Научная статья на тему 'Русские философы о мире (конец XIX - первая половина ХХ века)'

Русские философы о мире (конец XIX - первая половина ХХ века) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
261
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА / STATE OF SOCIETY / МИР / PEACE / ДУХОВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY / МОРАЛЬ / КУЛЬТУРА / CULTURE / ПРАВО. / INNER WORLD / MORA / AW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ксенофонтов В. В.

В статье обосновывается содержание и специфика воззрений на мир известных отечественных исследователей: Хомякова А.С., Соловьева В.С., Ильина И.А., Бердяева Н.А., Новгородцева П.И., Кропоткина П.А., подчеркивается роль культуры, религии, морали и политики государства в его достижении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives proof of the content and specific character of views on peace of the known national researchers: Khomyakov A.S., Solovyov V.S., Ilyin I.A., Berdyaev N.A., Novgorodtsev P.I., Kropotkin P.A. Also the role of culture, religion, moral and state policy in achievement of peace is emphasized.

Текст научной работы на тему «Русские философы о мире (конец XIX - первая половина ХХ века)»

В.В. КСЕНОФОНТОВ

кандидат философских наук Русские философы о мире (конец XIX - первая половина ХХ века)

Глубокие идеи по вопросу сущности мира и его особенностей как внутри конкретного общества, так и на международной арене высказали русские мыслители конца XIX - первой половины ХХ в. В их взглядах по данному вопросу, во-первых, указывается на связь политики государства и союза ряда государств Европы с миром как определенным состоянием общества; во-вторых, отмечается необходимость осознания людьми нравственной ценности мира; в-третьих, подчеркивается приоритетность мира между народами перед войной и необходимость защиты мира.

В истории отечественной философской мысли особое место принадлежит одному из основателей славянофильства, гуманисту и мыслителю А.С.Хомякову. Именно он в первой половине XIX в. выдвинул перед русской общественностью ряд важнейших социальных и политических проблем, многие из которых не потеряли своей актуальности и в условиях современного развития России и Европы: исследование места и роли народа в историческом процессе; значение духовности в жизни общества и отдельной личности; анализ политики в деятельности государства внутри страны и на международной арене; исследование самобытности России и роли ее культуры в европейском сообществе и др. Исследуя развитие человеческой цивилизации через проблему войны и мира, А.С.Хомяков исходит из положения о вечной борьбе духовного и материального начал в жизни людей. Именно она и представляет собой истинное начало общественной жизни. Философия духовности выступала основой надежды русского мыслителя «увидеть весь мир под одним знаменем истины»1.

1 Хомяков А.С. Полн. собр. соч. М., 1900, т. 2, с. 320.

По своему философскому мировоззрению А.С.Хомяков выступал в качестве убежденного противника любых насильственных действий внутри общества. Поддерживая дружеские отношения с К.Ф.Рылеевым и А.И.Одоевским, он опровергал их политические взгляды, настаивал на том, что всякий военный бунт по своей направленности безнравствен. Так, в острой дискуссии, которая произошла в 1823 г. на одном из собраний у декабриста К.Ф.Рылеева, он выразил свое неприятие вооруженного насилия, во имя чего бы оно ни совершалось. По воспоминаниям офицера-однополчанина, А.С.Хомяков сказал следующее: «Вы хотите военной революции. Но что такое войско? Это собрание людей, которых народ вооружил за свой счет и которым он поручил защищать себя. Какая же тут будет правда, если эти люди, в противность своему назначению, станут распоряжаться народом по произволу и сделаются выше его»1.

А.С.Хомяков обосновал положение о том, что мирная политика Российского государства отвечает интересам народа при условии, если она основывается на положении христианской морали о благе и добре. Русский философ признавал лишь «мирное направление политики, провозглашение законов Христа и правды как единственных законов, на которых должны основываться жизнь народов и их взаимные отношения»2.

Раскрывая свою миротворческую позицию, А.С.Хомяков подчеркивает единство положений христианства и идей просвещения по вопросам мира. Благо мира, отмечает он, представляет безусловный смысл бытия человечества в качестве имманентного и всеобщего начала, пронизывающего его существование. «В нас живет желание человеческого сочувствия: в нас беспрестанно говорит теплое участие к судьбе нашей иноземной братии, к ее

3

страданиям, так же, как к ее успехам; к ее надеждам, так же, как к ее славе».

1 Цит. по: Егоров Б.Ф. А.С.Хомяков - литературный критик и публицист // Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988, с. 13.

