УДК 81-26
Чэнь Ваньжоу
аспирант каф. общего и сравнительного языкознания МГЛУ; e-maiL: [email protected]
РУССКИЕ ЦЕННОСТИ В ПОВЕСТЯХ В. Г. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ» И «ЖИВИ И ПОМНИ»
Автор рассматривает базовые ценности, которые понимаются как совокупность жизненных установок и идеалов, характеризующих представителей той или иной лингвокультуры. При этом определяющим фактором формирования и интерпретации этнической культуры становится язык. Базовые ценности связаны с понятием картины мира. Изучение картины мира носителей различных лингвокуль-тур осуществляется при детальном рассмотрении базовых этнических ценностей, обусловливающих социальное бытие и индивида и общества в целом. Важным положением в трактовке базовых ценностей является то, что, с одной стороны, ценности приобретаются в целенаправленной деятельности индивида и потому субъективны, с другой - существование социума и индивида невозможно без признания общечеловеческих ценностей и овладения ими. Содержание ценностей во всем многообразии наиболее адекватно представляется в языке. В статье анализируется специфика вербальной репрезентации некоторых базовых ценностей россиян в повестях В. Распутина, смысл творчества которого заключается в нравственном исследовании личности, что позволяет в полной мере представить особенности характера русского народа, особенно в женских образах. Красота и сила русской женщины, проявляющей терпение, прощение, милосердие, сострадание, способность к самопожертвованию играют особую доминантную роль в творчестве В. Распутина. Выбранные для анализа ценности «милосердие», «семья», «самопожертвование» относятся к моральными и отражают самые яркие черты национального менталитета русского человека. Автор устанавливает их содержание на основе анализа текстов повестей.
Ключевые слова: этническая ценность; базовая ценность; менталитет; национальный характер; вербальная репрезентация; картина мира; этническая картина мира.
Chen Wanrou
Post-graduate student of the Department of GeneraL and Comparative Linguistics, Moscow State Linguistic University; e-maiL: [email protected]
RUSSIAN VALUES IN THE NOVELS "FAREWELL TO MATYORA" AND "LIVE AND REMEMBER" BY V. G. RASPUTIN
The author considers the basic vaLues, which are understood as a set of Life attitudes and ideaLs that characterize representatives of a particuLar Linguistic cuLture. At the same time, Language becomes the factor that determines the formation
and interpretation of ethnic cuLture. Basic vaLues are associated with the concept of a picture of the worLd. The study of the picture of the worLd of representatives of different Linguistic cuLtures reLies on a detaiLed examination of the basic ethnic vaLues that determine the sociaL Life of each individuaL and society as a whoLe. An important point in the interpretation of basic vaLues is that, on the one hand, vaLues are acquired in the purposefuL activity of the individuaL and are therefore subjective, on the other hand, the mere existence of society and each individuaL is impossibLe without recognition of universaL human vaLues and mastering them. The content of vaLues in aLL its diversity is most adequateLy represented in the Language. The articLe anaLyzes the specificity of the verbaL representation of some basic vaLues of Russians in works by V. G. Rasputin, who is known for his interest in the fieLd of human moraLs, which makes it possibLe to fuLLy describe the character of the Russian peopLe, especiaLLy in femaLe images. The beauty and strength of the Russian woman who shows patience, forgiveness, mercy, compassion, and seLf-sacrifice pLay a speciaL, dominant roLe in works by V. Rasputin. The vaLues "charity", "famiLy", "seLf-sacrifice" that have been chosen for anaLysis are moraL and refLect the most striking features of the nationaL mentaLity of the Russian peopLe. The author reconstructs their content from the the stories that are anaLyzed in the articLe.
Key words: ethnic vaLue; basic vaLue; mentaLity; nationaL character; verbaL representation; picture of the worLd; ethnic picture of the worLd.
Изучение картины мира представителей различных лингвокуль-тур в современной гуманитарной науке определяется не только и не столько научными интересами исследователей и необходимостью уточнения научных данных, сколько прагматическими задачами современной поликультурной коммуникации, призванной учитывать специфику ментальности общающихся народов для достижения понимания между ними. Это возможно лишь при детальном рассмотрении базовых этнических ценностей, обусловливающих социальное бытие и индивида и общества в целом.
