2005
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология
№ 95(13)
ФИЛОСОФИЯ
УДК 347.471.33.37
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ A.C. ХОМЯКОВА НА ВОЙНУ, МИР И СОВРЕМЕННОСТЬ
В.Н. КСЕНОФОНТОВ
Рассматриваются взгляды A.C. Хомякова по вопросу войны и мира в XIX в.
В истории отечественной философской мысли особое место принадлежит одному из основателей славянофильства, гуманисту и мыслителю А.С.Хомякову. Именно он в первой половине XIX в. выдвинул перед русской общественностью ряд важнейших социальных и политических проблем, некоторые из которых не потеряли своей актуальности и в условиях противоречивого современного развития России и Европы. К их числу относятся: исследование места и роли народа в историческом процессе, значение духовности в жизни общества и отдельной личности, анализ политики в деятельности государства в стране и на международной арене, о самобытности России и роли ее культуры в Европейском сообществе и др.
Вместе с тем философское наследие А.С.Хомякова характеризуется и тем, что им глубоко и всесторонне исследована одна из важнейших проблем истории и развития человеческой цивилизации, какой является война и мир. Смелость в постановке этой проблемы и основательность анализа убедительно раскрывают гуманистическую сущность философской концепции отечественного мыслителя.
А.С.Хомяков, выступая с ярко выраженной гуманистической позиции, осуждал социальное насилие, а также политику, приводящую к нему в различных формах, в том числе и вооруженной. Это идея нашла свое отражение в задуманной А.С.Хомяковым в 1821г., но не завершенной поэме «Вадим», посвященной событиям древней Новгородской вольности. В ней осуждается вооруженное насилие со стороны внешнего врага, антивоенные мотивы проявляются через трагическую окраску событий - скорбь и печаль по погибшим:
«В тяжелых Новгород цепях,
И торжествующий варяг Над хладными славян гробами.
В Вадиме пылкий дух кипит,
Но кто за родину отмстит?»[1, с.475].
А.С.Хомяков, исследуя развитие человеческой цивилизации через проблему войны и мира, исходит из положения вечной борьбы духовного и материального начала в жизни людей. При этом его идея сводилась к оценке войны как силы, разрушающей материальные ценности, сокрушающей человеческое братство, уничтожающей начала духовности. В противоположность войне, по взглядам русского философа, мир, особенно христианский, покоится на духовности, объединяющей людей. Именно она и представляет собой истинное начало общественной жизни. Философия духовности выступала основой надежды русского мыслителя «увидеть весь мир под одним знаменем истины»[2, с.320].
А.С.Хомяков по-своему философскому мировоззрению выступал в качестве убежденного противника любых насильственных действий внутри общества. Поддерживая дружеские отношения с К.Ф.Рылеевым и А.И.Одоевским, он опровергал их политические взгляды, настаивал на том, что всякий военный бунт по своей направленности безнравственен. Так, в острой дискуссии, которая произошла в 1823 на одном из собраний у декабриста К.Ф.Рылеева, он выразил свое неприятие вооруженного насилия, во имя чего бы оно ни совершалось. По воспоминаниям офицера-однополчанина, А.С.Хомяков сказал следующее: «Вы
хотите военной революции. Но что такое войско? Это собрание людей, которых народ вооружил за свой счет и которым он поручил защищать себя. Какая же тут будет правда, если эти люди, в противность своему назначению, станут распоряжаться народом по произволу и сделаться выше его» [3, c.13].
