Научная статья на тему 'Русские поэты и вокальная лирика: исторический экскурс'

Русские поэты и вокальная лирика: исторический экскурс Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
632
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПОЭЗИЯ / МУЗЫКА / ПЕВЕЦ / КОМПОЗИТОР / ВОКАЛ / CULTURE / POETRY / MUSIC / SINGER / COMPOSER / VOCAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кизин М. М.

В статье анализируется влияние русской поэзии на композиторское творчество любителей и профессиональных музыкантов. Русская поэзия приобретала романсовую форму в творчестве многих певцов-актеров. Русская поэзия оказала благотворное влияние на формирование русской певческой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN POETS AND VOCAL LYRICS: HISTORICAL FLASHBACK

The paper analyzes the influence of Russian poetry in the composer's creative amateur and professional musicians. Russian poetry took on the form of romance in the works of many singers, actors. Russian poetry had a beneficial influence on the Russian singing school.

Текст научной работы на тему «Русские поэты и вокальная лирика: исторический экскурс»

В настоящее время, когда актуализируется задача гуманитарного образования, становится очевидным, что с точки зрения полихудожественного образования работа с категори-

Библиографический список

ей «художественная картина мира» является значительным фактором подготовки специалиста нового типа - «человека культуры».

1. Мейлах, Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. - 1983. - № 7.

2. Высочина, Е.И. Проблемы изучения художественной картины мира // Вопросы философии. - 1983. - № 10.

3. Кузнецова, Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. - М., 1990.

4. Буркхардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / пер. с нем. А.Е. Махова. - М., 2001.

5. Очерки по истории культуры / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. - М., 1997.

6. Гегель, Г.-В.Ф. Эстетика: в 4 т. - М., 1968. - Т. 1.

7. Аверинцев, С.С. Культурология Й. Хейзинги // Вопросы философии. - 1969. - № 3.

8. Бореев, Ю.Б. Эстетика. - М., 1988.

9. Цит. по кн.: История европейского искусствознания. Вторая половина XIX - начало XX века: в 2 кн. / отв. ред. Б.Р Виппер, Т.Н. Ливанова. - М., 1969. - Кн. 1.

10. Вельфлин, Г. Истолкование искусства / пер. и предисл. Б. Виппера, М. Дельфин. - М., 1922.

11. Дажина, В.Д. Эрвин Панофский и его книга «Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада» [Э/р]. - Р/д: http://www.mirknig.com/ knigi/ history/1181260869-yervin-panofskij-renessans-i-renessansy-v.html

12. Баткин, Л.М. Тип культуры как историческая целостность. Методологические заметки в связи с итальянским Возрождением // Вопросы философии. - 1969. - № 9.

13. Мейлах, Б.С. Художественная картина мира как комплексная проблема // Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / предисл. Б.Кедрова. - М., 1985.

14. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры / отв. ред. В.П. Толстой, Д.О. Швидков-ский [и др.]. - М., 1997, 1999. - Кн.1, 2.

15. Азизян, И.А. Взаимодействие архитектуры с другими видами искусства: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 1987.

16. Коняхина, И.В. Проблемы теории культуры: курс лекций. - Екатеринбург, 2000. - Вып. 2.

17. Альфонсов, В.Н. Слова и краски: Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. - М.; Л., 1966.

