Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I В СТАНОВЛЕНИИ ВОЕННО-ОРКЕСТРОВОГО ДЕЛА В РОССИИ'

ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I В СТАНОВЛЕНИИ ВОЕННО-ОРКЕСТРОВОГО ДЕЛА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
898
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМЫ ПЕТРА I / ВОЕННЫЕ ОРКЕСТРЫ / ВОЕННО-ОРКЕСТРОВОЕ ДЕЛО / ВОЕННАЯ МУЗЫКА / ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ / PETER THE GREAT REFORMS / MILITARY BANDS / OF MILITARY BAND SERVICE / MILITARY MUSIC / MILITARY RITUALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кашкаров Денис Сергеевич

Цель работы состоит в выявлении значимости реформ, проведенных Петром I во второй половине XVII - начале XVIII века, для развития военных оркестров и становления военно-оркестрового дела в целом. Выделены основные этапы развития военных оркестров, приведены основные документы, отразившие этапы формирования военно-оркестровой службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF PETER THE GREAT REFORM FOR ESTABLISHING OF MILITARY BAND SERVICE IN RUSSIA

The objective is to identify of Peter the Great reforms in the second half of the XVII - beginning of the XVIII century for the development of military bands and for establishing of military band service. There are highlighted the main stages of the development of military bands, basic documents of stages of military band service formation are given.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I В СТАНОВЛЕНИИ ВОЕННО-ОРКЕСТРОВОГО ДЕЛА В РОССИИ»

Значение реформы Петра I

в становлении военно-оркестрового дела в России

Майор Д.С. КАШКАРОВ

АННОТАЦИЯ

Цель работы состоит в выявлении значимости реформ, проведенных Петром I во второй половине XVII — начале XVIII века, для развития военных оркестров и становления военно-оркестрового дела в целом. Выделены основные этапы развития военных оркестров, приведены основные документы, отразившие этапы формирования военно-оркестровой службы.

SUMMARY

The objective is to identify of Peter the Great reforms in the second half of the XVII — beginning of the XVIII century for the development of military bands and for establishing of military band service. There are highlighted the main stages of the development of military bands, basic documents of stages of military band service formation are given.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Реформы Петра I, военные оркестры, военно-оркестровое дело, военная музыка, воинские ритуалы.

Peter the Great reforms, military bands, of military band service, military music, military rituals.

В ПЕРВОЙ половине XVIII века в России начался новый этап развития. Рост промышленности и торговли потребовал расширения рынков сбыта, возврата российских территорий, имеющих выход к южным и северным морям.

В данной связи все усилия Петра I (1672—1725) были направлены на укрепление Русского государства, усиление его экономической и военной мощи. Особое внимание он уделял развитию армии и военно-морского флота. Эту цель преследовала военная реформа, которая началась в 1699 году вместе с набором первых рекрутов и проводилась постепенно вплоть до 1716 года. Результаты реформы закреплены вышедшим в свет «Уставом воинским»1.

Коренное преобразование поменяло весь порядок организации и комплектования армии: на

смену стрелецкому войску и народному ополчению, которое формировалось в случае войны, была сформирована постоянная армия, комплектовавшаяся путем рекрутских наборов. Срок службы солдат составлял 25 лет, а офицеры набирались из дворян, которые пожизненно несли военную или государственную службу.

Качественное улучшение вооруженных сил достигалось путем выдвижения на командные должности способных и деятельных командиров и начальников, несмотря даже на классовую принадлежность. Оно основывалось на

учреждении системы подготовки командных кадров, на вооружении армии и флота новыми, современными для того времени видами оружия, на изучении и использовании тактики и стратегии ведения боя, в том числе заимствованных на Западе.

Началом военной реформы явилось создание частей «нового строя», которые кардинально отличались от стрелецких войск.

Первая часть «нового строя» — Преображенский полк — была создана «для забавы» молодого царевича. В 1684 году сформирована первая рота этого полка. К началу 1687 года полк был сформирован полностью, а юный царь стал в нем бомбардиром* (артилл еристом). В этом же году был сформирован другой «потешный» полк — Семеновский. Это были первые гвардейские части русской армии.

* Бомбардир (нем. Bombardier) — чин в артиллерии, установлен в 1682 году для артиллеристов «потешных» войск Петра I, которые служили в созданной им бомбардирской роте.

Преобразования, которые проходили в начале XVIII века в вооруженных силах, не могли обойти стороной и военные оркестры.

