Научная статья на тему 'ПАМЯТИ ПАОЛЫ ЧОНИ (1963-2021)'

ПАМЯТИ ПАОЛЫ ЧОНИ (1963-2021) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАОЛА ЧОНИ / МАКСИМ ГОРЬКИЙ / ИТАЛЬЯНСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ / НОВГУ / ИМЛИ РАН / ИВИ РАН / РОССИЙСКО-ИТАЛЬЯНСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенова А.Л., Ариас-Вихиль М.А., Гаврилин К.Н.

В статье раскрывается научная и организационная деятельность Паолы Чони, слависта, кандидата исторических наук, дипломата. В годы пребывания в России госпожа П.Чони стала инициатором ряда совместных российско-итальянских научных проектов, а также организатором просветительских и культурных мероприятий. Как талантливый ученый Паола Чони внесла большой вклад в горьковедение, разрабатывая темы, связанные с пребыванием Горького в Италии, с его деятельностью в качестве организатора совместно с А.Богдановым и А.Луначарским высшей партийной школы на Капри, направленной на формирование рабочей интеллигенции. Автор научных монографий и статей в научных журналах и коллективных трудах, Паола Чони отличалась ярким общественным темпераментом и сумела оставить след не только в науке, но и в российско-итальянских международных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN MEMORY OF PAOLA CIONI (1963-2021)

The article reveals the scientific and organizational activities of Paola Cioni, Slavist, candidate of historical sciences, diplomat. During her stay in Russia, Mrs. P. Cioni became the initiator of a number of joint Russian-Italian scientific projects, as well as the organizer of educational and cultural events. As a talented scientist, Paola Cioni made a great contribution to Gorky's studies, developing topics related to Gorky's stay in Italy, with his activities as an organizer, together with A. Bogdanov and A. Lunacharsky, of a higher party school in Capri, aimed at forming a working intelligentsia. The author of scientific monographs and articles in scientific journals and collective works, Paola Cioni was distinguished by a bright social temperament and managed to leave a mark not only in science, but also in Russian-Italian international relations.

Текст научной работы на тему «ПАМЯТИ ПАОЛЫ ЧОНИ (1963-2021)»

УДК 821.161.1 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.1(40).2-7

А.Л.Семенова, М.А.Ариас-Вихиль, К.Н.Гаврилин

ПАМЯТИ ПАОЛЫ ЧОНИ (1963—2021)

В статье раскрывается научная и организационная деятельность Паолы Чони, слависта, кандидата исторических наук, дипломата. В годы пребывания в России госпожа П.Чони стала инициатором ряда совместных российско-итальянских научных проектов, а также организатором просветительских и культурных мероприятий. Как талантливый ученый Паола Чони внесла большой вклад в горьковедение, разрабатывая темы, связанные с пребыванием Горького в Италии, с его деятельностью в качестве организатора совместно с А.Богдановым и А.Луначарским высшей партийной школы на Капри, направленной на формирование рабочей интеллигенции. Автор научных монографий и статей в научных журналах и коллективных трудах, Паола Чони отличалась ярким общественным темпераментом и сумела оставить след не только в науке, но и в российско-итальянских международных отношениях.

Ключевые слова: Паола Чони, Максим Горький, Итальянский институт культуры в Санкт-Петербурге, НовГУ, ИМЛИ РАН, ИВИ РАН, российско-итальянские международные отношения

В Петрополе прозрачном мы умрем,

Где властвует над нами Прозерпина.

