Научная статья на тему 'Русские большевики на страницах дагестанской прозы'

Русские большевики на страницах дагестанской прозы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
122
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ БОЛЬШЕВИК / ГОРЦЫ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / РЕВОЛЮЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ / НАРОД / RUSSIAN BOLSHEVIK / MOUNTAINEERS / INTERNATIONALISM / REVOLUTION / HISTORICAL / SOCIAL / THE PEOPLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мазанаев Шабан Абдулкадырович, Халимбекова Марьям Сайпутдиновна

Статья посвящена рассмотрению образов героев произведений дагестанских авторов в свете отношений послереволюционной России и кавказских народов. Научная ценность настоящей работы состоит в рассмотрении конкретных примеров русских большевиков и одновременно в составлении их типологии в дагестанской литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Bolsheviks on Pages of the Dagestan Prose

The article is devoted to the images of the named heroes in products of the Dagestan authors in the light of relations Russia after revolution and the Caucasian people. Scientific value of the present work consists in consideration of concrete examples of Russian Bolsheviks and simultaneously in drawing up of their typology in the literature of the Dagestan authors.

Текст научной работы на тему «Русские большевики на страницах дагестанской прозы»

УДК 882 (470.67) - 3

М-1З

Х-17

Мазанаев Шабан Абдулкадырович

доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета Дагестанского государственного университета philol@mail.ru

Халимбекова Марьям Сайпутдиновна

кандидат филологических наук,

преподаватель кафедры редакционно-издательского дела и информации Дагестанского государственного университета umaalikhanva@rambler.ru

Русские большевики на страницах дагестанской прозы [4]

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению образов героев произведений дагестанских авторов в свете отношений послереволюционной России и кавказских народов. Научная ценность настоящей работы состоит в рассмотрении конкретных примеров русских большевиков и одновременно в составлении их типологии в дагестанской литературе.

Ключевые слова: русский большевик, горцы, интернационализм, революция, исторический, социальный, народ.

О русском характере написано немало: понятия «русский характер», «русская душа» ассоциируются в нашем сознании с чем-то загадочным, неуловимым, таинственным.

Русские герои в произведениях дагестанской литературы, особенно в исторических романах, занимают особое место. Связано данное явление, конечно, с приоритетным положением России относительно малых народов, которых после революции она взяла «под свое крыло», и с идеологией соцреализма, которая определила пути развития национальных литератур на многие годы вперед.

В дагестанском историческом романе русские выступают как просветители и эталоны нравственности, как, например, революционер Кузьма в романе М. Хуршилова «Сулак - свидетель». Данный герой символизирует модель поведения, которая характерна для России в целом относительно своих «младших братьев», в частности жителей Кавказа: он беспокоится о горцах, болеет за них душой, хотя сам беден и, по сути, бесправен. Его поступки - примеры бескорыстной дружбы и самоотверженности, интернационализма.

Или же Сергей Петрович Ковалев (А. Абу-Бакар «Манана»), сын лесничего, большевик, профессиональный революционер, проведший немало лет за границей и в царских тюрьмах: этого человека, как и подобных ему духовных подвижников, называли в народе «прорицателями». Такая слава не преувеличение: его «слово», как и речи ему подобных, горцами воспринималось как вещее, единственно верное и несущее надежду.

Русские в изображении дагестанских авторов почти идеальны, даже их недостатки - это скорее простительные слабости или же продолжение их достоинств. Так, если некоторые большевики проявляют излишнюю горячность и несдержанность (как в романе М. Хуршилова «Сулак - свидетель»), которые приводят к опрометчивым и даже жестоким шагам, то этому неизменно находится оправдание.

Русские большевики - образцы не только социальных моделей, но и бытовых, житейских. Тем более в экстремальных ситуациях (перед лицом смерти, опасности) они полностью раскрываются. Например, в романе А. Абу-Бакара «Манана» внешне хилый и беспомощный Сергей Петрович, оставивший силу и здоровье на каторгах Сибири, в противоположность богатырю Хамзату стоял под дулами оружий, «будто железное изваяние, выпятив впалую чахоточную грудь. И горцам показалось, что незнакомец прямо на глазах вырастает в великана» [1, с. 158].

Главным объединяющим фактором для русских и горцев, согласно лейтмотиву большинства дагестанских романов, становится их общее социальное бесправие. Неимущие кавказцы терпели те же глумления и издевательства, что и русские бедняки, рабочие и крестьяне. За пределами Дагестана их постоянно унижали, презрительно называя туземцами и варварами,

255

то и дело оскорбляя их национальные чувства, так что в родном государстве они чувствовали себя чужаками и изгоями. Большевики же с их интернационализмом и подчеркнуто уважительным отношением к специфичному национальному менталитету не могли не привлечь горцев.

Примечательно, что для богатого русского сословия русские бедняки - такие же чужаки («туземцы»), как и дагестанцы: «Пристав и надзиратель - они обижают бедный свой и наш народ, взятки берут. Черное горе идет от них. Есть много Иванов, очень много на заводах, нашему бедному народу помогают» [2, с. 63]. Контрреволюция пытается втянуть народы в братоубийственную войну, но у чеченцев, аварцев, кумыков, как и у других бедных людей, есть объединяющая их цель - завоевать себе лучшую жизнь, разделавшись с прежними порядками.

