Научная статья на тему 'РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ (ИЗ ИСТОРИИ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ РОССИИ В IX - XVIII ВЕКАХ)'

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ (ИЗ ИСТОРИИ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ РОССИИ В IX - XVIII ВЕКАХ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКИЙ ЦЕРЕМОНИАЛ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ / ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фурманов В.И.

Российские воинские церемониалы - исторически сложившаяся, устойчивая, передающаяся из поколения в поколение разновидность традиций, реализующихся в форме условных символических действий и практических приемов, связанных с жизнью армии. Воинские церемониалы России в IX - XVIII веках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN NATIONAL TRADITION MILITARY CEREMONIALS (FROM THE HISTORY OF MILITARY CEREMONIALS IN RUSSIA IN THE IX - XVIII CENTURIES)

Russian military ceremonials are a historically formed, stable, and transmitted from generation to generation variety of traditions that are implemented in the form of conventional symbolic actions and practical techniques related to the life of the army. Military ceremonials of Russia in the IX-XVIII centuries.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ (ИЗ ИСТОРИИ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ РОССИИ В IX - XVIII ВЕКАХ)»

УДК 93/94

Фурманов В.И. преподаватель 44 кафедры ВИ (ВД) ВУ МО РФ Москва

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ (ИЗ ИСТОРИИ ВОИНСКИХ ЦЕРЕМОНИАЛОВ

РОССИИ В IX - XVIII ВЕКАХ)

Аннотация: Российские воинские церемониалы — исторически сложившаяся, устойчивая, передающаяся из поколения в поколение разновидность традиций, реализующихся в форме условных символических действий и практических приемов, связанных с жизнью армии. Воинские церемониалы России в IX- XVIII веках.

Ключевые слова: воинский церемониал, отечественная история, оркестровая музыка, национальная идея.

Furmanov V.I. teacher 44 of the Department of VI (VD) VU MO RF Moscow

RUSSIAN NATIONAL TRADITION MILITARY CEREMONIALS (FROM THE HISTORY OF MILITARY CEREMONIALS IN RUSSIA IN THE IX - XVIII CENTURIES)

Abstract: Russian military ceremonials are a historically formed, stable, and transmitted from generation to generation variety of traditions that are implemented in the form of conventional symbolic actions and practical techniques related to the life of the army. Military ceremonials of Russia in the IX-XVIII centuries.

Keywords: military ceremonial, national history, orchestral music, national idea.

Российские воинские церемониалы — это исторически сложившаяся, устойчивая, передающаяся из поколения в поколение разновидность традиций, реализующихся в форме условных символических действий и практических приемов, связанных с жизнью армии. Они служат закреплению и распространению воинских традиций, способствуют поддержанию боевого духа армии, помогают эффективно обучать и воспитывать военнослужащих. Зарождение, развитие и совершенствование российских воинских церемониалов происходило в конкретной

исторической обстановке, поэтому их изучение нельзя себе представить вне контекста отечественной истории в целом, истории российской армии и флота в особенности.

Зарождение древних ритуалов на заре человеческой цивилизации было вызвано практическими потребностями в жизни первобытных людей, возникшими в процессе трудовой деятельности и обусловленными сложившимися к тому времени социальными отношениями. В первобытном обществе процесс трудовой деятельности находился в неразрывной связи с пением и плясками. Составным элементом древних ритуалов с момента их зарождения была музыка, существовавшая в то время именно в виде песен и сопровождавших их танцев. В глубокой древности, когда само движение служило для человека способом непосредственного выражения сильных эмоций, чаще всего сильных положительных эмоций, охваченный ликованием человек пускался в пляс. Бьющая через край радость жизни, ощущение здоровья, наслаждения бытием выливались у него, как правило, в энергичные движения. Причем, во многих случаях коллективные энергичные движения усиливали совместно переживаемое чувство, которое выливалось в конечном итоге еще и в коллективное пение.

Среди первых ритуалов, зародившихся в глубокой древности, можно назвать ритуал посвящения в члены рода, ритуал захоронения выдающихся лиц и др. Большое значение в первобытном обществе придавалось также и воинской деятельности, поэтому в древних ритуалах особое место занимала военная тематика. Вообще же корни зарождения древних ритуалов следует искать в потребностях развития человеческого общества и в социально обусловленной природе людей.

Говорить о зарождении именно воинских церемониалов в глубокой древности было бы не совсем верно, так как в первобытном обществе могли возникнуть только отдельные элементы воинских церемониалов. Можно, например, согласиться с мнением одного из исследователей российских воинских церемониалов Г.А. Ашева, считавшего, что в первобытном обществе ритуалы еще составляли целостное социальное явление, что в них только начинали складываться отдельные элементы новых разновидностей

— религиозных и воинских ритуалов36.

Еще один автор, занимавшийся исследованием российских воинских церемониалов, — В.Д. Серых в книге «Воинские ритуалы» по этому поводу замечает: «В первобытном обществе, не знавшем войн, не могли оформиться и воинские ритуалы. Появились лишь отдельные их элементы

— боевые игры, воинственные пляски, песни, которые исполнялись при встречах возвращавшихся после вооруженных столкновений соплеменников. Обрядовая сторона военной деятельности первобытного человека была связана с необходимостью лучше подготовиться к

36См: Ашев Г.А. Эстетическая сущность воинских ритуалов: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1971. - С. 49.

вооруженному нападению, повторить приемы борьбы, типизировать их, создать необходимое настроение, уверенность в победе»37.

На базе разложения первобытного общества, как считают многие исследователи, первым на территории нашей страны возникло скифское государство. В IV веке до новой эры это государство представляло собой союз воинственных племен, в каждом из которых имелся свой вождь, возглавлявший войско во время походов. В скифском государстве широко был развит ритуал погребения, о чем свидетельствуют раскопки скифских курганов. Дорогие украшения, роспись сосудов, искусно сделанное оружие говорят о довольно высокой культуре этого рабовладельческого государства.

Уже в первые века нашей эры в римских и византийских источниках встречаются упоминания о могущественных племенах антов, славившихся своей силой, выносливостью, храбростью. Племена антов были предшественниками современных восточных славян. В те времена они жили родовыми общинами. Родовая знать, т.е. старейшины, жрецы-волхвы, военачальники, выбиравшиеся миром — общиной, во многом определяла жизнь общества. Большую роль играла языческая религия, которая отражала зависимость славян от стихийных сил природы. Отсюда культ бога неба и огня Сварога и его сыновей Сварожичей, бога грозы Перуна, жертвоприношения, обряды похорон-сожжений и т.п.

Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что воинские церемониалы (а если быть более точным, — только отдельные элементы воинских церемониалов) зародились в глубокой древности на основе трудовой и воинской деятельности, включавшей в себя боевые игры, пение (песни), пляски (танцы) и их музыкальное сопровождение.

Дальнейшее развитие воинских церемониалов в России связано с образованием древнерусского государства (Киевской Руси в 1Х-Х11 вв.). До середины IX века на территории нашей страны не существовало единого государства. Здесь жили отдельные племена и союзы племен: вятичи, древляне, ильменские славяне, кривичи, поляне и другие. Между этими племенами часто вспыхивали ссоры, происходили бесконечные стычки, гибли люди и их имущество. Как гласит легенда, представители враждующих племен собрались однажды вместе и решили призвать иностранного князя, чтобы он, наконец, навел у них порядок. Этим «призванным» князем оказался варяг по имени Рюрик, которого «призвали» на княжение, по мнению летописца, в 862 году. Князь Рюрик стал главою династии, которая правила русскими землями более 700 лет (последний Рюрикович на российском престоле — царь Федор Иоаннович — умер в 1598 г.).

