Научная статья на тему 'РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ (ИЗ ИСТОРИИ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX СТОЛЕТИЯ)'

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ (ИЗ ИСТОРИИ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX СТОЛЕТИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКИЙ ЦЕРЕМОНИАЛ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ / ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фурманов В.И.

Россия в XIX веке вела войну с Наполеоном, с Турцией, со Швецией и еще ряд других. Результат всех этих войн был успешен для России. Большие успехи русского оружия способствовали постоянному развитию и совершенствованию армии, что в свою очередь вызывало пропорциональное развитие и совершенствование воинских церемониалов. Воинские церемониалы России в XIX - начале XX столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN NATIONAL TRADITION MILITARY CEREMONIALS (FROM THE HISTORY OF MILITARY CEREMONIALS RUSSIA IN THE XIX - EARLY XX CENTURY)

Russia in the XIX century waged war with Napoleon, with Turkey, with Sweden and a number of others. The result of all these wars was successful for Russia. The great successes of Russian weapons contributed to the constant development and improvement of the army, which in turn caused a proportional development and improvement of military ceremonials. Military ceremonials of Russia in the XIX-early XX century.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ (ИЗ ИСТОРИИ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX СТОЛЕТИЯ)»

УДК 93/94

Фурманов В.И. преподаватель 44 кафедры ВИ (ВД) ВУ МО РФ Москва

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ (ИЗ ИСТОРИИ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX СТОЛЕТИЯ)

Аннотация. Россия в XIX веке вела войну с Наполеоном, с Турцией, со Швецией и еще ряд других. Результат всех этих войн был успешен для России. Большие успехи русского оружия способствовали постоянному развитию и совершенствованию армии, что в свою очередь вызывало пропорциональное развитие и совершенствование воинских церемониалов. Воинские церемониалы России в XIX- начале XX столетия.

Ключевые слова: воинский церемониал, отечественная история, оркестровая музыка, национальная идея.

Furmanov V.I. teacher 44 of the Department of VI (VD) VU MO RF Moscow

RUSSIAN NATIONAL TRADITION MILITARY CEREMONIALS (FROM THE HISTORY OF MILITARY CEREMONIALS RUSSIA IN THE XIX - EARLY XX CENTURY)

Abstract. Russia in the XIXcentury waged war with Napoleon, with Turkey, with Sweden and a number of others. The result of all these wars was successful for Russia. The great successes of Russian weapons contributed to the constant development and improvement of the army, which in turn caused a proportional development and improvement of military ceremonials. Military ceremonials of Russia in the XIX-early XX century.

Keywords: military ceremonial, national history, orchestral music, national idea.

XIX век стал одним из наиболее интересных исторических периодов в развитии российских воинских церемониалов. В этом веке Россия, как и прежде, вела многочисленные войны. Достаточно назвать войны России с Турцией и Ираном в 1806-1812 гг. и в 1826-1829 гг., Отечественную войну 1812 года и заграничный поход русской армии в 1813-1814 гг., Кавказскую войну 1817-1864 гг., Крымскую войну 1853-1856 гг., завоевание Россией

Средней Азии в 1864-1885, Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. и др. Одно это перечисление уже показывает, насколько важным был в жизни государства вопрос об армии, которая постоянно совершенствовалась.

Поэтому XIX век знаменовался большими успехами русского оружия, появлением выдающихся полководцев и флотоводцев — М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, блестящих военных теоретиков и организаторов — М.И. Драгомирова, Д.А. Милютина и других. Вспомним, что такие же яркие имена среди российских полководцев и флотоводцев появлялись и в предыдущем столетии — А.В. Суворов, П.А. Румянцев-Задунайский, Ф.Ф. Ушаков — и этот перечень можно продолжить.

ХУШ век наглядно продемонстрировал, насколько важными в процессе развития и совершенствования российских воинских церемониалов являлись вопросы, связанные с их музыкальным обеспечением, напрямую зависящим от количественного и качественного состава военных оркестров. В самом конце ХУШ века Павел I, ярый сторонник прусской системы воспитания и обучения, ввел в русскую армию прусский устав, основой которого являлась палочная дисциплина и шагистика. Это привело к смене хорошо развитой системы воинских церемониалов, существовавшей в России при Екатерине II, «плацпарадной муштрой», так как Павел I узаконил церемониал-парад по прусскому образцу. И хотя правление Павла I закончилось в самом начале XIX века88, еще очень долго российские воинские церемониалы испытывали на себе отрицательное влияние подобных «волюнтаристских решений».

Количественный и качественный состав русских военных оркестров к началу XIX века в основном определялся «Положением о музыке в полках пехотных, драгунских, гарнизонных и в артиллерии», объявленном указом Павла I от 20 ноября 1796 года89. Это положение устанавливало в пехотных и драгунских полках штаты военных оркестров, состоящих всего из пяти музыкантов (состав оркестра: 2 валторны, 2 кларнета и 1 фагот), в артиллерии — 8 человек, а в гарнизонных полках вообще не предполагалось иметь военных оркестров.

По поводу преодоления отрицательных последствий «Положения о музыке в полках пехотных, драгунских, гарнизонных и в артиллерии» для российской военно-оркестровой музыки и российских воинских церемониалов в целом, ученые Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Б.Т. Кожевников и Х.М. Хаханян писали в 1961 году:

«На протяжении первой половины XIX века в военных оркестрах русской армии был осуществлен ряд важных мероприятий, охватывавших

88 Павел I, который помимо введения в армии прусских порядков, насаждал в государстве военно -полицейский режим, ограничивал дворянские привилегии и вообще проявлял самодурство, был убит заговорщиками-дворянами 11 марта 1801 года.

89 Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. Собр. 1-е. - Т. 24, № 17572.

различные стороны жизни оркестров — штаты, инструментальные составы, систему руководства в оркестрах гвардии, подготовку музыкантов. Эти мероприятия в общем последовательно улучшали состояние военных оркестров. Особенно значительных успехов в этот период достигли оркестры русской гвардии, исполнительское искусство которых не раз вызывало восхищение как наших слушателей, так и иностранцев, дававших

90

ему весьма высокую оценку»90.

