Научная статья на тему 'Ретроспективный характер романов «Герои в шубах» Р. Динмагомаева, «Сулак-свидетель» М. Хуршилова, «Месть» М. Магомедова'

Ретроспективный характер романов «Герои в шубах» Р. Динмагомаева, «Сулак-свидетель» М. Хуршилова, «Месть» М. Магомедова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
747
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ / ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ / РЕТРОСПЕКТИВА / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ / РОМАН / HISTORIC / DESCRIBING REVOLUTION AND THE PAST TIMES / BACKWARD GLANCE / RETROSPECTIVE / NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ниматулаева Миная Давудовна

Статья посвящена анализу романов аварских писателей «Герои в шубах» Р. Динмагомаева, «Сулак-свидетель» М. Хуршилова, «Месть» М. Магомедова в плане их отношения к историческим или ретроспективным произведениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKWARD GLANCE TYPICAL of THE novels "Heroes in FUR coats” BY r. DINMAGOMAYEVA, "sulak FOR A witness" BY

The paper considered the novels by the Avarian writers "Heroes in Fur Coats" by R. Dinmagomayev, "Sulak for The Witness" by М. Hurshilov, "Revenge" by М. Magomedov respective of their referral to historic or backward glance fiction pieces.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный характер романов «Герои в шубах» Р. Динмагомаева, «Сулак-свидетель» М. Хуршилова, «Месть» М. Магомедова»

УДК 82 (470. 67)

НИМАТУЛАЕВА Миная Давудовна, магистр филологического образования, аспирант кафедры дагестанской литературы

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР РОМАНОВ «ГЕРОИ В ШУБАХ» Р. ДИНМАГОМАЕВА, «СУЛАК-СВИДЕТЕЛЬ» М. ХУРШИЛОВА, «МЕСТЬ» М. МАГОМЕДОВА

Статья посвящена анализу романов аварских писателей «Герои в шубах» Р. Динмагомаева, «Сулак-свидетель» М. Хуршилова, «Месть» М. Магомедова в плане их отношения к историческим или ретроспективным произведениям.

NIMATYLAEVA Minaia Davudovn, M.A. in Teaching Letters, Postgraduate, Chair of the Dagestan Literature

BACKWARD GLANCE TYPICAL OF THE NOVELS "HEROES IN FUR COATS" BY R. DINMAGOMAYEVA, "SULAK FOR A WITNESS" BY M. KHURSHILOV, "REVENGE"

BY M. MAGOMEDOV.

The paper considered the novels by the Avarian writers "Heroes in Fur Coats" by R. Dinmagomayev, "Sulak for The Witness" by M. Hurshilov, "Revenge" by M. Ma-gomedov respective of their referral to historic or backward glance fiction pieces.

Ключевые слова: исторический, историко- Keywords: historic, describing Revolution and the past

революционный, ретроспектива, ретроспективный, times, backward glance, retrospective, novel.

роман.

Интерпретируя литературный термин «исторический роман», литературоведы расходятся во мнениях.

Одна группа ученых (З.Г. Мурзагулова, С.М. Петров, Н.М. Щедрина) считает обязательными критериями исторического романа действительное, с опорой на документы, зафиксированное в истории существование лиц и событий, изображенных в романе. Вымысел допускается, считают они, но основанный на жизненной правде.

Другая часть исследователей (В. Днепров, В. Кожинов, Г. Косиков, Г. Поспелов, Н. Та-марченко, А. Чичерин, А. Эсалнек) придерживаются мнения, что к историческим можно отнести романы, если они раскрывают закономерности жизни и быта людей, обусловленные эпохой, даже если в них нет ни документально зафиксированных событий, ни исторических лиц.

В основе содержания лучших произведений советского исторического романа лежит исторический конфликт, те противоречия и столкновения, которые являются для данной эпохи действительно значимыми, конфликт, связанный с революционным движением, с борьбой политических партий, с военными столкновениями, с развитием культуры и с подлинными историческими лицами. К таковым относятся романы «Петр Первый» А.Н. Толстого, «Емельян Пугачев» В.Я. Шишкова, «Степан Разин» Н. Злобина.