При этом система ценностей того или иного народа может отличаться качественным и количественным составом ее конкретных составляющих, их иерархией и спецификой реализации в социуме. Поэтому лингвистическая «диагностика» ценностей остается актуальным способом определения их содержания, роли в стабилизации общества и специфики их языкового воплощения.
Именно эта проблема - специфика вербализации некоторых русских ценностей - является предметом рассмотрения в настоящей статье.
По определению С. Лурье, «ценности - это осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов
представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия» [Лурье 2004, с. 44]. Понятие «представление о желаемом», явное или скрытое, характеризующее индивида или группу, означает, что ценности выступают в качестве принципов бытия, используются при оценивании объектов, событий и поведения» [Шнейдер 2003, с. 175]. Базовые ценности принято определять как совокупность жизненных установок и идеалов, которые сами члены этноса считают характерными и важными для своего народа, поэтому практически все виды деятельности осознанно или неосознанно связываются с этими ценностями как принципами существования в социуме. Очевидно, что при таком понимании базовые ценности определяет специфику идентичности социума / этноса.
Понятие идентичность было введено Э. Эриксоном, который подчеркивал его внутреннюю противоречивость: с одной стороны, идентичность статична, поскольку позволяет консолидировать этнос / социум, с другой - принципиально динамична, в противном случае общество не могло бы развиваться [Эриксон 1996, с. 86].
В современной науке понятие идентичность, как и почти всякое понятие, относящееся к сфере деятельности человека и социума, не имеет однозначного толкования и пересекается с понятиями «культура», «национальная культура», «этническая культура», «этнонацио-нальная / этнокультурная специфика» и рядом других. Такие пересечения свидетельствуют о необходимости, во-первых, учитывать при определении сущности этого понятия данные психологии, философии, этнологии, социологии, этнолингвистики и других наук; во-вторых, формулировать параметры идентичности как междисциплинарного научного объекта.
И в этом случае становится определяющей роль языка как интегрирующего фактора этнической культуры: с помощью языка формируется чувство групповой идентичности. Именно язык закрепляет складывающееся единство этноса в этнониме: «Важным элементом этнической культуры является самоназвание этноса; оно появляется в тот момент, когда люди осознают себя единым целым, одним народом. Огромная роль в формировании этнической культуры отведена национальному характеру, или психическому складу этноса, который также отражается в языке» [Хлопова 2018, с. 19].
Система ценностей, представляющих языковое сознание русских, во всем своем разнообразии тоже представлена в языке. По данным участников проекта «Русская инициатива», к таким ценностям у русских можно отнести «безопасность, веру, внимание к людям, доверие, долг, достаток, дружбу, законность, здоровье и другие» [Базовые ценности ... 2003, с. 403].
Нас интересует динамика ряда базовых ценностей русских, которая может быть установлена при сопоставлении разных текстов русского языка. Рассмотрим ценности, которые, по мнению социологов и психологов, характеризовали сознание русских ХХ в. Совокупный список ценностей составлен на базе философских, этнологических и социологических исследований (см., например: [Луначарский 1922; Лосский 1931; Сорокин 1937-1941; Здравомыслов 1986; Смирнов 1994; Лапин 2000] и др.) и верифицирован участниками социологического проекта «Базовые ценности россиян» [Базовые ценности . 2003]. В настоящей статье исследуются ценности «милосердие», «семья», «самопожертвование» [там же], которые становятся предметом нравственных раздумий Распутина.
У частники проекта отмечают, что у женщин значимый положительный перевес наблюдается в отношении морально-этических ценностей «вера», «внимание к людям», «здоровье», «милосердие», «мир», «надежда», «образование», «покой», «порядочность», «семья» [Базовые ценности ... 2003]. Эти ценности рассматриваются, как правило, в качестве регуляторов социальных коммуникаций (доверие, милосердие, порядочность) или охранительно-консервативных представлений (образование, профессионализм, семья) [Рябов, Курбанга-леева 2003], хотя оценки важности каждой из ценностей не совпадают: так, в 2003 г. семье отдавали предпочтение 87,5 % респондентов; более того, исследователи пришли к выводу, что «семья и благополучие детей выступают в качестве неких сверхценностей» [там же, с. 169].
