Научная статья на тему 'РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ (ВОИНСКИЕ ЦЕРЕМОНИАЛЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ 1917-1991)'

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ (ВОИНСКИЕ ЦЕРЕМОНИАЛЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ 1917-1991) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОИНСКИЙ ЦЕРЕМОНИАЛ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ / ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фурманов В.И.

В течение всего советского периода истории в российских сухопутных войсках и на флоте бытовало большое количество различных воинских церемониалов, многие из которых по традиции перешли в Красную (Советскую) Армию из старой русской армии и флота. Воинские церемониалы в советский период истории 1917-1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN NATIONAL TRADITION MILITARY CEREMONIALS (MILITARY CEREMONIALS IN THE SOVIET PERIOD OF HISTORY 1917-1991)

Throughout the Soviet period of history, the Russian land forces and Navy had a large number of different military ceremonials, many of which were traditionally transferred to the Red (Soviet) Army from the old Russian army and Navy. Military memorials in the Soviet period of history 1917-1991.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ (ВОИНСКИЕ ЦЕРЕМОНИАЛЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ 1917-1991)»

УДК 93/94

Фурманов В.И. преподаватель 44 кафедры ВИ (ВД) ВУ МО РФ Москва

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ (ВОИНСКИЕ ЦЕРЕМОНИАЛЫ В СОВЕТСКИЙ

ПЕРИОД ИСТОРИИ 1917-1991)

Аннотация. В течение всего советского периода истории в российских сухопутных войсках и на флоте бытовало большое количество различных воинских церемониалов, многие из которых по традиции перешли в Красную (Советскую) Армию из старой русской армии и флота. Воинские церемониалы в советский период истории 1917-1991.

Ключевые слова: воинский церемониал, отечественная история, оркестровая музыка, национальная идея.

Furmanov V.I. teacher 44 of the Department of VI (VD) VU MO RF Moscow

RUSSIAN NATIONAL TRADITION MILITARY CEREMONIALS (MILITARY CEREMONIALS IN THE SOVIET PERIOD OF HISTORY 1917-1991)

Abstract. Throughout the Soviet period of history, the Russian land forces and Navy had a large number of different military ceremonials, many of which were traditionally transferred to the Red (Soviet) Army from the old Russian army and Navy. Military memorials in the Soviet period of history 1917-1991.

Keywords: military ceremonial, national history, orchestral music, national idea.

В течение всего советского периода истории в российских сухопутных войсках и на флоте бытовало большое количество различных воинских церемониалов, многие из которых по традиции перешли в Красную (Советскую) Армию из старой русской армии и флота. Однако переход некоторых воинских церемониалов из старой армии в новую был отмечен определенными изменениями, происходившими как в их форме, так и в содержании. Если, например, в дореволюционное время многие воинские церемониалы использовались для поддержания в армии верноподданнических чувств, то в советские времена, частично сохранив

лишь внешнюю форму воинских церемониалов старой армии, они «приобрели новую политическую направленность, состоящую в том, чтобы способствовать привитию советским воинам чувства любви и безграничной преданности Коммунистической партии и социалистической Родине, чувства ответственности за выполнение своего воинского долга»119.

В советский период истории окончательно сложилась система российских воинских церемониалов. Эта система включает в себя как простые, так и сложные воинские церемониалы. Существует определенное количество простых воинских церемониалов, которые входят составной частью в другие воинские церемониалы, как правило, более крупные.

Сложные воинские церемониалы значительно удобнее исследовать, предварительно разделив их содержание на составляющие компоненты. Основные из них — встреча начальника, вынос-относ знамени, прохождение торжественным маршем. Все перечисленные компоненты представляют основу воинских церемониалов и определяют их своеобразие.

Воинский церемониал «Встреча начальника» применяется в качестве составной части во многих других более сложных воинских церемониалах, как, например, «Строевой смотр полка», «Развод караулов», «Почетный караул», «Военный парад» и некоторые другие. Каждый раз, когда речь заходит о встрече начальника, имеется в виду построение в определенном месте и установленном порядке какого-либо количества военнослужащих (войск). Во время развода караулов, например, выстраиваются весь личный состав караулов и военный оркестр или сигналист-барабанщик, на строевом смотре полка — весь личный состав полка и военный оркестр в том числе. На военном параде выстраивается весь гарнизон и сводный военный оркестр гарнизона и т.д.

При встрече начальника обязательно должен быть встречающий, т.е. тот военнослужащий, который встречает другого военнослужащего — начальника. Этот встречающий, как правило, располагается перед серединой построенных военнослужащих (войск), он должен подать определенные команды и доложить встречаемому начальнику. В докладе, как правило, называется полное наименование полка (подразделения, воинской части и т.д.) с перечислением присвоенных ему почетных наименований и орденов. При встрече начальника военный оркестр исполняет «Встречный марш». Встречный марш — музыкальное произведение, специально предназначенное для исполнения духовым оркестром в строю при встрече начальника. Встречный марш отличается от строевого марша прежде всего темпом исполнения — примерно 110 шагов в минуту, тогда как темп строевого марша — 120 шагов в минуту. Если вместо военного оркестра во встрече начальника участвует сигналист-барабанщик, он исполняет (бьет на барабане) специальное музыкальное

119Хаханян Х.М. Служебная деятельность военных оркестров / В кн. «Советская военная музыка». - М., 1977. - С. 50.

произведение для барабана — «Походный марш». Как только начальник остановится перед серединой строя, военный оркестр прекращает игру (сигналист-барабанщик прекращает бой).

Воинский церемониал (или часть церемониала) «Вынос и относ Боевого Знамени», также, как и воинский церемониал «Встреча начальника», применяется во многих более сложных воинских церемониалах, как, например, «Строевой смотр полка», «Почетный караул», «Военный парад» и некоторые другие. Обычно к Боевому Знамени назначаются знаменщик и два ассистента. Кроме того, для сопровождения Боевого Знамени при выносе его к полку и относе к месту хранения назначается знаменный взвод и сигналист-барабанщик. При встрече Боевого Знамени командиры подразделений от взвода и выше прикладывают руку к головному убору, все поворачивают голову в сторону Боевого Знамени и провожают его взглядом, поворачивая вслед за ним голову; оркестр исполняет встречный марш. Если в войсковой части оркестра нет, сигналисты-барабанщики, предварительно построенные на месте оркестра, бьют «Под Знамя».

Воинский церемониал (или часть церемониала) «Прохождение торжественным маршем», также, как и воинские церемониалы «Встреча начальника» или «Вынос и относ Боевого Знамени», часто встречается во многих более крупных воинских церемониалах. Прохождение торжественным маршем применяется в воинском церемониале «Строевой смотр полка», «Почетный караул», «Военный парад» и других. Перед началом прохождения торжественным маршем подразделения (части) перестраиваются специально для торжественного прохождения. Роты, например, перестраиваются в линию взводных колонн, имея линейных, назначенных для обозначения линии прохождения роты, и т.д. Линейные — военнослужащие, выделяемые на время парада или строевого смотра для обозначения мест построения воинских частей, а также линии прохождения войск торжественным маршем и дистанций между подразделениями.

По команде «Марш» головное подразделение начинает движение строевым шагом. Остальные подразделения доходят до места, где стояло головное подразделение, по команде своих командиров поворачиваются налево (заходят плечом), выравниваются, набирают установленные дистанции и по команде «Прямо» следуют за впереди идущим подразделением. Правофланговые в подразделениях следуют вдоль линии, обозначенной линейными, в одном шаге от них. Когда подразделения, участвующие в торжественном марше, приблизятся к принимающему парад на расстояние одного-двух линейных, командиры подразделений прикладывают руку к головному убору и поворачивают голову в сторону принимающего парад. Все находящиеся в строю, кроме правофланговых, одновременно поворачивают голову в ту же сторону. Когда последняя шеренга проходящего подразделения минует принимающего парад,

командиры опускают руку от головного убора и поворачивают голову прямо. Все находящиеся в строю одновременно поворачивают голову прямо. Знаменщики и ассистенты при прохождении торжественным маршем голову в сторону принимающего парад не поворачивают.

