Научная статья на тему 'Отечественные воинские традиции в музыке парадов Рабоче-Крестьянской Красной армии 1918 года'

Отечественные воинские традиции в музыке парадов Рабоче-Крестьянской Красной армии 1918 года Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
397
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА ПАРАДОВ / СОВЕТСКИЙ ПРАЗДНИК / ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ / MUSIC OF PARADES / SOVIET HOLIDAY / MILITARY HISTORY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дёмина Вера Николаевна

Статья посвящена изучению музыки первых военных парадов советского государства с целью установления преемственности художественного оформления праздничных церемониалов традициям отечественной культуры. В задачи входило исследование истории первых парадов, их состава, репертуара музыкального сопровождения церемониала, выявление произведений, связывающих торжества XVIII-XIX вв. с новыми советскими праздниками. Материалом исследования служили документальные фото и видео материалы о парадах, нотные записи маршей и революционных песен и воспоминания очевидцев. На примере праздников, посвященных Дню Интернационала и Октябрьской Годовщины, рассматриваются идеологические основания советской праздничной культуры. Устанавливается, что наиболее значимыми кульминационными этапами торжеств 1918 г. являются митинги и парады войск на Красной площади и Ходынском поле новой столицы. Сопровождающая их музыка свидетельствует о сочетании традиционных и инновационных элементов церемониала: наряду со старинными маршами в хоровом и оркестровом исполнении звучат песни Первой русской революции и революционного подполья. Отмечается, что музыкально-поэтический компонент торжеств претерпевает значительные изменения, однако связь с парадами дореволюционного и послереволюционного времени сохраняется в имперских и военных маршах звучащих во время прохождения войск и воплощающих идею прославления Родины и ее защитников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Domestic Military Traditions In Parade Music Of The Workers'' And Peasants'' Red Army In 1918

The article is devoted to the music of the first military parades in the Soviet state. The author's purpose is to establish the continuity of domestic cultural traditions in music decorating of festive ceremonials. The research tasks are to study the history of the first parades, their structure, music repertoire of the ceremonial, as well as to detect the music works connecting celebrations of the 1819th centuries with new Soviet holidays. The material of research contains documentary photos and videos on parades, musical notations of marches and revolutionary songs, as well as reminiscence of eyewitnesses. With the example of the holidays devoted to the Day of International and October Anniversary the ideological bases of the Soviet festive culture are considered. The research points out that the most significant culmination stages of celebrations in 1918 were meetings and parades of troops at Red Square and Hodynsky field of the new capital. The music accompanying these celebrations combines traditional and innovative elements of ceremonial: along with ancient marches in choral and orchestral performance it includes songs of the First Russian revolution and a revolutionary underground. It is noted that the musical and poetic component of celebrations changes, however the connection with parades before revolution and after the revolution times remains in the imperial and military marches sounding while the troops are passing. This music works embody the idea of glorification of the Homeland and its defenders.

Текст научной работы на тему «Отечественные воинские традиции в музыке парадов Рабоче-Крестьянской Красной армии 1918 года»

DOI 10.24411/2076-4766-2018-10006

В. Н. ДЁМИНА

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ВОИНСКИЕ ТРАДИЦИИ В МУЗЫКЕ ПАРАДОВ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ

1918 ГОДА

■' »с»

В настоящей статье государственные праздники первых лет советской власти и сопровождавшая их музыка рассматриваются с целью установления преемственности в их художественном оформлении традициям отечественной культуры. В связи с этим изучается музыка военных парадов, и выявляются произведения, освященные воинской традицией и связывающие торжества ХУШ-ХГХ вв. с новыми советскими праздниками.

Как отмечают исследователи культуры, в первые послереволюционные годы продолжали свое существование многие из ранее сложившихся ее форм, включая праздники. Государственным праздникам, как адресованным народным массам и имеющим агитационно-пропагандистскую направленность, уделялось особое внимание. Как известно, в начале 1918 года советская власть осуществила реформу календаря, с целью его синхронизации с западноевропейским (григорианским)1. В календаре 1917 года «неприсутственными» еще указаны дни восшествия на престол императора, рождения и тезоименитства членов императорской семьи, церковные праздники с главным - Пасхой. Но в 1918-1919 годах устанавливается новый круг праздников и постоянные их даты (так называемый Красный календарь): «За Первомаем в течение 18-19 года присоединились дополнительно „Кровавое Воскресение" (9/22 января), День Парижской Коммуны (18 марта), День Красной Армии (23 февраля), Память Июльских дней (3-16 июля), Октябрьская Годовщина (7 ноября)» [7, с. 56]. Были определены опорные точки годового круга: Первомай - День Интернационала, и Октябрьская Годовщина.