Успехи военных оркестров в первой половине XIX века явились залогом их дальнейшего развития и дали основание русскому музыкальному критику В.В. Стасову91 высоко оценить роль и значение военных оркестров в развитии русской музыкальной культуры. В известной своей статье «Европейский концерт» В.В. Стасов высоко оценил важную роль военных оркестров в пропаганде музыки среди широких слоев русского народа. Он писал:

«Разве не заключается большая важность в военных оркестрах, в том, что они играют и как играют? Теперь нельзя более смотреть на эти оркестры свысока, презрительно; это была бы непростительная близорукость. Нынче нельзя уже оставаться при мнении, что военная музыка, — ну они и существуют для военных, а нам, прочим, мало до нея дело, потому что не все ли равно, под какой марш ходят полки, под какую музыку происходит развод, парад или штурм. Нет, это неправда, роль ее нынче не та. Она существует уже теперь для всех, она принадлежит всем. Военные оркестры — проводники не только одной военной, но и всяческой музыки в массу народную. На улице, в публичном саду, в процессии, в каждом народном или национальном торжестве, кого же народ всегда слышит, как не один военный оркестр, через кого он и знает что-нибудь из музыки, как не через него? А когда так, то немножко стоит, я думаю, призадуматься, как и что они играют, из чего составлена всегдашняя любимейшая программа, куда они ведут общий92 вкус».

Увеличение составов военных оркестров в XIX веке происходило постепенно, путем поэтапного введения новых штатов. Первое изменение штатов военных оркестров произошло в 1802 году, когда в гвардейских полках были установлены составы военных оркестров из 22 музыкантов для Преображенского полка и по 11 — для Семеновского и Измайловского

93

полков93.

90 Кожевников Б.Т., Хаханян Х.М. Материалы по истории русской военной музыки в первой половине XIX века // Труды Военно-дирижерского факультета Московской консерватории. - М., 1961. - Вып. 5. - С. 82.

91 Стасов Владимир Васильевич (1824-1906) — выдающийся русский художественный и музыкальный критик, идейный вдохновитель содружества великих русских музыкантов, известного в истории под названием «Могучей кучки», в которое входили: М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи.

92 В.В. Стасов. Собр. сочинений. - СПб., 1894. - С. 224.

93 Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. Собр. 1-е. - Т. 27, № 20570.

Установление новых штатов и инструментальных составов военных оркестров, особенно в гвардии, значительно расширяло их исполнительские возможности. Это обстоятельство также положительно сказалось и на российских воинских церемониалах, которые с этого времени стали получать более качественное музыкальное обеспечение.

Новые изменения в военных оркестрах русской гвардии были осуществлены в 1808-1809 годах при активном участии главного капельмейстера94 войск гвардии А.А. Дерфельдта (отца)95. Указом Александра I от 19 августа 1808 года96 были установлены новые штаты полковых оркестров гвардии, значительно превосходившие количественно штаты 1802 г.: так в Преображенском полку штат был увеличен до 40 музыкантов (против 22 по штату 1802 г.), в Семеновском и Измайловском полках до 25 (против 11 по штату 1802 г.). Этим указом вводились также оркестры со штатом 25 музыкантов в ряде гвардейских частей, где их ранее не было, в частности, в кавалерийских полках и во вновь сформированных частях гвардии. Составы военных оркестров, установленные в 1808-1809 гг. в гвардии и в 1802 г. — в армии, просуществовали без особых изменений до начала второй четверти XIX века.

При императоре Александре I к России были присоединены Грузия (1801), Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Азербайджан (1813), бывшее герцогство Варшавское (1815). Росло могущество и величие России, что находило свое адекватное отражение и в российских воинских церемониалах.

Очень важным событием первой четверти XIX века стала Отечественная война 1812 года, послужившая серьезным стимулом в деле завершения оформления национального самосознания россиян, в развитии отечественных патриотических традиций. Война началась 12 июня 1812 года, когда войска Наполеона перешли реку Неман, по которой проходила граница России. Отечественная война 1812 года, начавшаяся так неудачно для России, закончилась ее величайшим триумфом. Несмотря на оставленный врагу Смоленск (6 августа 1812 года), несмотря на проведенное вничью Бородинское сражение (26 августа 1812 года), несмотря на оставленную на милость Наполеона и сожженную дотла Москву (решение о сдаче города без боя было принято 2 сентября 1812 года), 19 марта 1814 года русские войска во главе с Александром I вошли в Париж. Надо сказать, что Александр с самого начала войны хотел командовать армией лично, но его удалось отговорить от этого, и 8 августа

94 Капельмейстер (немецкое Kapellmeister, от Kapelle, здесь — хор, оркестр и Meister — мастер, руководитель) — первоначально, в XVT-XVTII вв., руководитель хоровой или инструментальной капеллы, в XIX веке — дирижер симфонического, театрального оркестра или хора.

95 Дерфельдт Антон (1780-1829) — первый капельмейстер русских гвардейских войск. Его сын — Дерфельдт Антон Антонович (1810-1869) — русский военный дирижер, флейтист и композитор, также был главным капельмейстером войск гвардии с 1851 по 1860 гг.

96 Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. Собр. 1-е. - Т. 30, №23236.

1812 года главнокомандующим русских войск был назначен ученик А.В. Суворова, генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. И именно его талантливому руководству Россия была в значительной степени обязана своей победой.

Война 1812 года закончилась Международным конгрессом стран-победительниц, заключительный акт которого был подписан в Вене 28 мая 1815 года. По этому акту к России отошло Царство Польское, за исключением Познани, вошедшей в состав Пруссии, и Галиции, перешедшей под управление Австрии, а также было окончательно признано присоединение к России Финляндии и Бессарабии.

Александр I умер 19 ноября 1825 года в Таганроге, во время поездки в Крым. Новым российским императором стал его младший брат Николай.

Одним из крупнейших дел царствования Николая I считается начало издания «Полного собрания законов Российской империи»97, первая часть которого (собрание 1-е) составлено под руководством М.М. Сперанского еще по приказу Александра I. В «Полное собрание законов Российской империи» вошли все законодательные акты и постановления, изданные российским правительством, начиная со времен царя Алексея Михайловича и заканчивая царствованием Александра I.

