Научная статья на тему 'СВЕТСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОИСКИ МЕТОДА'

СВЕТСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОИСКИ МЕТОДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ОБЩЕГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРИМОРДИАЛИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ / НОВАЯ ИСКРЕННОСТЬ / ПОСТПРАВДА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зайцев П. Л., Оводова С. Н.

В статье обосновывается актуальность выявления степени участия светских и религиозных нормативно-ценностных установок в конструировании индивидуального и социального отождествления (идентификации) и, следовательно, в формировании современной общегражданской идентичности. В исследовании подобного рода на первый план выходит проблема метода. Если рассматривать общегражданскую идентичность как политический феномен, то исследователь оказывается на перепутье трех принципиальных оптик, сформировавшихся еще при анализе феноменов этнической, национальной принадлежности: примордиальной, конструктивистской, имитационной. Авторы считают, что для понимания сути современной религиозной ситуации, получившей терминологическое оформление («постсекуляризм», «постсекулярная идентичность»), должны быть осмыслены и модернизированы под задачи изучения общегражданской идентичности теория коммуникативного действия, теория диффузной идентичности, теория метамодерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECULAR AND RELIGIOUS BASIS OF FORMATION OF GENERAL CIVIL IDENTITY IN MODERN RUSSIA: SEARCH FOR A METHOD

The article substantiates the relevance of identifying the degree of participation of secular and religious normative-value attitudes in the construction of individual and social identification (identification) and, therefore, in the formation of modern civil identity. In research of this kind, the problem of method comes to the fore. If we consider general civic identity as a political phenomenon, then the researcher finds himself at the crossroads of three fundamental optics that were formed even in the analysis of the phenomena of ethnicity, nationality: primordial, constructivist, imitation. The authors believe that in order to understand the essence of the modern religious situation, which has received terminological design (“post-secularism”, “post-secular identity”), the theory of communicative action, the theory of diffuse identity, and the theory of metamodern should be comprehended and modernized for the tasks of studying common civil identity.

Текст научной работы на тему «СВЕТСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОИСКИ МЕТОДА»

ФИЛОСОФИЯ PHILOSOPHY

УДК 130.2

йй! 10.24147/1812-3996.2021.26(1).46-49

СВЕТСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ОБЩЕГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОИСКИ МЕТОДА П. Л. Зайцев, С. Н. Оводова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Информация о статье

Дата поступления 14.01.2021

Дата принятия в печать 18.01.2021

Дата онлайн-размещения 26.04.2021

Ключевые слова

Теория культуры, общегражданская идентичность, примордиализм, социальный конструктивизм, новая искренность, постправда

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента РФ МК-1512.2020.6

Аннотация. В статье обосновывается актуальность выявления степени участия светских и религиозных нормативно-ценностных установок в конструировании индивидуального и социального отождествления (идентификации) и, следовательно, в формировании современной общегражданской идентичности. В исследовании подобного рода на первый план выходит проблема метода. Если рассматривать общегражданскую идентичность как политический феномен, то исследователь оказывается на перепутье трех принципиальных оптик, сформировавшихся еще при анализе феноменов этнической, национальной принадлежности: примордиальной, конструктивистской, имитационной. Авторы считают, что для понимания сути современной религиозной ситуации, получившей терминологическое оформление («постсекуляризм», «постсе-кулярная идентичность»), должны быть осмыслены и модернизированы под задачи изучения общегражданской идентичности теория коммуникативного действия, теория диффузной идентичности, теория метамодерна.

SECULAR AND RELIGIOUS BASIS OF FORMATION OF GENERAL CIVIL IDENTITY IN MODERN RUSSIA: SEARCH FOR A METHOD

P. L. Zaytsev, S. N. Ovodova

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Article info

Received 14.01.2021

Accepted 18.01.2021

Available online 26.04.2021

Keywords

Cultural theory, general civil identity, primordialism, social constructivism, new sincerity, post-truth

Abstract. The article substantiates the relevance of identifying the degree of participation of secular and religious normative-value attitudes in the construction of individual and social identification (identification) and, therefore, in the formation of modern civil identity. In research of this kind, the problem of method comes to the fore. If we consider general civic identity as a political phenomenon, then the researcher finds himself at the crossroads of three fundamental optics that were formed even in the analysis of the phenomena of ethnicity, nationality: primordial, constructivist, imitation. The authors believe that in order to understand the essence of the modern religious situation, which has received terminological design ("post-secularism", "post-secular identity"), the theory of communicative action, the theory of diffuse identity, and the theory of metamodern should be comprehended and modernized for the tasks of studying common civil identity.