Итак, рассмотрев отдельные элементы воинских церемониалов, такие как встреча начальника, вынос и относ знамени, прохождение торжественным маршем, теперь целесообразно перейти к рассмотрению более сложных воинских церемониалов, в состав которых входят эти элементы.

В российской армии существует большое количество воинских церемониалов, которые применяются только в учебно-боевой деятельности войск. Наряду с такими воинскими церемониалами, имеется также много воинских церемониалов, связанных с праздничными, торжественными мероприятиями в жизни армии и флота.

К воинским церемониалам, применение которых обусловлено учебно -боевой деятельностью войск (учебно-боевой деятельностью на флоте), можно отнести: «Вечернюю поверку», «Встречу должностных лиц, прибывающих на корабль», «Отдание воинской чести», «Отдание чести при встречах кораблей», «Развод караулов», «Развод суточного наряда», «Строевой смотр» и ряд других.

Кстати, «Отдание воинской чести» — один из старинных воинских ритуалов, сохранившихся и поныне. В царской армии военнослужащие к головному убору прикладывали два пальца, в Советской и Российской — ладонь. Возникла эта традиция еще в XIII веке у рыцарей. Когда при встрече в «чистом поле» они не имели намерения вступать в бой, то поднимали забрала своих металлических шлемов. И хотя позднее металлические шлемы заменили каски, треуголки, папахи, буденовки, пилотки, фуражки и т.п., обычай подносить руку к голове (к головному убору) в знак дружелюбия сохранился.

К воинским церемониалам, связанным с праздничными, торжественными мероприятиями в жизни армии и флота, можно отнести следующие воинские церемониалы: «Приведение к военной присяге», «Годовой праздник воинской части (корабля)», «Вручение Боевого Знамени воинской части», «Вручение орденов воинским частям», «Вручение наград военнослужащим», «Вручение личному составу вооружения и военной техники», «Распределение прибывшего пополнения по подразделениям», «Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку», «Торжественная заря» и ряд других.

Каждый из перечисленных выше воинских церемониалов учебно-боевой деятельности войск может иметь несколько разновидностей, как, например, воинский церемониал «Отдание воинской чести», который может производиться как индивидуально, так и в строю или торжественным маршем. Также многие достаточно сложные воинские церемониалы учебно-

боевой деятельности войск могут включать в себя несколько отдельных более простых элементов, как, например, «Строевой смотр», который включает в себя встречу начальника, вынос и относ знамени, опрос военнослужащих и торжественный марш.

За длительную историю существования воинских церемониалов учебно-боевой деятельности войск все они основательно разработаны на практике и подробно описаны в соответствующих уставах и наставлениях. Каждый конкретный вид воинских церемониалов имеет свои особенности, поэтому в дальнейшем изложении материала диссертации речь ведется только об отдельных отличительных чертах тех или иных воинских церемониалов учебно-боевой деятельности войск, а общие для всех видов воинских церемониалов детали просто опускаются.

В связи с тем, что воинских церемониалов существует очень много, рассматривать их все и во всех подробностях не представляется возможным. Однако на некоторых достаточно сложных воинских церемониалах необходимо все же остановиться и рассмотреть их более подробно. Начнем такое рассмотрение, пожалуй, с воинского церемониала «Строевой смотр».

Среди всех воинских церемониалов учебно-боевой деятельности войск особенно важное место занимает именно «Строевой смотр». Обычно строевой смотр проводится в роте, батальоне или полку в целях определения степени одиночной строевой выучки и строевого слаживания подразделений. На строевом смотре также проверяются внешний вид военнослужащих, наличие и состояние снаряжения, вооружения и военной техники. При инспектировании на строевом смотре, кроме того, проводится опрос военнослужащих. Опрос военнослужащих может также проводиться при проведении проверок. Каждый строевой смотр заканчивается прохождением подразделений (части) торжественным маршем, а после относа Боевого Знамени — исполнением строевой песни подразделениями.

Помимо воинского церемониала «Строевой смотр», большое распространение в армейских условиях имеет «Развод караулов». Несение караульной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации является выполнением боевой задачи. На развод выводится весь личный состав караулов и оркестр. Развод караулов обычно не должен продолжаться более 40 минут. В гарнизонах и воинских частях, где нет оркестров, а также при температуре воздуха - 15°С и ниже на развод караулов выводятся один-два сигналиста-барабанщика или используются технические средства воспроизведения музыки. После окончания проверки караулов по команде дежурного по караулам оркестр исполняет «Сбор». По окончании игры «Сбор» дежурный по караулам напоминает каждому начальнику караула об особенностях его службы и вручает записку с паролями. Пароль (французское parole) — секретное слово, которое удостоверяет, что караул, прибывший для смены, действительно назначен для этой цели; в Вооруженных Силах России устанавливается на каждый день для

гарнизонных и внутренних караулов. Затем оркестр исполняет «Развод». После чего караулы строевым шагом проходят мимо дежурного по караулам и следуют к своим караульным помещениям. Игра оркестра прекращается по команде (сигналу) дежурного по караулам.

Теперь перейдем к рассмотрению отдельных воинских церемониалов, связанных с праздничными, торжественными мероприятиями в жизни армии и флота. В первую очередь обратим внимание на очень важный для каждого военнослужащего воинский церемониал «Приведение к военной присяге».

В настоящее время для проведения воинского церемониала «Приведение к Военной присяге» воинская часть при Боевом Знамени и Государственном флаге Российской Федерации и с оркестром выстраивается в пешем строю в парадной форме одежды с оружием. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге, находятся в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им значение Военной присяги и той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приведенных к Военной присяге на верность своему Отечеству. По окончании церемонии приведения к Военной присяге списки с личными подписями военнослужащих, приведенных к Военной присяге, вручаются командирами подразделений командиру воинской части. Командир воинской части поздравляет солдат, матросов, курсантов с приведением к Военной присяге, а всю часть — с новым пополнением, после чего оркестр исполняет Государственный гимн. После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем.

Еще один очень важный воинский церемониал для военнослужащих конкретной воинской части или военного корабля — «Годовой праздник воинской части (корабля)». Этот воинской церемониал проводится в целях воспитания военнослужащих в духе преданности Отечеству, верности воинскому долгу, боевым традициям и укрепления войскового товарищества. Дата его проведения устанавливается главнокомандующим видом Вооруженных Сил (начальником рода войск) в ознаменование одного из памятных дней в истории воинской части (корабля): дня формирования, дня подъема Военно-морского флага при вступлении корабля в строй, дня награждения орденом, дня присвоения почетного наименования или наименования «гвардейская», дня знаменательной победы, одержанной в бою с врагами Отечества, первого дня заступления на боевое дежурство и др. Этот воинский церемониал — «Годовой праздник воинской части (корабля)» — имеет давнюю традицию, его корни следует искать еще в старой русской армии.

Еще один торжественный воинский церемониал, широко применявшийся в русской армии в прошлом, — «Вручение Боевого Знамени воинской части». В настоящее время этот торжественный воинский

церемониал включает в себя оглашение Грамоты Президента Российской Федерации, вручение Боевого Знамени командиру воинской части, исполнение Государственного гимна военным оркестром. После поздравления воинской части с вручением Боевого Знамени и ответного слова командира части, церемониал завершается торжественным маршем.

В Федеральной пограничной службе России в последние годы проводится самобытный воинский церемониал «Вручение личного штандарта», который по своей основной направленности и содержанию очень близок воинскому церемониалу «Вручение Боевого Знамени воинской части». Так, например, 9 августа 2001 года в Челябинске состоялось вручение личного штандарта начальника Юго-Восточного регионального управления Федеральной пограничной службы России. Торжественную церемонию вручения личного штандарта проводил директор Федеральной пограничной службы России генерал-полковник Константин Тоцкий.

