Научная статья на тему 'Все настоящее имеет свои корни в прошлом'

Все настоящее имеет свои корни в прошлом Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Панферов Константин Николаевич

Статья посвящена возрождению соборных ценностей в мировоззрении человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Все настоящее имеет свои корни в прошлом»

УДК 140.8

ВСЕ НАСТОЯЩЕЕ ИМЕЕТ СВОИ КОРНИ В ПРОШЛОМ

К.Н. ПАНФЁРОВ

Статья посвящена возрождению соборных ценностей в мировоззрении человека.

В нашем многоукладном мире, где разные народы живут по своим культурным традициям, мы наблюдаем период переосмысления своего места в истории. Это ведет к утверждению и отстаиванию своей культуры, стиля и образа жизни на планетарном уровне, причем проблема заходит так далеко, что отдельные государства сталкиваются с приверженностью к крайним взглядам во всех этих направлениях.

Глобализация информационных процессов привела к необходимости еще раз вспомнить высказывание российского философа XIX века Алексея Степановича Хомякова (1804 - 1860) утверждающее, что человек достигает своей нравственной цели только в обществе, где силы каждого принадлежат всем и силы всех каждому [1, с.469].Жизнь и творчество этого ученого (Хомяков был членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук) привели к убеждению в том, что самый ход истории ... обличил во многом ложь Западного мира. Именно Хомяков обвинял западного человека в безответственности, духовной поверхностности, узости миропонимания, специализированности и отсутствия целостности. Проповедуемая им же соборная теория познания, считающаяся ныне одной из величайших прозрений русской мысли, является весьма актуальной в начале XXI столетия. Трудно не согласиться с мнением философа о том, что общество, которое вне себя ищет сил для самосохранения, уже находится в состоянии болезненном [1, с.469]. Из этой мысли можно сделать вывод о коренном различии путей развития России и Запада. В этом можно видеть самобытность российского народа. Может возникнуть вопрос о том, почему А.С.Хомяков поставил нашу страну впереди всемирного просвещения? Своим творчеством он четко дает ответ, кроющийся в принципах устроения российского бытия, корень которого заложен в «соборности».

По словарю Владимира Даля слово «соборно» означает в народе сообща, общими силами, содействием, согласием [2, с.253], а в словаре русского языка «собор» понимается как собрание высшего христианского духовенства - съезд духовенства страны или вселенский собор [3, с.171].

В мае этого года Россия отмечала 202-ю годовщину со дня рождения А. С. Хомякова. Накануне этого события русская православная церковь, как бы отдавая дань великому российскому философу, стала инициатором проведения Х юбилейного Всемирного Русского Народного Собора (апрель 2006), в повестке дня которого стояли проблемы Веры, Человека, Земли и Миссии России в ХХ! веке. Во весь голос на Соборе прозвучали идеи Хомякова о совести, смысле жизни, запредельности, страдания и сострадания, вины и покаяния, духовного самоосуществ-ления личности. Таким образом, понятие «соборность» стало символом мирового общественного сознания. Осуществился принцип связи времен, когда Хомяков провозгласил «все настоящее имеет свои корни в старине» [4, с.22]. На Соборе была предложена российская концепция нравственного воспитания людей, определения достоинства личности, основанные на российской духовной традиции. Анализируя материалы московского Собора можно смело сопоставлять то, с чем российское общество сталкивается ежедневно и что провозгласил данный Собор. Тут вырисовывается интересная особенность, заключающаяся в том, что из цепи всех свобод, полученных российским народом, в августе 1991 года выпало одно небольшое звено - «нравственная составляющая». Именно это и заставляет нас еще раз обратиться к творчеству Алексея Степановича Хомякова. Самым лучшим, на наш взгляд, источником всего творчества этого фи-

лософа является монография Василия Ивановича Холодного о Хомякове и современности (5). В этой книге автор приходит к выводу о том, что соборность является инвариантом Вечности, выступающей субстанцией всех разновидностей человеческого бытия. Василий Холодный на основе анализа соборной феноменологии, разработанной Хомяковым, приходит к выводу о том, что выйти из кризиса современной цивилизации можно через соборно-феноменологическое понимание русской и многонациональной российской ментальности.

За пятнадцатилетний период постсоветской российской действительности мы «достигли» вершины того нравственного падения, о котором наши внешние враги даже и не мечтали. Те-перь-то мы смело можем утверждать, что любое государство возможно победить не прибегая к оружию. Этот период для нашей страны характеризуется как период разгула бездуховности и падения нравственности. Ныне, за два года до своего ухода с президентского поста, Владимир Путин пытается возвратить утраченные идеалы духовности, создав Общественную палату из 126 представителей цвета нации, которые на общественных началах призваны проводить экспертизы законов, вырабатывать рекомендации для органов всех ветвей власти, участвовать в реализации национальных проектов (образование, здравоохранение, жилищное строительство и сельское хозяйство). Этой же Палате вменяется в обязанность проведение контрольных функций за расходованием бюджетных средств.

В Палате действуют комиссии по семнадцати направлениям.

