Научная статья на тему 'Этническая картина мира: теоретико-методологические аспекты'

Этническая картина мира: теоретико-методологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
572
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ / ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / ETHNIC WORLD VIEW / КАРТИНА МИРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLD VIEW / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА / NATIONAL IMAGE OF THE WORLD / МОДЕЛЬ МИРА / MODEL OF THE WORLD / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / NATIONAL CHARACTER / МЕНТАЛЬНОСТЬ / MENTALITY / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ETHNIC MENTALITY AND SOCIAL REALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Товуу Сайзана Сергеевна

В статье анализируются теоретико-методологические аспекты понятия «этническая картина мира, акцентируется важность социально-философского подхода в исследовании понятия, при котором раскрывается сущность бытия этноса в социальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHNIC WORLD VIEW: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

The article analyzes theoretical and methodological aspects of the concept of «ethnic world view», emphasizes the importance of social and philosophical approach to the study of the concept, in which the essence of being ethnic group in the social reality.

Текст научной работы на тему «Этническая картина мира: теоретико-методологические аспекты»

Literature:

1.Puslikarev L.N. The notion of mentality in modern foreign historiography /Russian mentality: methods and problems to study, Moscow, 1999. - p.84

2. Pushkarev L.N. The notion of mentality in modem foreign historiography /Russian mentality. methods and problems to study, Moscow, 1999 - p.82

3.Levy-Bruhl L. The "Soul" of the Primitive. -Moscow, 1930

4. Kolmakov V.U. Semantics of mentality /< Modern ethnopsycology. Chrestomathy. Minsk: Harvest, 2003

5.Diligensky G.G. In search of meaning and purpose. - Moscow, 1986; Grashin B.A. Mass consciousness. - Moscow, 1987; Uledov A.K. Spiritual renewal of the society. - Moscow, 1990

6. Gurevich A. Y. 50/50: The experience of the new mentality dictionary. - Moscow, 1998 - pp. 454-455

7. Gershunsky B.S. Men tali tv and education. Moscow, 1996 - p.11

8. Mindset of the Russians (Specific features of consciousness of large groups of population of Russia) Under the editorship of Dubova I.G. Moscow, 1997 -p.ll

9. Mindset of the Russians Specific features of consciousness of large groups of population of Russia. -Moscow, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, 1997.-p.10

10. Russian civilization. Ethno-cultural and spiritual aspects. Encyclopedic Dictionary. - Moscow, Republic, 2001 -p.190"

ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Товуу С.С.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE ETHNIC WORLD VIEW: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

Tovuu S.S.

Tuvan state university, Kyzyl

В статье анализируются теоретико-методологические аспекты понятия «этническая картина мира, акцентируется важность социально-философского подхода в исследовании понятия, при котором раскрывается сущность бытия этноса в социальной реальности.

Ключевые слова: этническая картина мира, картина мира, национальный образ мира, модель мира, национальный характер, ментальность, мировоззрение, этнический менталитет, социальная реальность.

The article analyzes theoretical and methodological aspects of the concept of «ethnic world view», emphasizes the importance of social and philosophical approach to the study of the concept, in which the essence of being ethnic group in the social reality.

Key words: ethnic world vvtni', world view, the national image of the work!, a model of the world, national character, mentality, ethnic mentality and social reality.

Понятие этнической картины мира представляет собой важную методологическую и концептуальную составляющую научного познания. Она приобретает все большую значимость в связи с нарастающими сегодня угрозами потери самоидентификации не только человеком, но и целыми этносами, обусловленными процессами глобализации и информатизации. Этническое сегодня приобретает новые черты, позиции и качества, нуждающиеся в философском осмыслении, которое может быть наиболее эффективным, если оно будет осуществлено с методологических позиций этнической картины мира.

Вместе с тем, необходимо отметить, что сегодня социальные науки оставляют данный феномен без должного внимания, обращаясь к изучению научной, философской, языковой и других «картин

мира». а множество современных этнических проблем, стоящих перед социальными науками, рассматриваются в иной плоскости. Сегодня становится очевидным социально-философское

осмысление этнической картины мира, которое обеспечивает всесторонность анализа, выявление сущности и структуры понятия. В сущности и структуре понятия отражен его диалектический характер, проявляю-щийся в том, что с одной стороны. этническая картина мира выступает как часть субъективного мира, с другой стороны является отражением объективно существующей реальности.

