Научная статья на тему 'КОГЕРЕНТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ АСПЕКТА ИСЛАМСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

КОГЕРЕНТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ АСПЕКТА ИСЛАМСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
134
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ КОНВЕРСИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МУСУЛЬМАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИСЛАМ / ПОСТСЕКУЛЯРНОЕ ОБЩЕСТВО / СЕКУЛЯРИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Синяков О. В.

В условиях современности структура мусульманской идентичности под влиянием религиозной конверсии претерпевает ослабление, утрачивает целостность, подвергается гомогенизации. Более того, в результате перехода из одной религии в другую происходит мутация, трансформация и модификация идентичности личности конвертита, что в конечном итоге может привести к изменению идентичности общества. Проведен анализ идентичности мусульман, проживающих в странах дальнего зарубежья, постсоветского пространства, в том числе Казахстана. Предложен ряд мер по предотвращению попадания адептов в деструктивные псевдорелигиозные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COHERENCE OF RELIGIOUS CONVERSION WITH THE PROBLEMS OF THE ASPECT OF ISLAMIC NATIONAL IDENTITY

In modern conditions, the structure of Muslim identity under the influence of religious conversion undergoes weakening, loses its integrity, and undergoes homogenization. Moreover, as a result of the transition from one religion to another, there is a mutation, transformation and modification of the identity of the convertit’s personality, which ultimately can lead to a change in the identity of society. The analysis of the identity of Muslims living in foreign countries, the post-Soviet space and Kazakhstan is carried out. The author suggests a number of measures to prevent adherents from falling into destructive pseudo-religious organizations.

Текст научной работы на тему «КОГЕРЕНТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ АСПЕКТА ИСЛАМСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

УДК 141

DOI 10.24147/1812-3996.2022.27(1).58-64

КОГЕРЕНТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОМ КОНВЕРСИИ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ АСПЕКТА ИСЛАМСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

О. В. Синяков1,2

1 Центр изучения религий, г. Нур-Султан, Казахстан

2 Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Информация о статье

Дата поступления

27.10.2021

Дата принятия в печать

03.03.2022

Дата онлайн-размещения 28.04.2022

Аннотация. В условиях современности структура мусульманской идентичности под влиянием религиозной конверсии претерпевает ослабление, утрачивает целостность, подвергается гомогенизации. Более того, в результате перехода из одной религии в другую происходит мутация, трансформация и модификация идентичности личности конвер-тита, что в конечном итоге может привести к изменению идентичности общества. Проведен анализ идентичности мусульман, проживающих в странах дальнего зарубежья, постсоветского пространства, в том числе Казахстана. Предложен ряд мер по предотвращению попадания адептов в деструктивные псевдорелигиозные организации.

Ключевые слова

Религиозная конверсия, национальная идентичность, религиозная идентичность, мусульманская идентичность, ислам, постсекулярное общество, секуляризм

COHERENCE OF RELIGIOUS CONVERSION WITH THE PROBLEMS OF THE ASPECT OF ISLAMIC NATIONAL IDENTITY

O. V. Sinyakov1,2

1 Center for the Study of Religions, Nur-Sultan, Kazakhstan

2 Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Article info Abstract. In modern conditions, the structure of Muslim identity under the influence of re-

Received ligious conversion undergoes weakening, loses its integrity, and undergoes homogenization.

27.10.2021 Moreover, as a result of the transition from one religion to another, there is a mutation,

transformation and modification of the identity of the convertit's personality, which ulti-

Accepted mately can lead to a change in the identity of society.

03.03.2022 The analysis of the identity of Muslims living in foreign countries, the post-Soviet space and

Kazakhstan is carried out. The author suggests a number of measures to prevent adherents

Available online from falling into destructive pseudo-religious organizations.