В данном вопросе нам близка точка зрения С.М. Петрова, который к историческим относит произведения, «несомненным признаком которых является наличие в них образов реальных исторических лиц и изображение исторических событий, сыгравших определенную роль в данную эпоху» [6, с. 412].

Некоторые писатели в своих творениях описывают исторические события, но не воспроизводят реальных событий и исторических лиц. Они опираются главным образом на свое воображение, хотя в их произведениях и говорится об исторической эпохе, раскрывается духовная атмосфера описываемого времени, особенности его психологии и быта.

В романах «Герои в шубах» Р. Динмагомаева, «Сулак-свидетель» М. Хуршилова и «Месть» М. Магомедова дана тема народной борьбы за свободу, изображены образы бунтарей, революционеров. В этих романах описывается эпоха революционных лет, но главные герои -вымышленные персонажи, а не исторические личности, события, происходящие в романах, документально не подтверждаются. Эти романы насыщены событиями и образами революционного характера, но не реальными.

Главными действующими лицами в вышеназванных романах, как уже было отмечено, являются герои вымышленные. Реальные лица хоть и появляются иногда, но не занимают в произведениях центрального положения.

Такие произведения правильнее было бы называть ретроспективными романами. Ретроспективный - производное от ретро (от лат. retro - назад). «Стиль художественных произведений духовной культуры, обращенный назад, в недавнее прошлое, вызванный ностальгией по нему и представляющий собой попытку его воссоздания путем стилизации [7, с. 667]. А определение слова «ретроспективный» следующее: «Обращенный к прошлому, посвященный рассмотрению прошедших событий» [7, с. 668].

Как отмечает в статье «Об историко-революционном романе Ибрагима Керимова "Ма-хач"» С.Х. Ахмедов, «Ретроспективный роман - это роман о прошлой эпохе, в котором нет исторических событий и реальных исторических личностей. Эпоха может быть и исторической, но если в романе изображены вымышленные герои, а не исторические лица, то он должен быть отнесен к ретроспективному» [3, с. 12].

Роман Р. Динмагомаева «Герои в шубах» - это первый роман в аварской литературе, вышедший в свет в 30-х гг. XX в. В нем же впервые в жанре романа на аварском языке ставился вопрос о том, как совершалась Октябрьская революция и приходили к классовой борьбе горцы, на примере одного аула, как это было описано впоследствии в романах «Сулак-свидетель» М. Хуршилова, «Месть» М. Магомедова.

Как и в историко-революционных произведениях, в романе «Герои в шубах» Р. Динмагомаева противопоставляются два общественных слоя - богатые и бедные. Представителями богатых выступают Пейзулаевы, Дибировы, ученый арабист Гамза. А бедняков, ведущих нищенский образ жизни, представляют Али, Рукият, Бадрухан, Магома, Абубакар, Хабибула и другие.

Сюжет романа начинается с повествования о жизни одного из главных героев Али, которого агенты богача Пайзулы подло обвиняют в преступлении, которого он не совершал. Его сажают в тюрьму на два года, где от своего сокамерника Акая он получает представление о революции и о Бакинских движениях.

Выйдя из тюрьмы, герой спасает тонущую богатую русскую женщину, за что награждается огромной суммой денег. Набравшись значительного жизненного опыта, он возвращается домой и пытается как-то изменить жизнь бедняков в ауле. С этой целью он одним из первых примыкает к отряду партизан.

На этом сюжет прерывается, Али уходит из поля зрения читателя, а на арену событий выходит бывший слуга Пайзулы Магома. Его выбирают бегаулом аула, и под его предводительством народ борется со своими врагами.

Автор ярко воспроизводит события предреволюционных лет, быт и жизнь аульчан. Али и Рукият влачат жалкое нищенское существование. Ради куска хлеба они вынуждены работать на полях у богачей. Им нечего дать на ужин голодному ребенку. Еще хуже живут их соседи: пастух и его жена три дня едят одну траву.

