ЕМЕЦКАЯ ДИАСПОРА РОССИИ: НАЦИОНАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
С. Н. Селиверстова
Московский государственный университет культуры и искусств
Значимость этнической идентичности как культурного феномена была и остается существенной в современном российском обществе. Российские немцы занимают особое место в системе межнациональных отношений в Российской Федерации. Проблема этнической идентичности российских немцев, их национального самочувствия является не только теоретической, но имеет и большую практическую значимость, занимая существенное место во взаимоотношениях и дипломатических контактах ФРГ и РФ.
Ключевые слова: этническая идентичность, диаспора, немецкий язык, культура.
The importance of ethnic identity as a cultural phenomenon has been and remains essential in the modern Russian society. Russian Germans have a special place in the system of international relations in the Russian Federation. The problem of ethnic identity of Russian-Germans, their national well-being is not only theoretical, but it has great practical importance, occupying an important place in relations and diplomatic relations of Germany and Russia.
Key words: ethnic identity, diaspora, German language and culture.
Значимость этнической идентичности как культурного феномена была и остается существенной в современном российском обществе, унаследовавшем историко-политические традиции прошлого. Тенденции и реалии национально-государственного строительства на протяжении долгого периода акцентировали этничность не только больших и малых народов, но и переселенческих национальных меньшинств. Специфика советского государства как образования, построенного по этническому принципу, подчеркивается многими исследователями, как и вытекающая из этого принципа «разрядность» этносов и этнических групп (8).
Проблематика этнической идентичности является значимой для современной России. Огромный интерес и пристальное внимание зарубежных и отечественных исследователей к вопросам межнациональных отношений свидетельствует об остроте 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-
этой темы. Отметим, что наблюдающиеся в последние десятилетия процессы глобализации внесли заметные изменения в природу феномена этнической идентичности. Интенсивные процессы смешения и наложения культур делают актуальным вопрос сохранения традиционных этнических иден-тичностей. Увеличивается доля людей, считающих себя представителями не одной, а двух и более этнокультур, воспринимающих и/или использующих в качестве родного несколько языков.
Высокая степень включенности России в глобальные миграционные потоки формирует, наряду с традиционными диаспорами (среди них: евреи, армяне, греки, немцы и т.д.), все новые этнические общности с множественной этнической идентичностью (4).
В своей статье «Россия: национальный вопрос» В.В. Путин отмечает, что «для России — с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур — националь-вгуст 2012 77-81 77
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^
ный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие.
Мы видим, что происходит в мире, какие здесь копятся серьезнейшие риски. Реальность сегодняшнего дня — рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества.
Колоссальные миграционные потоки — а есть все основания полагать, что они будут усиливаться, — уже называют новым "великим переселением народов", способным изменить привычный уклад и облик целых континентов» (7).
Российские немцы избраны для нашего исследования не случайно: являясь одним из наиболее крупных этнических меньшинств в стране (597212 тыс. чел.), они имеют продолжительный и многообразный опыт взаимодействия с инокультурным окружением.
В последние годы термин «диаспора» употребляется весьма часто и, как правило, без толкований и объяснений. Подразумевается, что содержание его настолько ясно, а явление, им называемое, настолько определенно, что особых комментариев просто не требуется. Но самый поверхностный анализ показывает, что слово это используется для обозначения чрезвычайно широкого круга разнородных явлений. Эта ситуация отражена в разнообразных отечественных и зарубежных энциклопедиях и энциклопедических словарях. Практически все они отмечают, что понятие «диаспора» (греч. — рассеяние) возникло для обозначения и осмысления формы и способа многовекового существования еврейского народа в отрыве от страны своего исторического происхождения, среди множества различных народов, культур и религий. В авторитетной «Британике» слово это трактуется только через при-
зму еврейской истории и относится только к жизни этого народа. Другие словари добавляют обычно, что со временем термин стал употребляться расширительно, для обозначения национальных и религиозных групп, живущих вне стран своего происхождения, в новых для себя местах (а некоторые словари добавляют — на положении национально-культурного меньшинства). В последние годы, однако, именно это производное значение становится наиболее употребительным, несколько оттесняя даже первоначальное. Такое понимание сформулировано, например, Г. Шеффером. С его точки зрения, диаспоры образовались путем насильственной или добровольной миграции этнических групп за пределы своей исторической родины (homeland). Они живут в принимающих странах (host countries) на положении меньшинства, сохраняют свою этническую или этнорелигиозную идентичность и общинную солидарность. Схожую дефиницию дают Ж. Т. Тощенко и Т. И. Чаптыкова: «Диаспора — это устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая за пределами своей исторической родины (вне ареала расселения своего народа) и имеющая социальные институты для развития и функционирования данной общности». Имеются и еще более широкие толкования, например, «понимания диаспоры, как части народа, проживающей вне страны его происхождения». Иногда же диаспора становится просто синонимом эмиграции или национального меньшинства (2).