Ценность «милосердие», которой в нашем исследовании уделяется особое внимание, характерна для русских женщин и значит для них больше, чем вера, внимание к людям, доверие, здоровье, любовь [Рябов, Курбангалеева 2003]. Авторы проекта «Томская инициатива» отмечают, что «в полученных данных имеется много хорошо воспроизводящихся на всех четырех выборках структурных особенностей. В каждом из четырех опросов мужчины в целом значительно выше
своей доли в выборке выбрали "для себя" ценности "могущество", "независимость", "профессионализм", "свобода". Кроме того, в трех выборках из четырех значимо чаще выбирались ценности "равенство", "убеждения" и "удовольствие"; значительно реже мужчины выбирали "Милосердие" и "Покой"» [Рябов, Курбангалеева 2003, с.186]. Вместе с тем «ответы женщин на этот блок вопросов по обоим значимо отклоняющимся критериям во многом зеркальны ответам мужчин. К "женским" же оказалось возможным отнести Веру, Внимание к людям, Здоровье, Милосердие, Мир, Надежду, Образование, Покой, Порядочность и Семью» [там же, с. 186].
Одной из доминантных ценностей в системе этнических ценностей русских является также самопожертвование. В русском традиционном обществе, которое изображал В. Г. Распутин, конкретный человек не сможет получить высокий статус и уважение без его искренней личной жертвенности. «Бог терпел и нам велел» гласит известная русская народная пословица. «Подвиг у русских - это не личное геройство; он всегда должен быть направлен «на вне человека»: смерть за свое Отечество и Родину, подвиг за други своя, на миру и смерть красна» [Ясин 2004, с. 29]. Бессмертную славу приобретали люди, жертвовавшие собой ради других и на глазах у своей общины.
И поскольку избранные для анализа ценности относятся к моральным, рассмотрим сначала в качестве материала исследования художественные тексты «Прощание с Матерой» и «Живи и помни» В. Распутина, русского прозаика, представителя «деревенской прозы», главный смысл творчества которого заключается в нравственном исследовании личности.
Значительная часть исследователей посвящалась к изучению вопроса о наследуемых нравственные проблемы писателем. В последние годы, наряду с исследованием русских традиций и этнической культуры, большое внимание уделяется изучению национального менталитета русского человека, пристальное внимание к которому характерно для прозы В. Распутина.
Проблема менталитета - не только одна из самых острых и болезненных тем в общественных дискуссиях современной России, но и предмет актуального научного рассмотрения в разных аспектах гуманитарных наук. Психолингвист А. Леонтьев рассматривает менталитет как «некую интегральную характеристику людей, живущих
в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него» [Леонтьев 1974, с. 35]. Этнолог С. Лурье понимает менталитет как систему этнических констант, «нематериа-лизуемую составляющую традиции», «совокупность сознательных и бессознательных установок», сопряженных с этнической традицией» [Лурье 2004, с. 23]; «систему мировоззрения, основанную на этнической картине мира, передающуюся в процессе социализации и включающую в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах. Через описание этих представлений, в свою очередь, может быть описана культурная традиция, присущая этносу или какой-либо его части в данный период времени. Все бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Система этнических констант и является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир» [там же, с. 298]. По мнению психологов О. Митиной и В. Петренко, «менталитет -модель мира, присущая обыденному сознанию людей, принадлежащих к одному этносу» [Митина, Петренко 1994, с. 43]. Сопоставляя разные определения, можно отметить, что во всех них менталитет рассматривается как мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального и / или коллективного сознания и представляющее собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Менталитет - это и присущий индивиду или определенной социальной общности специфический склад мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе, верований, мнений, предрассудков, при этом «менталитет включает как сознательное, так и бессознательное, рациональное и эмоциональное» [Косов 2007, с. 75].
Отсюда очевидно, что понятия менталитета и базовых ценностей взаимосвязаны, что в полной мере проявляется в прозе В. Распутина, который стремился к постижению особенностей характера русского человека. Наиболее отчетливо названные выше базовые ценности проявляются в женских характерах, созданных В. Распутиным. Красота и сила русской женщины всегда определялась ее способностью проявлять по отношению к каждому существу и ко всему миру
терпение, прощение, милосердие, сострадание, способность к самопожертвованию.