О.Мандельштам

7 ноября 2021 года ушла из жизни директор Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге

Паола Чони. Она была членом редколлегии журнала «Ученые записки НовГУ». 29 октября 2021 года Ученый совет НовГУ присвоил Паоле Чони почетное звание «Почетный доктор НовГУ». Полвека назад академик Д.С.Лихачев проницательно сопоставил Новгород, его уникальное художественное и литературное наследие с высочайшими достижениями культуры Флорентийского Возрождения. Именно Новгород Великий стал одним из самых притягательных и любимых мест России для нашей итальянской коллеги, которая представила здесь большой цикл просветительских и выставочных мероприятий, внеся огромный вклад в популяризацию итальянской культуры на северо-западе России. Как директор Итальянского института культуры Паола Чони проявила интерес к Великому Новгороду и его истории. Горьковская конференция, в которой она приняла участие, проходила в Гуманитарном институте НовГУ, расположенном на территории древнего Антониева монастыря. Это не могло не вызвать закономерных ассоциаций с вековыми связями Новгорода с Италией.

25 июля 2018 года прошла первая официальная встреча госпожи П.Чони и первого советника посольства Италии и руководителя отдела по продвижению культуры Вальтера Феррара с руководством Новгородского университета, где были намечены основные перспективы сотрудничества. Одним из важных пунктов договоренностей стал перевод на русский язык замечательного исследования выдающегося итальянского слависта Чезаре Дж. де Микелиса «Жидовствующие. Новгородско-московская ересь XV века и ранняя Реформация». Итальянский институт культуры взял на себя расходы по переводу книги на русский язык, а

Новгородский университет подготовил к печати и издал это исследование на русском языке. 7 октября 2021 года состоялась онлайн-презентация этого издания.

Осенью 2018 года по инициативе Паолы Чони Новгородский университет получил уникальный подарок от Италии — коллекцию прекрасных книг на итальянском языке. 4 марта 2019 года в Новгородский государственный университет прибыла «Библиотека "Италия"». Это книги на итальянском языке, которые представляют культуру Италии в самых разных аспектах: лингвистики, литературы, искусства, науки, техники. Книжный фонд был передан университету Министерством культурного наследия и культурной деятельности Италии.

В университете был организован Центр сотрудничества с Италией. Открытие состоялось 20 мая 2019 года, и в нем принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Итальянской республики и в РФ Паскуале Терраччано с супругой. На открытии Центра был подписан договор о сотрудничестве между Новгородским государственным университетом и Итальянским институтом культуры в Санкт-Петербурге. Его закрепили своими подписями и.о. ректора Ю.С.Боровиков и П.Чони. Чудесным подарком итальянской стороны новгородцам стал концерт струнного оркестра неаполитанской консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла в Новгородской областной филармонии.

21 мая 2019 г. в Центре прошло первое совместное научное мероприятие: круглый стол «Италия и Россия: взгляд сквозь века». В программе мероприятия были представлены доклады как российских ученых: Т.Шмелева, В.Дидковская, Н.Салоников, Е.Солонович, так и итальянских: Ч. де Микелис, С.Гардзонио, Б.Сульпассо, Д.Маркуччи, М.Саббатини. Доклады круглого стола были опубликованы в журнале «Ученые записки НовГУ» № 6(24) за 2019 год.

14 октября 2019 года прошло торжественное открытие «Библиотека "Италия"» в Итальянском центре НовГУ, на котором, кроме Паолы Чони, присутствовали Генеральный консул Италии в Санкт-Петербурге Алессандро Монти, руководитель Генеральной дирекции по библиотекам и Итальянским институтам культуры Министерства культурного наследия и культурной деятельности Италии Паола Пассарелли. Завершением дня стал концерт гитариста-виртуоза Франческо Будзурро.

Осенью 2020 года Итальянский центр НовГУ при активной поддержке Паолы Чони и вместе с коллегами из России и Италии организовали панельную онлайн-дискуссию о проблемах современной литературы «Современная русская литература: от постмодернизма к новому реализму», которая прошла 30 ноября 2020 года. Это событие послужило началом более масштабного проекта международной онлайн-конференции на эту же тему, которая состоялась 13—15 сентября 2021 года.

