Научная статья на тему 'О способах подачи страноведческого материала на занятиях русского как иностранного в военном вузе'

О способах подачи страноведческого материала на занятиях русского как иностранного в военном вузе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
485
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАГМАТИЧНЫЙ ТЕКСТ / PRAGMATIC TEXT / ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ПРИТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / TASKS BEFORE TEXT / PRE-TEXTUAL TASKS / TASKS AFTER TEXT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федотова Н.В.

В данной статье рассматриваются способы подачи страноведческого материала на занятиях русского как иностранного в военном вузе (на примере работы с темой «Великая Отечественная война. Парад Победы»). Особое внимание уделяется работе с прагматичным текстом и выполнению предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT METHODS OF SUPPLYING REGIONAL GEOGRAPHIC MATERIAL IN THE TRAINING OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN MILITARY HIGH SCHOOL

This article considers the ways of presenting regional geographic material at the lessons of Russian as a foreign language at military high school (for example, work with the topic “The Great Patriotic War. Victory parade”). Particular attention is paid to work with pragmatic text, tasks before text, pre-textual tasks and tasks after texts.

Текст научной работы на тему «О способах подачи страноведческого материала на занятиях русского как иностранного в военном вузе»

УДК 811. 161. 1: 81' 243

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» преп. кафедры русского языка Федотова Н.В. Россия, г. Воронеж,

Military Air Academy named after

prof. N.E. Zhukovsky and J.A. Gagarin

The chair of Russian language

Lecturer

Fedotova N.V.

Russia, Voronezh,

тел. 8-910-738-53-20

e-mail: Natali.VL-Fedotova@yandex.ru

8-910-738-53-20

e-mail: Natali.VL-Fedotova@yandex.ru

Н.В. Федотова

О СПОСОБАХ ПОДАЧИ СТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В данной статье рассматриваются способы подачи страноведческого материала на занятиях русского как иностранного в военном вузе (на примере работы с темой «Великая Отечественная война. Парад Победы»). Особое внимание уделяется работе с прагматичным текстом и выполнению предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий.

Ключевые слова: прагматичный текст, предтекстовые задания, притекстовые задания, послетекстовые задания

ABOUT METHODS OF SUPPLYING REGIONAL GEOGRAPHIC MATERIAL IN THE TRAINING OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN MILITARY HIGH SCHOOL

This article considers the ways of presenting regional geographic material at the lessons of Russian as a foreign language at military high school (for example, work with the topic "The Great Patriotic War. Victory parade"). Particular attention is paid to work with pragmatic text, tasks before text, pre-textual tasks and tasks after texts.

Key words: pragmatic text, tasks before text, pre-textual tasks, tasks after text.

Целью обучения РКИ (русскому как иностранному) является не только качественное овладение русским языком иностранными обучаемыми, развитие у них навыков и умений, но и знакомство со страной изучаемого языка, с национальными праздниками, обычаями и традициями русского народа, ментальностью русских, с важными историческими вехами развития страны и ее культуры, что способствует формированию у иностранных обучаемых интереса и уважения к нашей стране.

Существуют разные способы подачи страноведческого материала: это может быть беседа; чтение прагматичных текстов, составленных самим преподавателем путем адаптации энциклопедических статей и справочных материалов; чтение художественных (проективных) текстов, стимулирующих образное мышление и влияющих на чувства, следовательно, наряду с передачей «деловой» информации оказывающих воздействие на эмоции человека и его образно-художественную память; также это может быть знакомство с произведениями русской живописи, музыки и

© Федотова Н.В., 2015

N.V. Fedotova

кинематографа (при знакомстве с праздником Масленицы, например, рекомендуется просмотр эпизода художественного фильма «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова); проведение экскурсий.

В качестве примера подачи страноведческого материала рассмотрим работу с материалами по теме «Великая Отечественная война. Парад Победы». Знакомство с этим важным событием в истории нашей страны рекомендуется проводить с иностранными обучаемыми со средним уровнем владения русским языком накануне празднования Дня Победы. Знакомство с данной темой происходит в несколько этапов.

Сначала преподаватель беседует с обучаемыми о Великой Отечественной войне, о ее героях, с которыми они познакомились ранее, так как одной из особенностей страноведения в рамках изучения РКИ в военном вузе является то, что уже на подготовительном курсе большое внимание уделяется текстам на военную тематику. Читаются тексты о М.И. Кутузове, А.В. Суворове, П.С. Нахимове, К.К. Рокоссовском, Г.К. Жукове, В.П. Чкалове, М.Т. Калашникове, О.К. Антонове, о военном параде на Красной площади 7 ноября 1941 года и т.д.

Далее осуществляется работа с прагматичным текстом «Парад Победы», которая позволяет расширить и углубить уже имеющиеся знания иностранных обучаемых о России и российской военной истории. Хотелось бы отметить, что работа с любым страноведческим текстом в рамках изучения РКИ направлена на развитие всех четырех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования и письма.