Маршруты движения и центры праздничных шествий оставались в основном традиционными: в Москве - Красная площадь и Ходынское поле; в Петрограде сначала «Марсово поле (Поле Жертв Революции), а позднее и Дворцовая площадь (Площадь Урицкого)» [7, с. 56]. Церемониальная сторона праздников была достаточно ограниченной и предполагала обязательное

проведение демонстрации трудящихся и военного парада.

Первый парад Рабоче-Крестьянской Красной Армии был проведен 1 мая 1918 г. в День Интернационала. В связи с подготовкой его празднования В. И. Лениным был подписан Декрет о Памятниках Республики (апрель 1918). В ознаменование «великого переворота, преобразившего Россию», необходимо было ко дню 1 мая снять с площадей и улиц «некоторые наиболее уродливые истуканы» и поставить новые временные памятники. Особой комиссии «поручается подготовить декорирование города (Москвы - В. Д.) в день 1 мая» и заменить название улиц, эмблем, гербов и т. п. «новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России» [2].

Однако, положения Декрета не были осуществлены в полном объёме2; созданная в связи с его реализацией комиссия обеспечила организацию на Красной площади демонстрации и митингов, подготовку лозунгов, транспарантов и пр. Для обращения к населению города были воздвигнуты специальные трибуны и установлены грузовики; на башнях Кремля вывешены красные флаги, а Красная площадь и улицы города были украшены гирляндами [1, с. 15-17].

Праздник, посвященный Дню Интернационала, включал несколько этапов: митинг и демонстрацию на Красной площади с прохождением войск, военный парад на Ходынском поле, демонстрацию и воздушный праздник. Началось торжество в 10.30 митингом и выступлением В. И. Ленина у памятника Минину и Пожарскому, а затем переместилось к Историческому музею.

В 11.00 колонны демонстрантов с алыми стягами и революционными песнями двинулись по Красной площади. Перед колоннами рабочих шли армейские формирования Красной Армии. В небе планировал самолет, пилотируемый военным летчиком, инструктором Московской школы авиации И. Н. Виноградовым.

С Красной площади воинские части, подразделения и курсы красных командиров двигались к Ходынскому полю, на котором в 16.30 начался военный парад. На параде присутствовали В. И. Ленин, Н. К. Крупская, М. И. Ульянова. В нём принимали участие в основном части Московского гарнизона - тридцать тысяч красноармейцев и курсантов.

День Октябрьской революции (7 ноября) стал отмечаться с 1918 года. В статье «Праздник», опубликованной в газете «Правда» от 6 ноября 1918 г. рассматривалась концепция «первого за тысячи лет рабоче-крестьянского праздника»: «Он должен быть отпразднован как-то особенно, чтобы совсем не было похоже на то, как раньше устраивались празднества» [3, Л. 2]. Как и праздник 1 мая, он состоял из митинга3, парада на Красной площади, демонстрации трудящихся и всенародной церемонии сожжения символов старого строя (на одиннадцати столичных площадях были сожжены тряпичные и соломенные чучела царя, буржуя, помещика, кулака и пр.). Парад включал прохождение формирований пехотинцев, пулеметчиков, конницы, легкой и тяжелой артиллерии и пр. Над площадью пролетали самолеты.

В 20-х годах этот праздник утвердился как один из наиболее значимых. В постановлении Президиум центрального исполнительного комитета СССР (от 26 октября 1927 года) «О праздничных днях, посвященных годовщине октябрьской революции, и об особых днях отдыха», значилось, что празднование будет проходить в течение двух нерабочих дней (7 и 8 ноября -Дни Пролетарской Революции). Парад стал главной, ожидаемой общественностью формой этого торжества.