Николай I провел также финансовую реформу, учредил Военную и Морскую академии и кадетские корпуса. Во время его правления в 1832 году открылся Киевский университет, затем Технологический институт и Строительное училище в Петербурге, Межевой институт в Москве, был восстановлен Главный педагогический институт, создано несколько женских институтов. В 1832 году построена первая в России Николаевская железная дорога, соединившая Санкт-Петербург, Павловск и Царское Село.

Однако, правление Николая I началось с восстания декабристов. На 14 декабря 1825 года было назначено торжественное принесение присяги новому императору Николаю I. И именно 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге несколько старших гвардейских офицеров, уже несколько лет состоявших в тайном обществе, подняли восстание против царизма вообще, и Николая I, в частности. Восстание было подавлено и на первый взгляд не имело никаких последствий, но Николай I первые полгода своего правления, отставив в сторону все дела, лично занимался расследованием всех деталей происшедшего. Были найдены и осуждены все, так или иначе принимавшие участие в событиях 14 декабря.

Напуганное декабристским движением, царское правительство с недоверием относилось к кадетским корпусам, готовившим будущих офицеров. Стремясь не допустить проникновения образования и хорошего воспитания в военно-учебные заведения, которые, по мнению правительства, могли вызвать рецидивы 14 декабря 1825 года, «рассадники

97 Полное Собрание Законов Российской империи. В 3 собраниях. - СПб., 1830. Собр. 1-е; 1830-1884. -Собр. 2-е; 1885-1916. - Собр. 3-е.

офицерства» стали превращать в своеобразную школу муштры и дрессировки.

В кадетских корпусах усиливался контроль за деятельностью преподавателей, учебно-воспитательный процесс жестко регулировался вышестоящими инстанциями, вопросы нравственного воспитания кадет также становились очень актуальными.

Среди командиров и воспитателей больше стало любителей плац-парадов, но это и не удивительно — император, приезжая в кадетские корпуса, интересовался только строевой выправкой кадет, которых постоянно снимали с уроков для участия в бесконечных парадах, смотрах, разводах, встречах и проводах. Военные предметы, такие, как тактика, артиллерия, фортификация и т.п., отошли на задний план, зато ценились «мастера вытягивания носков».

В целом для воинских церемониалов это обстоятельство пошло на пользу, так как они совершенствовались постоянно. Бесконечные парады, смотры, разводы, встречи, проводы и т.д. способствовали тому, что постепенно выкристаллизовывались индивидуальные детали тех или иных российских воинских церемониалов, а также систематически оттачивались общие правила и порядок их проведения.

В 1827-1830 гг. в оркестрах русской армии были проведены некоторые преобразования, которые в основном заключались в дальнейшем увеличении штатов военных оркестров и введении в их составы медных хроматических инструментов. Все эти преобразования, а также некоторые другие нововведения, нашли свое отражение в различных официальных документах. Так, например, «дополнением к Положению об Учебном морском экипаже» от 23 июня 1827 года98 в его составе учреждалась музыкальная рота в количестве 100 исполнителей, подразделявшаяся на два оркестра: первый — оркестр смешанного состава — из 42 музыкантов и второй — оркестр медных хроматических инструментов — из 32 музыкантов, а оставшиеся 26 музыкантов составляли резерв.

Анализируя роль военных оркестров в российских воинских церемониалах, уже цитировавшиеся ранее ученые Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Б.Т. Кожевников и Х.М. Хаханян, сообщают, что «служебная деятельность русских военных оркестров в первой половине XIX века, как и ранее, заключалась, прежде всего, в обеспечении строевой службы войск: участии в военных парадах и различных торжествах, сопровождении войск в строю, обеспечении воинских церемониалов (встречи начальников, развода караулов, «Зари» и т.п.)»99.

98 Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. Собр. 2-е. - Т. 2. № 1205.

99 Кожевников Б.Т., Хаханян Х.М. Материалы по истории русской военной музыки в первой половине XIX века // Труды Военно-дирижерского факультета Московской консерватории. - М. 1961. - Вып. 5. - С. 91.

Ранее было сказано об одном из крупнейших дел царствования Николая I — начале издания «Полного собрания законов Российской империи». Самым же отрицательным его делом справедливо считается участие России в так называемой Крымской войне против соединенных сил Турции, Англии и Франции в 1853-1855 годах.

Как оказалось, Россия была совершенно неподготовлена к этой войне. Организация российской армии, ее вооружение, ее военная наука — устарели. Поражение следовало за поражением. 13 сентября 1854 года союзный флот осадил базу Черноморского флота — город Севастополь. Осада продолжалась почти год. Мужество и героизм российских солдат, матросов и офицеров, участвовавших в обороне Севастополя, вошли в легенды. Но, несмотря на все усилия, 27 августа 1855 года Севастополь пал. В разгар войны, 18 февраля 1855 года, император Николай I умер. На троне Николая сменил его старший сын Александр, ставший российским императором Александром II.

Вторая половина XIX века представляет собой один из наиболее примечательных периодов в истории российских воинских церемониалов. Среди произошедших в это время событий, косвенно способствовавших дальнейшему развитию и совершенствованию военно-оркестровой музыки и воинских церемониалов в целом, можно назвать формирование новых инструментальных составов военных духовых оркестров, попытки организации систематического военно-музыкального образования в России, в частности, высшего военно-дирижерского образования, появление первых руководств по обучению военных музыкантов, расширение концертной деятельности военных оркестров.

Многие выдающиеся русские музыканты второй половины XIX века — Ц.А. Кюи, А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский и др. — обращали свое самое пристальное внимание на армейские и флотские оркестры. К этому же времени относится и плодотворная творческая деятельность Н.А. Римского-Корсакова в качестве Инспектора военных хоров (оркестров) Морского ведомства в 1873-1884 гг., оставившая заметный след в истории русской военно-оркестровой музыки. Наконец, в данный период получило свое дальнейшее развитие творчество в области военно-маршевой и концертной музыки для духовых оркестров, а также издание нотной литературы для военных оркестров.