Изменения, произошедшие в начале XVIII века, которые коснулись состава и организационно-штатной структуры военных оркестров того времени, были подготовлены ходом развития русской военной музыки. Во второй половине XVII века появляются новые музыкальные инструменты, такие как гобой, литавры, барабан, начавшие постепенный

процесс вытеснения прежних сурны, накры и бубна, и к началу XVIII века он был завершен.

Большое влияние на развитие военной музыки оказал уровень русской церковной и светской музыкальной культуры. Появляется новый жанр — кант, который во взаимодействии с появившейся «Рифмотворной псалтырью», в переводе Феофана Прокоповича с музыкой Василия Титова, прямо или косвенно влияли на военные оркестры и их репертуар.

Петр I, уделяя главное внимание государственной, военной, дипломатической деятельности, развитию науки, просвещения, промышленности и ремесла, не мог отдавать столько же времени искусству. Однако, будучи разносторонним человеком, он любил музыку, видя в ней средство, способствующее укреплению в воинах дисциплины и подъему в них морального и боевого духа. При помощи музыки можно влиять на эмоциональное состояние масс людей, объединяя их волю, считал он.

С двенадцатилетнего возраста юный Петр состоял барабанщиком в первой роте «потешного» Преображенского полка, освоив игру на инструменте на высоком уровне. Есть сведения, что в 1698 году, гостив у князя Фюрстенберга в Дрездене, Петр, «развеселившись, взял у одного из своих барабанщиков барабан и барабанил так, что своим искусством даже превзошел настоящих барабанщиков»2.

Как известно, царь очень часто общался с придворными музыкантами, с которыми находился в дружеских отношениях, бывал у них в гостях, где участвовал в исполнении многоголосных церковных песнопений3.

Заботясь о совершенствовании военно-оркестрового дела, Петр

придал первым гвардейским полкам военные оркестры в составе около двадцати человек. К1702 году в Преображенском полку было уже 32 сиповщика* и 40 барабанщиков, а в Семеновском — 16 сиповщи-ков и 35 барабанщиков. Даже при формировании сравнительно небольших подразделений им придавались военные музыканты. В 1700 году казачий голова Атласов при формировании отряда в юо человек, который направлялся на Камчатку, помимо пушек, пищалей и боеприпасов получил полковое знамя, барабанщика и сиповщика.

* Сиповщик — термин в обобщенном смысле обозначает всех музыкантов, флейтистов, гобоистов, играющих на духовых инструментах, за исключением барабанщиков.

Военные оркестры развивались на протяжении многих лет, о чем свидетельствуют штатные ведомости отдельных полков, сохранившиеся с 1698, 1702 и 1707 годов. В 1711 году окончательно решился вопрос об упорядочении штатов военных оркестров: указом Петра I от 19 февраля в России впервые установлены штаты военных оркестров кавалерийских и пехотных полков с указанием расположения их по губерниям.

Известно, что военные оркестры существовали в русской армии задолго до Петра I, но имелись не в каждом полку. Численность таких оркестров и их инструментальный состав был разнообразен. Указом 1711 года устанавли-

вался штат, которым определялось количество музыкантов в каждом полковом оркестре и инструменты, на которых они должны играть.

Были установлены новые штаты в следующем составе:

• в кавалерийских полках — и человек;

• в пехотных полках — 9 человек.

В 1712 году устанавливается

штат оркестров артиллерийских полков — ю человек.

Должности музыкантов именовались гобоистами независимо от того, на каких инструментах они играли. В некоторых пехотных полках из девяти музыкантов на гобоях играли только пять, остальные были трубачами и валторнистами. Было установлено, что в каждом полку должен быть один гобоист — иностранец в чине унтер-офицера, в обязанности которого входило руководство оркестром, обучение музыкантов игре на инструментах, подбор и разучивание репертуара. Именно эти гобоисты-иностранцы стали предшественниками профессиональных капельмейстеров, должности которых в военных оркестрах введены в первой половине XVIII века. В артиллерийских подразделениях предусматривалось два гобоиста-иностранца.

Помимо штатного состава оркестра, в полку состояли барабанщики и литавристы, которые осуществляли сигнальную службу. В кавалерийском полку сверх 11 гобоистов имелось 20 барабанщиков, 2 трубача и 1 литаврист и их общее количество составляло 34 музыканта. Пехотный полк имел дополнительно к 9 оркестрантам 16 барабанщиков.