Вслед за парадом, посвященным празднованию первой годовщины Октябрьской революции, в Москве 24 ноября 1918 года состоялось шествие войск ко Дню Красного офицера. С целью привлечения профессиональных военных кадров в ряды Красной Армии общенародный праздник был организован в нескольких городах России. В столице к курсантам с торжественной речью обратился В. И. Ленин. Во время торжества с автомобилей и самолетов разбрасывались листовки с призывом вступать в армию [6, с. 230-231].

В 1918 г. шествия проходили и по случаю проводов воинских частей и рабочих отрядов на фронт. 10 октября 3-й кавалерийский латышский эскадрон с военным оркестром прошел церемониальным маршем по центральной улице. После митинга на вокзале, эскадрон под звуки «Марсельезы» отправился на фронт [9, с. 52].

В ритуале парадов Красной Армии 1918 года сочетались инновационные и традиционные компоненты. Исследователь военно-музыкальной культуры Т. К. Маякин отмечает, что в них были сохранены основные традиционные части: построение, встреча принимающего парад лица, объезд и поздравление им участников и торжественный марш. Также сходны команды для управления войсками [5, с. 71-72]. Их организация происходила в соответствии с единовременными указами правительства и военачальников. Установление строгой регламентации порядка проведения парадов произошло лишь в 20-х годах: в 1924 г. было утверждено «Временное положение о порядке воинских торжеств» [6, с. 230-231].

Музыкальное оформление первых парадов Рабоче-Крестьянской Красной Армии практически не подлежало регламентации. На государственных и партийных мероприятиях играл «Оркестр 11-го гренадерского Фанагорийского полка», обеспечивавший и первый парад 1 мая 1918 г., а затем являвшийся официальным военным оркестром. Как отмечает его капельмейстер Л. А. Петкевич, «специального репертуара у нас не было» [4, с. 51]. Во время парадов звучали и традиционные для императорской России и новые образцы военной музыки. По воспоминаниям Л. А. Петкевича подготовку к параду 1 мая вел Н. И. Подвойский. Парад начался с того, что на Ходынку прибыл лидер большевиков. Как только В. И. Ленин вышел из машины и направился к войскам, оркестр исполнил встречный марш. Он обошел строй и поздравил воинские части. Затем он поднялся на трибуну, и начался церемониальный марш [6, с. 229]. Парад открылся колоннами военно-учебных заведений, за ними прошла рота красногвардейцев с винтовками, далее кавалерийская школа и полевые орудия в запряжке по четыре лошади к орудию. Замыкали парад самокатчики на старых полевых велосипедах [8, с. 27]. После парада последовала демонстрация.

Как подчеркивает Л. А. Петкевич, в параде первого советского праздника В. И. Лениным был внедрен новый порядок проведения торжественных шествий - «ведь никогда прежде после военных парадов не устраивались демонстрации» [8, с. 27].

Музыкальное сопровождение парада включало «Марш Преображенского полка», «Застенчивый рыцарь» («Александр-марш» Луи-Люка Луазо де Перисиуса), «Суворовский марш» («Марш суворовцев» В. Е. Фурмана), «Прощание славянки» (В. И. Агапкина), «Богдан Хмельницкий» (неизвестного автора), фанфарный марш

«Сигнал» (Л. А. Петкевича) [4, с. 51]. Некоторые из них сохранялись в репертуаре военных оркестров и вошли в известные нотные издания, например, «Служебно-строевой репертуар для оркестров Красной армии», «Старинные марши», «Военные марши русской армии» и др.4

Во время движения парада и демонстрации звучали старые революционные песни: «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», «Красное знамя», «Марсельеза», гимн «Интернационал». Революционные песни являлись музыкальным воплощением идеи первого советского праздника. Международные гимны «Интернационал» (Э. Потье, П. Дегейтер) и «Марсельеза» (Клод Жозеф Руже де Лиль), польские песни «Варшавянка» (В. Свеницкий) и «Красное знамя» (Б. Червинский) воплощали идею торжества мирового пролетариата. «Смело товарищи в ногу» (Л. П. Радина) являлась символом героизма русских революционеров.

Эти произведения в 1920-30-х гг.5 неоднократно издавались и явились важной составляющей звукового пространства парадов войск Красной Армии, а Интернационал в

1918-1922 гг. являлся государственным гимном РСФСР, а затем вплоть до 1944 г. - СССР.