Самым значительным деянием Александра II, российского императора в 1855-1881 гг., было проведение целого ряда политических и экономических реформ, главной из которых являлась отмена крепостного права. Необходимость реформ назревала давно и осознавалась в стране очень многими. Право одного человека владеть другим как вещью позорило Россию в глазах всего мира. Тем не менее, реформы встретили жесточайшее сопротивление как просто консервативно настроенной части общества, так и людей, чьи экономические интересы должны были так или иначе

пострадать (ведь у них хотели отобрать их имущество!). Заслуга в проведении реформ принадлежит, конечно, не одному Александру II, но без его желания и участия осуществить их было бы невозможно.

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Этот манифест принес Александру имя «Освободителя» и открыл собой эпоху «Великих реформ». В соответствии с манифестом крепостное право отменялось раз и навсегда, крестьяне объявлялись свободными без какого-либо выкупа в пользу помещиков. В то же время земля, на которой жили и работали крестьяне, оставалась собственностью помещиков. Эти последние были обязаны сдавать крестьянам землю и инвентарь в аренду. Кроме того, крестьяне имели право постепенно выкупить у помещика свой надел. Причем государство разработало целый ряд мер для того, чтобы помочь крестьянам осуществить выкуп земли.

В 60-70-х годах XIX века в России была проведена военная реформа, необходимость которой была обусловлена прежде всего поражением в Крымской войне. Эта война наглядно показала, что регулярная армия, основанная на рекрутских наборах, не могла на равных противостоять буржуазным армиям европейских государств того времени.

1 января 1874 года Александром II был обнародован Манифест о всеобщей воинской повинности и одновременно был издан новый «Устав о воинской повинности». Если раньше армия состояла из рекрутов, набиравшихся в основном из крестьян и обязанных служить пожизненно или в течение 25 лет, то отныне российская армия строилась по другим принципам.

В соответствии с указом Александра II, служить в армии были обязаны все мужчины, достигшие возраста 21 года. Правительство ежегодно определяло количество необходимых солдат и именно столько человек и призывало на службу, выбирая их по жребию. Остальные записывались в ополчение. Те, кто был призван в армию, состояли в ней 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе.

Призыву на военную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находился на военной службе или уже отслужил свой срок. Новобранцев из крестьян обучали не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне. Сохранялись льготы для дворян, которые служили в основном в офицерском составе.

Военные реформы 60-70-х годов и введение в 1874 году закона о воинской повинности, упразднявшего старый феодальный принцип комплектования армии («рекрутский набор»), не могли не затронуть положения военных оркестров. При продолжительном сроке службы из рекрутов, назначенных музыкантскими учениками или рядовыми музыкантами, за 25 лет можно было подготовить хороших оркестрантов.

Теперь же, когда сроки службы значительно сократились, возникла проблема подготовки хороших музыкантов для военных оркестров.

В этой связи в 60-70-х годах XIX века было предпринято ряд мер для обеспечения военных оркестров музыкантами. Эти меры касались, прежде всего, оркестров гвардии, но затем были распространены и на армейские военные оркестры. Так, например, с 1866 года приказом Военного Министра школам солдатских детей предписывалось «прежде всего подготовлять воспитанников для замещения в своих частях вакансий музыкантов»100.

Исследователь российских воинских церемониалов Б.М. Ноздрунов (Б. Рунов), анализируя вопрос подготовки музыкантов для военных оркестров во второй половине XIX века, обратил внимание на то, что с 1870 года «в целях поддержания в хорошем состоянии музыкантских хоров в гвардейских войсках было разрешено иметь 10 человек вольнонаемных музыкантов из числа уволенных в запас пли в отставку»101.

С 1872 года было разрешено также набирать вольнонаемных музыкантов и из иностранных подданных. Вольнонаемным музыкантам вменялось в обязанность обучать молодых музыкантов. В том же году было разрешено оставлять музыкантов на сверхсрочную службу с предоставлением им дополнительных льгот. Таким образом, в гвардии, а затем и в армии появилась новая категория музыкантов-вольнонаемных и сверхсрочнослужащих.

Для решения задач, стоящих перед военными оркестрами при музыкальном обеспечении воинских церемониалов, большое значение всегда имела подготовка оркестровых музыкантов. Как уже говорилось выше, в царской России подготовка оркестровых музыкантов производилась непосредственно в военных оркестрах или в немногих, так называемых, школах для солдатских детей. Музыкальным образованием воспитанников в таких школах занимались капельмейстеры и вольнонаемные музыканты, которые стремились в самый короткий срок привить своим ученикам навыки игры на духовом или ударном инструментах. Общее образование, а тем более музыкально-теоретическое, не считалось обязательным. После окончания срока учебы в школе для солдатских детей каждый воспитанник обязан был прослужить в своем оркестре от трех до шести лет на правах рядового солдата срочной службы.

Вопрос о подготовке музыкантов для военных оркестров привлек внимание русской музыкальной общественности. В конце 60-х годов XIX века русское музыкальное общество обратилось к Военному Министерству с предложением организовать подготовку военных музыкантов при

100 Филиал Центрального Государственного Военно-Исторического Архива (ЦТ ВИА в Санкт-Петербурге, фонд 7, дело 64, Военно-походная канцелярия, Приказ Военного Министра № 158 за 1866 г.

101 Ноздрунов Б.М. (Б. Рунов). Материалы по истории русской военной музыки во второй половине XIX века // Труды Военно-дирижерского факультета Московской консерватории. - М., 1964. - Вып. 7. - С. 18.

музыкальных школах отделений Русского музыкального общества, а также при Петербургской и Московской консерваториях.

На организацию специальных школ, в которых обучались бы музыканты для военных оркестров, особое внимание обращал Н.А. Римский-Корсаков — Инспектор военных хоров Морского ведомства. По его инициативе, например, существовавшая при 8-м флотском экипаже школа для детей матросов в 1873 году была преобразована в специальную школу для подготовки оркестровых музыкантов Морского ведомства.

«Учреждение школы военно-музыкантских учеников при 8-м флотском экипаже, ее быт, система, программы и методы обучения представляют большой исторический интерес. Это была, по существу, первая школа военно-музыкантских воспитанников и капельмейстеров. Дата ее официального учреждения (8 мая 1873 г.) является началом профессионального военно-музыкального образования в России»102.