7 Серых В.Д. Воинские ритуалы. - М., 1986. - С. 7.

В дружине Рюрика было много могучих воинов, таких как Аскольд и Дир, которые не могли вынести и дня спокойной жизни: им нужны были только военные походы. Так что в те далекие времена, в период правления самого Рюрика, а затем и его потомков — Олега, Игоря, Ольги, Святослава и многих других новгородских, владимирских, киевских князей, недостатка в воинской деятельности, являвшейся благодатной почвой для возникновения новых воинских церемониалов, не было.

Именно в этот период в княжеских дружинах сложились первые воинские церемониалы, такие как, например, торжественная встреча, сбор войска, выступление в поход, посвящение в воины, торжества по случаю победы, погребение воинов и т.д.

Один из первых воинских церемониалов, прочно закрепившийся в русском обществе, был церемониал смотра княжеской дружины перед выступлением в боевой поход. Сначала происходила торжественная встреча князя. Затем сам князь проверял оружие и снаряжение дружинников. Дружинники практиковались в подаче военных сигналов при помощи турьих рогов, производили различные перестроения, отрабатывали приемы использования оружия и т.д. Церемониал выступления в боевой поход осуществлялся под музыку оркестров, основными инструментами которых были трубы, сурны, бубны, набаты38.

В дружинах древнекиевских князей зародился также воинский церемониал посвящения в воины. Этот церемониал состоял как бы из двух частей: обряда испытания и обряда клятвы верности князю39. Там же — в княжеских дружинах зародился и торжественно-траурный церемониал захоронения с воинскими почестями погибших в бою князей. «Унылы голоси, пониче веселие, трубы трубят Городеньские», говорится в «Слове о полку Игореве», когда «един же изрони жемчюжну душу из храбра тела чрес злато ожерелие»40.

Итак, можно сделать вывод, что в 1Х-Х11 вв. происходило непосредственное формирование первых отечественных воинских церемониалов.

Следующий этап развития и совершенствования российских воинских церемониалов связан с периодом преодоления феодальной раздробленности Руси и борьбы русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и агрессией западных крестоносцев.

К концу XII века в Киевской Руси возникли новые центры, практически ставшие независимыми от Киева. Феодальная раздробленность, выдвинув новые центры интенсивной политической и экономической жизни, способствовала развитию самобытной культуры в крупнейших землях и княжествах. В летописях этого исторического

38 См.: Михневич В.О. Очерк истории музыки в России. - СПб., 1879. - С. 27.

39 См.: Гаркави А.Я. Сказание мусульманских писателей о славянах и русских. - СПб., 1870. - С. 267-268.

40 Слово о полку Игореве. 800 лет: Сборник. - М., 1986. - С. 23.

периода отражались крупнейшие события истории всех русских земель. Народом бережно сохранялись былины, героические предания, пришедшие из славной истории Киевской Руси, создавался новый эпос.

Вместе с тем феодальная раздробленность русских земель в конце XII — начале XIII веков ослабляла оборону страны и не давала возможности объединить силы для борьбы с внешней опасностью. Русь — богатая земля с высокоразвитой культурой, но разделенная на отдельные части, представляла собой удобный объект для нападения внешних врагов. Политический раскол и распри между удельными княжествами постоянно углублялись. В минуту смертельной опасности Русь оказалась полностью разобщенной и не готовой к отпору врагу.

В 1223 году на реке Калка в Приазовье произошло первое, закончившееся поражением, столкновение русских с монголо-татарами. А уже вскоре, между 1237 и 1240 гг. большая часть русских земель была завоевана и опустошена. С этого времени на Руси началось монголо-татарское иго: Русь обязана была платить ежегодную дань в пользу завоевателей, а князья должны были получать в Золотой Орде «ярлыки», т.е. грамоты на княжение в своих землях.

В течение ХШ-Х1У вв., невзирая на всю тяжесть монголо-татарского ига, жизнь на Руси продолжалась, не иссякали надежды на освобождение от завоевателей, продолжалось дальнейшее развитие военного дела, а, стало быть, и воинских церемониалов. В это время, помимо уже названных воинских церемониалов: встреча князей, посвящение в воины, сбор войска, выступление в поход, торжества по случаю победы, погребение воинов, стали появляться и другие воинские церемониалы.

По мнению Х.М. Хаханяна, много и плодотворно занимавшегося историей российских воинских церемониалов, еще в войсках Древней Руси, а затем единого Московского государства широкое распространение получили такие церемониалы, как торжественная заря и развод караулов41.

На различных этапах истории отечественных государственных образований эпохи Средневековья — от Киевской Руси до единого Московского государства — воинские церемониалы играли важную роль в военной жизни княжеских дружин, народного ополчения, а позднее — стрелецкого войска. Об этом свидетельствуют летописи, описания иностранных путешественников, памятники народного эпоса. Имеется, например, ряд документальных подтверждений использования духовых (трубы) и ударных (бубны) музыкальных инструментов на полях сражений, косвенно указывающих на повышение значения музыкальных сигналов при управлении русскими войсками, на возрастание роли церемониальности в военных действиях.

41 См: Хаханян Х.М. Служебная деятельность военных оркестров / В кн. «Советская военная музыка». -М., 1977. - С. 49.

Очередной этап развития и совершенствования российских воинских церемониалов связан с периодом завершения объединения русских земель вокруг Москвы и образования единого Русского государства.

Этому процессу в решающей мере способствовала победа, одержанная Дмитрием Донским на Куликовом поле над ордынцами Мамая в 1380 году. Весь XV век ознаменовался процессом собирания русских земель вокруг Москвы. Обстановка для этого складывалась вполне благоприятная — постепенный распад Золотой Орды и стабильность собственной правящей династии позволили московским князьям успешно осуществлять свои замыслы. Укрепление их власти неуклонно вело к исчезновению многих удельных княжеств Северо-Восточной Руси и превращению их в составные части нового единого государства.

В этот период появились новые воинские церемониалы, такие, как утренняя и вечерняя заря, дипломатические встречи, выносы знамен, явившихся прообразами будущих воинских церемониалов общей полковой вечерней поверки, почетного караула, встречи боевого знамени и др.42.

Российское государство в ХШ-ХШ1 вв. беспрестанно вело различные войны. Сначала были завоеваны образовавшиеся в результате распада Золотой Орды Казанское и Астраханское ханства, затем началось покорение Сибири, велись войны с Ливонией, Польшей, Швецией, и др. В этих войнах постепенно совершенствовались действия войск, оттачивалось ратное мастерство каждого отдельного воина, накапливался опыт ведения войн, а вместе с этим совершенствовались и воинские церемониалы, бытовавшие в то время в российской армии (сбор и смотр войск, вынос знамен, встречи военачальников, торжества по случаю побед, утренняя и вечерняя заря, погребение воинов и др.).

Сведения о совершенствовании воинских церемониалов мы находим уже не только в летописях, описаниях иностранных путешественников или памятниках народного эпоса, но и в серьезных исторических документальных источниках. Так, например, в изданном в 1647 году по указу царя Алексея Михайловича первом русском воинском уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей»43, предназначенном для полков «европейского строя», целая глава посвящена описанию действий барабанщиков в различных случаях жизни войск44.