В невыносимых условиях живет семья Хабибулы. Его дом с низким потолком, покрытый каменными плитами и паутиной, почерневший от черного дыма коптилки, с земляным полом больше напоминает пещеру, чем жилище людей. Примерно в таких же условиях живет семья Османа в романе «Сулак-свидетель» М. Хуршилова.

Автор статьи о Р. Динмагомаеве Б.М. Магомедов в книге «История дагестанской советской литературы» (том II) пишет: «В этом историко-революционном романе автор поставил задачу осветить на большом жизненном материале, как происходила Великая Октябрьская революция в Дагестане, как подготовлялась здесь почва для ее победы» [4, с. 36].

Но автор не упоминает о том, что герои в романе - вымышленные персонажи, среди которых нет реальных исторических лиц, а основные события разворачиваются в неизвестном ауле, что делает роман уязвимым в плане его отношения к историческим или историко-революционным произведениям.

Много сходного между романами «Сулак-свидетель» М. Хуршилова и «Месть» другого известного аварского писателя, М. Магомедова. Но, в отличие от второго романа, в первом нет исторических лиц. В романе «Сулак-свидетель» только упоминается студент, ходивший из аула в аул и призывающий народ к борьбе против власть имущих. Студент Махач - больше символ, чем живой человек, он выступает как некий эталон борца революции в Дагестане, ценность победы которой в советское время даже не обсуждалась.

Придавая большое значение точности описываемых событий, писатели стремятся подчеркнуть достоверность написанного ими. «Все, что сказано в книге, - говорил М. Хуршилов пришедшим к нему комсомольцам, рассказывая о замысле романа «Сулак-свидетель», - это сама действительность, так было» [5, с. 67].

Жизненный характер романа следует считать достоинством романа, изображение темных сторон жизни - закономерное явление, которым, очевидно, должен был «переболеть» роман на пути к объективному изображению действительности.

И здесь сохраняется антитетическое разделение героев. Главный герой Омар становится отходником, пришедшим в революцию. Схожи с ним и остальные персонажи-бедняки: рабо-

чий Кузьма, отходники - Черный Али, Дибир, кузнец Махулав, охотник Горо, абрек Шамиль, старый Гасан, правдоискатель Юсуф, его друг Исрапил и другие. Отрицательные персонажи представлены в лице богача Узаира, его брата Зубаира, тукенчи (лавочника) Мирзы, муллы Арифа, виноторговца Аванеса, Кочи-Мурада.

В дореволюционное время были и отходники, и абреки, и бегаулы, и религиозные деятели. Но все персонажи в романе «Сулак-свидетель» - это не исторические лица, а вымышленные автором образы, судьба каждого из которых так или иначе связана с жизнью главного героя Омара.

М. Хуршилов ставил перед собой задачу показать на страницах романа классовую борьбу в горах, изобразить, как формировалось мировоззрение горцев. Он сумел отобразить тяжелую жизнь горцев до революции, показать вызванный бедностью процесс роста отходничества, рассказать о нарастающем гневе бедняков к богатым, о помощи русского пролетариата, сумевшего направить эту борьбу в нужное русло, наметить пути формирования характеров главных героев.

Автор изобразил душевные бури, пережитые Омаром, внешне таким спокойным. Писатель сумел показать напряженное состояние, в котором находится герой в течение всего романа - и в ауле, и в Темир-Хан-Шуре, и в Баку. Но все это остается на уровне воображения писателя.

На образах простых горцев М. Хуршилов показал историческую обреченность господствующего класса и закономерность победы бедноты.

«Сулак-свидетель» М. Хуршилова можно отнести к ретроспективному роману, так как он вполне соответствует этому определению. События, описываемые в романе, не документированы в плане исторической реальности. В истории нет фактов, утверждающих существование подобных событий. А все герои романа лишь претендуют на роль реальных исторически значимых личностей.