1 сентября 1873 года ученики новой специальной школы приступили к занятиям на правах стипендиатов Морского ведомства в Петербургской консерватории. Весь учебный план занятий, в том числе программы музыкально-теоретических дисциплин, программы и методика обучения на специальных инструментах, были рассмотрены и рекомендованы Морскому ведомству советом профессоров консерватории. Многие воспитанники, окончившие военно-музыкантскую школу при 8-м флотском экипаже, впоследствии занимали в морских оркестрах должности ведущих оркестровых музыкантов.

Итак, отныне российская армия строилась по тем же принципам, что и армии западноевропейских стран, и, значит, могла с ними тягаться. В целом, военная реформа способствовала улучшению боеспособности русской армии. Одновременно с совершенствованием российской армии совершенствовались и российские воинские церемониалы. Большое место в жизни войск в этот период занимали такие церемониалы, как встреча начальников и инспектирующих лиц, вручение знамен, наград и боевых реликвий, прощание с полковым знаменем старослужащих, увольняющихся в запас, не говоря уже о таких устоявшихся воинских церемониалах, как развод караулов, вечерняя заря и др.

Начавшаяся в 60-е годы XIX века реорганизация русской армии затронула военные оркестры еще и в другом плане. Военным ведомством было признано, что наилучших результатов в военно-оркестровом деле можно достичь при использовании смешанных инструментальных составов военных оркестров, включающих в свой штатно-инструментальный состав вновь изобретенные хроматические 3-х вентильные медные инструменты, а также традиционные деревянные духовые и ударные музыкальные инструменты. Целесообразность применения в российской армии

102 Калинкович Г.М. Н.А. Римский-Корсаков — инспектор военно-музыкальных хоров Морского ведомства // Труды института (военных дирижеров). - М. 1952. - Вып. 1. - С. 52.

смешанных инструментальных составов военных оркестров была официально закреплена в ряде документов, таких, например, как приказ по Военному Ведомству № 212 за 1876 год о реорганизации армейских

103

военных оркестров103.

Цитировавшийся выше исследователь российских воинских церемониалов Б.М. Ноздрунов (Б. Рунов), по поводу важных изменений в штатно-инструментальных составах русских военных оркестров во второй половине XIX века писал в 1964 году:

«В результате коренных преобразований, предпринятых в 70-е годы в области военно-оркестрового дела русской армии и флота, военные оркестры получили свое дальнейшее развитие. Улучшение инструментальных составов армейских и флотских военных оркестров привело к расширению их исполнительских возможностей, обогащению репертуара и развитию концертной деятельности. При этом следует подчеркнуть, что все указанные изменения происходили при активном содействии прогрессивной русской музыкальной общественности, видевшей в военных оркестрах важное средство для распространения музыки в России»104.

В последние годы царствования Александра II в России, несмотря на значительно большую, чем, когда бы то ни было, свободу печати, невиданное никогда раньше распространение образования, расцвет культуры, а может быть, благодаря этому, как грибы после дождя, появились революционные кружки, общества, комитеты. Их членами становились чаще всего молодые люди, студенты, видевшие в России, в ее политическом и экономическом устройстве только темные стороны и считавшие, что улучшить ситуацию можно только уничтожив монархию. Их излюбленным методом воздействия стал террор. Некоторые высшие государственные чиновники были убиты членами подобных организаций не из-за своих личных качеств, а ради принципа.

На самого Александра II было совершено семь покушений: в 1867 году сначала Д. Каракозовым, а затем А. Березовским, 2 апреля 1879 года А. Соловьевым, осенью 1879 года террористы совершили две попытки взорвать царский поезд, 5 февраля 1880 года С. Халтурин организовал взрыв в Зимнем дворце.

Наконец 1 марта 1881 года очередное покушение удалось. Проезжая в карете по мосту Екатерининского канала в Петербурге, Александр II был смертельно ранен взрывом бомбы, брошенной студентом И.И. Гриневицким. Таким образом, человек, сделавший для своего народа больше, чем любой другой правитель в истории России, был убит

103 Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1876. Собр. 2-е. - Т. 51, № 56211.

104 Ноздрунов Б.М. (Б. Рунов). Материалы по истории русской военной музыки во второй половине XIX века // Труды Военно-дирижерского факультета Московской консерватории. - М., 1964. - Вып. 7. - С. 16.

«благодарными» подданными, считавшими, что Россия вполне может обойтись вообще без царя.

На Александра III, ставшего российским императором после убийства его отца Александра II, также несколько раз совершались покушения, но он оставался невредимым. Он умер своей смертью, но она была явно преждевременной и для всех неожиданной. Тем более, что Александр был огромного роста и всегда отличался отменным здоровьем. Александр III умер 20 октября 1894 года, на 49 году жизни, во время отдыха в Крыму, в Ливадии.

Среди всех императоров, правивших в России в XIX веке, в контексте российских воинских церемониалов можно выделить Николая II, который очень любил военные учения, смотры, приемы, визиты, посещения театров, заседания в различного рода ведомствах. Уже в 19 лет он получил под свое начало эскадрон лейб-гусарского полка и отправился с ним под Красное Село на маневры. К ноябрю 1894 года Николай II дослужился до командира батальона лейб-гвардии Преображенского полка и имел чин полковника лейб-гвардии. Эти погоны, а, следовательно, и воинское звание, он носил до февраля 1917 года даже будучи Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России. В последующем одни считали это проявлением скромности, другие — мистическим знаком того, что выше командира эскадрона по своим военным качествам император так и не поднялся... Правда, он с 1909 года адмирал английского флота, а с 1915 года фельдмаршал британской армии.

В XIX веке заметное развитие получила военно-церемониальная музыка. Служебно-строевой репертуар военных оркестров в этот период значительно расширился за счет новых музыкальных произведений таких жанров, как «Гимн», «Заря», «Развод караулов», а также большого количества военных маршей. Если при рассмотрении музыки российских воинских церемониалов предыдущих исторических периодов мы располагали очень ограниченным количеством музыкальных источников (нотных материалов), то о музыке российских воинских церемониалов XIX века уже «можно судить более основательно, опираясь на достаточно обширный нотный материал, дошедший до нас частично в печатных изданиях, частично в рукописях...»105.

