ВОЕННЫЕ ОРКЕСТРЫ КАК ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КРОНШТАДТА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
© Новикова Т.Н.*
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург
Данная статья посвящена анализу деятельности духовых оркестров Кронштадта в контексте российской истории, на определение персоналий, внесших значительный вклад в развитие военной музыки Кронштадта, на определение места военных оркестров в жизни горожан, анализа репертуара и исполнительского мастерства, на выявление причин большой популярности военной духовой музыки.
История становления военной музыки Кронштадта, как и история самого города-крепости, связана, прежде всего, с именем Петра I, который придавал большое значение учреждению военных оркестров. Об этом говорит один из его указов, предписывавший ввести обучение военных музыкантов с помощью «нотной науки». Указ от февраля 1703 года гласит: «... Адмиралтейцу Федору Матвеевичу Апраксину с товарищи... Великий государь указал: нотной науки учеников двадцать девять человек, которые ведомы были в приказе казанского дворца, отослать в адмиралтейский приказ для учения на гобоях и по тому его великого государя указу те вышеупомянутые ученики из приказу казанского дворца в адмиралтейский приказ к тебе, адмиралтейцу, Федору Матвеевичу Апраксину с товарищи, посланы с сим великого государя указом.» [5].
Организация оркестров и снабжение их инструментами отчасти шли за счет трофеев: за время Северной войны (1700-1781) русские взяли в плен до 100000 шведов, среди которых было и немало было музыкантов, поступивших впоследствии на службу в русскую армию и в боярские оркестры. Об их количестве можно судить по точным данным о пленных, привезенных в Москву в 1709 году после Полтавской победы: трубачей, гобоистов, флейтистов, литаврщиков, барабанщиков было 120 человек. Вместе с ними были захвачены и доставлены инструменты: 54 фуры с барабанами, литаврами, трубами и «полковыми» (очевидно гобои и фаготы) музыкальными инструментами. 19 февраля 1711года указом Петра I впервые утверждены были штаты военных оркестров: в штате Адмиралтейского батальона в 1714 году состояло 7 гобоистов, 10 барабанщиков и «для науки в гобой 1 человек» [2]. При Петре I обрели стройную и чёткую форму воинские ритуалы, военная музыка всё большее место стала занимать на торжествах, посвященных победам русского оружия, ассамблеях, маскарадах, закладках и спусках на
* Аспирант кафедры Искусствоведения, преподаватель фортепиано ГОУ ДО ДМШ № 8.
воду кораблей. В этот период из войскового обихода постепенно исключаются такие устаревшие инструменты, как сурна, бубен и накры. Происходит расширение составов оркестров за счет гобоев, фаготов, валторн.
Во времена правления императрицы Екатерины II штатная численность военных оркестров увеличивалась. Так в указе от 2 января 1766 года говорится: «... по опробованным ея величеством штатам положено иметь на спасательном флоте литаврщиков четыре, трубачей пятьдесят, да музыкантов двадцать четыре, из которых имеют быть два хора на флагманских кораблях и один при адмиралтействе, каждый хор имеет состоять из восьми человек. Итого трубачей да музыкантов иметь положено семьдесят четыре человека» [4]. В 1773 году в военные оркестры начинают включать кларнеты. Если при Анне Иоанновне количество учеников в гарнизонных школах достигало 4000 человек, в том числе и будущих военных музыкантов, то при Екатерине II число их доходило до 12000 человек. В 1736 году при участии гобоистов четырех полков императорской гвардии при царском дворе состоялась первая оперная постановка (итальянская опера Ф. Арайи - «Abiazare»).
С приходом к власти Павла I (1796-1801) в моду вошли парады войск, однако численность и состав военных оркестров существенно сократилась из-за нелюбви Павла I к «французской вольности». Так, в приказе от 5 июня 1797 года говорится, что в каждом пехотном полку разрешалось иметь только 5 музыкантов, в артиллерийском - 7, а в батальоне они были вовсе упразднены.