Существует также специфический воинский церемониал — «Вручение личному составу вооружения и военной техники». Закрепление за военнослужащими вооружения и военной техники осуществляется после приведения их к Военной присяге. В назначенное время воинская часть выстраивается в пешем строю с оружием при Боевом Знамени и с оркестром. Стрелковое оружие, подлежащее вручению, выносится к месту построения и раскладывается на столах в 10 м от строя. Другое вооружение и военная техника вручаются на местах их хранения. Командир воинской части в краткой речи напоминает военнослужащим требования воинских уставов о мастерском владении вверенными вооружением и военной техникой, постоянном поддержании их в готовности к применению для защиты Отечества. Затем объявляется приказ о закреплении вооружения и военной техники. Церемониал вручения вооружения и военной техники заканчивается прохождением воинской части торжественным маршем.

Еще один достаточно необычный воинский церемониал «Распределение прибывшего пополнения по подразделениям». В назначенное время воинская часть с оркестром выстраивается в пешем строю. Командир воинской части в краткой речи рассказывает о боевом пути части, ее героях и наградах, об успехах в боевой подготовке подразделений и о той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих. Затем предоставляет слово одному-двум военнослужащим, заканчивающим военную службу по призыву, и одному-двум вновь прибывшим военнослужащим. Начальник штаба воинской части объявляет приказ о зачислении прибывшего пополнения в штат подразделений. Командир воинской части поздравляет личный состав с новым пополнением, после чего оркестр исполняет Государственный гимн. Церемониал распределения прибывшего пополнения по подразделениям

также заканчивается прохождением воинской части торжественным маршем.

Своеобразный воинский церемониал «Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку» также проходит в торжественной обстановке, на него могут приглашаться ветераны воинской части, военнослужащие других воинских частей (подразделений), представители общественности и члены семей военнослужащих. Командир (начальник), организующий проводы, объявляет приказ об увольнении в запас или отставку командира воинской части, произносит краткую речь, в которой отмечает его заслуги, а также объявляет о поощрениях и вручает грамоту, если он награжден ею в связи с увольнением. Затем уволенному командиру воинской части по его просьбе предоставляется ответное слово. После выступлений уволенный в запас или отставку командир прощается с Боевым Знаменем воинской части. Проводы завершаются прохождением воинской части торжественным маршем.

Весьма важное место среди воинских церемониалов, связанных с праздничными, торжественными мероприятиями в жизни армии и флота, занимает почетный караул. Почетный караул назначается в ряде случаев: для отдания воинских почестей при встрече и проводах представителей иностранных государств, для отдания воинских почестей при открытии государственных памятников, для отдания воинских почестей при возложении венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества, для отдания воинских почестей при погребении, к Боевому Знамени (Военно-Морскому Флагу), выносимому на торжественные заседания, и в некоторых других случаях. В состав почетного караула назначаются подразделения от взвода до роты (или соответствующее подразделение) в пешем строю и оркестр.

Почетные караулы для отдания воинских почестей при погребении занимают особое место и в настоящее время. Почетный караул, назначенный на погребение, в отдельных случаях может быть преобразован в почетный эскорт. Для перевозки гроба с телом покойного выделяется автомобиль или лафет орудия. Для несения орденов и медалей назначается по одному человеку на каждую подушечку с орденом или с медалями, причем при погребении офицеров для этого назначаются офицеры, а при погребении прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) и солдат (матросов) — прапорщики (мичманы), сержанты (старшины) или солдаты (матросы). На крышке гроба прикрепляется головной убор, а для военнослужащих Военно-Морского Флота (кроме военнослужащих срочной службы) и кортик умершего. При опускании гроба в могилу по команде начальника эскорта «Смирно» оркестр начинает исполнение траурного марша. Подразделение из состава эскорта производит салют тремя ружейными или артиллерийскими залпами. По окончании салюта оркестр исполняет Государственный гимн Российской Федерации. После

погребения, войска, если позволяет место, проходят строем мимо могилы. Оркестр исполняет строевой марш.

Итак, мы рассмотрели такие воинские церемониалы, связанные с праздничными, торжественными мероприятиями в жизни армии и флота, как «Приведение к военной присяге», «Годовой праздник воинской части (корабля)», «Вручение Боевого Знамени воинской части», «Вручение личному составу вооружения и военной техники», «Распределение прибывшего пополнения по подразделениям», «Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку» и др. Особое внимание было обращено на некоторые разновидности воинского церемониала «Почетный караул».

Теперь настало время обратиться к самому сложному и торжественному воинскому церемониалу — «Военному параду».

О военных парадах в прошедшие века речь шла уже в предыдущих статьях цикла «Русская национальная традиция воинских церемониалов». Теперь же остановимся на военных парадах в XX веке.

Парады известны самые разнообразные: спортивные, молодежные, во время представлений в цирке и так далее. Для нас же представляют интерес, прежде всего, военные парады, которые заключают в себе очень важную символическую значимость. При этом непосредственное участие в военных парадах принимают, как правило, только военнослужащие, но их воздействие всегда испытывают все присутствующие граждане. Обычно парады войск гарнизона проводятся по особому указанию в ознаменование важных событий государственного и военного значения.

Ранее мы уже говорили о случаях, когда проведенные где-либо парады войск оставались в памяти людей, приобретали значение исторических событий, знаменательных дат. В этой связи упоминался один из самых больших и торжественных военных парадов, состоявшийся в октябре 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Таким же парадом войск, оставшимся в памяти людей, приобретшим значение исторического события, знаменательной даты уже в XX веке был, например, парад 7 ноября 1941 года, состоявшийся на Красной площади в Москве в ознаменование 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Парад проходил в условиях, когда немецко-фашистские войска находились в 70-100 км от столицы. В параде участвовали войска Московского военного округа и Московской зоны обороны, военные училища и др. Часть войск с парада направлялась прямо на фронт. Парад оказал огромное влияние на морально-политическое состояние советского народа и его Вооруженных Сил.

Еще один пример такого рода — парад Победы. Этот парад войск также состоялся в Москве на Красной площади 24 июня 1945 года в ознаменование победы над фашистской Германией в Великой отечественной войне. В параде участвовали сводные полки фронтов,

наркоматов обороны и ВМФ, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона.

Среди всех воинских церемониалов только парады войск имеют свою отличительную особенность. Эта особенность состоит в том, что военные оркестры всех частей гарнизона объединяются в один сводный состав. В больших гарнизонах масштабы такого сводного оркестра иногда достигают нескольких сотен исполнителей. Все оркестры воинских частей под командой военного дирижера гарнизона выстраиваются в сводный оркестр напротив принимающего парад и несколько ближе к исходному положению войск; фанфаристы (строятся) — впереди сводного оркестра. Назначенные барабанщики с малыми барабанами становятся в одну или несколько шеренг за головным подразделением. В Москве и некоторых других крупных гарнизонах в качестве барабанщиков выступают суворовцы — воспитанники военно-музыкальных школ.

До начала самого военного парада происходит два важных события: встреча войсками командующего парадом и встреча войсками принимающего парад. При встрече командующего парадом сводный военный оркестр не играет. Встречу принимающего парад проводит уже сам командующий парадом. Сводный военный оркестр исполняет встречный марш. Принимающий парад, приняв доклад, объезжает войска, здоровается с ними и поздравляет их. Сводный военный оркестр исполняет встречный марш, прекращая игру на время остановок принимающего парад для приветствия и поздравления. На приветствия и поздравления войска отвечают согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, при этом «ура» произносится протяжно, перекатами. При возвращении принимающего парад после объезда войск к месту приема парада войска возобновляют «ура» (все так же протяжно, перекатами). Сводный военный оркестр исполняет «Славься».