28.04.2022

Keywords

Religious conversion, national identity, religious identity, Muslim identity, Islam, post-secular society, secularism

Введение

Ренессанс религий - одно из ярких явлений современности. И проблема заключена не только в возрастании численности верующих, но и в том, что

эта «спящая» ячейка стала набирать силу, способную оказывать влияние на ход мировой истории. Постсе-кулярный феномен оказался предметом внимания многих видных теоретиков философии и религиове-

дения. В их работах доказывалась несостоятельность секуляризации, обосновывалась проблематика влияния религиозных институтов на законодательство, политику, экономику, культуру, просвещение, национальную идентичность, безопасность общества и государства в целом. При этом и феномен религиозной конверсии наглядно продемонстрировал активацию и силу влияния на общество религиозных институтов, доказывая тем самым неубедительность идеи их отмирания.

Исследователями постсоветского пространства также был проведен существенный анализ возникновения, распространения и функционирования новых религиозных организаций, выявлены сходные с выводами зарубежных ученых референции данного макропроцесса. Ряд исследователей, среди которых Е. Благушкин, И. Буланова, В. Исаева, А. Любимова и др., обосновали социальные и личностные детерминанты, ставшие причинами ренессанса национальной веры и возникновения новой религиозности в аспекте философских, эпистемологических, культурологических, религиоведческих, политологических наук. В настоящем стоит непростая задача изучения многофакторности институционализма новых вероучений, причин их популяризации и процессов обращения верующих. Актуализация изучения вопросов религиозной конверсии еще и в том, что «это драматический перелом в психологии и умонастроении индивидуума, который проявляется в изменении его самопонимания, системы ценностей, поведенческих ориентиров, нередко - социальной роли» [1, с. 130]. При этом нужно отдать должное мировому сообществу ученых, которое выказывает озабоченность по поводу интенсивного распространения и вовлечения в процесс конверсии адептов коренного населения, а также прогнозирует последствия религиозных обращений.

По определению Новой философской энциклопедии, «основная внутренняя функция государства -достижение социально-политической стабильности в обществе, служение общему благу» [1, с. 546]. Следовательно, государство не может и не должно индифферентно позволять внедрение и распространение чуждых религиозных и жизненных ценностей, в конечном счете, направленных на захват политической власти.

1. Исследования исламизации западных стран как фактора религиозной конверсии

Несомненно, к такому общемировому клише, запугивающему простых граждан и не сходящему с повестки дня политического дискурса, можно отнести исламофобию. Феномен исламской идентично-

сти в постсекулярном обществе, значительно распространившись по всему миру, претерпевает существенную трансформацию. Его сохранение и интеграция в мировое сообщество - основные задачи исламской цивилизации. По данным Pew Research Center (Вашингтон), «ислам является второй по численности религией, его исповедуют около 1,9 млрд чел. (т. е. 24,5 % населения Земли)»1, но по демографии он опережает все религии мира и вскоре может занять лидирующие позиции. Нашей задачей является определение влияния религиозной конверсии на исламскую национальную идентичность в постсекулярном обществе.

По мнению Э. Геллнера, «именно ислам способен стать глобальной политической системой, предложить альтернативный вариант глобализации»2, т. е. речь идет не об адаптации исламских меньшинств к условиям жизни в развитых странах, но о занятии главенствующего положения, установлении своих порядков в чужой стране. Так, согласно видению Сейида Кутбы, гуру радикальной исламистской организации «Братья-мусульмане» (запрещена на территории России и Казахстана), «исламская религия имеет своей целью обратить всех обитателей этого мира к их Господу и избавить их от порабощения и поклонения кому-либо, кроме Аллаха»3.

Доктор политических наук М. Т. Лаумулин (Казахстан) отмечает, что «в начале 2000-х гг. в арабских странах наблюдается усиление внимания к мусульманской идентификации и политизации ислама, особенно в молодежной среде. Причем данный процесс имеет не только религиозный, но также культурологический и социально-политический характер» [2, с. 9].

В этой связи можно добавить, что не только для арабов, но и для всех без малого двух миллиардов приверженцев Пророка Мухаммада всего земного шара, говорящих на разных языках, в том числе россиян и казахстанцев, ислам является образом жизни, глобальной культурой, общим мировоззрением. Системные составляющие ислама: «Калам» - толкование религиозных догматов, «Шариат» - нормы предписаний, «Фикх» - свод законов, а также культы и обряды. Религиозная система устанавливает философские и правовые каноны мусульман, социально-бытовые и нравственные нормы поведения, консолидирует все звенья общественного мироустройства исламских государств. По этой причине философы стали с особой осторожностью относится к «возвращению сакрального» и радикальным толкованиям ориенталистских взглядов таких ученых, как Эдвард

Саид, Анвар Абдель-Малик, Хоми Бхабха, Дипеш Ча-крабарти, Зияуддин Сардар и др.

