Научная статья на тему '«ОСНОВНОЙ ВОПРОС РЕЛИГИИ» КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА: В. С. СОЛОВЬЕВ, Х. ГЕФФДИНГ, Д. В. ПИВОВАРОВ'

«ОСНОВНОЙ ВОПРОС РЕЛИГИИ» КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА: В. С. СОЛОВЬЕВ, Х. ГЕФФДИНГ, Д. В. ПИВОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ОСНОВНОЙ ВОПРОС РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОЗНЫЙ АБСОЛЮТ / ОНТОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / ГНОСЕОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / ПРАКСЕОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зайцев П. Л.

Cтавится вопрос о правомерности использования концепта «основной вопрос религии». Философия религии сегодня представляет собой совокупность разнообразных исследовательских практик, укорененных в национальном и конфессиональном дискурсе. Русская религиозная философия представляет собой пример философии религии со своей определенной исторической, конфессиональной, национальной традицией. Вопрос о возможности философии религии «самой по себе» оказывается связан с постановкой «основного вопроса религии». Высказывается предположение, что основной вопрос религии представляет собой концепт, возможный только в просвещенческой традиции. Фиксация этого вопроса и его развитие в философскую систему в отечественном религиоведении связаны с творчеством Д. В. Пивоварова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE MAIN QUESTION OF RELIGION” AS A PHILOSOPHICAL PROBLEM: V.S. SOLOVIEV, H. GEFFDING, D.V. PIVOVAROV

The article raises the question of the legitimacy of using the concept “the main question of religion”. The philosophy of religion today is a collection of diverse research practices rooted in national and confessional discourse. Russian religious philosophy is an example of a philosophy of religion with its own specific historical, confessional, national tradition. The question of the possibility of a philosophy of religion “in itself” turns out to be connected with the formulation of the “fundamental question of religion”. It is suggested that the main issue of religion is a concept possible only in the enlightenment tradition. The fixation of this issue and its development into the philosophical system in Russian religious studies is associated with the work of D.V. Pivovarov.

Текст научной работы на тему ««ОСНОВНОЙ ВОПРОС РЕЛИГИИ» КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА: В. С. СОЛОВЬЕВ, Х. ГЕФФДИНГ, Д. В. ПИВОВАРОВ»

УДК 130.2

йй! 10.24147/1812-3996.2021.26(3).76-78

«ОСНОВНОЙ ВОПРОС РЕЛИГИИ» КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА: В. С. СОЛОВЬЕВ, Х. ГЕФФДИНГ, Д. В. ПИВОВАРОВ

П. Л. Зайцев

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Информация о статье

Дата поступления 11.10.2021

Дата принятия в печать 13.10.2021

Дата онлайн-размещения 01.12.2021

Ключевые слова

Философия религии, религиоведение, основной вопрос религии, религиозный абсолют, онтология религии, гносеология религии, праксеология религии

Аннотация. Огавится вопрос о правомерности использования концепта «основной вопрос религии». Философия религии сегодня представляет собой совокупность разнообразных исследовательских практик, укорененных в национальном и конфессиональном дискурсе. Русская религиозная философия представляет собой пример философии религии со своей определенной исторической, конфессиональной, национальной традицией. Вопрос о возможности философии религии «самой по себе» оказывается связан с постановкой «основного вопроса религии». Высказывается предположение, что основной вопрос религии представляет собой концепт, возможный только в просвещенческой традиции. Фиксация этого вопроса и его развитие в философскую систему в отечественном религиоведении связаны с творчеством Д. В. Пивоварова.

"THE MAIN QUESTION OF RELIGION" AS A PHILOSOPHICAL PROBLEM: V.S. SOLOVIEV, H. GEFFDING, D.V. PIVOVAROV

P. L. Zaytsev

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Article info

Received 11.10.2021

Accepted 13.10.2021

Available online 01.12.2021

Keywords

Philosophy of religion, religious studies, the main question of religion, religious absolute, ontology of religion, epistemology of religion, praxeology of religion

Abstract. The article raises the question of the legitimacy of using the concept "the main question of religion". The philosophy of religion today is a collection of diverse research practices rooted in national and confessional discourse. Russian religious philosophy is an example of a philosophy of religion with its own specific historical, confessional, national tradition. The question of the possibility of a philosophy of religion "in itself" turns out to be connected with the formulation of the "fundamental question of religion". It is suggested that the main issue of religion is a concept possible only in the enlightenment tradition. The fixation of this issue and its development into the philosophical system in Russian religious studies is associated with the work of D.V. Pivovarov.