Таким образом, смена социокультурной парадигмы и идеологии сопровождалось становлением массового искусства советских праздников. В художественном «производстве» участвовали профессиональные и непрофессиональные артисты, музыканты и художники, демонстрировавшие новый подход в реализации идей революции. В творческом поиске они экспериментировали, открывая новые направления в искусстве, но нередко эти открытия основывалось на преобразовании западноевропейских и отечественных традиций.

В связи с изменением идеологических оснований армии претерпевает значительные изменения и музыкальное сопровождение парадов: установка на массовость реализуется в организации сводных оркестров (1922), постепенно создается новый репертуар. Но, при общей устремленности к инновациям, в музыке парадов наблюдается и сохранение традиции, как необходимого условия национальной идентичности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря» рассматривался в докладе А. Д. Александровой «Рождение советских праздников: смена социокультурной парадигмы», представленном на Международной научно-практической конференции «Развлечение и искусство» в ГИИИ (Москва 16-18 ноября 2016 г.).

2 Подробнее об исполнении Декрета см.: Шалаева Н. План советской монументальной пропаганды: проблемы реализации. 1918-1921 годы // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 8 (337). История. Вып. 59. С. 30-35.

3 Подробнее о подготовке шествий и митингов, см.: [Правда, 1918, л. 3].

4 См.: Служебно-строевой репертуар для оркестров Красной армии. Дирекцион. Военное издательство Народного комиссариата обороны. Москва, 1945. 156 с.; Старинные марши: для духового оркестра / ред, В. Бухарова. М.: Музгиз, 1963. 40 с.; Военные марши русской армии. Избранные полковые (встречные) и исторические марши России: партитура / сост, В. М. Халилов. М.: Музыка. 2006. 232 с.

5 Например, см.: Песенник (к 16 годовщине октября). Ростов-на-Дону: «Северный Кавказ», 1933, 128 с.

ЛИТЕРАТУРА

1. Военные парады на Красной площади. 3-е изд., доп. М.: Воениздат, 1987. 255 с.

2. Декрет о памятниках Республики. 12 апреля 1918 г. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ DEKRET/18-04-12.htm.

3. И. Р. [б. и.] Праздник // Правда. 6 ноября 1918 г. № 241. Л. 2-3.

4. Кретов В. Военная музыка, ставшая жизнью Л. А. Петкевича // Военно-исторический журнал. № 4. 2009. С. 50-53.

5. Маякин Т. Военно-музыкальная культура России (историко-культурологический анализ): дис. ... канд. философских наук. Нижний Новгород, 2010. 149 с.

6. Минер В. Воинские ритуалы российской армии: История зарождения и развития: дис. .д-ра ист. наук. М., 2005. 289 с.

7. Пиотровский А. Хроника Ленинградских праздников 1919-1922 гг. // Массовые празднества: сборник Комитета социологического

изучения искусства. Л.: Academia, 1926. С. 53-85.

8. Пожидаев Г. Первый марш // Военная музыка: сборник статей и очерков. М.: Военно-дирижерский факультет при

МГК им. П. И. Чайковского. 1968. С. 2529.

9. Хаханян Х. Служебная деятельность военных оркестров // Советская военная музыка. М.: Военно-оркестровая служба МО СССР, 1977. С. 43-81.

REFERENCES

1. Voennye parady na Krasnoi ploshchadi [Military Parades in Red Square]. Moscow: Voenizdat Press, 1987. 255 p.

2. Dekret o pamiatnikakh Respubliki. 12 apre-lia 1918 g. [Decree on Republic Monuments. April 12, 1918]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ DEKRET/18-04-12.htm.

3. I. R. Prazdnik [Holiday]. Pravda. November 6, 1918. No. 241. P. 2-3.

4. Kretov V. Voennaia muzyka, stavshaia zhizn'iu L. A. Petkevicha [Military Music that Became L. A. Petkevich's Life]. Voenno-istoricheskii zhurnal [Military and Historical Magazine]. № 4.

2009. P. 50-53.

5. Maiakin T. Voenno-muzykal'naia kul'tura Ros-sii (istoriko-kul'turologicheskii analiz) [Military and Musical Culture of Russia (Historical and Culturo-logical Analysis)]: PhD Thesis. Nizhny Novgorod,

2010. 149 p.