Необходимо отметить, прежде всего, что в этой главе первого русского воинского устава имеется ссылка на опыт других европейских

42 См.: Сурин Н.К. Русская военно-церемониальная музыка (1750-1917 гг.) // В помощь военному дирижеру. - М., 1983. - Вып. 21. - С. 54-55.

43 См.: Учение и хитрость ратного строения пехотных людей. Издание Главного Штаба. Печатано под наблюдением действительного члена Императорского Русского Исторического Общества А.З. Мышлаевского и члена С.-Петербургского Археологического Института И.В. Парийского. - СПб., 1904.

44 См.: Тутунов В.И. 250 лет военно-оркестровой службы в России: Краткий исторический очерк // Труды Военно-дирижерского факультета. - М., 1961. - Вып. 5. - С. 5-6.

стран, в которых применяются трубные сигналы и барабанные бои для подачи различных команд в войсках: «У райтаров и во всех местех, во Италии и во Шпании и во францужской, и в недерлянской, и в аглинской земле, и во многих иных местех повелося, что они трублею и битием по барабанам ведают разныя знаки давати»45.

Для обеспечения различных потребностей в жизни и деятельности войск, в середине XVII века уже существовало большое количество разнообразных видов барабанных боев («статей»). О некоторых из них речь идет в седьмой главе устава: «И по прямому надобе и доведется тому быти, что разными статиями по барабаном бити, своя статия, как салдатов побудите, чтоб им со оружием к знаменю быти. Так же и иныя статии, когда в поход итти, и когда на походе, иное всполошное время, чтобы недруга как блиско подойдет с оружием, ведати встретити; иной знак, когда на делную сторожу. Иной знак, когда на шарную сторожу. Иная статия, когда нечто выкликати. Иной знак, когда спешно. Иной знак, как протяжливо наготове быти. Иной знак, в радостное, иной знак, в печалное время давати»46.

Необходимо заметить, что в уставе речь ведется также о конкретных воинских церемониалах, которые проводились с участием полковых барабанщиков. Например, достаточно подробно объясняются действия барабанщиков и военнослужащих в воинском церемониале сбора по тревоге: «А тому быти не доведется, но всякому служивому человеку подобает по всяк час и воокомгнение готову к вооруженну быти, в поход и на бой. И как ты сия выкликании оставиш, и тебе салдатов своих к тому лучши будет мощно держати, и мощно тебе по подобию им барабаном знак, велети давати, чтобы они в тот час наготове и в собрании были, как тот знак услышат, и также недругу не знатно будет и самим салдатам то неведомо, что у тебя на мысле, и не доведется того никому сказывати, когда в страховитое время. И всякому ратному человеку доведется днем и нощию, как услышит, что по барабану на собрание бить станут, что со всем оружием

47

и с рухлядью к знаменю своему спешити» .

В некоторых случаях команды войскам могли передаваться с помощью ротных барабанщиков, которых с этой целью собирали как бы в сводный оркестр барабанщиков: «А когда в полку доведется нечто сказати и объявити, или некакое повеление, или заказ учинити, и то сторожеставец, тому полковому барабанщику прикажет, и он к себе позовет всех рот барабанщиков, и что ему сказано, и то барабаны объявят»48.

45 Учение и хитрость ратного строения пехотных людей. Издание Главного Штаба. Печатано под наблюдением действительного члена Императорского Русского Исторического Общества А.З. Мышлаевского и члена С.-Петербургского Археологического Института И.В. Парийского. - СПб., 1904. - С. 269.

46 Там же. - С. 269.

47 Там же. - С. 270.

48 Там же. - С. 270.

В уставе имеется очень интересное свидетельство того, что барабанщики использовались не только по своему прямому назначению, но еще и как парламентеры, которых направляли к противнику с различными парламентерскими поручениями. Об этом прямо говорится в уставе: «Полковой сторожеставец выберет лучшаго барабаньщика, а ведется что емлют его исполковниковы роты, потому, что в полковникове роте лутчие барабанщики бывают, и учинить его полковым барабанщиком. И тому барабанщику подобает не толко что горазду быти по барабану бити, но и разумному избойливому салдату быти, потому, что держать его в четырех мерех. А особно как его к недругу о нужных приказных делах посылают чтобы ему будучи у недруга на всякие угодия и меры которыя ему в таковом послании видети лучится примечати и внимати которыя временем полку добре годно бывают. Так же ему доведется, быти мужу праведливу и верну, чтобы ему мочно, во многих денгах, и в драгих мерех поверити»49.

Как видим, в российских воинских церемониалах с самого начала (с момента их возникновения) существенную роль играла музыка. Естественно, что в глубокой древности в воинских церемониалах музыка была представлена простейшими боевыми сигналами. Поэтому изучение роли музыки в российских воинских церемониалах, на наш взгляд, целесообразно начать именно с рассмотрения простейших боевых сигналов.

Начиная разговор о боевых сигналах, необходимо, в первую очередь, получить четкое представление об инструментах, на которых могли подаваться (исполняться) эти сигналы. Естественно, речь идет, прежде всего, о духовых музыкальных инструментах.

Духовые музыкальные инструменты являются древнейшими инструментами мира. Первобытный человек, осознавший возможность извлечения звука из камыша, кости, рога или раковины, стал самым активным образом использовать эти звуки — вначале на охоте, войне, затем — в различных обрядовых и праздничных церемониях.

Наши предки в глубокой древности для подачи военных сигналов применяли турьи рога — сигнальные духовые музыкальные инструменты, изготовленные из рогов туров — первобытных быков. Позже их заменили русскими народными музыкальными инструментами, напоминающими по форме турьи рога, но изготовленными из дерева. Такие инструменты стали называться рожками.

Помимо турьих рогов для подачи боевых сигналов в старину применялись и другие духовые музыкальные инструменты. Так, например, Г.В.с Пучков в работе, посвященной боевым музыкальным инструментам русского народа50, среди духовых сигнальных инструментов называет трубы (деревянные мундштучные), сурны (язычковые) и посвистели (давно

49 Там же. - С. 271.

50 См.: Пучков Г.В. Боевые музыкальные инструменты русского народа (1Х-Х^ вв.) // В помощь военному дирижеру. - М., 1990. - Вып. 28. - С. 33-44.

вышедшие из употребления небольшие поперечные флейты с высоким свистящим звуком). В Древней Руси в качестве сигнальных инструментов использовались также и ударные музыкальные инструменты — бубны, накры (типа современных литавр), набаты (ударные музыкальные инструменты гигантских размеров).

Сведений о характере звучания инструментов в те далекие времена почти не сохранилось, однако можно предположить, что военные сигналы по звучанию и значению были очень разнообразными. И турьи рога, и трубы, и ударные инструменты, обладая определенными выразительными возможностями, в качестве сигнальных музыкальных инструментов могли передавать самые различные команды: сбор, начало движения, к бою, отступление и т.д.

О роли сигнальных инструментов в древнерусском войске мы имеем возможность судить по некоторым свидетельствам летописцев. Так, например, одно из самых ранних упоминаний о боевых сигнальных инструментах русского народа встречается в повествовании об осаде Киева печенегами в 968 году. Как рассказывает летописец, печенеги обступили город со всех сторон, так что нельзя было ни выйти из города, ни вести послать; народ изнемог от голода и жажды. Когда же горожане наконец смогли сообщить о своем безвыходном положении, ратники воеводы Претича, стоявшие на другой стороне Днепра, решили оказать осажденным помощь. «На другой день, сев в лодки на рассвете, начали они громко трубить, а люди в городе отвечали им радостными кликами. Печенеги подумали, что сам князь пришел, и побежали от города в разные стороны...»51.

