.....
I I I ■ M I I I I
^ Теория и история культуры 105
ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА КАК ВЫРАЖЕНИЕ МЕНТАЛИТЕТА ЭТНОСА
О. В. Зверев
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается проблема взаимосвязи этнического менталитета и этнической картины мира. Устойчивый характер этнической картины мира как части культурной традиции позволяет носителям данной культуры сохранять свою устойчивую общность, несмотря на постоянно происходящие процессы ассимиляции других этносов и этнический групп.
Ключевые слова: теория культуры, этнология, этнос, этническая культура, этнический менталитет, этническая картина мира.
The article covers the problem of intercommunication of ethnic mentality and ethnic picture of the world. Stable character of ethnic picture of the world which is a part of cultural tradition gives native people belonging to the culture a chance to keep their stable community despite of permanent process of assimilation of other races and ethnic groups.
Key words: theory of culture, ethnology, ethnos, ethnic culture, ethnic mentality, ethnic picture of the world.
Одним из самых популярных направлений современного культурологического знания является прочтение социальных, исторических, экономических и культурных реалий в аспекте их соотнесенности с ментальностью данного общества. Это происходит несмотря на то, что до сих пор постановка вопроса о воздействии менталитета данного общества на историческую и социокультурную динамику относится к разряду дискуссионных.
Термин «ментальность» появился в 30-е годы XX века и связан, главным образом, с деятельностью ученых, объединившихся вокруг парижского журнала «Анналы», который начал выходить в 1929 году. Основателями журнала стали великие французские историки Марк Блок и Люсьен Февр, которые ввели в лексикон историка понятие «менталитет». Работы этих историков позволили осознать, что люди прошлых веков отличались от нас, преж-
де всего, своим менталитетом, то есть образом мышления, поведения, реакцией на окружающую среду.
Менталитет (фр. Ме^а1ке) - это образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики этнических или национальных особенностей народов.
Менталитет какой-либо общественной группы или общества отличается устойчивостью, он мало изменяется на протяжении длительных исторических периодов, по своему значению этот термин близок «мировоззрению», под которым понимается комплекс представлений о мире, объединяющий членов данной группы и определяющий предпочтительные модели поведения (1, с. 3).
В ментальности этноса явно или латентно
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 105-108
04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 105 1 03.10.2011, 18:19
.....
I I I ■ М I I I
106 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
запечатлена этническая модель мира, системы мировосприятия, совокупность картин мира, определяющих их социальное поведение. Образ мира, заданный языком, традицией, воспитанием, религиозными представлениями, всей общественной практикой людей, - устойчивое образование, меняющееся медленно и исподволь, незаметно для тех, кто им обладает. Можно представить себе человека, лишенного определенного мировоззрения, но не индивида, который не обладал бы образом мира, пусть непродуманным и неосознанным, но властно определяющим поступки индивида, все его поведение.
В этнологии употребляется термин «этнический менталитет», под которым понимается «свойственный данному народу склад мышления; он представляет собой устойчивый изоморфизм (постоянство, неизменность, инвариант), присущий культуре или группе культур, который обычно не осознается и принимается в этой культуре как естественный; он не поддается изменениям под воздействием идеологического давления» (2, с. 85).
Этнос создает уникальную культуру, содержание которой определяется общечеловеческим характером, это доминирующие культурные темы, а форма у разных народов имеет своеобразное решение, в котором отражается в определенном смысле специфика данного этноса. Народ создает самобытный образ мироздания, этническую культуру, в которой встречаются различные варианты культурных доминант. Они получают оценку с помощью наличествующих в данной культуре отношений человека к природе, пространству и времени, себе и другим народам.
Этническая картина мира является значимой частью или существенным элементом этнической традиции. Связь этнической картины мира с культурой традиции, безусловно, представляется определяющей, она подчеркивает стабильность, статичность, консерватизм, мало изменяющийся характер этнической картины мира. Устойчивый характер этнической картины мира как части культурной традиции позволяет носителям данной куль-
туры сохранять свою устойчивую общность, несмотря на постоянно происходящие процессы ассимиляции других этносов и этнических групп, явно выраженные на протяжении исторической жизни любого этноса, что позволяет отбросить версию биологической природы этничности.