Когда принимающий парад после объезда войск возвратился к месту приема парада, события дальше развиваются следующим образом:

По указанию принимающего парад командующий парадом подает команду «Вольно». Командиры воинских частей повторяют (дублируют) команду «Вольно», адресуя ее уже непосредственно к своим частям. Фанфаристы (корнетисты и трубачи) сводного оркестра исполняют сигнал «Слушайте все». После исполнения сигнала «Слушайте все» принимающий парад произносит речь (зачитывает приказ). По окончании речи (зачитывания приказа) войска произносят троекратное «ура», сводный оркестр исполняет Государственный гимн, одновременно производится артиллерийский салют (фейерверк), если он предусмотрен; все командиры от командира взвода и выше прикладывают руку к головному убору, а войска без команды принимают строевую стойку. После исполнения Государственного гимна фанфаристы (корнетисты и трубачи) исполняют сигнал «Отбой», все командиры от командира взвода и выше опускают руку

от головного убора, войска принимают положение «вольно». Войска проходят торжественным маршем в строях и в последовательности, указанных в приказе начальника гарнизона. Во время исполнения маршей военный дирижер гарнизона стоит лицом к сводному оркестру и, управляя его игрой, непрестанно наблюдает за проходящими войсками, своевременно предупреждая музыкантов о смене маршей исполняемого монтажа. Монтажем маршей принято называть несколько строевых маршей, соединенных между собой с целью последовательного и непрерывного исполнения.

В больших гарнизонах после прохождения торжественным маршем войск, идущих в пешем строю, сводный оркестр отводится назад, чтобы освободить место для прохождения боевой техники. Когда последняя воинская часть минует принимающего парад, сводный оркестр прекращает игру, поворачивается направо и следует на исходное положение, откуда проходит торжественным маршем, играя на ходу. В Москве и других крупных гарнизонах во время следования сводного оркестра на исходное положение для торжественного прохождения специально назначенный оркестр исполняет марш.

Как уже отмечалось ранее, в советский период истории нашей страны окончательно сложилась система российских воинских церемониалов. В 1917-1990 гг. продолжился процесс совершенствования музыкальных произведений для воинских церемониалов, начатый в ХУШ-Х1Х столетиях. Наряду с этим, появилось также много совершенно новых произведений, особенно в жанре марша. Были созданы новые марши (строевые, походные, встречные, траурные), а также новые специальные произведения для различных воинских церемониалов, как, например, «Развод караулов», «Красная заря» и др.

Можно констатировать, что в 1917-1990 гг. был создан обширный репертуар военно-оркестровой музыки. Этот репертуар, предназначенный для музыкального обеспечения различных воинских церемониалов, включал в себя, прежде всего, ряд так называемых «идеологически заряженных» произведений. В начале века, например, в воинских церемониалах царской армии широко применялся национальный гимн России «Боже, Царя храни!» А.Ф. Львова. После 1917 года в качестве государственного гимна в нашей стране использовался «Интернационал» П. Дегейтера, а с 1944 года — «Гимн СССР» А.В. Александрова. Уже в конце века (1991-2000 гг.) государственным гимном России считалась «Патриотическая песня» М.И. Глинки, хотя она и не была утверждена официально в этом качестве. И только с началом нового века и нового тысячелетия Россия обрела, наконец, свой новый официальный гимн, музыка которого представляет собой... музыку старого гимна СССР А.В. Александрова. Нет необходимости лишний раз подчеркивать, что перечисленные музыкальные произведения накладывали яркий

идеологический подтекст на содержание всех воинских церемониалов, в которых они звучали раньше, или продолжают звучать в настоящее время.

Помимо государственного гимна в российских воинских церемониалах всегда использовалось много других сочинений с ярко выраженным идеологическим оттенком. Таковы, например, «Да здравствует наша держава» Б.А. Александрова и «Песня о Советской Армии» А.В. Александрова — непременные атрибуты военных парадов советского периода нашей истории. Еще можно назвать здесь произведения

A.В. Александрова («Священная война»), Б.А. Александрова («Кантата о партии»), М.И. Глинки («Славься»), И.О. Дунаевского («Песня о Родине» и «Марш энтузиастов»), А.Г. Новикова («Марш коммунистических бригад» и «Гимн демократической молодежи мира»), А.И. Островского («Красная гвоздика»), А.Н. Пахмутовой («И вновь продолжается бой» и «Малая земля»), B.C. Рунова («Великой партии слава!»), С.С. Туликова («Ленин всегда с тобой» и «Родина любимая моя») и др.

Как уже говорилось ранее, в XVIII-XIX столетиях возник ряд специальных музыкальных произведений для воинских церемониалов, как, например, «Развод караулов», «Торжественная заря» и др. Эти произведения постепенно совершенствовались, а в некоторых случаях — создавались новые. Так, уже в XX веке появились новые сочинения: «Развод караулов» А.П. Котенко, «Развод караулов» В.Н. Павлова, «Красная заря» С.А. Чернецкого.

Были также созданы новые музыкальные произведения, специально предназначенные для торжественных церемоний, связанных с возложением венков, награждением победителей спортивных соревнований, вручением государственных наград и т.д. Среди авторов подобных произведений — П.И. Апостолов («Траурная музыка»), Г.М. Калинкович («Музыка для возложения венков»), Б.Т. Кожевников («Торжественная прелюдия» и «Торжественное шествие»), Е.П. Макаров (Поэма «Памяти героев»),

B.C. Рунов («Похоронный марш»), В.М. Халилов («Адажио: Музыка для возложения венков»), В.А. Шепелев («Награждение победителей» и «Приветственная праздничная прелюдия») и др.

В общем ряду специально созданных произведений военно-церемониальной музыки, необходимо особо отметить несколько небольших сочинений, предназначенных для исполнения во время военных парадов и других торжественных воинских церемониалов. Сочинения эти, несмотря на всю свою краткость, имеют очень яркий, красочно-лапидарный, фанфарный характер. Таковы, например, «Парадная фанфара» А. Головина, «Парадная фанфара» Н.А. Самохвалова, «Армейская фанфара» и «Фестиваль» В.М. Халилова, «Фанфара» В.А. Шепелева, «Олимпийские фанфары» Д.Д. Шостаковича, «Московская парадная фанфара» и ряд других.

Итак, мы убедились, что в советский период истории нашей страны действительно создавалось много новых специальных произведений для музыкального обеспечения воинских церемониалов. Однако ни в какое сравнение с этим не идет количество новых сочинений, увидевших свет в течение этого времени в области наиболее массового жанра — марша. Именно марш (со всеми его разновидностями — строевым, парадным, походным, скорым, встречным, траурным и др.) является произведением, которое используется практически в любом российском воинском церемониале. Вот, например, как оценивает значение марша в воинских церемониалах Г.А. Ашев:

«Особое место в большинстве воинских ритуалов принадлежит музыкальным произведениям в форме маршей. Маршевая музыка призвана поднимать настроение воинов, идущих в строю. В ней особенно акцентируется сильная доля такта, большое значение имеет упругая ритмика. Каждый строевой и походный марш должен удовлетворять требованиям правила «левой ноги».

При выносе знамен, при встрече высших начальников исполняются встречные марши, способные в кратчайшее время и на короткий момент создать торжественную обстановку, успеть показать весь блеск ритуала»120.

В числе авторов маршей советского периода истории нашей страны имеются свои рекордсмены по количеству созданных произведений этого жанра. Так, например, С.А. Чернецкий сочинил свыше 70 различных маршей, а Н.П. Иванов-Радкевич — около 30. Очень плодотворными авторами в области маршевой музыки, каждый из которых имеет на своем счету около десятка произведений, были также В.К. Волков, Б.А. Диев, Б.Т. Кожевников, Д.И. Перцев, И.В. Петров, B.C. Рунов и некоторые другие. Авторов же, которые запомнились одним-двумя хорошими маршами, очень много.

