Научная статья на тему 'РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ VS. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОНКУРИРУЮЩИХ ПОНЯТИЙ'

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ VS. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОНКУРИРУЮЩИХ ПОНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зайцев П. Л.

Представлен теоретический анализ двух равноупотребимых понятий: «русская религиозная философия» и «русская религиозно-философская мысль», - у каждого из которых своя традиция использования. Какое из них наиболее уместно в современном историко-философском дискурсе? О «русской религиозной философии» как особом явлении мировой интеллектуальной культуры не принято сомневаться только в русскоязычной философской литературе. Для авторов русского зарубежья - она просто «русская философия», соответственно, отечественное философское наследие советского периода при таком подходе становится уже чем-то не «русским», хотя и написано на русском языке. Сегодня, когда консолидация отечественной интеллектуальной культуры становится особенно актуальной, встает вопрос категориального каркаса. Какие понятия будут положены в его основу? Анализ объяснительных возможностей понятий «русская религиозная философия» и «русская религиозно-философская мысль» позволяет прийти к выводам о предпочтительности более широкой теоретико-методологической рамки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY VS RUSSIAN RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL THOUGHT: EXPLANATORY POSSIBILITIES OF COMPETING CONCEPTS

The article presents a theoretical analysis of two equally used concepts - “Russian religious philosophy” and “Russian religious and philosophical thought”. Each of these concepts has its own tradition of use. Which of them is most appropriate in modern philosophical discourse? It is not customary to doubt “Russian religious philosophy” as a special phenomenon of world intellectual culture only in Russian-language philosophical literature. For the authors of the Russian diaspora, it is simply “Russian philosophy”, accordingly, the domestic philosophical heritage of the Soviet period, with this approach, becomes something not “Russian”, although it is written in Russian. Today, when the consolidation of domestic intellectual culture is becoming especially relevant, the question of a categorical framework arises. What concepts will be put in its basis? An analysis of the explanatory possibilities of the concepts “Russian religious philosophy” and ”Russian religious-philosophical thought” allows us to conclude that a broader theoretical and methodological framework is preferable.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ VS. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОНКУРИРУЮЩИХ ПОНЯТИЙ»

УДК 261.7

йй! 10.24147/1812-3996.2022.27(1).55-57

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ VS. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОНКУРИРУЮЩИХ ПОНЯТИЙ

П. Л. Зайцев

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Информация о статье

Дата поступления 21.02.2022

Дата принятия в печать 03.03.2022

Дата онлайн-размещения 28.04.2022

Ключевые слова

Русская философия, русская религиозная философия, русская религиозно-философская мысль, русская литература, дискурс

Аннотация. Представлен теоретический анализ двух равноупотребимых понятий: «русская религиозная философия» и «русская религиозно-философская мысль», - у каждого из которых своя традиция использования. Какое из них наиболее уместно в современном историко-философском дискурсе? О «русской религиозной философии» как особом явлении мировой интеллектуальной культуры не принято сомневаться только в русскоязычной философской литературе. Для авторов русского зарубежья -она просто «русская философия», соответственно, отечественное философское наследие советского периода при таком подходе становится уже чем-то не «русским», хотя и написано на русском языке. Сегодня, когда консолидация отечественной интеллектуальной культуры становится особенно актуальной, встает вопрос категориального каркаса. Какие понятия будут положены в его основу? Анализ объяснительных возможностей понятий «русская религиозная философия» и «русская религиозно-философская мысль» позволяет прийти к выводам о предпочтительности более широкой теоретико-методологической рамки.

RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY VS RUSSIAN RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL THOUGHT: EXPLANATORY POSSIBILITIES OF COMPETING CONCEPTS

P. L. Zaytsev

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Article info

Received 21.02.2022

Accepted 03.03.2022

Available online 28.04.2022

Keywords

Russian philosophy, Russian religious philosophy, Russian religious and philosophical thought, Russian literature, discourse

Abstract. The article presents a theoretical analysis of two equally used concepts - "Russian religious philosophy" and "Russian religious and philosophical thought". Each of these concepts has its own tradition of use. Which of them is most appropriate in modern philosophical discourse? It is not customary to doubt "Russian religious philosophy" as a special phenomenon of world intellectual culture only in Russian-language philosophical literature. For the authors of the Russian diaspora, it is simply "Russian philosophy", accordingly, the domestic philosophical heritage of the Soviet period, with this approach, becomes something not "Russian", although it is written in Russian. Today, when the consolidation of domestic intellectual culture is becoming especially relevant, the question of a categorical framework arises. What concepts will be put in its basis? An analysis of the explanatory possibilities of the concepts "Russian religious philosophy" and "Russian religious-philosophical thought" allows us to conclude that a broader theoretical and methodological framework is preferable.