Bibliography

1. Meyjlakh, B.S. Filosofiya iskusstva i khudozhestvennaya kartina mira // Voprosih filosofii. - 1983. - № 7.

2. Vihsochina, E.I. Problemih izucheniya khudozhestvennoyj kartinih mira // Voprosih filosofii. - 1983. - № 10.

3. Kuznecova, T.F. Filosofiya i problema gumanitarizacii obrazovaniya. - M., 1990.

4. Burkkhardt, Ya. Kuljtura Italii v ehpokhu Vozrozhdeniya / per. s nem. A.E. Makhova. - M., 2001.

5. Ocherki po istorii kuljturih / pod red. T.F. Kuznecovoyj. - M., 1997.

6. Gegelj, G.-V.F. Ehstetika: v 4 t. - M., 1968. - T. 1.

7. Averincev, S.S. Kuljturologiya Yj. Kheyjzingi // Voprosih filosofii. - 1969. - № 3.

8. Boreev, Yu.B. Ehstetika. - M., 1988.

9. Cit. po kn.: Istoriya evropeyjskogo iskusstvoznaniya. Vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka: v 2 kn. / otv. red. B.R. Vipper, T.N. Livanova. -M., 1969. - Kn. 1.

10. Veljflin, G. Istolkovanie iskusstva / per. i predisl. B. Vippera, M. Deljfin. - M., 1922.

11. Dazhina, V.D. Ehrvin Panofskiyj i ego kniga «Renessans i «renessansih» v iskusstve Zapada» [Eh/r]. - R/d: http://www.mirknig.com/ knigi/ history/1181260869-yervin-panofskij-renessans-i-renessansy-v.html

12. Batkin, L.M. Tip kuljturih kak istoricheskaya celostnostj. Metodologicheskie zametki v svyazi s italjyanskim Vozrozhdeniem // Voprosih filosofii.

- 1969. - № 9.

13. Meyjlakh, B.S. Khudozhestvennaya kartina mira kak kompleksnaya problema // Process tvorchestva i khudozhestvennoe vospriyatie. Kompleksnihyj podkhod: opiht, poiski, perspektivih / predisl. B.Kedrova. - M., 1985.

14. Khudozhestvennihe modeli mirozdaniya. Vzaimodeyjstvie iskusstv v istorii mirovoyj kuljturih / otv. red. V.P. Tolstoyj, D.O. Shvidkovskiyj [i dr.].

- M., 1997, 1999. - Kn.1, 2.

15. Azizyan, I.A. Vzaimodeyjstvie arkhitekturih s drugimi vidami iskusstva: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya. - M., 1987.

16. Konyakhina, I.V. Problemih teorii kuljturih: kurs lekciyj. - Ekaterinburg, 2000. - Vihp. 2.

17. Aljfonsov, V.N. Slova i kraski: Ocherki iz istorii tvorcheskikh svyazeyj poehtov i khudozhnikov. - M.; L., 1966.

Статья поступила в редакцию 02.11.12

УДК 7.01; 7:001.8

Kizin M.M. RUSSIAN POETS AND VOCAL LYRICS: HISTORICAL FLASHBACK. The paper analyzes the influence of Russian poetry in the composer's creative amateur and professional musicians. Russian poetry took on the form of romance in the works of many singers, actors. Russian poetry had a beneficial influence on the Russian singing school.

Key words: culture, poetry, music, singer, composer, vocal.

М.М. Кизин, докторант Российского института культурологи Министерства культуры Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]

РУССКИЕ ПОЭТЫ И ВОКАЛЬНАЯ ЛИРИКА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

В статье анализируется влияние русской поэзии на композиторское творчество любителей и профессиональных музыкантов. Русская поэзия приобретала романсовую форму в творчестве многих певцов-актеров. Русская поэзия оказала благотворное влияние на формирование русской певческой школы. Ключевые слова: культура, поэзия, музыка, певец, композитор, вокал.

В начале XIX века песни, а впоследствии и романсы наряду с профессиональными музыкантами сочиняются и композиторами-дилетантами, дворянского или иного знатного происхож-

дения, а так же видные исполнители - представители русской певческой школы. На этом этапе певческие произведения распространялись в рукописях или в литературных журналах и аль-

манахах. Сочинения А.А. Плещеева являлись как бы исключением на фоне модной музыки, поскольку в них присутствовал ярко выраженный дух предпочтения текстам В.А. Жуковского и стремление выйти за рамки интимной лирики, что было не слишком характерно для любителей того времени, но нашло свое продолжение романсовой литературе.