Как и в романах «Герои в шубах» Р. Динмагомаева и «Сулак-свидетель» М. Хуршилова, в романе «Месть» М. Магомедова тоже сохранено антитетическое разделение героев на богатых и бедных. Аульские верхи - это кулаки Амирхан и Шагидав, мулла Ниматула, старшина Га-сан. А борцами за свободу являются Салим, Алисултан, Муртазали, Мугума, Гусейн, Рамазан, Зубаржат, Ашура, Субханат, Хава. Но в отличие от названных выше романов, М. Магомедов изображает жизнь не только низов и верхов, но и середняков, таких как Саид, пришедший к выводу, что мир стал греховным и у людей не осталось ни чести, ни совести. Под конец и он приходит в революцию.

У каждого из героев романа своя судьба, характер и история прихода в революцию.

Салим - сын бедняка Дарбиша, получивший от находившегося при смерти отца наказ отомстить за рубцы на его спине. Дарбиш даже не думал, что его сын отомстит не только за него, но и за весь трудовой народ.

Извилист путь в революцию и бедняка Алисултана, который покинул аул, не стерпев унижения со стороны богача Амирхана, срубившего даже единственное грушевое дерево в его саду. Сперва он попадает в мюриды к Нажмутдину Гоцинскому, но, поняв истинный смысл их борьбы, Алисултан со своими друзьями бежит к красноармейцам, где встречается со своей возлюбленной Зубаржат.

Зубаржат, дочь кулака, возненавидела все, что было дорого отцу, после его второй женитьбы и издевательств над матерью. Борясь за свое женское счастье, она оказывается среди революционеров. Такова же судьба и Ашуры, дочери середняка Саида.

Кроме вымышленных персонажей, в романе «Месть» представлены и исторические лица. Это борцы за свободу и равенство Муслим Атаев и Махач Дахадаев, а также противник нарастающих изменений в обществе Нажмутдин Гоцинский. Но они не играют сюжетообразую-щей, определяющей роли, а являются второстепенными персонажами романа.

Поскольку здесь изображены как вымышленные герои, так и реальные лица, утверждать, что этот роман относится к собственно ретроспективному произведению, трудно. Это лишний раз доказывает, что нет четкой границы между историческими и ретроспективными романами. Но то, что главными героями являются вымышленные образы, дает приоритет в причислении этого произведения к ретроспективному роману, в котором использованы элементы исторической достоверности.

Хотя эти романы критики относят к историко-революционным произведениям, редакторы и сами авторы не претендуют на причисление своих творений к историческим, а называют

просто романами, в то время как авторы и редакторы собственно исторических романов в предисловии, эпилоге, в названиях книг подчеркивают их историчность.

«Махач» И. Керимова обозначен как «роман», но в предисловии к нему сказано: «Роман посвящен жизни и революционной деятельности легендарного героя гражданской войны Маха-ча Дахадаева, именем которого названа столица Советского Дагестана. ... В романе выведены образы Сергея Мироновича Кирова, дагестанских революционеров Уллубия Буйнакского, Оскара Лещинского и других. Им противопоставлены представители контрреволюционного лагеря -Гоцинский, Узун-Гаджи, Тарковский и другие. Роман «Махач» является первым крупным прозаическим произведением, раскрывающим героический облик славного сына дагестанского народа» [5, с. 2].

А в эпилоге к произведению «Три солнца» М.-С. Яхьяева отмечено, что эта повесть «посвящена жизни и революционной деятельности руководителя дагестанских большевиков Уллубия Буйнакского. В годы революции и гражданской войны в Дагестане он вместе со своими соратниками поднял народные массы на самоотверженную борьбу с угнетателями и героически погиб от рук деникинских палачей» [8, с. 2].

К названию повести «Чрезвычайный комиссар» А. Абу-Бакара имеется примечание: «Повесть о жизни Уллубия Буйнакского в письмах, документах, воспоминаниях». А сам автор в эпилоге пишет: «Так ушел из жизни один из выдающихся революционеров-большевиков, Чрезвычайный комиссар по делам Дагестана, Уллубий Буйнакский, человек, посвятивший всю свою жизнь, до последнего вздоха, борьбе за революцию, за Советскую власть, за дело партии коммунистов» [1, с. 76].