Очнувшись, российское общество приходит к необходимости обратиться к истокам собственной русской культуры, о которой ярко выразился в своем творчестве А.С. Хомяков. Сейчас ее истоки находят в православии, как главной связующей силе общества. Тут нет ничего противоестественного в том, что Русская православная церковь встала во главе возвращения народу своей утерянной духовности. На фоне научно-технического, экономического и социального развития, православная церковь обратила наше внимание на духовную сферу, как спасительную силу в развитии любой цивилизации. Православные иерархи убеждены в том, что церковь может стать инициатором нравственного возрождения российского общества.

В своей монографии В. Холодный отмечает: «православные богословы, многие исследователи русской мысли представители почвеннических движений считают соборность чисто русским и православным феноменом. С этим можно согласиться. Именно в русской ментальности и православном вероисповедании наиболее адекватно и колоритно, предельно жизнетворчески присутствует соборность. Вместе с тем соборность - это субстанция человеческого бытия. И она присуща каждому этносу и человеку». Нынешнее состояние российского общества свидетельствует о том, что проблема возрождения соборности все более актуализируется как в религиозной, так и в секулярной формах [5, с.9]. Чтобы убедиться в важности рекомендаций Х Всемирного Русского Народного Собора необходимо еще раз обратиться к монографии В. И.Холодного о Хомякове, так как написана она большим специалистом и со знанием дела. Автор монографии пишет, что «впервые читая А.С.Хомякова в 1973 г., я обрел ощущение какого-то универсального «точечного» Понимания, вышедшего за пределы пространственновременного (эмпирического) и понятийного восприятия действительности» [5, с.24]. Монография в благородной форме показывает попытку А.С.Хомякова увидеть соборное самопонимание не только в «церковной ограде», но и в самых различных сферах жизнедеятельности: внутреннем мире человека, вечностных (общечеловеческих) и этнических традициях. Выходит, что конкретная личность становится духовно целостной только в коллективе.

На основе глубокого изучения творчества А. С. Хомякова, автор книги о нем подчеркивает, что русский философ Х1Х столетия «отрицает возможность познавать жизнь со стороны, на основе изобретенных человеком рационалистических категорий. Хомяков опирался на понятия, зародившиеся в многовековом естественном общении людей. Эти понятия фиксируют жизнь в ее внутренней содержательности и способствуют в переломные периоды истории рождению провидцев, которые предвосхищают новый глобальный этап в человеческой эволюции» [5, с.25]. В книге В.И.Холодного мы находим таких провидцев, как собирательных, так и реаль-

ных мыслителей. В частности В.Холодный пишет, что Будда опосредованно постулировал универсальный принцип духовного страдания, объединяющий людей в единое человечество. Моисей является родоначальником монотеистического синкретизма, что объективно стимулировало формирование новозаветной (соборной) ментальности, которую Иисус Христос самим фактом своего появления и бытия в «грешном мире» провозгласил изначальным и конечным смыслом человеческого существования. В свою очередь, Августин Блаженный, вдохновляемый «ужасом сомнения» в истинности библейских сказаний, осуществил внутреннюю философскую рефлексию веры и тем самым завершил ее превращение в мощную аксиологическую идеологию.

На основе христианской аксиологии Мухаммад воссоздал религиозно-мирское, авторитарно-волевое жизнепонимание. Ментальные установки, которые выдвинули названные мыслители, вызревали тысячелетиями и потому являются вечностными, меняющимися по форме и эмпирическому содержанию, несущими в себе смысл Вечности, который не фиксируется в понятиях [5, с.25-26].

Масштабная книга Василия Холодного написана горячим сердцем и не может оставить читателя равнодушным. Рассматривая религиозную соборную феноменологию Хомякова, автор исследования выделяет четыре основных уровня: 1) целостность внутреннего человеческого существования как первоосновы всей жизнедеятельности: волящая божественная разумность, присутствующая в психике соборно верующих людей, соборный разум и личностный разум; 2) целостность процесса познания: воля, вера, рассудок и любовь; 3) наиболее совершенная объективация соборности: сельская община, допетровская Россия; 4) ожидание всемирной соборной цивилизации: единение народов на изначальных архетипах.

Реконструируя и содержательно конкретизируя соборную феноменологию А.С.Хомякова, профессор Холодный разрабатывает ее секулярный вариант. С позиции освобождения от церковного влияния в общественной деятельности философия трактуется им как культура универсального понимания, на которой базируются и выражают ее в различных видах все классические философские учения и направления. Наиболее адекватно единство иррационального и рационалистического универсализма как раз и представлено в жизнетворчестве А.С.Хомякова.