Понятие «этническая картина мира» стало применяться в науке относительно недавно. До сих пор нет точного утверждения относительного того, кто первым ввел понятие в науку На наш взгляд, важно отметить, что в своем

становлении понятие этнической картины мира имеет глубокие философские основания: термины «consientia» Р.Декарта, «апперцепция», употреблявшийся Г.Лейбницем и И.Кантом, также интерес философов-просветителей Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Ф.Вольтера народу «peuple», говорят о философской рефлексии познающего субъекта относительно самого себя. В дальнейшем Г Гегель связал понятие самосознания с народом, назвав одним термином «дух народа». Объективация духа, субъективное понимание мира в дальнейшем привело к необходимости обозначения в одно понятие всего, того, что видит и переживает человек. Так, по Л. Витгенштейну: «Не существует какой-то априори истинной картины Целокупность истинных мыслей — картина мира» [1]

Существенную роль в эволюции понятия картины мира сыграл М. Хайдеггер. В труде «Время картины мира» утверждается, что мир стал картиной, когда человек в качестве субъекта поднял собственную ЖИЗНЬ до командного положения всеобщей точки отсчета [2]. Идеи Л Витгенштейна и M Хайдеггера нашли отражение в феноменологии Э. Гуссерля. По Э. Гуссерлю, картина мира представляет собой идеальный конструкт, ментально оформляющего этот мир, при этом сознание истинно, когда оно направлено на подлинное постижение смыслов.

Таким образом, в этих исследованиях впервые в понимании картины мира как результата субъективного познания мира, поставлена проблема субъект-объектных отношений, что привело на наш взгляд к дальнейшей эволюции понятия этнической картины мира Философское осмысление субъективного переживания человеком мира, исследование духа народа повлияли на «психологию народов»» С этого момента, необходимо начать анализ исследовательских подходов в исследовании этнической картины мира Условно выделим их в следующие: этнопсихологический (психологический), культурологический, социолингвистический и социально-философский. Мы не претендуем на безусловно истинную квалификацию подходов, поскольку каждый из подходов представляет собой некоторые аспекты исследования этнической картины мира. Необходимо отметить, что каждый из этих подходов выдвигает свои понятия, раскрывающие суть рассматриваемого нами понятия.

Наиболее широко в науке представлен этнопсихологический подход. Этнопсихологический подход в качестве исходных в

анализе субъективных представлений о мире народа выдвигает понятия: «дух народа», «психология народа», «национальный характер», «ментальность». Рассмотрение этнической картины мира связано с изучением особенностей национального восприятия мира с точки зрения психологических характеристик членов общности. Так, основоположниками «психологии народов» (нем VOlkerpsychologie) по праву считаются немецкие ученые X. Штейнталь и М Лацарус В своих рассуждениях они исходили из того, что в понятии народа содержится субъективное мнение самих членов народа о самих себе, о своем сходстве и сопринадлежности. По их мнению, народ есть некоторая совокупность людей, которые смотрят на себя как на один народ, причисляют себя к одному народу. Здесь Лацарус и Штейнталь противопоставили индивидуальную психологию и психологию народов. Эту линию противопоставления продолжил В. Вундт Он полагал, что народное сознание есть синтез индивидуальных сознаний. Результатом такого синтеза является народный дух (нем. Volkgeist) [3] По мнению В. Вундта в психологии народов важно то, что продукты духа являются ценнейшим материалом для объяснения индивидуального сознания.

Начало этнопсихологических исследований в США связано с именем немецкого антрополога Ф. Боаса. Идеи Ф. Боаса в целом можно охарактеризовать терминами «культура-и-личность». Так, Ф. Боас связывает эволюцию культуры с индивидуальной психологией «versus» [4].

Вслед за Ф Боасом, Р Бенедикт выдвинула «конфигурационалисткую парадигму», утверждающей, что каждая культура - конфигурация элементов, существование некоего внутрикультурного интегратора, которого назвала «этосом культуры» [5]. Можно утверждать, что она положила начало систематическим исследованиям психологических составляющих функционирования этноса. В ее понимании картина мира неразрывно связана с национальным характером этноса.