Численность оркестров гвардейских полков, находившихся тогда в привилегированном положении, нередко превышала основной

штат. Оркестр Преображенского полка к 1716 году увеличился до 43 человек, в то время как Семеновский полк насчитывал лишь 30 музыкантов, несмотря на то, что типовой состав оркестра гвардейского полка предполагал лишь 18— 20 человек.

В новой русской армии, помимо установления штатов полковых оркестров, их обеспечения инструментами, была введена и новая форма одежды, по европейскому образцу. Музыканты носили специальную форму, которая отличалась от одежды остальных солдат. С1700 года барабанщик лейб-гвардии Преображенского полка носил зеленый сюртук с красными обшлагами и трехцветными полосами (красными, зелеными, белыми). Брюки короткие, выше колена, красного цвета, чулки зеленые. Черная шляпа обрамлялась серебряным галуном (рис. 1).

Форма музыкантов-артиллеристов состояла из красных мундиров с голубыми обшлагами, под мундиром — тоже красный камзол. Обшлага и борты обшиты белым шнуром. Белые гамаши с синими продольными полосами. Черная шляпа у литавриста и гобоиста обшита золотым галуном, у барабанщика — серебряным. Ремень для литавр красного цвета (рис. 2).

Барабанщик Лейб-гвардии Преображенского полка

Рис. 2

Существовал специальный знак в форме треугольного погона с поперечными светлыми полосами «ласточкино гнездо», который носили все музыканты.

Качественной подготовкой полковых музыкантов занимались наиболее опытные исполнители в основном из числа иностранцев в специальных школах, которые находились в то время в Петербурге, Москве и других городах, где дис-

В первой четверти XVIII века государственная власть придавала военной музыке большое значение, о чем свидетельствует следующий факт: в новом «Уставе воинском» (1716) целая глава «О бою барабанном» посвящена подаче сигналов и управлению с их помощью войсками. Позднее Петром I издается специальный указ «Как бить зарю», где прописаны регламентирующее и воспитательное значения данного сигнала, действия войск после утренней

и вечерней зари.

лоцировались крупные гарнизоны. В этих школах обучались одаренные солдатские дети. Для подготовки музыкантов в оркестры гвардии и придворный оркестр отбирались способные мальчики даже из придворной капеллы. В документах начала XVIII века, дошедших до нашего времени, говорится об отправке «робят певчих в науки гобойские, барабанщичьи, флейщичьи»4. К обучению игре на гобое, флейте и валторне привлекалась молодежь духовного звания из числа певчих, которых прикомандировывали к полкам.

Сам Петр I с большим уважением относился к военным музыкантам. Более того, время от времени он проявлял большой интерес к их обучению, оценивал их успехи. В целях более широкого публичного знакомства народа с военной музыкой им была введена традиция ежедневной игры полковых оркестров в полдень у башни Адмиралтейства и у колокольни собора в Петропавловской крепости, что привлекало большое количество слушателей.

Некоторая часть музыкантов-иностранцев была принята на службу из числа военнопленных. Около 279 шведских военных музыкантов — трубачей, гобоистов, флейтщиков, литаврщиков, барабанщиков5 — были взяты в плен после Полтавской битвы. Многие

из них перешли на службу в русскую армию.

Постепенно число иностранцев в оркестрах стало уменьшаться и к началу второй четверти XVIII века в гвардейских полках на двух музыкантов-иностранцев приходилось шесть русских, а в армейских это соотношение составило один к восьми. К этому времени русские музыканты уже ни в чем не уступали иностранцам, а иногда и превосходили их.

В первой четверти XVIII века государственная власть придавала военной музыке большое значение, о чем свидетельствует следующий факт: в новом «Уставе воинском» (1716) целая глава «О бою барабанном» посвящена подаче сигналов и управлению с их помощью войсками. Позднее Петром I издается специальный указ «Как бить зарю», где прописаны регламентирующее и воспитательное значение этого сигнала, действия войск после утренней и вечерней зари.

В первой половине XVIII века окончательно складываются основные функции военной музыки. К данным функциям относятся игры при совершении марша, в походе, на учении, в бою. Но сигнальная служба по-прежнему занимает главное место. Военным оркестрам отводят главную роль в проведении воинских ритуалов, где неотъемле-

Рис. з

мой частью является звучание торжественной музыки.

Все воинские ритуалы, существовавшие ранее, в этот период сохранены, некоторые подвержены модернизации. Триумфальные шествия, связанные с развитием ритуала встречи победителей и предвосхищающие военные парады, становятся пышными. Изменения происходят и в погребальных обрядах, которые становятся торжественными и многолюдными. Главное место в них стал занимать военный оркестр, который в 1699 году впервые в России участвовал в похоронной процессии. На этом погребении (похороны Лефорта) присутствовал сам царь.