По большому счету, какое название должен носить период, значимый не только для отечественной, но и для мировой интеллектуальной культуры, начавшийся в последней четверти XIX в. в России и завершившийся в первой половине XX в. за ее пределами: «русская религиозная философия» или «русская религиозно-философская мысль», - вопрос

к авторам и составителям учебных пособий. Выбирая название для темы, раздела или даже всего учебника по одноименной учебной дисциплине, -это представляется важным прежде всего с точки зрения контента, например второй вариант предполагает большую свободу в выборе персоналий, именно здесь можно остановиться на анализе твор-

Вестник Омского университета 2022. Т. 27, № 1. С. 55-57

чества Ф. Достоевского и А. Белого, упомянуть разнообразные варианты религиозно-мистического утопизма Д. Мережковского, Н. Федорова, Н. Рериха, Д. Андреева и пр. Вместе с тем по результатам такого подбора авторов вряд ли можно прийти к каким-либо обобщениям, подобрав теоретико-методологическую рамку для элементов, что невозможно представить на одной картине. Понятие «русская религиозная философия» кажется более строгим, но в этом случае встает вопрос баланса, сочетания включенных в него смыслов, различения с отечественной богословской традицией этого времени.

Понятие «русская религиозная философия» в современном историко-философском контексте мы встречаем у Николая Петровича Полторацкого, в предисловии к сборнику «Русская религиозно-философская мысль XX века», изданного отделом славянских языков и литератур Питтсбургского университета в 1975 г. В этом сравнительно небольшом тексте признанный специалист по трудам Н. А. Бердяева и И. А. Ильина не просто использует интересующее нас понятие, но и пытается объяснить его происхождение и статус: «Высказывалось мнение, что в то

вине нашего столетия» [1, с. 5].

Получается, что упоминание русской религиозной философии в предисловии к сборнику, который не только на момент его выхода, но и по настоящее время является наиболее подробным путеводителем по философским идеям русских мыслителей во всемирно-философском контексте (например, статьи Жана Клода Марканэ, Густава А. Веттера, Николая Зернова), представляет собой заявку, предположение о продолжающемся величии русского интеллектуализма от русской литературы XIX в. к русской религиозной философии XX в. Безусловно, некие основания для такого рода предположений у Полторацкого были, русская литература XIX в., безусловно, есть общемировое явление, переводимое и интересное читателям по всему миру. Владимир Набоков в середине XX в. отмечал: «В сознании иностранцев "русская литература" как понятие, как отдельное явление обыкновенно сводится к признанию того, что Россия дала миру полдюжины великих прозаиков в середине прошлого и в начале нашего столетия. Рус-

-ISSN 1812-3996

ские читатели относятся к ней несколько иначе, причисляя сюда еще некоторых непереводимых поэтов, но всё же и мы прежде всего имеем в виду блистательную плеяду авторов XIX в.» [2, с. 26].

Представляется практически очевидным, что непрерывающая с русской литературой связи и прямо черпающая из нее примеры философия русского зарубежья породила век русской религиозной философии. Вот в этой очевидности мы и позволим себе усомниться. Если творчество русских писателей вошло в мировую литературу вследствие проявленного к нему интереса, что легко преодолевал любые границы, то русская религиозная философия - явление, в буквальном смысле вывезенное из России, интерес к которому у иностранного читателя был связан с тем, насколько события, происходящие в России, были вписаны в общемировую общественно-политическую повестку. Позволим себе такое сравнение - русская литература интересна западному читателю всегда, русская философия - только по определенному поводу.

Таким образом, к названию «русская религиозная философия» следует отнестись как к самоназванию, а не как к некоторой понятийной фиксации ее места в мировом философском процессе. Насколько это самоназвание удачно? Тот факт, что стоящая за данным названием совокупность идей, теорий и отдельных человеческих судеб кристаллизована в модусе «религиозной философии», не может не вызывать вопросов. Согласно В. П. Гайденко и Г. А. Смирнову, само понятие «религиозная философия» отсылает к некой философской травме: «Поэтому представляется, для того чтобы стать религиозной, философия должна совершить некий акт насилия над собой: добровольно ограничить свободу своих исследований, приняв в качестве необсуждаемых постулатов основные положения религиозной доктрины. Нередко основную задачу религиозной философии видят именно в этом - в согласовании истин разума с истинами веры, т. е. изречениями Священного Писания и формулами Вселенских Соборов» [3, с. 85].

