Научная статья на тему 'Роль и значение государственных праздников в период Великой Отечественной войны'

Роль и значение государственных праздников в период Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3287
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК / ТОРЖЕСТВО / ОЗНАМЕНОВАНИЕ / СОВЕТСКАЯ АРМИЯ / ПРИКАЗ / САЛЮТ / ДЕНЬ ПОБЕДЫ / SOVIET STATE CELEBRATIONS / CEREMONY / IN HONOUR / SOVIET ARMY / ORDER / SALUTE / VICTORY DAY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаповалов Сергей Николаевич

The article is dedicated to the problem of the functionalizing of the celebrations at the period of Great Patriotic War. The features of their preparation and organization, the role and the meaning for the state and the society are searched in the paper. It is examined the transformation that took place with the celebrations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teacher of faculty of history and culturology of Kuban State University

The article is dedicated to the problem of the functionalizing of the celebrations at the period of Great Patriotic War. The features of their preparation and organization, the role and the meaning for the state and the society are searched in the paper. It is examined the transformation that took place with the celebrations.

Текст научной работы на тему «Роль и значение государственных праздников в период Великой Отечественной войны»

УДК 394: 930. 85 (47+57) Ш-24

Шаповалов Сергей Николаевич

преподаватель кафедры истории и культурологии Кубанского государственного университета [email protected]

Роль и значение государственных праздников в период Великой Отечественной войны

Аннотация:

Статья посвящена проблеме функционирования праздников в период Великой Отечественной войны. В ней исследуются особенности их подготовки и проведения, роль и значение для государства и общества. Рассматривается трансформация, произошедшая с праздниками.

Ключевые слова: советский государственный праздник, торжество, ознаменование, советская армия, приказ, салют, День Победы.

Развитие советских государственных праздников было объективно прервано начавшейся Великой Отечественной войной, которая потребовала полностью перестроить привычный уклад жизни и мобилизовать все имеющиеся ресурсы для победы над врагом. Казалось, что в это сложнейшее для страны время праздники полностью утратят свое значение и не будут востребованы. Однако, вопреки ожиданиям, именно праздники стали одним из важнейших идеологических и агитационно-пропагандистских инструментов советского правительства, поскольку в них был заложен мощный духовный потенциал.

В этот период государственные праздники сыграли важную роль в идейной и моральнопсихологической подготовке населения к преодолению трудностей и лишений военного времени. Они имели важное военно-стратегическое и политическое значение, поскольку способствовали патриотическому подъему населения. Проведение праздничных торжеств даже в тяжелых условиях немецко-фашистской агрессии укрепляло уверенность советских людей в скорой победе над врагом.

В то же время необходимо отметить, что за время Великой Отечественной войны праздники претерпели существенные изменения. Во-первых, все праздники были фактически отменены, исключение было сделано только для годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и Дня Интернационала (1 и 2 мая). Во-вторых, организация и проведение всех праздничных мероприятий стали строго санкционироваться государством. В-третьих, они приобрели военизированный характер, что нашло проявление в постоянном участии в них Красной Армии; в проведении военных парадов и использовании салюта как главного средства создания торжественной обстановки. В то же время такие формы празднования, как карнавалы, демонстрации, шествия, концерты, физкульт-парады и множество других фактически сошли на нет. В-четвертых, они утратили свои сущностные черты: организованность, масштабность, пышность, торжественность, но приобрели новые: военизированность, эмоциональность и закрытость.

Первым государственным праздником, отмечавшимся во время Великой Отечественной войны, стала 24-я годовщина Октябрьской социалистической революции. Годовщина праздновалась традиционным заседанием Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями Москвы 6 ноября 1941 г. и военным парадом советских войск

7 ноября на Красной площади. Это празднование, проводимое в условиях осадного положения столицы, оставило неизгладимый след в народной памяти.