А.В. Висковатов в работе «Историческое описание вооружения и одежды русских войск» ссылается на древнерусского летописца, который сообщает потомкам еще об одной осаде Киева, но осаде уже не печенегами, а полками русских князей в 1151 году. Исследователь приводит интересные свидетельства применения в российских войсках сигнальных музыкальных инструментов: «при осаде Киева князьями Георгием Суздальским и Владимиром Галицким как осажденные, так и осаждавшие имели у себя трубы и бубны»52.

Памятник древнерусской литературы конца XII века «Слово о полку Игореве», в котором неизвестный автор описывает неудачный поход против половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича, также дает нам ценные сведения о музыкальных инструментах бытовавших в русском войске в те времена: «Кони ржут за Сулою, гремит слава в Киеве, трубы трубят в Новегороде, знамена развеваются в Путивле...», а затем летописец продолжает повествование о мужественных российских витязях:

51 Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М., 1989. - С. 38.

52 Висковатов А.В. Историческое описание вооружения и одежды русских войск. - СПб., 1841. - С. 103.

«Они метки в стрелянии, под звуком труб повиты, концом копья

53

вскормлены...»53.

О том, что в русском войске с давних времен применялось большое количество различных сигнальных инструментов, мы узнаем не только из древнерусских летописей. Об этом имеются также многочисленные свидетельства и иностранных наблюдателей. Так, например, Генрих Латвийский — идеолог немецких крестоносцев и участник их походов в Ливонию, не один раз сталкивавшийся с русскими войсками в XIII веке, неоднократно указывает на наличие у русских дудок и литавр: «Русские добрались до небольшой реки, перешли ее и остановились. Затем собрали вместе свое войско, ударили в литавры, затрубили в свои дудки, и стали король псковский Владимир и король новгородский, обходя войско, ободрять его перед битвой»54. На Руси дудками в старину называли народные музыкальные инструменты семейства продольных флейт — свирели и сопели. Поэтому можно предположить, что Генрих Латвийский словом «дудки» назвал имевшиеся в русском войске другие духовые музыкальные инструменты — трубы или сурны, а словом «литавры», возможно, назвал имевшийся в русском войске похожий на литавры другой ударный инструмент — накры.

Итак, в русском войске с древних времен широко использовались различные сигнальные музыкальные инструменты, как духовые, так и ударные. С течением времени музыкальные инструменты, на которых подавались боевые сигналы, постепенно совершенствовались. Менялись также и способы применения этих инструментов. Они стали использоваться не только как отдельные боевые сигнальные инструменты, но все чаще объединенные в группы инструментов, которые постепенно увеличивались в своем количественном составе и перерастали в оркестры.

В этой связи, необходимо все же заметить, что появление оркестров и оркестровой музыки не устранило совсем необходимости в подаче боевых сигналов, а, следовательно, не устранило и сами сигнальные инструменты. Параллельно с совершенствованием сигнальных инструментов и возникновением оркестров и оркестровой музыки, необходимость в подаче различных боевых сигналов сохранялась. В русской армии даже возникла на этой почве важнейшая ее составная часть — сигнальная служба.

Совершенствование отдельных музыкальных инструментов и исполнительства на этих инструментах, а также появление оркестров, привело в конечном итоге к возникновению инструментальной и оркестровой музыки. Уже во времена Киевской Руси инструментальная (и оркестровая в том числе) музыка занимала достаточно важное место в

53 Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». -М., 1988. - С. 251.

54 Хроника Ливонии Генриха Латвийского. - М., 1938. - С. 179, 227-228.

жизни общества. Ю.А. Усов в своей работе «История отечественного исполнительства на духовых инструментах» замечает по этому поводу:

«Инструментальная музыка занимала заметное место в придворной жизни Киевской Руси. Она сопровождала различные придворные церемонии, а также пиры в богатых домах, звучала на празднествах боярства и богатого купечества»55. Можно утверждать, что без музыкантов дело не обходилось в светской, придворно-церемониальной жизни. Музыканты в обязательном порядке присутствовали при приеме иноземных послов, заключении мира, входили в княжескую свиту во время торжественных выездов и т.д.

Однако характер общественной жизни этого исторического периода, изобиловавшего войнами, все же оставлял большие возможности для музыки военной. В древней Руси большое общественное значение имела ратная музыка. Под звуки труб и барабанов князья вели свое войско в поход, призывные сигналы труб и громовые раскаты барабанов были слышны во время боя на поле сражения и при штурме крепостных стен.

Вот как, например, описывает летописец сборы в поход русского войска под предводительством московского князя Дмитрия Донского: «Кони ржут на Москве, бубны бьют на Коломне, трубы трубят в Серпухове»56. Под бодрящие звуки труб и бубнов отправлялась русская рать на битву с татарами.

У нас есть возможность не только прочесть тексты в старинных летописях об имевшихся в русском войске сигнальных инструментах, но также и узнать, как выглядели эти инструменты. Так, например, на миниатюре из Никоновской летописи57, изображающей сбор войск на Куликовом поле, в центре композиции мы видим воинов с сигнальными трубами.

Музыкальное оформление военных празднеств и церемоний государственного значения издавна получило большое распространение на Руси. Так, например, немецкий дипломат и путешественник С. Герберштейн, дважды побывавший в Москве в начале XVI века, оставил следующие любопытные свидетельства: «...у них много трубачей, и если они по отечественному обычаю станут дуть в свои трубы все вместе и загудят, то можно услышать тогда некое удивительное и необычайное созвучие. Есть у них и другой род музыки, который на их родном языке называется зурною. Когда они прибегают к ней, то играют почти в продолжение часа, немного более или менее, до известной степени без всякой передышки или втягивания воздуха. Они обыкновенно сперва

55 Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. - М., 1975. - С. 8.

56Задонщина; Летописная повесть о побоище на Дону; Сказание о Мамаевом побоище: /' К 600-летию Куликовской битвы. 1380-1980. Сборник. - М., 1982. - С. 94.

57Никоновская летопись — общерусский свод XVI века, представляющий собой компиляцию многих источников по истории России; составлена ок. 1539-1542 гг.; один из списков Никоновской летописи принадлежал патриарху Никону.

наполняют воздухом щеки, а затем, как говорят, научившись одновременно втягивать воздух ноздрями, издают трубою звук без перерыва»58.

Есть и другие свидетельства о музыке российских воинских церемониалов в XVI веке. Так Д. Флетчер, английский писатель и дипломат, прибывший в Россию в 1588 году в качестве посланника английской королевы Елизаветы, писал: «Большие дворяне, или старшие всадники, привязывают к своим седлам по небольшому медному барабану, в который они бьют, отдавая приказания или устремляясь на неприятеля. Кроме того, у них есть барабаны большого размера, которые возят на доске, положенной на четырех лошадях. Этих лошадей связывают цепями, и к каждому барабану приставляется по восьми барабанщиков.

Есть у них также трубы, которые издают дикие звуки, совершенно различные от наших труб. Когда они начинают дело или наступают на неприятеля, то вскрикивают при этом все за один раз так громко, как только могут, что вместе с звуком труб и барабанов производит дикий, страшный

59

шум»59.

