
В оперном классе Иван Березнеговский занимался у Василия Ивановича Сафонова и под его руководством впервые спел Мефистофеля в студенческом спектакле.
И вот 1906 год. Иван Березнеговский получает диплом «свободного художника», который свидетельствует об окончании полного курса консерватории [7]. На выпускных экзаменах присутствовал оперный антрепренер и владелец оперного театра С. Зимин. Ему понравился скромный молодой человек, исполнявший партии басового репертуара, и он пригласил Ивана Березнеговского в свою труппу.
Зимин и Мазетти предложили молодому певцу поехать на стажировку в Италию, выделив необходимые для этого средства.
3. Италия
К сожалению, пока не удалось найти документы о пребывании И. И. Березнеговского в Италии. Имеющиеся краткие сведения позволяют воссоздать лишь некую канву недолгого присутствия на родине школы «бельканто».
Весьма вероятно, что сразу после окончания консерватории Березнеговс-кий, получив средства на командировку, уезжает в Италию, где занимается в Милане у профессора Аугусто Броджи. Сведений о сроках и методике занятий со знаменитым педагогом пока не имеется.
В семейном архиве потомков певца есть фотография, которая датирована 1908 годом. На фотографии имеется собственноручная запись певца с надписью о возвращении из Италии. Российские источники указывают, что с осени 1908 года Березнеговский выступает в провинциальных театрах.
А вот на следующий год артист, вероятно, приглашается в Италию для выступлений. В краткой характеристике этого периода, которую удалось найти в новосибирских газетах, указано, что зимний сезон 1909 года Березнеговский поет в Пьемонте, а весенний сезон 1910 года он поет в театре городка Вер-челли на севере Италии. Пока нет сведений и о спектаклях, в которых принимал участие певец.
4. Провинция
В числе первых оперных антреприз, куда приняли Ивана Ивановича, была труппа, которой руководили А. Г. Таба-рова (Таборова) и Л. С. Яновский. Дебютировал певец в России, по-видимому, в Нижнем Новгороде в партии Гремина («Евгений Онегин» П. И. Чайковского) в период работы этой труппы.
В конце сентября 1908 года труппа прибыла в Томск и стала играть опереточные спектакли. В середине декабря 1908 года труппа начала ставить и оперные спектакли. Главным дирижером был опытный капельмейстер А. С. Апрельский. После Томска состоялись гастроли в других городах - Перми, Екатеринбурге.
Одной из причин, побудивших Берез-неговского принять приглашение антрепренеров, была возможность повидаться со старшим братом. Николай Иванович Березнеговский после окончания медицинского факультета Томского университета тоже окунулся в «театраль-
ную» деятельность - он успел поработать хирургом на «театре военных действий» в госпитале в Иркутске, где оперировал раненых участников русско-японской войны. После окончания этой войны Николай Иванович начал свою деятельность в госпитальных клиниках медицинского факультета Томского университета. В возрасте 35 лет стал профессором, снискал славу одного из лучших хирургов Томска.
В Томске Иван Березнеговский выступил в операх «Демон» А. Рубинштейна и «Русалка» А. Даргомыжского [8]. В конце 1908 года Березнеговский участвует в большом концерте, посвященном памяти скончавшегося в 1908 году композитора Н. А. Римского-Корсакова. Это был грандиозный концерт, в котором участвовали лучшие музыкальные силы города. Оркестр насчитывал 40 человек, а хор, исполнявший ряд номеров из опер композитора, насчитывал более 80 человек!
5. Опера Зимина
Осенний сезон 1910 года для Березне-говского стал памятным — он был зачислен в труппу оперного театра, который был в руках одного из самых известных меценатов России - Сергея Ивановича Зимина [9] . В сезоне 1910-1911 года Березнеговский начинает свои выступления в опере Д. Верди «Травиата» в партии барона Дюфоля. Партию Жер-мона исполнял знаменитый русский певец Н. Шевелев, который очень часто был и другом, и сценическим «соперником» Березнеговского.
В 1910 году Иван Березнеговский участвует в репетициях оперы М. М. Ип-политова-Иванова «Измена», часто встречается с композитором, обсуждая характер и рисунок роли своего персонажа Отар-бега. На илл. 3 представлен Иван Березнеговский в этой роли. Маститый композитор с увлечением работает с молодым басом. Исполнение Березнеговского тепло встретили зрители, были выпущены почтовые открытки с фотографиями Березнеговского, способствовавшими популярности певца.