Военный парад начался в 8 часов утра, когда на заснеженной площади выстроились колонны фронтовиков в полном боевом снаряжении. Столь раннее и непривычное начало парада (традиционно он начинался в 10 часов утра) было обусловлено опасностью налета немецкой авиации. Участники парада получили четкие инструкции: «в случае бомбежки или обстрела с самолетов, - парад продолжается, место упавшего занимает идущий позади, а равнения не терять ни в коем случае» [1]. Всего в нем приняло участие около 28,5 тысяч человек, 140 артиллерийских орудий, 160 танков и 232 автомашины. Около трехсот советских боевых самолетов готовы были пролететь над площадью парадным строем, но им помешала непогода [2].

Военный парад в Москве стал знаменательным событием, поскольку подобного шага от советского руководства не ожидали ни в фашистской Германии, ни на Западе. Он имел боль-

206

шое международное и военно-политическое значение, так как всему миру была продемонстрирована мощная сила, способная не только остановить, но и разгромить врага. По достоинству оценили это событие союзники СССР по антигитлеровской коалиции. Так, американские газеты писали: «Организация в Москве обычного, традиционного парада в момент, когда на подступах к городу идут жаркие бои, показала всему миру, что Москва стоит и будет стоять непобедимо». Английская «Ньюс кроникл» с восторгом отметила: «Организация в Москве парада представляет собой великолепный пример мужества и отваги, является свидетельством изумительной силы сопротивления России» [1].

Праздничный парад, проведенный в условиях первого года войны, сыграл огромную роль в укреплении морального духа Красной Армии, всего советского народа, и стал одним из факторов, обусловивших последующий разгром германских войск на подступах к столице.

После столь яркого и запоминающегося события следующее произошло лишь 5 августа 1943 г. Однако это вовсе не означало, что в этот временной отрезок о праздниках забыли и перестали их отмечать. Просто государственные праздники проходили без привычных масштабных и торжественных мероприятий, поскольку военные действия требовали жесточайшую экономию всех имеющихся ресурсов.

К середине 1943 г. кардинально изменилось положение Советского Союза в Великой Отечественной войне, что было выражено в экономическом и военно-стратегическом превосходстве над противником. Реальным воплощением превосходства Красной Армии над войсками фашистской Германии стало сражение на Курской дуге. Победа в этой битве позволила не только успешно завершить коренной перелом в войне, но и начала формировать новую замечательную традицию производить праздничный салют в честь побед советской армии над врагом, а также при освобождении городов и районов от немецко-фашистской оккупации. Впоследствии праздничные салюты производились и при взятии городов, занятых противником. Постепенно салюты стали не просто ассоциироваться с победами Красной Армии, а превратились в самостоятельные импровизированные праздники, обязательными элементами которых являлись обсуждения на заводах и фабриках, принятие резолюций на митингах рабочих и новые трудовые почины и обязательства.

Первый праздничный салют был произведен 5 августа 1943 года, в соответствии с приказом Верховного Главнокомандующего СССР, который гласил: «Сегодня, 5 августа в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий» [3]. После оглашения приказа на десятках московских заводов и фабрик состоялись многолюдные митинги и беседы в цехах. В результате все это вылилось в новые трудовые почины в честь произведения первого праздничного салюта.

Не успели смолкнуть звуки первого праздничного салюта, как состоялся следующий. Он также был посвящен победе Красной Армии над войсками гитлеровской Германии и проводился в соответствии с приказом Верховного Главнокомандующего от 23 августа 1943 г.: «В знак торжества по случаю победы под Харьковом сегодня в 21 час столица нашей Родины Москва салютует нашим доблестным войскам, освободившим Харьков, двенадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий» [4].

Последний год Великой Отечественной войны привел к появлению нового государственного праздника - Дня Победы, который вскоре стал самым любимым днем советского народа. Он положил начало реформированию календаря памятных дат, основу которого составили торжества, введенные в ознаменование побед над фашистской Германией и милитаристской Японией.

8 мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлсхорсте правительство Германии подписало Акт о безоговорочной капитуляции, что означало окончание Великой Отечественной войны. В ознаменование этого события в календаре появился новый всенародный праздник - День Победы. Он был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении 9 мая Праздником Победы» от 8 мая 1945 г. В Указе отмечалось: «В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной Армии, увенчавшихся полным разгромом гитлеровской Германии, заявившей о безоговорочной капитуляции, установить, что 9 мая является днем всенародного торжества - Праздником Победы» [5]. В соответствии с Указом Совет Народных Комиссаров СССР постановил считать 9 мая 1945 г. нерабочим днем.