В настоящем вопросы религий являются самым популярным аспектом полемики на всем медийном пространстве, в политических и научных дискурсах секулярного Запада и постсоветского пространства. Но ни одной из религий не уделяется столько внимания, как исламу. Профессор И. П. Добаев (Россия), анализируя события, происходящие в благополучной Европе, отметил: «Неослабевающие миграционные потоки из регионов с высокой рождаемостью (Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Южная Азия) означают, что с каждым годом Европа будет становиться всё более мусульманской» [3, с. 195], - поскольку в течение длительного времени либеральная Европа проводила политику этнического и культурного плюрализма - мультикультура-лизм. При этом с возрастанием численности мусульман пришло понимание того, что они не могут быть интегрированы в европейское сообщество, предпочитая укреплять свою культуру и религию. В 2010 г. вышла книга «Германия: самоликвидация» [4]. Ее автор, политик Тило Саррацин (Германия), выразил озабоченность тем, что немецкий этнос не воспроизводит потомства в достаточном количестве, зато среди мигрантов демография повышена. Книга была подвергнута критике, однако вскоре пришло понимание правоты автора. В действительности мульти-культурная политика всё больше и больше приводит к дехристианизации, росту преступности, радикализации. Создается мнение, что ислам - это и есть терроризм и экстремизм, тем более что сами исламисты с готовностью берут на себя ответственность за любой теракт. Общество охватывают тенденции подозрительности, хиджабофобии, в целом исламофо-бии, что и приводит к дискриминации ислама. В США такое мнение сложилось после событий 11 сентября 2001 г., а европейцы никак не могут прийти в себя после множества террористических акций в Австрии и во Франции 2020 г. Существует и другая сторона данной проблемы - от исламизма страдают мирные носители и репрезентанты мусульманской веры и культуры.

2. Духовные скрепы ислама

В данном случае, не оспаривая ксенофобные настроения европейцев, важно понять, что исламисты, совершая террористические акты, умело прикрываются религией, чем и дискредитируют всех мусульман. Известный английский исламовед У. Монтгомери на основании проведенных исследований сделал вывод, что ислам далек от «меча и насилия»,

так же как и другие известные религии [5]. Важным аспектом дискурса является вероотступничество. Зачастую означенная проблема воспринимается искаженно и трактуется неверно, особенно самими верующими в силу низкой религиозной грамотности. Многие считают, что отступление от веры согласно Корану карается смертной казнью. Однако и Коран, и Сунны никогда не препятствовали свободе выбора верующих, а наказывать их или нет - «воля Аллаха», никакого мирского наказания никогда не следовало [6, s. 144-152].

Более того, сам Аллах породил род человеческий гетерогенным, проявляющим себя в многообразии этносов, идеологий, религий и т. д. У Всевышнего нет цели распространения веры насильственным путем и искоренения иноверцев. Одним из самых важных аятов является экуменический призыв к единению людей всех вероисповеданий («люди Писания») вокруг единого Творца: «Скажи: О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас» (3:64). Запрещена Кораном и кровная месть, которая, по сути, также является насильственным актом. Каноны Ислама категорически запрещают убивать во время военных действий всех тех, кто не воюет, - детей, женщин, немощных, монахов, священников, занятых богослужением, тех, кто сложил оружие, попавших в плен (сура Бакара - 2 Свод хадисов Бухари, «Джихад», 147, 148; Свод хадисов Муслима, «Джихад», 24 (1744)). Знаменитый общественный деятель, писатель и ученый Фетхуллах Гюлен (Турция) не раз отмечал: «Так же как ислам не является религией терроризма, так и любой мусульманин, который правильно понимает ислам, не может быть террористом»4.

Таким образом, ссылаясь на первоисточник исламской веры - Коран и авторитетные мнения ученых, можно сделать вывод, что терроризм - это псевдоислам.