Уход Паолы Чони стал большой утратой для всех, кто ее знал. Проекты, реализованные с ее участием, оставили яркий след в истории российско-итальянских связей. В Новгородском университете работает Итальянский центр, в нем расположена «Библиотека "Италия"», с фондами которой знакомятся как студенты, преподаватели, так и гости университета, проходят встречи Итальянского клуба и курсы итальянского языка.

Великий Новгород стал точкой приложения сил госпожи Чони как слависта и дипломата в связи с ее назначением в 2017 году Директором Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге. Она сотрудничала с Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником и была организатором выставок, конференций, совместных научно-исследовательских проектов.

В Великом Новгороде в сентябре 2017 года прошла научная конференция «Всемирное наследие ЮНЕСКО: пути и перспективы развития ценностного потенциала памятников Северо-Запада России». Она была посвящена 25-летию включения в Список всемирного наследия объектов «Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей», «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля», «Историко-культурный комплекс Соловецких островов».

25 июля 2018 года в Великом Новгороде собрались ведущие российские и итальянские специалисты, которые обсудили актуальные проблемы реставрации фресковой живописи. Эта встреча послужила обмену опытом работы на древнейших памятниках между представителями научных и музейных учреждений России и Италии, новгородские реставраторы познакомили со своими реставрационными проектами. Этот семинар прошел по инициативе Государственного Эрмитажа, а соорганизаторами выступили Новгородский музей, научный и культурный центр «Эрмитаж-Италия», Итальянский институт культуры в Санкт-Петербурге и ассоциация VILLAGGIO GLOBALE.

29—31 октября 2019 года в Новгородском музее-заповеднике при поддержке Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге и Центра «Эрмитаж-Италия» прошла конференция «Антоний Римлянин и его время». Доклады участников были посвящены связям древнерусской культуры с культурой Византии и особенностями религиозной жизни и искусства Западной Европы. Обсуждались различные аспекты истории Антониева монастыря и собора Рождества Богородицы. Материалы конференции увидели свет в сборнике статей.

В марте 2019 года в Музее изобразительных искусств открылась выставка современного итальянского художника Франческо Караччо «Безмолвие танца». На выставке было представлено более тридцати произведений художника на тему балета, и в этом же году прошла выставка «Черное и Красное. От Амазонии до Сахары», где были представлены более тридцати фотографий итальянского фотожурналиста Марко Паломби. Каждый проект, проведенный при участии Паолы Чони и при поддержке Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге, стал настоящим событием, привлекающим внимание горожан, искусствоведов, студентов творческих специальностей, СМИ.

Работе в качестве директора Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге предшествовали годы упорного труда по продвижению итальянской культуры и развитию международных культурных и гуманитарных связей в рамках Итальянского института культуры в Европе и Канаде: с 2001 года Паола Чони являлась сотрудником Министерства иностранных дел Италии и успела поработать не только в России, в Москве (2003—2004) и Санкт-Петербурге (2017—2021), но и в Торонто (2004—2007), в Франкфурте-на-Майне (2007—2012), в Вильнюсе (2013—2017).

При такой обширной географии необходимо отметить, что именно Россия занимала особое место в деятельности итальянского дипломата. Увлечение русской историей и культурой началось еще в студенческие годы Паолы Чони, когда в 1993 году под руководством профессора Риты Толомео она с отличием защитила диплом Магистра гуманитарных наук (история и философия) в Римском университете «Ла Сапиенца», выбрав тему исследования «Сборник "Вехи" и рождение либерализма в России». Следующей ученой степенью Паолы Чони стала степень кандидата исторических наук и снова благодаря исследованию по русской теме «Феномен М.Горького в политической борьбе первой трети XX века», которую Паола Чони получила в 2007 году, защитив диссертацию в Государственном гуманитарном университете при Институте всеобщей истории РАН под руководством д.и.н., профессора Е.Токаревой, возглавляющей Центр истории религии Института всеобщей истории РАН.