Одно из первых празднований, проведенное в честь окончания войны, состоялось в освобожденной советскими войсками Вене. В ознаменование этого события прошел парад воинов-победителей 9 мая 1945 г. Участвовавшие в этом параде части надели парадные мундиры с выбеленными ремнями и каски, на которых трафаретом были нарисованы большие пятиконечные звезды с серпом и молотом, а левее - цветной гвардейский знак. Руки солдат были облачены в белые перчатки и крепко сжимали пистолет-пулемет Шпагина (ППШ) с рожковыми магазинами [6, с. 27].

207

Известие о подписании Германией безоговорочной капитуляции было встречено в Советском Союзе многочисленными митингами на заводах и предприятиях, стихийными народными гуляньями, которые продолжались до глубокой ночи и праздничным салютом в Москве, производившимся тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий [7].

Официальное празднование, посвященное окончанию Великой Отечественной войны, состоялось 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве. Главным событием праздника стал Парад Победы. Параду предшествовала большая подготовительная работа, свидетельствовавшая о серьезном замысле организаторов праздника и о трудных поисках обобщенного образа Победы.

22 июня 1945 г. в газетах был опубликован приказ Верховного Главнокомандующего: «В ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 г. в Москве на Красной площади парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона - Парад Победы. На парад вывести: сводные полки фронтов, сводный полк наркомата обороны, сводный полк Военно-морского Флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона. Парад Победы принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Г. Жукову. Командовать Парадом Победы Маршалу Советского Союза К. Рокоссовскому» [8].

Парад начался в 10 часов утра. По Красной площади торжественно прошагали сводные полки фронтов: Карельского, Ленинградского, 1-го Прибалтийского, 3-го, 2-го и 1-го Белорусских, 1-го, 4-го, 2-го и 3-го Украинских, сводный полк Военно-Морского Флота. В составе полка 1-го Белорусского фронта особой колонной прошли представители Войска Польского. Впереди марширующих колонн фронтов шли командующие фронтами и армиями с шашками наголо. Знамена соединений несли Герои Советского Союза и другие орденоносцы. За ними двигалась колонна солдат особого батальона из числа Героев Советского Союза и других особо отличившихся в боях солдат. Они несли двести знамен и штандартов немецко-фашистской Германии, которые затем были брошены к подножью Мавзолея Ленина и позже сожжены [9].

Парад Победы стал итогом славного и героического пути, пройденного советским народом и армией. Это потрясающее зрелище символизировало великую историческую победу советского государства над фашизмом, знаменовало собой начало новой эпохи в жизни страны, начало мирного времени. Во всех республиках Советского Союза на площадях и улицах городов и сел народ восторженно праздновал окончание войны. Отовсюду звучали радостные песни, возникали стихийные митинги и концерты.

На этом торжества в честь окончания Великой Отечественной войны не закончились. 19 августа 1945 г. в день открытия памятника советским воинам-освободителям на Шварцен-бергплате в Вене был проведен Парад Победы. Он проходил в соответствии с приказом № 648 командующего войсками 4-й Гвардейской армии 3-го Украинского фронта генерал-полковника Д. Гусева. Военный парад проходил с участием союзнических войск, которые специально прибыли для этого из других районов Австрии. В присутствии военных, гражданского населения Вены, а также представителей австрийского руководства советским военным оркестром был исполнен Гимн СССР. Состоялось торжественное возложение венков, прозвучали выступления австрийских руководителей, прошли колонны жителей Вены [10].

Парад стран-победителей в Вене открыл целый ряд праздников, посвященных окончанию Великой Отечественной и Второй мировой войн. 7 сентября 1945 г. в г. Берлине в 11 часов утра по местному времени состоялся праздничный парад союзнических войск. В нем приняли участие советские войска, штурмовавшие Берлин, американские, английские и французские войска, которые были оставлены в городе для несения оккупационной службы в отведенных им секторах западной части Берлина. Ни один из главнокомандующих союзными войсками не прибыл на праздник. В силу этих обстоятельств командовал парадом Маршал Советского Союза Г.К. Жуков.