В годы царствования Александра I (1801-1825) были изменены положения о составе и численности музыкальных частей флота в сторону их увеличения и с тех пор: «Для музыки во флоте положено было иметь музыкантов 26; трубачей 184; литаврщиков 4 и капельмейстеров 4». Для подготовки трубачей в Кронштадте в 1803 году возрождается «Трубачская школа», которая стала готовить музыкантов для двух флотских дивизий, при этом состав школы был следующий: 2 обучающих капельмейстера (старший и младший), 22 музыканта, 60 трубачей, 4 литаврщика [3].
В первые годы XIX века происходит увеличение штатов оркестров, расширяются их исполнительские возможности. В репертуаре военных музыкантов 1-й половины XIX века появляются произведения известных в то время композиторов А.А. Алябьева, Н.А. Титова, И.А. Козловского, К. Ка-воса, А. Буальдье, А.Ф. Львова.
Однако, несмотря на возрождение музыкальных традиций в армии и флоте, военные оркестры не имеют в это время упорядоченного состава. Так в перечне инструментов, отосланных Кронштадтской трубаческой школой в Ревель (при организации там музыкального хора) присутствует большое количество деревянных инструментов по отношению к медным, что конечно сказывалось на качестве и возможностях оркестров. В 1826 году в царствование Николая I Кронштадтская Трубачская школа упраздняется, так как подготовка музыкантов начинает осуществляться в учебных морских экипажах.
В 20-х года XIX века из военных оркестров исключаются инструменты старого типа, в состав оркестров вводятся новые инструменты (кларнет, саксофон). Возросшие музыкальные возможности военных оркестров позволили использовать их в общественной жизни: на балах, маскарадах, в светских и духовных концертах.
В 1856 году при расформировании хоров музыки при учебных полках и экипажах, из 1-го учебного экипажа выделили Кронштадтский портовый хор (64 чел.) и Ревельский портовый хор (57 чел.). В состав этих хоров входил капельмейстер, учитель музыки, флотские музыканты и вольнонаемные музыканты (не более 10 человек). Однако отсутствие системного организованного подхода к обучению и исполнительству приводило к медленному развитию военных оркестров.
Об огромном значении направляющего руководства в вопросах развития военной музыки свидетельствует десятилетняя плодотворная работа композитора Н.А. Римского-Корсакова на посту инспектора музыкантских хоров Морского ведомства (1873-1884 г.).
В обязанности Н.А. Римского-Корсакова на посту инспектора входило наблюдение за военно-морскими оркестрами по всей стране, руководство капельмейстерами, репертуаром оркестров и пр. Изредка он сам дирижировал концертами, и эти его выступления привлекали внимание всего петербургского музыкального мира. Работа Римского-Корсакова с флотскими оркестрами имела большое культурное значение для Кронштадта, ведь впервые руководителем военно-морских оркестров стал виднейший музыкант. Это само по себе заставляло капельмейстеров и оркестрантов относиться к своему делу с чувством повышенной ответственности.
Римский-Корсаков впервые определил обязательный состав и комплектование, права и обязанности музыкантов, для которых он разработал особый репертуар и инструментовку. Он предложил и новый исполнительский коллектив - военно-духовой оркестр.
Так в 1874 году в Кронштадтском Морском манеже состоялся первый большой концерт сводного флотского оркестра: 300 музыкантов из 6(!) хоров под управлением Римского-Корсакова выступили перед многочисленными слушателями с настоящим репертуаром из произведений, как самого Римско-го-Корсакова, так и сочинений лучших авторов, специально переложенных им для духового оркестра. Газета «Кронштадтский вестник», а за ней и столичная печать отмечали огромный успех сводного оркестра, называя его выступление «замечательным музыкальным праздником». И такие праздники в Кронштадте стали ежегодными. Последний концерт военно-морского оркестра под руководством Римского-Корсакова был дан в октябре 1883 года.