В дальнейшем некоторые авторы музыки входят в вкруг музыкального общения профессиональных композиторов, а конкретно М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского или являются авторами-исполнителями песенных произведений, иностранцами с музыкальным образованием сроднившиеся с русской культурой и входят в привилегированный круг русского общества. Вместе с тем здесь трудно говорить о любительстве и дилетантизме в полном смысле слова, поскольку многие авторы были образованными музыкантами и имели призвание. Возникает проблема определения профессионального подхода к созданию вокальных произведений и любительского сочинительства. Появляются интересные по своим способностям авторы - композиторы, с довольно широким кругозором, но не имеющие самостоятельного значения в истории вокального искусства, в особенности выдающиеся певцы-актеры.

В течение всего периода деятельности М.И. Глинки просматривается тенденция: авторский список музыкальных сочинителей как титулованных, так и не титулованных дилетантов из светского общества уменьшается. Однако, происходит заметный рост значения авторов песенного жанра, профессионально ориентирующихся на широкий круг любителей бытового музицирования и аудитории слушателей такого стиля произведений. Происходит своеобразная демократизация «второстепенной» музыки. Если А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев имели свое музыкальное товарищество, то композиторы-любители первой четверти XIX века начинали свое творческое становление в более узкой среде дворянского салона. Так талантливые авторы, выходцы из музыкальных салонов стремятся в общество музыкального товарищества, поскольку сфера их художественного действия явно расширяется, во многом это связано с распространением влияния композиторского творчества М. Глинки и А. Даргомыжского. Многие авторы остаются приверженцами традиционной бытовой песни, а другие избирают иные образцы творческой деятельности.

В творческом окружении М. Глинки оказались ученики его вокальной школы - певцы и певицы Д.М. Леонова, П.А. Бартенева, А.П. Лодий, а так же композиторы В.Н. Кашперов, К.П. Вильбоа, учитель пения Н.Ф. Вителяро, театральный деятель П.С. Федоров - все проявившие себя в сочинении романсов. Близок к А. Даргомыжскому был В.Г. Кастриото-Скандербек - тоже композитор-любитель, тяготевший к вокальной лирике. Создание вокального сочинения - песни или романса на слова русского поэта рассматривалось как опыт композиции, доступный едва ли не каждому любителю музыки.

«Однако реалистические принципы отечественной вокальной школы, в большей мере связанные с народно исполнительскими традициями, начали свое развитие вместе с развитием русской национальной музыки. Они получили уже отчетливое выражение в творчестве таких певцов как Осип Петров, Анна Петрова-Воробьева, Дарья Леонова и другие ученики Глинки, воспитанные на его музыке и музыке других выдающихся русских композиторов - Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского и т.д. Еще Даргомыжский отмечал отличительные свойства русской вокальной школы, подчеркивая, что «естественность и благородство русской школы пения не могут не произвести отрадного впечатления посреди вычур итальянской, криков французской и манерности немецкой школы» [1, с. 567].

Среди создателей романсов и песен в этот период можно назвать имена некоторых певцов, например А.О. Бантышев. «Лучший певец для русской оперы, для русской песни...Един-ственный актер, который так умел по-русски носить русский кафтан и пропеть русскую песню. Главным торжеством Бантыше-ва была русская песня; он пел ее, как, может быть, не удается ее спеть никому другому» [2]. А.О. Бантышев превосходно пел вокальные сочинения А.Н. Верстовского. П.П. Булахова, П.М. Воротникова. Сложившиеся вкусы этих авторов стремились в сторону бытовой песни, бытового романса и следует заметить, что некоторые произведения этих авторов становились популярными и шли в быт через цыганские хоры и прочие концертные исполнения.