Исследователь воинских церемониалов Б.А. Диев писал по поводу музыкального оформления военных празднеств и церемоний государственного значения в XVI веке: «Для музыкального сопровождения всех этих церемоний составлялись различные ансамбли из музыкантов, игравших на самых разнообразных инструментах, — дудках, волынках, трубах, зурнах, свирелях, бубнах, литаврах, барабанах и др. Особенно важное значение приобретали ансамбли «дударей» в боевых походах, зажигая в сердцах воинов огонь славы и мужества»60.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что роль духовых и ударных музыкальных инструментов в так называемой ратной и придворно-церемониальной музыке на Руси всегда была велика. В свою очередь, музыка воинских церемониалов в значительной мере зависела от общего состояния русской музыкальной культуры в целом и военно-оркестрового дела в частности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменения в использовании боевых сигнальных инструментов русского народа, которые стали применяться не только как отдельные, самостоятельные инструменты, но чаще — как объединенные в группы инструментов, постепенно увеличивавшиеся в своем количественном составе и перераставшие в военные оркестры, обусловило появление специального репертуара для этих оркестров. Такой репертуар был необходим для обеспечения военными оркестрами основного вида их деятельности, заключавшемся в проведении повседневных строевых мероприятий войск, и установлением в русской армии ряда воинских церемониалов, также требовавших участия в них военных оркестров.

58Герберштейн С. Записки о московитых делах. - СПб., 1908. - С. 79-80.

59Флетчер Д. О государстве русском. Под ред. Н.В. Голицина. - СПб., 1911. - С. 99.

60Диев Б.А. Музыкальное оформление парадов Советской Армии. - М., 1956.

В начале XVIII века в российских вооруженных силах произошли коренные преобразования, связанные в основном с организацией Петром I русской регулярной армии (войск, имеющих штатную организацию, форму обмундирования, установленный законом и уставами порядок комплектования, прохождения службы, обучения и воспитания). Одновременно с введением постоянных штатов армейских подразделений, вводились и штаты военных оркестров61. В первых полках российской регулярной армии Преображенском и Семеновском — штатные военные оркестры имелись со дня их основания в 1686 году. С 1711 года штатные военные оркестры были введены во все полки русской армии. В дальнейшем при организации новых полков, как войск гвардии, так и армии, в их штатном расписании всегда предусматривался военный оркестр62.

Военный оркестр в конце XVII - начале XVIII вв. состоял всего из 911 исполнителей, среди которых 1-2 гобоиста-иностранца (один из них — капельмейстер) и 8-10 гобоистов-русских. Гобоистами тогда, как известно, называли всех военных музыкантов, включая и тех, которые играли на других инструментах, флейтах, трубах, валторнах. Оркестр пехотного полка, например, состоял из пяти гобоистов, двух валторнистов и двух трубачей. Русская армия в то время не имела своих руководителей военных оркестров, в связи с чем из-за границы выписывались иностранные музыканты, которые обязаны были не только заниматься исполнительской деятельностью, но и обучать солдатских детей игре на различных духовых инструментах. Последнее обстоятельство имело очень большое значение для развития военно-оркестрового дела, так как являло собой начало целенаправленной деятельности по подготовке кадров отечественных военных музыкантов.

Появление военного оркестра как постоянного воинского подразделения и исполнительского коллектива с четким определением его функциональных задач оказало серьезное воздействие на развитие воинских церемониалов. В этот период воинские церемониалы получают более четкую организацию, порядок их проведения регламентируется в первых русских воинских уставах и царских указах (например, воинский устав 1716 г., собственный указ Петра I о том, как бить «Зарю» и др.)63.

Определенный интерес с точки зрения познания специфики российских воинских церемониалов представляет Артикул воинский (1715, апреля 26). Некоторые дореволюционные исследователи отрицали самостоятельный характер Артикула воинского, считая его переводом на русский язык иностранного закона. Однако изучение истории разработки

61 См.: Зудин Н.А.Составы военных оркестров и пути их усовершенствования // Труды Военно-дирижерского факультета Московской консерватории. - М., 1965. - Вып. 8. - С. 6.

62 См.: Кожевников Б.Т. Материалы по истории русской военной музыки в XVIII веке // Труды института (военных дирижеров). - М., 1957. - Вып. 4. - С. 163-165.

63 См.: Сурин Н.К. Русская военно-церемониальная музыка (1750-1917 гг.) // В помощь военному дирижеру. - М., 1983. - Вып. 21. - С. 55.

Артикула воинского, а также анализ его содержания убедительно свидетельствует о другом — это оригинальный памятник русского права, сыгравший большую роль в развитии уголовного и процессуального законодательства России.

Советский историк П.П. Епифанов, осуществивший большую работу по выявлению подлинной истории подготовки и составления Артикула воинского, указывал, что «Петр постепенно вводил в армии отдельные Уставы и Уставные положения, которые регламентировали те или другие стороны жизни армии и способствовали ее развитию в армию регулярную»64.

В дальнейшем вместе с Артикулом воинским и другими воинскими законами обычно публиковался и Устав воинский, сопровождавшийся, как и другие подобные публикации того времени, очень пространным подзаголовком:

«Книга Устав воинский о должности генералов, фелтмаршалов и всего генералитета, и протчих чинов, которые при войске надлежат быть, и о иных воинских делах, и поведениях, что каждому чинить должно. Купно при сем Артикул воинский и с процесом надлежащим к судящим и Экзерцициею о церемониях и должностях воинским людям надлежащим».

В различных разделах Артикула воинского довольно часто заходит речь о каких-либо определенных ситуациях в жизни и деятельности войск, позволяющих получить косвенные сведения о российских воинских церемониалах: разводе караулов, смотре, марше и походном строе и др. Так, например, в Артикуле 76 (Глава десятая — о маршах и походном строю) говорится: «Сколь скоро знак трубами или барабанами к походу дан будет, тогда каждый должен немедленно при своем полку и роте, к которой он принадлежит, явиться...», а в разделе «О присяге, каким образом присягу или обещание чинить, от генералов и до фендриха» речь идет о церемониале принятия воинской присяги, и т.д.

Наши далекие предки с особой торжественностью отмечали победы над иноземными захватчиками. В ходе народного празднества, как правило, проводился воинский церемониал увенчания победителей, который имел традиционно установленный определенный порядок и всегда начинался торжественной встречей войска и полководца65.

Во времена Петра I в честь побед русского оружия стали проводить триумфальные шествия. «Полки с белыми знаменами, на которых вышиты были масличные ветви и лавры, под музыку торжественных маршей совершали церемониальные прохождения. Производился пушечный салют, устраивались иллюминации и фейерверки»66.

64 См.: Военные уставы Петра Великого. Сборник документов / Под ред. проф. Н.Л. Рубинштейна. Вступ. статья и комментарии П.П. Епифанова. - М., 1946.

65 См.: Серых В.Д. Воинские ритуалы. - М.. 1986. - С. 81.

66Волотовский А.А. Роль прогрессивных традиций офицеров Российской армии в воспитании современных кадров: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1993. - С. 58.

Ковалев К.П. в своей книге «Глагол таинственный...»67, опираясь на записки немецкого мемуариста Якоба фон Штелина68, рассказывает о фейерверках69 и иллюминациях70 в XVIII веке: «Фейерверки начали входить в моду. И при российском дворе, со времен Петра I, военные виктории, тезоименитства, приемы и встречи иностранных гостей без иллюминаций не обходились. Строились целые фейерверочные города с фонтанами, статуями, колоннами, виньетками и т.п. В назначенное время все вспыхивало, раздавались громкие раскаты, начинали вертеться огненные колеса, и ночное небо озарялось всеми цветами радуги»71.

