Научная статья на тему 'Прославление Родины и ее защитников в музыкально-поэтических текстах праздника Победы 1945 г'

Прославление Родины и ее защитников в музыкально-поэтических текстах праздника Победы 1945 г Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
270
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ / ПАРАД ПОБЕДЫ / ОБРАЗ РОДИНЫ / ГИМН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Демина Вера Николаевна

В статье рассматривается проблема преемственности традиций военных праздничных церемониалов дореволюционной и Советской России, выявляется общность идеологических оснований и их отражение в художественном компоненте празднества. Изучаются нарративные и панегирические тексты, образы Родины и ее защитников, созданные средствами искусств победного триумфа. Материалом исследования избраны документальные фильмы о параде Победы, нотные и аудиозаписи его музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прославление Родины и ее защитников в музыкально-поэтических текстах праздника Победы 1945 г»

№ 2 (65), 2017

и общество" ^ ^

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

УДК 78.05 В.Н. ДЕМИНА

ПРОСЛАВЛЕНИЕ РОДИНЫ И ЕЕ ЗАЩИТНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ ПРАЗДНИКА ПОБЕДЫ 1945 г.

Демина Вера Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (Ростов-на-Дону, Буденновский пр., 23), vnd-80@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема преемственности традиций военных праздничных церемониалов дореволюционной и Советской России, выявляется общность идеологических оснований и их отражение в художественном компоненте празднества. Изучаются нарративные и панегирические тексты, образы Родины и ее защитников, созданные средствами искусств победного триумфа. Материалом исследования избраны документальные фильмы о параде Победы, нотные и аудиозаписи его музыки.

Ключевые слова: военная история России, Парад Победы, образ Родины, гимн.

UDC 78.05 V.N. DЕMINA

GLORIFICATION OF THE HOMELAND AND ITS DEFENDERS IN MUSICAL AND POETIC WORKS OF A HOLIDAY OF THE VICTORY OF 1945

Demina Vera Nikolaevna, PhD (art), associate professor of the department of music history at the Rostov state conservatory named after S.V. Rachmaninov (Rostov-na-Donu, Budennovskiy ave., 23), vnd-80@mail.ru

Abstract. In the article the problem of continuity of traditions of military festive ceremonials of pre-revolutionary and Soviet Russia is considered, the community of ideology installations and their manifestation in an art component of a festival comes to light. The narrative and panegyrical texts, images of the Homeland and its defenders created by means of arts of victorious triumph are studied. Audio-videos of record of a sound and musical component of Victory parade are selected material of a research musical. Keywords: military history of Russia, Victory Day parade, image of the Homeland, anthem.

День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов является одним из главных государственных праздников, обеспечивающих поддержку и трансляцию культурной памяти России, связывающих досоветские, советские и постсоветские победные торжества. Указ об объявлении 9 мая днем «всенародного торжества» был подписан председателем Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калининым 8 мая 1945 года1.

Празднования по случаю побед и чествования воинов в России имели многовековую укоренившуюся традицию. В «викториальных» торжествах сложились определенная структура и последовательность действий. Их обязательной официальной частью были торжественное богослужение2 и парад, дополняемые торжественным приемом [1].

1 См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Праздником Победы из газеты «Красное знамя» // Виртуальный музей современной истории России. Экспонаты. Фонд документов. URL: http://vm. sovrhistory. ru/sovremennoy-istorii-rossii/katalog#/item/878.

2 О богослужебной традиции празднования военных побед Русской православной церковью.

"Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (65), 2017

В празднике Победы 1945 г. были предусмотрены парад на Красной площади3 и торжественный обед (прием) в Кремле4.

Церемония праздничных торжеств, посвященных победе над фашистской Германией, была разработана под руководством генералиссимуса И.В. Сталина, который подчеркивал: «Нужно подготовить и провести особый парад. <...> Пусть в нем будут участвовать представители всех фронтов и всех родов войск. Хорошо бы также, по русскому обычаю, отметить победу за столом, устроить в Кремле торжественный обед» [1, с. 265].