6. Miner V. Voinskie ritualy rossiiskoi armii: Istoriia zarozhdeniia i razvitiia [Military Rituals of

the Russian Army: History of Origin and Development]: PhD Thesis. Moscow, 2005. 289 p.

7. PiotrovskiiA. Khronika Leningradskikh prazd-nikov 1919-1922 gg. [Chronicle of the Leningrad Celebrations of 1919-1922]. Massovye prazdnest-va: sbornik Komiteta sotsiologicheskogo izucheniia iskusstva [Mass Festivals: Collection of Committee on Sociological Studying of Art]. Leningrad: Academia Press, 1926. P. 53-85.

8. Pozhidaev G. Pervyi marsh [First march]. Voennaia muzyka (sbornik statei i ocherkov) [Military Music: Collection of Articles and Sketches]. Moscow: Military and Conductor's faculty at P. I. Tchaikovsky Moscow State Conservatory Press. 1968. P. 25-29.

9. Khakhanian Kh. Sluzhebnaia deiatel'nost' voennykh orkestrov [Service Activities of Military Orchestras]. Sovetskaia voennaia muzyka [Soviet Military Music]. Moscow: Military and Orchestral Service of the Ministry of Defence of the USSR. P. 43-81.

--ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ВОИНСКИЕ ТРАДИЦИИ --

В МУЗЫКЕ ПАРАДОВ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ

1918 ГОДА

Статья посвящена изучению музыки первых военных парадов советского государства с целью установления преемственности художественного оформления праздничных церемониалов традициям отечественной культуры. В задачи входило исследование истории первых парадов, их состава, репертуара музыкального сопровождения церемониала, выявление произведений, связывающих торжества XVШ-XIX веков с новыми советскими праздниками. Материалом исследования служили документальные фото и видео материалы о парадах, нотные записи маршей и революционных песен и воспоминания очевидцев. На примере праздников, посвященных Дню Интернационала и Октябрьской Годовщины, рассматриваются идеологические основания советской праздничной культуры. Устанавливается, что наиболее значимыми

кульминационными этапами торжеств 1918 г. являются митинги и парады войск на Красной площади и Ходынском поле новой столицы. Сопровождающая их музыка свидетельствует о сочетании традиционных и инновационных элементов церемониала: наряду со старинными маршами в хоровом и оркестровом исполнении звучат песни Первой русской революции и революционного подполья. Отмечается, что музыкально-поэтический компонент торжеств претерпевает значительные изменения, однако связь с парадами дореволюционного и послереволюционного времени сохраняется в имперских и военных маршах звучащих во время прохождения войск и воплощающих идею прославления Родины и ее защитников.

Ключевые слова: музыка парадов, советский праздник, военная история России.

-» DOMESTIC MILITARY TRADITIONS--

IN PARADE MUSIC OF THE WORKERS' AND PEASANTS' RED ARMY IN 1918

The article is devoted to the music of the first military parades in the Soviet state. The author's purpose is to establish the continuity of domestic cultural traditions in music decorating of festive ceremonials. The research tasks are to study the history of the first parades, their structure, music repertoire of the ceremonial, as well as to detect the music works connecting the celebrations of the 18-19th centuries with new Soviet holidays. The material of research contains documentary photos and videos on parades, musical notations of marches and revolutionary songs, as well as reminiscence of eyewitnesses. On the example of the holidays devoted to the Day of International and October Anniversary the ideological bases of the Soviet festive culture are considered. The research points out that the most significant

culmination stages of celebrations in 1918 were meetings and parades of troops in Red Square and Hodynsky field of a new capital. The music accompanying these celebrations combines traditional and innovative elements of ceremonial: along with ancient marches in choral and orchestral performance it includes songs of the First Russian revolution and revolutionary underground. It is noted that the musical and poetic component of celebrations changes, however the connection with the parades before and after the revolution remains in the imperial and military marches sounding while the troops pass. The music embodies the idea of glorification of the Fatherland and its defenders.

Keywords: music of parades, Soviet celebration, military history of Russia.

Демина Вера Николаевна

кандидат искусствоведения, и. о. доцента кафедры истории музыки Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: [email protected]

Demina Vera N.

PhD in Art Studies Associate Professor at the Department of Music History Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.