Научная статья на тему 'РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ОТ РУБЕЖА ВЕКОВ К РУБЕЖУ ВЕКОВ: В ПОИСКАХ "НОВОГО РЕАЛИЗМА"'

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ОТ РУБЕЖА ВЕКОВ К РУБЕЖУ ВЕКОВ: В ПОИСКАХ "НОВОГО РЕАЛИЗМА" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
283
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / "НОВЫЙ РЕАЛИЗМ"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Семенова А.Л.

В статье идет речь о традиционности и новаторстве в русской литературе, показаны основные пути развития русской литературы прошлого века и обозначены особенности современного литературного процесса. Рассказывается о российско-итальянских научных мероприятиях, посвященных проблемам современной русской литературы, которые прошли в Новгородском государственном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LITERATURE FROM THE TURN OF THE CENTURY TO THE TURN OF THE CENTURY: FINDING “NEW REALISM”

The article deals with traditionalism and innovation in Russian literature, shows the main ways of development of Russian literature of the last century and outlines the features of the modern literary process. It tells about the Russian-Italian scientific events dedicated to the problems of modern Russian literature, which took place at the Novgorod State University.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ОТ РУБЕЖА ВЕКОВ К РУБЕЖУ ВЕКОВ: В ПОИСКАХ "НОВОГО РЕАЛИЗМА"»

УДК 821.161.1 https://doi.org/10.34680/24n-7951.2022.1(40).8-11

А.Л.Семенова

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ОТ РУБЕЖА ВЕКОВ К РУБЕЖУ ВЕКОВ: В ПОИСКАХ «НОВОГО

РЕАЛИЗМА»

В статье идет речь о традиционности и новаторстве в русской литературе, показаны основные пути развития русской литературы прошлого века и обозначены особенности современного литературного процесса. Рассказывается о российско-итальянских научных мероприятиях, посвященных проблемам современной русской литературы, которые прошли в Новгородском государственном университете.

Ключевые слова: реализм, постмодернизм, современная литература, «новый реализм»

а рубеже XIX—XX веков осознавался определенный кризис в литературном процессе. Знаменитая

статья Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893) послужила поводом для «переоценки» художественных и мировоззренческих «ценностей». Истоки идейно-художественных исканий рубежа веков определялись рядом причин.

Большое влияние на русское искусство оказывал европейский модернизм. При этом в начале ХХ века чрезвычайно популярными оказались идеи Маркса и Ницше, которые в текстах русских авторов получали своеобразное толкование, предполагающее определенный синтез этих философских систем. В качестве доказательства можно вспомнить статью А.Луначарского «Русский Фауст» (1902), в которой для обоснования своей позиции марксиста автор активно прибегает к цитатам из Ницше.

Достижения научно-технического прогресса давали основания верить в могущество человеческого разума, в силу технического преобразования жизни, где и сам человек рассматривался как объект для совершенствования на основе научного подхода (А.Богданов «Праздник бессмертия», 1914).

В общественном сознании России преобладал радикализм, который соотносился с такой популярной ценностной ориентацией как «социальный идеализм». Н.Бердяев в статье «Борьба за идеализм» (1901) обосновывал важность нового идеализма как условия создания нового общества, чуждого буржуазности. Он писал: «Если люди будущего не создадут нового идеализма, если этот идеализм не проникнет в сознание общественной группы, подготовляющей новое общество, то социальное движение примет окончательно буржуазный характер» [1, с. 8]. Оппонируя Бердяеву, А.Богданов опубликовал текст «Что такое идеализм?» (1901), в котором убеждал читателей, что идеалистические чувства, стремления, поступки социально направлены: «Характеристика "идеализм" применяется к проявлениям активной психической жизни: чувства, стремления, поступки признаются идеалистическими тем в большей мере, чем более социально они направлены» [2, с. 30].

С.Н.Булгаков ставил вопрос о цене будущей социальной гармонии в статье «Иван Карамазов (в романе Достоевского "Братья Карамазовы") как философский тип» (1902). Он констатировал, что идея прогресса превращается в религию: «место религии временно заняла теория прогресса, или по старому контовскому выражению, религия человечества» [3, с. 20]. Благополучие будущих поколений покупается ценой страданий ныне живущих, и тогда карамазовский вопрос чрезвычайно значим с точки зрения морали.

Эти примеры полемики о социальном идеале отразили различие интерпретаций, однако сам факт полемики показал, что для осмысления и изображения российской действительности рубежа веков требуется иной, отличный от классического, художественный подход: новый реализм.