В российской научной литературе предприняты попытки классификации диаспор на основе не только общеизвестных исторических событий, связанных с массовым переселением народов, но и на основе этно-политических реалий новейшего времени: распад государств, межэтнические конфликты, этнонациональная суверенизация. Так, А. Пископпель полагает, что диаспоры — это некое объектоподобное целое, которое достаточно долго воспроизводится во времени и пространстве. С точки зрения этнического состава должна существовать некая разделяющая граница, то есть долж-
на быть этническая «сепарабельность», разделенность в объекте. С другой стороны, должны быть взаимодополнительность и симбиоз таких этнических образований. Едва ли мы сумеем выделить типологию таких форм симбиоза и разделения, но мы типологически обозначим виды диаспор как протипически проработанных идеальных конструкций, которые можно накладывать на эмпирическую реальность (9, с. 103). О. Генисаретский выделяет собственно диаспоры, то есть выходцев из метрополии, сохраняющих в нескольких поколениях историческую связь с метрополией, основанную на названной идентичности, и поддерживающих между собой достаточно плотные коммуникативные и определенные конституциональные отношения; и так называемые дисперсии, то есть выходцы из метрополии, дисперсно проживающие в любых других странах, также сохраняющие с метрополией историческую связь по идентичности, но не образующие достаточно плотных сообществ (9, с. 141). О. Генисаретский также выделяет этнические диаспоры и «тео-этно-культурные» диаспоры, но Т. Полоскова считает, что религиозная принадлежность скорее выступает как способ существования и воспроизводства, ретрансляции национально-культурной идентичности, но не ее сущность (6, с. 49—50).
Вопросы истории и религии различных групп немецкого населения в России довольно подробно описаны в работах Я. Дитца, А. Германа, Л. Малиновского и др. Анализу образцов традиционной национальной культуры немцев Поволжья посвящены многочисленные исследования Е.А. Арндт, в то время как В.Г. Диц, Г.Г. Вормсбехер, Г. Г. Мартенс и В.Ф. Баумгертнер большее внимание уделяют проблемам поиска путей внутриэтнической консолидации, объединения усилий общественных организаций российских немцев с целью национального возрождения. Наряду с российскими специалистами, проблемой этнической и социокультурной идентичности российских немцев занимается целый ряд ученых ФРГ, среди них А. Айсфельд, В. Вайц, К. Кустерер и др. Мюнхенский университет
и Геттингенский институт Центральной и Восточной Европы проводят мониторинговые исследования особенностей ментально-сти немцев России, системы их ценностных ориентаций и мировоззрения.
Отметим, что наиболее подробно и детально изучены идентификационные механизмы немцев, проживающих в местах компактного поселения: Поволжском регионе, Оренбургской и Новосибирской областях, немецких национальных районах Алтайского края и Омской области. В то время как проблемы этнической идентичности немцев, проживающих в РФ дисперсно, остаются мало исследованными.
Так, немецкая диаспора фиксируется в России с начала XVIII века, образование которой не имеет традиционных диаспор-ных основ, таких как исход, изгнание, утрата государственности (1, с. 28). Анализируя немцев в России как приглашенную диа-спорную общину, М.А. Аствацатурова отмечает, что немцы России, несмотря на их ассимиляцию, сохранили способность к этнокультурной идентичности, проявляют активное стремление к консолидации и институционализации. Им широко присуща такая форма организации культурной жизни, как национально-культурная автономия, и в связи с продолжительностью существования на российской территории немцы России являются оригинальным этнокультурным сообществом, в котором успешно реализуются российские и немецкие культурные установки.
Этническая идентичность немцев России отличается подвижностью. Она существенно отличается в группах в зависимости от возраста, места жительства и степени урбанизации. Российские немцы в абсолютном большинстве считают своей Родиной Россию, что свидетельствует о ярко выраженной гражданской идентичности. Но при этом большинство полагает, что российские немцы должны сохранять свои традиции, язык и историческое наследие. Это является свидетельством выраженной этнической идентичности.
При проведении этносоциологического опроса выявлялись представления немцев
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^
об этноконсолидирующих и этнодиффе-ренцирующих признаках. Представляется очень важным выявление того, что объединяет российских немцев в единую этническую общность и что, по их мнению, отличает их от других народов. Наиболее значимыми для немцев признаками оказались историческая судьба (70,3%) и общая культура (55%). На третьем по значимости месте находится немецкий язык (45,6%). Основной средой актуализации идентичности являются семья (53%) и Центры немецкой культуры (30%). Взаимоотношения немцев с другими народами России носят нормальный характер. Это позволяет говорить о позитивных тенденциях процессов формирования и развития этнического самосознания российских немцев (1).