2 Хомяков А.С. Полн. собр. соч., т. 3, с. 19-20.

3 Хомяков А.А. Полн. собр. соч., М., 1900, т. 1, с. 3-4.

Русский мыслитель, исследуя мир как состояние общественной жизни, обратил внимание на два основных положения. Во-первых, только сильное и объединенное государство вместе с народом способны защитить себя от внешнего нападения противника, обеспечить стабильное развитие общества. Во-вторых, сплочение различных групп и индивидов в обществе во имя мира и его укрепления возможно благодаря единой цели, в основе которой лежат нравственные ценности. В связи с этим он отмечает: «Теперь, когда эпоха создания государственного кончилась, когда связались колоссальные массы в единое целое, несокрушимое для внешней вражды, настало для нас время понимать, что человек достигает своей нравственной цели только в обществе, где силы каждого принадлежат всем и силы всех каждому»1.

Важным сплачивающим началом в обществе, по мнению А.С.Хомякова, является просвещение. Именно оно способствует осознанию народами ценности мира как состояния общества. Отечественный философ отмечал в своих трудах, что только мирная производительная деятельность, проясненная разнообразным просвещением, а не война и призывы к ней, сплачивают нацию, утверждают подлинные интересы народов. Именно созидательная деятельность людей в обществе «рождает торговлю и промышленность, которые мирными отношениями сгоняют с лица земли дух кровожадной войны и соединяют золотым поясом рассеянные народы в одно дружелюбное государство»2.

Русский ученый подчеркнул значительную роль духовности в миротворчестве. Он уделил особое внимание развитию тезиса о том, что мир как специфическое состояние общества основывается именно на религиозной духовности, глубоко свойственной русскому народу на всех этапах его истории. В своих воззрениях на мир между народами философ отмечал искреннее желание русского народа находиться в доброжелательных отношениях со всеми пограничными государствами. Идеалы милосердия и

1 Хомяков А.С. К сербам. Послание из Москвы... с. 55.

2 Московский вестник, 1826, ч. 2, с. 159.

сотрудничества для него были приоритетными. «Русский смотрит, - указывал А.С.Хомяков, - на все народы, замежеванные в бесконечные границы Северного царства, как на братьев своих...Мы будем, как всегда и были, демократами среди прочих семейств Европы; мы будем представителями чисто человеческого начала, благословляющего всякое племя на жизнь вольную и развитие самобытное»1.

В своем толковании данной проблемы А.С.Хомяков акцентирует внимание на том, что мир между народами опирается на такое духовное качество, как любовь. А она предстает в его философии в виде высшей мировой силы. «Любовь есть тот высший закон, которым должны определяться отношения человека к человеку вообще или лица разумного ко всему роду своему»2, - писал он в статье, посвященной памяти И.В.Киреевского. Именно философия любви питала надежду в перспективе «увидеть весь мир христианский, соединенный под одним знаменем истины»3. Это положение проходит достаточно четко через фундаментальный труд А.С.Хомякова «Записки о всемирной истории». Русский мыслитель выразил осторожное предположение, что в грядущем «придет время, когда человечество, мужая разумом и образованностью, признает одни начала высшей истины»4. При этом свой широкий гуманистический подход к человечеству, обладающему единой духовной сущностью, А.С.Хомяков сочетал с характерным для народа глубоким национальным чувством.

Ряд глубоких идей по вопросу мира, его связи с политикой государства высказал В.С. Соловьев. Характерно во взглядах исследователя на мир то, что он отмечал взаимосвязь согласия внутри общества с поддержанием стабильного мира между государствами Европы. «В настоящее время

1 Хомяков А.С. Полн. собр. соч., т. 5, с. 107.

2 Хомяков А.С. Полн. собр. соч.,. т. 2, с. 249.

Там же, с. 320.

4 Хомяков А.С. Полн. собр. соч., т. 5, с. 9.

политика России, - писал он, - должна иметь только две задачи: во-первых, поддержание европейского мира, так как всякая европейская война на теперешней ступени исторического развития была бы безумным и преступным междоусобьем; а во-вторых, культурное воздействие на варварские народы, находящиеся в сфере нашего влияния; обе эти задачи, помимо внутреннего своего достоинства, удивительным образом поддерживают друг друга, взаимно обусловливая свое существование»1.