Для главной героини повести «Живи и помни» Настены, молодой женщины, но уже сложившейся духовно, жизнь невозможна, если этот духовный стержень исчезнет, и потому она пристально наблюдает за окружающими: «Знала Настена: стареют с годами, а душой можно остыть и раньше лет - этого она боялась большего всего. Сколько людей, и здоровых, и сильных, не отличают своих собственных, богом данных им чувств от чувств общих, уличных. Эти люди и в постель ложатся с тем же распахнутым, для всего подходящим удовольствием, с каким садятся за стол: лишь бы насытиться. И плачут, и смеются они, оглядываясь вокруг - видно, слышно ли, что они, плачут и радуются, не потратиться бы на слезы зря. Эти свое отзвучали: тронь их особой тронью - не поймут, не отзовутся, ни одна струночка не отдастся в ответ чуткой дрожью: поздно - заглохло, закаменело, и сами они никого также не тронут. А все потому, что в свое время не умели и не хотели остаться наедине с собой, позабыли, потеряли себя - не вспомнить, не найти» [Распутин 1997, с. 67].
Сам В. Распутин отметил, что характер у Настены «людской»: она живет по принятым правилам и сохраняющим цельность общества традициям людей, ведет себя «по-людски», т. е. так, чтобы не вызывать отрицательных оценок и осуждения окружающих. В этом смысл ее жизни, и потому для семьи и людей она готова на самопожертвование.
Важность представлений о смысле жизни как единстве со своим народом проявляется в непосредственных поведенческих реакциях героини, что свидетельствует о «вращенности» духовных принципов в ее сознание, о том, что определенные духовные ценности стали неосознаваемыми, но регулирующими жизнь компонентами ментально-сти героини, и когда возникает противоречие между этими ценностями, естественность ее жизни заметно нарушается. Так, еще не зная о дезертирстве мужа, но уже уловив будущую беду, Настена предвидит разрыв с людьми: «С этого часа она словно бы выглядывала из себя ... ходила на работу колхозную, оставаясь на людях такой же, какой была всегда, а сама все время озиралась, пугаясь каждого стороннего звука» [Распутин 1997, с. 89]. Это ощущение единства с народом, среди которого живешь, чувство сопричастности с ним, полного разделения
с ним жизненных принципов определяет нравственную позицию каждого персонажа «Живи и помни»: «И не на заимке живу, чтобы дальше глаз своих не видеть, а с народом», - говорит Настя Вологжа-нина [Распутин 1997, с. 112]; Надька поддерживает Настену: «Вместе будем, если че, обороняться . . Ниче, вместе станем горе мыкать» [Распутин 1997, с. 144], а председатель колхоза Максим Вологжанин сообщая односельчанам о победе, говорит: «Люди! ... Люди! ... Выстояли, выдюжили .. Нам ни за что бы там не выдержать без вас, кто оставался здесь. ... Ни черта бы мы без вас не сделали, и не было бы сейчас этого дня. Великая наша страна, огромная страна, а без нашей Атамановки не обойтись. Поднимитесь, люди, взглянем во все глаза на сегодняшний день и запомним его. Не было еще такой войны, а стало быть, не было такой победы. Отметим, люди» [Распутин 1997, с. 288]. В самом обращении председателя актуализируются связи слов люди, людской, по-людски, подчеркивающие ощущение каждого своей тождественности с народом - этничности в современном ее понимании. (Отметим попутно, что два последние слова чрезвычайно редки в словаре современного русского человека, что может косвенно свидетельствовать о начале изменения содержания базовой ценности «этничность»). По словам исследователей, В. Распутину чрезвычайно дорога мысль о единстве русского народа, ведь «по-настоящему свободна и автономна личность только в народе, только там ей просторно и вольно, в нем, в неискривленном и продолжающемся пути его, находит она свой смысл и вечность» [Танака 1995, с. 217].
Естественно, ценности как принципы, по которым часто неосознанно живет человек, и ценности как предмет научного анализа -вещи разные. В естественной жизни человека они могут иерархизи-роваться под влиянием многих психических, социальных и других факторов и, конечно, отличаться от той идеальной иерархии, которую выстраивают ученые. Именно поэтому ценности образуют специфическую основу психической жизни индивида, в которой могут быть сопряжены амбивалентные эмоции и ценности.