При Петре I устанавливаются и другие воинские ритуалы, сопровождающиеся военной музыкой:

• утренняя и вечерняя заря;

• награждение воинских частей памятными регалиями;

• посвящение в офицеры;

• развод почетного караула;

• военно-морской ритуал «Салют наций».

Но военные оркестры не ограничиваются служебными функциями. Начиная со времени правления Петра и в течении XVIII века они становятся неотъемлемой частью любого торжества в России. Военные оркестры играли во время придворных церемоний, ассамблей, придворных балов и пиршеств, торжественных встреч знатных особ, гуляний, маскарадов и других празднеств. Для обеспечения указанных мероприятий музыкантов помимо игры на духовых инструментах обучали игре на смычковых инструментах для исполнения бальной музыки.

При проведении торжественных встреч Петр I установил, что обязательными участниками этих встреч должны быть хоры певчих, семинаристов и военные оркестры, исполнявшие панегирические канты, виваты и марши.

Большое значение Петр придавал торжественным церемониям по случаю военных побед. Так, 21 декабря 1709 года он учредил порядок торжественного въезда наподобие римских триумфов в Москву при пушечной пальбе, колокольном звоне, барабанном бое, военной музыке и восклицании народа: «Здравствуй, государь, отец наш»6. Все встречи отличались пышностью, по пути следования колонны сооружались триумфальные ворота, возле которых встречали победителей приветственной речью и музыкой.

Триумфальные встречи и церемонии проводились не только на суше, но и на море. Сохранились описания военно-морского парада, в котором участвовали 22 линейных корабля. Разработан был подробный ритуал со спуском и подъемом флагов, пушечной пальбой, торжественным обедом и музыкой, которая сопровождала всю эту церемонию.

На протяжении всей своей более чем тысячелетней истории наша ратная музыка впитывала и брала на вооружение все лучшее, чем располагали соседние народы. Однако при этом она ни на минуту не теряла своей самобытности, почвенной связи с национальной культурой, народной музыкой.

Рассмотренные выше обстоятельства позволили выявить значение проведенных реформ Петра I в становлении военно-оркестрового дела в данный исторический период. Он «прорубил окно в Европу», мощным рывком повернул страну лицом к европейской культуре. При нем окончательно утвердились в военных оркестрах не только новые составы, но и форма одежды, новый инструментарий (гобой, валторны, фаготы). Появились специальные школы, что повысило профессиональный уровень подготовки музыкантов оркестров. Основными этапами развития военно-оркестрового дела в России при Петре I являются:

• рост значения военной музыки в русском войске;

• установление штатов военных оркестров и их оснащение;

• открытие учебных заведений для подготовки оркестровых музыкантов и капельмейстеров;

• установление основных функций военной музыки;

• возникновение новых воинских ритуалов;

• изменение формы деятельности военных оркестров.

На протяжении всей своей более чем тысячелетней истории наша ратная музыка впитывала и брала на вооружение все лучшее, чем располагали соседние народы. Однако при этом она ни на минуту не теряла своей самобытности, почвенной связи с национальной культурой, народной музыкой.

Благодаря Петру I неповторимое звучание роговых оркестров возможно услышать только в нашей стране. Именно Россия — одно из первых государств, где появились вентильные механизмы и хроматические медные духовые инструменты.

В наши дни военные оркестры, являясь носителями музыкальной культуры, превратились в средство эстетического воздействия, идейного и художественного воспитания, культурного и политического сближения народов и государств. Они помогают командирам и начальникам, политикам и дипломатам в их сложной повседневной работе.

Созданная в армии и для армии военная музыка России стала уникальным явлением в музыкальной культуре нашей страны и всего мира.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Военный устав, утвержденный Петром I 30 марта (10 апреля) 1716 года в Данциге. Является одним из основных документов, положенных в основу реформ юридической системы Российской империи, проводимых при Петре.

2 Русская старина. 1874. Сент.

3 Ливанова Т. Русская музыкальная культураXVIII века. Т. 2. М., 1953.

4 Военная музыка в Санкт-Петербурге. 1703—2003г. СПб., 2004. С. 125.

5 Письма и бумаги императора Петра Великого. М.; Л., 1950. Т. 9. Вып. 1. С. 263, 269.

6 Пушкин A.C. История Петра // Собр. соч.: в 10 т. Т. 8. М., 1977. С. 172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.