Вестник Омского университета 2021. Т. 26, № 1. С. 46-49

ISSN 1812-3996-

Acknowledgements

The reported study was funded by the grant of the President of the Russia МК-1512.2020.6

Как показывает содержательный анализ диссертаций, защищенных по политическим наукам в последние годы, большая их часть направлена на решение прикладных задач, таких как поиск присутствия глобального тренда в региональной повестке, анализ отдельных феноменов, факторов, механизмов, условий. Отказ состоявшихся исследований в области политологии от методологических поисков был замечен А. Д. Богатуровым в статье «Десять лет парадигмы освоения» [1], где зависимость отечественной политологии от западных концепций связывалась с воспитанием «поколения переводчиков». То, что такая зависимость имеет место и оказывает негативное влияние как на политическую теорию, так и на политический процесс, не нуждается в дополнительном обосновании. Между тем в отечественной политической науке уже в 70-е гг. XX в. оформились научные школы Юрия Александровича Замошкина, Германа Германовича Делигенского, Георгия Хосроевича Шахназарова и др., был сформирован собственный язык описания политических феноменов. Возникшая в 1990-е гг. нигилистическая позиция относительно теоретических и методологических разработок советской политологии, вместе с идеологическими соображениями отказавшаяся от продолжения наследия в целом, в совокупности с другой крайностью - отсутствием критического отношения к западным политическим теориям - привела к методологическому разрыву, преодоление которого - фундаментальная задача современной политической науки.

Ситуация, когда одни объяснительные схемы уже не работают (точнее, не имеют опыта сверки с современным материалом), другие имеют иную специфику, отраженную от иной политической реальности, может быть преодолима в процессе постановки проблемы, имеющей фундаментальное значение для политической науки и политического процесса, решение которой невозможно без обращения к теориям культур-философской, социально-философской, социально-антропологической направленности, обладающих значительной степенью общности, чтобы судить о современной социальной и культурной ситуации, в том числе и о ее политической составляющей как части теоретически осмысливаемого целого. Проект осмысления фундаментальной для

политической науки проблемы без привлечения в качестве теоретических и методологических источников собственно политологических работ позволит обратиться к основаниям политологии, провести поиск новых теоретических источников и ревизию тех, что были приняты в 90-е гг. XX в. без должной критики. Сопоставление достигнутых в ходе реализации проекта результатов с языком современных политических исследований позволит сделать вывод об эвристической возможности подхода для дальнейшего методологического консалтинга политологических проблем, приобрести опыт преодоления кризисных явлений в современном российском политическом дискурсе. В качестве актуальной и вместе с тем имеющей фундаментальное значение проблемы нами выбрана общегражданская идентичность.

Если рассматривать общегражданскую идентичность как политический феномен, то мы окажемся на перепутье трех принципиальных оптик, сформировавшихся еще при анализе феноменов этнической, национальной принадлежности: примор-диальной, для которой политическая идентичность представляется совокупностью порождающих, но не порожденных, изначальных и устойчивых характеристик общности, проявляемых спонтанно; функциональной, рассматривающей политическую идентичность с точки зрения предоставляемых ею возможностей и способности решать не только политические, но и социальные, личные задачи; имитационной (выделяемой на основании работ Ж. Бодрий-яра), показывающей, что политическая идентичность не только реализуется, но и существует лишь в момент политического действия. Характерно, что воздействие на политическую идентичность, в том числе воздействие формирующее, допускает только последний подход, успешно используемый политическими технологами при конструировании «воображаемых сообществ» политического акционизма. Варианты синтеза этих позиций в рамках политологического дискурса возможны, но не эффективны, так как каждая из оптик настроена на видение политической идентичности как атрибуции сообщества, функции, действия.