В России этнопсихологические исследования были начаты К М Бэром, К.Д Кавелином, Н И. Надеждином в 40-е годы XIX в. Один из подвижников этнической психологии в России Г.Г Шпет отмечал, чтобы понять психологию народа, необходимо обращаться к его истории, социальной действительности, которые образуют бытие «коллективного духа». Особенности психического склада этноса определяются природными, исторически сложившимися социокультурными особен-остями [6].

Другое направление этнопсихологии -

ИСТОрИЧеСкая ЭТНОПСИХОЛОГИЯ В ОСНОВНОМ

развивалось во Франции. В самом обобщенном виде это направление характеризуется как метод изучения исторических событий с позиций изучения психологических особенностей самих субъектов исторического процесса. Здесь важнейшей характеристикой психологических особенностей индивида, отдельных социальных групп является «ментальность». Прежде всего, отметим большую роль в изучении ментальности французской школы «Анналов» (М. Блок, Ж.-П. Вернан, Ж. Дюби, Ж Ле Гофф, Л Февр), в рамках которой сформировалось научное направление под названием «история ментальностей». Главным лейтмотивом «истории ментальностей» является то, что разные исторические эпохи порождают разные ментальности народов, которые соответствуют духу исторического времени.

В отечественной науке направление «история ментальностей» возникло благодаря трудам М.М Бахтина, А Я Гуревича, П.С. Гуревича. ЮМ Лотмана А.П Огурцова, А С Панарина В А Шкуратова и др. Так, А Я. Гуревич утверждал коллективную ментальность социальных групп определенного исторического времени, которую он определял как картину мира. По его мнению, «картину мира» человек создает в процессе своей социально-культурной практики [7].

В отечественной философской литературе еще не выработано универсальное определение менталитета. Во многих определениях понятия «менталитет» и «ментальность» рассматриваются в качестве синонимов. В некоторых дефинициях все же можно выявить разграничения этих понятий. Так, Л Н. Пушкарев определяет их в качестве синонимов. Л.Н. Пушкарев подменяет понятие ментальности «менталитетом». По итогам обзора понятия он выделяет несколько направлений исследования менталитета в европейской традиции: — «менталитет - это иррациональное подсознание человека, - менталитет - это вера; — менталитет - совокупность явлений духовной жизни человека, духовный мир, -менталитет - это мировидение, - менталитет - это логическое мышление и.т.д.» [8]. Историческая и социальная основа поведения людей, как составляющие менталитета предполагает понимание того, что эпоха налагает неизгладимый отпечаток на мировосприятие индивида, дает ему определенные формы поведения. Такой подход позволяет пробиться к пласту

сознания, теснейшим образом связанному с социальным поведением людей

Кроме «менталитета» в научной литературе стал применяться термин «этнический менталитет». По мнению Р.А Додонова, именно менталитет представляет собой главный этнообразующий фактор -этноинтегрант [9]. Этнопсихологические особенности народа всегда обусловливают основополагающие характеристики его менталитета.

Таким образом, менталитет представляет собой целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества, этноса в целом.

Национальный характер определяется социальными факторами Такой точки зрения придерживался Ю.В. Бромлей По его определению, национальный характер -присущие данной этнической общности специфические социально-психологические черты. Его особенности не затрагивают основ психики людей, гносеологического аспекта восприятия внешнего мира, основных форм логического мышления, одаренности. Они определяются не биологически, расово, генетически, а социальными факторами. Психический склад этноса проявляет себя в специфических привычках, обычаях, традициях, вкусах [10] Понятие национального характера намного уже понятия этнического менталитета. Со сложившимися чертами этнического характера индивид не рождается, он приобретает их в процессе воспитания, они -продукт внешних условий. Этого нельзя сказать об этническом менталитете: предпосылка манеры мышления, особого склада ума в человеке имеется изначально. Таким образом, определим национальный характер как исторически сложившуюся совокупность психологических черт, которая определяет поведение, образ действий этноса, проявляющихся в их отношении к окружающему миру.