Дипломатическую карьеру П.Чони совмещала с преподаванием русского языка и истории как приглашенный профессор в римских университетах «Тор Вергата» и «Ла Сапиенца» (факультет политических наук, социологии, коммуникации). Начав свой профессиональный путь как гимназический преподаватель русского языка и культуры, Паола Чони сделала блестящую карьеру в области науки, став автором научных монографий и статей по актуальным научным темам в области истории, социологии, литературоведения, политологии.

Весомый вклад как талантливый ученый П.Чони внесла в горьковедение. Важно отметить особенное отношение Чони к Горькому, в котором она видела не только великого писателя и мыслителя, сыгравшего глобальную роль в истории мировой литературы и политики, но и русского интеллигента, героя, воплотившего парадоксальный миф о загадочной русской душе. Портреты Горького украшали ее комнату. Кажется, будто она пребывала с ним в постоянном диалоге, так что одно из мероприятий Паолы Чоны называлось «Кофе с Горьким», предполагавшее формат дружеской беседы. Она свободно цитировала его произведения, прекрасно владела историческим и литературным материалом, связанным с пребыванием Горького в Италии и его итальянским и русским окружением в эти годы. П.Чони много сделала для восполнения пробелов в научной биографии Горького итальянского периода. Ее интересовали особенности мировоззрения Горького, сформировавшегося в период пребывания Горького на Капри, который показывает сложные духовные и идейные искания великого писателя. Огромной заслугой П.Чони является ее анализ горьковских публикаций в газете «Новая жизнь», ее статьи, посвященные «Несвоевременным мыслям», открывшие нам новые грани мировоззрения мастера и своеобразие его идейной позиции относительно постигших Россию революционных событий. Этот материал помог снять канонический флер с образа Горького эпохи соцреализма, скрывавший от нас подлинную сложность личности писателя.

Паола Чони являлась организатором и участником мемориальных и научных мероприятий, посвященных Горькому. 2018 год был юбилейным годом — 150 лет со дня рождения А.М.Горького. Закономерно, что в этот год П.Чони организовала по случаю горьковского юбилея круглый стол в Санкт-Петербурге в Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова (26 марта 2018 года), в котором участвовали ученые из Италии и России. Она приняла участие в Юбилейных горьковских конференциях: в ИМЛИ РАН (Москва) «Мировое значение М. Горького» (28—30 марта 2018 года) выступила с докладом «Максим Горький: «Новая жизнь» и Октябрьская революция», в НовГУ (Великий Новгород) «Максим Горький: взгляд из 21 века» (20—22 мая 2018 года) представила тему «М.Горький в Америке». По случаю юбилея М.Горького Паола Чони выступила с докладом на Международном Юбилейном круглом столе «Гуманизм творчества Максима Горького — писателя и общественного деятеля», который состоялся в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже в октябре 2018 года по инициативе ИМЛИ РАН в соответствии с решением Генеральной конференции ЮНЕСКО о международном праздновании юбилея великого русского писателя, внесенного в Календарь памятных дат ЮНЕСКО.

В том же юбилейном году при ее активном участии в Неаполе прошла Юбилейная конференция «Горький и идеологические контексты времени. Горький и Италия» / "Maksim Gor'kij nel 150° anniversario della nascita. Maksim Go'kij e le correnti ideologiche del tempo. Maksim Gor'kij e l'ltalia", организованная Институтом философии Неаполя, Университетом «Л'Ориентале» Неаполя и Институтом мировой литературы им. А.М.Горького РАН, а также состоялся Юбилейный фестиваль «Возвращение в Сорренто: Горькому — 150», сопровождавший открытие памятника М.Горькому в Сорренто.

Безмерную благодарность Паола Чони заслужила за поддержку в работе по продвижению идеи создания памятника М.Горькому в Сорренто. Бронзовый памятник работы А.Ю.Рукавишникова был поставлен в центре города, рядом с домом Торквато Тассо, великого итальянского поэта эпохи позднего Возрождения. Торжества и научные мероприятия Фестиваля «Возвращение в Сорренто: Горькому — 150» собрали представителей политической, научной, культурной и бизнес-элиты обеих стран и участие госпожи Чони в этом событии было весьма знаменательным. Кроме того, при активном содействии П.Чони в 2021 году Мэрия Сорренто учредила 18 июня День Горького как официальный праздник города, открытый для фестивалей российской культуры, что является наглядным примером строительства «мостов» между народами и культурами наших стран.