Так, Настена, с одной стороны, человек, олицетворяющий образ русской женщины - терпеливой, верной, справедливой, сочувствующей, живущей «по-людски». С другой - она, в качестве одной из высших ценностей выделяющая семью, вынуждена нарушать людские законы, потому что чувствует, что муж не просто их тоже нарушил - он
разорвал связи с тем, что только и обеспечивает жизнь человека, -с людьми, истребил в себе «людское», но отказаться от мужа для На-стены невозможно в силу доминирующего в ее характере милосердия: «Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца. Вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, просто не отмахнешься, а он свой, родной. Их если не бог, то сама жизнь соединила, чтобы держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда ни стряслась» [Распутин 1997, с. 87]. «А дальше. Как дальше быть? Как его вызволить из этой беды, как жить, чтобы, не ошибаясь, не запутавшись, помочь? Что бы с ним теперь ни случилось, она в ответе» [там же, с. 88]. Это гибельное и для индивида, и для общества в целом противоречие, перед которым меркнет и грех самоубийства, - и потому В. Распутин приводит героиню к необходимости уйти из жизни. Глубина этого противоречия осознается при сопоставлении всех проявлений милосердия Настены, представленных писателем. Сам он отмечал, что русская женщина, «целительность сердца», связанную с милосердием, воспринимает как исполнение своего «главного и великого призвания» [Распутин 2007, с. 374]. Поэтому отказаться от мужа значит для Настены «отказаться от самой себя» [Распутин 1997, с. 112], ибо она способна вытерпеть и вынести «все, что придется на ее долю, но коптить небо ни на что не пригодной бабой она не согласна - тогда уж лучше и не жить» [там же, с. 114].
Результаты анализа вербального представления ценностей в повести «Живи и помни» говорят о том, что для В. Распутина важнейшими из них являются способность к самопожертвованию, милосердие, и семья как характеристика прежде всего женского типа поведения и составляющие этничности.
Повесть «Прощание с Матёрой», по общему признанию критиков, - одно из вершинных произведений деревенской прозы. Здесь переплетается несколько тем, так или иначе представленных В. Распутиным в других произведениях: взаимоотношение «отцов и детей», преемственность поколений, поиск смысла жизни, вопрос памяти и забвения, что есть родина и ее судьба. Всё это вопросы, связанные с осознанием себя как единой общности - народа.
Старики прощаются со своим селом как с родным человеком: это место объединяло их как общность, народ, а с исчезновением Матёры
это единство, определявшее смысл жизни, разрушается. Для Дарьи Пинигиной осквернение родовых могил становится нарушением непреложной вековой традиции, а, следовательно, психологическую травму, ведь «ты - не только то, что ты носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг тебя» [Распутин 2002, с. 256], но именно оно «лишь ... одно и вечно, лишь оно, передаваемое, как дух святой, от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам, смущая и оберегая их, поправляя и очищая, и вынесет когда-нибудь к чему-то, ради чего жили поколения людей» [там же, с. 277].
И, по В. Распутину, как нам представляется, Матера исчезает именно потому, что разрушается изначальное осознание непреложности этнических ценностей, начинается «забвение корней своих»: если для пожилой Дарьи сохранение памяти, корней, традиций обязательно как принцип существования человека и залог его развития, пятидесятилетний Павел сомневается, правы ли старики, защищая остров (символически - традиционные устои жизни), а его сын Андрей уже говорит о необходимости технического прогресса, даже если он уничтожает «старую жизнь», не понимая, что одновременно исчезает и человек как носитель определенной культуры. Если для Дарьи и других пожилых людей на острове затопление кладбища -страшное надругательство над умершими и живущими, кощунство, проявление безнравственности, то для санитарной бригады, прибывшей на остров для его затопления, разорение могил - только плановая очистка территории. Жители села готовы преступить закон, защищая погост, а по сути - защищая честь общества.
Дарья - центральный персонаж повести, демонстрирующий свойства русской этничности. И снова одно из проявлений этничности -единение, соборность, понимаемая исследователями как комплекс психологических установок, сложившихся практик церковной жизни и неписаных правил поведения мирян; это взаимопомощь и коллективизм, характерные для русского православного человека. А жители села реализуют эти принципы не раздумывая, потому что они стали единственно возможной формой поведения: они собираются в избе Дарьи, «самой старой из старух» строгого, но справедливого характера, пьют чай из самовара, чтобы ощутить эту цельность, почувствовать, что ты не один, а составляющая единства, которая тебя не бросит и которую ты не предашь. Сильные духом, они одновременно
бесконечно милосердны: «Я не знаю ишо такого человека, чтоб его не жалко было» [Распутин 2002, с. 256]; «Как его, христовенького, не пожалеть? Не чужой, поди-ка» [там же, с. 258].