Необходимо отметить также, что в XIX веке в России из всех воинских церемониалов наиболее широкое распространение получили военные парады. Они проводились в связи с маневрами, по случаю военных праздников, в юбилейные дни соединений и частей, в религиозные даты, а также по другим поводам. В Петербурге, например, ежегодно проводилось несколько больших военных парадов: зимний — на Дворцовой площади, весенний — на Марсовом поле, летний — в Царском селе. Постепенно

105 Сурин Н.К. Русская военно-церемониальная музыка (1750-1917 гг.) / В помощь военному дирижеру. -М., 1983. - Вып. 21. - С. 61.

военные парады прочно вошли в жизнь русской армии, как один из главных воинских церемониалов.

Порядок проведения военных парадов подробно регламентировался Приказами по Военному и Морскому ведомствам. В одном из таких документов указывалось, например, что для производства военных парадов, начиная с правого фланга, части выстраиваются в строго определенном порядке: сначала военно-учебные заведения, гвардейские полки и гвардейские стрелковые батальоны, затем гвардейский экипаж, лейб-гвардии резервный пехотный полк, лейб-гвардии саперный батальон, далее юнкерские училища, гренадерские полки, флотские экипажи, и, наконец, армейские полки, армейские стрелковые батальоны и пешие казачьи части, а уже в самом конце линейные батальоны, резервные полки и батальоны, инженерные войска, учебный унтер-офицерский батальон, рота офицерской стрелковой школы, местные войска106.

Известны случаи, когда проведенные где-либо парады войск оставались в памяти людей, приобретали значение исторических событий, знаменательных дат. Среди всех парадов, проводившихся в дореволюционной России, самым большим и торжественным был военный парад, состоявшийся в октябре 1834 года на Дворцовой площади в Санкт -Петербурге. Этот парад был посвящен открытию Александровской колонны — памятника императору Александру I, воздвигнутого в честь побед русского оружия в войне с Наполеоном.

Л^. Рощин в книге «Наши воинские символы» сообщает о параде 1834 года на Дворцовой площади следующее: «По площади церемониальным маршем прошло более ста тысяч русских воинов. Сама Александровская колонна принимала парад — ритуал отдания чести был обращен к ней»107.

В XIX веке помимо обычных военных парадов, проводились и некоторые другие, как, например, церковные парады, или парады Георгиевских кавалеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В дни православно-религиозных праздников, таких как Рождество Христово, Пасха или Троица, а также в дни рождения царя и его родственников, ежегодно в войсках проводились церковные парады. На такие парады войска выводились, как правило, с холодным оружием, хотя в отдельных случаях допускалось участие в церковном параде и с огнестрельным оружием. В эти дни полки шли в городскую или полковую церковь, где после окончания молебствия, построившись в парадный расчет у входа в церковь, под звуки военного оркестра пели гимны «Коль славен» и «Боже, Царя храни!», а затем проходили церемониальным маршем108.

106 См.: Свод правил о смотрах и парадах больших отрядов войск. - СПб., 1872; Свод правил для парадов, торжественных встреч и нарядов войск на погребение. - СПб., 1886; Правила для парадов и церемоний. -СПб., 1911.

107 Рощин Л.В. Наши воинские символы. - М., 1989. - С. 200.

108 См. Елец Ю.Л. История Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка: В 2 т. - СПб., 1898. - Т. 2. - С.

Кроме воинских частей на церковные парады предписывалось выводить воспитанников школ солдатских детей тех гвардейских частей, где они имелись, а также инвалидов военных богаделен, способных к передвижению, которые служили в частях, выводимых на парад. При этом инвалиды выводились, когда присутствовал кто-то из царской фамилии, и строились на самом левом фланге109.

Интересен также обычай прошлого века проводить парады Георгиевских кавалеров. Эти парады устраивались самим Императором в залах Зимнего дворца ежегодно 26 ноября, в день, когда был учрежден Георгиевский крест. На этот праздник, посвященный дню святого Георгия Победоносца, со всего столичного округа свозились знамена гвардейских полков во главе команд, награжденных высшими солдатскими наградами.

Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия — таково полное название Георгиевского креста — учрежден 26 ноября 1769 года императрицей Екатериной II. Этот орден предназначался для награждения офицеров и генералов за военные отличия и имел четыре степени. Для награждения солдат и унтер-офицеров в 1807 году был учрежден Знак отличия Военного ордена, который с 1913 года приравнен к Георгиевскому кресту. Знак отличия Военного ордена также имел четыре степени.

Форма и размеры Знаков отличия Военного ордена и Георгиевских крестов всегда оставались неизменными, но различия в этих знаках довольно велики, можно насчитать более двух десятков их разновидностей.

Воинский церемониал, связанный с вручением знамен, наград и боевых реликвий, широко практиковался в российской армии в XIX веке. Действия военных оркестров, непременных участников этих церемониалов, регламентировались Уставами, Приказами и Инструкциями Военного ведомства.

В XIX столетии, наряду с появлением новых произведений, предназначенных специально для музыкального обеспечения различных воинских церемониалов, продолжали совершенствоваться и ранее созданные произведения. Так, например, к новым произведениям, появившимся в это время, можно отнести государственный гимн России, который стал исполняться при проведении многих воинских церемониалов. Среди произведений, которые интенсивно совершенствовались в этот исторический период, необходимо назвать, в первую очередь, марш. Постепенно возникли разновидности марша — строевой (парадный, церемониальный), походный, встречный, похоронный (траурный) и др. Существует общепринятая традиция исполнения строевых, или парадных, церемониальных маршей в темпе 116-120 шагов в минуту. В дореволюционной России, кроме того, марши еще подразделялись на тихие

109 См.: Рощин Л.В. Наши воинские символы. - М., 1989. - С. 199-200.

и скорые. В отличие от скорых маршей, исполнявшихся в темпе 110-116 шагов в минуту, тихие марши110 исполнялись в темпе примерно 75 шагов в минуту, тогда как похоронный, или траурный марш исполняется в темпе всего около 66 шагов в минуту.

Сохранилось документальное свидетельство, связанное с внесением Императором Александром I некоторых изменений в текст Строевого устава, которым русская армия руководствовалась в повседневной жизни в конце XVIII - начале XIX века, и известного под именем Павловского строевого пехотного устава. 22 февраля 1803 года генерал-адъютант князь П.П. Долгоруков уведомил Великого Князя Константина Павловича, что «Его Императорское Величество приказать соизволил, для единообразного маршу во всей армии, чтоб делали шаги в аршин, тихим по 75 шагов в минуту, а скорым той-же меры по 120, и отнюдь от оной меры и кадансу ни в каком случае не отходить...»111.