Российские немцы занимают особое место в системе межнациональных отношений в Российской Федерации. Проблема этнической идентичности российских немцев, их национального самочувствия является не только теоретической, но имеет и большую практическую значимость, занимая существенное место во взаимоотношениях и дипломатических контактах ФРГ и РФ. На современном этапе своего развития этническая общность российских немцев столкнулась с широким спектром экономических, политических и культурных проблем, от решения которых зависит возможность дальнейшего возрождения данного народа. Этнической интеллектуальной элитой конструируются и моделируются различные прогностические концепции, самые пессимистичные из которых утверждают, что через 15—30 лет российские немцы утратят последние элементы национального самосознания в связи с продолжающейся эмиграцией активистов
этнокультурного движения данной группы населения, с одной стороны, и активизацией ассимиляционных процессов среди оставшихся — с другой. Вот что по этому поводу пишет Генрих Мартенс: «Нас не только становится меньше, но и убывает количество тех, кто сохраняет немецкий язык и культуру. Особенно это видно на примере молодежи и людей средних лет. Уже сейчас ясно, что в ближайшие 10—15 лет перед нами встанет угроза потери связи между поколениями, поскольку вступающие в жизнь не чувствуют необходимости поддерживать внутриэтниче-ские контакты, сохранять свое национальное наследие».
В материалах переписи 2002 года содержатся сведения о владении народами России различными языками. Согласно результатам переписи, из 597212 немцев, проживающих в России, владеют немецким языком 188673 человека, то есть 31,59%. Для немцев характерна высокая степень владения русским языком: 99,75% учтенных переписью по России (5).
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что на данном этапе, когда многие традиции не сохранились, необходима консолидация вокруг немецких культурных обществ, деятельность которого должна быть направлена прежде всего на молодежь как главного распространителя немецкой культуры. Для сохранения, развития национальной культуры необходима постоянная и эффективная поддержка государством всех основных культурообразующих процессов, развивающихся в этнической среде российских немцев, которые не имеют в настоящее время собственной социально-экономической базы и необходимых государственных управленческих структур (3).
Примечания
1. Дитц, Я. И. История поволжских немцев-колонистов / Я.И. Дитц. — М., 1997.
2. Дятлов, В. Диаспора: попытка определиться в понятиях / В. Дятлов // Диаспоры. — 1999. — № 1. — С. 8—23.
3. Концепция сохранения и развития культуры немцев Российской Федерации в XXI веке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rdinfo.ru/article.
4. Курске, В. С. Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования (на примере российских немцев) : автореф. дис./ В.С. Курске. — М., 2011.
5. Немцы Новой России: Проблемы и перспективы развития : [материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Москва, 7—9 декабря 2009 г.]. — М., 2009.
6. Полоскова, Т. Современные диаспоры (внутриполитические и международные аспекты) / Т. Полоскова. — М., 1999.
7. Путин, В. Россия: национальный вопрос / Владимир Путин // Независимая газета. — 2012.
— 23 января.
8. См.: Четко, С. В. Идеология распада / С.В. Чешко. — М., 1993; Разделит ли Россия участь Союза ССР? / [под ред. Э.А. Баграмова]. — М., 1993; Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. — М.: Наука, 1983; История национально-государственного строительства в СССР / [отв. ред. Д.А. Чугаева].
— М., 1968.
9. Этничность и диаспоральность : [материалы круглого стола]. — М., 1997.
ОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ»
Л. О. Сидорова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается анализ основных концептуальных подходов, в том числе понятийно-категориального инструментария изучения исторической памяти. В статье рассматриваются такие понятия, как память «мягкая», «внешняя память», «коллективная память поколений». Ключевые слова: концептуальный подход, понятие «историческая память».
In article the analysis of the main conceptual approaches, including conceptual and categorial tools of studying of historical memory is considered. In article such concepts as are considered: memory "soft", "external memory", "collective memory of generations". Key words: conceptual approach, concept "historical memory".
В сфере внимания концептуальных подходов к изучению исторической памяти находятся «коммуникативная память», охватывающая воспоминания трех-четырех живущих ныне поколений, — и «культурная память», соединяющая современность с давним прошлым; память «мягкая» (личная, субъективная, запечатленная в дневниках и воспоминаниях) — и память «жесткая» (закрепленная в форме разнообразных «мест памяти», музейных экспозиций, календаря официальных памятных дат, мемориалов и церемониалов); обыденные представления о прошлом — и эволюция профессиональных, научных практик историописания.
Чтобы понять вышесказанное, уместно обратиться к анализу основных концептуальных подходов, в том числе понятийно-категориального инструментария изучения
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-
исторической памяти. Именно через анализ научного инструментария можно понять, на какие вопросы ищут ответы исследователи, обращаясь к изучению исторической памяти; какими методами ведут поиск; что надеются обнаружить в результате.
В современной России на волне исследовательского интереса к проблемам исторической памяти активно издаются и переиздаются классические труды таких авторов, как М. Хальбвакс, П. Нора, Я. Ассманн, П. Рикер, Ю.М. Лотман и многих других. Сформировались школы и научные направления по изучению исторической памяти: одно из таких направлений — «история исторической культуры», представленная в исследованиях Российского общества интеллектуальной истории; другое — история «живой» социальной памяти, кото-
август 2012 81-86 81