Среди создателей самого распространенного вида марша, наиболее часто используемого в российских воинских церемониалах, — строевого (парадного или церемониального) марша — С.А. Чернецкий («Ленинский призыв», «Марш гвардейцев-минометчиков», «Марш танкистов», «Парад», «Салют Москвы» и др.), Н.П. Иванов-Радкевич («Капитан Гастелло», «Народные мстители», «Победный марш», «Родная Москва»121 и др.), В.К. Волков («Альбатрос», «Бородино», «Девятое мая» и др.), Б.А. Диев («На страже мира», «Победителям слава», «Солдатская дружба» и др.), Б.Т. Кожевников («Марш для торжественного прохождения», «Наша Москва», «Под боевым знаменем» и др.), Д.И. Перцев («Ленинград», «На

120 Ашев Г.А. Эстетическая сущность воинских ритуалов: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1971. - С. 197.

121 Н.П. Иванов-Радкевич — единственный из советских композиторов, удостоенный Государственной премии за марши для духового оркестра; в 1943 году ему была присуждена Государственная премия II степени за марши «Капитан Гастелло», «Народные мстители», «Победный марш», «Родная Москва», написанные композитором в 1941 году.

страже Родины», «Строевой марш» и др.), И.В. Петров («Боевые годы», «Родной край», «Солдатская доблесть» и др.), B.C. Рунов («В защиту Родины», «Ленинград», «Столичный марш» и др.).

Существенный вклад в общий репертуар российской военно-церемониальной музыки внесли также композиторы, каждый из которых сочинил хотя бы один или два серьезных строевых или походных марша. Среди таких авторов — В.И. Агапкин («Прощание славянки»), В.М. Блажевич («Сталинский маршрут»), P.M. Глиэр («Марш Красной Армии»), М.М. Ипполитов-Иванов («Юбилейный марш», широко известный под названием «Ворошиловский марш»), Г.М. Калинкович («Весна победы»), В.И. Мурадели («Фанфарный марш»), Г.И. Сальников («Василий Теркин»), В.И. Фурманов («Всегда в строю»), А.И. Хачатурян («Героям Отечественной войны»), Н.К. Чемберджи («Слава гвардейцам»), Д.Д. Шостакович («Торжественный марш»)122 и др.

В российских воинских церемониалах помимо строевых достаточно часто используются встречные марши. Встречный марш исполняется в темпе 110 шагов в минуту. В числе авторов встречных маршей — Е.С. Аксенов («Встречный марш»), Ю.Н. Грибоедов (Встречный марш «Победа»), Л.Ф. Дунаев (Встречный марш «Славься»), Н.П. Иванов-Радкевич («Гвардейский встречный марш»), Д.И. Перцев («Встречный марш»), С.А. Суровцев («Встречный марш»), С.Н. Творун («Встречный марш железной дивизии»), С.А. Чернецкий («Встречный марш военных училищ», «Встречный марш танкистов», «Юбилейный встречный марш Красной Армии») и др.

В XX веке (как в дореволюционный период, так и особенно в советское время) в репертуаре военных оркестров для обеспечения воинских церемониалов имелось много старинных русских маршей. Например, Встречный марш Преображенского полка, Старинный марш «Гренадер», Старинный марш 92 пехотного Печерского полка, Старинный марш Саратовского пехотного полка, Старинный русский марш «Герой», «Триумф победителей» и др.

Довольно часто для обеспечения различных воинских церемониалов маршевой музыкой используют песни, которые после специальной обработки и инструментовки приобретают качества строевых маршей и имеют название «марш-песня». Среди авторов таких произведений, помимо уже называвшихся ранее А.В. Александрова («Песня о Советской Армии») и Б.А. Александрова («Да здравствует наша держава»), — А.М. Арутюнов («Победа»), Ю.С. Милютин («Морская гвардия»), Г.В. Мовсесян («Мы — армия народа»), О.А. Сандлер («Песня суворовцев»), В.П. Соловьев-Седой («В путь», «Марш нахимовцев»), С.С. Туликов («Мы небо Родины

122 Некоторые из перечисленных произведений являются концертными маршами, как, например, сочинения В.М. Блажевича, М.М. Ипполитова-Иванова, Г.И. Сальникова, Д.Д. Шостаковича.

храним»), Д.Ф. Тухманов («День Победы»), О.Б. Фельцман («Я верю, друзья»), Ю.А. Хайт («Все выше») и др.

Несколько великолепных произведений в жанре марш-песни было создано на материале песен композиторов-песенников братьев Дмитрия, Даниила и Самуила Покрасс («Если завтра война», «Красная Армия всех сильней», «Марш Буденного», «Москва майская», «Песня артиллеристов», «Прощание», «Три танкиста» и др.).

Иногда в некоторых воинских церемониалах использовались также преобразованные в строевые марши (марш-песни) известные революционные песни и песни времен гражданской войны: «Варшавянка», «Варяг», «По долинам и по взгорьям», «Смело мы в бой пойдем», «Смело, товарищи, в ногу» и др.

Необходимо также сказать и о том, что не только марш-песни создавались с использованием известных тем. Достаточно часто авторы, используя в качестве музыкальных тем народные, революционные или современные песни, сочиняли отдельные части своих маршей, а иногда — и полномасштабные марши, в которых все разделы формы создавались на материале заимствованных тем. Приведем любопытное высказывание по поводу использования народных тем в маршах искусствоведа Ноздрунова Б.М. (Б. Рунова) из его работы, посвященной творчеству для духовых оркестров во второй половине XX века. «Способы претворения народно-песенного тематизма в маршах весьма разнообразны: наряду с включением целых народных мелодий в виде песенных «цитат» встречается и применение средств развития народных тем, и заимствование отдельных интонаций, и сочинение собственных тем в народном духе. Влияние народной песенности проявляется также в области гармонии, в подголосочно-полифоническом складе ряда маршей»123.

Чаще всего в советское время в качестве музыкальных тем для создания строевых маршей служили именно темы русских народных песен. Так, например, на темы русских народных песен были написаны марши «Родная сторона» Б.А. Диева, «Марш на русские темы» Н.П. Иванова-Радкевича, «Родная земля» Б.Т. Кожевникова, «Краснознаменному ансамблю» С.А. Чернецкого, «Солдатская слава» В.Г. Шпирко и др.

Однако не только русская народная песня использовалась для создания маршей. Есть очень много примеров, когда марши сочинялись на народные темы разных народов, населявших в советское время территорию России и СССР. Здесь можно назвать «Абхазский марш» Н.П. Иванова-Радкевича, «Якутский походный марш» М.В. Мильмана, «Марш на темы Коми АССР» Б.М. Терентьева и др.

Некоторые авторы создавали марши на темы разных народов целыми сериями. Так, например, К.А. Гарбарь сочинил марши на темы современных

123Ноздрунов Б.М. (Б. Рунов). Творчество для духовых оркестров в послевоенный период / В кн. «Советская военная музыка». - М., 1977. - С. 337-338.

белорусских, киргизских, молдавских, таджикских и эстонских песен, Г.С. Марутян — армянский и три грузинских марша, Д.Ф. Салиман-Владимиров — таджикский, туркменский, узбекский и якутский марши, С.С. Туликов — два казахских марша, С.А. Чернецкий — три украинских марша.

Иногда авторы создавали свои строевые марши с использованием народных тем только в отдельных частях произведения, например, в первой части, в соло басов или трио. Так, Н.П. Иванов-Радкевич в марше «Родная Москва», наряду с собственными темами в народном духе, в качестве второй темы использовал русскую народную песню «Ах, талан ли, мой талан». В.И. Тутунов в своей работе, посвященной творчеству для духовых оркестров в период Великой Отечественной войны, о применении этой народной песни в марше «Родная Москва» сообщает: «Композитор умело и тонко видоизменил ее жанровую природу, преобразовав лирическую песню в энергичную маршевую тему. Не менее интересны и оригинальные темы. Так, в начальной мелодии, близкой по характеру протяжной народной песне с типичной для русской песенности ладовой переменностью, органично используются свойственные маршу фактура и «крепкие» ритмические формулы концовок»124.