3. Социальный феномен религиозной конверсии на примере Турецкой Республики

Немало и таких ученых, которые посвятили свои труды поискам реформ, способным изменить исламский мир. Одним из модернистов является ученый из Судана Абдуллахи Ахмед Ан-Наим, выступивший за радикальную реформу исламского законодательства, способную подвести традиционную систему религиозно-правовых установлений под политико-правовые институциональные стандарты западного мира [7]. Отражая позицию исламской религиозной духовности, морали и одновременно разделяя общепринятые ценности западного мира, он

Вестник Омского университета 2022. Т. 27, № 1. С. 58-64

ISSN 1812-3996-

попытался примерить эти две силы путем создания светского государства в какой-либо отдельно взятой стране. «...Я представил исламские доводы в пользу отделения религии от государства и регулирования отношений между исламом и политикой»5.

Такое светское государство было успешно создано в Турции в 1924 г. благодаря реформам, проведенным Ататюрком. В основу преобразований были заложены прогрессивные достижения Европы с применением турецких реалий: прежде всего, упразднен Халифат; религия отделена от государства и провозглашена светская Турецкая Республика; судебное делопроизводство по законам Шариата отменено, приняты законы об уголовном и гражданском праве; введено всеобщее светское национальное образование; арабский алфавит заменен на латинский; проведены реформы в экономике, сельском хозяйстве, промышленности и т. д. Правовое, светское государство с процветающей экономикой и не вмешивающееся в дела других государств - это Турция в годы правления Ататюрка.

4. Проблемы исламской идентичности в Казахстане в свете религиозной конверсии

В суммарности детерминант на современном этапе религия также оказывает воздействие на общественные и политические процессы стран бывшего СССР, отличительной особенностью которых является этнокультурное многообразие. Например, в Казахстане (далее также - РК), который по нормам своей Конституции - светское государство, религиозный фактор неизменно стремится занять лидирующие позиции. В этом азиатском регионе по данным Министерства информации и общественного развития РК в настоящем насчитывается 3818 религиозных объединений, охватывающих 18 конфессий6. Казахстан можно охарактеризовать, как религиозно многообразную страну с преобладанием мусульманской веры, которая со временем, несомненно, возрастет. Также необходимо отметить, что религия Великой Степи имеет свои особенности. Исторически ислам как образ жизни не достаточно укоренился в массовом сознании казахов, в то же время оставаясь их этнической идентификацией. Ренессанс ислама в современном Казахстане можно связать с возрождением казахского национального самосознания, быта, языка, духовности. В глобальном же плане ци-вилизационная идентичность казахского народа для разных слоев общества и разных регионов не будет обладать схожими чертами. Поэтому нельзя обобществлять роль и место ислама в казахской идентичности. Например, ислам для Севера, скорее всего,

является неким символом истинного казаха, тогда как для Юга, несомненно, несет религиозное наполнение. Обычаи, культурные традиции, мифы, эпос, философия казахского народа прочно хранят в себе генезис доисламских верований тенгрианства и шаманизма. Это также способствует тому, что менталь-ность казахов менее подвержена влиянию ислама, по сравнению с другими тюркскими народами, которую первый Президент Н. А. Назарбаев характеризует следующим образом: «Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан - светское государство. Светский характер нашего государства - это важное условие успешного развития Казахстана. Это должны четко понимать нынешние и будущие казахстанские политики, все казахстанцы»7.

Отметим также, что разрушенная советская идеология ничем пока не заменена. В наше время значимость государственной идеологии в обществе настолько нивелирована, что данную функцию в области духовности и нравственности пока возложила на себя церковь. А консолидирующим звеном социализации общества выступает триада религиозных обращений - в мусульманство, христианство и неоориентализм, а также, отдавая дань современной моде, - в квзирелигии, куда профессор И. Н. Яблоков (Россия) отнес «игрорелигии, интернет-религии, религии коммерции» [8, с. 202]. Так, по информации вице-спикера Мажилиса Парламента РК В. К. Божко, в 2019 г. доля неверующих в Казахстане составила 18,8 % от общего числа населения8.