Илл. 3. И. Березнеговский - Отар-бег (М. М. Ипполитов-Иванов «Измена»)
В сезоне 1911-1912 года Березнеговский выступил в премьерной постановке оперы Г. Шарпантье «Луиза», спев партию Отца. Появляются одобрительные слова о певце в столичных газетах: «Березнеговский очень корректный артист на характерные роли». Первые партии Ивана Ивановича в опере Зимина относились к баритоновому репертуару, но артисту не терпелось показать и свой «басовый характер». Такая возможность представилась в сезонах 1912—1915 годов. Березнеговский поет басовые партии Тимофея Бирюка в опере А.Рубинштейна «Купец Калашников», Орлика в опере П. Чайковского «Мазепа». Интересно отметить, что в опере «Мазепа» Иван Иванович мог исполнять три партии: Мазепы (баритон), Орлика и Кочубея (оба басы). Случай неординарный среди оперных певцов.
В 1914 году театр готовил постановку оперы Ц. Кюи «Капитанская дочка». На одной из репетиций побывал сам автор. Березнеговский был утвержден на роль казака Потапа. По отзывам прес-
Илл. 4, И. Березнеговский - боярин Вышата (А. Н. Верстовский «Аскольдова могила»)
сы, спектакль получился великолепным. Особенно хвалили исполнителей партий второго плана, в том числе и Ивана Березнеговского.
Годы работы певца в этом театре пришлись на один из наиболее интересных периодов в истории театра. В театре работали выдающиеся режиссеры и дирижеры: П. С. Оленин, Е. Е. Плотников, М. М. Багриновский, М. М. Ипполитов-Иванов.
На одной сцене бок о бок с Березне-говским работали такие артисты как С. И. Друзякина, В. П. Петрова-Званцева. Басовые партии исполняли Н. И. Сперанский, К. Д. Запорожец. Среди баритонов выделялись Н. А. Шевелев, М. П. Томашевский.
С Михаилом Петровичем Томашев-ским сложились приятельские отношения. Летом 1912 года друзья организовали совместные гастроли в Севастополе, попутно и отдохнув несколько дней на Черном море.
Несколько спектаклей в театре С. Зимина оформил выдающийся русский жи-
Илл. 5. И. И. Березнеговский и С. И. Друзякина в опере Ж. Нугеса «Орел»
вописец и график И. И. Билибин. Березнеговский выступал на сцене в опере «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского (илл. 4), сценическое оформление и эскизы костюмов в этой опере принадлежали как раз Ивану Билибину.
В следующем году Е. Е. Плотников готовит новую премьеру - оперу французского композитора Ж. Нугеса «Орел», которая повествует о некоторых эпизодах из жизни императора Наполеона. Творчество этого композитора практически не было известно в России, и оперный театр Зимина брал на себя большую художественную ответственность, впервые осуществив в нашей стране постановку двух опер Нугеса: «Камо грядеши» и «Орел».
Оперный театр С. Зимина показал оперу «Орел» («Наполеон») в постановке П. Оленина в декабре 1912 года. Особенно впечатляющими сценами в этой опере были дуэты с одной из примадонн театра Софьей Друзякиной (илл. 5). Сам владелец частной оперы Сергей Зимин отметил, что Березнеговский — «очень
корректный артист на характерные роли».
Возможно, служба Березнеговского в этом театре была бы продолжена, но... Россия вступила в Первую мировую войну, многие артисты и служащие театра ушли на фронт, оперные спектакли стали проходить реже. Некоторое время в начале 1915 года Березнеговский пел на сцене оперного театра в Риге, а затем Иван Иванович принимает решение уволиться из театра Зимина и, чтобы не искушать судьбу военного времени, решает уехать в Томск, к брату.
6. Томск
В 1915 году Иван Березнеговский женился. В Томске у Березнеговского в 1917 году родился сын Серафим, а в 1919 году родилась дочь Екатерина.