Связь с дореволюционной традицией5 проявлялась в хронотопе (времени-пространстве) торжества, приходившегося на майские дни памяти св. Георгия Победоносца, отмечавшегося на Красной площади и в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Она очевидна и в общности идеологических установок, концентрированно выраженных в созвучии лозунгов дореволюционного и советского времени - «за Советскую Родину и Коммунистическую партию» - «За Веру, Царя и Отечество» [2, с. 281].

Призыв к защите Родины (Отечества)6 прозвучал уже в первые дни войны в «Послании к клиру и верующим РПЦ» патриаршего местоблюстителя блаженнейшего Сергия, митрополита Московского и Коломенского (22 июня 1941 г.); в «Заявлении народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Молотова» (22 июня 1941 г.), в речи И.В. Сталина (3 июля 1941 г.)7, в плакатах и листовках «За Родину-мать!», «Ни шагу назад!»8 и др.

Главное место в Параде Победы принадлежало воссозданным в синтезе искусств, и прежде всего средствами музыки, образам Родины и ее защитников. В концепции парада прослеживается панегирическая (прославление Родины и ее защитников) и нарративная (история победы) тематические линии.

Фрагменты истории войны нашли наглядное воплощение в порядке построения сводных полков, «напоминающем размещение фронтов на полях сражений от Ледовитого океана до Черного моря» [3, с. 527]. Звуковую атмосферу воинского ритуала составляли пушечные залпы и военная музыка. Движение войск сопровождалось соответствующими торжественно-церемониальными дореволюционными и советскими маршами. В списке репертуара Парада Победы указано: «Для торжественного прохождения пехоты марш «Старый Егерский» <...> для <...> мото-мех[анизированных] частей марш «Гвардейской артиллерии» <...> для конницы «Рысь» [4, с. 10].

Панегирическое начало в музыке парадного шествия включало показательные для темы прославления Родины музыкальные произведения - Гимн СССР и хор «Славься!» М.И. Глинки из оперы «Жизнь за царя» (именовавшейся в советское время «Иван Суса-

3 В 1945 году состоялось несколько парадов: 19 января, парад, посвященный освобождению Варшавы; 1 мая, традиционный парад в Москве; 4 мая, парад советских войск в Берлине; 7 сентября, парад войск союзников в Берлине; 16 сентября, парад в честь победы над Японией в Харбине; 24 июня, Парад Победы в Москве, ставший историческим.

4 Наиболее известными являются приемы в Кремле 24 мая 1945 г. в честь командующих войсками Красной Армии и 25 июня 1945 г. в честь участников Парада Победы.

5 О сочетании инноваций и традиций в советской праздничной культуре см. исследования: Л.А. Ахме-довой, В.Н. Поповой, Л.А. Шумихиной, С.Н. Шаповалова и др. Культура военных празднеств русской и советской армии исследована в трудах О.В. Гефнера, Б.А. Диева, Л.В. Жуковой, К. Лейн, А.С. Макашо-вой, В.Л. Минера, А.В. Петропавловского, Н.А. Соболевой, В.И. Тутунова, М.Д. Чертока и др.

6 Образ Родины (Отечества, России) рассматривается в исследованиях представителей различных отраслей гуманитарной науки - С.Н. Артановским, Ц.Н. Аюшовой, С.Р. Габдуллиной, Т.Н. Гребеню-ком, В.В. Виноградовым, Ж.Б. Есмурзаевой, М.А. Кареловой, Т.И. Колабиновой, Т.С. Рудиченко И.И. Сандомирской, А.А. Свицовой, Ю.С. Степановым и др.

7 См.: Документы Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны. URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/439888/; Заявление Вячеслава Молотова 22 июня 1941 года. URL: http:// doc.histrf.ru/upload/iblock/560/5603bdf4ba7c0abc0cda9572e801353b.pdf; Сталин И.В. Выступление по радио Председателя ГКО 3 июля 1941 года. URL: http://xn-d1aml.xn-h1aaridg8g.xn-p1ai/20/stalin-i-v-vystuplenie-po-radio-predsedatelya-gko-3 -iyulya-1941 -goda/

8 См.: Виртуальный музей современной истории России. Экспонаты. Фонд исторического плаката. URL: http://vm.sovrhistory.rU/sovremennoy-istorii-rossii/katalog#/item/559; http://vm.sovrhistory.ru/ sovremennoy-istorii-rossii/katalog#/item/839