Парад открыли пешие колонны из 9-го стрелкового корпуса 5-й советской ударной армии, за ними шли солдаты из 2-й французской пехотной дивизии, альпийские стрелки, 131-я английская пехотная бригада. Замыкала пеший строй тысяча парашютистов из 82-й американской воздушно-десантной дивизии. После короткого перерыва на площадь выехала механизированная колонна, в составе которой находились новые советские тяжелые танки. В районах, где проходил парад, собралось около двадцати тысяч берлинцев [11, с. 357].

2 сентября 1945 г. в токийской бухте на борту американского линкора «Миссури» представители милитаристской Японии подписали Акт о безоговорочной капитуляции, что означало окончание Второй мировой войны. В честь этого исторического события 3 сентября 1945 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении 3 сентября Праздником Победы над Японией». В Указе отмечалось: «В ознаменование победы над Японией установить, что 3 сентября является днем всенародного торжества - Праздником Победы над Японией. 3 сентября считать нерабочим днем» [12].

208

После окончания Второй мировой войны советские войска на Дальнем Востоке стали усиленно готовиться к Параду Победы над милитаристской Японией. Парад решено было провести в Маньчжурии в г. Харбине, где в это время дислоцировались советские войска.

Парад начался в 11 часов утра 16 сентября 1945 г. В нем участвовали моряки, пехотинцы, артиллеристы и танкисты. Открыли военный парад пехотинцы 300-й Харбинской стрелковой дивизии. Следом прошла 59-я Краснознаменная дивизия, тяжелые пушки и пушки-гаубицы, машины с гвардейскими минометами, танки, самоходные установки замыкали парадные колонны. В параде приняли участие и жители города, которые вышли на демонстрацию в национальных одеждах [13, с. 188].

Парад Победы над Японией, проведенный в Харбине, имел важное военностратегическое и политическое значение. Он демонстрировал силу Красной Армии и способствовал укреплению политического влияния Советского Союза на Дальнем Востоке.

Таким образом, в период Великой Отечественной войны праздники сыграли важную роль в победе советского народа над фашистской Германией. Это было детерминировано множеством факторов. Во-первых, праздники способствовали росту самосознания и патриотизма советского народа. Во-вторых, они демонстрировали силу и мощь Красной Армии, участвовавшей в военных парадах и празднованиях. В-третьих, праздники выступали одним из главных средств пропаганды и агитации, которая была направлена как на население Советского Союза, так и на иностранных наблюдателей. В-четвертых, подготовка и проведение праздников демонстрировали, что СССР обладал достаточным количеством ресурсов для победы над врагом. В-пятых, праздники стали важным средством мобилизации населения на новые трудовые подвиги и свершения.

Ссылки:

1. Парад, ставший легендой // Правда. 1986. 3 ноября. № 307.

2. Исторический парад на Красной площади 7 ноября 1941 года // Красная звезда.

2009. 3 ноября.

3. Приказ Верховного Главнокомандующего № 2 // Правда. 1943. 6 августа. № 195.

4. ЦДНИКК Ф. 1774 - Р. Оп. 2. Д. 756. Л. 34.

5. Ведомости Верховного Совета СССР. 1945. № 26.

6. Липатов П.Б. Униформа Красной Армии и Вермахта. М., 1996.

7. Приказ Верховного Главнокомандующего по войскам Красной Армии и Военно-

Морскому Флоту // Советская Кубань. 1945. № 91. 10 мая.

8. Приказ Верховного Гглавнокомандующего № 370 // Советская Кубань. 1945. 23 ию-

ня. № 123.

9. Парад Победы // Правда. 1945. 25 июня.

10. Наш памятник в Вене // Новый Венский журнал. 2006. май.

11. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 2002. Т. 2.

12. Ведомости Верховного Совета СССР. 1945. № 61.

13. Белобородов А.П. Прорыв на Харбин. М., 1982.

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.