Яркий темперамент, заинтересованность и глубокие научные знания госпожи Чони, ее доброжелательность и открытость объединяли людей: именно благодаря этим человеческим качествам П.Чони удавалось привлечь лучших специалистов к организации и проведению научных и просветительских мероприятий в университетах и исследовательских институтах Неаполя, Москвы, Петербурга, Рима, Великого Новгорода. Ее выступления всегда отличались глубиной постижения материала, новизной, оригинальностью, высоким научным уровнем и профессионализмом.

Главным итогом юбилейного года для ученой стал выход ее книги «Горький-политик» (отв. ред. М.А.Ариас-Вихиль, Санкт-Петербург, Алетейя, 2018). В марте 2020 года при участии сотрудников Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН в Посольстве Италии в Москве Паола Чони представила свою книгу. Модератором встречи-презентации выступил директор ИМЛИ РАН член-корреспондент РАН, доктор филологических наук В.В.Полонский.

В книге шесть глав, которые раскрывают наиболее важные этапы политической биографии писателя. Началом этой биографии стали 1900-е годы, когда писатель искренне увлекся социал-демократическими идеями, и наиболее явно это проявилось в его поездке в Америку, где он весьма критически описал современное ему американское общество как «Город Желтого дьявола».

Три главы книги взаимосвязаны одним сюжетом — Горький познакомился с Богдановым и Луначарским, восторженно оценил их неортодоксальный взгляд на марксизм: идеи единства опыта и пролетарской культуры, обоснованные Богдановым и религию социализма, сформулированную Луначарским. Идеи богостроительства писатель отразил в повести «Исповедь», проектом по формированию новой рабочей интеллигенции стала Каприйская школа. И все это поставило писателя в оппозицию к лидеру большевиков В.И.Ленину. Потому этот период жизни и творчества писателя в советском горьковедении определялся как период заблуждений, и была строго идеологически формализована интерпретация религиозно-философских исканий писателя.

Пятая глава рассказывает о самом сложном этапе жизни писателя: от возвращения с Капри в декабре 1913 года до отъезда за границу в октябре 1921 года. Роль Горького в событиях революции 1917 года — тема многогранная и дающая материал для многочисленных исследований. Паола Чони стремится проанализировать эволюцию взглядов писателя в этот неоднозначный период истории России, нашедший отражение в его цикле статей «Несвоевременные мысли».

В шестой главе автор объясняет причины, по которым М.Горький вынужден был вернуться на родину. В частности, на основе документов итальянских архивов она показывает, с какими сложностями столкнулся Горький и его семья в Италии с приходом к власти Муссолини, какие предпосылки привели писатели к «великому компромиссу» со Сталиным. Паола Чони, подводя итог политической биографии Горького, очень точно пишет: «Это... судьба литератора, который не видел свое художественное творчество вне общественной и политической ответственности» [1, с. 242].

В результате сотрудничества Паолы Чони с ИМЛИ РАН на свет появились ее научные статьи в коллективных научных трудах «Казань в жизни и творчество М.Горького. Горьковские чтения в Казани» (Казань, 2008), «Горький, Шмелев, Тэффи и другие. Юбилейный сборник к восьмидесятилетию Лидии Спиридоновой» (Москва, ИМЛИ РАН, 2015), «Максим Горький и художественная культура символизма» (Москва, Азбуковник, 2017), «"Недостижимая добродетель альтруизма": Максим Горький в итальянской критике. К 150-летию со дня рождения М. Горького» (Москва, Азбуковник, 2019), «Maksim Gor'kij: ideologie russe e realtà italiana I Максим Горький: российские идеологические контексты и итальянские реалии» (Roma, UniversItalia, 2020), «Горький в Италии. К 150-летию рождения писателя» (СПб., Симпозиум, 2021). Многие годы Паола Чони занималась разработкой темы присутствия русской интеллигенции на Капри по материалам Архива А.М.Горького ИМЛИ РАН, что отражено в ее совместных публикациях с сотрудниками ИМЛИ РАН.