Но даже в этом виде скрывая в себе фундаментальное противоречие между знанием и верой, понятие «религиозная философия» имеет право на существование, так как указывает на то, какая именно религиозная картина мира постулирует философский поиск. Если идет речь о Священном Писании и формулах Вселенских Соборов - перед нами христианская религиозная философия, что представлена в своих конфессиональных вариантах, существующих наряду с иудейской религиозной философией, исламской ре-

время как XIX в. войдет в историю русской культуры как век великой русской литературы, XX в. будет считаться веком русской религиозной философии. Даже если полагать, что такое мнение преувеличено, нельзя отрицать самого факта неожиданного и плодотворного расцвета русской и светской, и церковной религиозно-философской мысли в первой поло-

Вестник Омского университета 2022. Т. 27, № 1. С. 55-57

ISSN 1812-3996-

лигиозной философией, буддийской религиозной философией. Может, в наименовании «русская религиозная философия» опущено понятие «православная», присутствуя там не по букве, но по духу?

К сожалению, путь русского православного богословия лишь отчасти соотносится с идейными исканиями русской религиозной философии в творчестве о. С. Булгакова, о. П. Флоренского, о. Г. Флоров-ского, в то время как идея «Матери-Духа» при истолковании Святой Троицы у Д. Мережковского, продолженная в неомистике Н. Рериха, Д. Андреева, М. Волошина, философия «общего дела» Н. Федорова, развиваемая русским космизмом, вызывала и вызывает вполне объяснимую критику в богословской литературе.

Творчество авторов, включаемых в русскую религиозную философию, не сводимо ни к русскому православию, ни к борьбе с ним. Форма этого творчества также вызывает вопросы с точки зрения принадлежности к понятийному, критическому, рациональному освоению мира, отличающему филосо-

фию от мистики, религии, искусства... Считаем ли мы, что все это в совокупности указывает на неуместность рассматриваемого нами понятия? Нет, коли оно укоренено в традиции, однако воспроизводство понятия «русская религиозная философия» в составе «мантр» о ее особом статусе в мировом философском процессе должно быть компенсировано изучением ее действительных истоков, категориального аппарата, частоты обращения к западным концепциям и нюансов взаимного цитирования внутри традиции. Вне этих исследований наименование «русская религиозная философия» по большей части напоминает о той претензии, что была заявлена в связи с его возникновением, но так и не была реализована. В этой связи мы считаем наиболее предпочтительным понятие «русская религиозно-философская мысль», чье использование, возможно, станет излишним тогда, когда теоретические поиски ее наследников позволят объединить в едином понятии русскую философию, что была выслана из России, с той, что осталась.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Русская религиозно-философская мысль XX века : сб. ст. / под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург : Отд. слав. яз. и лит. Питтсб. ун-та, 1975. 413 с.

2. Набоков В. Лекции по русской литературе : пер. с англ. СПб. : Азбука-классика, 2010. 448 с.

3. Гайденко В. П., Смирнов Г. А. О предмете религиозной философии // Общественные науки и современность. 1996. № 1. С. 85-96.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Зайцев Павел Леонидович - доктор философских наук, профессор, декан факультета теологии, философии и мировых культур, заведующий кафедрой теологии, философии и культурологии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55; e-mail: zaitsevpl@rambler.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Zaytsev Pavel Leonidovich - Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Theology, Philosophy and World Cultures, Head of the Department of Theology, Philosophy and Cultural Studies, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: zaitsevpl@rambler.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Зайцев П. Л. Русская религиозная философия vs. русская религиозно-философская мысль: объяснительные возможности конкурирующих понятий // Вестн. Ом. ун-та. 2022. Т. 27, № 1. С. 55-57. Р01: 10.24147/ 1812-3996.2022.27(1).55-57.

FOR CITATIONS

Zaytsev P.L. Russian religious philosophy vs Russian religious and philosophical thought: explanatory possibilities of competing concepts. Vestnik Omskogo universi-teta = Herald of Omsk University, 2022, vol. 27, no. 1, pp. 55-57. DOI: 10.24147/1812-3996.2022.27(1).55-57. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.