УДК 009
Н. Н. Михайлюкова
Концепция виртуального музея А. С. Хомякова как интерактивная форма трансляции культурного наследия России
В статье сформулирована концепция виртуального музеяА.С. Хомякова, позволяющая с использованием инновационных технологий обеспечить широкий доступ к культурному наследиюА.С. Хомякова.
Ключевые слова: АС. Хомяков, виртуальный музей, культура России, славянофильство
Создание концепции виртуального музея А.С.Хомякова как интерактивной формы трансляции культурного наследия России основывается на принципе целостного духовно-жизненного и научно-ценностного рассмотрения религиозно-философского творчества А.С.Хомякова и может найти свое практическое применение, как в плане общей культурно-просветительской работы, так и в рамках преподавательской деятельности в качестве интерактивной формы религиозно-философского знания (в курсах «История русской культуры», «Русская религиозная философия», спец. курсах аналогичной тематики). Религиозно-философское творчество А.С.Хомякова как ключевое звено его духовного наследия может служить ярким примером экзистенциального творчества, способствующего возвращению духовных знаний в реальный жизненный мир современного человека, в культуру современного общества. Знакомство с религиозно-философскими идеями А.С.Хомякова позволяет приобрести ту необходимую мотивацию духовности, которая способствует не только пониманию личностных коллизий религиозно-нравственных исканий мыслителя, но и осознанию самобытности и оригинальности культурного наследия России в целом.
Современное рассмотрение музея как компонента системы формирования и популяризации национально-государственной идеи обусловило необходимость определить степень научного осмысления этого аспекта исследования, что предполагает обращение к научным трудам в области культурологии, музееведения, психологии, педагогики и, в первую очередь, теории и методики социально-культурной деятельности.
Авторская концепция виртуального музея основывается на идее воссоздания жизни и творчества в их целостной проекции на уровне идеального бытия, представленной в «музееведческих заметках» Н.Ф.Федорова (см.: «Музей, его смысл и назначение»). Как писал Федоров: «... история только тогда будет всеобщей, когда музеи будут всюду, где есть умирающие». По мысли Н.Ф. Федорова, «музей должен объединять науку и искусство, знание внутреннее и внешнее и стать своего рода проектом воскрешения».
Исходя из этого, творчество А.С.Хомякова может быть представлено в единстве его жизненного, религиозного опыта и концепции религиозно-философского знания. При этом связующими звеньями цельного жизнезнания А.С.Хомякова являются экзистенциальные переживания и настроения любви, вины, отчаяния, веры, смерти и т.д., которые пронизывают его религиозно-философские построения.
Религиозно-философское творчество А.С.Хомякова явилось одним из основных источников русской философии религии. Основные категории религиозной философии Хомякова - «волящий разум», «понимающая вера», «религиозный опыт» и др. были положены в основание русской религиозно-философской традиции и определили специфику философии религии в России, которую в
целом можно определить как «христианскую религиозную философию [1,35]». К этому направлению следует отнести учения В.С.Соловьева, Л.И.Шестова, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Е.Н.Трубецкого и ряда других представителей русской классической религиозной философии. Основными темами русской философии религии стали вопросы определения сущности религии и ее духовно-нравственных критериев; соотношения веры и разума, откровения и умозрения; выявления основных ступеней откровения и его субъективных и объективных условий; исследование соотношения божественного и человеческого начал в культуре (идея Богочеловечества); анализ источников и критериев религиозного опыта и др. Все эти темы в той или иной мере затрагивались в богословских и философско-религиозных произведениях Хомякова. При этом отличительной чертой религиозного философствования Хомякова явилась укорененность его религиозных идей в духовном и жизненном опыте. Речь идет о своеобразном русском варианте экзистенциальной философии религии. Изучение данного направления предполагает обращение к жизненным истокам религиозного творчества мыслителя, к воссозданию жизненных структур его религиозного опыта и религиозной веры, к пониманию экзистенциальных источников его опыта откровения.
Такая возможность открывается через идею «виртуального проектирования» жизни и творчества Хомякова. «Виртуальное проектирование» оправдано в данном случае не только в силу отсутствия реального музея выдающегося отечественного мыслителя, недостаточной изученности его эпистолярного наследия и биографических материалов, но также вследствие использования
на современном этапе образования методов прикладной информатики в области гуманитарных наук и искусств. В данном случае виртуалистика выступает как своего рода «онтологический подход, который может быть использован в любой научной дисциплине [2,7]». Нет сомнения, что данный метод может быть успешно применен и в религиоведческом знании. Кроме того, использование виртуалистики крайне необходимо для многоаспектного рассмотрения религиозно-философского творчества. В этом случае, «виртуализация - это симулятивное замещение реальности, но не обязательно с помощью компьютерной техники, а самой логики виртуальной реальности [2,12]».
Таким образом, разработка концепции виртуального музея
A.С.Хомякова как интерактивной формы трансляции культурного наследия России на сегодняшний день, позволяет провести анализ историософских и религиозно-философских идей А.С.Хомякова в контексте его духовных исканий, выявить экзистенциальные истоки и основания духовного творчества А.С.Хомякова и заложить идею единства жизни и творчества мыслителя в основу концепции виртуального музея. В этом смысле религиозно-философские построения А.С.Хомякова могут служить ярким примером экзистенциального творчества, способствующего возвращению духовных знаний в реальный жизненный мир современного человека, в культуру современного общества. Существенный вклад в изучение духовного наследия А.С.Хомякова внесли классики отечественной философии: Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский,
B.В.Зеньковский, Г.В.Флоровский, Н.С.Арсеньев, Л.П.Карсавин, и др. Во второй половине XX века религиозные идеи А.С.Хомякова
становятся предметом пристального внимания и исследования западных богословов (преимущественно католических), прежде всего, в области экклезиологии (учении о Церкви). Особенно большой вклад в изучение богословского наследия А.С.Хомякова внесли такие исследователи, как Ив Конгар, А.Грантье, Э.Зуттнер, О' Лири, К. Онаш и др. Отечественные исследования духовного наследия А.С.Хомякова возобновляются с начала 90-х гг. XX века. В 1994 г. издаются историософские и богословские труды, подготовленные В.А.Кошелевым, В.М.Лурье и др. В современном отечественном хомяковедение появляется все большее число работ, в которых А.С.Хомяков рассматривается как светский богослов и религиозный мыслитель. Наряду с этим экзистенциальный поворот в изучении богословского наследия
A.С.Хомякова готовился и в рамках литературоведческого дискурса в работах таких исследователей, как Б.Ф.Егоров, В.А.Кошелев,
B.П.Океанский и др.
Достижения современного отечественного хомяковедение нашли свое выражение в юбилейном сборнике «Духовное наследие А.С.Хомякова: теология, философия, этика» (Тула, 2004), проект, которого был поддержан РГНФ.
Таким образом, проблема исследования экзистенциальных начал духовного творчества А.С.Хомякова оказалась в настоящий момент актуальной. Достигнутый уровень изучения жизни и творчества А.С.Хомякова позволяет ставить задачу создания концепции виртуального музея, которая будет способствовать максимальному приближению к его жизни и творчеству и станет своего рода воплощенной экзистенцией русской идеи.
Литература:
1. Зеньковский В.В. История русской философии. - Т.1. - 4.1. Ленинград, 1987.- С.35.
2. Носов Н.А. Введение: перспективы виртуальной цивилизации // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М., 1996.- С. 1.