Пособие Д. В. Пивоварова «Философия религии» (2006 г.), в котором его автор обобщил результаты своих более ранних исследований, может быть отделено от учебной литературы со схожим названием (С. Н. Астапова, А. Н. Бурлуцкого, Н. С. Капу-

стина, Ю. А. Кимелева, Н. П. Копцевой, М. М. Шахно-вич), по тому основанию, что в нем проблема сущности религии решается посредством постановки «основного вопроса религии о взаимосвязи человека и абсолюта» [4, с. 24]. Даниил Валентинович отмечает,

ISSN 1812-3996-

что «основной вопрос религии "вообще", поставленный в самой абстрактной форме, имеет следующие три взаимосвязанных аспекта: 1) существует ли абсолют; 2) как его можно познать; 3) как к нему практически относиться? Характер конкретной религиозной связи существенно зависит от особенностей решения этого основного вопроса. Из этого же вопроса можно философски вывести все варианты религиозной рациональности» [4, с. 24]. В данном высказывании и взгляд Пивоварова на возможность теоретической фиксации религиозной рациональности в философском исследовании, и исследовательская программа реализована им в отдельных книгах: «Онтология религии», «Гносеология религии», «Праксео-логия религии» [3].

В данном исследовании мы сосредоточим свое внимание на концепте «основной вопрос религии», который, будучи названным и теоретически зафиксированным Д. В. Пивоваровым, может быть рассмотрен в религиоведческой как ретроспективе, так и перспективе. Привлекаемый нами материал - не монографический и не статейный, это прежде всего учебные пособия по данной предметной области, в которых знание о философии религии обязано быть представлено в систематической форме. Обращение к некой основной проблеме религии было присуще русской религиозной мысли последних десятилетий XIX - начала XX в., что в строгом смысле не может быть отнесена ни к философии, ни к богословию. В чтениях о богочеловечестве В. С. Соловьев утверждает: «Религия, говоря вообще и отвлеченно, есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего» [5, с. 5]. Собственно, не это ли основной вопрос религии в представлении Д. В. Пивоварова? Несмотря на внешнее совпадение формулировок, мы должны дать отрицательный ответ. Для Соловьева связь человека и мира с сосредоточием всего существующего, что может мыслиться в качестве религиозного абсолюта, не представляет «основного» или «неосновного» вопроса. Проблему для Соловьева составляет безразличие современного ему христианства к своему предназначению, что призвало на русскую почву позитивизм и социализм, сделав их нечто большим, чем эти интеллектуальные системы были в Европе. Для Пивоварова взаимосвязь человека (без мира) и абсолюта представляет собой именно вопрос, в зависимости от решения которого каждая конкретная, историческая форма связи человека и абсолюта может быть определенным образом соотнесена с прочими, типологизирована. Например, одной из форм

Вестник Омского университета 2021. Т. 26, № 3. С. 76-78

религиозно понимаемого абсолюта может быть природа в языческом мировосприятии или даже техно-мир в представлении современных нам постапокалиптических культов. Это объясняет, почему из основного вопроса религии Пивоваровым был изъят «мир», но не проливает свет на вопрос, а почему сущность религии может быть представлена в форме вопроса, почему сущность религии может быть представлена в качестве ответа на вопрос.

Херальд Геффдинг, испытавший, как и представители русского религиозного ренессанса последних десятилетий XIX - начала XX в. влияние идей С. Кьер-кегора (правда, в силу того, что Геффдинг был профессором Копенгагенского университета, это влияние было непосредственным) в своей работе «Философия религии», отмечал, что религиозная проблема возникает не ранее, чем начинают обособляться и искать собственного предназначения такие стороны духовной жизни как наука, искусство, мораль, т. е. когда духовная жизнь получила определенность для своего разнообразия. Поэтому Геффдинг предлагает «религиозно-философское исследование всего целесообразнее строить таким образом, чтобы оно распалось на гносеологическую, психологическую и этическую части» [2, с. 8]. Отдаление от культа как перводеятельности специализированных сфер духовной жизни, сначала мифа, потом культуры, стало темой отдельной лекции о. Павла Флоренского «Культ, религия и культура». Именно необратимость этого процесса определяет логос-ность взаимодействия между отдельными сферами, нуждающихся в универсальном языке для описания собственных феноменов; мы можем привести достаточно примеров из истории интеллектуальной культуры на сей счет, принадлежащих как богословам, так и религиозным философам. Однако то, что общим языком описания становится язык науки оказывается возможным благодаря достижениям эпохи Просвещения и распространяет свое влияние на дискурс вплоть до того момента, пока последнее остается реализуемым проектом. Соответственно постановка вопроса об идее, сущности религии невозможна вне просвещенческой устремленности на поиск рационально постигаемых оснований сфер духовной жизни. Отсюда построение философии религии Х. Геффдингом, Д. В. Пивоваровым имеет достаточно точек соприкосновения - в методологии, в представлении о систематизации знания о религии в определяемых ими разделах, но прежде всего в том, что взаимодействие участников отношения «человек - религиозно понимаемый абсолют» достаточно

