ФИЛОСОФИЯ PHILOSOPHY
УДК 130.2
DOI 10.24147/1812-3996.2021.26(2).58-62
ВОЦЕРКОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ-ТЕОЛОГОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА В ОмГУ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
П. Л. Зайцев
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Аннотация. Приводятся результаты исследования воцерковленности студентов, осваивающих программы бакалавриата по теологии в Омском государственном университете. Обосновывается гипотеза о принципиальной неполноте анкетирования как инструмента изучения воцерковленности студенческой молодежи. На примере проведения глубинных личных исследовательских интервью студентов в контрольной группе из 10 чел. фиксируются основные смыслы студенческого понимания воцерковленности. Тезис «осмысленности» веры, рефреном проходящий через все студенческие интервью, позволяет рассматривать воцерковленность не только как понятие, «замеряющее» литургическую активность, но и как определенный уровень духовной зрелости молодежи. Русская Православная Церковь, воцерковленность, религиозный опыт, теология как образовательная программа, эмпирическое исследование
Информация о статье
Дата поступления 22.03.2021
Дата принятия в печать 13.07.2021
Дата онлайн-размещения 24.09.2021
Ключевые слова
Финансирование
Исследование выполнено в рамках проекта АААА-А20-120120890011-9, договор № ХД-8/2020 от 18 ноября 2020
CHURCHLINESS OF THEOLOGIST STUDENTS MAKING BACHELOR PROGRAMS AT DOSTOEVSKY OMSK STATE UNIVERSITY: INTERPRETATION OF EMPIRICAL RESEARCH
P. L. Zaytsev
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Article info
Received 22.03.2021
Accepted 13.07.2021
Available online 24.09.2021
Keywords
Russian Orthodox Church, churchliness, religious experience, theology as an educational program, empirical research
Abstract. The article presents the results of a study of the churchliness of students mastering bachelor's degree programs in theology at Omsk State University. The hypothesis about the fundamental incompleteness of the questionnaire as a tool for studying the churchliness of student youth is substantiated. On the example of conducting in-depth personal research interviews of students in a control group of 10 people, the main meanings of the student's understanding of being churched are recorded. The thesis of the "meaningfulness" of faith, a refrain that runs through all student interviews, allows us to consider churchliness as a concept that not only "measures" liturgical activity, but also as a certain level of spiritual maturity of young people.
Acknowledgements
The study was funded by KHD-8/2020 contract (November 18, 2020) according to the research project AAAA-A20-120120890011-9
Исследование воцерковленности студентов-теологов, осваивающих программу бакалавриата по направлению теологии в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского, прошло через этапы концептуализации, операционализации, интерпретации эмпирических данных.
На этапе концептуализации была выдвинута гипотеза, указывающая на недостаточность замеров литургической активности прихожан для фиксации уровня их воцерковленности. Как правило, изучение литургической активности производится в ходе анкетирования групп верующих, отобранных по определенному признаку (в нашем случае это учащаяся молодежь, студенчество, получающее высшее образование по направлению теологии). Вопрос о воцер-ковлении студентов-теологов сегодня крайне актуален. Насколько воцерковлены те, кто изучает жизнь конфессии, будучи погруженными в ее практики, зная Церковь не отстраненно, а изнутри? Ведь именно о нехватке такого рода специалистов говорил Святейший Патриарх Кирилл 2 ноября 2018 г. на открытии конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве»: «К сожалению, у нас еще нет достаточно мощного корпуса специалистов в области теологии, чтобы обеспечить более или менее равный и достаточно высокий уровень ее преподавания на всем образовательном пространстве Российской Федерации. Конечно, об этом тоже нужно думать, и в связи с этим особенно повышается роль преподавания теологии в вузах, потому что только так мы можем обеспечить появление высококвалифицированных теологов, способных работать в высшей школе, и не только»1.
Но что такое воцерковление? Валентина Чесно-кова, занимаясь проблемой воцерковления населения в современной России, отмечает: «Выбранное нами явление воцерковленности человека, т. е. его, так сказать, "обжитости" в Церкви, - знание ее устава, обрядов, обычаев, короче, повседневного ее бытия, ощущения себя в этой сфере своим, - позволяет прощупать приверженность человека к данной религии через его образ жизни. А образ жизни - явление все-таки более наблюдаемое, чем феномены со-
знания и ценностные установки. И самое главное -оно указывает на регулярность связанного с этими установками поведения» [1, с. 8]. Замер воцерковленности современных россиян автор производит по пяти переменным: «частота посещения храма», «частота причащения», «регулярность чтения текстов Священного Писания», «форма молитвы» и «пост» [1, с. 19], - при этом особо проговаривая условия, при которых интерпретация собранных данных может быть репрезентативной: «По всем этим причинам мы считаем, что достижение высокого показателя хотя бы по одной характеристике православного образа жизни - это уже большая победа для человека, решившегося преобразовывать свое мышление и свой образ жизни по христианским заповедям, и это безусловно показывает его решимость не порывать отношений со своей Церковью. И эта решимость исполнять церковные каноны может быть главным показателем воцерковленности. Прочее зависит от условий и обстоятельств, которые будут преодолеваться именно силой этой решимости. Требовать, чтобы каждый православный выполнял все предписанные в церковном образе жизни каноны, -это подход нереальный. И сами священники этого не требуют. Образ жизни православного - это не воинский устав, который все обязаны выполнять единообразно, а творческий конструкт, "пригнанный" к обстоятельствам жизни данного индивидуального человека, находящегося на определенном этапе своего религиозного развития» [1, с. 28].