В целом, подводя итоги рассмотрения этнопсихологического подхода, приходим к следующим выводам: этот подход выдвигает понятия близкие по значению с этнической картиной мира: «дух народа», «национальный характер», «ментальность». Менталитет - целостная система образов, определяющая ценностные ориентации, поведение людей в конкретный исторический период. Понятие национального характера означает то, что в каждом народе закладываются психологические черты в зависимости от особенностей исторического развития этнической

общности. Рассмотренные понятия важны для дальнейшего исследования этнической картины мира

Культурологический ПОДХОД выдвигает понятия «модель мира», «этническая картина мира», «национальный образ мира» Оригинальную концепцию картины мира народа представил Р. Редфильд [11] По его определению, «картина мира» - это видение мироздания, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире Картина мира отличается от таких категорий, как «этос» культуры (Р.Бенедикт), ментальности (способ мышления), «национальный характер». По его мнению, нужно отличать «национальный характер» от «картины мира». Так. он считает, что национальный характер, прежде всего, отражает взгляд на культуру со стороны внешнего наблюдателя, то «картина мира», напротив, изучает взгляд члена культуры на внешний мир. Концепция «картины мира» Р Редфильда предполагает, прежде всего, когнитивное содержание — информацию о способе познания людьми окружающего мира Но на практике исследователи, описывающие образы мира, присущие тем или иным народам, изучают в большей мере не то, как народы познают мир, а результаты этого познания: космологические, онтологические, эсхатологические системы. В этнологических работах «картина мира» оказывается этнографической абстракцией. Таким образом, описание «картины мира» оказывается в большой мере исследовательским методом. В своих работах он стремился дать картину, в которую вписываются конкретные когнитивные установки того или иного народа, его философские представления, этические и эстетические нормы. религиозные верования.

Культурологический подход в отечественной науке представлен работами Г Д. Гачева, С.В. Лурье, П.Ю. Черно-свитова, В П. Яссмана Г. Гачев, фактически первым в отечественной науке начал изучение представлений различных народов, назвав их национальными образами мира «Национальный образ мира» представлен как исследовательский метод ученого в изучении культур, образа мышления и других составляющих духовной жизни разных народов, наций. Главная идея в его исследованиях, что у каждого народа свое национальное воззрение на мир или национальная целостность, которую он назвал Космо-Психо-Логосом, т.е. единство местной природы, характера народа и склада мышления [12].

В качестве важнейшего объекта своих исследований понятие этнической картины мира ставит С.В. Лурье Она отмечает, что этническая картина мира должна исследоваться в рамках науки исторической этнологии, призванной по сравнению с другими науками, изучающими этнос, изучать механизмы и закономерности функционирования и трансформации этнических общностей, которые наряду с экономическими, культурными, геополитическими и.т.п. закономерностями влияют на ход истории [13]. В целом этническая картина мира в ее концепции представлена многоаспектно. Так. автор определяет этническую картину мира следующим образом: «Этническая картина мира представляет собой особым образом структурированное представление о мироздании, характерное для членов того или иного этноса, которое с одной стороны, имеет адаптивную функцию, а с другой -воплощает в себе ценностные доминанты, присущие культуре данного народа» [14].

В своей концепции С. Лурье удалось представить этническую картину мира как стройную, взаимосвязанную, целостную систему, состоящую из следующих элементов: 1. Центр этнической картины мира - это «центральная зона культуры», где находятся этнические константы механизмы, снимающие психологическую угрозу со стороны окружающего мира и обеспечивающие члену этноса возможность действовать. На основании этнических констант формируются адаптационно-деятельностные модели культуры. Зона этнических констант представляет собой бессознательный уровень. 2. Этническая культура представляет собой защитный механизм - способ защиты угрозы извне, через ритуальное и реальное действие. Она отмечает, что этническая культура неизменна в течение всей жизни этноса. 3. Следующий уровень - весь комплекс культурных представлений - этническая традиция в различных ее модификациях. Сознательный уровень представляет традиционное сознание этноса (менталитет) — «эксплицитное включение себя в некоторое сверхэтническое культурное единство». Традиционное сознание, по мнению исследователя, адаптировано к историчес-ким реалиям внешнего мира, в нем отражена связь этнической картины мира с традицией.