На основе глубинных идей Хомякова в монографии Холодного осуществляется соборнофеноменологический анализ западной философии, начиная с времен Древней Греции и заканчивая эпохой середины Х1Х века, а также духовно-ценностных поисков постхомяковской русской мысли. В процессе такого анализа, автор книги обнаружил внутреннее созвучие соборных установок жизнетворчества А. С. Хомякова и универсальных идей западных и русских философов, выраженных в самых различных вариантах. В результате автор делает вывод, что в философских учениях первостепенное значение имеет не их гносеологическое и идеологическое содержание, а культура универсального понимания, в которой и выражается специфика философии как таковой. Философия внедряет эту культуру в общественное сознание, благодаря чему и становится возможным продуктивное развитие естествознания, социологии, этики, эстетики и т.п. Кроме того, культура универсального понимания порождает соборные (духовно целостные) тенденции в идеологических концепциях, многие из которых изначально были далеки от реальных ценностей и интересов отдельных народов и всего человечества.

Основной пафос книги В.И.Холодного выражается, на наш взгляд, в убеждении, что путем логически аргументированного изучения жизнетворчества А. С. Хомякова и одновременной ценностной его мифологизации можно максимально способствовать возрождению соборной эволюции России и всего человечества. С позиции сегодняшнего дня автор монографии американизированную глобализацию трактует как путь уничтожения вечностных архетипов и базирующегося на них многообразия народных менталитетов, культур, цивилизаций и духовнотворческих личностей, как путь превращения человека в киборга, в компьютеризированного и пронумерованного агента бесчувственного сообщества. В книге Холодного ощущается философская глубина мысли, широкая эрудиция по многим областям знаний и модернизация субъектной и субъект-объектной методологии. Книга достаточно сложна своим теоретическим ис-

следованием в области философии, но поскольку в ней анализируются иррациональные соборные ценности и умонастроения, а также современная мировоззренческая, идеологическая и политическая ситуация, то она приобретает характер популярного произведения, интересного для любого читателя.

По глубине изложения материала в книге о Хомякове можно смело говорить, что автор поставил себя рядом с великим русским философом, потому что все мысли философа Х1Х столетия он пережил и перенес в век ХХ1. Быть может поэтому в книге П.В. Алексеева [6, с.1042-1043] фамилии философов Алексея Степановича Хомякова и Василия Ивановича Холодного поставлены рядом.

Слово, выраженное в монографии Холодного - это слово гражданина, слово духовного лидера. Оно призывает нас жить с верой в душе, о которой так ярко выразил Х Всемирный русский народный собор, провозгласивший приоритетную жизнеспособную цивилизацию в рамках нравственной ответственности, которая набирает обороты. Русский Собор как одна из многих традиционных и основополагающих для российской цивилизации общественно-политических ценностей оказался жизнеустойчивым, деятельным и необходимым в современных условиях человеческого бытия. Для такого собрания светских и духовных чинов при решении важных дел созидания государственного организма Алексей Степанович Хомяков пришелся как раз ко двору и оказался востребованным. Это важно потому, что в сознании россиян сегодня происходит смена приоритетов. Вместо навязываемых России в 80-х годах прошлого века западных ценностей все более уверенно утверждаются свои веками проверенные живительные источники жизнедеятельности. Наступило время, когда мы прислушиваемся к Хомякову и начинаем пересматривать идею непогрешимости Европы. Декларация о правах и достоинстве человека, принятая на Соборе в Москве, созвучна самобытной русской цивилизации, о которой так много написано в монографии В.Холодного о творчестве А.С.Хомякова. Чтобы написать такую монографию о Хомякове Алексее Степановиче, более чем в 27 п.л. автору пришлось проанализировать 152 источника, сделав 492 ссылки и привести 152 цитаты самого А.С.Хомякова. Для нас очень важно сохранить и преумножить бесценные традиции той российской нравственности, ради которой жил и творил философ Хомяков.

Сопоставляя мировоззрение Алексея Хомякова и философию современной жизнедеятельности, мы являемся свидетелями того, что индустриальная система ХХ 1 века начинает разрушать условия раскрытия духовного потенциала личности и западное общество в этом плане идёт впереди планеты всей, несмотря на свою развитую экономику. В этой ситуации нельзя забывать, что нравственная парадигма должна выступать в виде отражения приоритета духовного над материальным в духе тех постулатов, которые так ярко выражали философы прошлого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хомяков А.С. Соч. в 2-х т. - М., 1994.

2. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. - М.: Русский язык, 1978-1980.Т.4. Р-У.

1980.

3. Евгеньева А.П. Словарь русского языка: В 4-х т. /АН СССР, Институт русского языка. -3-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1985-1988. Т.4, С-Я-1988.

4. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. Т. 3, 1882.

5. Холодный В.И. А.С.Хомяков и современность: зарождение и перспектива соборной феноменологии - М.: Академический проект, 2004.

6. Алексеев П.В. Философы России Х1Х - ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Академический проект, 2002.

ALL PRESENT HAS THE ROOTS IN THE PAST

Panferov K.N.

The article devoted to the renesanse of cathedral values in outlook of the person.

Сведения об авторе

Панферов Константин Николаевич, 1932 г.р., окончил Киевское военно-морское политическое училище (1957), Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (1964), Институт журналистского мастерства (1972), обучался в Гарвардском университете США (1995), член Союза журналистов, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва, действительный член Русской Академии, доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор более 450 научных работ, область научных интересов -экономика, политика, культура, социальная философия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.