Этническая картина мира включает в себя целостные представления о мире, которые находят свое выражение во всех пластах народной жизни, в мифах и обрядах, искусстве, фольклоре, идеологии. Этническая картина мира запечатлевает особенности этнического менталитета, который соответствует социальным и историческим реалиям жизнедеятельности и жизнеобеспечения этноса. В свою очередь этнические культурные представления, или менталитет, отражается на деятельности социальных и политических институтов, в межличностных и международных отношениях, во внутренней и внешней политике государства. При этом следует отметить, что этнический менталитет не только обусловлен этнической картиной мира, но и ее формирует.
В процессе приспособления, адаптации этноса к окружающей неблагоприятной природной и социальной среде происходит формирование зачастую бессознательных этнических констант, которые помогают этносу выжить и развиваться. Эти этнические константы представляют собой некую неизменную форму упорядочения опыта, содержанием которого является реальный опыт культурной и исторической жизни народа. Именно этнические константы служат той призмой, посредством которой этнос смотрит на мир. Ценностные доминанты и этнические константы складываются в этническую картину мира, выполняющую функцию психологической защиты, и поскольку культурно-ценностные доминанты различаются в разные эпохи и для разных групп внутри этноса, то в целом этническая картина мира не остается неизменной, она динамична, подвижна (3, с. 238).
Этнические константы представляют собой центральную, главную зону этнической
04_öäT6ey_e_eöeüöö6ü.p65 106 1 03.10.2011, 18:19
.....
ш
Теория и история культуры 107
культуры, что же касается их содержания, то оно определяется распространением, переносом бессознательных комплексов на реальные объекты окружающего мира, который именуется психоаналитиками трансфером. С.В. Лурье отмечает: «трансфер - перенос бессознательного комплекса на реальный объект. Это сцепление может быть более или менее прочным и сохраняется до тех пор, пока данный объект может нести такого рода нагрузку внутри этнической картины мира и опыт этноса не начнет явно расходиться с реальностью. Тогда последует новый трансфер - на другой объект. Так происходит формирование конкретного "образа защитника" и "образа врага" (безразлично, персонифицированных или нет). Аналогичным образом происходит явление, которое можно назвать автотрансфером: человек приписывает себе те качества, которые заложены в бессознательном его "образе себя" (концепции "мы" и концепции "я")» (3, с. 238).
В этнической картине мира выражается «индивидуальность» этноса, то, что отличает его от других этнических и социальных общностей. Эта картина формируется начиная с времени становления этноса, который адаптируется к неблагоприятным условиям окружающей природной и социальной среды с помощью создания особой стратегии жизнедеятельности - культуры. Ее специфичной формой является этническая культура, которая обладает особыми способами выражения индивидуальности, обусловленными характерными чертами этноса, спецификой конкретных природных и исторических условий, в которых этнос существует. Для жизнеобеспечения этнической системы большое значение имеют социально-хозяйственные, технологические и организационные структуры, но не менее значимую роль играет психологическая и культурная оснастка этноса, субъективная основа этнической идентичности - переживания, чувства, верования, менталитет. При этом объективными основами этнической идентичности выступают такие факторы, как родство индивида, общая хозяйственная и
культурная жизнь, образ жизни, повседневность.
Регуляция деятельности членов данного этноса осуществляется с помощью ценностной системы ценностных доминант, которые детерминируют общественную консолидацию, существование и способы развития общества. Ценностная система этноса складывается на протяжении больших исторических периодов, видимо, отбираются те ценности, которые способствовали выживанию рода как целого. Большое значение ценностная система имела прежде всего для сдерживания и сублимации биологической природной агрессивности человека в отношении себе подобных. Именно общая ценностная основа способна консолидировать разобщенных индивидов, дать социально приемлемые модели поведения и, в том числе, направить их агрессию в дозволенные культурой рамки.