Тексты русских поэтов интересовали и крупных исполнителей, зачастую иностранного происхождения, живущих в России. Это были польские музыканты, обрусевшие немцы, французы, итальянцы и другие. Наиболее известные имена это и К.(Ц) Ром-

берг, и В.М. Кашинский, и Антон Конский, и А.И. Дюбюк, О.И. Дютш и как неудивительно блистательная певица Полина Виардо. Многочисленные песни и романсы А.И. Дюбюка широко вошли в традицию московской школы, распространились в быту и оказались близкими русскому обществу. Отто Дютш избрал для своих вокальных произведений тексты А.В. Кольцова, М.Л. Михайлова, П.П. Сухонина.

Полина Виардо, замечательная певица редкостного драматического дарования, музыкант большой культуры, друг И.С. Тургенева, исполнительница русских романсов. «Образованность и гений Виардо были почти уникальны. Она великолепно и вполне профессионально играла на рояле; написала несколько водевилей, опер и два альбома песен» [3, с. 137]. Высокий артистизм певицы и ее симпатии к русской художественной культуре и известными представлениями о ней, почерпнутыми в литературной и музыкальной среде, позволили ей заинтересоваться текстами русских поэтов. Полина Виардо создала несколько десятков вокальных произведений, некоторые из них на тексты А.С. Пушкина «Для берегов отчизны дальной» [4, с. 282]; «Ночной зефир», «Ночь», «На холмах Грузии», «Не пой, красавица, при мне» [4, с.288-289]; М.Ю.Лермонтова «Ветка Палестины» [4, с. 181]; «Казачья колыбельная песня» [4, с. 184]; И.С. Тургенева «Былое счастье», «Загубленная жизнь», «Лесная тишь», «Ожидание», «Перед Судом» [4, с. 351-352]; А.А. Фета, «Тихая звездная ночь, трепетно светит луна» [4, с. 370]; Ф.И. Тютчева «Что ты клонишь над водами» [4, с. 359]; А.В. Кольцова «Грусть девушки» [4, с. 146]. Певица приклонялась перед поэзией А.С. Пушкина и создала пятнадцать романсов на его тексты. Много романсов было написано певицей на стихи И.С. Тургенева. Полина Виардо глубоко чувствовала русскую музыку, используя ее традиции, певица сумела тактично, иногда в традиции, подойти к образцам русской поэзии.

Современниками М.И. Глинки были видный пианист и ното-издатель, выпустивший сборник русских песен М.И. Бернард и как малоизвестный в истории Т. Бертольд. «Романс «Не говори: любовь пройдет» на слова А.А. Дельвига впервые опубликован М. Бернардом в 1843 г.» [5, с. 165]. Представляют интерес сведения о Т. Бертольде, который поддержал идеи М.И. Глинки о создании русской оперы. В 1855 году, когда А.Г. Рубинштейн выступил в Вене со статьей о русской опере, подвергнув сомнению самую возможность создания русской национальной школы, некий Т. Бертольд решительно возражал ему в петербургской немецкой газете, всецело опираясь на творческий опыт М. Глинки и весьма убежденно доказывая, что подлинные национальные достоинства его оперы придают ей общечеловеческую ценность [6]. Теодор Бертольд написал серию романсов на стихи русских поэтов, особенными являются на стихи А.С. Пушкина «Певец» и «Пью за здравие Мери».

Необходимо отметить, что на протяжении многих лет певцы и другие исполнители обращаются к созданию композиций русской песни и русского романса, несущих разные по содержанию художественные ценности. Необходимо упомянуть прелестные сочинения культурной певицы А.Д. Александровой-Кочетовой. «В 1853-56, являлась придворной певицей великой княгини Елены Павловны, выступала в концертах вместе с итальянскими певцами Э. Кальцолари, А. Бозио и Л. Дабла-шем, постоянное общение с которыми оказало большое влияние на формирование художественного вкуса певицы. Автор популярных в 1950-е гг. романсов, т.ч. «Она моя», «Ночь тепла», «Ты помнишь ли», «Я долго стоял неподвижно», «Уж ночь ложиться на поля», «Как ангел неба безмятежный», «Тебе всю жизнь отдам» [7, с. 17-18].