В целом, характеризуя этническую картину мира, исследователь определяет как психологическую рационализацию, внешне этническая картина мира меняется, но неизменно остаются этнические константы. Этнические константы, лежащие

в основе этнической картины мира, формируют адаптационно-деятельностные модели человеческого поведения Именно адаптация выступает как способ взаимодействия между народом и окружающей средой.

Выявлению отношений и связей между разрозненными фактами культуры различных народов Южной Сибири и их целостному анализу представили авторы фундаментального комплексного исследования по мировоззрению тюрков Южной Сибири. Авторы отмечали, что «в мировоззрении любого народа можно обнаружить воплощение общекультурных закономерностей. Будучи интернациональными по сути, они являются этническими по форме, по способу воплощения» [15].

Вместе с тем, мы можем выделить работы, в которых проведены исследования по формированию и эволюции представлений о мире отдельных народов: Л.В. Анжигановой, ЛВ Санжеевой, СК Колодезникова, Е.Т. Пушкаревой [16]. Отметим, что в этих исследованиях нет четкого разграничения понятий «картина мира», «образ мира», «модель мира», «этническое мировоззрение», все они находятся в соотношении, характеризующими представления о мире того или народа.

Таким образом, анализ культуроло-ического подхода в исследовании этнической картины мира показал, что представления народа об окружающей действительности интерпретировались в связи с культурой этноса. При ЭТОМ происходит подмена понятий «образ мира», «модель мира», поскольку каждый из авторов определяли их в контексте своих исследований.

Один из важных подходов в исследовании понятия этнической картины мира является социолингвистический подход. Важность этого подхода определим тем, что язык как социальное явление является основным средством сохранения и передачи социального опыта, а также средством познания особенностей этноса. Через определенную символику слов выявляются особенности ментальностей этносов.

Интерес к языковой картине мира обнаруживается еще в работах немецкого ученого XIX века В. фон Гумбольдта, который писал, что «различные языки являются для нации органами их оригинального мышления и восприятия [17].

Многие исследователи отмечают проблему отношений языка и мира, языка и мышления (Щукин В.Г., Зализняк А А., Шмелёв А Д.) [18]

Таким образом, этническая картина мира исследуется в рамках различных научных дисциплин: этнопсихологии, этнологии, культурной антропологии, этнографии и др. Необходимо выявление единых методологических оснований исследования понятия, что по-нашему мнению, обоснованно в применении социально-философского подхода для анализа понятия. Социально-философский подход в науке представлен в наименьшей мере. Этническую картину мира в контексте конструирования социальной реальности представила в своей диссертационной работе Е.С. Дерига [19]. Она также акцентирует важность социал ь но-ф илосо ф -ского подхода при рассмотрении этнической картины мира Автор обосновывает социально-философский подход наличием обязательных условий существования этнической картины мира: индивидуального и коллективного, реального и ментального мира: «Этническая картина мира конструкт, позволяющий ориентироваться и адаптироваться в реальном мире, формировать и реализовывать социальные практики, упорядочивать окружающую действительность, те этническая картина мира - это особая реальность, которая конструируется каждым индивидом в процессе жизнедеятельности и имеет интерсубъективный характер; целостный конструируемый мир, включающий в себя структурированную и систематизированную под этническим углом зрения совокупность образов-представлений социальной

реальности, и вступающий с ней во взаимодействие» [20].

Через структурные компоненты этнической картины мира: этничности, архаичного пласта этнической картины мира (архетипы, мифы и религиозные представления как архетипический базис доминант сознания ЭКМ), этнических стереотипов, рационального уровня рефлексивного сознания проявляется связь этнической картины мира с социальной реальностью.

Подводя итог всех рассмотренных нами исследовательских подходов, приходим к следующим выводам:

во-первых, исследований по этнической картине мира недостаточно в науке;

во-вторых, каждый из этих ПОДХОДОВ выдвигает свои понятия, раскрывающие суть этнической картины мира Так, этнопсихологический подход в качестве исходных в анализе субъективных представлений о мире выдвигает понятия: «дух народа», «психология народа», «национальный характер», «ментальность».