Также следует учитывать, что в настоящее время в методике преподавания РКИ при работе со страноведческим текстом принята следующая классификация заданий: они делятся на предтекстовые, притекстовые и послетекстовые [1; с. 256].

Предтекстовые задания предполагают снятие фонетических (орфоэпических), грамматических, словообразовательных и лексических трудностей, а также трудностей понятийного характера (толкование устойчивых сочетаний), которые могут возникнуть при чтении текста. Многие тексты сопровождаются страноведческим комментарием.

1. Слушайте и повторяйте слова и словосочетания. Значение незнакомых слов посмотрите в словаре:

гарнизон, сводный полк, пехотинец, сапер, штандарт, брусчатка, сжечь, зенитная установка, десантник.

2. Подберите синонимы к словам и словосочетаниям:

состоялся парад, знамя, водружено (знамя), брезгливое отношение, тяжелая артиллерия, проливной дождь, китель.

Замените выражение площадь взорвалась гулом аплодисментов синонимичным.

3. Найдите антонимы:

тыл, офицер, вороной, фашизм, фронт, рядовой, добро, белый.

4. а) Образуйте слова по модели; обратите внимание на особенности словообразования:

штаб + ист = штабист, радио + ист = радист, парашют + ист = парашютист,

артиллерия + ист = ? танк + ист = ? кавалерия + ист = ? связь + ист = ? мотоцикл + ист = ?

Ракета + чик = ракетчик, пулемет + чик = пулеметчик

лететь + чик = ? зенит + чик = ?

б) Какое общее слово можно подобрать для образованных вами слов?

5. Найдите корни в сложных словах и объясните, как вы их понимаете:

главнокомандующий, наркомат (обороны), кинохроника.

6. Прочитайте страноведческий комментарий.

СССР (Союз Советских Социалистических Республик или Советский Союз) -государство, существовавшее с 30 декабря 1922 года по 26 декабря 1991 года на территории Восточной Европы, а также Северной, части Центральной и Восточной Азии и состоящее из 15 республик (Российской, Украинской, Белорусской, Молдавской, Армянской, Грузинской, Азербайджанской, Казахской, Узбекской, Киргизской, Таджикской, Туркменской, Литовской, Латвийской и Эстонской). Столицей СССР был город Москва.

ВС СССР - Вооруженные Силы Союза Советских Социалистических Республик.

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1878-1953) - советский государственный деятель. На протяжении четверти века, с конца 1920-х - начала 1930-х годов и до самой своей смерти Сталин единолично руководил СССР.

Жуков Георгий Константинович (1896-1974) - советский военачальник, Маршал Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны командовал войсками Ленинградского и Западного фронтов, был организатором обороны Ленинграда и Москвы, координировал действия Сталинградского и Донского фронтов; войска под командованием Жукова брали Берлин.

Рокоссовский Константин Константинович (1896-1968) -

советский военачальник, Маршал Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны был назначен командующим армией, командовал Западным фронтом.

Павел Артемьевич Артемьев (1897-1979) - советский военачальник, генерал-полковник. Во время Великой Отечественной войны в июне 1941 года был назначен командующим войсками Московского военного округа, на него была возложена оборона Москвы на ее подступах. Командовал парадом на Красной площади 7 ноября 1941 года.

Рейхстаг - здание, в котором заседал парламент Германии до 1945 года.

Мавзолей - памятник-усыпальница В.И Ленина на Красной площади у Кремлевской стены в Москве.

Притекстовые задания предполагают выяснение того, насколько точно и полно иностранными обучаемыми воспринята новая информация, содержащаяся в тексте.

7. Прочитайте текст и дайте ему название.

22 июня 1945 года в центральных газетах СССР был опубликован приказ Верховного главнокомандующего ВС СССР И.В. Сталина № 370: «В ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона - Парад Победы.

На парад вывести: сводные полки фронтов, сводный полк наркомата обороны, сводный полк Военно-Морского Флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона. Парад Победы принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову.

Командовать Парадом Победы Маршалу Советского Союза Рокоссовскому.

Общее руководство по организации парада возлагаю на командующего войсками Московского военного округа и начальника гарнизона города Москвы генерал-полковника П.А. Артемьева. Верховный Главнокомандующий, Маршал Советского Союза И. Сталин».

В назначенный день в 10 часов утра Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков выехал на белом коне из Спасских ворот на Красную площадь. После команды «Парад, смирно!» площадь взорвалась гулом аплодисментов. Командующий парадом Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский был на вороном коне. Он представил Жукову рапорт, а потом они вместе начали объезд войск. Вслед за этим прозвучал сигнал «Слушайте все!» и военный

оркестр исполнил гимн «Славься, великий наш русский народ!» Михаила Глинки. После приветственной речи Жукова был исполнен гимн Советского Союза и начался торжественный марш войск.

Открывали парад сводные полки - пехотинцы, артиллеристы, танкисты, летчики, кавалеристы, саперы, связисты, моряки, а также военные академии, военные училища и части Московского гарнизона. Шли офицеры и рядовые, генералы и маршалы, прославленные герои. Полки проходили в том порядке, в котором они располагались на фронтах.