Выделим две фигуры в литературном процессе начала ХХ века, которые существенно повлияли на поиски новизны в реалистическом искусстве. Это М.Горький и Е.Замятин.

Отступая от хронологии, обратимся к идеям Е.Замятина. В работе «О синтетизме» (1922) писатель утверждает: «Синтетизм — пользуется интегральным смещением планов. Здесь вставленные в одну пространственно-временную раму куски мира — никогда не случайны; они скованы синтезом...» [4, с. 417], потому «в сегодняшнем искусстве синтез фантастики с бытом» [4, с. 416].

В статье «Серапионовы братья» (1922), он замечает: «У каждого из них — свое лицо и свой почерк. Общее, что все они взяли из студии, — это искусство писать чернилами девяносто-градусной крепости, искусство вычеркивать все лишнее, что, быть может, труднее, чем — писать. Большая часть ... товарищей идет под флагом неореализма» [5].

И, наконец, в статье «Новая русская проза» (1923), Замятин пишет: «И явно эти новые маяки стоят перед новой русской литературой: от быта — к бытию, от физики — к философии, от анализа — к синтезу (курсив автора — А.С.)» [6, с. 432]. Такими видел писатель перспективы развития литературы.

Как известно Е.Замятин после 1930-х года — фигура умолчания в русской литературе и русском литературоведении. Однако опосредованно он, безусловно, повлиял на литературный процесс в России ХХ века.

М.Горький — классик русской/советской литературы. В 1900-м году он пишет Чехову о смерти реализма и нужде в героическом, которое, конечно, коррелируется с понятием «социального идеализма»: «Знаете, что Вы

делаете? Убиваете реализм. И убьете Вы его скоро — насмерть, надолго. Эта форма отжила свое время — факт! ... Право же — настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее» [7, с. 8-9]. Писатель остается верен себе и позднее, когда пишет в статье «Разрушение личности» (1909): «Хочется видеть людей здоровыми, бодрыми, прекрасными; мы чувствуем, что, будучи развита и организована, духовная энергия народа нашего может освежить жизнь мира, ускорить наступление всечеловеческого праздника разума и красоты» [8, с. 78].

Спустя десятилетия, произнося доклад на I Съезде писателей СССР (1934), Горький утверждает: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он сообразно непрерывному росту его потребностей хочет обработать всю как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью» [9, с. 330].

А на закрытии съезда он говорит о том, что «читатель. требует, чтоб они [писатели — А.С.] организовали простыми словами в хороших, правдивых образах его ощущения, чувствования, мысли, героическую его работу» [10, с. 340]. В своем выступлении он стремится уравновесить коллективное и индивидуальное в творчестве: «Коллективная работа над материалом социальных явлений, работа над отражением, изображением процессов жизни. это работа над бесконечно разнообразными фактами., и каждый писатель имеет право выбрать для себя тот или иной ряд фактов сообразно его тяготению, его интересам и способностям. Именно метод коллективной работы с материалом поможет нам лучше всего понять, чем должен быть социалистический реализм [10, с. 344]. Писатель понимает всю сложность современной ему социально-политической ситуации и потому заявляет: «Мы вступаем в эпоху, полную величайшего трагизма, и мы должны готовиться, учиться преображать этот трагизм в тех совершенных формах, как умели изображать его древние трагики» [10, с. 351].

В заключительной речи Горького наблюдается парадоксальность. Для писателя в эти годы пафос победного торжества и ликования дополняется осознанием трагического, так как, по его мнению, героическое неизбежно трагично.

Оставим за рамками данного текста проблему «Горький и социалистический реализм», из высказывания самого писателя очевидно, что его понимание этого метода соотносится с «социальным идеализмом», а не с формальными установками идеологического взгляда на литературу как средство управления общественным сознанием. Насколько этот официальный метод литературы имел отношение к самому писателю — большой вопрос. Достаточно вспомнить его итоговое произведение «Жизнь Клима Самгина», которое никак не уместится в узких рамках основного метода советской литературы.

Итог исканий начала ХХ века в русской советской литературе был определен как социалистический реализм. И в этом можно видеть путь от социального идеализма начала века к идеологическому формализму, который был неизбежен в новых социально-политических реалиях Советского Союза.