Устраивались фейерверки и иллюминации обычно ночью. Аллегорические фигуры, изваянные специально для проведения небывалых представлений, горели разноцветными огнями, со всех сторон сыпались искры, порох шипел и взрывался, воздух наполнялся едким дымом. Все двигалось, блистало, вспыхивало — и не хаотично, а в определенной последовательности.

Фейерверки и иллюминации в дальнейшем послужили прообразом различных форм приветствия или отдания почестей в российских воинских

72

церемониалах, как, например, артиллерииские салюты72, производимые в ознаменование государственных (национальных) праздников, в честь знаменательных событий, во время военных парадов, или ружейные залпы при погребении государственных деятелей, военнослужащих и других лиц. Во время Великой Отечественной войны, например, в Москве было произведено 354 салюта в честь побед Советских Вооруженных Сил.

В честь славных российских побед было проведено немало триумфальных шествий. В исторической и художественной литературе имеются интересные описания подобных шествий, проводившихся, например, в 1696 году (после Азова73), в 1709 году (после Полтавы74), в 1714

67 См.: Ковалев К.П. «Глагол таинственный...»: Очерки о русской музыке XVIII века. - М., 1988.

68Штелин (Stahlin) фон Якоб (1709-1785) — историк русского искусства, писатель, поэт, переводчик, общественный деятель; по национальности немец; слыл большим специалистом в деле устройства фейерверков и иллюминаций.

69 Фейерверк (немецкое Feuerwerk, от Feuer — огонь и Werk — дело, работа) — цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий (ракеты и др.) во время увеселений, торжеств и т.д.

70 Иллюминация (от латинского illuniinatio — освещение), яркое, иногда с применением цветных огней освещение зданий, улиц, площадей, парков и т.д.

71 Ковалев К.П. «Глагол таинственный...»: Очерки о русской музыке XVIII века. - М., 1988. - С. 80.

72Салют (французское salut, от латинского salus — приветствие) — торжественная форма приветствия или отдания почестей артиллерийскими и ружейными залпами, флагами и др.

73 Во время Азовских походов (1695-1696) русской армии и флота во главе с Петром I 19 июля 1696 года был взят Азов. Россия получила выход к Азовскому морю.

74 В Полтавском сражении 27 июня (8 июля) 1709 года русская армия во главе с Петром I разгромила шведскую армию короля Карла XII.

году (после Гангута75), в 1720 году (после Гренгама76) и др.

Об одном из триумфальных шествий, проводившихся в честь побед русского оружия, мы можем узнать со слов А.Н. Толстого77, который в романе «Петр I» писал о том, как встречали в Москве победоносное русское войско, взявшее 11 октября 1702 года штурмом крепость Нотебург78:

«У Мясницких ворот под колокольный перезвон именитые купцы и гостиная сотня с хоругвями встретили Петра. На сто сажен Мясницкая устлана красным сукном. Купцы кидали шапки. Кричали по-иностранному: «Виват!». Петр ехал, стоя, в марсовой золоченой колеснице, за ним

79

волочили по земле шведские знамена, шли пленные, опустив головы»79.

Такие триумфальные шествия в дальнейшем послужили основой для нового российского воинского церемониала — военного парада. Именно в XVIII веке в российской армии, как и в большинстве зарубежных армий, получили особенно большое распространение военные парады.

В России военные парады стали вводиться Петром I. В разработанных при нем воинских уставах шла речь также и о военных парадах. Сначала военные парады практиковались только в созданных Петром I потешных войсках80, но затем в военных парадах стали принимать участие и другие войска. Как правило, военные парады проводились по случаю одержанной победы над неприятелем или накануне крупных сражений, а также, чаще всего, и для ежедневной муштры.

Вот один из характерных примеров: в 1720 году в Петербурге состоялись торжества, посвященные очередной годовщине Полтавской битвы. По этому случаю, Петр I лично принимал парад, причем он надел «те одежды, в которых при баталии Полтавской был и над войском своим командовал»81. Подробности о торжествах в Петербурге в день Полтавской битвы сообщила в том же 1720 году газета «Ведомости».

Одновременно с интенсивным формированием новых воинских церемониалов, появлялся специальный репертуар, необходимый для их музыкального сопровождения. Воинские церемониалы все активнее

75 27 июля (7 августа) 1714 года у полуострова Гангут (Ханко) на Балтийском море авангард русского галерного флота под командованием Петра I разгромил шведскую эскадру и захватил все 10 кораблей противника.

76 Около острова Гренгам во время Северной войны (1700-1721) русский галерный флот генерала М.М. Голицина разбил шведскую эскадру вице-адмирала Шёблата, что ускорило заключение Ништадтского мира.

77 Толстой Алексей Николаевич (1882-1945) — русский советский писатель, общественный деятель, академик Академии наук СССР; автор исторического романа «Петр I», трилогии «Хождение по мукам», научно-фантастических романов «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и др.

78 Город в Ленинградской области, пристань на Ладожском озере у истока реки Нева; основан новгородцами как крепость на Ореховом острове в 1323 году; в 1323-1611 гг. — Орешек, в 1611-1702 гг. — Нотебург, в 1702-1944 гг. — Шлиссельбург, с 1944 года — Петрокрепость.

79 Толстой А.Н. Собр. соч., в 10 т. - М., 1959. - Т. 7. - С. 656.

80 Потешные войска — отряды из детей и молодых людей, созданные в начале 80-х годов XVII века для «военных потех» русского царя Петра; в конце XVII века из них были сформированы гвардейские Преображенский и Семеновский полки.

81 Рукописная и печатная книга. Сборник. Ред. коллегия: А.А. Сидоров (предс.) и др. - М., 1975. - С. 180.

занимали свое место в общей системе боевой подготовки и воспитания русской армии. Необходимо заметить, что для этого были все основания. Петровские военные реформы внесли существенные изменения не только в жизнь армии. Влияние этих реформ вызвало большие изменения в музыкальном быту того времени. Они сыграли также важную роль в развитии музыкального театра, хорового искусства, инструментальной музыки, в том числе оказали положительное влияние и на дальнейшее развитие русской военной музыки.

Исследователь российской военно-оркестровой музыки этого периода Б.Т. Кожевников писал по этому поводу: «Широкое применение в XVIII веке военных оркестров, обусловленное установлением в русской гвардии и армии ряда воинских церемониалов, а также проведением повседневных строевых мероприятий с участием оркестров, вызвало появление специального репертуара, обеспечивающего выполнение ими этого основного вида деятельности»82.

Основным произведением служебно-строевого репертуара военных оркестров того времени был марш (церемониальный, походный), который звучал на парадах, смотрах, в походах и при обучении войск. В XVIII веке маршевую музыку для духового оркестра писали такие композиторы, как О.А. Козловский, Н.А. Титов, Д.С. Бортнянский и др.

Большое значение придавал военной музыке известный русский полководец А.В. Суворов. Это ему принадлежат знаменитые слова о том, что «Музыка удваивает, утраивает армию. С Крестом в руке священника, с распущенными знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил»83.