В 2017-2018 гг. проректорами Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви Н. В. Воробьевой и В. Л. Даниловым было проведено отраженное в серии публикаций сравнительное исследование воцерковленности студентов факультета теологии, философии и мировых культур Омского государственного университета (ОмГУ) и Омской духовной семинарии [2-4]. Несомненно, проведенное этими авторами исследование было бы гораздо более репрезентативно, если бы воцерковленность семинаристов Омской духовной семинарии соотносилась с данными, полученными в Сретенской, Белгородской, Владимирской,
Казанской, Новосибирской, Томской семинариях, причем в сопоставимых по количеству студентов группах. С другой стороны, данные анкетирования студентов-теологов ОмГУ было бы интересно сравнить со студентами Дальневосточного федерального университета, Орловского госуниверситета им. И. С. Тургенева, Донского гостехуниверситета, Саратовского госуниверситета им. Н. Г. Чернышевского. Принципиальное различение университетской теологии от программ бакалавриата и магистратуры, реализуемых в религиозных организациях - духовных образовательных организациях, было проведено Предстоятелем Русской Православной Церкви, Святейшим Патриархом Кириллом в уже упоминавшемся программном выступлении: «Говоря о важности развития теологии как научной отрасли, мы не предполагаем... нарушать принцип светскости образования, которое дается в университете. <...> Священника нельзя подготовить лишь как специалиста, знающего предмет. Его нужно подготовить как человека, способного работать с человеческими душами, его нужно воспитать. Его нужно сформировать как личность, способную один на один, при встрече с современным человеком, помогать ему на жизненном пути. Конечно, никакая теология в университетском объеме не способна это обеспечить. Для того существуют духовные академии, семинарии, но даже они не могут в полной мере сразу подготовить священника к той высокой миссии, которую он осуществляет»2.
Какие же результаты получили авторы упомянутого исследования? Процент воцерковленности ожидаемо оказался выше среди семинаристов. Приведем цитату из тезисов их доклада на научно-практической конференции в Омске: «45 % студентов Омского государственного университета (факультет теологии, философии и мировых культур) и 83 % семинаристов на вопрос: "Согласны ли Вы с мнением, что религия во многом определяет поведение человека?" - ответили положительно. По религиозным предпочтениям 59 % студентов ОмГУ являются православными, среди семинаристов таковых 100 %. В анкетном опросе мы также уточнили критерии воцерковленности (посещение храма, чтение молитв и Священного Писания, участие в церковных таинствах)» [4, с. 40-41]. Учитывая, что студенты духовной образовательной организации ориентированы на рукоположение во диаконы и священники, нас куда более заинтересовало, почему на вопрос: «Согласны ли Вы с мнением, что религия во многом определяет поведение человека?» - утвердительно ответили не 100 % семинаристов, а 83 %.
Нерепрезентативность выборки влияет на восприятие результатов исследования, логическую состоятельность выводов, но ни в коей мере не умаляет актуальность исследовательской задачи. Более того, тема, поднятая Воробьевой и Даниловым, становится еще более актуальной сегодня, в ситуации «новой нормальности» постковидного общества.
События последнего года показали, что исследовать воцерковленность прежними методами нельзя - пандемия новой коронавирусной инфекции, наложив определенные ограничения на литургическую жизнь, непосредственное участие в церковных службах, поставила их в зависимость от жестких требований Роспотребнадзора. Посещаемость храмов в период пандемии упала на проценты, ведь сами лидеры различных конфессий выступили с поддержкой ограничительных мер. Значит ли это, что ровно на эти же проценты упала воцерковленность? Если снова заходить в студенческую аудиторию с анкетами, то получится именно так, ведь и посещение храмов, и участие в таинствах сократились, но нанесло ли это ущерб воцерковленности студентов?
Выяснить это нам предстояло на этапе опера-ционализации, интерпретации эмпирических данных. В ходе исследования мы решили отказаться от анкет и провести исследование в стратегии понимающей социологии качественными методами: полуформализованные глубинные интервью со студентами-теологами, обучающимися на факультете теологии, философии и мировых культур ОмГУ, продолжительностью от 20 минут до часа (всего 10 глубинных интервью). Причем основу вопросов для интервью составили всё те же пять переменных, выделенных В. Ф. Чесноковой. Причем каждое интервью начиналось с вопроса: «Согласны ли Вы с мнением, что религия во многом определяет поведение человека?» - уже известного нам по анкете Воробьевой и Данилова.