Также в качестве второй темы произведения использована популярная песня «Раскинулось море широко» в марше «Морской парад» Ф.Н. Акимова.

А вот другие примеры — примеры использования народных тем в трио маршей. Так, В.Я. Шебалин трио своего «Русского марша» построил на двух народных песнях — «Что пониже было города Саратова» и «Я посею ли млада-младенька». С.А. Чернецкий также в трио своего «Марша 8-й гвардейской стрелковой дивизии» использовал русскую народную песню о Степане Разине «Из-за острова на стрежень».

В.И. Тутунов, специально изучавший использование русской народной песни в произведениях для духового оркестра, отмечает любопытный композиционный прием, примененный Н.П. Ивановым-Радкевичем в марше «Варяг». «В этом сочинении темой трио служит популярная песня времен русско-японской войны, свидетельствующая о геройском подвиге экипажа русского крейсера. Приближаясь к жанру строевой песни, мелодия легко и естественно «укладывается» в рамки марша. Гармонизована она очень просто»125.

В.И. Тутунов подчеркивает далее, что композиционно-конструктивная идея марша Н.П. Иванова-Радкевича заключается в интонационной «подготовке» появления песни «Варяг» в трио

124 См.: Тутунов В.И. Творчество для духовых оркестров в период Великой Отечественной войны / В кн. «Советская военная музыка». - М., 1977. - С. 309.

125Тутунов В.И. Русская народная песня в произведениях советских композиторов для духового оркестра // В помощь военному дирижеру. - М., 1978. - Вып. 17. - С. 134.

произведения. Реализуя эту идею, автор уже вступление к маршу (как, впрочем, и вступление к трио) строит на начальной интонации песни. Темы первой и второй частей марша построены также на вычлененном из песни «Варяг» интонационном материале.

В марше «Варяг» заметно стремление автора к сохранению маршевых традиций, использованию выразительных средств старинного марша. И это стремление дало свои результаты — темы первых двух частей формы, их четкость и определенность, гармонические и композиционные средства, использованные автором — все это наделило марш, который очень напоминает дореволюционные марши («Герой», «Триумф победителей»), высокими строевыми качествами, он очень прост и доступен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо маршей с использованием народных тем, много произведений было создано на темы современных популярных песен. Интересен, например, марш К.А. Гарбаря «Боевая слава советских моряков», в котором использованы темы песен Ю.С. Милютина «Морская гвардия» и В.И. Мурадели «Легендарный Севастополь». Метод цитирования популярных песенных мелодий при создании строевых маршей использовали и другие авторы, например, В.К. Волков («Часовые неба»), Ю.М. Чичков («Героям великих побед») и др.

Иногда авторы шли еще дальше и в качестве тем для своих маршей использовали темы классических произведений, как, например, B.C. Рунов (Марш «Шахерезада» с темой Н.А. Римского-Корсакова) или С.А. Чернецкий (Парадный марш «Слава Родине» с темой «Славься» М.И. Глинки).

В ряде случаев авторы маршей использовали заимствованные мелодии не как основные темы марша, а только в качестве материала для создания контрапунктов126. Например, в качестве контрапункта к первой теме «Марша гвардейцев-минометчиков» С.А. Чернецкого использована популярнейшая песня М.И. Блантера «Катюша».

Некоторые авторы маршей проводят и другие эксперименты с заимствованными темами, иногда «заимствуя» темы даже у самих себя. Так, Б.А. Диев, например, использовал в качестве контрапункта к теме трио своего марша «Однополчане» основную мелодию первой части этого же произведения.

Иногда народные темы вообще не заимствовались, но мелодии маршей сочинялись в духе народных тем. Здесь можно привести в пример марш Н.П. Иванова-Радкевича «Народные мстители». В.И. Тутунов, говоря об этом героико-драматическом марше в называвшейся уже работе, замечает: «В этом произведении широкая напевная мелодия, органически

126 Контрапункт (немецкое Kontrapunkt, от латинского punctum contra punctum, буквально — точка против точки) — достаточно самостоятельная побочная мелодическая линия, контрапунктирующая ведущей мелодии (сопровождающая главный голос).

связанная с русской народной песенностью, обретает маршевую четкость. Маршу присущ суровый, мужественный колорит.

Композитор добивается этого разнообразными средствами: и выбором тональности (си бемоль минор), и применением унисонных звучаний, и жесткими гармониями, и обращением во второй теме к миксолидийскому ладу и натуральному минору. Вместо традиционного соло баритона, мелодия в трио поручается басам, что еще более усиливает

" " 127

сумрачный, непреклонно-решительный характер музыки»127.

Связь с русским музыкальным фольклором (без прямого цитирования народных тем) четко прослеживается в ряде произведений маршевой музыки. Так, например, ясно ощущается народный дух мелодий в сочинениях Б.А. Диева («Однополчане»), С.П. Дунаева («Народный праздник»), А.Г. Новикова («Русский марш»), В.А. Шепелева («Русский марш») и др.

Итак, имеется ряд произведений маршевой музыки, в которых нет подлинных народных мелодий, но все авторские темы в них глубоко проникнуты русской песенностью. Необходимо заметить, что такая же особенность встречается и в произведениях авторов, сочиняющих свои марши в духе национальных мелодий разных других народов (помимо русского), проживающих на территории нынешней России и бывшего СССР.

Так, например, в советское время были созданы марши с ярко выраженной национальной характерностью, отличными строевыми качествами, в которых народные мелодии прямо не цитировались, но в то же время создавались темы национальные по духу, темы, в которых претворялись народно-национальные традиции. К числу таких произведений можно отнести «Грузинский марш» Ш.И. Азмайпарашвили, «Азербайджанский походный марш» С.ЭГАлескерова, «Туркменский марш» В. Ахмедова, «Привет Черкессии» М.Д. Балова, «Советская Татария» Х.В. Валиулина, «Победный марш» А.Д. Мачавариани, «Карельский марш» Р.С. Пергамента, «Парадный марш» эстонского композитора Г.В. Подельского, «Армянский марш» А.М. Сатяна, марш «Всегда вперед» Ш.М. Тактакишвили, «Башкирский марш» Ф. Талеева. Также можно отметить связь с песенным творчеством народов среднеазиатских республик в «Узбекском марше» Л.И. Мальтера, в «Киргизском марше» («Панфиловцы») М.В. Мильмана, в марше «Узбекистан» ЛА. Шварца, в «Туркменском марше» М.О. Штейнберга и др.

Марш-парады военных оркестров, являющиеся составной частью праздников военно-патриотической музыки, стали проводиться в различных городах нашей страны в 60-е годы XX столетия. «В середине шестидесятых годов в Московском гарнизоне родилась замечательная

127Тутунов В.И. Творчество для духовых оркестров в период Великой Отечественной войны / В кн. «Советская военная музыка». - М., 1977. - С. 300-301.

традиция: ежегодно, в дни открытия летнего сезона Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького, стали организовываться праздники военно-патриотической музыки. (...) Программа этих праздников обычно состоит из торжественной части (марш-парада военных оркестров), проведения воинских ритуалов и концертных выступлений. Перед многотысячной аудиторией показываются как бы все стороны служебно-творческой деятельности военных оркестров»128.