Русский ученый, исследуя сложности и противоречия между государствами Европы по достижению мира, подчеркивал его необходимость для народов. При этом он активно выступал против мира, основанного на насилии, и ратовал за гуманитарное его содержание, свободу народов. «Истинное единство и желанный мир человечества должны основываться не на слабости и подавленности народов, а на высшем развитии их сил, на свободном взаимодействии восполняющих друг друга народностей»2, -отмечал В.С. Соловьев. По его мнению, необходимость достижения мира и его прочность в отношениях между государствами свойственна самой природе человечества. Во взглядах русского мыслителя по этому вопросу содержатся рациональные элементы общечеловеческой ценности мира. Он обращает внимание на следующее: «В настоящее время огромное большинство населения земного шара составляет одно реально связанное тело, солидарное (если еще пока не нравственно; то уже физически) в своих

3

частях» .

В связи с этим В.С. Соловьев, развивая идею об общечеловеческой ценности мира, указывал на возможность вклада каждого народа в гуманитарную сущность такого мира. Он отмечал глубокие культурные основы России, способные благотворно повлиять на мир между европейскими странами. «Русский народ, - подчеркивал В.С. Соловьев, -

1 Соловьев В.С. Избранное. Три разговора. М., 1990, с. 317.

2 Соловьев В.С. Соч. В 2 т. М., 1988, т. 1, с. 473.

3 Там же, с. 475.

обладает великими стихийными задатками духовного развития»1. Такие духовные задатки, полагал он, как доброта, справедливость, милосердие, свойственные русскому народу, характеризуют его миротворческую сущность, истоки которой находятся в национальной идее. И напротив, народы, не способные ориентироваться на такие качества, разрушают мир, провоцируют насилие между государствами. «Национализм или национальный эгоизм, т.е. стремление отдельного народа к утверждению себя за счет других народностей, - указывал русский ученый, - к господству над ними, есть полное извращение национальной идеи»2.

Глубокие идеи В.С. Соловьева связаны с трактовкой прочности мира, основанной на историческом опыте его необходимости для сотрудничества и поступательного развития всех народов. «И тогда только - когда не теорией, а опытом будет познана недостаточность внешнего единства, - обращал он внимание, - может наступить полнота времен для одухотворения объединенного вселенского тела, для осуществления в нем царства Правды и Вечного мира» .

Ученый в своих взглядах на обеспечение мира между народами подчеркнул необходимость руководствоваться нормами морали, а именно благом и справедливостью, исключением из мышления и поступков людей лжи и зла. «Борьба против этой лжи есть первая обязанность всякого человека, - отмечал он, - вправду желающего приблизить человечество к доброму миру»4.

Характерно, что в его фундаментальном философском труде «Оправдание добра» имеется специальная глава «Смысл войны», где обстоятельно исследуются нравственные, религиозные и научные подходы к характеру ведения и итогам вооруженного противоборства. По взглядам В.С. Соловьева, в соотношении мира и войны важное значение приобретает

1 Соловьев В.С. Соч. В 2 т., т. 1, с. 27.

2 Там же.

3 Там же, с. 478.

4 Там же.

нравственная оценка. Именно она отрицает войну как общественно-политическое явление. Он подчеркивает: «Со стороны общенравственной оценки нет и не может быть двух взглядов на этот предмет: единогласно всеми признается, что мир есть норма, то, что должно быть, а война -аномалия, то, чего быть не должно»1.

В исследовании проблемы войны и мира, ее связи с политикой немало оригинальных положений содержится в трудах русского философа И.А.Ильина. Замечательный ученый, отмечая насущную потребность мира для благоприятного развития нации, подчеркивал изнурительный характер войн в истории России. По его мнению, в многочисленных войнах различного масштаба, которые вело Российское государство, гибли лучшие его люди; в результате их задерживалось экономическое и культурное развитие нации. «К началу XIX века русский народ нуждался прежде всего и больше всего - в мире. Он провоевал по точному исчислению генерала Сухотина и историка Ключевского буквально две трети своей жизни - за свою национальную независимость и за свое место под солнцем, которое оспаривали у него все соседи»2. Вместе с тем, оценивая политику России на международной арене, утверждал, что ей свойственно миролюбие по отношению к своим соседним государствам, а не экспансия и воинственность. «На самом деле, - пишет И.А.Ильин, - не русских тянуло завоевывать Европу, а европейцы разных государств мечтали (вслед за шведским королем Густавом Адольфом) отодвинуть Россию в Азию и отнять

3

у нее «передние» европейские земли» .