Таким образом, в текстах анализируемых повестей В. Распутин представил свое понимание главных ценностей русского народа - милосердия, семьи, самопожертвования. Наши первоначальные наблюдения над содержанием этих ценностей еще не дают представления об иерархии их внутренних смысловых компонентов и системе ценностей в целом, однако выявляют их глубокие взаимозависимости и историческую устойчивость.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Е. Л., Ратнер А. В., Глухих П. Л. Изменение ценностных установок модернизируемого общества // Ценности и смыслы. 2014. Вып. № 1 (29). URL : cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-tsennostnyh-ustanovok-moder-niziruemogo-obschestva/ (дата обращения: 03.04.2017). Богомолов А. С. Опредмечивание, ценности и социологическое познание //
Социологические исследования. 1974. № 5. С. 67-76. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М. : Лабиринт, 2004. 320 с.
Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 29-39. Журавлев В. В., Родионов В. А., Цепляев А. Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность / Моск. гуманит.-соц. акад. М. : Социум, 2002. 122 с. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М. : Политиздат, 1986. 223 с.
Игнатьева А. В. Эволюция образа русской женщины в творчестве В. Г. Распутина : дис. ... канд. филол. наук, 2008. 224 с. Косов А. В. Ментальность как мировоззренческая система и компонента ми-фосознания // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 3. С. 75-90.
Лапин Н. И. Пути России: социокультурные трансформации / Российская
акад. наук, Ин-т философии. М. : ИФ РАН, 2000. 191 с. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М. : Наука, 1974. 368 с. Лосский Н. О. Ценность и Бытие. Бог и царство божие как основа Ценностей. Paris : YMCA Press, 1931. 136 c. Лурье С. В. Историческая этнология. М. : Академический проект : Гаудеа-мус, 2004. 624 с.
Луначарский В. К вопросу об искусстве. В кн.: Луначарский А. В. Этюды критические и полемические. М., 1905. С. 369-391.
Митина О. С., Петренко В. Ф. Психосемантическое исследование политического менталитета / Общественные науки и современность. 1994. № 6. С. 42-54.
Пищальникова В. А. Национальная специфика концептуальной системы и ее репрезентация в языке // Горный Алтай и Россия. 240 лет ГАГУ. Барнаул, 1996. С. 6-8.
Распутин В. Г. «Cherchez la femme...» / Распутин В.Г. В поисках берега: Повесть, очерки, статьи, выступления, эссе. Иркутск : Издатель Сапронов,
2007. С. 381-382.
Распутин В. Г. Живи и помни. М. : Панорама, 1997. 432 с.
Распутин В. Г. Прощание с Матерой // В. Г. Распутин. Живи и помни: [повести, рассказы]. М. : Эксмо, 2002. 394 с.
Ручка А. А. Социальные ценности и нормы: (Некоторые теоретические и прикладные вопросы социологического анализа) / АН УССР. Институт философии. Киев : Наукова думка, 1976. 152 с.
Рябов А. В., Курбангалеева Е. Ш. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М. : Дом интеллектуальной книги, 2003. 448 с.
Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика М. : Астрель, 2006. 1176 с.
Степин В. С., Гусейнов А. А., Межуев В. М., Толстых В. И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция: философский альманах, 1992. М. : Политиздат, 1992. С. 4-46.
Смирнов П. И. Ценностные основания общества: (Концепция исследования): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 1994. 31 с.
Танака Кнёши. О героях и конфликтах у В. Распутина // Проблемы эволюции русской литературы XX века. М., 1995. Вып. 2. С. 217-219.
Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. : Изд-во МГУ,
2008. 352 с.
Хлопова А. И. Вербальная диагностика динамики базовых ценностей : дис. ... канд. филол. наук. 2018. 172 с.
Шнейдер Л. Б. Идентичность: Хрестоматия. М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : изд-во МОДЭК, 2003. 272 с.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб. : Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
Ясин Е. Г. Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия. М. : Новое издательство; 2004. 456 с.
Schwartz S. H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations // Jowell C., Roberts R., Fitzgerald G. E. (Eds). Measuring attitudes cross-nationally - lessons from the European Social Survey. L. : Sage, 2006. 203 p.