В апреле 1915 года Березнеговский начал педагогическую деятельность в лучшей частной музыкальной школе города, принадлежавшей пианистке Марии Леонидовне Шиловской, выпускнице Московской консерватории, которую
Илл. 6. Обложка романса из репертуара М. А. Каринской
он знавал по совместной учебе в Москве. В мае певец участвует в приемных экзаменах, отбирая девушек и юношей с хорошими голосами. Он преподавал сольное пение, вел оперный кружок, подготавливал и ставил оперные спектакли с участием любителей и профессиональных артистов. Некоторое время Бе-резнеговский выступал под сценическим псевдонимом - И. И. Зиминский. Возможно, это была память о театре Зимина, а, возможно, из-за своей артистической деятельности певец не хотел, чтобы его фамилия слишком часто ассоциировалась с фамилией старшего брата.
Годы жизни и работы в Томске стали весьма плодотворными. Преподает, ставит сцены из опер и оперные спектакли, обретя вкус к режиссерскому искусству. В начале 1916 года Березнеговский ставит в школе М. Шиловской оперу «Русалка», а в декабре 1916 года поставил на сцене Общественного собрания города оперу «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, где выступил в заглавной роли. Постановка имела успех у томичей и нео-
днократно возобновлялась. В оперных спектаклях участвовали лучшие самодеятельные и профессиональные певцы Томска. Позднее в Томске была поставлена опера А. Н. Верстовского «Аскольдова могила».
В 1917 году для учащихся мужской семинарии и воспитанниц женского епархиального училища устраивается большой музыкальный вечер. И. Березнеговский поет на сцене с хором в 100 человек под управлением известного композитора и регента Ф. В. Мясникова. Неоднократно певца приглашали к участию в совместных концертах столичные знаменитости-гастролеры. В декабре 1918 года певец выступает в концерте с известной исполнительницей цыганских романсов Марией Александровной Каринской (илл. 6). Концерт проходит с большим успехом и удостаивается похвалы в томских газетах.
Вплоть до лета 1920 года продолжается кипучая деятельность Березнеговско-го [10-14]. Не оставляет он и режиссерской работы. Ставятся сцены из опер «Риголетто», «Мазепа», «Травиата», «Фауст», в которых Березнеговский исполняет центральные арии.
Во время проведения революционных праздников Березнеговский участвует в концертах-митингах, которые проходят прямо на улицах города: в городском саду, около Каменного моста через небольшую речку Ушайку, около традиционного места отдыха жителей города - Белого озера.
Упразднение частных школ после революции стало одной из главных причин, побудивших артиста уехать из Томска. И хотя Томск жил интенсивной музыкальной жизнью, своего оперного театра не было. Набирал силу индустриальный гигант Новосибирск, где создавалась передвижная оперная труппа.
7. Новосибирск
В 1920 году Березнеговский с семьей уезжает в Новосибирск, где с группой энтузиастов-музыкантов пытается открыть учебное музыкальное заведение: Народную консерваторию или музыкаль-
ное училище. Но в молодом индустриальном Новониколаевске музыкальных сил оказывается маловато для задуманных дел. И Березнеговский вынужден был отправиться в одно из сел области, чтобы заработать на содержание жены и малолетних детей. В селе Ордынском он возглавил Народный театр. Здесь режиссерские навыки оказались кстати. Березнеговский ставит с самодеятельными артистами пьесы А. Н. Островского и А. П. Чехова.
В 1922 году в Новосибирск из Омска был переведен своеобразный театральный коллектив — Сибирский государственный театр. На основе его стала формироваться труппа Сибирской государственной оперы, просуществовавшей до середины 1930-х годов.
Березнеговский одним из первых вошел в состав коллектива и выступал в Сибгосопере в сезонах 1922-1923 и 1923-1924 годов. Вместе с ним в труппу был приглашен еще один томич - хормейстер и дирижер Леонид Николаевич Виссонов, который дирижировал несколькими спектаклями, в которых пел Березнеговский. В частности, Виссонов дирижировал опереттой «Корневильские колокола» Р. Планкетта. Иван Иванович исполнил роль Гаспара и заслужил одобрительные слова рецензента В. Д. Вегма-на: «Березнеговский играл Гаспара без излишнего драматического шаржа, в который обычно впадают все другие исполнители этой роли». При этом Вегман не забыл подчеркнуть, что роль Гаспара была и в репертуаре великого Ф. И. Шаляпина.