Если же мы обратимся к этнолого-антропологи-ческой традиции, изучающей национальную идентичность, то не увидим ни разрыва преемственно- 47

Вестник Омского университета 2021. Т. 26, № 1. С. 46-49

-ISSN 1812-3996

сти, ни противоречия между подходами, так как при-мордиальная позиция Ю. В. Бромлея, впервые фиксированная в терминах «этническое самосознание», «этносоциальный организм» и «этникос» в монографии «Этнос и этнография» (1973 г.), подверглась ревизии со стороны акад. В. А. Тишкова («Советская этнография: преодоление кризиса» (1992 г.), «Российская и советская антропология» (1996 г.), «О феномене этничности» (1997 г.), «Об антропологии как дисциплине в российской традиции» (2005 г.), «Усложняющее разнообразие: как его понимать и упорядочить» (2016 г.) и др.), перейдя в конструктивистскую парадигму, доказавшую свою эффективность на российском и зарубежном материале. Исследуя светские и религиозные основы формирования политической идентичности в современной России, мы избираем конструктивистский подход В. А. Тишкова в качестве основного теоретического и методологического источника, наряду с которым планируем модернизировать теоретические представления психологов, исследовавших феномен идентичности в связи с ревизией наследия З. Фрейда. Это сам Эрик Эриксон и авторы, так или иначе затрагивающие противоречия отождествления в обществе и культуре в промежутке между Первой и Второй мировыми войнами (концепция Эриксона сложилась в 50-е гг. XX в.) со стороны аналитической психологии и поздней «философии жизни». Для понимания сути современной религиозной ситуации, получившей терминологическое оформление («постсекуляризм», «постсекулярная идентичность»), должны быть осмыслены и модернизированы под задачи изучения общегражданской идентичности теория коммуникативного действия, теория диффузной идентичности, теория метамодерна.

Выявление светских и религиозных основ формирования общегражданской идентичности в современной России позволит не только актуализировать

дискурс политической идентичности привлечением новых подходов и источников, но и вскроет процесс взаимодействия основных смыслозадающих доминант политической идентичности, укажет на условия, обеспечивающие единство и сохранение социального мира в многонациональной и многоконфессиональной стране. События, происходящие в последнее время в политической жизни Франции, показывают, что приверженность элит (Эмманюэль Макрон) американской мечте, индивидуальному успеху, воплощенному в имиджевой составляющей, не укоренена и не может быть укоренена в политических ценностях Французской Республики, вызывая стихийное отторжение, проявившееся в движении «желтых жилетов», на момент появления не имевшего ни лидеров, ни программы действий. События последних дней, связанные с процессом передачи власти в старейшей демократии мира - США, - демонстрируют, насколько политическая идентичность зависима от форм и каналов коммуникации, того же Twitter'а или Facebook'а, непосредственно на коммуникативное действие, а также демонстрируют влияние 1Т-гигантов на сферу реальной политики, а также соединения в едином политическом действии «захвата Капитолия» двух противоположных феноменов - «новой искренности» и постправды. Приступая к модернизации методологической базы для выявления значения светских и религиозных нормативно-ценностных установок как основного источника индивидуального и социального отождествления (идентификации) при формировании современной политической идентичности, мы исходим из убеждения, что политическая идентичность не может быть масштабирована из одного источника и в одном варианте, ее необходимо выявлять, анализировать, наполнять смыслами, необходимыми для достижения стоящих перед нашей страною задач.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Богатуров А. Д. Десять лет парадигмы освоения // Pro et contra. 1999. T. 5, № 1. С. 195-201.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Зайцев Павел Леонидович - доктор философских наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: zaitsevpl@rambler.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Zaytsev Pavel Leonidovich - Doctor of Phylosophical Sciences, Professor, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: zaitsevpl@ rambler.ru.

ISSN 1812-3996

Оводова Светлана Николаевна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры теологии, философии и культурологии, заведующая научно-исследовательской лабораторией социальных и институциональных исследований, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55; e-mail: snovodova@mail.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Зайцев П. Л., Оводова С. Н. Светские и религиозные основы формирования общегражданской идентичности в современной России: поиски метода // Вестн. Ом. ун-та. 2021. Т. 26, № 1. С. 46-49. DOI: 10.24147/1812-3996.2021.26(1).46-49.

Вестник Омского университета 2021. Т. 26, № 1. С. 46-49

Ovodova Svetlana Nikolaevna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theology, Philosophy and World Culture, Head of the Research Laboratory for Social and Institutional Research, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: snovodova@mail.ru.

FOR CITATIONS

Zaytsev P.L., Ovodova S.N. Secular and religious basis of formation of general civil identity in modern Russia: search for a method. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2021, vol. 26, no. 1, pp. 4649. DOI: 10.24147/1812-3996.2021.26(1).46-49. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.