Благодаря Римскому-Корсакову репертуар военных оркестров Кронштадта расширился и стал включать в себя танцевальные пьесы, увертюры, фантазии, попурри, вальсы, польки, мазурки и другие, что позволяло
им принимать участие и в концертной жизни. Ниже приводятся программы оркестра Гвардейского экипажа и Портового оркестра Кронштадта за 1896 год, капельмейстерами которых в тот период были известные дирижеры В.И. Главач и Л.В. Отерзен:
Программа оркестра Гвардейского экипажа под управлением капельмейстера В.И. Главача:
1. Вагнер Р. Увертюра к опере «Тангейзер».
2. Рубинштейн А. Танец баядерок из оперы «Фераморе».
3. Лист Ф. 14-я Венская рапсодия.
4. Ланнер-Кремзер. Вальс «Старая Вена».
5. Главач В. «Лучинушка и хоровод», вариация.
6. Чайковский П. Сюита из балета «Щелкунцик» (Минорная увертюра, Марш, Танец феи, Трепак, Вальс цветов).
7. Контский А. Пьеса «Пробуждение льва».
8. Дворжак А. Славянский танец.
Программа Кронштадтского портового оркестра под управлением капельмейстера Л.В. Отерзена:
1. Отерзен Л. Марш.
2. Даргомыжский А. Увертюра к опере «Русалка».
3. Глинка М. Попурри из оперы «Жизнь за царя».
4. Деллингер Р. Вальс Анина из оперетты «Шансонетка».
5. Чайковский П. Мелодия из оперы «Евгений Онегин».
6. Дитрих. Галоп «Жонглер».
Определенной заслугой Римского-Корсакова перед кронштадтской военной музыкой является то, что ему удалось заменить несколько профессионально непригодных иностранных капельмейстеров, поставив на их место русских дирижеров и композиторов, в частности капельмейстером Кронштадтского Портового хора в бытность Римского-Корсакова был назначен М.Ф. Чернов. Об этом он пишет в своих мемуарах:
«Я рад, что в бытность мою инспектором мне удалось водворить в хоры морского ведомства двух русских капельмейстеров - М. Чернова и И. Кулы-гина из стипендиатов консерватории, между тем как до меня капельмейстеры были исключительно вольнонаемные иностранцы...» [12, с. 81].
Так в дальнейшем М.Ф. Чернов продолжил традиции Римского-Корса-кова, давая перед кронштадтской публикой концерты соединенных хоров и оркестров морского и военного ведомств, а также в соединении с церковными певчими хорами. Такие концерты устраивались ежегодно, привлекали огромное количество кронштадтцев и пользовались большой популярностью в городе. Газета «Котлин» (1896 г., № 73-74, стр. 4) так описывала один из таких концертов:
«Сегодня, в воскресенье, 28 апреля в 1:30 дня в Морском манеже состоится концерт, сбор от которого предназначается в пользу Кронштадт-
ского благотворительного общества. В концерте участвуют до 300 человек певчих и музыкантов под управлением М.Ф. Чернова. В начале концерта соединенными хорами музыки и певчих исполнен будет народный гимн «Боже царя храни». В заключении «Зарю» исполнят все хоры музыки и барабанщики. В виду симпатичной цели концерта публика не оставит его своим вниманием...» [10].
Большой концерт соединенных хоров певчих музыкантов, который был дан в Морском манеже прошёл в тот день с огромным успехом, доставив довольно значительному числу кронштадтцев действительно эстетическое наслаждение. По воспоминаниям современников концерт начался мощными звуками национального гимна, исполненного всеми участниками и прослушанного стоя. На концерте были исполнены сюита Массне «Неаполитанские сцены», аранжированная М.Ф. Черновым; произведение «Да здравствует наш царь молодой» Даргомыжского и «Заря» Бетца, исполненная заключительным номером. На концерте присутствовали вице-адмирал Н.И. Ка-знаков, генерал-лейтенант В.Н. Брылкин, начальник штаба контр-адмирал П.П. Андреев, младший флагман 1-й флотский дивизии Д.И. Амосов и др.