Прогнозируя возможность ведения войн против России в Европе, он подчеркивал, что государство не должно обольщаться заключенными соглашениями международно-правового характера. Нередко политическая

1 Соловьев В.С. Соч. В 2 т., т. 1, с. 464.

2 Ильин И.А. Наши задачи. Историческая борьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. В 2 т. М.; Париж, 1992, т.. 1, с. 102.

3 Там же, с. 104.

практика на континенте опровергала представления о силе таких договоров. Противостоять агрессору в оборонительной войне, на взгляд И.А.Ильина, может и должна могущественная Россия, опирающаяся на сильную политическую власть. «Нам не дано предвидеть будущего, - писал ученый,-но мы не имеем никаких оснований считать, что русские границы замирены, что не грозят новые оборонительные войны. По-видимому, дело обстоит как раз наоборот, и сильная власть будет необходима России, как, может быть, еще никогда»1.

И.А.Ильин с тревогой говорил о том, что мирная жизнь людей, их созидание нарушаются революциями, которые приносят в общество насилие и зло. Анализируя причины Революции 1917 г. в России, он писал: «Россия перед революцией оскудела не духовностью и не добротою, а силой духа и добра. В России было множество хороших и добрых людей, но хорошим людям не хватало характера, а у добрых людей было мало воли и решимости»2.

Он развенчал миф о национальных истоках русской революции, своими корнями уходящих в древнее прошлое России, в самобытный характер русского народа, якобы тяготеющего к насилию. Он говорил о других социальных обстоятельствах и мотивах, толкающих русский народ на разрушение общественного порядка и государства. Это: воинствующее безбожие; антихристианство; материализм, отрицающий такие моральные качества, как совесть и честь; террористический социализм.

Замечая проникновение подобных негативных явлений в жизнь российского общества, И.А.Ильин тем не менее не впадал в пессимизм относительно судеб страны. Он верил в мирную и созидательную жизнь будущей России и ее народов. При этом философ выступал против копирования Российским государством модели развития западной цивилизации. И.А.Ильин отмечал, что российская почва не приемлет

1 ИльинИ.А. Наши задачи. Историческая борьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. В 2 т. М.; Париж, 1992, т.. 1, с. 316.

2 Там же, с.13.

западного опыта. Вот почему ни Запад, ни США не принесут России образцы гражданского общества. В свою очередь ученый подчеркивал, что новую мирную жизнь и благополучие людей в новой России нужно искать через культуру и духовность ее граждан, их верность традициям Отечества. «России нужен новый русский человек, с обновленным - религиозным, познавательным, нравственным, художественным, гражданским, собственническим и хозяйственным укладом. Этот уклад мы должны, прежде всего, воспитать и укрепить в себе самих»1.

Заслуга И.А. Ильина заключается также в том, что он показал роль государства как важного института в создании подлинного гражданского общества, способного обеспечить согласие и мир в нем. По существу, в анализе этой проблемы раскрылись положения ученого в области философии права. Он выделил шесть аксиом власти и дал им развернутую характеристику.

Первая аксиома власти, по его мнению, выражается в том, что государственная власть не может никому принадлежать без правового полномочия.

Вторая аксиома власти сводится к тому, что государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть единой. Единство в политике, реализуемое в государстве, опирается на конкретный источник воздействия на него, каким выступают право, законы.

Третья аксиома власти должна осуществляться передовыми представителями государства, обладающими соответствующим уровнем этической и политической культуры. Только такие государственные руководители, считал И.А. Ильин, способны пользоваться признанием народа, имеют у него авторитет.

Четвертая аксиома власти основывается на общем интересе народа, проявляющемся в политической программе, выдвинутой руководителем

1 Ильин И.А. Наши задачи. Историческая борьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. В 2 т. М.; Париж, 1992, т.. 1, с.15.

государства. Государственная власть, подчеркивает ученый, представляет единое целое для всего общества. Вот почему и ее программа действий должна ориентироваться на общие интересы всех граждан.

Пятая аксиома власти сводится к реальному осуществлению намеченной программы властными государственными институтами. Реализующие же программные положения партии, стоящие у власти, опираются на правовые положения, отвечающие потребностям народа.

Шестая аксиома гласит: государственная власть связана с распределяющей справедливостью, но она имеет право и обязанность отступать от нее, если необходимо поддерживать национально-духовное и государственное бытие народа. Это обусловлено тем, что национальная духовная культура представляет собой основу консолидации общества: интересы же этой культуры включают в себя и индивидуальный интерес, как часть целого.