В Новосибирске прошел, вероятно, один из немногих в жизни певца, бенефисный спектакль. Он состоялся 11 декабря 1923 года. Газета «Советская Сибирь» откликнулась на бенефис обширной рецензией [15], а Сибирский Отдел Народного Образования (под его ведением находились тогда учреждения культуры) прислал поздравительное письмо юбиляру: «Глубокоуважаемый Иван Иванович! В день пятнадцатилетнего юбилея Вашей сценической деятельности Сибнаробраз шлет Вам самое искрен-
нее поздравление и пожелания дальнейших успехов. Учитывая Вашу многолетнюю работу на театральном поприще в Сибири, Сибнаробраз считает необходимым особенно подчеркнуть то живое активное участие, которое Вы приняли в деле организации Сибирской государственной оперы, украшением которой Вы являетесь до сих пор».
После Новосибирска Березнеговский принимает приглашение оперного театра Ташкента и в сезоне 1925-1926 годов начинает выступления там. Затем следует непродолжительная работа в оперном театре Свердловска (нынешнем Екатеринбурге).
8. Воронеж
С 1931 года Березнеговский с семьей перебирается ближе к своим родным местам и становится преподавателем сольного пения в музыкальном училище города Воронежа, выступает с концертами в качестве солиста филармонии. Он воспитал много прекрасных певцов, ставших впоследствии известными артистами. Среди его учеников Татьяна Утробина (илл. 7), Александра Дорохова, певцы Федор Ану-ров, Ионов, Каплин. Его ученики пели в оперных труппах Большого театра, Новосибирского оперного театра, Казанской оперы.
Илл. 7. И. Березнеговский со своей ученицей Татьяной Утробиной
К сожалению, оперный сценический путь певца был не слишком продолжительным — немногим более двадцати лет. Но и за эту недолгую оперную жизнь артист сумел оставить добрую память своими выступлениями. Имеющиеся краткие рецензии и оценки его исполнения свидетельствуют, что это был крупный певец, обладавший красивым, запоминающимся голосом, собственной яркой манерой исполнения, драматургическим талантом.
Оперный репертуар Ивана Березне-говского насчитывал более тридцати партий. Среди них партии басового репертуара — их большинство и партии баритонового репертуара.
И. И. Березнеговский с удовольствием работал над образами, которые впервые обретали жизнь на отечественной сцене. Здесь были партии из оперы Д. Пуччини «Девушка с Запада», опер Г. Шарпантье «Луиза» и «Орел» Ж. Ну-геса. Иван Иванович Березнеговский был первым исполнителем в Москве партии графа де-Грие в опере «Манон» Ж. Массив. Любопытно, что в репертуаре Берез-неговского были все три ведущие партии из оперы «Мазепа» П. И. Чайковского: Мазепа, Кочубей и Орлик.
Эпилог
В Воронеже у Ивана Ивановича было много друзей среди творческой интелли-
Иллюстрации -
1. Березнеговская Е., Вавилов С. Бас Иван Березнеговский // Персона. -Томск. - С. 54-57.
2. Березнеговская JI. Н. Из моих воспоминаний. - Томск: Чародей, 2001. - 180 с.
3. Вавилов С. Иван Березнеговский // Томская старина. - 1992. - № 1(3). - С. 10-11.
4. Знамя революции. - Томск, 1920. - № 123.
5. История оперы Зимина (1903-1917). Сост. В. Пронин. - М., 2005. - 330 с.
6. Музыкальная культура Новосибирска. - Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 2005. -683 с.
генции. Особенно близко он подружился с художником Александром Алексеевичем Бучкури. Уроженец Тамбовской губернии Бучкури в свое время учился у И. Е. Репина и к середине 1920-х годов выдвинулся в число известных отечественных художников.
Когда началась Великая Отечественная война, Березнеговский серьезно заболел. В 1942 году немецкие войска вошли в Воронеж. По доносу одного из фашистских приспешников немцы арестовали И. И. Березнеговского и А. Бучкури. Расправа была скорой и жестокой. В августе 1942 года друзей повесили в сарае прямо во дворе собственного дома. Следы могилы после войны затерялись.
Потомки певца бережно хранят память о своем знаменитом родственнике. Дочь Екатерина жила в городе Барнауле. Сын Серафим Иванович также избрал алтайские просторы своим местом жительства.
Автор публикации благодарит всех представителей семьи Березнеговских, любезно делившихся имеющейся информацией.