Психологические характеристики народа как субъективного осмысления о себе самом были обобщены понятием «дух народа». Понятие национального характера отражает выявление наиболее значимых социально-психологических черт, которые исторически вырабатывались у этноса под воздействием условий проживания, образа жизни, социально-экономического строя. Менталь-ность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные ценностные установки, навыки, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности. Понятие образ мира эмоциональная сторона познания действительности этносом.

При культурологическом подходе понятия «образ мира», «модель мира», «национальный образ мира» рассматриваются как исследовательские методы при изучении представлений народа об окружающей действительности в связи с культурой этноса.

Социолингвистический подход в качестве исходного понятия выдвигает языковую картину мира Именно в языке сосредоточены особенности мышления этноса. Языковая картина мира исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире.

Социально-философский подход рассматривает картину мира в соотношении с понятием социальной реальности. Анализ этих подходов показал важность социально-философского подхода в исследовании этнической картины мира заключающуюся в том, что при таком подходе определяется сущность бытия этноса в социальной реальности. определяются базовые принципы этнической картины мира, вскрывается, что в основе бытия каждого этноса лежит своя специфическая картина мира, которая определяет материальное и духовное направления жизнедеятельности этноса. И, наконец, социально-философский подход позволяет рассматривать этническую картину мира в процессе его конструирования, протекающего имманентно через взаимосвязь и взаимозависимость всех его элементов.

В-третьих, дальнейшее исследование понятия этнической картины мира невозможно без рассмотрения онтологических и гносеологических ее основ. А это существенно определяет ее место в целостной системе мировоззренческих знаний. что. к сожалению, не рассматривалось исследователями в

вышеназванных подходах. Поэтому наше утверждение о том, что понятие «картина мира человека» имеет глубокие философские основания, отраженные в принципе субъект-объектных отношений, ставит вопрос дальнейшего исследования сущности и структуры понятия этнической картины мира, что возможно благодаря экспликации с понятием мировоззрения. Литература:

1. Витгенштейн Л.Философские работы. Часть 1. Перс нем./ Составл., вступ.статья, примеч. М.С.Козловой. Перевод М.С.Козловой и Ю.А.Асеева.

- М.: Издательство «Гнозис», 1994. - С. 10.

2. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер.с нем. - М.: Республика, 1993. -С.49.

3. Вундг В. Психология народов / В. Вундт. -М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002. - С. 20.

4. Боас Ф. История антропологии // Этнографическое обозрение, 2002, №6. - С.93., См. также: Boas F. History of Anthropology // Congress of Arts and Science / Ed.H.J.Rogers.8 vols.Boston. -Vol.5. -1906, P. 468-482.

5. См.: Benedict R. Patterns of culture / R. Benedict. - Boston and New York: Houghton Mifflin Company, 1934.

6. См.: Шлет Г.Г. Введение в этническую психологию / Г.Г. Шлет. - СПб.: Изд.дом. «ПЭТ.» при участии изд-ва «Алетейя»: Кренов, 19%. - 153с.

7. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я, Гуревич. - 2.-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1984.-С. 30.

8. Пушкарев JI.H. Что такое менталитет? / J1.H. nviincapeB // Отечественные записки. - 1995. - №3. -С. 159.

9. См.: Додонов P.A. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. Запорожье: РА «Тандем-У», 1998. - 205с.

10. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1983. -412с.

11. См.: Redfield, R. Resant Society and culture. An Anthropological Approach to Civilization. Chicago: The University of Chicago Press, 1956.

12. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. - М., 1995. - С. 14.

13. Лурье С. В. Историческая этнологияе. -М.: Академический Проект Гаудеамус, 2004. - С.37.

14. Лурье С. В. Историческая этнологияе. -М.: Академический Проект Гаудеамус, 2004. - С.59.

15. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев A.M., Усманова М.С. - Новосибирск.: Наука, 1988. - С.8.