Подобные праздники военно-патриотической музыки и марш-парады военных оркестров, как составная часть таких праздников, стали проводиться в дальнейшем не только в Москве, но и во многих других больших и малых городах нашей страны. В Киеве, например, с середины шестидесятых ежегодно проводился праздник военно-патриотической музыки, который всегда был приурочен к Дню призывника. Активное участие в этом празднике принимали и военные оркестры. В Риге сводный военный оркестр ежегодно принимал активное участие в республиканском празднике песни и танца Латвии. Можно перечислять еще много: Минск, Новосибирск, Хабаровск, Львов, Тбилиси, Ростов на Дону, Волгоград, Ташкент и т.д. В каждом из этих городов в разные годы были свои особенности в проведении праздников военно-патриотической музыки и марш-парадов военных оркестров.

Во второй половине XX века возник новый воинский церемониал, с успехом применяемый как в сухопутных войсках, так и на флоте. Речь идет об известном воинском церемониале марш-параде, который подвергся определенной модернизации. В обновленном виде старый воинский церемониал предстал в виде плац-концерта или дефиле духового оркестра. Плац-концерт или дефиле военного духового оркестра — это своеобразное театрализованное представление, особая разновидность пленэрного жанра, в котором исполнение популярных мелодий (чаще всего на открытом воздухе) сочетается с всевозможными движениями и перестроениями. Справедливо будет заметить, что в подобных театрализованных представлениях могут участвовать не только военные духовые оркестры, но и духовые оркестры «гражданские» — оркестры различных музыкальных учебных заведений, предприятий и других невоенных организаций.

Плац-концерт (парад-концерт) может включать в себя исполнение концертных произведений, участие солистов, хоров, танцевальных групп, что значительно разнообразит выступление самого духового оркестра. По своей сути плац-концерт является ярким зрелищным и праздничным мероприятием. Этот вид воинского церемониала используется как отдельно (самостоятельно), так и в составе других торжественных мероприятий. Так, например, иногда парад войск на Красной площади в Москве, особенно в

128Хаханян X.M. Служебная деятельность военных оркестров / В кн. «Советская военная музыка». - М., 1977. - С. 60.

последнее время, завершался плац-концертом сводного военного духового оркестра.

Большой вклад в развитие жанра плац-концерта внес Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. На кафедре военно-оркестровой службы факультета были созданы различные по тематике плац-концерты: «Дружба народов», «Русские узоры», «Виват, Россия», «Ритмы планеты», «Московские окна», «Букет России», «Танцевальные ритмы», «Сухопутные войска» и др. «Их сценарии, музыкально-художественные находки, сюжетно-смысловая насыщенность, драматургические и эстетические решения вызвали глубокий интерес как у профессионалов, так и у любителей духовой музыки, а также завоевали большую популярность и восторженные отзывы

" 129

слушателей»129.

Анализ программ государственных итоговых экзаменов по военно-специальным дисциплинам Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, выпускающего военных дирижеров, дает представление о том, к проведению каких воинских церемониалов с участием военных оркестров готовят своих выпускников в этом вузе. Итак, помимо дирижирования (концертного выступления с оркестром на сцене), на государственных экзаменах будущие военные дирижеры показывают свое умение дирижировать и управлять оркестром при исполнении служебно-строевого репертуара на месте, в движении и в плац-концерте, а также управление оркестром при проведении воинских церемониалов, предусмотренных общевоинскими уставами: Почетный караул, Строевой смотр полка, Общая полковая вечерняя поверка, Приведение к Военной присяге, Развод караулов, Вручение Боевого Знамени воинской части, Вручение ордена воинской части, Вынос и относ Боевого Знамени, Торжественная заря.

Во второй половине XX века возник комплексный торжественный воинский церемониал, который нельзя назвать строго воинским, так как в его проведении задействованы, как правило, не только военнослужащие. Речь идет о так называемом военно-историческом празднике. Подобные военно-исторические праздники часто проводятся на Бородинском поле — поле воинской славы России. Эти военно-исторические праздники посвящаются определенным славным датам нашей истории, как, например, «День Бородино», «День Победы», «Москва за нами» и др.

Согласно Федеральному закону «О днях воинской славы России»130, годовщина Бородинского сражения отмечается 8 сентября как Всероссийский праздник, но традиционно сам военно-исторический праздник «День Бородино» проводится ежегодно в первое воскресенье сентября. Глубокий интерес к историческому прошлому собирает в этот

129 Военно-дирижерский факультет (1935-1995). Исторический очерк. - М., 1995. - С. 67.

130 См.: Федеральный закон РФ «О днях воинской славы России». - М., 1999.

день на Бородинском поле более 100 тысяч любителей военной истории из России и зарубежных стран. Праздник разделяется на две части: торжественную и зрелищную.

По традиции, начатой еще в 1813 году, торжественная часть праздника открывается Божественной литургией во Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря. Оттуда крестный ход, делая остановки у памятников М.И. Кутузову в деревне Горки и на командном пункте Наполеона у деревни Шевардино, проходит к главному монументу на батарее Раевского, где совершается поминовение и отдание воинских почестей героям Бородино.

Зрелищная часть праздника проходит на плац-театре западнее села Бородино, где проводится военно-историческая реконструкция эпизодов Бородинского сражения. Обычно более 500 любителей военной истории России из ближнего и дальнего зарубежья, своими руками изготовившие обмундирование, вооружение и снаряжение эпохи 1812 года, объединяются в «русскую» и «французскую» армии, чтобы продемонстрировать приемы ведения боя, знание военных артикулов того времени. Завершается зрелище парадом военно-исторических клубов.

Военно-исторический праздник «День Победы» проводится на Бородинском поле 9 мая и посвящается Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Начинается он с поминовения в храмах всех погибших. Главный церемониал проходит у батареи Раевского. Символизируя связь поколений, выносятся знамена 1812 года и частей Советской Армии, сражавшихся на Бородинском поле в 1941-1942 гг., служится панихида, возлагается гирлянда памяти, звучат выступления ветеранов. Обычно праздник завершается показательными выступлениями воинов-десантников.

Военно-исторический праздник «Москва за нами» проводится в третье воскресенье октября и посвящается оборонительным боям 1941 года, когда через Бородинское поле проходил один из рубежей обороны Москвы. Как правило, он включает в себя торжественный церемониал отдания воинских почестей погибшим за Родину, реконструкцию одного из эпизодов боя на поле в октябре 1941 года, встречи с ветеранами.

В наших Вооруженных Силах существует своеобразный воинский церемониал торжественного поминовения павших героев, навечно зачисленных в списки части. Первым навечно зачисленным был Герой Советского Союза Александр Матросов, своим телом закрывший амбразуру фашистского дзота 23 февраля 1943 года. От подвига Матросова и пошла традиция торжественного поминовения павших героев.

Каждый, кому довелось побывать в залах Центрального музея Вооруженных Сил, видел на одной из стен зала Победы золотом выбитые фамилии героев Великой Отечественной войны, навечно зачисленных в списки части. Выпущенный Воениздатом справочник «Зачислен

навечно»131 сообщает, что в списках личного состава частей, кораблей, военно-учебных заведений к июлю 1989 года значилось в общей сложности 412 павших смертью храбрых защитников Родины.

Между тем Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, чьим приказом был введен в действие новый воинский церемониал, отнюдь не являлся его создателем. Славная воинская традиция родилась на 100 с лишним лет раньше. У истоков ее стоял император Николай I.

В XIX веке поводом для введения в действие нового воинского церемониала послужил героический поступок рядового Тенгинского пехотного полка Архипа Осипова. 22 марта 1840 года, когда малочисленный гарнизон Михайловского укрепления не мог сдержать натиск более чем трех тысяч мюридов, он взорвал пороховой погреб, уничтожив форт вместе с ворвавшимся в него неприятелем, и погиб сам.

Геройский поступок Архипа Осипова на протяжении многих десятилетий вплоть до 1917 года в русской армии служил одним из наиболее ярких примеров готовности положить жизнь на алтарь Отечества. Посвященный подвигу Осипова приказ № 79 от 8 ноября 1840 года, подписанный военным министром графом Александром Ивановичем Чернышевым, открыл традицию зачисления навечно в списки части в Российских Вооруженных Силах и положил начало соответствующему воинскому церемониалу.

