Научная статья на тему 'Концепция виртуального музея А. С. Хомякова как интерактивная форма трансляции культурного наследия России'

Концепция виртуального музея А. С. Хомякова как интерактивная форма трансляции культурного наследия России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
271
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.С. ХОМЯКОВ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / КУЛЬТУРА РОССИИ / СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михайлюкова Наталья Николаевна

В статье сформулирована концепция виртуального музея А.С. Хомякова, позволяющая с использованием инновационных технологий обеспечить широкий доступ к культурному наследию А.С. Хомякова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция виртуального музея А. С. Хомякова как интерактивная форма трансляции культурного наследия России»

УДК 009

Н. Н. Михайлюкова

Концепция виртуального музея А. С. Хомякова как интерактивная форма трансляции культурного наследия России

В статье сформулирована концепция виртуального музеяА.С. Хомякова, позволяющая с использованием инновационных технологий обеспечить широкий доступ к культурному наследиюА.С. Хомякова.

Ключевые слова: АС. Хомяков, виртуальный музей, культура России, славянофильство

Создание концепции виртуального музея А.С.Хомякова как интерактивной формы трансляции культурного наследия России основывается на принципе целостного духовно-жизненного и научно-ценностного рассмотрения религиозно-философского творчества А.С.Хомякова и может найти свое практическое применение, как в плане общей культурно-просветительской работы, так и в рамках преподавательской деятельности в качестве интерактивной формы религиозно-философского знания (в курсах «История русской культуры», «Русская религиозная философия», спец. курсах аналогичной тематики). Религиозно-философское творчество А.С.Хомякова как ключевое звено его духовного наследия может служить ярким примером экзистенциального творчества, способствующего возвращению духовных знаний в реальный жизненный мир современного человека, в культуру современного общества. Знакомство с религиозно-философскими идеями А.С.Хомякова позволяет приобрести ту необходимую мотивацию духовности, которая способствует не только пониманию личностных коллизий религиозно-нравственных исканий мыслителя, но и осознанию самобытности и оригинальности культурного наследия России в целом.

Современное рассмотрение музея как компонента системы формирования и популяризации национально-государственной идеи обусловило необходимость определить степень научного осмысления этого аспекта исследования, что предполагает обращение к научным трудам в области культурологии, музееведения, психологии, педагогики и, в первую очередь, теории и методики социально-культурной деятельности.

Авторская концепция виртуального музея основывается на идее воссоздания жизни и творчества в их целостной проекции на уровне идеального бытия, представленной в «музееведческих заметках» Н.Ф.Федорова (см.: «Музей, его смысл и назначение»). Как писал Федоров: «... история только тогда будет всеобщей, когда музеи будут всюду, где есть умирающие». По мысли Н.Ф. Федорова, «музей должен объединять науку и искусство, знание внутреннее и внешнее и стать своего рода проектом воскрешения».

Исходя из этого, творчество А.С.Хомякова может быть представлено в единстве его жизненного, религиозного опыта и концепции религиозно-философского знания. При этом связующими звеньями цельного жизнезнания А.С.Хомякова являются экзистенциальные переживания и настроения любви, вины, отчаяния, веры, смерти и т.д., которые пронизывают его религиозно-философские построения.

Религиозно-философское творчество А.С.Хомякова явилось одним из основных источников русской философии религии. Основные категории религиозной философии Хомякова - «волящий разум», «понимающая вера», «религиозный опыт» и др. были положены в основание русской религиозно-философской традиции и определили специфику философии религии в России, которую в

целом можно определить как «христианскую религиозную философию [1,35]». К этому направлению следует отнести учения В.С.Соловьева, Л.И.Шестова, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Е.Н.Трубецкого и ряда других представителей русской классической религиозной философии. Основными темами русской философии религии стали вопросы определения сущности религии и ее духовно-нравственных критериев; соотношения веры и разума, откровения и умозрения; выявления основных ступеней откровения и его субъективных и объективных условий; исследование соотношения божественного и человеческого начал в культуре (идея Богочеловечества); анализ источников и критериев религиозного опыта и др. Все эти темы в той или иной мере затрагивались в богословских и философско-религиозных произведениях Хомякова. При этом отличительной чертой религиозного философствования Хомякова явилась укорененность его религиозных идей в духовном и жизненном опыте. Речь идет о своеобразном русском варианте экзистенциальной философии религии. Изучение данного направления предполагает обращение к жизненным истокам религиозного творчества мыслителя, к воссозданию жизненных структур его религиозного опыта и религиозной веры, к пониманию экзистенциальных источников его опыта откровения.