Проблеме мира как состояния общества уделил внимание в своих трудах известный русский философ Н.А.Бердяев. В ее анализе он раскрыл два важных и взаимосвязанных аспекта: мир как специфическое состояние конкретного общества и мир между государствами в условиях их взаимоотношений.

Философ, анализируя мир как состояние российского общества, связывал его с глубоким осмыслением таких явлений, как Революция 1917 г. Необходимо заметить, что отношение к Февральской революции у него было двойственным: падение монархии он считал неизбежным, но и вступление в неизвестность послереволюционного будущего воспринималось им падением в пучину насилия.

В стихии революции нет места для личностей, в ней господствуют безличные начала, подобно эпидемии и пожару1. Причем все революции, по

1 См.: ГулыгаА.В. Русская идея и ее творцы. М., 2003, с. 243.

мнению Н.А. Бердяева, кончаются реакциями: чем яростнее революция, тем ужаснее реакция.

Он отмечал при этом, что в общественной жизни революция является крайней формой возврата к беспорядкам и хаосу. «Революциям, - отмечает он, - предшествует процесс распада, падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни. В результате этого народ теряет свою духовную свободу, становится добычей дьявола»1.

Преодолеть такое разрушающее состояние российского общества, с точки зрения Н.А. Бердяева, возможно. Он видит в этом плане только один выход: раскрытие внутри самой России, в ее духовной глубине

Л

мужественного оформляющего начала. В связи с этим он обращает внимание на то, что не следует «призывать варягов», ждать из-за границы руководящей помощи, искать себе на стороне вождей. Философ делает акцент в решении проблемы сплочения российского общества на пробуждении национального самосознания.

Важным синтезирующим его компонентом, на взгляд Н.А. Бердяева, выступает отечественная культура. Подчеркивая именно такую ее роль, русский философ пишет: «И для судьбы России самый жизненный вопрос -сумеет ли она себя дисциплинировать для культуры, сохранив все свое

-5

своеобразие, всю независимость своего духа» .

Н.А. Бердяев мыслит национальными категориями. Так, национальное единство, по его мнению, глубже, прочнее единства партий, классов и всех иных преходящих исторических образований. В связи с этим его рассуждение сводится к пониманию того, что национальное единство русского народа, основанное на его культуре, самобытной психологии и нравственности, не противостоит другим народам. Поэтому он отвергает идею космополитизма. «Кто не любит свой народ, - отмечает философ, - и

1 Цит. по: Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991, с. 311.

2 Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1918, с. 16.

3 Там же, с. 54.

кому не мил конкретный образ его, тому не мил и конкретный образ человечества»1.

Более того, Н.А. Бердяев верит в великое будущее предназначение России как мирного посредника между Европой и Азией. Он достаточно четко об этом пишет в работе «Освальд Шпенглер и "Закат Европы"»: «Что бы ни было с нами, мы неизбежно должны выйти на мировую ширь. Россия -посредница между Востоком и Западом. В ней сливаются два потока всемирной истории, восточный и западный. В России скрыта тайна, которую мы сами не можем разгадать. Но тайна эта связана с разрешением какой-то всемирной истории. Час наш еще не настал»2.

Важные идеи содержатся во взглядах русского философа по проблеме состояния мира в международных отношениях. При этом Н.А.Бердяев по существу ставит вопрос о соотношении войны и мира применительно к судьбам человеческой цивилизации. Он глубоко осознает, что в XX в. Для человека в понимании перспектив мира важно не только научно-техническое, но и нравственное преобразование. По своей позиции в вопросе нравственной оценки возможной глобальной войны русский философ опередил многих зарубежных гуманистов. Так, уже в конце 20-х гг. XX в. Н.А.Бердяев осознал значение атомной энергии в развитии перспектив мира. «Если человечеству удастся разложить энергию, в нем заключенную, то это будет не только социальный, но и космический переворот. Человеку дается страшная разрушительная и созидательная власть. И от его духовного состояния будет зависеть, направляет ли он эту власть на созидание или

3

разрушение» .

Исходя из своей концептуальной позиции по вопросу соотношения мира и войны, он обратил внимание на следующее. К всеобщему миру ведут три пути - мировая империя; равновесие суверенных государств; мирная

1 Там же, с. 94.

Бердяев Н.А. Освальд Шпенглер и «Закат Европы». М., 1992, с. 72. Бердяев Н.А. О назначении человека. Париж, 1931, с. 244.