Далеко от Сибири осталась неизвестная могила Ивана Ивановича Березнеговского, прекрасного человека и артиста, вписавшего свое имя в музыкальную историю Сибири и России. Сибиряки вправе гордиться Иваном Березнеговским. Имя его должно сохраниться для потомков.
7. Отчет Московского отделения Императорского Русского музыкального общества за 1901— 1902 г. - М., 1903. 8.0тчет Московского отделения Императорского Русского музыкального общества за 1905-1906 г. - М., 1906.
9. Пружанский А. М. Отечественные певцы. -М.: Сов. композитор. - 1991. - 424 с.
10. Путь народа. - Томск, 1918. - № 42.
11. Сибирская жизнь. - Томск. 1908. - № 89.
12. Сибирская жизнь. - Томск, 1916. - № 36.
13. Сибирская жизнь. - Томск, 1917. - № 192.
Примечание
из личного архива автора и из семейного архива родственников певца.
Литература
14. Советская Сибирь. - Новосибирск, 1919. - 15. Советская Сибирь. - Новосибирск, 1923. -№ 134. № 280.
References
1. Bereznegovskaia E., Vavilov S. Bas Ivan Bereznegovskii [Bass Ivan Bereznegovskiy] Persona [Person]. Tomsk, pp. 54-57.
2. Bereznegovskaia L.N. Iz moikh vospominanii [From my recollections]. Tomsk: Charodei, 2001, 180 p.
3. Vavilov S. Ivan Bereznegovskii [Ivan Bereznegovskiy]. Tomskaia starina [Tomsk old times]. Tomsk, 1992. № 1(3). pp. 10-11.
4. Znamia revoliutsii [Banner of revolution], Tomsk, 1920, № 123.
5. Istoriia opery Zimina(1903-1917) [History of the opera of Zimin (1903-1917)]. Comp. by V. Pronina, Moscow, 2005, 330 p.
6. Muzykal'naia kul'tura Novosibirska [Musical culture of Novosibirsk], Glinka Novosibirsk State Conservatoire, 2005, 683 pp.
7. Otchet Moskovskogo otdeleniia Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva za 1901-1902 g. [Report of the Moscow department of the Emperor's Russian musical society for 1901-1902]. Moscow, 1903.
8. Otchet Moskovskogo otdeleniia Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva za 1905-1906 g. [ Report of the Moscow department of the Emperor's Russian musical society for 1905-1906 ]. Moscow, 1906.
9. Pruzhanskii A.M. Otechestvennye pevtsy [Russian singers]. Moscow: Sovetskii kompozitor, 1991, 424 pp.
10. Put' naroda [Way of people]. Tomsk, 1918, № 42.
11. Sibirskaia zhizn [Siberian life]. Tomsk, 1908, № 89.
12. Sibirskaia zhizn [Siberian life].Tomsk, 1916, № 36.
13. Sibirskaia zhizn [Siberian life]. Tomsk, 1917, K» 192.
14. Sovetskaia Sibir [Soviet Siberia ]. Novosibirsk , 1919, № 134.
15. Sovetskaia Sibir [Soviet Siberia]. Novosibirsk, 1923, № 280.
Русский бас Иван Березнеговский
Материалы статьи, представляют жизненный и творческий путь певца, режиссера и педагога И. И. Березнеговского. Приведены сведения об учебе певца, его деятельности в оперных театрах различных городов. Особое место уделено работе певца в сибирских городах Томске и Новосибирске. Использование редких архивных материалов позволяет воссоздать облик незаслуженно забытого деятеля отечественной музыкальной культуры.
Ключевые слова: бас, опера, режиссер, Томск, Новосибирск, театр Зимина, Сибгосо-пера.
Russian bass Ivan Bereznikovsky
The materials of the article present the way of life and work of a singer, director and teacher I. I. Bereznegovskiy. The information about the studies of the singer, his work in the operatic theaters of different cities are given. Special attention is paid to the singer's work in Siberian cities of Tomsk and Novosibirsk. The use of rare archive materials makes it possible to recreate the appearance of the undeservedly forgotten worker of domestic musical culture.
Keywords: bass, opera, director, Tomsk, Novosibirsk, Zimin's theater, Sibgosopera.
Вавилов Станислав Платонович - доцент Stanislav Vavilov - Associate Professor of Томского политехнического университета. the Tomsk Polytechnic University.
E-mail: baron@tpu.ru E-mail: baron@tpu.ru