№ 2 (65), 2017

"Культура и общество"

нин»). Их знаковая роль в церемониале отмечена в документах, сопровождавших подготовку и проведение парада9. В газете «Правда» следующим образом описывается военная церемония: «Десять ударов Кремлевских курантов возвещают о начале Парада Победы. Командующий Парадом маршал К.К. Рокоссовский отдает рапорт маршалу Г.К. Жукову. Фанфаристы сыграли: «Слушайте все!». На середину площади выходит сводный оркестр из 1400 музыкантов. С трибуны мавзолея Г.К. Жуков <...> произнес речь, в которой возвестил об окончании войны». В завершение прозвучала здравица в честь народа-победителя, Советской Армии, партии. После троекратного «ура» оркестр исполнил гимн Советского Союза. По Красной площади торжественным маршем проходят сводные полки победителей.» [3, с. 527]. M^. Черток указывает, что музыка M.^ Глинки использована в трио победного марша «Слава Родине», исполненного перед поздравительной речью Жукова. Полностью марш прозвучал в самом конце парада [4, с. 466, 46S].

Необходимо отметить тематическое родство поэтического и музыкального текстов гимна СССР10 и хора «Славься!», объединенных идеей прославления освобожденной от нашествия врага Родины - «Славься, Отечество наше свободное!» и «Славься, славься, святая Русь!». Близость поэтических строк текста подкрепляется родством мелодических линий двух тем (волнообразное движение от III ступени к I, и от нее снова к III).

Условия исполнения двух символических для Отечества произведений создали необходимые предпосылки для сакрализации Дня Победы и установления преемственности традиций военных праздничных церемониалов дореволюционной и Советской России.

В ежегодных торжествах, посвященных победе в Великой Отечественной войне, музыкально-поэтические тексты торжества претерпевали значительные изменения, однако идея прославления Родины и ее защитников сохраняется и в современных праздниках.

Литература

1. Власова Е.С. 194S год в советской музыке. Документированное исследование. M., 2010. 456 с.

2. Демина В.Н. О богослужебной традиции празднования «викториальных» торжеств (XVIII-XX вв.) // Научная мысль Кавказа. 2013. № 1.

3. Минер В. Л. Воинские ритуалы российской армии: История зарождения и развития: дис. ... д-ра ист. наук. M., 2005. 2S9 с.

4. Черток М.Д. Mузыканты Парада Победы. M., 2015. 536 с.

5. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. URL: http://militera.lib.ru/memo/ ru ssian/shtemenko/index. html

References

1. Vlasova E.S. 194S god v sovetskoj muzyke. Dokumentirovannoe issledovanie [194S in the Soviet music. Documentary research]. Moskow, 2010.

2. Demina V.N. About divine service tradition of celebration of Victorial Celebrations ( 1 Sth-20th Century) // Scientific thought of Caucasus. 2013. N1.

3. Miner V. L. Military rituals of the Russian army: History of origin and development: synopsis of the thesis. PhD (histor.): 07.00.02. Moskow, 2005. 2S9 p.

4. Chertok M.D. Muzykanty parada Pobedy [Musicians of Victory day parade]. Moskow, 2015. 536 p.

5. Shtemenko S.M. General'nyj shtab v gody vojny [The general staff in the years of war]. URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/shtemenko/index.html

9 В докладной записке генералу Синилову комендантом Сокольнического района Москвы майором Антоновым предлагался следующий вариант исполнения «торжественной для русского народа музыки Глинки» во время парада: «Самый удобный момент <...> когда принимающий парад возвращается после объезда войск на Красную площадь, в это время войска встречают принимающего криками «Ура!», а гости с трибун аплодируют <...> гремит музыка Глинки «Слава Родине», сливаясь, как в опере <.> со звоном колоколов в знак победы русского народа <.> Генерал Синилов размашисто написал «Согласен» [4, с. 11-12].

10 Подробнее об истории создания гимна СССР см. исследование Е.С. Власовой «1948 год в советской музыке» и М.Д. Чертока «Музыканты Парада Победы» [1, с. 190; 3, с. 443-446].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.