Таким образом, сегодня для Казахстана характерны два основных направления изменений в религиозной сфере - имперфективная секуляризация и инициализирующаяся десекуляризация. Многопрофильный религиозный конверсионный процесс в современном Казахстане отражает его многогранность, разнообразность и диффузорность. Оказавшемуся в таком водовороте при свободе выбора человеку не просто уйти от соблазнов быть вовлеченным в ту или иную конфессию. Значительные общественные сегменты в сложившейся конъюнктуре утрачивают свою идентичность, становясь представителем «новой» религиозной идеологии.

Текущая ситуация напрямую зависит от светского типа государства, многоконфессиональности, плюрализма мнений в обществе, когда население, позиционирующее себя как верующее, по сути не соблюдает канонические атрибуты веры. Например, на Севере Казахстана редко можно встретить пред- 61

ставительниц слабого пола в хиджабах, зато очень многие носят мини-юбки; предпочитают конину, но нередко употребляют свинину; многие курят и любят крепко выпить, причем и мужчины, и женщины; никто не имеет несколько жен. Есть, конечно, приверженцы веры, но в целом их не так много. В основном казахстанцы эмансипированы и сами опасаются длиннобородых мужчин в коротких штанах, черных одежд и хиджабопоклонниц. Важно заметить, что православные казахстанцы также слабо осведомлены об основах своей веры и атрибутике, невежественны в соблюдении правил в жизни христиан, в повседневной жизни не всегда руководствуются обрядами и религиозными предписаниями. Однозначно нельзя утверждать и то, что все казахи - это мусульмане, а все русские - православные христиане. Например, баптисты, численность которых ранее составляли в основном немцы, выехавшие в свое время в Германию, пополнились русскими, украинцами, белорусами, корейцами, казахами. Церковь ЕХБ очень активно вовлекает в конфессию адептов казахской национальности, для чего издает брошюры и журналы на казахском языке, ведет проповеди, дарит подарки.

Активно борются за свою паству Свидетели Иеговы (организация запрещена на территории России), которые перевели Библию на современный казахский язык. В сентябре 2014 г. в Алматы на казахо-язычном конгрессе она была бесплатно вручена 3721 участнику9. В г. Петропавловске Северо-Казах-

станской области также действует Казахское собрание Свидетелей Иеговы, состоящее из этнических казахов.

Таким образом, эти явления объясняют специфику сложности зарождения, развития данного процесса в Казахстане и добавляют множество проблем в изучение перехода верующих из одной религии в другую.

5. Аксиологические аспекты измерения религиозной конверсии и их влияние на идентичность казахстанцев

В ходе исследования мусульманской идентичности как научного понятия необходимо объяснить квинтэссенцию религиозной идентичности. Для этого обратимся к исследованию фокус-групп по уровню идентификации или осознанию человеком своей сопричастности с такими категориями многоуровневой идентичности, как «Я - гражданин», «Я -семьянин», «Я - верующий», «Я - казах (русский)», «Я - мужчина», «Я - представитель молодежи» и т. д. В качестве примера и доказательств вышеуказанных постулатов нами было проведено аксиологическое исследование для выявления проблем ценностного подхода аспекта исламской национальной идентичности в ходе процессов религиозной конверсии (табл.). Общий социально-демографический блок: 40 граждан Северного Казахстана, совершивших религиозную конверсию. Применялись методы исследования: библиографический, интервьюирование, case-study, «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда [10].

Восприятие идентичности гражданами Северо-Казахстанской области

Восприятие идентичности

Параметрические характеристики Фокус-группа Число, чел. «Казах-станец» «Представитель семьи» «Представитель наиии» «Представитель конфессии» «Приятель» «Член коллектива»

чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %

Пол Мужчины 32 27 84 23 72 30 94 20 62 5 16 5 16

Женщины 8 7 87 8 100 6 75 4 50 2 25 1 12

18-30 лет 10 8 80 7 70 8 80 5 50 3 30 2 20

Возраст 30-50 лет 19 17 89 15 79 18 95 10 62 2 11 4 21

50 лет и старше 11 9 81 9 82 10 91 9 82 2 18 0

Казах 28 25 78 23 82 25 89 19 67 4 14 28 7

Национальность Русский 9 7 77 6 67 8 89 4 44 3 33 2 22

Другие 3 2 66 2 66 3 100 1 33 0 2 66

Высшее 4 3 75 2 50 4 100 1 25 1 25 3 75

Образование Среднее специальное 20 17 85 18 90 19 95 14 70 2 10 1 5

Среднее 12 10 83 9 75 10 83 7 58 2 17 1 8

Среднее основное 3 3 100 1 33 2 66 1 33 1 33 1 33

Начальное 1 1 100 1 100 1 100 1 100 1 100 0

Средняя величина 40 85 % 77,5 % 90 % 60 % 17,5 % 15 %

Для выявления идентификации необходимо было выбрать маркеры, позиционирующие следующее: «казахстанец», «представитель семьи», «представитель нации», «представитель конфессии», «приятель», «член коллектива». Таким образом, было установлено, что самым важным для казах-станцев является идентификация себя по национальному признаку. При любой вере казах остается казахом, русский - русским и т. д. Также гражданская и семейная позиции по значимости идентификации оппонируют религиозности, хотя опрос проводился только с верующими (коими являются все конвер-титы). Наряду с этим дружественные и коллективные связи не являются для респондентов прочными в силу того, что легко могут быть заменены другими отношениями. Гендерный маркер показывает, что для женщин самое главное - это семья. Высокий рейтинг занимает и гражданская позиция. А вот идентификация по национальному признаку намного ниже, чем у мужчин, что доказывает их склонность к жертвенности, готовность следовать за своим мужем, не обращая особого внимания на национальные признаки. Представительницы слабого пола менее мужчин религиозны и не дорожат своим рабочим местом, зато более дружелюбны. В возрастном исследовании наблюдаются следующие показатели: все респонденты в одинаковой мере любят свою Родину и идентифицируют себя со своей национальностью; молодежь меньше, чем старшее поколение, чтит семейные ценности и менее религиозна, зато имеет обширные дружественные связи. Влияние образования проявило себя следующим образом: представители с высшим образованием в меру патриотичны и 100 % соотносят себя со своей нацией; также отмечены невысокие показатели в отношении семейных ценностей и религиозности, по сравнению с гражданами, имеющими низкий уровень образования. Закончившие ВУЗ отдают свои приоритеты работе.

Вывод

Экспертная позиция на когерентность религиозной конверсии с проблематикой аспекта ислам-

ской национальной идентичности базируется на нижеследующем: проведенные исследования показывают, что, несмотря на влияние религиозных конвер-сий, размывающих идентичность, идет возрождение казахстанского этатического и этнического патриотизма.

Также следует обратить внимание на усиление некоторых тенденций:

- светскость и свобода вероисповедания должны в обязательном порядке подкрепляться обеспечением национальной безопасности - ни при каких условиях в страну не должны проникать иностранные псевдорелигиозные организации;

- религиозная конверсия может быть связана с мнимой религиозностью: понятно, что граждане, причисляющие себя к верующим, но не совершающие религиозных обрядов, не могут долгое время оставаться в таком положении - они должны либо прийти в конфессию, либо встать на позиции атеизма; среди данной категории населения также есть опасность вхождения в псевдорелигиозные организации;

- в стране широкое распространение получают квазирелигии, псевдоцелительские и лжеспортивные организации, не прошедшие регистрацию в органах юстиции - свободное функционирование данных обществ напрямую служит деструкции;

- к росту радикализма и усилению протестных акций могут привести по сути совсем не религиозные причины: ухудшение социально-экономического положения, безработица, низкая заработная плата и др.

В этих условиях требуются совместные согласованные действия государственных структур и лидеров религиозных объединений, налаживание диалога, продуцирование работы по повышению религиозной грамотности населения Казахстана. Для стабилизации религиозной ситуации в стране следует обеспечить положительное влияние процесса религиозной конверсии на такой философский и концептуальный аспект, как этническая и религиозная идентичность.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Lipka M., Hackett C. Why Muslims are the world's fastest-growing religious group // Pew Research Center. 6 April 2017. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/04/06/why-muslims-are-the-worlds-fastest-grow-ing-religious-group/ (дата обращения: 12.10.2021).

2 Gellner E. Religion and the Profane // Eurozine. 28 August 2000. URL: https://www.eurozine.com/religion-and-the-profane-2/ (дата обращения: 12.10.2021).