Во второй половине XVIII века — ослепительная пышность и великолепие дворцового этикета нашли свое отражение в различных видах искусства, в том числе и в музыке, и, в частности, в военно-церемониальной музыке, предназначавшейся для оформления торжественных и воинских церемониалов.

К.П. Ковалев, писатель и исследователь творчества замечательного отечественного музыканта конца XVIII века Д.С. Бортнянского, «Орфея реки Невы», как иногда называли композитора его современники, в своей книге «Бортнянский» написал:

«Музыка гремела повсеместно на балах и парадах, на двунадесятых праздниках и юбилеях, на торжествах по случаю приездов и отъездов именитых особ, на заключении союзных договоров и мирных трактатов.

В 1782 году Сенатская площадь Петербурга, заполненная столичными жителями и собравшимся с окрестных сел людом, огласилась громом орудийного салюта и треском холостых ружейных залпов. В центре площади возвышалось непонятное сооружение из досок и огромных

82 Кожевников Б.Т. Материалы по истории русской военной музыки в XVIII веке / Труды института (военных дирижеров). - М., 1957. - Вып. 4. - С. 175.

83 Фукс Е.Б. Анекдоты князя италийского графа Суворова-Рымникского. - СПб., 1827. - С. 44-45.

деревянных фанерных листов. В тот самый миг, когда прогремели залпы, одновременно, по отрепетированному заранее сценарию фанерные щиты развалились в разные стороны, словно лепестки гигантского цветка, и перед изумленной публикой предстал на гранитном монументе горделиво восседающий наконе, попирающем змия, основатель столицы на Неве. Так был открыт памятник Петру Великому. Одновременно сзалпами грянула музыка. Военные оркестры играли марш...»84.

Воинский церемониал, связанный с открытием памятников и с самым активным участием в этом церемониале военных оркестров, был широко распространен в России и в дальнейшем. В этой связи, можно назвать, например, торжества по случаю открытия памятников А.С. Пушкину в Москве 6 июня 1880 года, адмиралу В.А. Корнилову (герою Севастопольской обороны) 5 октября 1895 года в Севастополе85, адмиралу Г.И. Невельскому (одному из величайших исследователей Дальнего Востока) 26 октября 1897 года во Владивостоке86, Петру I в Полтаве по случаю 200-летия Полтавской битвы в 1909 году87 и др.

Выше уже говорилось о том, что в первой половине XVIII века одновременно со становлением и развитием новых воинских церемониалов, формировался специальный репертуар, необходимый для их музыкального сопровождения. Специальные музыкальные произведения, предназначенные для торжественных воинских церемониалов, появились в эпоху Петра I. Если в древней Руси музыкальные инструменты использовались в основном для подачи звуковой сигнализации и включались в проведение воинских церемониалов в довольно скромных рамках, то введение в русскую армию штатных военных оркестров и последующее развитие их инструментальных составов существенно расширило масштабы использования музыки. Стали появляться произведения, специально созданные (написанные) для различных воинских церемониалов. Среди таких произведений, например, можно назвать «Развод караулов», «Вечернюю зарю» и некоторые другие. Однако основным произведением в репертуаре военных оркестров, наиболее часто применяемым для музыкального обеспечения различных воинских церемониалов, был все же марш.

Теперь рассмотрим некоторые воинские церемониалы, интенсивное формирование которых началось в первой половине XVIII века, и, в первую очередь, о российских воинских церемониалах, связанных с праздничными, торжественными мероприятиями в жизни армии и флота. Сначала обратим внимание на торжественный воинский церемониал «Приведение к военной присяге».

84 Ковалев К.П. Бортнянский. - М., 1989. - С. 109.

85РГВИА, ф. 400, оп. 3, д. 2357, л. 130.

86 РГВИА, ф. 400, оп. 3, д. 2174, л. 66.

87 РГВИА, ф. 400, оп. 3, д. 2357, л. 123.

Идея жертвенности во имя России во все времена пронизывала российскую военную присягу. Для человека в погонах существует несколько понятий, определяющих смысл его жизни: воинская честь, знамя части и, конечно, присяга. В Российской армии за столетия ее истории существовали различные варианты присяги. Но любовь к своему Отечеству, гордость за принадлежность к российскому воинству и славным подвигам предков пронизывали их сквозь века и поколения.

Родоначальником присяги, как и многих других российских военных традиций, был Петр I, лично участвовавший в подготовке ее текста для Артикула воинского (1715, апреля 26). В разделе Артикула воинского «О присяге, каким образом присягу или обещание чинить, от генералов и до фендриха» речь идет о конкретных действиях во время проведения церемониала принятия воинской присяги:

«Положить левую руку на евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими персты.

А солдатам (понеже их множество) правую только руку поднять пред предлежащим евангелием, и говорить за читающим присягу, и по прочтении целовать евангелие.

Сия присяга бывает генералитету в воинской консилии, а штап, обор и ундер-офицерам и солдатам при полку или роте, при распущенном знамени».

Как видим, церемония торжественной клятвы с давних пор обставлялась как праздник части с соблюдением заведенных воинских церемониалов.

Не менее важный воинский церемониал, также широко применявшийся в русской армии в прошлом, — «Вручение Боевого Знамени воинской части».

Зарождение знаменного церемониала уходит в глубину веков. С созданием регулярной армии Петром I пришло и понимание особого нравственного значения знамени как воинской регалии, что отразилось в положениях воинского устава. К XIX веку знаменные ритуалы были сведены в единую стройную систему, в соответствии с которой в церемонии участвовали представители всех чинов и званий — от генералов до рядовых. В присутствии полкового священника собравшиеся в порядке старшинства брали со специального блюда молоток, и каждый забивал в древко знаменный гвоздь. Это символизировало всеобщее единение независимо от чина и звания, общую ответственность в деле защиты Отечества.

Особое место в прошлом занимали почетные караулы для отдания воинских почестей при погребении. Традиции отдания воинских почестей при погребении имеют давние корни. Так, например, еще в начале XVIII века в Петропавловском соборе проводились погребения императоров по особому траурному церемониалу, который при Петре I был выработан на основе церемониалов, существовавших в немецких княжествах. На время

похорон царствующих особ внутри храма создавалось пышное погребальное убранство: высокий катафалк под балдахином, увенчанным золоченой короной и достигавшим потолка, драпировки из черного крепа с золотым шитьем, аллегорические статуи. До похорон гроб с телом несколько дней стоял на катафалке в окружении почетного караула. А собор был круглые сутки открыт для всенародного прощания с усопшим.

Зарождение простейших ритуалов, составным элементом которых всегда являлась музыка, было вызвано практическими потребностями в жизни первобытных людей. Основываясь на этом обстоятельстве, можно заключить, что воинские церемониалы (точнее — только отдельные элементы воинских церемониалов) зародились в глубокой древности на основе трудовой и воинской деятельности, включавшей в себя боевые игры, пение (песни) и пляски (танцы).

Постепенно в течение длительного времени с глубокой древности вплоть до настоящего времени воинские церемониалы совершенствовались, развивались и превратились в современную довольно сложную систему воинских церемониалов со многими компонентами и составляющими элементами.

Специфика зарождения, развития, и совершенствования российских воинских церемониалов тесно связана с конкретной исторической обстановкой в стране, с процессом становления российской армии и флота. Особую роль в историческом процессе зарождения, развития и совершенствования российских воинских церемониалов играют традиции русского народа, в том числе и музыкальные традиции, самобытный характер которых всегда так ярко проявлялся в конкретных воинских церемониалах, очень часто имеющих исключительно русскую окраску, своеобразный русский национальный колорит, типично русскую ментальность.