Следует отметить, что в разных культурах и цивилизациях одни и те же ценности выстраиваются в оригинальную иерархическую систему, имеют специфические нюансы в интерпретации, что обусловлено культурным контекстом и историческим опытом данного общества. При этом для всех обществ от традиционного до постиндустриального без исключения жизнь является одной из наивысших ценностей, но ее значимость объясняется совершенно по-разному на основе имеющихся культурных и социальных конвенций. Но культурные расхождения между людьми названных обществ настолько велики, что им практически невозможно адекватно понять человека другого общества, его сознание выступает для него как инокультурное и непрозрачное.
Характерный пример приводит в своей книге известная польская исследовательница М. Оссовская, демонстрируя разницу менталитета представителей различных культур. Она, в частности, пишет: «Известный этнограф и социолог Б. Малиновский в 30-е годы рассказывал студентам о своем разговоре с жителем одного из островов Тихого океана. Он поведал ему о разыгравшейся в Европе
04_ôàîôèy_è_êôëuôôôû.p65 107 03.10.2011, 18:19
.....
I I I ■ М I I I
108 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
Первой мировой войне, которая привела к многочисленным жертвам. На что островитянин скептически заметил, что такого количества мяса съесть невозможно. "В Европе нет каннибализма", - сказал Малиновский. "Но тогда вообще бессмысленно убивать так много людей", - воскликнул островитянин» (5).
Религии, традиции, обычаи, господствующая мораль санкционируют поведение индивида в этносе. Функцией этнической культуры является создание своеобразного смыслового универсума, который будет прочитан членами данного этноса и зачастую непонятен для ино-культурных индивидов.
Этнический менталитет выражается на языковом уровне. Язык является объективным фактором конструирования этноса, средством этнической коммуникации. Он формирует сознание и бессознательное этноса, формирует ментальность данной этнической общности, что имеет чрезвычайное значение для дальнейшего развития этноса. Язык выступает средством этнодифференциации и коммуникации этноса, он является вместилищем неких архетипов восприятия мира, то есть определяет коллективное бессознательное
Язык этноса раскрывает порой не всегда четко осознаваемые отношения носителей языка к различным ценностям, нормам, тра-
дициям и идеалам, выявляя специфику менталитета этноса. Филологи и лингвисты проводят исследование менталитета этносов с использованием ассоциативных «прямых» и «обратных» словарей. Носители языка называют свободные ассоциации, которые фиксируются у них в сознании в ответ на слово-стимул. На основе массовых опросов носителей языка и их статистической обработки создаются ассоциативные тезаурусы. Обратные словари включают в себя «поле» понятий от «реакции к стимулу». Таким путем происходит отбор существенных и богатых значением понятий. Таким образом, ассоциативное поле того или иного словаря-стимула помогает воссоздать определенный фрагмент менталитета этноса, а сравнительный анализ количества ассоциаций, вызываемых различными словами, делает возможным выделение «ядра» современного языка - наиболее значимых понятий в нем.
Изучение особенностей картины мира различных народов подтверждает утверждение, что было бы ошибочно говорить о биологическом единстве этноса, но следует подчеркнуть его культурное единство, основанное на общем взгляде на мир, общем языке и менталитете, дающем высокий уровень этнической субъективности.
Примечания
1. Горский, A. A. Предисловие / А.А. Горский, Л.Н. Пушкарев // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.) / Пушкарев Л.Н. [отв. ред.]. - М., 1994.
2. Краткий этнологический словарь.
3. Лурье, С. В. Историческая этнология / С.В. Лурье.
4. Залевская, А. А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование / А.А. Залевская. - Воронеж, 1990.
5. Ossofska, M. Gesellschaft und Moral. Die historische und soziale Bedingheit sitlicher Grundhaltungen / M. Ossofska. Dusseldorf, 1972.
04_öäT6ey_e_§öeüöö6ü.p65 108 1 03.10.2011, 18:19