3 Кутб С. Вехи на пути аллаха : пер. с араб. Махачкала : БАДР, 1997. С. 283.

- 63

Herald of Omsk University 2022, vol. 27, no. 1, pp. 58-64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Омского университета 2022. Т. 27, № 1. С. 58-64

-ISSN 1812-3996

4 Фетхуллах Г. Истинные мусульмане не могут быть террористами // Nuntiare et Recreare. 2009. 7 нояб. URL: https://www.nuntiare.org/истинные-мусульмане-не-могут-быть-тер/ (дата обращения: 12.10.2021).

5 Абдуллахи Ахмед ан-Наим: О правах человека, светском государстве и шариате // Курьер ЮНЕСКО. 2019. № 1. URL: https://ru.unesco.org/courier/2019-1/abdullahi-ahmed-naim-o-pravah-cheloveka-svetskom-gosu-darstve-i-shariate (дата обращения: 12.10.2021).

6 Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан : офиц. сайт. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/qogam (дата обращения: 12.10.2021).

7 Стратегия «Казахстан-2050». Послание Главы государства народу. Декабрь 2012 г. URL: https://www. akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs (дата обращения: 12.10.2021).

8 CABAR.ASIA: «Люди без религии. В Казахстане растет количество атеистов» // Forbes. Kazakhstan. 29 авг. 2019. URL: https://forbes.kz/massmedia/lyudi_bez_religii_v_kazahstane_rastet_kolichestvo_ateistov (дата обращения: 12.10.2021).

9 Свидетелями Иеговы издана Библия на современном казахском языке // РелигиоПолис. 12.03.2015. URL: https://religiopolis.org/news/8761-bibliya-na-kazakhskom.html (дата обращения: 12.10.2021).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новая философская энциклопедия : в 4 т. М. : Мысль, 2010. Т. III. 692 c.

2. Лаумулин М. Т. «Арабская весна» 2011 года: социально-политические изменения на Арабском Востоке и их международные последствия. Алматы : КИСИ, 2011. 236 с.

3. Добаев И. П. Ислам и миграции в Европе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 195-200.

4. Саррацин Т. Германия: самоликвидация. М. : АСТ, 2016. 558 с.

5. Монтгомери У. У. Влияние ислама на средневековую Европу. М. : Наука, 1976 128 с.

6. Kurucan A. islam'da Düjünce Özgürlügü. Zaman Kitap. Erzurum, 2007.

7. Оруджев Р. Э. Политическая концепция «исламского государства» : автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2003. 23 с.

8. Яблоков И. Н. Философия религии. Актуальные проблемы : моногр. М. : Изд-во РАГС, 2007. 248 с.

9. Молчанова О. Я. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2010. 392 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Синяков Олег Витальевич - магистр религиоведе- Sinyakov Oleg Vitalievich - Master of Religious Stud-

ния, 1 религиовед, 2 аспирант, 1 Центр изучения рели- ies, 1 Religious Scholar, 2 Post-Graduate Student, 1 Cen-

гий, 2 Омский государственный университет ter for the Study of Religions, 2 Dostoevsky Omsk State

им. Ф. М. Достоевского, 1 010010, Казахстан, г. Нур- University, 1 10/1, ul. Nazhimedenova, Nur-Sultan,

Султан, ул. Нажимеденова, 10/1, 2 644077, Россия, 010010, Kazakhstan, 2 55a, pr. Mira, Omsk, 644077,

г. Омск, пр. Мира, 55; e-mail: olegsinyakov85@mail.ru. Russia; e-mail: olegsinyakov85@mail.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Синяков О. В. Когерентность религиозной конверсии с проблематикой аспекта исламской национальной идентичности // Вестн. Ом. ун-та. 2022. Т. 27, № 1. С. 58-64. Р01: 10.24147/1812-3996.2021. 27(1).58-64.

FOR QTATIONS

Sinyakov O.V. Coherence of religious conversion with the problems of the aspect of Islamic national identity. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2022, vol. 27, no. 1, pp. 58-64. DOI: 10.24147/1812-3996.2022.27(1).58-64. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.