Такая позиция русского ученого вполне соответствовала доминирующей направленности гуманитарной идеи, постепенно проникающей в общественное сознание и закрепившейся в нем после неудачного восстания декабристов в 1825г. Именно поэтому он и оказался по своим воззрениям близок к кругу той дворянской интеллигенции, которая положила начало критическому переосмыслению трагического опыта насильственного и, преимущественно военного, решения политических проблем общества в России. В своих взглядах на развитие мира внутри Российского общества А.С.Хомяков обращает внимание на его нестабильность и противоречия в силу господствующего крепостного права. Он характеризует его как социальное зло, как насилие со стороны правящего в обществе класса. Давая осуждающую нравственную оценку такому явлению, он подчеркивает, что российское общество первой половины XIX в. разделено на два враждующих и противоположных лагеря: крепостников-помещиков и крепостных крестьян. На данное обстоятельство A.C. Хомяков обращает внимание в письме к графине А.Д. Блудовой от 26 ноября 1848г. Он отмечал: «...как бы каждый из нас ни любил Россию, мы все, как общество, постоянные враги ее, разумеется бессознательные. Мы враги ее, потому что мы иностранцы, потому что мы господа крепостных соотечественников, потому что одуряем народ»[3, c. 22].
Всесторонний анализ войны, как общественно-исторического явления, по взглядам А.С.Хомякова, представляет собой зло, недопустимое состояние общества с точки зрения христианской морали. Осуждая войну как социальное явление, Хомяков A.C. видит в ней опасность для народов, характеризует ее как зло, содержащее нарушение норм морали и права. «Война и завоевание, этот итог бесконечных убийств, бесстрастных и бескорыстных, это исполинское преступление всех законов человечества, эта мерзость, сопряженная с очаровательным величием и соблазном себялюбивой славы, война еще не получила имени у людей»[4, c. 366].
Между тем необходимо подчеркнуть, что в своих воззрениях на войну русский философ не предстает в качестве ярко выраженного пацифиста. Дело в том, что хотя и в осторожной форме, он дает краткую классификацию войны. Во-первых, он выделяет справедливую войну, называя ее «святой войной за Родину», во-вторых, неправедную (несправедливую), которую ведет завоеватель[5, c.345-346].
Оценивая войну и ее последствия (многочисленные человеческие жертвы, разрушение среды обитания человека, уничтожение очагов его культуры), русский философ обращает внимание на изначально миротворческую миссию России среди других стран Европы. Именно с ненасильственным началом русской истории А.С.Хомяков связывал преимущество своего государства перед Западом. «На нашей первоначальной истории не лежит пятно завоеваний. Кровь и вражда не служили основанию государства Русского и деды не завещали внукам предания ненависти и мщения»[4, с.28].
А.С.Хомяков обосновал положение о том, что мирная политика российского государства отвечает интересам народа при условии, если она основывается на положении христианской морали о благе и добре. Русский философ, развивая свою идею по данному вопросу, отмечал «мирное направление политики, провозглашение законов Христа и правды как единственных законов, на которых должны основываться жизнь народов и их взаимные отношения»[4, c.19-20]. Раскрывая свою миротворческую позицию, русский философ подчеркивает единство положений христианства с идеей просвещения по вопросам мира. Благо мира, отмечает А.С.Хомяков, представляет безусловный смысл бытия человечества в качестве имманентного и всеобщего начала, пронизывающего его существование. «В нас живет желание человеческого сочувствия: в нас беспрестанно говорит теплое участие к судьбе нашей иноземной братии, к ее страданиям, так же, как к ее успехам; к ее надеждам, так же, как к ее славе»[6, c.3-4].
Русский мыслитель, исследуя мир как состояние общественной жизни, обратил внимание на два основных положения. Во-первых, только сильное и объединенное государство вместе с народом способно защитить себя от внешнего нападения противника, обеспечить стабильное развитие общества. Во-вторых, сплочение различных групп и индивидов в обществе во имя мира и его укрепления возможно благодаря единой цели, в основе которой лежат нравственные ценности. Хомяков A.C. в этой связи отмечает: «Теперь, когда эпоха создания государственного кончилась, когда связались колоссальные массы в единое целое, несокрушимое для внешней вражды, настало для нас время понимать, что человек достигает своей нравственной цели только в обществе, где силы каждого принадлежат всем и силы всех каждому»[5, с.55].