В 1872 году в Кронштадт из Санкт-Петербурга перевели Училище корабельной артиллерии, при котором существовал знаменитый Адмиралтейский военно-морской оркестр. Именно там, в Кронштадте, Адмиралтейским оркестром, как и всеми другими оркестрами Кронштадтского порта, в 1878 году дирижировал Н.А. Римский-Корсаков, с которым дал три благотворительных (инвалидных) концерта. Для этих концертов он специально написал Вариации для гобоя, Концерт для тромбона и Концерт для кларнета. Последний, правда, автору не понравился во время оркестровой репетиции и в концертах не исполнялся. Что же касается гобойных вариаций и тром-бонового концерта, то они были весьма успешно исполнены в сопровождении Адмиралтейского оркестра под личным управлением автора 16 марта 1878 года в Кронштадте. Солистами выступили тромбонист рядовой Леонов и гобоист унтер-офицер Ранишевский1.
Заложенные композитором-новатором основы оркестровой музыки не только сохранились на российском флоте Кронштадтского и других гарнизонов, но нашли свое продолжение. Так большого внимания заслуживает деятельность Николая Захаровича Подгорбунского - замечательного русского дирижера, который с 1888 по 1897 год руководил духовым оркестром Кронштадтской крепостной артиллерии. Подгорбунский Н.З. (18691926) был талантливым трубачом, а будучи капельмейстером духового оркестра, постоянно улучшал его репертуар и звучание, пополняя новыми музыкантами, преимущественно из гвардейских полков. При Н.З. Подгор-
1 На XIV Международном конкурсе музыкантов-исполнителей в Женеве (1958) концерт для тромбона Римского-Корсакова входил в обязательную программу состязания.
бунском вошло в традицию провожать, уходящих в запас военных чинов Кронштадтской крепостной артиллерии, в сопровождении звуков оркестра [1]. Кроме того, Н.З. Подгорбунский всячески приветствовал создание любительских музыкальных кружков силами нижних чинов артиллерии. Так в 4-м батальоне Кронштадтской крепостной артиллерии в 1986 году существовал кружок, который включал в себя 9 гармонистов, 2 балалайки и 2 гармони. Несмотря на этот довольно странный оригинальный подбор инструментов, кружок прекрасно исполнял марши, польки и русские плясовые песни. «Этот факт, конечно, скромен, но, тем не менее, имеет свое значение как элемент, развивающий эстетические чувства нижних чинов. К предстоящему торжеству этот кружок разучивает народный гимн» [11].
Как свидетельствуют архивные материалы, большое значение военная музыка имела для жизни и рядовых горожан. Так с приходом весны и наступлением хорошей погоды ежедневно в Петровском парке и Летнем саду Кронштадта для гуляющих горожан и приезжих из столицы военные оркестры исполняли музыку и по вечерам давали танцы. Программы этих вечеров менялись почти ежедневно, были разнообразны по содержанию, отличались сложностью компоновки и требовательностью к исполнению и аранжировке.
Приводим четыре программы концертов, даваемых в июне 1896 года в Летнем саду Кронштадта Портовым хором, под управлением М.Ф. Чернова:
Программа музыки в Летнем саду от 10 июня 1896 года [6]:
Отделение I
1. Марш королевы Эллины - сочинение Чернова.
2. Увертюра «Волшебный стрелок» - Вебер.
3. Коватина из оперы «Роберт - дьявол» - Мейербах.
4. Фантазия из балета «Спящая красавица» - Чайковский.
Отделение II
5. Импровизация из оперы «Лоэнгрин» - Вагнер.
6. Вальс «Веселые братья» - Фальстедт.
7. Дуэт «Моряки» - Вильбоа.
8. Мелодии из оперы «пиковая дама» - Чайковский.
Программа музыки в Летнем саду от 17 июня 1896 года [7]:
Отделение I
1. Марш «Кохъ» - Фарбах.
2. Увертюра «Норма» - Беллини.
3. Две русские песни - Лядов.
4. Попурри «Grandevie» - Веловерде.
Отделение II
5. Дивертисмент из балета «Корсар» - Делиб.
6. Вальс «Les foudres d'Amoure» - Тушков.
7. Музыкальная аналогия - Шрейнер.
8. Галоп «Скерцозо» - Штраус.