Превосходными вокальными сочинениями являются и романсы педагога Ф.И. Шаляпина певца Д.А. Усатова, некоторые, из которых исполнял сам Ф.И. Шаляпин: «Бедность», на стихи И. Никитина [8, с. 248-250]; «Думы мои», «Дуют ветры, ветры буйные», «Лес», на стихи А. Кольцова [8, с. 176-178]; «Современный романс», на стихи А. Курепина [8, с. 173]; «Трудящемуся брагу» на стихи И. Сурикова [8, с. 335]. В основном написанные певцами романсы и песни соответствовали их вокальным возможностям и входили в концертный репертуар.

Споры среди исследователей на тему воздействия стилистики того или иного поэта на художественный склад лирики актуальны и сегодня. Казалось бы, стиль А.С. Пушкина наиболее чутко определил характер вокальной лирики М.И. Глинки. Поэзия М.Ю. Лермонтова и творчество других поэтов оказали влияния на декламационные искания А.С. Даргомыжского. Н.А. Некрасов был близок творческим устремлениям М.П. Мусоргского. Но это лишь одна сторона вопроса. Дело в том, что стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова и ряда других поэтов интерпретировалась не только в их эпоху, но

и многие десятилетия спустя. В итоге на такую интерпретацию А.С. Пушкина, скажем, в конце XIX или начале XX века воздействовали различные силы: и сама поэзия А.С. Пушкина, и традиция прошлого, сила образов, и современное данное композитору (а не Пушкину) понимание вокальной лирики, мелодического склада, музыкальной декламации и т.д. Исследуя же тот или иной период истории, мы зачастую нуждаемся в восстановлении полной картины музыкального быта, со всем тем, что имело реальное распространение, что было на устах, что действовало в обыденности, повседневно. В русской художественной литературе и драматургии, например, упоминается множество популярных в быту произведений и зачастую эти упоминания ограничиваются ссылкой на одну поэтическую фразу, на характер напева. Понятные современникам писателя, эти упоминания остаются теперь глухими, малозначащими: трудно порою догадаться, о чем именно идет речь. При театральных постановках в таком случае остается только лишь гадать, а хотелось бы восстановить подлинный факт, то верно показать характер и колорит того, на что ссылается драматург. В истории русской певческой культуре остается перечень огромного количества забытых и полузабытых имен и еще большего количества названий произведений, которые когда-то были привычными, а теперь ушли из памяти. Поиск истоков творчества русской поэзии и вокальной лирики обогащает историю музыкальной культуры. Воссоздает, реконструирует особенности поэтического и музыкального художественного творчества.

Такого рода анализ дает большую возможность для более подробного исследования особенностей становления русской певческой школы в период XIX - начала XX веков. Именно музи-

Библиографический список

цирования, создание легких вокальных форм, как романс русская песня оказали огромное влияние на популяризацию русской поэзии и литературу. Профессиональные композиторы обращались уже к более крупным формам, как опера, используя лучшие образцы русской литературы. Шло успешное и стремительное формирование русской музыкальной культуры.

«Русская музыка (мы говорим не о народной музыке, а о художественной) одна из самых юных в семье своих европейских сестер. До сравнительно недавнего времени все новое и значительное в области искусства звуков исходило с Запада, от итальянцев, немцев и французов. История музыки и музыкальная критика различали только эти три стиля - и в области композиции и в области исполнения. Лишь в последние десятилетия стала приобретать на Западе все большее и большее значение музыка русская, а рядом с ней отчасти и скандинавская. Подобно северной литературе, и северная музыка победоносно пробивает себе путь в Европу и, по общему признанию, оказывается вполне способной вписывать в свою оригинальную и важную страницу в историю европейского искусства» [6, с. 18].