В колоннах было много знамен наиболее отличившихся в боях соединений и частей. Торжественно провезли на специальном автомобиле Красное знамя Победы, которое было водружено над рейхстагом.

Внезапно оркестр смолк, раздалась резкая барабанная дробь, и двести воинов вынесли опущенные до земли вражеские знамена. Эти знамена они бросали к Мавзолею. Первым был брошен личный штандарт Гитлера. Интересен тот факт, что знамена бросали не на брусчатку Красной площади, а на специальный деревянный помост, а руки воинов были в перчатках, что символизировало брезгливое отношение к фашизму. После парада и помост, и перчатки были сожжены.

Парад продолжался: выехала боевая техника. На первых машинах были зенитные установки. Зенитчиков сменила артиллерия, в том числе «катюши» и тяжелая артиллерия. Затем на площадь выехали мотоциклисты, десантники. Заканчивали парад танки Т-34 и самоходные артиллерийские установки ИСУ-152, ИСУ-122, СУ-100, СУ-76.

По Красной площади тогда прошли более 40 тысяч военных и 1850 единиц техники.

Во время Парада Победы шел проливной дождь, что хорошо видно на кинохронике. В связи с проливным дождем была отменена воздушная часть парада.

По приказу И.В. Сталина на параде присутствовала овчарка Джульбарс -единственная собака, награжденная медалью «За боевые заслуги». Она была ранена в самом конце войны и не могла передвигаться самостоятельно, поэтому была торжественно пронесена на кителе Верховного главнокомандующего.

Два часа продолжался незабываемый Парад Победы. Здесь, на Красной площади, прошла сама история - Великая Отечественная война, прошли ее герои. Так страна праздновала Победу.

Послетекстовая работа проводится для обобщения и закрепления полученных из текста сведений. Как правило, на этом этапе обучаемые получают несколько заданий на говорение и письмо.

8. Письменно ответьте на вопросы.

1) Когда и где состоялся парад Победы?

2) Кто командовал парадом?

3) Кто принимал парад?

4) Куда бросали вражеские знамена?

5) Какая боевая техника была представлена на параде Победы?

9. Перескажите текст, пользуясь вопросами.

10. Расскажите, где, когда и как проходят военные парады в вашей стране.

После работы с текстом осуществляется знакомство с картинами, посвященными

теме Великой Отечественной войны. Это могут быть репродукции картин художника П.А. Кривоногова «Победа», С.А. Присекина «Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года», К.М. Антонова «Победители» и д.р. Задаются вопросы: «Что вы видите на этой картине? Какие краски

и тона преобладают? Каким настроением она наполнена? Какие чувства у вас вызывает? Что больше всего привлекает ваше внимание?»

Следующим этапом работы над темой «Великая Отечественная война. Парад Победы» является просмотр документального фильма «Парад Победы» с его последующим обсуждением. Перед демонстрацией фильма обучаемые получают задание: «Внимательно смотрите фильм: после просмотра вы должны будете высказать свое мнение». Хотелось бы отметить, что во время просмотра данного фильма происходит знакомство с творчеством Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) -известного русского композитора, основоположника русской классической музыки, автора оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» и др., так как во время Парада Победы звучал его гимн «Славься, великий наш русский народ!».

Завершающим этапом работы может быть экскурсия в военный музей, который есть в каждом российском городе (в городе Воронеже, например, это может быть экскурсия в музей «Диорама», в музей Великой Отечественной войны («Арсенал»), на Чижовский плацдарм, к памятнику Славы, к Мемориальному комплексу «Площадь Победы», к зданию бывшей областной больницы (ротонда), к памятнику Черняховского).

Итак, следует выделить несколько этапов подачи страноведческого материала при работе с темой «Великая Отечественная война. Парад Победы»: 1) беседа о Великой Отечественной войне; 2) чтение прагматичного текста «Парад Победы» с последующим выполнением заданий (предтекстовых и притекстовых - для лучшего понимания текстового материала и послетекстовых - для его закрепления); 3) знакомство с картинами русских художников ХХ века; 4) просмотр одного из первых цветных фильмов в СССР - документального фильма «Парад Победы»; 5) знакомство с музыкой русского композитора М.И. Глинки; 6) посещение военного музея.

Перечисленные способы подачи страноведческого материала отвечают практической (коммуникативной), образовательной и воспитательной задачам страноведения, то есть обучают иностранцев русскому языку как средству общения в языковой среде, формируют у обучаемых интерес и уважение к нашей стране, а также знакомят с важнейшим периодом в истории нашей страны - Великой Отечественной войной.

Библиографический список

1. Акишина А.А. Учимся учить. М.: Русский язык, 2002.

2. Востриков П.В. Способы подачи лингвострановедческого материала в иностранной аудитории (на примере праздника Масленицы) // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся. Воронеж, 2012. С. 269-275.

References

1. Akishina A.A. Learning to teach. M.: Russian language, 2002.

2. Vostrikov P.V. Ways of presenting language and culture studies to a foreign audience // Problems of teaching foreign students philological disciplines. Voronezh, 2012. Р. 269-275.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.