Маршевую музыку для духового оркестра в XIX веке писали такие композиторы, как А.А. Алябьев, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский (под псевдонимом П. Синопов) и др.

В XIX веке иногда встречались марши, представляющие собой отрывки из опер, аранжированные для духового оркестра. Так, некоторые полковые марши, вошедшие в сборник генерал-майора О. Фреймана112, представляют собой марши на темы опер М.И. Глинки. Таковы, например, «Марш 15 гренадерского Тифлисского полка», в первой части которого использована тема арии Вани «Ты в семью взял меня», а в трио — тема «Славься» из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Марш 3-го Уральского Казачьего полка», также построенный на темах арии Вани и «Славься», но взятых в обратном порядке, «Марш Архангелогородского пехотного батальона», в трио которого использована тема побочной партии увертюры к опере «Руслан и Людмила». В некоторых других маршах, вошедших в издание О. Фреймана, использованы оперные маршевые темы из опер «Аида» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно, «Тангейзер» Р. Вагнера и др.

Л.Л. Магазинер по поводу маршевой музыки в старой русской армии сообщает следующее: «В дореволюционной русской армии бытовали отдельные марши национального характера, в которых использовался материал народных и солдатских песен, мелодии из русских опер или же преломлялись характерные черты русской народной музыки»113.

110 Позже тихие марши в армии России были отменены.

111 См.: Квадри В.В. Императорская главная квартира. История государевой свиты. Царствование Императора Александра I. - СПб., 1904. - С. 4. (Столетие Военного Министерства 1802-1902. Под общ. ред. Скалона Д.А. В 13 т. - СПб., 1902-1913.).

112 См.: Фрейман О. Сборник полковых (встречных) и исторических маршей Российской армии в партитурах. - Лейпциг, 1901-1902. - Т. 1-4.

113 Магазинер Л.Л. Творчество для духовых оркестров в довоенный период / В кн. «Советская военная музыка». - М., 1977. - С. 269.

В середине XIX столетия сложилась достаточно интересная традиция в репертуарной практике военных оркестров. Помимо музыки, специально написанной для торжественных воинских церемониалов, таких, например, как «Развод караулов», «Вечерняя заря» и некоторых других, для каждой воинской части сочинялся свой встречный марш. Эта традиция была официально закреплена в приказе военного министра № 237 от 30 сентября 1857 года, где говорилось: «Хорам музыкантов во всех полках и отдельных батальонах, — где таковые штатами положены, в строю, для отдания чести Начальнику при его встрече (...) играть всегда один какой-либо марш, и потому, где доселе не имелось еще постоянных полковых или батальонных маршей, там избрать таковые, с тем, чтобы в частях одной и той же дивизии не было сего двух одинаковых маршей»114.

Исследователи истории русской военной музыки Б.Т. Кожевников и Х.М. Хаханян замечают по этому поводу: «Сейчас трудно определить, когда сложилась традиция закрепления маршей за определенными воинскими частями, но именные полковые марши стали распространенным явлением уже в начале 19-го века первоначально в гвардейских частях, а затем и в частях армии. Полковые марши стали как бы музыкальной эмблемой воинской части»115.

Многие российские марши вошли в историю под названием своих воинских частей, например, «Марш Преображенского полка», «Марш Семеновского полка», «Марш Измайловского полка» и др. Ряд маршей связан с определенными событиями военной истории, как, например, «Старинный егерский марш, игранный в сражении под Лейпцигом в 1813 году», «Парижский марш 1814 года», под звуки которого русские войска вошли в Париж, и некоторые другие.

В художественной литературе иногда можно встретить эпизоды, в которых достаточно убедительно и точно изображаются различные воинские торжества и церемонии. Конечно, изучать историю воинских церемониалов по примерам из художественной литературы нельзя, но вот почувствовать дух времени, которое описывается в данном произведении, можно. Один из самых ярких примеров описания воинских церемониалов в художественных произведениях принадлежит перу А.И. Куприна116, который в повести «Поединок» описывает строевой смотр полка русской армии.

Русский писатель А.И. Куприн силой своего художественного таланта смог в своей повести отразить всю сущность царской армии: и тяжесть воинской службы в ней, и трудности казарменной муштры, и бесправие, и

114 См.: Приказы по военному ведомству. В 52 т. - СПб., 1869-1917.

115 Кожевников Б.Т., Хаханян Х.М. Материалы по истории русской военной музыки в первой половине XIX века // Труды Военно-дирижерского факультета. - М., 1961. - Вып. 5. - С. 101-102.

116 Куприн Александр Иванович (1870-1938) — русский писатель, среди сочинений которого автобиографический роман «Юнкера», повести и рассказы «Олеся», «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Яма», цикл очерков «Листригоны» и др.

забитость солдат, и ту чудодейственную силу военной музыки, которая скрашивала, помогала им переносить тяготы военной службы.

«Раз-два! Всплеснули руки о ружейные ремни, брякнули затворы о бляхи поясов. С правого фланга резко, весело и отчетливо понеслись звуки встречного марша. Точно шаловливые, смеющиеся дети, побежали толпой резвые флейты и кларнеты, с победным торжеством вскрикнули и запели высокие медные трубы, глухие удары барабана торопили их блестящий бег, и не поспевавшие за ним тяжелые тромбоны ласково ворчали густыми, спокойными, бархатными голосами...»117.

Не менее сочными красками в повести «Поединок» исполнена картина проведения церемониального марша в заключение строевого смотра полка:

«Оставался церемониальный марш. Весь полк свели в тесную, сомкнутую колонну, пополуротно...

— Полк, смирррна-а... Музыканты, на линию-у!.. Полк, на плечо-о-о!.. К це-ре-мо-ни-аль-но-му маршу-у!.. Попо-лу-ротна-а!.. На двух-взво-одную дистанцию!.. Равнение направо!.. Первая полурота, прямо — шагом марш!..