Вестник Омского университета 2021. Т. 26, № 3. С. 76-78

-ISSN 1812-3996

устойчивы, как и сами субъекты этого отношения. Например, когда религиозно понимаемый абсолют пусть и пишется с прописной буквы, но во множественном числе. Подобное произошло в пособии авторского коллектива в составе С. Н. Астапова, А. Н. Бурлуцкого, Н. С. Капустина. Может показаться, что методологически и содержательно авторы работают во все той же просвещенческой парадигме, ведь разбирая предмет философии религии, они фиксируют все то же отношение «человек - религиозно понимаемый абсолют», однако множественность абсолютов, о которых пишут авторы, скорее соотносит их текст с ситуацией постмодерна: «Абсолюты - это содержательное, цельное, предельно обобщенное знание, имеющее свой объективный источник в общественно-исторической практике человека, фиксируемое в категориях и образах его сознания. Абсолюты - это объективные "законы все-

общности", рассматриваемые как программа, задан-ность развития человека и общества. Движение к Абсолютам - это устремленность личности к своим пределам, к совершенству, у которого нет границ» [1, с. 16]. Множественность и безграничность в восприятии религиозного абсолюта позволяют расширить поле религиоведческого поиска, однако не позволяют выстроить внутренне непротиворечивую типологию религиозных систем. Умаляет ли это вклад в философию религии данного авторского коллектива? Отнюдь нет. Философия религии, что предполагает четкое различение религиозных систем по определенному основанию, представленную в триадах вопросов, методологических следований, религиозных систем - завершенный проект. Итоговая, наиболее проработанная и вместе с тем последняя реализация таковой принадлежит именно Д. В. Пи-воварову.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Астапов С. Н., Бурлуцкий А. Н., Капустин Н. С. Философия религии : уч. пособие. Ростов-н/Д. : Южный федеральный ун-т, 2015. 132 с.

2. ГеффдингХ. Философия религии / пер. В. Базаров, И. Степанов. С.-Пб. : Типография товарищества Общественная польза, 1912. 406 с.

3. Пивоваров Д. В. Философия религии : учеб. пособие : в 3 т. Екатеринбург : УрФУ, [б. г.]. Т. 1 : Онтология религии. 568 с.; т. 2 : Гносеология религии. 556 с.; т. 3 : Праксеология религии. 476 с.

4. Пивоваров Д. В. Философия религии : учеб. пособие. М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2006. 640 с.

5. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве // Соч. : в 2 т. М. : Правда, 1989. Т. 2. С. 5-174.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Зайцев Павел Леонидович - доктор философских Zaytsev Pavel Leonidovich - Doctor of Phylosophical

наук, профессор, декан факультета теологии, фило- Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Theology,

софии и мировых культур, Омский государствен- Philosophy and World Cultures, Dostoevsky Omsk

ный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia;

Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: zaitsevpl@ e-mail: [email protected]. rambler.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Зайцев П. Л. «Основной вопрос религии» как философская проблема: В. С. Соловьев, Х. Геффдинг, Д. В. Пивоваров // Вестн. Ом. ун-та. 2021. Т. 26, № 3. С. 76-78. ЭО!: 10.24147/1812-3996.2021.26(3).76-78.

FOR QTATIONS

Zaytsev P.L. "The main question of religion" as a philosophical problem: V.S. Soloviev, H. Geffding, D.V. Pivo-varov. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2021, vol. 26, no. 3, pp. 76-78. DOI: 10.24147/1812-3996.2021.26(3).76-78. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.