В данной статье, такого рода исторический экскурс в атмосферу художественного творчества прошлого времени большой заинтересованности в русской поэзии музыкантов-любителей, профессиональных композиторов, дает возможность реконструировать исторические моменты, остающиеся ранее незамеченными исследователями искусствоведами, или, не придав им должного значения. Однако более подробное изучение всех нюансов слагающих особенность русской певческой школы конца XIX - начала XX веков, даст возможность приумножить характерные черты вокального искусства и русской музыкальной культуры.

1. Ведомости Московской городской полиции. - 1853. - № 238.

2. Th. Berthold.M.I. Glinka und seine Oper Жизнь за царя (das Leben fur den Czaren). - St. P. Zeitung, 1855.

3. Хонолка, Курт Великие примадонны. - М., 2002.

4. Иванов, Г.К. Русская поэзия в отечественной музыке. - М., 1966. - Вып. 1.

5. Глинка, М.И. Записки / под ред. А.С. Розанова. - М., 1988.

6. Федор Иванович Шаляпин: статьи и высказывания воспоминания о Ф.И. Шаляпине. - М., 1960. Т. 2.

7. Пружанский, А. Отечественные певцы. - М., 1991. - Часть первая: 1755 - 1917.

8. Иванов, Г.К. Русская поэзия в отечественной музыке. - М., 1966. - Вып. 1.

Bibliography

1. Vedomosti Moskovskoyj gorodskoyj policii. - 1853. - № 238.

2. Th. Berthold.M.I. Glinka und seine Oper Zhiznj za carya (das Leben fur den Czaren). - St. P. Zeitung, 1855.

3. Khonolka, Kurt Velikie primadonnih. - M., 2002.

4. Ivanov, G.K. Russkaya poehziya v otechestvennoyj muzihke. - M., 1966. - Vihp. 1.

5. Glinka, M.I. Zapiski / pod red. A.S. Rozanova. - M., 1988.

6. Fedor Ivanovich Shalyapin: statji i vihskazihvaniya vospominaniya o F.I. Shalyapine. - M., 1960. T. 2.

7. Pruzhanskiyj, A. Otechestvennihe pevcih. - M., 1991. - Chastj pervaya: 1755 - 1917.

8. Ivanov, G.K. Russkaya poehziya v otechestvennoyj muzihke. - M., 1966. - Vihp. 1.

Статья поступила в редакцию 02.11.12

УДК 782.91

Kiseyeva E.V. RUSSIAN BALLET OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY AS THE SYNTHETIC WHOLE.

The article describes the synthesis of arts as actual problem of Russian ballet of the beginning of the XX century: specifics of interaction of music and choreography are identified, and process of formation of new musical composition is analyzed. In sight of the author are ballet compositions of Tcherepnin's, Stravinsky's, Prokofiev's, esthetic ideals of «The Art world» were embodied in them.

Key words: Russian ballet, musical composition, synthesis of arts, interaction of music and choreography.

Е.В. Кисеева, канд. искусствоведения, доц. Ростовской гос. консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова, г. Ростов-на-Дону, E-mail: [email protected]

СПЕКТАКЛИ РУССКОГО БАЛЕТ НАЧАЛА XX ВЕКА КАК СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ

В статье раскрывается актуальная для русского балета начала XX столетия проблема синтеза искусств: выявляется специфика взаимодействия музыки и хореографии, анализируется процесс формирования новой музыкальной композиции. В центре внимания находятся балетные сочинения Н. Черепнина, И. Стравинского, С. Прокофьева в которых воплотились эстетические идеалы «Мира искусства» в их музыкальном преломлении.

Ключевые слова: русский балет, музыкальная композиция, синтез искусств, взаимодействие музыки и хореографии.

В начале XX века приобрела особый смысл и по-новому молодая страна, и культура ее - синтетическая культура. Рус-зазвучала идея создания синтетического искусства. «Россия - скому художнику нельзя и не надо быть «специалистом». Писа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.