Единственное дополнение к формулировке -«современного» человека, такая конкретизация показалась нам более соответствующей фабуле исследования. Девять респондентов, т. е. 90 %, ответили на него положительно, указывая на те сферы, где влияние религии наиболее сильно, и те сферы, что наиболее подверглись секуляризации. Влияние религии («религиозных ценностей», «социальных норм», «обычаев в конкретизации некоторых из них») студенты отмечают в семейных отношениях, процессе воспитания, межличностных контактах. При этом некоторые информанты отмечали, что быть воцерковленным в современном обществе
«значит предаваться общественному осуждению» (Информант 2), «воцерковление тяжело дается, если ты не живешь в церкви, а стараешься жить с церковью» (Информант 2), «есть те, кто верят, потом забрасывают» (Информант 5). Частота посещения храма самими студентами оценивается невысоко, хотя большинство старается прийти на службу в наиболее значимые церковные праздники или перед значимыми событиями в жизни (например, перед дальней поездкой или экзаменационной сессией). Редкие посещения храма воспринимаются в контексте сожаления, осознания необходимости более частого присутствия на службах. При этом озвучивались позиции: «посещение храма должно быть осознанным» (Информант 8), «человек должен знать, что и для чего он делает» (Информант 5). На уточняющий вопрос: «Посещали ли бы Вы храм, если бы он находился на территории университета?» -большинство опрошенных ответили положительно (характерно, что университетский храм св. мц. Тати-аны, находящийся в 15-20 мин ходьбы от университета, но окруженный жилым сектором пятиэтажной застройки, воспринимается студентами как «университетский» благодаря своей внебогослужебной активности, те из них, кто посещают службы, отмечают, что «бабушек на них больше, чем девушек» - Информант 2). Отмечали студенты и настороженное отношение к ним среди постоянных прихожан храма пожилого возраста, для которых «культ есть обряд»,
было приведено порицание от прихожанки за «неправильно повязанный платочек» (Информант 3). В чтении текстов Священного Писания студенты различают чтение «для себя» и «для освоения предмета», легко ориентируются в библейских сюжетах, широко используемых массовой культурой, показывая осведомленность в молитвенных правилах, чаще всего обращаются к Молитве Господней. Встречаются высказывания: «молитва должна быть искренней», «хорошо исполненная молитва еще не молитва». Отвечая на вопрос о посте, студенты разделились примерно на три равные части: соблюдающие пост, старающиеся его придерживаться и не придерживающиеся поста, причем именно во второй и третьей группе были произнесены высказывания, которые могут быть обобщены фразой «пост вопрос не еды» (Информант 2). Студенты, соблюдающие пост и старающиеся его соблюдать, отметили, что если бы в столовой университета, местах питания студентов было качественное постное меню, православным студентам было бы легче держать пост.
Обобщая сказанное студентами, мы хотели бы избежать выводов о проявляющейся в них «текучей религиозности», но при этом отметить, что большинство респондентов указывает на необходимость «осознанной» веры, отмечает важность получаемого ими образования, хотели бы быть полезными обществу и Церкви, настроены работать в сфере цер-ковно-общественных отношений.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5295905.html (дата обращения: 22.03.2021).
2 Там же.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX века. М. : Академический Проект, 2020. 304 с.
2. Воробьева Н. В., Данилов В. Л. Воцерковленность молодежи: результаты исследования // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2018. № 1 (4). С. 98-104.
3. Воробьева Н. В., Данилов В. Л. Современное теологическое образование в государственном университете и духовной семинарии сквозь призму воцерковленности студенческой молодежи // Труды IV Конгресса российских исследователей религии. Религия как фактор взаимодействия цивилизаций : сб. докл. / под ред. А. П. Забияко, М. М. Шахнович, Е. А. Аринина, П. К. Дашковского, В. В. Шмидта, Е. С. Элбакян. Благовещенск : Изд-во Амур. гос. ун-та, 2018. С. 186-194.
4. Воробьева Н. В., Данилов В. Л. Теологическое образование в Омской области и религиозность молодежи // Религиозная ситуация в российских регионах. Омск : Изд-во Ом. акад. МВД РФ, 2018. С. 39-41.
- 61
Herald of Omsk University 2021, vol. 26, no. 2, pp. 58-62
Вестник Омского университета 2021. Т. 26, № 2. С. 58-62
-ISSN 1812-3996
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Зайцев Павел Леонидович - доктор философских наук, профессор, декан факультета теологии, философии и мировых культур, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: zaitsevpl@ rambler.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Zaytsev Pavel Leonidovich - Doctor of Phylosophical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Theology, Philosophy and World Cultures, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: zaitsevpl@rambler.ru.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Зайцев П. Л. Воцерковленность студентов-теологов, осваивающих программы бакалавриата в ОмГУ: интерпретация эмпирического исследования // Вестн. Ом. ун-та. 2021. Т. 26, № 2. С. 58-62. DOI: 10.24147/1812-3996.2021.26(2).58-62.
FOR GTATIONS
Zaytsev P.L. Churchliness of theologist students making bachelor programs at Dostoevsky Omsk State University: interpretation of empirical research. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2021, vol. 26, no. 2, pp. 58-62. DOI: 10.24147/1812-3996.2021.26(2).58-62. (in Russ.).