Особый исследовательский интерес представлял для Паолы Чони горьковский проект высшей школы для рабочих, реализовавший на Капри. Каприйская школа — до сих пор недостаточно изученная тема, так как в классическом горьковедении советских лет она рассматривалась как результат ошибочного увлечения писателем идеями неортодоксального марксиста А.А.Богданова (Малиновского), который был в явной оппозиции В.И.Ленину. Это период, когда Горький сформулировал идеи богостроительства как новой религии, социалистической по духу. В этом его соратником был А.В.Луначарский. В «Ученых записках НовГУ» опубликован ряд статей Паолы Чони в соавторстве с М.А.Ариас-Вихиль, в которых на основе архивных документов раскрываются новые страницы истории Каприйской школы. «Воспоминания А.А.Луначарской о Максиме Горьком» (УЗ, 2018, № 15), «Воспоминания о Каприйской школе» (УЗ, 2019, № 19) дают возможность понять, как строилась Каприйская школа и более объективно судить о причинах разрыва личных отношений М.Горького с А.Богдановым. Статья «К 110-летию создания Каприйской рабочей школы (1909—2019): Горький и история школы в воспоминаниях учеников (К.А.Алферов. Встречи с А.М.Горьким)» (УЗ, 2019, № 22) продолжает раскрывать сложные аспекты этой недостаточно изученной темы, которая касается не только жизни и творчества М.Горького, но социально-политической истории России.

На страницах новгородского научного издания были опубликованы и другие работы Паолы Чони, посвященные Максиму Горькому. Работа «Максим Горький и Джованни Чена: духовная близость» (УЗ, 2020, № 29) показывает период жизни Горького на Капри и его взаимоотношения с главным редактором авторитетного итальянского журнала "Новая антология" ("Nuova Antologia"). В статье «Г.А.Алексинский:

горькая жизнь Максима Горького» (УЗ, 2020, № 31) ученый открывает для российских исследователей политическую биографию М.Горького, написанную Г.Алексинским, который был одним из соратников писателя в период Каприйской школы, но, заняв антиленинскую позицию, доживал свои дни в эмиграции, будучи забытым на родине. Последняя публикация П.Чони «Рецепция идей А.Богданова в статье "Разрушение личности" М.Горького» (УЗ, 2021, № 38) посвящена сложной проблеме — влиянию философии А.Богданова на все последующее творчество М.Горького, включая его последний роман «Жизнь Клима Самгина». В аннотации автор писала: «Это эссе важно для понимания мировоззрения М.Горького, складывавшегося и кристаллизовавшегося в эти годы на основе синтетического переосмысления идей А.Богданова об эмпириомонизме. Эта идейная близость в течение всего советского времени находилась под цензурой, как, впрочем, и воззрения самого А.Богданова. Но изучать Горького-писателя, не принимая во внимание то влияние, которое на него оказали идеи русского философа, значит — понимать его литературную эволюцию только наполовину» [2, с. 577].

Будучи историком и филологом-славистом, синьора Чони инициировала и поддерживала не только литературные, историко-культурные, но и серьезные художественные проекты, площадкой для которых стали лучшие музеи России, такие как Государственный Эрмитаж, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный музейно-выставочный центр «Росфото» в Санкт-Петербурге. Кроме того, содействовала контактам многочисленных российских исследователей — лингвистов, филологов, историков, археологов, художников-реставраторов и искусствоведов с итальянскими специалистами и профессиональными институциями. Многие научные публикации российских специалистов в Италии и итальянских ученых в России состоялись именно благодаря ее поддержке. Хотелось бы также отметить большой выставочный проект известного итальянского художника-философа, профессора римского Университета «Ла Сапиенца» Тито Марчи в Петербурге и выставочном зале Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова. Проект сопровождался публичными лекциями и воркшопами художника, которые вызвали огромный интерес среди студенческой молодежи и любителей искусства.