Показательным в этом смысле является случай с пушкой в романе М.-С. Яхьяева «Три солнца», ставшей поначалу причиной раздора между русскими и дагестанскими солдатами, а затем и символом их единства. В результате пушка была отдана дагестанцам в подарок, и простояла перед их казармой как постоянное напоминание о вечной братской дружбе русских и дагестанцев, сражавшихся плечом к плечу с контрреволюционерами. Итогом этого недоразумения стало кочевание злосчастной пушки в течение недели от одной казармы к другой в знак взаимного дружеского расположения и, в конце концов, ее уничтожение.

Русским большевикам приходится преодолевать не только классовое сопротивление, но и стойкое предубеждение, очевидно, генетического векового характера, идущее еще от неоднократной царской экспансии против непокорного горского народа. Антибольшевистская пропаганда все еще активно действовала на отдельные части населения: легенда о том, что русские пришли, чтобы вновь закабалить горцев, оказалась весьма живучей.

Недоверие к русским было очень серьезной помехой в пропаганде революционных мыслей и идей. Большевики понимали, что с этим наследием, которое оставил после себя самодержавный строй, предстоит нелегкая борьба: не могли люди сразу поверить, что свобода придет оттуда, откуда раньше они видели лишь произвол, насилие, грабительские поборы и поощрение местных богачей.

Недаром контрреволюция напирает на то, что социалисты якобы вновь желают навязать самодержавные порядки: по их утверждению, не для того бились когда-то Казимагомед и Шамиль - им нужна была свобода, так что нужно всячески избавляться от «русской опеки». Как точно отмечает У. Буйнакский в романе «Три солнца», в многонациональном Дагестане, где издавна классовое и национальное угнетение порождало неприязнь ко всему русскому, не так-то просто было убедить массы, что отныне Россия принесет им не гнет, а свободу.

В итоге У. Буйнакский ставит вопрос очень широко, и сама его постановка в романе достаточно неожиданна: революционер, выражая мнение очень многих, задается вопросом о том, исчезнет или сохранится национальное своеобразие Дагестана при коммунизме. Такая философская риторика значительно углубляет однообразно социальную ткань повествования, а приятие или неприятие русских горцами приравнивается к приятию/неприятию самой революции, идея которой, в понимании дагестанцев, «абсолютно русская».

И. Керимов в романе «Махач» подчеркивает тот факт, что среди дел первоочередной важности для Ленина, Кирова, Орджоникидзе и других видных деятелей революции была забота о скорейшей помощи Дагестану. Советская Россия считала своей прямой и главной целью немедленную помощь революционным силам Северного Кавказа в их борьбе за победу власти большевиков.

Тема революции как явления «иноземного происхождения» поднимает и проблему восприятия всяческих нововведений, ассимиляции как таковой: от русских реформаторов, какими бы благими целями они ни руководствовались, требовался максимальный такт при вторжении в чужую культуру и, конечно, уважение к чужим представлениям о морали.

Примечателен в данном контексте диалог Кирова и Ленина в романе М.-С. Яхьяева «Три солнца» как выражение ключевой оценки национального горского характера. Именно его тонкое понимание - обязательное требование при проведении революционных преобразований в «местном ландшафте»:

«- Чудесный народ эти кавказцы! Бесстрашие просто поразительное. И какое-то особое чувство собственного достоинства. Высоко голову держат! Что это? Врожденное? Или их так сызмала воспитывают? Ты ведь жил на Кавказе. Как думаешь?

- Горы. Суровые условия жизни. На вершинах вечный снег. В долинах зной. Неприступные скалы. Узкие крутые тропы. На каждом шагу подстерегает опасность. Сами условия существования вынуждают их быть бесстрашными. А иначе в горах не проживешь, - ответил Киров.

- Очевидно, ты прав. Знаешь, о чем я подумал? Таких людей, как Буйнакский, мы должны особенно беречь. И выдвигать. Их пока, к сожалению, не так уж много. Но один настоящий большевик из горцев там, в Дагестане, для нас стократ необходимее, чем десятки рус-

256

ских товарищей, которых мы туда посылаем. Очень важно ведь знать душу народа, тончайшие изгибы национального характера...» [3, с. 281].

Таким образом, Россия для горцев становится источником всесторонней помощи в противоположность другим соседям, которые ведут агрессивную политику по отношению к малым народам. Советская Россия в лице большевиков выказывает беззаветную отеческую заботу и опеку, помня о том, что горцы ждут скорой и решительной поддержки в период смертельной опасности для своей молодой республики.

Ссылки и примечания:

1. Абу-Бакар А. Манана. М. : Современник. 1987. 330 с.

2. Хуршилов М. Сулак-свидетель. Махачкала: Дагестанское книжное издательство. 1990. 365 с.

3. Яхъяев М. С. Три солнца: Повесть об Уллубии Буйнакском. Махачкала: Дагестанское книжное издательство. 1985. 298с.

4. Статья выполнена и опубликована в рамках проекта «Филологические проблемы современного дагестановедения: исследования языков, фольклора и литератур народов Да-гестана»,№ НК-73 П.

257

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.