Важным, сплачивающим началом в обществе, по взглядам А.С.Хомякова, является просвещение. Именно оно способствует осознанию народами ценности мира как состояния общества. Отечественный философ отмечал в своих трудах, что только мирная производительная деятельность, проясненная разнообразным просвещением, а не война и призывы к ней, сплачивают нацию, утверждают подлинные интересы народов. По взглядам А.С.Хомякова, именно созидательная деятельность людей в обществе «рождает торговлю и промышленность, которые мирными отношениями сгоняют с лица земли дух кровожадной войны и соединяют золотым поясом рассеянные народы в одно дружелюбное государство»[7, с.159].
Русский ученый, раскрывая свои положения по вопросу миротворчества, подчеркнул значительную роль в нем духовности. В этой связи он уделил особое внимание развитию тезиса о том, что мир как специфическое состояние общества основывается именно на религиозной духовности, глубоко свойственной русскому народу на всех этапах его истории. Отечественный философ также в своих воззрениях на мир между народами отмечал искреннее желание русского народа находиться в доброжелательных отношениях со всеми пограничными государствами. Идеалы милосердия и сотрудничества для него выступали приоритетными и важными качествами. «Русский смотрит, - указывал А.С.Хомяков, - на все народы, замежеванные в бесконечные границы Северного царства, как на братьев своих... Мы будем, как всегда и были, демократами среди прочих семейств Европы; мы будем представителями чисто человеческого начала, благословляющего всякое племя на жизнь вольную и развитие самобытное»[8, с.107].
В своем толковании данной проблемы А.С.Хомяков акцентирует внимание на том, что мир между народами опирается на такое духовное качество, как любовь. А она предстает в ее философии в виде высшей мировой силы. «Любовь есть тот высший закон, которым должны определяться отношения человека к человеку вообще пли лица разумного ко всему роду своему», - писал он в статье, посвященной памяти И.В.Киреевского [6, с.249]. Именно философия любви питала надежду в перспективе «увидеть весь мир христианский, соединенный под одним знаменем истины» [2, с.320]. Это положение проходит достаточно четко через фундаментальный труд А.С.Хомякова «Записки о всемирной истории». Русский мыслитель, хотя и в осторожной форме, выразил предположение о том, что в грядущем «придет время, когда человечество, мужая разумом и образованностью, признает одни начала высшей истины» [8, с.19]. При этом свой широкий гуманистический подход к человечеству, обладающему единой духовной сущностью, А.С.Хомяков сочетал с характерным для народа глубоким национальным чувством. Между тем, лишенная национального эгоизма и самодовольства, духовность, по его мнению, соотносилась с безусловным уважением специфики народности, всякого глубокого и истинного чувства, возникающего из исторической жизни.
По мнению А.С.Хомякова, философское понятие любви представляет весьма объемное по содержание качество. Оно побуждает людей к благородным поступкам, обеспечивающим стабильность в общественном развитии, способствует укреплению состояния мира. Вместе с тем реализация человеком такого высокого нравственного качества требует и от него больших духовных усилий и воли, подвижничества. Эта идея нашла образное философское воплощение
в оригинальной поэтической форме русского мыслителя:
«Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе»[1, с.146].
Философско-нравственные взгляды А.С.Хомякова на войну и мир как социальнополитические явления, отличающиеся глубокими и аргументированными положениями, не потеряли своей актуальности и в XXI веке. В этой связи представляется возможным выделить ряд аспектов, вытекающих из концептуальных взглядов русского мыслителя на войну и мир и применимых к современным международным отношениям.
В условиях современных международных реалий в анализе взаимосвязи политики и воины все в большей степени возрастает аксиологическая, прежде всего нравственная, оценка данной взаимосвязи. Если войны доядерной эпохи способны были «укладываться» в такие ее категории, как долг, справедливость, честь и другие, за которыми стояли позиции определенных социальных групп, то возможная ядерная война по своим прогнозируемым последствиям отвергает такой подход. Трудно представить мораль и ее нормы, которые бы оправдывали трагедию всего человечества нашей планеты. С точки зрения общечеловеческих интересов и нравственности недопущение такой войны, ее предотвращение является подлинно гуманистическим императивом.