В процессе развития российских воинских церемониалов, их видоизменения часть процессов происходила стихийно, на основе традиций. Многие воинские церемониалы, в этом смысле, можно рассматривать как обобщенное выражение ритуалов, обрядов, обычаев и традиций, связанных со знаменательными событиями в жизни народа и армии. В этом ряду стоят такие воинские церемониалы, как сбор войска в определенном месте, смотр княжеской дружины перед выступлением в боевой поход, встреча князей, посвящение в воины, торжества по случаю победы, погребение воинов, воинский церемониал увенчания победителей и др.

Другая же часть видоизменений в процессе развития российских воинских церемониалов устанавливалась в указном, законодательном порядке. Так, Петр I вводил в жизнь российской армии некоторые воинские церемониалы специальными указами или уставами, как, например, в Артикуле воинском 1706 г. или в Уставе воинском 1716 г. В царствование

Павла I в жизнь армии вводились так называемые вахтпарады прусского образца, которые тоже закреплялись уставами.

Использованные источники: I. Документально-исторические источники

1. Артикул воинский купно с процесом надлежащий судящим. Напечатася повелением царского величества в Санктпитербурхе лета господня 1715, апреля 26 дня. - СПб., 1715.

2. Военные уставы Петра Великого. Сборник документов / Под ред. проф. И.Л. Рубинштейна. Вступ. статья и комментарии П.П. Епифанова. - М., 1946.

3. Воинский устав Государя Императора Павла I о полевой пехотной службе. - СПб., 1797.

4. Воинский устав о пехотной службе. - СПб., 1837.

5. Воинский устав о полевой пехотной службе в мирное время. - СПб., 1858.

II. Научная литература

1. Висковатов А.В. Историческое описание вооружения и одежды русских войск. - СПб., 1841. - С. 103.

2. Гаркави А.Я. Сказание мусульманских писателей о славянах и русских. - СПб., 1870. - С. 267-268.

3. Герберштейн С. Записки о московитых делах. - СПб., 1908. - С. 79-80.

4. Городецкая З.И., Магазинер Л.Л. Концерт-лекция П.И. Чайковский // В помощь военному дирижеру. - М., 1954. - Вып. 1. - С. 41-57.

5. Диев Б.А. Музыкальное оформление парадов Советской Армии // Труды института военных дирижеров. - М., 1956. - Вып. З. - С. 3-102.

6. Дунаев Л.Ф. Воспоминания о работе над музыкальной редакцией Государственного гимна СССР и Государственного гимна Российской Федерации // Музыка и время. 2016. № 7. - С. 9-20.

7. Задонщина; Летописная повесть о побоище на Дону; Сказание о Мамаевом побоище: / К 600-летию Куликовской битвы. 1380-1980. Сборник. - М., 1982. - С. 94.

8. Зудин Н.А.Составы военных оркестров и пути их усовершенствования // Труды Военно-дирижерского факультета Московской консерватории. - М., 1965. - Вып. 8. - С. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». - М., 1988. - С. 251.

10. Ковалев К.П. «Глагол таинственный...»: Очерки о русской музыке XVIII века. - М., 1988. - С. 80.

11. Ковалев К.П. Бортнянский. - М., 1989. - С. 109.

12. Кожевников Б.Т. Материалы по истории русской военной музыки в XVIII веке // Труды института (военных дирижеров). - М., 1957. - Вып. 4. -С. 163-165.

13. Кукарцева М.А., Черток М.Д. Музыкальные армейские ритуалы как

«политические тексты» // Международная жизнь. 2013. № 5. - С. 140-152.

14. Михневич В.О. Очерк истории музыки в России. - СПб., 1879. - С. 27.

15. Пучков Г.В. Боевые музыкальные инструменты русского народа (IX-XIV вв.) // В помощь военному дирижеру. - М., 1990. - Вып. 28. - С. 33-44.

16. Рукописная и печатная книга. Сборник. Ред. коллегия: А.А. Сидоров (предс.) и др. - М., 1975. - С. 180.

17. Русский биографический словарь. - М., 1914. - Т. 3. - С. 1-2.

18. Серов А.Н. Русская народная песня как предмет науки. Избранные статьи. - М., Л, 1950. - Т. 1. - С. 81.

19. Серых В.Д. Воинские ритуалы. - М., 1986. - С. 7, 81.

20. Слово о полку Игореве. 800 лет: Сборник. - М., 1986. - С. 23.

21. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М., 1989. - С. 38.

22. Сурин Н.К. Русская военно-церемониальная музыка (1750-1917 гг.) // В помощь военному дирижеру. - М., 1983. - Вып. 21. - С. 54-55.

23. Толстой А.Н. Собр. соч., в 10 т. - М., 1959. - Т. 7. - С. 656.

24. Тутунов В.И. 250 лет военно-оркестровой службы в России: Краткий исторический очерк // Труды Военно-дирижерского факультета. - М., 1961. - Вып. 5. - С. 5-6.

25. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. - М., 1975. - С. 8.

26. Учение и хитрость ратного строения пехотных людей. Издание Главного Штаба. Печатано под наблюдением действительного члена Императорского Русского Исторического Общества А.З. Мышлаевского и члена С.-Петербургского Археологического Института И.В. Парийского. - СПб., 1904. - С. 269.

27. Флетчер Д. О государстве русском. Под ред. Н.В. Голицина. - СПб., 1911. - С. 99.

28. Фукс Е.Б. Анекдоты князя италийского графа Суворова-Рымникского. -СПб., 1827. - С. 44-45.

29. Хаханян Х.М. Служебная деятельность военных оркестров / В кн. «Советская военная музыка». - М., 1977. - С. 49.

30. Хроника Ливонии Генриха Латвийского. - М., 1938. - С. 179, 227-228.

31. Чакмишян И.Г. Методика специально-строевой подготовки военного дирижера. - М., 1984.

32. Черных А.В. Советское духовое инструментальное искусство: Справочник. - М., 1989.

33. Чумаков А. Ритуалов красота: О воспитательной роли воинских ритуалов // Знаменосец. 1989, № 11. - С. 12.

III. Диссертационные исследования

1. Аксенов Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1972.

2. Ашев Г.А. Эстетическая сущность воинских ритуалов: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1971.

3. Волотовский А.А. Роль прогрессивных традиций офицеров Российской армии в воспитании современных кадров: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1993. - С. 58.

4. Диев Б.А. Музыкальное оформление военных парадов Советской Армии: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1955.

5. Дунаев Л.Ф. Становление инструментовки-науки и ее развитие в отечественном музыкознании XX века: Дис. ... доктора искусствоведения. -М., 2000.

6. Ермоленко А.Л. Эволюция инструментовки в отечественной духовой музыке до 70-х годов XIX века: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2000.

7. Калинкович Г.М. Деятельность Н.А. Римского-Корсакова на посту инспектора военно-музыкантских хоров Морского ведомства и его творческое наследие для военно-духового оркестра: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1953.

8. Радугин В.М. Эстетический идеал и его воплощение в искусстве: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1995. - С. 126-130.

9. Трубников Н.А. Военно-духовая музыка в системе идейно-эстетического воспитания советского воина: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1981.

10. Цицанкин B.C. Музыкальная культура Российской армии и флота во второй половине XIX века: (Ист. аспект): Дис. ... канд. ист. наук. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.