Госпожа Чони была открыта и внимательна ко всем тем, кто интересовался итальянской культурой. Важной страницей ее научной и творческой биографии является ее сотрудничество с издательским проектом «Biblioteca italica» в московском издательстве «Река времен». Именно Паола Чони подарила это звучное название проекту и предложила ряд ярких произведений итальянских авторов для перевода на русский язык, открывших российскому читателю неизвестные страницы итальянской литературы ХХ и XXI веков: творчество Федериго Тоцци, Клаудио Магриса, Эудженио Монтале, Романо Луперини и др. Поддерживая современную молодежь, она пыталась донести до нее высокий смысл итальянской культуры, не чураясь смелых экспериментов: всем запомнился концерт итальянского рэпера, который «читал» «Божественную комедию» Данте.

П.Чони участвовала в академическом проекте «Русские в Италии», результатом работы над которым стало издание «Русское присутствие в Италии в первой половине XX века: энциклопедия». В октябре 2019 года П.Чони организовала презентацию этой важной для русского читателя книги в Новгородском государственном университете. Фундаментальное издание представили почетный профессор русского языка и литературы Университета Салерно Антонелла д'Амелия и профессор русского языка и литературы венецианского Университета Ка'Фоскари Даниела Рицци. Мы с нетерпением ждали новую книгу П.Чони о Горьком и русском присутствии на Капри, которую она планировала закончить в 2022 году и которая, будем надеяться, выйдет в свет уже после ухода из жизни ее автора.

Многие годы П.Чони сотрудничала в таких авторитетных газетах Италии, как «Коррьере дела сера» и «Репубблика», а также как автор в литературной серии Дачии Мараини о выдающихся женщинах ("Donne nel 1968". Il Mulino: Bologna, 2018; "Donne della Repubblica". Il Mulino: Bologna, 2016; "Donne della Grande Guerra". Il Mulino: Bologna, 2014).

Родной город Паолы Чони Аматриче, расположенный на севере Лацио, в 2016 году был почти полностью уничтожен сильнейшим землетрясением, что отозвалось болью в ее сердце в то время, как она находилась в Москве и выступала на организованной ею конференции в Доме русского зарубежья о деятельности российских ученых-медиевистов, внесших существенный международный вклад в изучение истории Италии. Своих гостей и коллег П.Чони всегда угощала пастой аматричана, вспоминая свою дорогую родину.

Неравнодушная к природе, ко всему живому на земле, она дала приют и заботу нескольким бездомным животным, обожала своих домашних питомцев. П.Чони любила наблюдать живую жизнь, сохранившуюся в мегаполисах. Ее отличала безмерная любовь и понимание архитектуры, особый вкус к организации пространства, что выразилось в ее теплой привязанности к трем российским городам: Санкт-Петербургу, Москве и Новгороду Великому, — сыгравшим большую роль в истории мирового зодчества.

В инстаграме П.Чони завораживает цикл фотографий, передающих очарование Петербурга в целом ряде избранных мотивов: это виды каналов, мостов, арок и набережных, отражения в воде, особенно ночью, когда свет луны, звезд, закатов и городских иллюминаций преображает безлюдное пространство, будто воссоздавая тот самый странный, мистический, «умышленный» город, соответствующий остроумным поэтическим эпитетам Анны Ахматовой: «И царицей Авдотьей заклятый, Достоевский и бесноватый, Город в свой уходил туман» («Поэма без героя» https://ruthenia.ru/60s/ahmatova/poema1_3.htm). В образах ее фотографий передан дух призрачного города у воды, того самого «прозрачного Петрополя», в котором ей суждено было умереть.