Наряду с этим в наши дни сохраняет свою актуальность и проблема мирного урегулирования отношений между государствами, вовлеченными в локальную, региональную войну, ведущуюся обычными средствами. Такие военные конфликты время от времени происходят в различных регионах земного шара, и они, как никогда прежде, сказываются сегодня на общей международной обстановке. Свидетельство тому - вооруженные столкновения на Ближнем Востоке (Палестина - Израиль), на Балканах (территория бывшей Югославии), в Афганистане, в других регионах. Они убедительно говорят о том, что развитие мира идет не просто, не однолинейно. Его становление сопряжено в современных условиях с рядом трудностей экономического, религиозного и иного характера. Вот почему изучение современных войн и вооруженных конфликтов, причин их возникновения, а также определение путей и способов их предотвращения являются важной задачей.
Ценность мира как основополагающего условия поступательного движения истории в исключительной степени возросла. Мир для нынешнего времени предстает не просто предпочтительным состоянием человеческой жизни или благоприятной предпосылкой международных отношений. Проблема предотвращения войн, а в перспективе их исключения из жизни общества одновременно выступает и как проблема прочного и всеобщего мира, то есть необходимого условия самого существования и развития человечества. Она достаточно зримо встает в современную эпоху не только как теоретическая, в первую очередь, философская, но и как конкретно-практическая проблема, требующая своего основательного и взвешенного решения.
Таким образом, в настоящее время перед человечеством, как и во время А.С.Хомякова остро стоит вопрос о мире и безопасности. При этом народы планеты все глубже осознают идею о том, что ныне в начале XXI столетия ни одно государство планеты не обладает возможностью абсолютно надежно защитить себя только военно-техническими средствами, при помощи даже самой мощной обороны. В наше тревожное и беспокойное время народы и государственные деятели во все большей степени учитывают объективную тенденцию -общность судеб людей планеты, осознают, что на нынешнем поколении лежит значительно большая ответственность, чем на прошлых, за сохранение человеческой цивилизации. Именно ради выживания человека и перспектив его развития государства и народы должны овладеть искусством политики жить вместе и в мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хомяков A.C. Стихотворения и драмы. - Л., 1969.
2. Хомяков A.C. Полное собрание сочинений. - М., 1900, Т. II
3. Егоров Б.Ф. A.C. Хомяков - литературный критик и публицист. // Хомяков A.C. о старом и новом. Статьи и очерки. - М.: Современник, 1988
4. Хомяков А.С. Поли. собр. соч. - М., 1914. T.III
5. Хомяков A.C. К сербам. Послание из Москвы // Хомяков. О старом и новом. - М., 1988.
6. Хомяков А.С. Поли. собр. соч. - М., 1914. Т. I.
7. Московский вестник. 1826 г. Ч. II.
8. Хомяков A.C. Поли. собр. соч. - М., 1915. Т. V..
Ksenofontov V.N.
A.S. HOMJAKOV'S PHILOSOPHICAL GLANCE AT WAR AND PEACE AND NOW
A.S. Homjakov's philosophical glance at war and peace are considered
Сведения об авторе
Ксенофонтов Владимир Николаевич, 1940 г.р., окончил Ленинградское СВУ (1957) и Ленинградское Высшее общевойсковое командное училище (1961), философское отделение (1973) и адъюнктуру (1976) Военно-политической академии им. В.И. Ленина, профессор, доктор философских наук, профессор кафедры философии РАГС при Президенте РФ, академик Российской академии социальных наук, автор более 160 научных работ, область научных интересов — социальная философия, философия культуры и политики, философские проблемы мира, войны и безопасности,.