Такая возможность открывается через идею «виртуального проектирования» жизни и творчества Хомякова. «Виртуальное проектирование» оправдано в данном случае не только в силу отсутствия реального музея выдающегося отечественного мыслителя, недостаточной изученности его эпистолярного наследия и биографических материалов, но также вследствие использования

на современном этапе образования методов прикладной информатики в области гуманитарных наук и искусств. В данном случае виртуалистика выступает как своего рода «онтологический подход, который может быть использован в любой научной дисциплине [2,7]». Нет сомнения, что данный метод может быть успешно применен и в религиоведческом знании. Кроме того, использование виртуалистики крайне необходимо для многоаспектного рассмотрения религиозно-философского творчества. В этом случае, «виртуализация - это симулятивное замещение реальности, но не обязательно с помощью компьютерной техники, а самой логики виртуальной реальности [2,12]».

Таким образом, разработка концепции виртуального музея

A.С.Хомякова как интерактивной формы трансляции культурного наследия России на сегодняшний день, позволяет провести анализ историософских и религиозно-философских идей А.С.Хомякова в контексте его духовных исканий, выявить экзистенциальные истоки и основания духовного творчества А.С.Хомякова и заложить идею единства жизни и творчества мыслителя в основу концепции виртуального музея. В этом смысле религиозно-философские построения А.С.Хомякова могут служить ярким примером экзистенциального творчества, способствующего возвращению духовных знаний в реальный жизненный мир современного человека, в культуру современного общества. Существенный вклад в изучение духовного наследия А.С.Хомякова внесли классики отечественной философии: Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский,

B.В.Зеньковский, Г.В.Флоровский, Н.С.Арсеньев, Л.П.Карсавин, и др. Во второй половине XX века религиозные идеи А.С.Хомякова

становятся предметом пристального внимания и исследования западных богословов (преимущественно католических), прежде всего, в области экклезиологии (учении о Церкви). Особенно большой вклад в изучение богословского наследия А.С.Хомякова внесли такие исследователи, как Ив Конгар, А.Грантье, Э.Зуттнер, О' Лири, К. Онаш и др. Отечественные исследования духовного наследия А.С.Хомякова возобновляются с начала 90-х гг. XX века. В 1994 г. издаются историософские и богословские труды, подготовленные В.А.Кошелевым, В.М.Лурье и др. В современном отечественном хомяковедение появляется все большее число работ, в которых А.С.Хомяков рассматривается как светский богослов и религиозный мыслитель. Наряду с этим экзистенциальный поворот в изучении богословского наследия

A.С.Хомякова готовился и в рамках литературоведческого дискурса в работах таких исследователей, как Б.Ф.Егоров, В.А.Кошелев,

B.П.Океанский и др.

Достижения современного отечественного хомяковедение нашли свое выражение в юбилейном сборнике «Духовное наследие А.С.Хомякова: теология, философия, этика» (Тула, 2004), проект, которого был поддержан РГНФ.

Таким образом, проблема исследования экзистенциальных начал духовного творчества А.С.Хомякова оказалась в настоящий момент актуальной. Достигнутый уровень изучения жизни и творчества А.С.Хомякова позволяет ставить задачу создания концепции виртуального музея, которая будет способствовать максимальному приближению к его жизни и творчеству и станет своего рода воплощенной экзистенцией русской идеи.

Литература:

1. Зеньковский В.В. История русской философии. - Т.1. - 4.1. Ленинград, 1987.- С.35.

2. Носов Н.А. Введение: перспективы виртуальной цивилизации // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М., 1996.- С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.