Она угадывала в этих пейзажах литературный Петербург и прекрасный Петербург художников, исполненный мистериальной тайны. Неслучайно местом ее проживания стал дом на одной из красивейших исторических набережных северной столицы. Привязанность к стихии воды отразилась и в ее фотографиях Великого Новгорода с видами реки Волхов. Ее инстаграм открывают две знаковые фотографии, помещенные 5 декабря 2018 года: Горького и ее самой. Для нее как личности были характерны оптимизм, само ирония, острая наблюдательность, чуткость переживаний и яркость эмоций. Несмотря на краткость отпущенного ей судьбой срока, Паола Чони прожила яркую и содержательную жизнь, наполненную важными международными инициативами и событиями, которые она умела создавать сама. Ее будут помнить как прекрасного организатора, отзывчивого человека, выдающуюся творческую личность и общественного деятеля.

1. Чони П. Горький-политик / Отв. ред М.А. Ариас-Вихиль. Санкт-Петербург, Алетейя, 2018. 350 с.

2. Чони П. Рецепция идей А.Богданова в статье «Разрушение личности» М.Горького // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 5(38). С. 577-582. DOI: 10.346 80/2411-7951.2021.5(3 8).577-5 82

References

1. Cioni P., Arias-Vikhil' M.A. (ed.). Gor'kiy-politik [Gorky-politician]. Saint Petersburg, 2018. 350 p.

2. Cioni P. Retseptsiya idey A.Bogdanova v stat'ye «Razrusheniye lichnosti» M.Gor'kogo [Reception of Bogdanov's ideas in the article "The Disruption of personality" by M.Gorkiy]. Memoirs of NovSU, 2021, no. 5(38), pp. 577-582. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.5(38).577-582

Semenova A.L., Arias-Vikhil' M.A., Gavrilin K.N. In memory of Paola Cioni (1963—2021). The article reveals the scientific and organizational activities of Paola Cioni, Slavist, candidate of historical sciences, diplomat. During her stay in Russia, Mrs. P. Cioni became the initiator of a number of joint Russian-Italian scientific projects, as well as the organizer of educational and cultural events. As a talented scientist, Paola Cioni made a great contribution to Gorky's studies, developing topics related to Gorky's stay in Italy, with his activities as an organizer, together with A. Bogdanov and A. Lunacharsky, of a higher party school in Capri, aimed at forming a working intelligentsia. The author of scientific monographs and articles in scientific journals and collective works, Paola Cioni was distinguished by a bright social temperament and managed to leave a mark not only in science, but also in Russian-Italian international relations.

Keywords: Paola Cioni, Maxim Gorky, Italian Institute of Culture in St. Petersburg, NovSU, IWL RAS, IWS RAS, Russian-Italian international relations.

Сведения об авторах. Александра Леонидовна Семенова — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого; ORCID: 0000-0002-8963-3888; alsemenova@mail.ru; Марина Альбиновна Ариас-Вихиль — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Архива А.М.Горького Института мировой литературы им. А.М.Горького Российской академии наук; ORCID: 0000-0002-4182-8213; marina.arias@mail.ru; Кирилл Николаевич Гаврилин — кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории искусства и гуманитарных наук Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова; ORCID: 0000-0002-0432-5617; gavrilin_strog@mail.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 25.01.2022. Принята к публикации 05.02.2022.

Ссылка на эту статью: Семенова А.Л., Ариас-Вихиль М.А., Гаврилин К.Н. Памяти Паолы Чони (1963—2021) // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 1(40). С. 2-7. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.1(40).2-7

For citation: Semenova A.L., Arias-Vikhil' M.A., Gavrilin K.N. In memory of Paola Cioni (1963—2021). Memoirs of NovSU, 2022, no. 1(40), pp. 2-7. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.1(40).2-7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.