16. См: Анжиганова, Л.В. Эволюция мировоззрения хакасов. - Абакан, 2007. - 146 с. См: Колодезников С.К. Картина мира в традиционном мировоззрении якутов: дисс.к.ист.н. / С. К.Колодезников .-Яку тек, 1996; Пушкарева Е.Т. Картина мира в фольклоре и традиционных представлениях ненцев: Системно-феноменологический анализ: дисс.д.ист.н. Ж.Т.Пушкарева. - Москва, 2003. - 399с.

17. Гумбольдт В.О. О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития. -М., 1984,-С. 324.

18. См.: Щукин В.Г. О филологическом образе мира (философские заметки) / В.Г. Щукин //Вопросы философии. - 2004. -№9. - С.48.; "Зализняк A.A. Многозначность в языке и способы ее представления.

- М.: Языки славянских культур, 2006. - 672с.; Шмелев А. Д. Русский язык и внеязыковая

действительность. - М.: Языки славянской культуры, 2002.-496с.

19. Дерига Е.С.Сущность и структура этнической картины лира в контексте

конструирования социальной реальности:

дисс.канд.филос.наук / Е С.Дерига. - Новосибирск. 2008. - 198с.

20. Там же. - С.74.

САЯНО-АЛТАЙСКАЯ ТРИХОТОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АРХАИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ПРОБЛЕМЫ ТЕНГРИАНСТВА

Хомушку О.М.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE SAYAN-ALTAI TRIMETRIC STRUCTURAL UNDERSTANDING OF THE ARCHAIC WORLD AND OF TENGRIANISM

Khomushku O.M.

Tuvan state university, Kyzyl

В статье дается характеристика архаической картины мира v пародов Саяно-Алтая, Характерной чертой складывающейся космологической картины являлась идея гармонии мира, вкиоченности человека в этот мир, целостность данного мира при его многослойности и многоплановости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые аюеа: мировоззрение, трихотомическая картина мира, народы Саяно-Алтая, тенгрианство, космология.

In this article we examine the characteristics of the worldview of the ancient peoples of the Altai and their understanding of the world. The main characteristics examined here are related to the composition of the cosmological worlch'iew. And specifically the ideas of world harmony, the person being a part of the world, and the interconnectedness of the world's many layers and multidisciplinary functions.

Key words: worlch'iew, trimetric picture of the world, people of the Sayan-Altai, Tengrism, Cosmology.

В древних архаических обществах мир воспринимался как единое живое существо — одушевленное, одухотворенное. Ведущими идеями архаического миропонимания выступали представления о тайных смыслах всего сущего в мире, о вечности единства человека и природного окружения. В архаических обществах, по замечанию Дж. Голда, известный мир воспринимался как упорядоченный микрокосмос, за пределами которого представало неизведанное, хаотическое: «По эту сторону существует правильное пространство, поскольку оно давно обитаемо и хорошо организовано, тогда как вовне этого известного пространства, за его пределами, находятся неведомые и полные опасностей области, подвластные демонам, духам, мертвым и чужестранцам, - иначе, мир хаоса, смерти и ночи» [1].

Для архаического человека не существовало принципиальной разницы между человеческим и природным. И не только страх, бессилие перед природными процессами определяли антропологизацию (очеловечение) природы Древний человек стремился как понять саму природу, так и сделать себя понятным ей - перенос на природу человеческих свойств и отношений как бы роднил человека с ней, включал

человека в природное целое. Мир представал человечески-природным единством, пронизанным высшими, таинственными силами.

В космологическом мировоззрении древних на первый план выдвигалось тождество человека и природы, установление органической связи духовного мира человека и космоса в целом.

Археологические данные показали, что уже в древности у народов Саяно-Алтая существовало довольно развитое религиозное мировоззрение, содержавшее пласты экософских и космогонических представлений, нашедших свое отражение в верованиях, обрядах, культовой символике. Этнокультурные традиции народов данного региона сложились в результате тесного взаимодействия природного ландшафта, автохтонных верований, а позднее мощного влияния буддизма. Специфика образа жизни, обусловленная географическими условиями, не могла не оказать влияния на своеобразие религиозных верований, сформировавшихся на территории Саяно-Алтая. При этом практически-духовное освоение мира в мировоззрении человека осуществлялось через его удвоение - на мир посюсторонний и потусторонний (тем не менее, эта двойственность носила

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.