федерация государств, отказавшихся от суверенитета. Русский философ отдавал преимущество третьему пути.

Заметный вклад в развитие положений о состоянии мира в обществе внес П.И.Новгородцев. Будучи крупным философом, он особое внимание в исследовании общества и государства, а также достижении согласия в нем уделял морали и праву. Философ подчеркивал неразрывную связь личности и общества через правосознание и моральные нормы, регулирующие поведение людей с целью недопущения социальных конфликтов.

При этом, полагал он, индивид, включаясь в систему социальных отношений, имеет не только определенные притязания к государству, но и несет конкретные нравственные обязанности. Именно они требуют от человека быть добрым, милосердным, соблюдать моральные требования, ориентирующие его на труд и созидание, а не на гражданскую войну и разрушение мирной жизни в России. П.И.Новгородцев, раскрывая соотношение прав и обязанностей личности в обществе, подчеркивал их связь с господствующей в нем моралью. Именно она сплачивает людей в духе гражданской солидарности и единства. Вместе с тем в своем фундаментальном труде «Об общественном идеале» он показал роль права в регулировании поведения между людьми, а также отстаивании равенства и спокойствия жизни в государстве.

Наряду с этим вопросом русский ученый обратил внимание на проблему построения правового государства как гаранта мира в обществе. Согласно позиции П.И.Новгородцева, основой общественного единства в таком государстве выступает национальная культура, а также такие ее святыни, как идеалы истины, добра и красоты, а не различные экономические объединения1.

Оригинальную позицию по вопросу консолидации общества, обеспечения мира и стабильности в нем высказал известный русский

1 См.: Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991, с. 115-116.

философ П.А.Кропоткин. Свои взгляды он в значительной мере связывал с нравственными основами общественных отношений в таких работах, как «Справедливость и нравственность», «Мораль, право, политика», «Этика».

Раскрывая природу нравственности, русский философ обратил внимание на исторический принцип общинности («закон взаимопомощи») между людьми. Взаимопомощь выступает, по его мнению, первым принципом нравственности. Его развитие и усложнение в процессе эволюции отношений в обществе связано с постепенной выработкой второго принципа нравственности - справедливости. Причем требование справедливости, как считает ученый, - требование и нравственное, и экономическое, и социальное, ибо предполагает равенство людей, побуждая их жить в мире и солидарности.

Без признания справедливости «общественная нравственность останется тем, - подчеркивает П. А. Кропоткин, - что она представляет теперь, т. е. лицемерием»1.

Развивая свои идеи о роли нравственности в формировании мира между гражданами в обществе, он подчеркивал синтезирующую роль в нем добра. По его мнению, согласие между людьми и гражданский мир достигаются именно тогда, когда человек, чувствуя в себе силу, энергию, избыток ума и воли, начинает действовать на благо общества. «Понятие о добре и зле, -пишет П.А. Кропоткин, - ...существует в человечестве. На какой бы низкой ступени умственного развития ни стоял человек, как бы ни были затуманены его мысли всякими предрассудками или соображениями о личной выгоде, он все-таки считает добром то, что полезно обществу, в котором он живет, и злом то, что вредно этому обществу»1.

Таким образом, русские философы конца XIX - первой половины XX в. уделяли значительное внимание исследованию проблемы мира. В ее анализе

1 Кропоткин П.А. Этика. М., 1991, с. 274. Там же, с. 295.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

они рассмотрели состояние мира внутри общества и дали обстоятельную характеристику миру на международной арене. Особое внимание они обратили на нравственные аспекты оценки мира.

Ксенофонтов В.В. Русские философы о мире (конец XIX - первая половина ХХ века). В статье обосновывается содержание и специфика воззрений на мир известных отечественных исследователей: Хомякова А.С., Соловьева В.С., Ильина И.А., Бердяева Н.А., Новгородцева П.И., Кропоткина П.А., подчеркивается роль культуры, религии, морали и политики государства в его достижении.

Ключевые слова: мир, состояние общества, духовность, государственная политика, мораль, культура, право.

Ksenofontov V.V. Russian philоsophers about peace (end of the XIX-th - first half of the xx -th century). The article gives proof of the content and specific character of views on peace of the known national researchers: Khomyakov A.S., Solovyov V.S., Ilyin I.A., Berdyaev N.A., Novgorodtsev P.I., Kropotkin P.A. Also the role of culture, religion, moral and state policy in achievement of peace is emphasized.

Key words: peace, state of society, inner world, state policy, moral, culture, law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.