Дружно загрохотали впереди полковые барабанщики... Звук барабанов становился все тупее и тише, точно он опускался вниз, под землю, и вдруг на него налетела, смяв и повалив его, веселая, сияющая, резко красивая волна оркестра. Это подхватила темп полковая музыка, и весь полк сразу ожил и подтянулся: головы поднялись выше, выпрямились стройные тела, прояснились серые, усталые лица... А слева блестят золотые поющие трубы оркестра... Музыка звучит безумным, героическим, огненным торжеством»118.

Использованные источники: I. Документально-исторические источники

1. Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. Собр. 1-е.

- Т. 24, № 17572.

2. Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. Собр. 1-е.

- Т. 27, № 20570.

3. Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. Собр. 1-е.

- Т. 30, № 23236.

4. Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. Собр. 2-е.

- Т. 2, № 1205.

5. Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1876. Собр. 2-е.

- Т. 51, № 56211.

6. Приказы по военному ведомству. В 52 т. - СПб., 1869-1917.

7. Свод правил о смотрах и парадах больших отрядов войск. - СПб., 1872; Свод правил для парадов, торжественных встреч и нарядов войск на погребение. - СПб., 1886; Правила для парадов и церемоний. - СПб., 1911.

117 Куприн А.И. Поединок. Собрание сочинений в пяти томах. — М., 1982. - Т. 2. - С. 363.

118 Там же. - С. 368-372.

8. Филиал Центрального Государственного Военно-Исторического Архива (ЦТ ВИА в Санкт-Петербурге, фонд 7, дело 64, Военно-походная канцелярия, Приказ Военного Министра № 158 за 1866 г.

II. Научная литература

1. Диев Б.А. Музыкальное оформление парадов Советской Армии // Труды института военных дирижеров. - М., 1956. - Вып. З. - С. 3-102.

2. Дунаев Л.Ф. Воспоминания о работе над музыкальной редакцией Государственного гимна СССР и Государственного гимна Российской Федерации // Музыка и время. 2016. № 7. - С. 9-20.

3. Елец Ю.Л. История Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка: В 2 т. - СПб., 1898. - Т. 2. - С. 574.

4. Зудин Н.А.Составы военных оркестров и пути их усовершенствования // Труды Военно-дирижерского факультета Московской консерватории. - М., 1965. - Вып. 8. - С. 6.

5. Калинкович Г.М. Н.А. Римский-Корсаков — инспектор военно-музыкальных хоров Морского ведомства // Труды института (военных дирижеров). - М. 1952. - Вып. 1. - С. 52.

6. Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». - М., 1988. - С. 251.

7. Квадри В.В. Императорская главная квартира. История государевой свиты. Царствование Императора Александра I. - СПб., 1904. - С. 4. (Столетие Военного Министерства 1802-1902. Под общ. ред. Скалона Д.А. В 13 т. - СПб., 1902-1913.).

8. Кожевников Б.Т. Материалы по истории русской военной музыки в XVIII веке // Труды института (военных дирижеров). - М., 1957. - Вып. 4. -С. 163-165.

9. Кожевников Б.Т., Хаханян Х.М. Материалы по истории русской военной музыки в первой половине XIX века // Труды Военно -дирижерского факультета Московской консерватории. - М., 1961. - Вып. 5. - С. 82, 91, 101-102.

10. Кукарцева М.А., Черток М.Д. Музыкальные армейские ритуалы как «политические тексты» // Международная жизнь. 2013. № 5. - С. 140-152.

11. Куприн А.И. Поединок. Собрание сочинений в пяти томах. - М., 1982. -Т. 2. - С. 363.

12. Магазинер Л.Л. Творчество для духовых оркестров в довоенный период / В кн. «Советская военная музыка». - М., 1977. - С. 269.

13. Ноздрунов Б.М. (Б. Рунов). Материалы по истории русской военной музыки во второй половине XIX века // Труды Военно-дирижерского факультета Московской консерватории. - М., 1964. - Вып. 7. - С. 16, 18.

14. Рощин Л.В. Наши воинские символы. - М., 1989. - С. 199-200.

15. Серых В.Д. Воинские ритуалы. - М., 1986. - С. 7, 81.

16. Стасов В.В. Собр. сочинений. - СПб., 1894. - С. 224.

17. Сурин Н.К. Русская военно-церемониальная музыка (1750-1917 гг.) // В помощь военному дирижеру. - М., 1983. - Вып. 21. - С. 54-55, 61.

18. Тутунов В.И. 250 лет военно-оркестровой службы в России: Краткий исторический очерк // Труды Военно-дирижерского факультета. - М., 1961. - Вып. 5. - С. 5-6.

19. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. - М., 1975. - С. 8.

20. Флетчер Д. О государстве русском. Под ред. Н.В. Голицина. - СПб., 1911. - С. 99.

21. Фрейман О. Сборник полковых (встречных) и исторических маршей Российской армии в партитурах. - Лейпциг, 1901-1902. - Т. 1-4.

22. Хаханян Х.М. Служебная деятельность военных оркестров / В кн. «Советская военная музыка». - М., 1977. - С. 49.

23. Черных А.В. Советское духовое инструментальное искусство: Справочник. - М., 1989.

III. Диссертационные исследования

1. Аксенов Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1972.

2. Ашев Г.А. Эстетическая сущность воинских ритуалов: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1971.

3. Диев Б.А. Музыкальное оформление военных парадов Советской Армии: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1955.

4. Дунаев Л.Ф. Становление инструментовки-науки и ее развитие в отечественном музыкознании XX века: Дис. ... доктора искусствоведения. -М., 2000.

5. Ермоленко А.Л. Эволюция инструментовки в отечественной духовой музыке до 70-х годов XIX века: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2000.

6. Калинкович Г.М. Деятельность Н.А. Римского-Корсакова на посту инспектора военно-музыкантских хоров Морского ведомства и его творческое наследие для военно-духового оркестра: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1953.

7. Радугин В.М. Эстетический идеал и его воплощение в искусстве: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1995. - С. 126-130.

8. Трубников Н.А. Военно-духовая музыка в системе идейно-эстетического воспитания советского воина: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1981.

9. Цицанкин B.C. Музыкальная культура Российской армии и флота во второй половине XIX века: (Ист. аспект): Дис. ... канд. ист. наук. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.