Для увековечения памяти о подвиге рядового Архипа Осипова Николай I «высочайше повелеть соизволил сохранить навсегда его имя в списках 1 -й гренадерской роты Тенгинского полка, считая его первым рядовым, и на всех перекличках, при спросе этого имени, первому за ним рядовому отвечать: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».

Ранее уже шла речь о том, что в художественной литературе достаточно часто встречаются эпизоды, в которых убедительно и точно изображаются различные воинские торжества и церемонии. Вот еще один

" 132

пример из художественной литературы — описание марш-парада132 духового оркестра, так широко применяемого военными оркестрами в настоящее время. Этот торжественный церемониал нашел свое место в романе B.C. Пикуля133 «Крейсера», повествующем о мужестве и стойкости наших моряков в русско-японской войне 1904 1905 годов.

«Это был сводный оркестр Тихоокеанского флота, который и шествовал по Светланской, маршируя точно посередине центральной улицы Владивостока 1 ноября 1905 года...

131 См.: Зачислен навечно: Биогр. справ, в 2 кн. - М., 1990.

132 Марш-парад (от французского marche, буквально — шествие, движение вперед и parade — торжественное прохождение войск по случаю официальных празднеств) — исполнение духовым оркестром маршевой музыки в движении.

133 Пикуль Валентин Саввич (1928-1990), — русский писатель, автор остросюжетных романов на исторические темы: «Пером и шпагой», «Слово и дело», «Фаворит», «Океанский патруль» и др.

Впереди всех шагал пожилой тамбурмажор134 и подбрасывал кверху нарядную штангу, звенящую подвесками триангелей135. Он вскидывал ее к небесам, охваченным заревом, а за ним в мерной поступи чеканно колыхались шеренги музыкантов с шевронами136 за беспорочную службу.

Ах, какие звуки рождались в эти мгновения из сложнейших изгибов, воинственных труб, которые своим ликующим тембром заглушали даже треск пожара! Музыканты неистово дули в золотые улитки тромбонов, и тромбоны будто пророчили неизбежность того, что непременно должно случиться...

В праздничном сверкании оркестра радостно перекликались валторны, а флейты своей небывалой задушевностью поддерживали громовые возгласы медных тарелок, словно призывавших людей к мужеству: будь-будь, будь-будь...

Здоровенные ребята-матросы в бушлатах несли на себе гигантские раковины геликонов, они старательно выдували из них в пламя пожаров нечто зловещее, почти с роковым оттенком, будто угрожая всем тем, кто осмелился встать на пути их возлюбленной «Марсельезы»137.

Яркие примеры описания воинских церемониалов в художественных произведениях, кроме уже упоминавшихся, имеются также в сочинениях А.С. Пушкина, Т.Г. Шевченко, Л.И. Толстого, А.С. Новикова-Прибоя, А.М. Горького и др.

Использованные источники:

I. Документально-исторические источники 1. Федеральный закон РФ «О днях воинской славы России». - М., 1999.

II. Научная литература

1. Военно-дирижерский факультет (1935-1995). Исторический очерк. - М., 1995. - С. 67.

2. Диев Б.А. Музыкальное оформление парадов Советской Армии // Труды института военных дирижеров. - М., 1956. - Вып. З. - С. 3-102.

3. Дунаев Л.Ф. Воспоминания о работе над музыкальной редакцией Государственного гимна СССР и Государственного гимна Российской Федерации // Музыка и время. 2016. № 7. - С. 9-20.

4. Зачислен навечно: Биогр. справ., в 2 кн. - М., 1990.

5. Зудин Н.А.Составы военных оркестров и пути их усовершенствования // Труды Военно-дирижерского факультета Московской консерватории. - М., 1965. - Вып. 8. - С. 6.

134 Тамбурмажор (французское tambour-major, от tambour — барабан и major, здесь — старший или главный) — первоначально главный барабанщик в полку, позднее — руководитель музыкантского хора (военного оркестра) на марше.

135 Нарядная штанга, звенящая подвесками триангелей — ярко украшенный тамбурмажорский жезл (булава, трость), которым тамбурмажор задавал оркестровый темп музыкантам оркестра.

136 Шеврон (французское chevron) — нашивки из галуна обычно на рукавах форменной одежды солдат, сержантов, унтер-офицеров в русской армии для определения воинских званий и числа лет службы для сверхсрочнослужащих.

137 Пикуль B.C. Крейсера. Роман. - М., 1989. - С. 249-250.

6. Калинкович Г.М. Н.А. Римский-Корсаков — инспектор военно-музыкальных хоров Морского ведомства // Труды института (военных дирижеров). - М. 1952. - Вып. 1. - С. 52.

7. Кожевников Б.Т., Хаханян Х.М. Материалы по истории русской военной музыки в первой половине XIX века // Труды Военно-дирижерского факультета Московской консерватории. - М., 1961. - Вып. 5.

- С. 82, 91, 101-102.

8. Кукарцева М.А., Черток М.Д. Музыкальные армейские ритуалы как «политические тексты» // Международная жизнь. 2013. № 5. - С. 140-152.

9. Ноздрунов Б.М. (Б. Рунов). Творчество для духовых оркестров в послевоенный период / В кн. «Советская военная музыка». - М., 1977. - С. 337-338.

10. Пикуль B.C. Крейсера. Роман. - М., 1989. - С. 249-250.

11. Рощин Л.В. Наши воинские символы. - М., 1989. - С. 199-200.

12. Серых В.Д. Воинские ритуалы. - М., 1986. - С. 7, 81.

13. Сурин Н.К. Русская военно-церемониальная музыка (1750-1917 гг.) // В помощь военному дирижеру. - М., 1983. - Вып. 21. - С. 54-55, 61.

14. Тутунов В.И. 250 лет военно-оркестровой службы в России: Краткий исторический очерк // Труды Военно-дирижерского факультета. - М., 1961.

- Вып. 5. - С. 5-6.

15. Тутунов В.И. Русская народная песня в произведениях советских композиторов для духового оркестра // В помощь военному дирижеру. - М.. 1978. - Вып. 17. - С. 134.

16. Тутунов В.И. Творчество для духовых оркестров в период Великой Отечественной войны / В кн. «Советская военная музыка». - М., 1977. - С. 300-301, 309.

17. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. - М., 1975. - С. 8.

18. Хаханян Х.М. Служебная деятельность военных оркестров / В кн. «Советская военная музыка». - М., 1977. - С. 49-50, 60.

19. Черных А.В. Советское духовое инструментальное искусство: Справочник. - М., 1989.

III. Диссертационные исследования

1. Аксенов Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1972.

2. Ашев Г.А. Эстетическая сущность воинских ритуалов: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1971.

3. Диев Б.А. Музыкальное оформление военных парадов Советской Армии: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1955.

4. Дунаев Л.Ф. Становление инструментовки-науки и ее развитие в отечественном музыкознании XX века: Дис. ... доктора искусствоведения. -М., 2000.

5. Ермоленко А.Л. Эволюция инструментовки в отечественной духовой музыке до 70-х годов XIX века: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2000.

6. Калинкович Г.М. Деятельность Н.А. Римского-Корсакова на посту инспектора военно-музыкантских хоров Морского ведомства и его творческое наследие для военно-духового оркестра: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1953.

7. Радугин В.М. Эстетический идеал и его воплощение в искусстве: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1995. - С. 126-130.

8. Трубников Н.А. Военно-духовая музыка в системе идейно-эстетического воспитания советского воина: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1981.

9. Цицанкин B.C. Музыкальная культура Российской армии и флота во второй половине XIX века: (Ист. аспект): Дис. ... канд. ист. наук. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.