Исходя из сказанного, делаем следующие выводы:

Обычно ретроспективные произведения начинаются с описания жизни и быта одной или нескольких семей до революции, которые в ходе дальнейших событий оказываются вовлечены в гущу гражданской войны. Политические деятели появляются позже, что полностью меняет жанр произведения: из семейного он трансформируется в ретроспективный.

Ретроспективным романам присуща общая черта - обостренное внимание к быту, обстановке, в которой протекает действие романа, но не к достоверным фактам.

Герои ретроспективного романа - это плод воображения автора, претендующий на достоверность реальных, исторически значимых личностей.

Сила авторского обобщения в них такова, что перед нами предстает взволнованная повесть о том, как жила и боролась до революции дагестанская беднота, как новое и прогрессивное в народном быте побеждало старое, реакционное, как рос и менялся человек под влиянием новых условий.

Романы «Герои в шубах» Р. Динмагомаева, «Сулак-свидетель» М. Хуршилова и «Месть» М. Магомедова можно отнести к ретроспективным, так как эти произведения написаны на основе вымышленных авторами событий, а персонажи этих романов взяты из жизни, но не являются реальными лицами.

В романе «Месть» М. Магомедова имеются исторические личности, но они выполняют чисто декоративную функцию, служат своеобразными опознавательными знаками своей эпохи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Абу-Бакар А. Чрезвычайный комиссар. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983.

2. В гостях у писателя // Комсомолец Дагестана. - 1954. - 31 октября.

3. Дагестанская литература: История и современность. Вып. VII. - Махачкала, 2013.

4. История дагестанской советской литературы. В 2-х томах. Т.2. - Махачкала, 1967.

б. Керимов И. Махач. - М.: Советская Россия, 1964.

6. Петров С.М. Русский советский исторический роман. - М.: Современник, 1980.

7. Современный словарь иностранных слов: толкование, словообразование, этимология / Под ред. Л.М. Баша, А.В. Боброва и др., изд-е 6-е. - М.: Цитадель-Трейд, ИКТЦ Лада, Рипол Классик, 2005.

5. Яхьяев М.-С. Три солнца. - М.: Политиздат, 1978.

REFERENCES

1. Abu Bacharach. Chrezvychaynyykomissar. Makhachkala: Dagknigoizdat, 19S3.

2. V gostyakh u pisatelya. Komsomolets Dagestan. 1954. October 31.

3. Dagestanskaya literatura: Istoriya I sovremennost. Vyp. VII. Makhachkala, 2013.

4. Istoriya dagestanskoy sovetskoy literatura. V 2 tomakh. T.2. Makhachkala, 1967.

5. Kerimov. Fistfight. Moskva: Soviet Russia, 1964.

6. Петров C.M. Russkiy sovetskiy istoricheskiy roman. Moskva: Contemporary, 1980.

7. Sovremennyy slovary inostrannykh slov: interpretation, word formation, etymology. Subedition L.M. Basha, A.V. Bobrova I dr., prod.-e. the 6th. Moskva:Tsitadel-Trade, ИКТЦЛада, Ripolklassik, 2005.

8. Yakhyaev M. S. Tri solntsa. Moskva: Politizdat, 1978.

Информация об авторе

Ниматулаева Миная Давудовна, магистр филологического образования, по программе «Литературное образование», аспирант кафедры дагестанской литературы факультета дагестанской филологии, «Дагестанский государственный педагогический университет» г. Махачкала, Р.Дагестан, Россия [email protected]

Получена: 05.12.2014

Information about the author

Nimatylaeva Minaia Davudovn, M.A. in Teaching Letters under the Curriculum «Learning Literature », Postgraduate, Chair of the Dagestan Literature, Department of Dagestan Philology, "Dagestan State Pedagogical University" Makhachkala city, (Republic of Dagestan), Russia

[email protected] Received: 05.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.