В конце XX века в советской литературе прорастает постмодерн. Это было закономерным желанием преодолеть узкие рамки социалистического реализма и той идеологии, которая за ним стояла. Процесс этот был долгий и сложный: от Венечки Ерофеева «Москва — Петушки» (1973) к «Кыси» Татьяны Толстой (2000).

Начало XXI века стало обращаться к реализму, не классическому, каковым он уже не мог быть, к «новому реализму», но это уже «новый реализм» после «постмодерна». В этом его принципиальное отличие от «неореализма» начала XX века.

Зададимся вопросом: новый реализм XXI века VS постмодернизм XXI века, кто из них востребованнее? Итоги по данным поисковых систем (сентябрь 2021 года):

Google новый реализм

2 770 000

постмодернизм

922 000

Яндекс новый реализм

11 000 000

постмодернизм

6 000

Вывод, который становится очевидным при сопоставлении цифр: новый реализм в тренде. Новый реализм XXI века отражает смену ценностной парадигмы российского общества:

— стремление к стабильности;

— значимость базовых ценностей в их иерархии;

— осмысление настоящего и прошлого вне идеологических рамок;

— усталость от «реальности виртуального»;

— обращение к традиции, как классической, так и постмодернистской.

Литература современной России — предмет большого научного интереса, поэтому в Новгородском государственном университете были организованы научные мероприятия, на которых были представлены исследования о современном литературном процессе.

30 ноября 2020 года Итальянский центр НовГУ при активной поддержке Паолы Чони, директора Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге, и вместе с коллегами из России и Италии организовали панельную он-лайн дискуссию «Современная русская литература: от постмодернизма к новому реализму». Доклады представили российские ученые из Великого Новгорода — А.Семенова, С.Козлов, Москвы — О.Клинг, Санкт-Петербурга — Д.Баранов, и итальянские исследователи из университетов Пизы — С.Гардзонио, Турина — М.Мауриццио, Сиены — Д.Маркуччи, а также Рима: «Тор Вергата» — Б.Сульпассо, «Рома Тре» — Л. Пикколо, «Сапиенца» — М.Карамитти.

Темы для обсуждения предлагались различные: о «платиновом веке» в литературе рубежа XX—XXI веков, о путях современной поэзии и формах реализма в ней, взгляд читателя на отношения с реальностью в современной российской литературе. Предметом обсуждения стало творчество Е.Гришковца, Л.Петрушевской, М.Степановой, З.Прилепина, А.Петровой.

Панельная дискуссия послужила началом более масштабного проекта международной он-лайн конференции на эту же тему. 13—15 сентября 2021 года в дистанционном формате прошла конференция, в организации которой участвовали НовГУ, Итальянский институт культуры в Санкт-Петербурге, университет «Тор Вергата» (Рим), Пизанский университет, Сиенский университет для иностранцев. На пяти заседаниях: Современная литература: к проблеме жанра и сюжета; Современная поэзия и традиция; Современная проза и традиция; Древнерусская культура в осмыслении современной литературы; Современная литература за рамками художественного текста — представили доклады 48 участников из России (Великий Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Ярославль, Нижневартовск, Волгоград, Саранск, Томск), из Италии (римские университеты — «Тор Вергата» и «Рома тре», университеты Пизы, Сиены, Флоренции, Болоньи, Катаньи, Падуи, Удине), Польши (Вроцлавский университет). Среди участников были как профессора, так и студенты, магистранты и аспиранты.

В рамках конференции прошел мастер-класс Стефано Гардзонио (Степан Фрязин) «Как не пишутся стихи», а также был организован на YouTube просмотр спектакля новгородского театра для детей и молодежи «Малый» по книге Нины Дашевской «Я не тормоз». Завершил конференцию круглый стол «Биография. История. Память», который провела Паола Чони вместе с итальянской журналистской Миреллой Серри. В нем приняли участие российские писатели С.Шаргунов, Д.Данилов, и итальянские писательницы Х.Янечек, Л.Леви. Все материалы конференции были представлены трансляциями на YouTube. Заседания конференции на канале НовГУ, круглый стол — на канале Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге.

По итогам конференции подготовлен номер журнала «Ученые записки НовГУ», в котором опубликованы результаты исследований российских и итальянских ученых, раскрывающие основные темы и проблемы современного литературного процесса в России.

1. Бердяев Н.А. Борьба за идеализм // Мир Божий. 1901. № 6. С. 1-26.

2. Богданов А.А. Что такое идеализм? // Образование. 1901. № 12. С. 24-43.

3. Булгаков С.Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип // Вопросы философии и психологии. 1902. № 1. С. 826-863.