Программа музыки в Летнем саду от 19 июня 1896 года [8]:
Отделение I
1. Марш «Вена» - ***.
2. Увертюра «Будь я королем» - Адан.
3. Хор волшебных дев - Даргомыжский.
4. Фантазия из оперы «Гугеноты» - Мейербах.
Отделение II
5. Полонез - Шопен.
6. Дуэт из оперы «Жизнь за царя» - Глинка.
7. Вальс «Вино и песня» - Штраус.
8. Попурри из балета «Камарго» - Минкус.
Программа музыки в Летнем саду от 24 июня 1896 года [9]:
Отделение I
1. Марш «А из рощи» - Славянский.
2. Увертюра «Федра» - Массне.
3. Серенада - Корганов.
4. Фантазия из оперы «Роберт - дьявол» - Мейербах.
Отделение II
5. Прелюдия из оперы «Трубадур» - Верди.
6. Романс из оперы «Миньоны» - Тома.
7. Марш «Тангейзер» - Вагнер.
8. Попурри из оперетты «Микадо» - Салливен.
Всего в программах выступлений в Петровском и Летнем садах 1896 года перечислялось более 200 произведений композиторов различных музыкальных направлений, чему могли позавидовать многие оркестры Санкт-Петербурга и всей России. Писатели И.А. Бунин и И.А. Шмелёв в своем литературном творчестве красочно осветили такие традиционные выступления военных оркестров перед массовой аудиторией в парках, летних садах, на праздничных гуляньях. Как видно из программ, существенную часть концертного репертуара составляла не только маршевая и танцевальная музыка, но также попурри и фантазии на темы из опер и балетов русских и
зарубежных композиторов, что стало возможным благодаря интенсивному нотоиздательству во второй половине XIX века. А техническое и исполнительское мастерство Кронштадтского Портового оркестра под управлением М.Ф. Чернова было настолько велико, что исполнялись такие труднейшие вещи, как отрывки из «Лоэнгрина» и «Тангейзера».
Немаловажное значение для кронштадтской культуры имело и участие оркестров в городских театральных постановках.
Военные оркестры Кронштадта принимали участие и во время некоторых духовных церемоний, сопровождая которые музыканты исполняли гимн Д.С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе», гимн А.Ф. Львова «Боже, Царя храни», написанный композитором в 1833 году, а также военные марши, содержащие в себе мотивы церковных песнопений.
Анализ деятельности военных духовых оркестров Кронштадта показывает, что во второй половине XIX века благодаря техническому усовершенствованию духовых инструментов, труду замечательных композиторов и капельмейстеров, обогатилась звучность оркестров, стал более содержательным их репертуар, а сохранившиеся исторические сведения и научные данные, которыми мы располагаем на сегодняшний день, позволяют утверждать, что кронштадтские капельмейстеры М.Ф. Чернов, В.И. Главач, Н.З. Подгорбунский, Л.В. Отерзен и др. внесли значительный вклад в музыкальную культуру Кронштадта и России.
Список литературы:
1. Военно-исторический журнал. - М., 2002. - № 2. - С. 4.
2. ГВМА. Адмиралтейская канцелярия. Д. 97. Л. 305 (1714 г.).
3. ГВМА. Военная по флоту канцелярия. «О трубачах адмиралтейского ведомства». Ф. 1203. Д. 33. Л. 1-29 (1803 г.).
4. ГВМА. Канцелярия адмирала Мордвинова. Д. 38. Л. 107-111 (1768 г.).
5. Главный военно-морской архив. Приказ воинского морского флота. Т. 50. Ч. 1. Л. 366 (1703-1705 гг.).
6. Котлин. - Кр., 1896. - № 132. - С. 4.
7. Котлин. - Кр., 1896. - № 137. - С. 4.
8. Котлин. - Кр., 1896. - № 138. - С. 4.
9. Котлин. - Кр., 1896. - № 143. - С. 4.
10. Котлин. - Кр., 1896. - № 73-74. - С. 4.
11. Котлин. - Кр., 1896. - № 82. - С. 4.
12. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. - М.: Музгиз, 1955.