4. Замятин Е.И. О синтетизме // Замятин Е.И. Сочинения. М.: Книга, 1988. С. 412-420.

5. Замятин Е.И. Серапионовы братья [Электр. ресурс]. URL: http://az.lib.rU/z/zamjatin_e_i/text_1922_serapion.shtml (дата обращения: 10.09.21).

6. Замятин Е.И. Новая русская проза // Замятин Е.И. Сочинения. М.: Книга, 1988. С. 420-433.

7. Горький М. Письмо А.П. Чехову // Горький А.М. Полн. собр. соч.: В 24 т. Т. 2. М., 1997. С. 8-10

8. Горький М. Разрушение личности // Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. М., 1953. С. 26-79.

9. Горький М. Советская литература: Доклад на Первом всесоюзном съезде советских писателей 17 августа 1934 года // Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 27. М., 1953. С. 298-333.

10. Горький А.М. Заключительная речь на Первом всесоюзном съезде советских писателей 1 сентября 1934 года // Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 27. М., 1953. С. 337-355.

References

1. Berdyaev N.A. Bor'ba za idealizm [Fighting for Idealism]. Mir Bozhiy, 1901, no. 6, pp. 1-26.

2. Bogdanov A.A. Chto takoe idealizm? [What Is Idealism?]. Obrazovanie, 1901, no. 12, pp. 24-43.

3. Bulgakov S.N. Ivan Karamazov (v romane Dostoevskogo "Brat'ya Karamazovy") kak filosofskiy tip [Ivan Karamazov (in Dostoevsky's "The Karamazov Brothers" novel) as a philosophical type]. Voprosy filosofii i psikhologii, 1902, no. 1, pp. 826-863.

4. Zamyatin E.I. O sintetizme [About Synthetism]. In: Zamyatin E.I. Sochineniya. Moscow, 1988, pp. 412-420.

5. Zamyatin E.I. Serapionovy brat'ya [Serapionov Brothers]. Available at: http://az.lib.rU/z/zamjatin_e_i/text_1922_serapion.shtml. (accessed: 10.09.21).

6. Zamyatin E.I. Novaya russkaya proza [New Russian Prose]. In: Zamyatin E. I. Sochineniya. Moscow, 1988, pp. 420-433.

7. Gor'kiy M. Pis'mo A.P.Chekhovu [A Letter to A.P. Chekhov]. In: Gor'kiy A.M. Complete works in 24 vols, vol. 2. Moscow, 1997, pp. 810.

8. Gor'kiy M. Razrushenie lichnosti [The Disruption of Personality]. In: Gor'kiy M. Works in 30 vols, vol. 24. Moscow, 1953, pp. 26-79.

9. Gor'kiy M. Sovetskaya literatura: Doklad na Pervom vsesoyuznom s"ezde sovetskikh pisateley 17 avgusta 1934 goda [Soviet Literature: Report at the First All-Union Congress of Soviet Writers on August 17, 1934]. In: Gor'kiy M. Works in 30 vols, vol. 27. Moscow, 1953, pp. 298-333.

10. Gor'kiy A.M. Zaklyuchitel'naya rech' na Pervom vsesoyuznom s"ezde sovetskikh pisateley 1 sentyabrya 1934 goda [Closing Speech at the First All-Union Congress of Soviet Writers on September 1, 1934]. In: Gor'kiy M. Works in 30 vols, vol. 27. Moscow, 1953, pp. 337-355.

Semenova A.L. Russian literature from the turn of the century to the turn of the century: finding "new realism". The

article deals with traditionalism and innovation in Russian literature, shows the main ways of development of Russian literature of the last century and outlines the features of the modern literary process. It tells about the Russian-Italian scientific events dedicated to the problems of modern Russian literature, which took place at the Novgorod State University.

Keywords: Realism, postmodernism, modern literature, "new realism".

Сведения об авторе. Александра Леонидовна Семенова — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого; ORCID: 0000-0002-8963-3888; alsemenova@mail.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 25.01.2022. Принята к публикации 05.02.2022.

Ссылка на эту статью: Семенова А.Л. Русская литература от рубежа веков к рубежу веков: в поисках «нового реализма» // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 1(40). С. 8-11. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.1 (40).8-11

For citation: Semenova A.L. Russian literature from the turn of the century to the turn of the century: finding "new realism". Memoirs of NovSU, 2022, no. 1(40), pp. 8-11. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.1(40).8-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.